Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История немецкого языка Рекомендуется для направления подготовки





Скачать 152.51 Kb.
НазваниеУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История немецкого языка Рекомендуется для направления подготовки
Дата публикации08.01.2015
Размер152.51 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > История > Примерная программа
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Наименование дисциплины (модуля)

История немецкого языка

  1. Рекомендуется для направления подготовки


032700 - Филология

профиль «Зарубежная филология»

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «История немецкого языка» являются:

- изучение основных типологических особенностей строя немецкого языка в диахронии, а также на различных исторических этапах его развития в контексте общегерманских особенностей и его языкового наследия, с учетом его функционально-типологической, территориальной и социо-коммуникативной дифференциаций (литературный стандарт, обиходно-разговорный язык, диалекты и социолекты);

- формирование у студентов знаний и умений, позволяющих интерпретировать явления современного немецкого языка в исторической перспективе и объяснять истоки их возникновения.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700 – Филология. Профиль «Зарубежная филология».

Для усвоения курса требуется владение общей теорией языкознания и введения в германскую филологию, основами сопоставительного метода и исторического страноведения, а также знание ключевых исторических, событий и культурных типов в истории немецкоязычных этносов и государств (Германии, Австрии, Швейцарии).

Студент должен владеть основными методами лингвистического анализа старописьменных текстов, иметь представление о методологии классической филологии.

Студент должен овладеть основами исторической фонетики, грамматики, лексикологии немецкого языка, основам теории литературного стандарта и диалектологии.

Знания, полученные в ходе изучения истории немецкого языка, будут использоваться в курсах стилистики, национального варьирования немецкого языка, а также в дисциплинах специализации и при изучении курса методики преподавания немецкого языка как иностранного.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • владение нормами русского литературного языка, навыки практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

  • свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3);

  • владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

  • способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследова­тель­ской деятельности (ПК-5);

  • способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

  • владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

  • владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: базовую терминологию исторической лингвистики и основы теории исторической фонетики, грамматики, лексикологии немецкого языка, основы теории литературного стандарта и диалектологии;

Уметь: лингво-стилистически анализировать письменные памятники немецкого языка, работать с этимологическими словарями, историческими глоссариями, использовать современные лингво-исторические методы при объяснении современных явлений строя немецкого языка и форм его существования;

Владеть: методами лингвистической реконструкции и оценки диахронического потенциала языковых единиц, базами данных Интернет по исторической лингвистике (германистике).
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов), из них 72 ауд. часов.

п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего

контроля

успеваемости

(по неделям семестра)

Форма

промежуточной

аттестации

(по семестрам)

Лекции

Практи-ческие занятия

с.р.с.

1

Введение

4

1

2

2

6

Отчеты

на семинарских занятиях

реферат (1 неделя,

4 семестр)




2

РАЗДЕЛ 1. Древнейший и древний периоды

4

2-18

18

14

30

Отчеты на

семинарских занятиях

контрольная работа

(2-18 неделя, 4 семестр)

промежуточная аттестация

(9, 16 неделя, 4 семестр)

-зачет (18 неделя, 4 семестр)




3

РАЗДЕЛ 2. Средний период

5

1-9

8

8

36

Отчеты

на семинарских занятиях

контрольная работа

(1-9 неделя, 5 семестр);




4

РАЗДЕЛЫ 3-4. Новый и новейший периоды

5

10-18

8

8

36

Отчеты

на семинарских занятиях,

рефераты, контрольная

работа (10-17 недели,

5 семестр); Экзамен





Содержание дисциплины 1

ВВЕДЕНИЕ. Предмет и задачи истории языка. Её связь с другими дисциплинами. Методы и аспекты исторического языкознания. Проблемы и критерии периодизации истории немецкого языка. История строя языка, форм его существования и типов текстов. История немецкого языка в языкознании Германии и России *.

РАЗДЕЛ 1. Древнейший и древний периоды

Тема 1.1. Готский язык и его контакты и родство с немецким. Протонемецкий язык и его ареал. Формирование и динамика западногерманской языковой общности. Формирование древненемецкой народности. Раннефеодальные германские государства. Этноним "deutsch". Ареалы древненемецкого языка. Историческая судьба нижненемецкого языкового типа *.

Тема 1.2. Языковая ситуация древненемецкого периода. Древненемецкие письменные диалекты. Зарождение письменности и типология памятников 8-11 вв. Монастырская культура*. Практика перевода и образование.

Тема 1.3. Словарный состав древненемецкого языка. Состав корнеслова. Парадигматические изменения в лексике: архаизация, роль денотата, новации. Латинские заимствования 1-й и 2-й волны. Готизмы *. Калькирование. Древнейшие глоссарии.

Тема 1.4. Развитие словообразовательных средств в древневерхненемецкий период. Типология словообразовательных средств имени. Общегерманские суффиксы существительного. "Утяжеление" словообразовательных моделей. Развитие новых суффиксов из компонентов сложных слов. Суффиксы прилагательных: "Лёгкие и тяжёлые" суффиксы. Суффикс "-arius". Словосложение.

Тема 1.5. Глагольное словообразование в древневерхненемецкий период. Типология глагольной основы. Суффиксы из грамматических классов. Переразложение производящей основы. Префиксация и вербализация. Развитие т. н. отделяемых приставок.

Тема 1.6. Фонетическая система древневерхненемецких диалектов. Общегерманские черты и новации. Морфологические процессы. 2-е передвижение согласных. Вокализм. Проявление сингармонизма: повышение/понижение, умляут. Развитие и функции абляута. Дифтонгизация монофтонгизация, ослабление конечных слогов. Ареалогия фонетических процессов.

Тема 1.7. Морфологические особенности древневерхненемецкого существительного. Синтетизм. Грамматические категории: род, число, падеж. Перестройка системы склонения: родовая маркированность основ и индуцирующие типы. Переходный характер древневерхненемецкого склонения. Развитие артикля.

Тема 1.8. Морфолого-синтаксические особенности древневерхненемецкого прилагательного. Семантическая классификация. Становление сильного/слабого склонения. Степени сравнения.

Тема 1.9. Морфолого-синтаксические особенности древневерхненемецкого глагола. Общегерманские черты. Грамматические категории: время, наклонение, залог, видовые значения. Неличные глагольные формы. Унификация и ареология личных окончаний. Значение временных форм глагола: грамматическое поле "времени" и его конституэнты; грамматическое поле "залога" и его конституэнты.

Тема 1.10. Синтаксис древневерхненемецкого периода. Унаследованные черты и новые тенденции. Отрицание. Атрибутивный комплекс. Позиция сказуемого. Синтаксические функции прилагательного. Двусоставность предложения. Структурные типы сложных предложений. Стилистическая маркированность синтаксических форм.

Тема 1.11. Типологические особенности древневерхненемецкого языка. Соотношение синтаксических/аналитических черт. Функциональная специфика древневерхненемецкого. Диахронические константы: звуковой строй, флексия, словообразование: синтаксис, лексика. Редукционизм текстовой основы. Ареальные тенденции. Проблема «древненемецкого литературного языка» *.

РАЗДЕЛ 2. Средний период

Тема 2.1. Языковая ситуация средневерхненемецкого периода. Культурные и социальные новации. Восточная экспансия *. Основные группы диалектов. Письменный язык придворно-рыцарской культуры. Социолекты и их динамика *.

Тема 2.2. Фонологическая система средневерхненемецкого периода. Вокализм ударных слогов. Развитие умлаута. Региональные различия. Дифтонгизация и монофтонгизация. Редукция. Консонантизм. Фонема [Š]. Контракция. Переразложение основ.

Тема 2.3. Изменения в словарном составе в средневерхненемецкий период. Архаизация. Наддиалектная лексика и неологизмы. Семантические изменения. Латинские заимствования. Лексические проникновение из других языков. Французские заимствования. Нидерландизмы. Славянизмы. Ономастика *.

Тема 2.4. Словообразование средневерхненемецкого языка. Именные аффиксы и новации. Переразложение. Заимствованные суффиксы абстрактных существительных. Стилистическая маркированность словообразовательной модели. Территориальные различия диминутивов. Суффиксы прилагательных. Субстантивация и основосложение. Глагольное словообразование. Заимствованные суффиксы.

Тема 2.5. Морфологические особенности средневерхненемецкого языка. Имя: развитие системы склонения: формообразование прилагательных. Наречие. Омоморфия глагола. Унификация классов слабых глаголов. Дальнейшее развитие аналитических форм времени и залога.

Тема 2.6. Синтаксис и стиль средневерхненемецкого языка. Микросинтаксические единицы и их оформление. Категория "партитивности". Становление порядка слов и двусоставность предложения. Употребление и формы артикля. Способы выражения отрицания. Сложное предложение. Стилистическая маркированность синтаксических форм.

РАЗДЕЛ 3. Новый период

Тема 3.1. Членение нового периода. Языковая ситуация ранненововерхненемецкого периода. Формы существования языка. Региональные "литературные языки". Восточно-средненемецкий вариант. Реформация и языковая деятельность М.Лютера. Теории возникновения литературного предстандарта.

Тема 3.2. Лексическая система ранненововерхненемецкого языка. Словотворчество и культура гуманистов 16 века. Нормализация и устранение дублетов. Пуристы. Социолекты и их лексикон (печатники, купцы, моряки, военные). Арготизмы *. Ранняя национальная лексикография.

Тема 3.3. Фонетическая система и орфоэпическая норма 16-18 вв. Унификация письменности. Немецкое "сценическое произношение". Принципы графики Я.Гримма. Деятельность К.Дудена.

Тема 3.4. Морфологическая система ранненововерхненемецкого языка. Становление основных типов склонения существительного. Проблема "смешанного" склонения. Сохранение различий в литературном/разговорном языке. Морфология глагола: аналитические формы. Различия глагольной морфологии в диалектах и в литературном языке.

Тема 3.5. Синтаксические особенности ранненововерхненемецкого языка. Влияние стилистического расслоения языка на синтаксис. Синтаксические латинизмы 15-16 вв. Черты простого предложения: члены предложения и порядок слов. Сложное предложение и "деловая проза" 15-16 вв. * Роль классической литературы 18 в. в развитии литературного стандарта.

Раздел 4. Новейший период *

Тема 4.1. Тенденции развития новонемецкого языка и его строя. Полицентризм и динамика языковой нормы в 18-20 вв. Тенденции взаимовлияния форм существования языка. Действие диахронических констант в морфологии и в синтаксисе. Иноязычные влияния. Немецкий язык в 20 и 21 вв. Современные проблемы немецкой графики и её реформы. Расширение сфер употребления современного немецкого как языка международного общения.
5. Рекомендуемые образовательные технологии

При проведении практических занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

Активное использование работы с веб-ресурсами в Интернет. Поисковые системы и сбор информации студентами к семинарам самостоятельно. Работа с преподавателем дистанционно через систему Moodle (см. п. 6) в блогах и в тематических чатах.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Промежуточной аттестацией являются: выполнения заданий и отчёт по семинарским занятиям, результатам промежуточного тестирования, ответам и выступлениям на практических занятиях, результатам контрольных заданий. Экзаменационная оценка ставится на основании письменного и устного ответов по экзаменационному билету.

Предусмотрено выполнение заданий исследовательского и систематизирующего характера на практических занятиях. Студенты привлекаются к решению этимологических задач, к выполнению заданий по этимологизации слов по этимологическим словарям.

Для поддержки самостоятельной работы используются сборники тестов, задач, упражнений:

Рахманова Н.И. и др. История немецкого языка. От теории к практике. М., 2004.

Die Älteste deutsche Dichtung / Hrsg. von H.Mettke. Leipzig, 1983.

Практические занятия по истории немецкого языка / Ред. Е.Н.Риттер. Л., 1963.

Altdeutsche Texte / Red. H.Mettke. Leipzig, 1970.

Frühneuhochdeutsche Texte / Red. H.Mettke. Leipzig, 1982.

Frühneuhochdeutsches Lesebuch / Hrsg. von O.Reichmann u. a. Tübingen, 1988.

Курсовая работа по курсу не предусмотрена.
Примерные контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля по темам:
Вариант 1

1. Bestimmen Sie zeitlich die althochdeutsche Sprachperiode:

  • 770 – 1050

  • 800 – 1200

  • 800 – 1100

  • 700- 1000

2. Wie lautet die volle, moderne Form bzw. Infinitiv von mhd. lît ?

  • liegt - liegen

  • lügt - lügen

  • leiht - leihen

  • liebt - lieben

3. Erklären Sie den Konsonantenwechsel in: was – wâren:

  • Rothazismus

  • Hebung

  • Senkung

  • Synkope

4. Wie lautet die volle, moderne Form bzw. Infinitiv von mhd. hân ?

  • (sie, wir) hassen - hassen

  • (sie, wir) haben – haben

  • (sie, wir) hauen - hauen

  • (sie, wir) handeln - handeln

5. Wo entstand die erste deutsche Druckerei?

  • Basel

  • Wien

  • Strassburg

  • Augsburg

6. Wer war der Autor des ersten grossen deutsch-lateinischen Wörterbuches?

  • M.Luther

  • P.Dasypodius

  • J.Maaler

  • S.Brant

7.Welche Regionalvariante der frnhd. Schriftsprache war führend?

  • Niederdeutsch

  • Westmitteldeutsch

  • Ostoberdeutsch

  • Ostmitteldeutsch

8. Welches Wort gehört zur 1. (älteren) Schicht der lateinischen Entlehnungen?

  • Der Tempel

  • Die Tafel

  • Der Pfaffe

  • Die Tinte

9. Bestimmen Sie die Bedeutung und Funktion der ahd. Kasusform: tho ziganganemo themo wine.

  • Dativus absolutus

  1. Instrumentalis

  2. Dativus ablativus

  3. Dativus possessivus

10. Bestimmen Sie die Bedeutung und Funktion der ahd. Kasusform: her fragen gistuont fohem wortum.

  • Dativus Absolutus

  • Instrumentalis

  • Dativus ablativus

  • Dativus possessivus


Ключи к заданиям (ответы):

Вариант 1

  1. 770 – 1050

  2. . liegt - liegen

  3. Rothazismus

  4. (sie, wir) haben – haben

  5. Strassburg

  6. J.Maaler

  7. Ostmitteldeutsch

  8. Der Pfaffe

  9. Dativus absolutus

  10. Instrumentalis


Вариант 2

1. Bestimmen Sie die Bedeutung und Funktion der ahd. Kasusform: du […] wili mih dinu speru werpan.

    • Dativus absolutus

    • Instrumentalis

    • Dativus ablativus

    • Dativus possessivus

2. Wie lautet die volle, moderne Infinitivform von mhd. gân ?

  • gehen

  • geben

  • giessen

  • gähnen

3. Welches Wort gehört zur 1. (älteren) Schicht der lateinischen Entlehnungen?

  • Die Strasse

  • Die Tafel

  • Die Speise

  • Der Dekan

4. Bestimmen Sie die Bedeutung und Funktion der ahd. Kasusform: du bist dir alter Hun, ummet spaher.

    • Dativus absolutus

    • Instrumentalis

    • Dativus ablativus

    • Dativus possesivus

5. Bestimmen Sie zeitlich die mittelhochdeutsche Sprachperiode.

  • 1050-1200

  • 1050 - 1350

  • 1100 - 1300

  • 1000 - 1250

6. Erklären Sie den Konsonantenwechsel in: mhd. maget – nhd. Maid.

  • Kontraktion

  • Rothazismus

  • Synkope

  • II. Lautverschiebung

7. Erklären Sie den Vokalwechsel in: ahd. gast – gesti.

  • Hebung

  • Senkung

  • Primärumlaut

  • Sekundärumlaut

8. Zur welchen Textsorte gehörte das älteste ahd. Sprachdenkmal?

  • Gebet

  • Vocabularius

  • Zauberspruch

  • Heldenlied

9. Bestimmen Sie die phonetische Korrelation in: lat. piscis - ahd. fish.

  • I. Lautverschiebung

  • Rothazismus

  • II. Lautverschiebung

  • Umlaut

10. Welche Variante der frnhd. Schriftsprache wurde von Zeitgenossen „das gemeine Deutsch“ genannt?

  • Niederdeutsch

  • Westmitteldeutsch

  • Ostoberdeutsch

  • Ostmitteldeutsch

Ключи к заданиям (ответы):

Вариант 2

  1. Instrumentalis

  2. gehen

  3. Die Strasse

  4. 1050 - 1350

  5. Dativus possessivus

  6. Kontraktion

  7. Primärumlaut

  8. Vocabularius

  9. I. Lautverschiebung

  10. Ostoberdeutsch

Источники:

Mittelhochdeutsche Texte / Hrsg. von K.Uustalu, Tartu: Universitätsverlag, 1978. – S. 96

Рахманова Н.И. История немецкого языка: от теории к практике. М., 2004.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Чемоданов Н.С. Хрестоматия по истории немецкого языка. М., 1978. - 2-е и др. издания. (гриф Минобразования).

Москальская О.И. История немецкого языка. М., 1969, 1977, 2003, (на немец. яз.) (гриф Минобразования).

Рахманова Н.И. и др. История немецкого языка. От теории к практике. М., 2004. (гриф Минобразования).

Зиндер Л.Р., Строева Т.В. Практикум по истории немецкого языка. Л., 1978. (на немец. яз) (гриф Минобразования)

Филичева Н.И. История немецкого языка (курс лекций). М., 2003, 1959. (гриф Минобразования).

Арсеньева М.Г. Немецкий язык // Введение в германскую филологию / Ред. М.Г.Арсеньева и др. М., 1998 (и др. издания). – С.239-297. (гриф Минобразования).
б) дополнительная литература:

Адмони В.Г. Исторический синтаксис немецкого языка. М., 1963.

Гухман М.М. От языка немецкой народности к немецкому национальному языку. М., 1955-1959. - Ч. 1-2.

Зиндер Л.Р., Строева Т. В. Историческая фонетика немецкого языка. Л., 1968.

Зиндер Л.Р., Строева Т. В. Историческая морфология немецкого языка. Л., 1968.

Филичева. Н.И. Немецкий литературный язык. М., 1992.

Зеленецкий А.Л. Истоки немецкого языка. Калуга, 1993. - Ч.1 - 2.

Бах. А. История немецкого языка. М., 1953., 2002.

Гухман М.М., Семенюк Н. Н. История немецкого литературного языка 9-15 вв. М., 1983.

Гухман М.М., Семенюк Н.Н., Бабенко Н.Н. История немецкого литературного языка 16-18 вв. М., 1985.

Гухман М.М. Язык немецкой политической литературы эпохи Реформации и Крестьянской войны. М., 1970.

Розен Е.В. Немецкая лексика: История и современность. М., 1991.

Практические занятия по истории немецкого языка. / Ред. Е.Н. Риттер. Л., 1963.

Сквайрс Е.Р. Нижненемецкий язык Ганзы. М., 1998.

Семенюк Н.Н. Очерки по исторической стилистике немецкого языка. М., 2000.

Найдич Л.Э. Истоки изучения немецкого языка // История лингвистических учений. Позднее средневековье / Ред. А.В.Десницкая. СПб., 1991. – С.115-124.

Немилов А.Н. Немецкие гуманисты 15 века. Л., 1979.

Нессельштраус Ц.Г. Немецкая первопечатная книга. Декорировка и иллюстрация. СПб., 2000.

Реутин М.Ю. Народная культура Германии. Позднее Средневековье и Возрождение. М., 1996.

Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы 15 - 17 вв. М., 1955.

Geschichte der deutschen Sprache / Verf. von einem Autorenkollektiv unter Leitung von W.Schmidt u. a. Leipzig, 1983. ( и др. издания)

Blum S., Schieb G., Ising E. u. a Der Weg zur deutschen Nationalsprache. Die Norm // Die deutsche Sprache. Kleine Enzyklopädie. Leipzig, 1969. Bd. 1. – S.104-283.

Жирмунский В.М. История немецкого языка. М., 1956 (также ранние издания).
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

www.uni-wuerzburg.de Vorlesungsapparate von Prof. N.R.Wolf, Prof. H.Brunner, Prof. J.Schwitalla und Prof. W.Wegstein (Institut f. dt. Philologie)

www.ids-mannheim.de Institut für deutsche Sprache Mannheim. Zentrale außeruniversitäre Einrichtung zur Forschung und Dokumentation der deutschen Sprache (Cosmas I-II).

www.mediaaevum.de Web-Portal zur Mediaevistik und Sprachgeschichte

CD–ROM: Das Wörterbuch der deutschen Sprache von J. und W.Grimm. EDV. 2004.

CD–ROM: Luthers Bibel. Digitale Bibliothek. EDV. 2004.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс, используемый при проведении практических занятий и при подготовке студентов (самостоятельная справочно-поисковая работа с ресурсами Internet). Для обеспечения данной дисциплины необходимо мультимедийное оборудование: лекционная аудитория с затемнением; проекционный аппарат (бимер); компьютерный класс для самостоятельной работы студентов с Интернет; копировальный аппарат, сканер.

Содержание программы должно быть представлено в сети Интернет или в локальной сети вуза (желательно платформа Moodle).
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 032700 – Филология, профиль «Зарубежная филология».
Разработчик:

профессор Самарского государственного университета С.И. Дубинин

Рецензент:

профессор Кабардино-Балкарского государственного университета Р.С. Аликаев

1 Темы, вынесенные только на самостоятельное изучение (также выполнение рефератов), отмечены звездочкой (*).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История немецкого языка Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Инновационные...
«Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)»
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История немецкого языка Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История...
Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История немецкого языка Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение...
Дать студентам общее представление о славянской филологии, об объекте ее изучения, охарактеризовать основные проблемы, актуальные...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История немецкого языка Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современные...
Целями освоения дисциплины «Современные проблемы зарубежной литературы» являются
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История немецкого языка Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Теория...
Дэвид Карузо Ph. D., один из авторов наиболее авторитетной методики оценки эмоционального интеллекта msceit, коллега Питера Саловея...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История немецкого языка Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины Экономика Рекомендуется...
Основная цель изучения дисциплины Экономика формирование у студентов научного экономического мышления
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История немецкого языка Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История немецкого языка Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется...
Б. 3) модуля основы природопользования (ОП), охватывающего разнообразные аспекты воздействия человека на окружающую среду, защиты...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История немецкого языка Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 4
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История немецкого языка Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История немецкого языка Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История немецкого языка Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История немецкого языка Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История немецкого языка Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История немецкого языка Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История немецкого языка Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск