Учебно-методический комплекс Дисциплина «Устойчивое развитие»





Скачать 271.92 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс Дисциплина «Устойчивое развитие»
страница1/3
Дата публикации02.05.2015
Размер271.92 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»


Институт естественных наук

Кафедра «Экологии»


Учебно-методический комплекс

Дисциплина – «Устойчивое развитие»

Блок дисциплин – М1.В1

Направление – 022000.68 «Экология и природопользование»

Институт естественных наук

Форма обучения – очная

Сыктывкар, 2011
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»


Институт естественных наук

Кафедра «Экологии»


УТВЕРЖДЕНО:

на заседании учебно-методической комиссии

«__» ___________ 2011 г.

Протокол № ___

Председатель УМК

И.Н. Юранева______________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина – «Устойчивое развитие»

Блок дисциплин – М1.В1

Направление – 022000.68 «Экология и природопользование»

Институт естественных наук

Форма обучения – очная
Семестр – А

ВСЕГО по учебному плану – 144 часа (4 ЗЕТ);


В том числе аудиторных – 36 часов;

Из них:

Лекции – 12 часов,

Лабораторные занятия – 12 часов,

Практические занятия – 12 часа;

В интерактивной форме – 26 часов.

КСР – 8 часов

Самостоятельная работа – 100 часов.

Промежуточный контроль – контрольная работа.

Итоговый контроль – экзамен
Сыктывкар 2011

Лист согласования и утверждения рабочей программы

Составители УМК

Старший преподаватель кафедры экологии, к.б.н. ____________ М.В. Аниськина

(подпись)

Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана

по направлению 022000.62 «Экология и природопользование»

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры экологии

Протокол заседания №___ от «___»_______2011 г.

Заведующий кафедрой экологии

д.б.н. ____________ В.Г. Зайнуллин

(подпись)
СОГЛАСОВАНО:

Директор Института естественных наук

к.б.н. _____________ И.Н. Юранёва

(подпись)
Протокол №­­______

«___» __________2011 г.
Председатель УМК Института естественных наук

к.б.н. ____________ И.Н. Юранёва

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ – УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью курса является изучение современных географических проблем устойчивого развития. В данном курсе рассматривается история возникновения понятия «устойчивое развитие» и формирования его современного понимания, существующие концепции устойчивого развития, глобальные модели развития, основы теории устойчивости, различные уровни устойчивости, определяющие ее факторы, основные проблемы устойчивого развития и подходы к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Задачи курса:

  • изучить историю формирования основных предпосылок и идей устойчивого развития;

  • дать представление о формировании новой парадигмы мышления и деятельности;

  • сформировать знания о концепции устойчивого развития, генеральных целях и основных принципах развития общества в 21 веке;

  • ознакомить студентов с существующими подходами и способами перехода к устойчивому развитию в мировой практике;

  • изучить концепции устойчивого развития, основные пути перехода к устойчивому развитию на глобальном, региональном и локальном уровнях;

  • изучить способы реализации принципов устойчивого развития в основных секторах общественного развития;

  • усвоить практические навыки в области разработки и реализации долгосрочных программ перехода к устойчивому развитию на общероссийском, региональном и локальном уровнях;

  • ознакомиться с методами коммуникаций в процессе обсуждения проблем устойчивого развития;

  • сформировать системный, интегрированный подход к решению экологических проблем в контексте общих проблем общественного развития;

  • использовать содержание курса для формирования у студентов целостного мировоззрения и активной гражданской позиции, для более ясного осознания роли и миссии специалистов-экологов в решении современных проблем развития природы и общества.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Устойчивое развитие человечества»:

Общие компетенции:

Глубокое понимание философских концепций естествознания и владение основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени;

Знание современных компьютерных технологий, применяемых при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче географической информации; способность самостоятельно использовать современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности

Профессиональные компетенции:

Глубокое понимание и творческое использование в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин ООП магистратуры

Требования к уровню освоения программы:

  • знать содержание программы и иметь представление о возможностях применения полученных знаний в своей будущей работе;

  • подходить к решению экологических проблем целостно, учитывая их неразрывную взаимосвязь с общими проблемами развития;

  • более четко осознать миссию специалистов-экологов в решении современных экологических проблем;

  • быть готовыми к разработке и участию в реализации экологических разделов долгосрочных планов действий – Повесток дня на 21 век;

  • иметь практические навыки для участия в процессе продвижения к устойчивому развитию на региональном и локальном уровнях.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование темы

Количество часов по учебному плану

Максимальная нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа, КСР

Всего

В том числе

Лекции

Лабор. работа

Практич.

работа

1.

Тема 1. Исторические предпосылки появления концепции устойчивого развития

21

6

2

2

2

15

2.

Тема 2. Социальная миссия концепции устойчивого развития. Общенаучные основы устойчивого развития

21

6

2

2

2

15

3.

Тема 3. Экономико-географические, социально-географические и политико-географические аспекты устойчивого развития

21

6

2

2

2

15

4.

Тема 4. Пространственный базис устойчивого развития

21

6

2

2

2

15

5.

Тема 5. Проблемы перехода России к устойчивому развитию

26

6

2

2

2

20

6.

Тема 6. Глобализация и регионализация концепции устойчивого развития

26

6

2

2

2

20




КСР

8













8




Итого

144

36

12

12

12

108


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Исторические предпосылки появления концепции устойчивого развития.

Студент должен знать: Предпосылки появления концепции устойчивого развития; характеристику современного этапа в развитии общества.

Студент должен уметь: Находить взаимосвязь экологических проблем и общих проблем развития.

Основные цели и задачи курса, его содержание и структура. Особенности современного мирового развития. Актуальность комплексного обсуждения проблем развития. Соотношение с другими курсами. Основные методические особенности курса. Анализ экологических проблем в работах ученых и мыслителей 20 века. Учение о биосфере и ноосферная концепция В.И.Вернадского. Идеи и глобальные модели Римского клуба. Работы Н.Н.Моисеева. Междисциплинарный характер исследований, предвидение и проектирование различных сценариев развития общества в будущем.

Обобщенная характеристика современного этапа в развитии общества. Обострение и глобализация экологических, социальных и экономических проблем. Взаимообусловленность и взаимозависимость глобальных проблем развития. Ключевые вызовы 21 века. Необходимость изменения представлений о взаимодействии природы и общества, о месте и роли человека в природе, о сущности экологических проблем и возможностях их разрешения. Неразрывная взаимосвязь экологических проблем и общих проблем развития. Поиск путей изменения целей и качества развития природы и общества.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Урсул А.Д. Переход к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. – М., 1998.

  2. Вебер А.Б. Устойчивое развитие как социальная проблема. – М., 1999.

  3. Введение в теорию устойчивого развития: Курс лекций. – М.: Ступени, 2002.

  4. Шилов И.А. Экология : учеб. для биол. и мед. спец. вузов. Рек. МО РФ / И. А. Шилов .— 3-е изд., стер. — М. : Высш. шк., 2001 .— 512 с.

Практическая работа № 1 по теме: «Ключевые принципы устойчивого развития».

Лабораторная работа № 1 по теме: «Анализ экологических проблем в работах ученых и мыслителей 20 века».

Самостоятельная работа: Работа с конспектом лекций, чтение текста учебной и дополнительной литературы, подготовка к практическим занятиям.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

  1. Введение в теорию устойчивого развития: Курс лекций. – М.: Ступени, 2002.

  2. Урсул А.Д. Переход к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. – М., 1998

  3. Казначеев В.П. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. – Новосибирск, 1989. – 248 с

  4. Вернадский В.И. Биосфера. М.: Мысль, 1967.


Тема 2. Социальная миссия концепции устойчивого развития. Общенаучные основы устойчивого развития.

Студент должен знать: Содержание конференций ООН по окружающей среде и их основные документы.

Студент должен уметь: Синтезировать экологические, экономические и социальные аспекты развития; анализировать существующие подходы к устойчивому развитию.

Первая конференция ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.). Международная комиссия по окружающей среде и развитию (Комиссия Г.Х. Брундтланд). Появление термина «sustainable development», переведенного на русский язык как «устойчивое развитие». Первые определения устойчивого развития. Подготовка материалов для ООН.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и ее основные документы. Декларация ООН по окружающей среде и развитию: основные принципы устойчивого развития. Глобальная повестка дня на 21 век – долгосрочный план действий по переходу к устойчивому развитию. Другие документы, принятые на этой конференции.

Устойчивое развитие с экологической, экономической и социальной точек зрения. Поиск синтеза экологических, экономических и социальных аспектов развития. Улучшение качества жизни как генеральная цель развития общества. Индекс развития человеческого потенциала.

Деятельность ООН (от РИО-92 до Йоханнесбурга-2002). Конференция в Йоханнесбурге в 2002 г. Международные институты и политические соглашения. Основные тенденции в развитии общества. Процесс глобализации: плюсы и минусы. Интеграция и дезинтеграция в мировом развитии. Достижения, проблемы и трудности в продвижении к устойчивому развитию на глобальном уровне.

Процесс перехода к устойчивому развитию на региональном уровне, региональная специфика и особенности. Практическая реализация принципов устойчивого развития в Европе. Основные европейские декларации по продвижению к устойчивому развитию. Разработка национальных стратегий и долгосрочных планов действий по переходу к устойчивому развитию. Институциональное, информационное и методическое обеспечение этого процесса. Анализ практических результатов и обмен опытом. «Повестка дня на 21 век для региона Балтийского моря»: основное содержание, структура, цели и задачи. Достижения и трудности в ее реализации.

Местные повестки дня на 21 век. Основные принципы устойчивого развития городов и поселений, их практическая реализация. Ассоциации устойчивых городов Европы.

Обмен информацией, анализ существующих подходов и практического опыта участников, реализующих местные повестки дня на 21 век. Широкое участие населения, деятельность неправительственных организаций.
Рекомендуемая литература по теме:

  1. Введение в теорию устойчивого развития: Курс лекций. – М.: Ступени, 2002.

  2. Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. Сост. М. Китинг – Женева: Центр «За наше будущее», 1993.

  3. Повестка дня на 21 век. Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. – Нью-Йорк: ООН, 1992.

  4. Наше общее будущее. Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989.

  5. Перелет Р.А., Маркандиа А. Выявление показателей устойчивого развития // Сб. статей: Управление природопользованием для устойчивого развития / НПП «Кадастр», Ярославль, 1997. – 198 с.

  6. Ващекин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие. – М., 2000.

  7. Одум Ю. Экология: В 2 т. М.: Мир, 1986. Т. 1, 2.


Практическая работа № 2 по теме: «Устойчивое развитие как совокупность экономических, экологических и социальных аспектов развития общества».

Лабораторная работа № 2 по теме: «Повестка дня на 21 век».

Самостоятельная работа: Работа с конспектом лекций, чтение текста учебной и дополнительной литературы, подготовка к практическим занятиям.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

    1. Введение в теорию устойчивого развития: Курс лекций. – М.: Ступени, 2002.

    2. Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. Сост. М.Китинг – Женева: Центр «За наше будущее», 1993.

    3. Повестка дня на 21 век. Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. – Нью-Йорк: ООН, 1992.

    4. Наше общее будущее. Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989.

    5. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: в 3 т. М.: Прогресс; Пангея. 1994.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс Дисциплина «Устойчивое развитие» iconОсобо охраняемые природные территории и устойчивое развитие учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов, обучающихся по магистерской программе «Ландшафтное планирование» направления...
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Устойчивое развитие» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Современное политическое развитие
Дисциплина входит в цикл Специальные дисциплины и является обязательной для изучения
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Устойчивое развитие» iconУчебно-методический комплекс правоведение
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной...
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Устойчивое развитие» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Физика»
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является обязательной...
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Устойчивое развитие» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Устойчивое развитие» Разработчики:...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Устойчивое развитие» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62...
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Устойчивое развитие» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дисциплина «всеобщее управление качеством»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Устойчивое развитие» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история...
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной...
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Устойчивое развитие» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «развитие путейско-строительного дела»
...
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Устойчивое развитие» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дисциплина «иностранный язык»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Устойчивое развитие» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины /Сост.: И. И. Иванов; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск:...
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Устойчивое развитие» icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...
Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является дисциплиной по выбору студента....
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Устойчивое развитие» iconУчебно-методический комплекс Специальность: 080502 Экономика и управление...
Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации, устанавливаемых вузом, и является обязательной для изучения
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Устойчивое развитие» iconПрограмма дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 68 Экономика...
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Устойчивое развитие» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины: методические рекомендации для студентов / Сост.: Н. А. Кочергина,...
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Устойчивое развитие» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск