Учебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется для направления подготовки





Скачать 372.23 Kb.
НазваниеУчебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется для направления подготовки
страница1/4
Дата публикации03.01.2015
Размер372.23 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > География > Примерная программа
  1   2   3   4



ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Наименование дисциплины

ГЕОГРАФИЯ

Рекомендуется для направления подготовки

022000 Экология и природопользование
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр


  1. Цель освоения дисциплины:

    • Ввести студентов в Мир географии, относящейся к системам естественных и общественных наук.

    • Дисциплина, которая закладывает основы географического мировоззрения, мышления и знания.

    • Своеобразный «мост» между школьной и университетской географией.

    • Познакомить студентов с местом, ролью и значением географии в современном мире.

    • Сформировать научные представления о формах и структурах пространственной организации жизни общества и законах ее функционирования на разных уровнях – локальном, региональном, национальном, межнациональном, глобальном.

    • Показать важность регионального подхода в решении важнейших проблем современности.

    • Предложить для анализа существующий методологический и методический аппарат исследования.

    • Освоить в оптимальном объеме географическую номенклатуру.



2. Место дисциплины в структуре ООП: Б.2.

Дисциплина должна изучаться на первом году обучения в течение одного

семестра вместе с освоением студентами блока естественнонаучных

фундаментальных и базовых профессиональных дисциплин
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций. Объект, предмет и структура географии. Функции географии в современном мире. Система географических наук. Основные этапы развития географии. Географические школы. Методология географии. Специфика научного знания. Основные понятия и концепции. Сквозные методы (направления) в географии. Земля в Солнечной системе. Закон географической зональности. Высотная поясность. Геосистемы. Основные направления географических исследований. Территориальная организация общества, знания о территориальной дифференциации природно-ресурсных, хозяйственных, социальных, экономических и политических явлений и процессов. Основные понятия и концепции районной школы. Глобализация, региональный аспект глобальных проблем современности. Устойчивое развитие.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: Сущность объекта и предмета географии, систему географических наук. Функции географии. Основные понятия и теоретические концепции географии, ведущие научные школы. Методологию и основные методы (направления) исследования. Географическую номенклатуру.

Уметь: Реферировать географическую литературу. Использовать теоретический и методический потенциал географии в анализе актуальных проблем развития современного общества.
Владеть: Знаниями в объеме предложенной программы - системой подходов и методов пространственного анализа географических и общественно-географических явлений, соответствующими навыками и приемами и необходимым инструментарием комплексного географического исследования.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля):

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточ-ной аттестации (по семестрам)

Ауди-тор-ные

Лек-ции

Семин. и практ. занятия

Самост. работа

1

Введение. Конструктивное и мировоззренчес-кое значение географии

1

1-2

6

4

2

4




2

Основные этапы формирования и развития географии в России и за рубежом. Основные школы и персоналии

1

2-5

12

6

6

6




3

Методологические основы географи-

ческой науки

1

6-7

8

4

4

4




4

Формирование советской районной школы экономической географии

1

8

4

2

2

2




5

Региональный аспект глобальных проблем современности и задачи географии

1

9

4

2

2

2




6.

Методология географии и понятийно-терми-нологическая система географии

1

10

4

2

2

2




7

Используемые подходы и методы географических исследований

1

11

4

2

2

2




8

Основные общеге-ографические закономерности и проблемы географии

1

12-15

16

8

10

8




9

География, эколо-гия и природо-пользование. География и географ в совре-менном мире

1

16-17

8

4

4

4




10

Основные источники географической информации

1

18

4

2

2

2







ВСЕГО:

1

18

72

36

36

36

108


Часть 1. Общая география.

Введение. Определение географии, ее объект и предмет. Понятие географических сфер, ландшафтной оболочки Земли, геосистемы, природного территориального комплекса, природных ресурсов, экономико-географического положения, территориально-производственного комплекса, территориальной организации общества. Система географических наук. Подсистемы физической (природной) географии и социально-экономической. Сущность, функции, взаимосвязь с другими географическими и неогеографическими науками. Дифференциация и интеграция географических наук.

Интегральные географические науки: картография, страноведение, регионоведение, география океана, историческая география. Прикладные науки: медицинская география, мелиоративная, политическая география и геополитика, рекреационная, географическая экспертиза и мониторинг. География в системе наук о Земле и общественных наук. География и геоэкология. Экономическая география и экономика, социальная география и социальная наука, политическая география и геополитика: их соотношение и взаимосвязь. Назначение (функции) географии в современном обществе. Интегративные функции географии.

Основные этапы развития географии. История путешествий и территориальных открытий; история развития географических идей, географического мышления (по Н.Н. Баранскому) и становления теории географии. Географический кругозор и географическая картина мира.

Географические познания первобытных народов. Географические сведения древних культурных народов. География в античное время. Геродот, А. Македонский, Аристотель, Эратосфен, Птолемей, Страбон. Средневековье. Роль арабских ученых в развитии естествознания и географической науки. Эпоха Великих географических открытий. Карта Меркатора. «Большой чертеж» Российского государства. География в России в ХУП – ХУШ вв. Землепроходцы. Роль Петра I в развитии географии и экспедиционных исследований В.Н. Татищев. Создание Географического департамента в Российской академии наук. М.В. Ломоносов и география. Генеральное межевание России – уникальное научно-практическое мероприятие. География в Западной Европе в ХVП – ХIX вв. «Генеральная география» Б. Варениуса. Д. Кук, И. Кант. А. Гумбольдт – основатель современной физической географии. К. Риттер, Э. Реклю.

Формирование новой экономической географии в первой половине XIX в. Зарождение экономико-географических идей. Немецкая школа камеральной статистики и французская школа коммерческой географии. Основные направления развития экономико-географических идей во второй половине XIX - начале XX вв. Французская школа географии человека. Антропогеография и ее основные представители. Хорологическое направление. Пространственное моделирование территориальных социально-экономических систем (И. Тюнен, А. Вебер, В. Кристаллер и др.). Идеографическое и номографическое направления в географии.

Российская география ХIX – начала ХХ вв. Первое Русское кругосветное путешествие

И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. Учреждение в Петербурге Русского географического общества. Д.Н. Анучин и Московский университет. П.П. Семенов-Тян-Шанский, В.В. Докучаев и А.И. Воейков. Достижение Р. Пири Северного полюса, а Р. Амундсеном Южного полюса планеты. В.П. Семёнов-Тян-Шанский и его вклад в экономическую и социальную географию. Отраслево-статистическая школа В.Э. Дена. Теоретические исследования и обобщающие работы Л.С. Берга, А.А. Григорьева, И.П. Герасимова, К.К. Маркова, С.В. Калесника, Д.Л. Арманда, М.А. Глазовской, К.А. Салищева, Н.А. Солнцева, В.Б. Сочавы и других крупнейших ученых-географов.

Развитие советской районной школы экономической географии и страноведения во второй половине ХХ века (Н.Н. Баранский, Н.Н. Колосовский, И.А. Витвер, Ю.Г. Саушкин, И.М. Маергойз). Пространственный анализ в экономической и социальной географии. Современная оценка концепции территориальных хозяйственных систем, территориально-производственных комплексов (ТПК) и энергопроизводственных циклов (ЭПЦ) Н. Н. Колосовского. Значение концепции территориальной структуры хозяйства И.М. Маергойза. Страноведение. Значение страноведения для науки, культуры и практики. Проблемная ориентация страноведения.

Экспедиционные исследования и открытия. Освоение Северного морского пути, изучение Антарктиды, Мирового океана. Картографическое обеспечение науки и практики. Создание Большого Советского атласа мира, Физико-географического атласа мира, серии региональных атласов, карт для высшей школы. Образование географических факультетов в университетах и географических институтов в системе АН СССР, Гидрометеослужбы, Главного Управления геодезии и картографии. Развитие системы географических наук, ее дифференциация на отраслевые географические науки. Формирования различных академических и университетских географических научных школ. Разработка новых и новейших методов исследования: аэрокосмических, математических, геохимических, геофизических, палеогеографических и др.

Характерные черты Российской географии в постсоветский период: ее экологизация, глобализация, гуманитаризация и гуманизация, социологизация.

Зарубежная география ХХ - начала ХХI в. Создание в 1922 г. Международного географического союза. Международные географические конгрессы. Традиции национальных школ: «География человека» (Франция); германская школа с традициями углубленного теоретического анализа, регионального планирования и геополитики: англо-американская и шведская школы теоретической географии и широкого использования количественных методов. Транснационализация как проявление международного разделения труда. Миросистемная концепция И. Валлерстайна.

Региональный анализ: теории и модели регионального развития. Теория полюсов роста Ф. Перру, центро-периферическая парадигма и ее значение для географических исследований. Региональная политика. Основные методы региональной политики. Понятие проблемных регионов. Поведенческая география. География восприятия. Факторы, влияющие на формирование образов и представление о территории. Роль поведенческой (бихевиористской) географии и географии восприятия в оптимизации пространства, размещении производства и формировании жизненной среды человека.

Объединяющее влияние хорологической концепции А. Геттнера - Р. Хартшорна. Изучение пространственной морфологии явлений – З. Пассарге и др. Французская школа региональной географии – П. Видаль де ля Блаш, Ж. Боже-Гарнье и др. Географический детерминизм. Становление эволюционных идей в геоморфологии (В.М. Дэвис) и в биогеографии (Ф. Клементс).

Разработка геополитических теорий (Ф. Ратцель, Р. Челлен, К. Хаусхофер, Х. Маккиндер). Во второй половине ХХ в. создание методологии и методов пространственного анализа (П. Хаггетт, В. Бунге, У. Изард и др.). Теория центральных мест В. Кристаллера и А. Лёша. Развитие Р. Хортоным, А. Стралером количественной морфологии речных бассейнов. Создание теории островной биогеографии. Внедрение системного подхода. Экологизация географии. Формирование центров ландшафтно-экологических исследований в Западной и Центральной Европе, США.

Региональный аспект глобальных проблем современности и задачи социально-экономической географии. «Русский космизм» и концепция ноосферы. Типы и виды глобальных проблем. Дискуссия о пределах потенциала Земли для поддержки экономического роста человека. Понятие экологического императива и коэволюции. «Римский клуб» и его вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганды идеи гармонизации отношений человека и природы.

Проблемы мира и безопасности народов. Объективная необходимость гуманизации международных отношений. Новое политическое мышление. Глобальная демографическая проблема. Сценарии роста численности населения мира. Пороговые ситуации. Глобальная продовольственная проблема. Понятие о природных условиях и ресурсах территории. Использование земель. Региональные различия по континентам и странам. Особенности интенсификации сельскохозяйственного производства и экологические проблемы. Необходимость интегрального подхода к социо-эколого-экономическому развитию сельских территорий и эколого-экономическому развитию сельского хозяйства. Мировая урбанизационная проблема. Понятие единой системы расселения. Процессы и тенденции урбанизации в странах разных типов. Регулирование роста крупнейших городов и научное обоснование управления процессами урбанизации с учетом региональных условий. Пространственный аспект урбанизации. Процессы агломерирования. Экология города. Понятие о районной планировке.

Проблема обеспечения человечества сырьем и энергией. Структура современного мирового топливно-энергетического баланса. Источники загрязнения среды. Глобальная энергетическая стратегия. Современные перспективы использования пресных вод. Опреснение морской воды. Понятие о пределах сбалансированного потребления.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины Экономика Рекомендуется...
Основная цель изучения дисциплины Экономика формирование у студентов научного экономического мышления
Учебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины биология рекомендуется для направления подготовки
Земли для обеспечения систем охраны биоразнообразия и управления биологическими процессами
Учебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Инновационные...
«Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)»
Учебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины «основы геоинформатики»...
Целью курса является также овладение практическими навыками работы с основными геоинформационными пакетами и возможностями их применения...
Учебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется...
Целью освоения дисциплины «Экология человека» является: формирование у студентов устойчивых базовых знаний об основах экологии человека...
Учебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История...
Данная учебная дисциплина входит в раздел «б профессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3 по направлению подготовки впо 032700 –...
Учебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Экологическое нормирование...
Курс Экологическое нормирование относится к модулю «Прикладная экология» цикла Б. 3 (профессиональный цикл; базовая (общепрофессиональная...
Учебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение...
Дать студентам общее представление о славянской филологии, об объекте ее изучения, охарактеризовать основные проблемы, актуальные...
Учебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование программы «Картография» Рекомендуется для направления подготовки
Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Картография» выработка у студентов знаний базовых понятий картографии (элементы...
Учебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется...
Б. 3) модуля основы природопользования (ОП), охватывающего разнообразные аспекты воздействия человека на окружающую среду, защиты...
Учебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины геология рекомендуется для направления подготовки
Она обеспечивает фундамент и взаимосвязь всех изучаемых геологических дисциплин. Изучение Общей геологии направлено также на приобретение...
Учебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа Наименование дисциплины прямой маркетинг рекомендуется...
Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами. 10
Учебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется...
Впо и типовой рабочей программы по ландшафтному дизайну. Она содержит разделы, посвященные стилю, пространственной структуре и композиционным...
Учебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины виноградарство рекомендуется...
Цель дисциплины формирование знаний и умений по биологии, экологии, технологии, основам ампелографии и селекции винограда
Учебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современные...
Целями освоения дисциплины «Современные проблемы зарубежной литературы» являются
Учебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История...
Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск