Скачать 191.98 Kb.
|
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Наименование дисциплины ГЕОЛОГИЯ Рекомендуется для направления подготовки 022000 Экология и природопользование Квалификация (степень) выпускника Бакалавр 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Геология» являются получение студентами знания основных закономерностей строения Земли, ее места в космическом пространстве, внутреннего строения и методов ее изучения, вещественного состава геосфер; условий формирования лика нашей планеты во времени и пространстве; получение начальных сведений о строении и вещественном составе земной коры – основных породообразующих минералах и горных породах и их образовании; ознакомление с важнейшими эндогенными и экзогенными геологическими процессами, с общей характеристикой главных структурных элементов Земли и экологическом состоянии геологической среды. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Геология» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла. Она обеспечивает фундамент и взаимосвязь всех изучаемых геологических дисциплин. Изучение Общей геологии направлено также на приобретение первых навыков полевых геологических исследований, закрепляемых на обязательной геологической практике. 3. Требования к результата освоения дисциплины В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Процесс изучения учебной дисциплины «Геология» направлен на формирование элементов следующих компетенций: получение теоретических знаний и практических навыков в геологии (ПК-3) согласно ФГОС ВПО направления «Экология и природопользование». В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: теории происхождения и особенности внутреннего строения Земли и методы ее изучения; геохронологическую шкалу; главные породообразующие минералы и горные породы; эндогенные и экзогенные геологические процессы; основные структурные элементы земной коры; основные положения теории тектоники литосферных плит; виды воздействия человека на геологическую среду. Уметь: различать главные породообразующие минералы и основные горные породы; различать их структуру и текстуру; определять типы складчатых и разрывных деформаций, понимать действие эндогенных т экзогенных геологических процессов. Владеть: навыками распознавания различных геологических процессов, преобразующих лик Земли, навыками полевой геологической работы. 4. Структура и содержание дисциплины Геология Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц 72 часов. 4.1. Структура преподавания дисциплины
4.2. Содержание разделов дисциплины Введение Земля в космическом пространстве Представление о Вселенной, ее образовании, Галактике Млечного пути. Место Земли среди планет Солнечной системы. Планеты земной группы и их сравнительная характеристика. Строение Земли. Фигура Земли. Геофизические поля. Оболочки Земли и их строение. Земная кора, литосфера и астеносфера, строение верхней мантии и ее состав. Вещественный состав земной коры. Минералы. Понятие о минералах. Принципы классификации минералов. Главнейшие породообразующие минералы. Горные породы. Понятие о горных породах и их генетическая классификация. Магматические (интрузивные и эффузивные), осадочные горные породы, метаморфические горные породы. Земная кора. Рельеф земной поверхности, как отражение строения земной коры. Континенты и океаны. Типы земной коры: континентальный (материковый), океанический, субконтинентальный, субокеанический. Возраст земной коры. Геологическая хронология. Абсолютная и относительная геохронология. Геохронологическая шкала. Абсолютный возраст Земли и древнейших пород. Геологические процессы. Процессы внешней динамики (экзогенные) Процессы выветривания. Геологическая деятельность ветра. Влияние климата и растительности на интенсивность работы ветра. Эоловые процессы. Геологическая деятельность поверхностных текучих вод, формирование речных террас и их типы; строение аллювия, пролювий, сели, конусы выноса. Геологическая деятельность подземных вод. Типы подземных вод. Верховодка, грунтовые безнапорные воды, напорные (артезианские) межпластовые воды. Происхождение подземных вод и формы их питания. Движения подземных вод в пористых, трещинных и трещинно-карстовых горных породах. Карстовые процессы. Условия возникновения и развития карста, его типы. Геологическая деятельность ледников. Типы и режим ледников. Разрушительная работа ледников (экзарация) и аккумулятивная деятельность. Перигляциальные зоны и их строение. Оледенения в истории Земли и причины их возникновения. Геологические процессы в мерзлой зоне литосферы (криолитозоне). Основные понятия о мерзлых горных породах. Распространение многолетнемерзлых пород на территории России и в мире. Понятие о морозных породах. Типы подземных льдов. Криогенные формы рельефа. Хозяйственная деятельность в криолитозоне. Гравитационные процессы на склонах. Оползни. Морфология оползневых тел, причины возникновения. Геологическая роль и деятельность озер и болот. Осадки озер. Общие сведения о болотах. Образование торфа и последующая его углефикация. Угольные месторождения различного происхождения. Геологическая деятельность океанов и морей. Срединно-океанические хребты, рифты, подводные горы. Атлантический и Тихоокеанский типы рельефа континентальных окраин. Давление, температура, плотность, соленость, химический и газовый состав вод океанов и морей. Движение вод Мирового океана и его причины. Силы Кориолиса. Органический мир морей и океанов: нектон, планктон, бентос. Трансгрессия, регрессия и ингрессия моря. Эвстатические колебания уровня океанов. Осадконакопление в морях и океанах: биогенное, терригенное, хемогенное, вулканогенное. Зависимость осадконакопления от циркумконтинентальной зональности. Формирование современных рудных залежей в океанах, "Черные курильщики". Диагенез осадков. Превращение осадков в осадочные горные породы. Понятие о диагенезе, метагенезе, катагенезе. Процессы внутренней динамики (эндогенные) Тектонические движения земной коры и тектонические деформации (нарушения) горных пород. Типы тектонических движений земной коры. Напряженное состояние земной коры. Вертикальные и горизонтальные движения земной коры. Современные колебательные движения земной коры и методы их изучения. Изостазия. Слой и слоистость. Тектонические движения геологического прошлого и методы их установления. Типы несогласий и их выражение в разрезе. Горизонтальное и моноклинальное залегание горных пород. Элементы залегания слоев. Горный компас. Складчатые нарушения горных пород. Элементы складки. Типы и форма складок в плане. Типы складчатости - полная, прерывистая, промежуточная, их связь с определенными структурными зонами земной коры и происхождение. Разрывные нарушения горных пород. Разрывные нарушения без смещения - трещины. Разрывные нарушения со смещением. Геометрические и генетические классификации разрывных нарушений и их элементы. Землетрясения (сейсмичность). Понятие о гипоцентрах и эпицентрах. Глубины очагов землетрясений. Интенсивность землетрясений (колебания на поверхности), шкалы для оценки интенсивности землетрясений в баллах. Энергия, магнитуда и энергетический класс землетрясений. Частота землетрясений. Проблема прогноза землетрясений. Магматизм. Понятие о магме. Превращение магмы в горную породу. Эффузивный магматизм - вулканизм. Вулканы и их деятельность. Продукты извержения вулканов: газообразные, жидкие, твердые. Типы извержений. Геологический контроль распространения современного вулканизма. Интрузивный магматизм. Типы интрузивов. Согласные и несогласные интрузии. Проблема пространства. Строение интрузива. Метаморфизм. Основные факторы метаморфизма. Основные параметры и типы метаморфизма. Роль флюидов при контактном метаморфизме. Метасоматоз и метасоматиты. Динамометаморфизм. Автометаморфизм. Региональный метаморфизм. Ультраметаморфизм. Фации регионального метаморфизма. Импактный (ударный) метаморфизм. Главные структурные элементы земной коры Земная кора, литосфера, астеносфера и тектоносфера. Океаны как структурный элемент высшего порядка, рифтовые зоны, трансформные разломы, океанские плиты, их структуры. Происхождение океанов, представления об их возрасте. Континенты как структурный элемент высшего порядка. Древние и молодые платформы и складчатые пояса, системы и области и их структурные элементы. Теория тектоники литосферных плит. Литосферная плита, спрединг, трансформный разлом, субдукция, сейсмофокальные зоны Беньофа. Движение плит и их возможный механизм. Основные представления о причинах и закономерностях развития земной коры. Деятельность человека и охрана природной среды. Воздействие человека на природные геологические процессы. Проблема охраны недр, защиты природной среды и улучшение природной обстановки. Охрана недр и комплексное использование полезных ископаемых. Значение международного сотрудничества по охране окружающей среды. 5. Рекомендуемые образовательные технологии В учебном процессе, помимо чтения лекций, которые составляют 50% аудиторных занятий, широко используются активные и интерактивные формы (разбор конкретных ситуаций, обсуждение отдельных разделов дисциплины, защита курсовых работ). В сочетании с внеаудиторной работой это способствует формированию и развитию профессиональных навыков обучающихся. Для закрепления знаний студентов по отдельным разделам курса «Геологии» проводятся лабораторные занятия, целью которых является формирование первых навыков самостоятельной работы с каменным геологическим материалом, геологическими картами и горным компасом. Для лабораторных занятий обязательным является изучение главнейших породообразующих минералов, основных магматических, осадочных и метаморфических горных пород, геохронологической шкалы, знакомство с геологическими картами горизонтальной, моноклинальной и складчатой структуры и правилами составления геологических профилей, стратиграфических колонок и условных обозначений. Закрепление лекционного курса требует проведения семинарских занятий по наиболее важным разделам «Геологии». 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Для текущей и промежуточной аттестации студентов в каждом семестре выполняется по 5 письменных контрольных работ по основным разделам дисциплины, а также пишутся курсовые работы, темы которых утверждаются в сентябре месяце. Примерные темы самостоятельных работ. Гипотезы образования Вселенной и Солнечной системы Сравнительный анализ планет Солнечной системы Внутреннее строение Земли и методы его изучения Земная кора океанов и континентов Геофизические поля Земли и их происхождение Процессы выветривания Речные системы и образование террас Карстовые процессы Типы извержений современных вулканов Превращение магмы в горную породу Условия формирования оползней Поверхностные геологические процессы в криолитозоне Биогенное осадконакопление в океанах Строение рельефа дна океанов и его происхождение Геологическая деятельность покровных ледников и причины возникновения оледенений Землетрясения и их геологический контроль Вертикальные и горизонтальные тектонические движения Цунами Теория тектоники литосферных плит Антропогенное влияние на геологическую среду Вопросы текущего контроля освоения дисциплины, учитывающие формируемые знания, умения и владения материалом
Примечание: УО – устный опрос, КР – контрольная работа Оценочные средства для промежуточной аттестации по дисциплине, учитывающие формируемые знания, умения и владения
Примечание: УО – устный опрос, ПР –письменная работа 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Геология» а) основная литература 1. Короновский Н.В. Общая геология. М.: КДУ. 2-е изд. 2010. 525 с. 2. Короновский Н.В., Ясаманов Н.А. Геология. М.: АКАДЕМИЯ. 5-е изд. 2008. 445 с. 3. Короновский Н.В. Общая геология. М.: АКАДЕМИЯ. 2010. 325 с. 4. Практическое руководство по общей геологии. Уч. пособие. / Гущин А.И., Романовская М.А., Стафеев А.Н., Талицкий В.Г. Под ред. Н.Н. Короновского М.: Изд-во «Академия», 2004. 160 с. б) дополнительная литература 1. Аллисон А., Палмер Д. Геология. Наука о вечно меняющейся Земле. М.: Мир. 1984. 584 с. 2. Кеннет Дж. Морская геология. Т. 1,2. М.: Мир. 1987. 3. Макдоналд Г. Вулканы. М.: Мир. 1975 4. Зейболд Е., Бергер В. Дно океана. М.: Мир. 1984 5. Некрасов И.А. Вечна ли вечная мерзлота? М.: Недра. 1991 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Геология» При освоении дисциплины используются учебные коллекции минералов и горных пород, имеющихся на кафедрах или в музеях университетов; пространственные модели кристаллов; комплект плакатов, иллюстрирующих строение Земли и земной коры, динамику геологических процессов, геохронологическую шкалу. Используются коллекции слайдов и компьютерных презентаций по отдельным разделам дисциплины. Для самостоятельной работы используются компьютерные классы с доступам к ресурсу Интернет. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование. Разработчики:
Эксперты:
Программа одобрена на заседании Учебно-методического совета по экологии и устойчивому развитию УМО по классическому университетскому образованию от 18 февраля 2011г., протокол № 1-эко/умо. |
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины Экономика Рекомендуется... Основная цель изучения дисциплины Экономика формирование у студентов научного экономического мышления | Учебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется для направления подготовки Ввести студентов в Мир географии, относящейся к системам естественных и общественных наук | ||
Учебной дисциплины наименование дисциплины биология рекомендуется для направления подготовки Земли для обеспечения систем охраны биоразнообразия и управления биологическими процессами | Учебной дисциплины техническая мелиорация грунтов Рекомендуется для направления подготовки Дисциплина «Техническая мелиорация грунтов» относится к дисциплинам профилизации инженерная геология – вариативная часть профессионального... | ||
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Инновационные... «Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)» | Учебной дисциплины наименование дисциплины «основы геоинформатики»... Целью курса является также овладение практическими навыками работы с основными геоинформационными пакетами и возможностями их применения... | ||
Учебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется... Целью освоения дисциплины «Экология человека» является: формирование у студентов устойчивых базовых знаний об основах экологии человека... | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История... Данная учебная дисциплина входит в раздел «б профессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3 по направлению подготовки впо 032700 –... | ||
Учебной дисциплины наименование дисциплины Экологическое нормирование... Курс Экологическое нормирование относится к модулю «Прикладная экология» цикла Б. 3 (профессиональный цикл; базовая (общепрофессиональная... | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение... Дать студентам общее представление о славянской филологии, об объекте ее изучения, охарактеризовать основные проблемы, актуальные... | ||
Учебной дисциплины наименование программы «Картография» Рекомендуется для направления подготовки Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Картография» выработка у студентов знаний базовых понятий картографии (элементы... | Учебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется... Б. 3) модуля основы природопользования (ОП), охватывающего разнообразные аспекты воздействия человека на окружающую среду, защиты... | ||
Рабочая программа Наименование дисциплины прямой маркетинг рекомендуется... Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами. 10 | Учебной дисциплины наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется... Впо и типовой рабочей программы по ландшафтному дизайну. Она содержит разделы, посвященные стилю, пространственной структуре и композиционным... | ||
Примерная программа наименование дисциплины виноградарство рекомендуется... Цель дисциплины формирование знаний и умений по биологии, экологии, технологии, основам ампелографии и селекции винограда | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современные... Целями освоения дисциплины «Современные проблемы зарубежной литературы» являются |