Скачать 271.92 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет»Институт естественных наук Кафедра «Экологии» Учебно-методический комплекс Дисциплина – «Устойчивое развитие» Блок дисциплин – М1.В1 Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» Институт естественных наук Форма обучения – очная Сыктывкар, 2011 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет»Институт естественных наук Кафедра «Экологии» УТВЕРЖДЕНО: на заседании учебно-методической комиссии «__» ___________ 2011 г. Протокол № ___ Председатель УМК И.Н. Юранева______________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина – «Устойчивое развитие» Блок дисциплин – М1.В1 Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» Институт естественных наук Форма обучения – очная Семестр – А ВСЕГО по учебному плану – 144 часа (4 ЗЕТ);В том числе аудиторных – 36 часов; Из них: Лекции – 12 часов, Лабораторные занятия – 12 часов, Практические занятия – 12 часа; В интерактивной форме – 26 часов. КСР – 8 часов Самостоятельная работа – 100 часов. Промежуточный контроль – контрольная работа. Итоговый контроль – экзамен Сыктывкар 2011 Лист согласования и утверждения рабочей программы Составители УМК Старший преподаватель кафедры экологии, к.б.н. ____________ М.В. Аниськина (подпись) Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана по направлению 022000.62 «Экология и природопользование» Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры экологии Протокол заседания №___ от «___»_______2011 г. Заведующий кафедрой экологии д.б.н. ____________ В.Г. Зайнуллин (подпись) СОГЛАСОВАНО: Директор Института естественных наук к.б.н. _____________ И.Н. Юранёва (подпись) Протокол №______ «___» __________2011 г. Председатель УМК Института естественных наук к.б.н. ____________ И.Н. Юранёва РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ – УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целью курса является изучение современных географических проблем устойчивого развития. В данном курсе рассматривается история возникновения понятия «устойчивое развитие» и формирования его современного понимания, существующие концепции устойчивого развития, глобальные модели развития, основы теории устойчивости, различные уровни устойчивости, определяющие ее факторы, основные проблемы устойчивого развития и подходы к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях. Задачи курса:
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Устойчивое развитие человечества»: Общие компетенции: Глубокое понимание философских концепций естествознания и владение основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени; Знание современных компьютерных технологий, применяемых при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче географической информации; способность самостоятельно использовать современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности Профессиональные компетенции: Глубокое понимание и творческое использование в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин ООП магистратуры Требования к уровню освоения программы:
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Исторические предпосылки появления концепции устойчивого развития. Студент должен знать: Предпосылки появления концепции устойчивого развития; характеристику современного этапа в развитии общества. Студент должен уметь: Находить взаимосвязь экологических проблем и общих проблем развития. Основные цели и задачи курса, его содержание и структура. Особенности современного мирового развития. Актуальность комплексного обсуждения проблем развития. Соотношение с другими курсами. Основные методические особенности курса. Анализ экологических проблем в работах ученых и мыслителей 20 века. Учение о биосфере и ноосферная концепция В.И.Вернадского. Идеи и глобальные модели Римского клуба. Работы Н.Н.Моисеева. Междисциплинарный характер исследований, предвидение и проектирование различных сценариев развития общества в будущем. Обобщенная характеристика современного этапа в развитии общества. Обострение и глобализация экологических, социальных и экономических проблем. Взаимообусловленность и взаимозависимость глобальных проблем развития. Ключевые вызовы 21 века. Необходимость изменения представлений о взаимодействии природы и общества, о месте и роли человека в природе, о сущности экологических проблем и возможностях их разрешения. Неразрывная взаимосвязь экологических проблем и общих проблем развития. Поиск путей изменения целей и качества развития природы и общества. Рекомендуемая литература по теме:
Практическая работа № 1 по теме: «Ключевые принципы устойчивого развития». Лабораторная работа № 1 по теме: «Анализ экологических проблем в работах ученых и мыслителей 20 века». Самостоятельная работа: Работа с конспектом лекций, чтение текста учебной и дополнительной литературы, подготовка к практическим занятиям. Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:
Тема 2. Социальная миссия концепции устойчивого развития. Общенаучные основы устойчивого развития. Студент должен знать: Содержание конференций ООН по окружающей среде и их основные документы. Студент должен уметь: Синтезировать экологические, экономические и социальные аспекты развития; анализировать существующие подходы к устойчивому развитию. Первая конференция ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.). Международная комиссия по окружающей среде и развитию (Комиссия Г.Х. Брундтланд). Появление термина «sustainable development», переведенного на русский язык как «устойчивое развитие». Первые определения устойчивого развития. Подготовка материалов для ООН. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и ее основные документы. Декларация ООН по окружающей среде и развитию: основные принципы устойчивого развития. Глобальная повестка дня на 21 век – долгосрочный план действий по переходу к устойчивому развитию. Другие документы, принятые на этой конференции. Устойчивое развитие с экологической, экономической и социальной точек зрения. Поиск синтеза экологических, экономических и социальных аспектов развития. Улучшение качества жизни как генеральная цель развития общества. Индекс развития человеческого потенциала. Деятельность ООН (от РИО-92 до Йоханнесбурга-2002). Конференция в Йоханнесбурге в 2002 г. Международные институты и политические соглашения. Основные тенденции в развитии общества. Процесс глобализации: плюсы и минусы. Интеграция и дезинтеграция в мировом развитии. Достижения, проблемы и трудности в продвижении к устойчивому развитию на глобальном уровне. Процесс перехода к устойчивому развитию на региональном уровне, региональная специфика и особенности. Практическая реализация принципов устойчивого развития в Европе. Основные европейские декларации по продвижению к устойчивому развитию. Разработка национальных стратегий и долгосрочных планов действий по переходу к устойчивому развитию. Институциональное, информационное и методическое обеспечение этого процесса. Анализ практических результатов и обмен опытом. «Повестка дня на 21 век для региона Балтийского моря»: основное содержание, структура, цели и задачи. Достижения и трудности в ее реализации. Местные повестки дня на 21 век. Основные принципы устойчивого развития городов и поселений, их практическая реализация. Ассоциации устойчивых городов Европы. Обмен информацией, анализ существующих подходов и практического опыта участников, реализующих местные повестки дня на 21 век. Широкое участие населения, деятельность неправительственных организаций. Рекомендуемая литература по теме:
Практическая работа № 2 по теме: «Устойчивое развитие как совокупность экономических, экологических и социальных аспектов развития общества». Лабораторная работа № 2 по теме: «Повестка дня на 21 век». Самостоятельная работа: Работа с конспектом лекций, чтение текста учебной и дополнительной литературы, подготовка к практическим занятиям. Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:
|
Особо охраняемые природные территории и устойчивое развитие учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов, обучающихся по магистерской программе «Ландшафтное планирование» направления... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Современное политическое развитие Дисциплина входит в цикл Специальные дисциплины и является обязательной для изучения | ||
Учебно-методический комплекс правоведение Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физика» Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является обязательной... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Устойчивое развитие» Разработчики:... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дисциплина «всеобщее управление качеством» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история... Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «развитие путейско-строительного дела» ... | Учебно-методический комплекс дисциплины дисциплина «иностранный язык» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины /Сост.: И. И. Иванов; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск:... | «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является дисциплиной по выбору студента.... | ||
Учебно-методический комплекс Специальность: 080502 Экономика и управление... Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации, устанавливаемых вузом, и является обязательной для изучения | Программа дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 68 Экономика... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины: методические рекомендации для студентов / Сост.: Н. А. Кочергина,... | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |