План-конспект урока литературы





НазваниеПлан-конспект урока литературы
Дата публикации28.09.2013
Размер51.3 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Лыскова Н.Н.

План-конспект урока литературы.

Тема урока: основные мотивы лирики Лермонтова в романе «Герой нашего времени».

Цель урока: познакомить учащихся с основными мотивами лирики

Лермонтова в романе «Герой нашего времени». Теория литературы: дать

толкование слова «мотив».

Форма урока: лекция.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Лекция.

М.Ю.Лермонтов – очень сложное явление в истории литературной жизни

России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно

небольшое литературное наследство, до сих пор остаётся неразгаданной и до

конца не понятой личностью.

Основные философские принципы Лермонтова нашли свое отражение в романе

"Герой нашего времени", где поэт выразил свою жизненную, нравственную позицию,

следовательно, роман объединил основные мотивы, свойственные поэзии Михаила

Юрьевича. Белинский писал, что в романе Лермонтов явился таким же творцом, как и в

своих стихотворениях.

  1. Какова же трактовка слова «мотив»? (Записать в тетради).

Мотив – проходящие через художественное произведение, творчество художника или через целое направление компоненты формы, элементы сюжета или темы, настроения. (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой).

Мотив (франц. motif, от лат. moveo — двигаю), в поэтике:

1) простейшая динамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке;

2) мельчайшая единица действия в повествовательном тексте (где потенциально каждый глагол может стать мотивом, как каждое существительное — образом); различаются мотивы структурные, сюжетообразующие;

3) повышенно-значимый (обычно повторяющийся) формально-содержательный компонент текста, тяготеющий к символичности;

4) расширительно — устойчивая тема, проблема, идея в творчестве писателя или в литературном направлении. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия)

В лермонтовской энциклопедии дается следующее определение: " Мотив - (от французского motif - мелодия, напев) - устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и литературно-художественных произведений".

Мотив о работах Лермонтова – расширительно: для обозначения группы стихов, связанных тематическим единством, для характеристики целого ряда разновременных произведений, имеющих открытый политический или социально-публицистический характер.

Мотив одиночества характерен для многих произведений Лермонтова. В романе «Герой нашего времени» одиноким странником выступает и сам автор, и его герой. Печорин, как и парус Лермонтова, путешествует без цели, сам не сознавая того, “он счастия не ищет и не от счастия бежит”. Печорин не может обрести счастья, так как его деятельная натура не найдет себе применения. Его жизнь - “ровный путь без цели, за которым последует закономерная смерть. Неудовлетворенность жизнью заставляет его искать этой смерти. Это чувство неудовлетворенности своей судьбой было присуще всему поколению”. Печорин говорит о своей судьбе: “Я был готов любить весь мир, - меня никто не любил, я выучился ненавидеть”. Сама жизнь убила в нем любовь, стерев грань между добром и злом, Печорин не признает ни христианских добродетелей, ни нравственных устоев общества. Он говорит: “Я люблю врагов, только не по-христиански”. Однако он не предлагает ничего взамен существующей морали.

Максим Максимыча можно сравнить с "дядей", который рассказывает о Бородине: когда героя Бородина попросили рассказать о "боевых схватках", он повел рассказ о богатырях, о Москве, о русских людях, о силе русского штыка о неотвратимости удалой атаки, о готовности отдать жизнь за Родину; когда героя кавказской войны, Максим Максимыча, попросили рассказать, собственно, о том же, он повел рассказ о Бэле, как самом значимом и интересном из всего, что с ним произошло за много лет на Кавказе.

Одиночество – мотив, пронизывающий почти все творчество и выражение умонастроения поэта, одновременно и центральная тема его поэзии, начиная с юношеских стихов.

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока,

- это страшное признание Лермонтова сделано в последний год его жизни.

Григорий Александрович Печорин, по сути, тоже поэт, "лишний человек", не нашедший своего места в обществе, противопоставивший себя ему.

Лермонтов был одинок, и тема одиночества звучит почти в каждом его произведении. Это во многом объясняется личными качествами поэта. По свидетельствам современников, он был резким, замкнутым человеком. Однако главная причина трагического одиночества Лермонтова заключается, видимо, в том, что он мало встречал в жизни людей, отвечавших его необычайно высоким нравственным и интеллектуальным требованиям.

"В Печорине много Лермонтова, - пишет Ю. Айхенвальд, - много автобиографии".

Действительно, в образе Григория Александровича, одинокого среди людей, выразилась вся та горечь, одиночество, тоска поэта которые выливаются в гневное презрение к людям, чью неприязнь или равнодушие он всегда воспринимал очень болезненно:

И будут (я уверен в том)

О смерти больше веселиться,

Чем о рождении моем...

Скорбь и одиночество, вызванные общественными и личными причинами, наполняют все творчество Лермонтова. Стремлением поэта к истинному чувству и болью неразделенности проникнута его любовная лирика:

Страшись любви: она пройдет,

Она мечтой твой ум встревожит,

Тоска по ней тебя убьет,

Ничто воскреснуть не поможет.

Печорин ни к кому не имеет привязанности. Беспечный и безучастный, как облака, он не вспоминает о Бэле, его не мучит совесть за Грушницкого, и, свободный от дружбы, которая стесняет своими нравственными следами и связями, он не чувствует благодарности к Максиму Максимычу и при встрече обдает его холодом глубокого равнодушия.

Любовь – без радости, зато разлука – без печали.

Час разлуки, час свиданья,

Им не радость, не печаль;

Им в грядущем нет желанья,

Им прошедшего не жаль.

"Если б меня спросили, - говорит Печорин в "Княгине Лиговской", - чего я хочу: минуту полного блаженства или годы двусмысленного счастья, я бы скорей решился сосредоточить все свои чувства и страсти на одно божественное мгновение и потом страдать сколько угодно…".

"Безлюбовным" называет Печорина Ю. Айхенвальд.

Мгновение вместе мы были,

Но вечность – ничто перед ним;

Все чувства мы вдруг истощили,

Сожгли поцелуем одним…

Только смерть спасла Бэлу от охлаждения Печорина.

Любить он не умеет. Хотя и говорит, что в страсти решает дело "первое прикосновение", но, когда он сам прикасается к Мери, это не настраивает его на любовный и нежный лад, и он про себя смеется над ней тогда, когда целует ее. И даже Бэлу он завоевывает системой.

Роман М.Ю.Лермонтова – это философия, размышления, опыт, которыми он делится с нами, читателями.

  1. Обобщение урока.

Домашнее задание: найти в главах «Бэла», «Княжна Мери» эпизоды,

подтверждающие мотив одиночества Г.А.Печорина.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока литературы iconПлан-конспект урока литературы
Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно...
План-конспект урока литературы iconПлан-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера...
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
План-конспект урока литературы iconКонспект занятия объединения «юный журналист»
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
План-конспект урока литературы iconКонспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские...
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
План-конспект урока литературы iconПлан-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
План-конспект урока литературы iconПлан-конспект урока знаки: (меньше), =(равно)
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока литературы iconМетодика преподавания журналистики в высшей школе план лекционных...
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
План-конспект урока литературы iconУрок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
План-конспект урока литературы iconКонспект открытого урока чтения в 3 классе
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
План-конспект урока литературы iconКонспект нод по реализации образовательной области
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
План-конспект урока литературы iconЛитература 6 класс пояснительная записка
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
План-конспект урока литературы iconКонкурс «Учитель года 2007»
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
План-конспект урока литературы iconПлан-конспект урока литературы «И грянул бой, Полтавский бой!»
...
План-конспект урока литературы iconПлан-конспект урока по теме «Choosing a profession»
План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой...
План-конспект урока литературы iconКонспект урока литературы в 5 классе на тему «Поэтический образ Родины...
План-конспект урока литературы в 5 классе на тему «Поэтический образ Родины в стихах поэтов 20 века»
План-конспект урока литературы iconПлан-конспект урока 2 класс 2 часть урок 23 План-конспект открытого...
На уроке отрабатывается понятие «умножение», вырабатывать умение осознанно пользоваться умножением, создаются условия для развития...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск