Скачать 372.23 Kb.
|
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Наименование дисциплины ГЕОГРАФИЯ Рекомендуется для направления подготовки 022000 Экология и природопользование Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
2. Место дисциплины в структуре ООП: Б.2. Дисциплина должна изучаться на первом году обучения в течение одного семестра вместе с освоением студентами блока естественнонаучных фундаментальных и базовых профессиональных дисциплин 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций. Объект, предмет и структура географии. Функции географии в современном мире. Система географических наук. Основные этапы развития географии. Географические школы. Методология географии. Специфика научного знания. Основные понятия и концепции. Сквозные методы (направления) в географии. Земля в Солнечной системе. Закон географической зональности. Высотная поясность. Геосистемы. Основные направления географических исследований. Территориальная организация общества, знания о территориальной дифференциации природно-ресурсных, хозяйственных, социальных, экономических и политических явлений и процессов. Основные понятия и концепции районной школы. Глобализация, региональный аспект глобальных проблем современности. Устойчивое развитие. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: Сущность объекта и предмета географии, систему географических наук. Функции географии. Основные понятия и теоретические концепции географии, ведущие научные школы. Методологию и основные методы (направления) исследования. Географическую номенклатуру. Уметь: Реферировать географическую литературу. Использовать теоретический и методический потенциал географии в анализе актуальных проблем развития современного общества. Владеть: Знаниями в объеме предложенной программы - системой подходов и методов пространственного анализа географических и общественно-географических явлений, соответствующими навыками и приемами и необходимым инструментарием комплексного географического исследования. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля): Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Часть 1. Общая география. Введение. Определение географии, ее объект и предмет. Понятие географических сфер, ландшафтной оболочки Земли, геосистемы, природного территориального комплекса, природных ресурсов, экономико-географического положения, территориально-производственного комплекса, территориальной организации общества. Система географических наук. Подсистемы физической (природной) географии и социально-экономической. Сущность, функции, взаимосвязь с другими географическими и неогеографическими науками. Дифференциация и интеграция географических наук. Интегральные географические науки: картография, страноведение, регионоведение, география океана, историческая география. Прикладные науки: медицинская география, мелиоративная, политическая география и геополитика, рекреационная, географическая экспертиза и мониторинг. География в системе наук о Земле и общественных наук. География и геоэкология. Экономическая география и экономика, социальная география и социальная наука, политическая география и геополитика: их соотношение и взаимосвязь. Назначение (функции) географии в современном обществе. Интегративные функции географии. Основные этапы развития географии. История путешествий и территориальных открытий; история развития географических идей, географического мышления (по Н.Н. Баранскому) и становления теории географии. Географический кругозор и географическая картина мира. Географические познания первобытных народов. Географические сведения древних культурных народов. География в античное время. Геродот, А. Македонский, Аристотель, Эратосфен, Птолемей, Страбон. Средневековье. Роль арабских ученых в развитии естествознания и географической науки. Эпоха Великих географических открытий. Карта Меркатора. «Большой чертеж» Российского государства. География в России в ХУП – ХУШ вв. Землепроходцы. Роль Петра I в развитии географии и экспедиционных исследований В.Н. Татищев. Создание Географического департамента в Российской академии наук. М.В. Ломоносов и география. Генеральное межевание России – уникальное научно-практическое мероприятие. География в Западной Европе в ХVП – ХIX вв. «Генеральная география» Б. Варениуса. Д. Кук, И. Кант. А. Гумбольдт – основатель современной физической географии. К. Риттер, Э. Реклю. Формирование новой экономической географии в первой половине XIX в. Зарождение экономико-географических идей. Немецкая школа камеральной статистики и французская школа коммерческой географии. Основные направления развития экономико-географических идей во второй половине XIX - начале XX вв. Французская школа географии человека. Антропогеография и ее основные представители. Хорологическое направление. Пространственное моделирование территориальных социально-экономических систем (И. Тюнен, А. Вебер, В. Кристаллер и др.). Идеографическое и номографическое направления в географии. Российская география ХIX – начала ХХ вв. Первое Русское кругосветное путешествие И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. Учреждение в Петербурге Русского географического общества. Д.Н. Анучин и Московский университет. П.П. Семенов-Тян-Шанский, В.В. Докучаев и А.И. Воейков. Достижение Р. Пири Северного полюса, а Р. Амундсеном Южного полюса планеты. В.П. Семёнов-Тян-Шанский и его вклад в экономическую и социальную географию. Отраслево-статистическая школа В.Э. Дена. Теоретические исследования и обобщающие работы Л.С. Берга, А.А. Григорьева, И.П. Герасимова, К.К. Маркова, С.В. Калесника, Д.Л. Арманда, М.А. Глазовской, К.А. Салищева, Н.А. Солнцева, В.Б. Сочавы и других крупнейших ученых-географов. Развитие советской районной школы экономической географии и страноведения во второй половине ХХ века (Н.Н. Баранский, Н.Н. Колосовский, И.А. Витвер, Ю.Г. Саушкин, И.М. Маергойз). Пространственный анализ в экономической и социальной географии. Современная оценка концепции территориальных хозяйственных систем, территориально-производственных комплексов (ТПК) и энергопроизводственных циклов (ЭПЦ) Н. Н. Колосовского. Значение концепции территориальной структуры хозяйства И.М. Маергойза. Страноведение. Значение страноведения для науки, культуры и практики. Проблемная ориентация страноведения. Экспедиционные исследования и открытия. Освоение Северного морского пути, изучение Антарктиды, Мирового океана. Картографическое обеспечение науки и практики. Создание Большого Советского атласа мира, Физико-географического атласа мира, серии региональных атласов, карт для высшей школы. Образование географических факультетов в университетах и географических институтов в системе АН СССР, Гидрометеослужбы, Главного Управления геодезии и картографии. Развитие системы географических наук, ее дифференциация на отраслевые географические науки. Формирования различных академических и университетских географических научных школ. Разработка новых и новейших методов исследования: аэрокосмических, математических, геохимических, геофизических, палеогеографических и др. Характерные черты Российской географии в постсоветский период: ее экологизация, глобализация, гуманитаризация и гуманизация, социологизация. Зарубежная география ХХ - начала ХХI в. Создание в 1922 г. Международного географического союза. Международные географические конгрессы. Традиции национальных школ: «География человека» (Франция); германская школа с традициями углубленного теоретического анализа, регионального планирования и геополитики: англо-американская и шведская школы теоретической географии и широкого использования количественных методов. Транснационализация как проявление международного разделения труда. Миросистемная концепция И. Валлерстайна. Региональный анализ: теории и модели регионального развития. Теория полюсов роста Ф. Перру, центро-периферическая парадигма и ее значение для географических исследований. Региональная политика. Основные методы региональной политики. Понятие проблемных регионов. Поведенческая география. География восприятия. Факторы, влияющие на формирование образов и представление о территории. Роль поведенческой (бихевиористской) географии и географии восприятия в оптимизации пространства, размещении производства и формировании жизненной среды человека. Объединяющее влияние хорологической концепции А. Геттнера - Р. Хартшорна. Изучение пространственной морфологии явлений – З. Пассарге и др. Французская школа региональной географии – П. Видаль де ля Блаш, Ж. Боже-Гарнье и др. Географический детерминизм. Становление эволюционных идей в геоморфологии (В.М. Дэвис) и в биогеографии (Ф. Клементс). Разработка геополитических теорий (Ф. Ратцель, Р. Челлен, К. Хаусхофер, Х. Маккиндер). Во второй половине ХХ в. создание методологии и методов пространственного анализа (П. Хаггетт, В. Бунге, У. Изард и др.). Теория центральных мест В. Кристаллера и А. Лёша. Развитие Р. Хортоным, А. Стралером количественной морфологии речных бассейнов. Создание теории островной биогеографии. Внедрение системного подхода. Экологизация географии. Формирование центров ландшафтно-экологических исследований в Западной и Центральной Европе, США. Региональный аспект глобальных проблем современности и задачи социально-экономической географии. «Русский космизм» и концепция ноосферы. Типы и виды глобальных проблем. Дискуссия о пределах потенциала Земли для поддержки экономического роста человека. Понятие экологического императива и коэволюции. «Римский клуб» и его вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганды идеи гармонизации отношений человека и природы. Проблемы мира и безопасности народов. Объективная необходимость гуманизации международных отношений. Новое политическое мышление. Глобальная демографическая проблема. Сценарии роста численности населения мира. Пороговые ситуации. Глобальная продовольственная проблема. Понятие о природных условиях и ресурсах территории. Использование земель. Региональные различия по континентам и странам. Особенности интенсификации сельскохозяйственного производства и экологические проблемы. Необходимость интегрального подхода к социо-эколого-экономическому развитию сельских территорий и эколого-экономическому развитию сельского хозяйства. Мировая урбанизационная проблема. Понятие единой системы расселения. Процессы и тенденции урбанизации в странах разных типов. Регулирование роста крупнейших городов и научное обоснование управления процессами урбанизации с учетом региональных условий. Пространственный аспект урбанизации. Процессы агломерирования. Экология города. Понятие о районной планировке. Проблема обеспечения человечества сырьем и энергией. Структура современного мирового топливно-энергетического баланса. Источники загрязнения среды. Глобальная энергетическая стратегия. Современные перспективы использования пресных вод. Опреснение морской воды. Понятие о пределах сбалансированного потребления. |
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины Экономика Рекомендуется... Основная цель изучения дисциплины Экономика формирование у студентов научного экономического мышления | Учебной дисциплины наименование дисциплины биология рекомендуется для направления подготовки Земли для обеспечения систем охраны биоразнообразия и управления биологическими процессами | ||
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Инновационные... «Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)» | Учебной дисциплины наименование дисциплины «основы геоинформатики»... Целью курса является также овладение практическими навыками работы с основными геоинформационными пакетами и возможностями их применения... | ||
Учебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется... Целью освоения дисциплины «Экология человека» является: формирование у студентов устойчивых базовых знаний об основах экологии человека... | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История... Данная учебная дисциплина входит в раздел «б профессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3 по направлению подготовки впо 032700 –... | ||
Учебной дисциплины наименование дисциплины Экологическое нормирование... Курс Экологическое нормирование относится к модулю «Прикладная экология» цикла Б. 3 (профессиональный цикл; базовая (общепрофессиональная... | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение... Дать студентам общее представление о славянской филологии, об объекте ее изучения, охарактеризовать основные проблемы, актуальные... | ||
Учебной дисциплины наименование программы «Картография» Рекомендуется для направления подготовки Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Картография» выработка у студентов знаний базовых понятий картографии (элементы... | Учебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется... Б. 3) модуля основы природопользования (ОП), охватывающего разнообразные аспекты воздействия человека на окружающую среду, защиты... | ||
Учебной дисциплины наименование дисциплины геология рекомендуется для направления подготовки Она обеспечивает фундамент и взаимосвязь всех изучаемых геологических дисциплин. Изучение Общей геологии направлено также на приобретение... | Рабочая программа Наименование дисциплины прямой маркетинг рекомендуется... Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами. 10 | ||
Учебной дисциплины наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется... Впо и типовой рабочей программы по ландшафтному дизайну. Она содержит разделы, посвященные стилю, пространственной структуре и композиционным... | Примерная программа наименование дисциплины виноградарство рекомендуется... Цель дисциплины формирование знаний и умений по биологии, экологии, технологии, основам ампелографии и селекции винограда | ||
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современные... Целями освоения дисциплины «Современные проблемы зарубежной литературы» являются | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История... Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской... |