Заявка на сетевой фестиваль экологического воспитания - 2013
I направление - конкурс методических разработок
ФИО участника
| Васильева Светлана Алексеевна
| Должность, предмет
| Учитель, география
| Педагогический стаж
| 12 лет
| Регион
| Владимирская область
| Полное название ОУ
| МБОУ «Энтузиастская ООШ»
| ФИО руководителя ОУ
| Холодова Ирина Вадимовна
| Почтовый адрес участника (с индексом)
| 601836, Владимирская область, Юрьев-Польский район, с. Энтузиаст, ул. Новая д. 27 кв. 2
| Электронный адрес участника (e-mail)
| svetlana.vasilieva2011@yndex.ru
| Название номинации
| конкурс методических разработок
| Тема методической разработки
| Программа экологического воспитания школьников.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Энтузиастская основная общеобразовательная школа»
Согласовано: Утверждаю:
Председатель методического объединения Директор МБОУ «Энтузиастской ООШ»
______________________________________ ____________________ И.В. Холодова
«____» __________________ 20____г.
Заместитель директора по УВР
__________________________
«____» _____________ 20___г.
Программа экологического воспитания школьников
Составила Васильева С.А., учитель географии
МБОУ «Энтузиастской ООШ»
2013-2014 год. Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, — значит, пересесть из него просто некуда.
Антуан де Сент-Экзюпери Аналитическая записка
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. Современный этап экологического образования связан с постнеклассической моделью естественнонаучной картины мира и нашел свое отражение в Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). В Концепции современное общее экологическое образование рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности – экологического мышления и опыта экологически ориентированных рефлексивно-оценочных и проектных действий, деятельностных средств вхождения в мир экологической культуры и общественных ценностей, самоопределения в них, оценки своих возможностей по участию в решении экологических проблем, исполнения своих правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов.
Стратегической направленностью общего экологического образования является социализация обучаемых, ориентация в системе нравственных категорий экологической этики, приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором, освоение экосистемной познавательной модели, воспитание экологической ответственности, формирование готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, накопление личного опыта применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды и экологического качества жизни.
В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры.
В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным. Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением. Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.
Цель программы–формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.
В проекте Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования нового (второго) поколения (ФГОС) вводится четкое различие двух фрагментов единого фундаментального ядра содержания образования – предметного и метапредметного (деятельностного). Предметное содержание может реализовываться через экологизацию содержания школьного образования.
Экологизация образовательного процесса – переход от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника всех природных процессов.
Предполагаемые результаты работы по программе:
Образовательные:
эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и поселка;
возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
активизации познавательной деятельности учащихся;
вовлечение учащихся в практическую деятельность;
формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;
привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.
Педагогические:
использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;
повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;
взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;
Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи:
воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной и полной средней школе;
формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;
содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.
усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;
вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума
Для реализации необходимо научно-методическое и организационно- управленческое сопровождение обеспечивающие и предполагающие следующие направления:
изменение планов учебно-воспитательной работы в направлении усиления экологического компонента (педагогические советы, производственные совещания, методические объединения и т.д.);
введение основ экологического образования;
совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;
организовать курс лекций для учащихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;
осуществить отбор и подготовку одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;
разработать программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).
Структура и содержание программы
Само содержание программы определено направлениями экологического образования и созданием системной эколого-образовательной среды школы через введение спецкурсов и уровней по экологии. Структура программы определена механизмом включения в школьные предметы отдельных разделов по экологии, а также проведение интегрированных уроков:
Система экологического воспитания и образования в школе
Учебный процесс
| Воспитательная работа
| Дополнительное образование
| Научный уровень информации
Системность излагаемой информации
Интеграция предметных знаний
Экологизация теоретического учебного материала
Практические работы, проектная деятельность учащихся
| Тематические недели
Конференции, конкурсы, праздники, выставки поделочных работ, фото викторины
Просветительская работа с учениками и родителями
Практическая работа на территории школы и села: субботники, высадка саженцев.
| Экскурсии
Научно-исследовательская деятельность
Научно-исследовательская и познавательная деятельность на базе Детского эколого-биологического центра
|
Реализация предметного и метапредметного экологического содержания может осуществляться через разработку модели экологического образования, построенной на основе преемственности усложняющихся модельных экологических ситуаций региона с учетом ведущей деятельности и психических особенностей каждого возраста.
Преемственность содержания экологического образования
Ступень обучения
| Задачи
| Ключевые понятия
| Ведущий вид деятельности
| Начальная школа
| Формирование опыта эмоционально-ценностных сопереживаний проблемных экологических ситуаций, оперирования нравственными категориями, мотивации к действиям в интересах здоровья человека и безопасности жизни
| Правила экологической безопасности.
Экологическая культура. Связь здоровья человека и здоровья природы. Предосторожность. Бережное (экономное) отношение к любым природным ресурсам.
Забота об окружающей среде.
| Опыт применения УУД для работы с необходимой информацией
«учусь экологическому мышлению»*
| Основная школа
| Становление экосистемной познавательной модели, рефлексивно-оценочных умений, экологического стиля мышления
| Устойчивое развитие. Экологическая безопасность. Ресурсосбережение. Нерасточительное потребление. Предосторожность. Социальное партнерство. Экологическое право.
Право человека на благоприятную среду и обязанности по ее сохранению.
| Опыт применения УУД для самопознания и саморегуляции
«учусь управлять собой или моя экологическая культура»*
|
Подходы к экологизации образования:
- Естественнонаучный - обучение через знания по предметам: география, биология, химия, физика.
- Натуралистический - изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.
- Этический - пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).
- Этнический - стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой (В Америке - обращение к культуре индейцев, в России - древних славян).
- Гуманистический - решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.
|