Направление конкурс методических разработок фио участника Васильева Светлана Алексеевна





НазваниеНаправление конкурс методических разработок фио участника Васильева Светлана Алексеевна
страница1/5
Дата публикации24.09.2014
Размер0.58 Mb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > География > Конкурс
  1   2   3   4   5
Заявка на сетевой фестиваль экологического воспитания - 2013

I направление - конкурс методических разработок


ФИО участника

Васильева Светлана Алексеевна

Должность, предмет

Учитель, география

Педагогический стаж

12 лет

Регион

Владимирская область

Полное название ОУ

МБОУ «Энтузиастская ООШ»

ФИО руководителя ОУ

Холодова Ирина Вадимовна

Почтовый адрес участника (с индексом)

601836, Владимирская область, Юрьев-Польский район, с. Энтузиаст, ул. Новая д. 27 кв. 2

Электронный адрес участника (e-mail)

svetlana.vasilieva2011@yndex.ru

Название номинации

конкурс методических разработок

Тема методической разработки

Программа экологического воспитания школьников.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Энтузиастская основная общеобразовательная школа»

Согласовано: Утверждаю:

Председатель методического объединения Директор МБОУ «Энтузиастской ООШ»

______________________________________ ____________________ И.В. Холодова

«____» __________________ 20____г.

Заместитель директора по УВР

__________________________

«____» _____________ 20___г.

Программа экологического воспитания школьников


Составила Васильева С.А., учитель географии

МБОУ «Энтузиастской ООШ»

2013-2014 год.


Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, —
значит, пересесть из него просто некуда.


Антуан де Сент-Экзюпери
Аналитическая записка

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. Современный этап экологического образования связан с постнеклассической моделью естественнонаучной картины мира и нашел свое отражение в Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). В Концепции современное общее экологическое образование рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности – экологического мышления и опыта экологически ориентированных рефлексивно-оценочных и проектных действий, деятельностных средств вхождения в мир экологической культуры и общественных ценностей, самоопределения в них, оценки своих возможностей по участию в решении экологических проблем, исполнения своих правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов.

Стратегической направленностью общего экологического образования является социализация обучаемых, ориентация в системе нравственных категорий экологической этики, приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором, освоение экосистемной познавательной модели, воспитание экологической ответственности, формирование готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, накопление личного опыта применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды и экологического качества жизни.

В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры.

В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением.
Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.

Цель программы–формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.

 В проекте Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования нового (второго) поколения (ФГОС) вводится четкое различие двух фрагментов единого фундаментального ядра содержания образования – предметного и метапредметного (деятельностного). Предметное содержание может реализовываться через экологизацию содержания школьного образования.

Экологизация образовательного процесса – переход от позиции стороннего наблюдате­ля к позиции непосредственного участника всех природных   процессов.

Предполагаемые результаты  работы по программе:

  • Образовательные:

    • эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и поселка;

    • возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;

    • активизации познавательной деятельности учащихся;

    • вовлечение учащихся в практическую  деятельность;

    • формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;

    • привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.

 

  • Педагогические:

    • использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;

    • повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;

    • взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;

 

Для достижения поставленной цели и результата,  ставятся следующие задачи:

  • воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;

  • активизация практической деятельности школьников экологической направленности;

         организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной и полной средней школе;

  • формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;

  • содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.

         усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;

  • вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума

 

Для реализации необходимо научно-методическое и организационно- управленческое сопровождение обеспечивающие и предполагающие следующие направления:

         изменение планов учебно-воспитательной работы в направлении усиления экологического компонента (педагогические советы, производственные совещания, методические объединения и т.д.);

         введение основ экологического образования;

  • совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;

         организовать курс лекций для учащихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;

         осуществить отбор и подготовку одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;

         разработать программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).

 

Структура и содержание программы

 

            Само содержание программы определено направлениями экологического образования и созданием системной эколого-образовательной среды школы через введение спецкурсов и уровней по экологии.
Структура программы определена механизмом включения в школьные предметы отдельных разделов  по экологии, а также проведение интегрированных уроков:

 




           
Система экологического воспитания и образования в школе

 

Учебный процесс

Воспитательная работа

Дополнительное образование

 Научный уровень информации

 Системность излагаемой информации

 Интеграция предметных знаний

     Экологизация теоретического учебного материала

 Практические работы, проектная деятельность учащихся

 Тематические недели

  Конференции, конкурсы, праздники, выставки поделочных работ, фото викторины

  Просветительская работа с учениками и родителями

 Практическая работа на территории школы и села: субботники, высадка саженцев.

         Экскурсии

         Научно-исследовательская деятельность

         Научно-исследовательская и познавательная деятельность на базе  Детского эколого-биологического центра

 

Реализация предметного и метапредметного экологического содержания может осуществляться через разработку модели экологического образования, построенной на основе преемственности усложняющихся модельных экологических ситуаций региона с учетом ведущей деятельности и психических особенностей каждого возраста.


Преемственность содержания экологического образования


Ступень обучения

Задачи


Ключевые понятия

Ведущий вид деятельности

Начальная школа

Формирование опыта эмоционально-ценностных сопереживаний проблемных экологических ситуаций, оперирования нравственными категориями, мотивации к действиям в интересах здоровья человека и безопасности жизни

Правила экологической безопасности.

Экологическая культура. Связь здоровья человека и здоровья природы. Предосторожность. Бережное (экономное) отношение к любым природным ресурсам.

Забота об окружающей среде.

Опыт применения УУД для работы с необходимой информацией

«учусь экологическому мышлению»*

Основная школа

Становление экосистемной познавательной модели, рефлексивно-оценочных умений, экологического стиля мышления

Устойчивое развитие. Экологическая безопасность. Ресурсосбережение. Нерасточительное потребление. Предосторожность. Социальное партнерство. Экологическое право.

Право человека на благоприятную среду и обязанности по ее сохранению.

Опыт применения УУД для самопознания и саморегуляции

«учусь управлять собой или моя экологическая культура»*



Подходы к экологизации образования:

- Естественнонаучный - обучение через знания по предметам: география, биология, химия, физика.

- Натуралистический - изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.

- Этический - пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).

- Этнический - стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой (В Америке - обращение к культуре индейцев, в России - древних славян).

- Гуманистический - решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Направление конкурс методических разработок фио участника Васильева Светлана Алексеевна iconI международный конкурс методических разработок учебного занятия
Электронное образовательное сми «Школа-21-века» проводит I международный конкурс авторских методических разработок учебных занятий...
Направление конкурс методических разработок фио участника Васильева Светлана Алексеевна iconБоброва лариса витальевна
Заявка участника XIII всероссийского конкурса методических разработок "сто друзей"
Направление конкурс методических разработок фио участника Васильева Светлана Алексеевна iconПриказ №1-366 г. Курск о проведении областного конкурса методических...
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Направление конкурс методических разработок фио участника Васильева Светлана Алексеевна iconКонкурс предполагает индивидуальное участие. Участниками конкурса...
Настоящее положение определяет порядок организации, проведения и определения результатов регионального заочного конкурса методических...
Направление конкурс методических разработок фио участника Васильева Светлана Алексеевна iconКонкурс «Страна Безопасности»
Конкурс учебно-методических разработок и внеурочных мероприятий в начальной школе "Я исследую мир"
Направление конкурс методических разработок фио участника Васильева Светлана Алексеевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведены следующие мероприятия: школьная педагогическая конференция «Педагогические технологии в работе учителя», методическая выставка...
Направление конкурс методических разработок фио участника Васильева Светлана Алексеевна iconПоложение о районном заочном конкурсе методических разработок уроков...
Конкурс методических разработок и внеурочных мероприятий для учителей истории и обществознания "Коренной перелом в войне" посвящен...
Направление конкурс методических разработок фио участника Васильева Светлана Алексеевна iconРайонный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий:...
Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением»
Направление конкурс методических разработок фио участника Васильева Светлана Алексеевна iconТактика и техника лыжного похода
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Направление конкурс методических разработок фио участника Васильева Светлана Алексеевна iconКонспект Учебно-тренировочного занятия
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Направление конкурс методических разработок фио участника Васильева Светлана Алексеевна iconПлан-конспект урока литературы
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Направление конкурс методических разработок фио участника Васильева Светлана Алексеевна iconДвадцать лет, которые потрясли россию
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Направление конкурс методических разработок фио участника Васильева Светлана Алексеевна iconКонкурс «Лучшее школьное методическое объединение 2014». Положение...
Конкурс методических разработок урока в контексте требований фгос ООО для учителей русского языка и литературы «Современный урок:...
Направление конкурс методических разработок фио участника Васильева Светлана Алексеевна iconКонкурс методических разработок
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Направление конкурс методических разработок фио участника Васильева Светлана Алексеевна iconТема: «Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции»
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Направление конкурс методических разработок фио участника Васильева Светлана Алексеевна iconТема: «Отечественная война 1812 года»
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск