Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением» Итоги и последствия Смутного времени





Скачать 138.46 Kb.
НазваниеРайонный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением» Итоги и последствия Смутного времени
Дата публикации04.09.2014
Размер138.46 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > История > Конкурс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Погореловская средняя общеобразовательная школа

Корочанского района Белгородской области»
Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением»

Итоги и последствия Смутного времени
(методическая разработка урока истории в 10 классе)


Учителя истории и обществознания

МБОУ «Погореловская СОШ»

Корочанского района

Калитиной Е.В.


Короча, 2012


Цели урока.

1)Обеспечить в ходе урока усвоение учащимися знаний об итогах и последствиях Смуты, осмыслению данной проблемы в русской исторической литературе.

2) Обеспечить повторение и закрепление учащимися основных событий Смутного времени.

3) Обеспечить в ходе урока усвоение учащимися понятий: Смута, интервенция, народное ополчение, Семибоярщина, самозванец.

4)Продолжить формирование умений анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать исторические факты, работать с историческими документами, строить деятельность в группах.
Оборудование урока. Компьютер и проектное оборудование, презентация по теме урока, рабочие листы урока, задания для групп с текстами.

Эпиграф урока. Освобождением Москвы и избранием царя историки обыкновенно кончают повесть о смуте, - они правы.

С.Ф. Платонов

План урока

  • 1. Избрание на Российский престол Михаила Романова.

  • 2. Итоги и последствия Смуты.

Тип урока. Урок — практическое занятие с элементами груп­повой работы.
Ход урока


  1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

Вступительное слово учителя. 4 ноября 2012 г. отмечается знаменательная дата в истории нашего Отечества – 400-летие освобождения Москвы народным ополчением. Вспомним эти события.

Работа в группах.

Задания для группы №1. Составьте хронологический комплекс по теме «Русские правители эпохи Смуты». Укажите, какое право они имели на трон.

Задания для группы №2. Дайте определения понятий: Смута, интервенция, народное ополчение, Семибоярщина, самозванец. Составьте исторические предложения с использованием этих понятий.

Задания для группы №3.Текст с ошибками.

Найдите восемь ошибок в тексте.

Осенью 1611 г. посадский староста Нижнего Новгорода Кузьма Минин об­ратился с призывом к русскому народу о создании Второго ополчения. Народ собрал значительные средства для ведения войны со шведскими интервентами. Возглавили ополчение сам Минин, дворянин Прокопий Ляпунов и князь Дмитрий Пожарский. Весной 1612 г. ополчение двинулось через Тулу к Москве. К осени 1612 г. ополченцы подошли к столице, где соединились с войсками гетмана Ходкевича, подошедшими по Можайской дороге. Ополченцев сопро­вождала икона Владимирской Богоматери. Четыре недели шли бои за Кремль. 26 октября шведский гарнизон, засевший в Кремле, капитулировал.

Учитель.

Смута завершилась избранием на российский трон представителя новой династии – Михаила Фёдоровича Романова. В ходе урока, работая с текстами из произведений великих русских учёных-историков, мы познакомимся с многообразием мнений о том, как


проходило избрание нового царя, о том, как оценивал итоги и последствия Смуты В.О. Ключевский. Каждый должен сформировать свою точку зрения по данным вопросам.
3.Изучение нового материала.
1.Выступление учащегося, получившего предварительное задание, с использованием презентации.

Михаил Федорович родился в 1596 г. в семье богатого и знатно­го боярина Федора Никитича Романова, двоюродного брата царя Федора Ивановича. Раннее детство его прошло в уютном доме в Москве на Варварке, но после прихода к власти Годунова благо­получие семьи пошатнулось. Федор Никитич, отец Михаила, был обвинен в государственной измене и пострижен в монахи, братья его отправлены в Сибирь в ссылку, а мать Михаила — в Заонежские погосты. Не пощадил Годунов даже малолетних членов семьи Рома­новых: Михаил и его сестра Татьяна очутились в Белозерской тюрь­ме. Только год спустя Годунов сжалился над малолетними узниками и перевез их в родовое имение — село Клин Юрьевского уезда.

С воцарением Лжедмитрия участь Михаила и его родственников счастливо переменилась: все оставшиеся в живых Романовы получили возможность вернуться в Москву и были приближены ко двору. Отец Михаила продолжил духовную карьеру, став ростовским митрополитом.

После свержения Лжедмитрия и воцарения Василия Шуйского особых изменений в жизни семьи Романовых не произошло. Миха­ил с 1608 г. начал придворную службу в должности стольника. Однако благополучие вновь было недолгим. После свержения Шуй­ского в Москве сформировалось временное боярское правитель­ство — «Семибоярщина», в которое вошли сразу несколько род­ственников Романовых. Бояре приняли решение для прекращения Смуты призвать на Российский престол польского королевича Вла­дислава. В итоге патриарх Филарет (отец Михаила) отправился во главе русского посольства под Смоленск на переговоры с польским королем Сигизмундом, был там арестован и оказался в плену. В Москву же, как мы знаем, был введен польский гарнизон. Михаил с матерью во время этих событий жили в Москве. Им пришлось испытать недостаток продуктов питания и холод во время осады Москвы первым и вторым ополчениями. После снятия осады они уехали в село Домнино Костромского уезда, а затем, спасаясь от шаек казаков и поляков, под защиту стен Ипатьевского монастыря.

Именно в Ипатьевском монастыре и находились Михаил с мате­рью в тот момент, когда на Земском соборе было названо имя нового российского государя".

Учитель. С чертами характера и особенностями правления Михаила Федо­ровича Романова им еще предстоит познакомиться на последующих уроках, а предметом сегодняшнего рассмотрения является вопрос об избрании его на царство.
2. Организация работы в группах с историческими текстами. Учащиеся получают для рассмотрения фрагменты исследований, работают над ними по предло­женным вопросам.
Задания для группы №1.

Документ № 1

В.Б. Кобрин, исследуя обстоятельства выбора на Российский престол Михаила Романова, приходит к следующим выводам:

  1. В выработке данного решения на Земском соборе в январе 1613г. принимали участие представители различных социальных групп Российского государства: выборные дворян, посадских людей, ду­ховенства и, возможно, представители черносошных крестьян.

  2. На Земском соборе было принято решение не приглашать на престол государей других государств: «никаких иноземных госу­дарств на Московское государство не избирать».

  3. Наиболее приемлемой для всех участников собора оказалась кандидатура 16-летнего Михаила Федоровича Романова, сына мит­рополита Филарета.

  4. Объяснение данного выбора молодостью правителя (сохра­нилось известие, что один из бояр писал в Польшу князю В. В. Голи­цыну: «Миша-де Романов молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден») историк считает необоснованным, поскольку молодость и незрелость правителя со временем бы исчезли, а за спиной Миха­ила Романова стоял мудрый и сильный Филарет.

Причины избрания Михаила Романова на царство кроются в основных политических потребностях общества. «Страна в это время нуждалась в правительстве своеобразного общественною примирения, которое сумело бы обеспечить не только сотрудни­чество людей самых разных политических лагерей (сторонники Годунова, Шуйского, Владислава, тушинцы и т. п.), но и классо­вый компромисс»,— пишет В.Б. Кобрин.

6) Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала различные слои общества, поскольку:

Романовы были выходцами из одного из самых знатных боярских родов России;

их считали своими и те, кто был близок к опричному двору;

  • пострадавшие от опричнины также не чувствовали себя чуждыми этому семейству, так как среди его членов встречались казненные и опальные в годы опричнины, а сам Филарет оказался в ссылке при бывшем опричнике Борисе Годунове;

  • Романовы пользовались большой популярностью и среди казачества;

с ними связывались многие крестьянские иллюзии;

  • длительное пребывание Филарета в Тушине в качестве «на­реченного патриарха» заставляло бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правителе;

  • поскольку Филарет возглавил в свое время делегацию, кото­рая приглашала на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича могли не беспокоиться за свое будущее при Романовых.

Поэтому, по мнению историка, «Романовы оказались той по­средственностью, которая устраивала всех».

Вопросы к тексту.

1.Представители каких сословий были представлены на Земском соборе?

2.Каковы причины избрания на Российский престол именно Михаи­ла Романова? Чем устраивала его кандидатура каждую из названных групп населения страны?
Задания для группы №2

Документ № 2

Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1988. Ч. III.

Собор распался на партии между великородными искателями, из которых более поздние известия называют князей Голицына, Мстиславского, Воротынского, Трубецкого, Романова. Сам, скром­ный по отечеству и характеру, князь Пожарский тоже, говорили, ис­кал престола и потратил немало денег на поиски. Наиболее серьез­ный кандидат по способностям и знатности, кн. В. Голицын был в польском плену, кн. Мстиславский отказывался; из остальных выбирать было некого. Московское государство выходило из страш­ной Смуты без героев; его выводили из беды добрые, но посредственные люди. ... При недостатке настоящих сил дело решалось пред­рассудком и интригой. В то время как собор разбивался на партии не зная, кого выбрать, в него вдруг пошли одно за другим «писа­ния», петиции за Михаила от дворян, больших купцов, от городов Северской земли и даже от казаков; последние и решили дело. Со­борное избрание Михаила было подготовлено и поддержано на со­боре и в народе целым рядом вспомогательных средств: предвыбор­ной агитацией с участием многочисленной родни Романовых, дав­лением казацкой силы, негласным ­ дознанием в народе, выкриком столичной толпы на Красной площади. Но Михаила вынесла не лич­ная и агитационная, а фамильная популярность. Популярность Ро­мановых, приобретенная личными их качествами, несомненно уси­лилась от гонения, которому подверглись Никитичи при подозри­тельном Годунове. Вражда с царем Василием и связи с Тушином доставили Романовым и покровительство второго Лжедмитрия, и популярность в казацких таборах. Так двусмысленное поведение фамилии в смутные годы подготовило Михаилу двустороннюю под­держку, и в земстве и в казачестве. Но больше всего помогла Михаи­лу на соборных выборах родственная связь Романовых с прежней ди­настией. В продолжение Смуты русский народ столько раз неудачно выбирал новых царей, и теперь только то избрание казалось ему проч­но, которое падало налицо, хотя как-нибудь связанное с прежним цар­ским домом. В царе Михаиле видели не соборного избранника, а пле­мянника царя Федора, природного, наследственного царя.

Вопросы к тексту

  1. Кто претендовал на Российский престол после завершения Смуты? Каковы были шансы претендентов в соответствии с оценкой автора?

  2. Какие обстоятельства способствовали восшествию на престол Ми­хаила Романова?


Задания для группы №3

Документ № 3

Среди претендентов на Российский престол после называли родовитых князей Ф. Мстиславского и В. Голицына, руководите­лей ополчений Д. Трубецкого и Д. Пожарского. Были сторонники и польского королевича Владислава, и шведского королевича Кар­ла-Филиппа, даже находились такие, которые были не прочь служить «воренку Ивану», сыну Марины Мнишек.

На первых же заседаниях Земского собора было решено не рассматривать в качестве возможных претендентов кандидатуры тех, кто был известен враждебными действиями по отношению к Российскому государству в годы Смуты. Поэтому сразу исключались кандидатуры иноземных правителей и «воренка». Знатные князья также оказались неподходящими кандидатами: В. Голицын был в польском плену, Ф. Мстиславский — стар и бездетен. Про­тив Д. Трубецкого выступили представители городов, не одобряв­шие его службу второму самозванцу и связи с казачеством. Д. По­жарского не захотели видеть на престоле представители знати, поскольку для них он был слишком худороден.

Михаил Романов, напротив, представлялся подходящим во всех отношениях: он был молод, не запятнал себя никакими связями с врагами отечества. Кроме того, его права на престол как племянника (хотя и двоюродного) царя Федора Ивановича выгля­дели вполне законными. Для аристократов Михаил был удобной кандидатурой во всех отношениях, поскольку со многими был в родстве по нескольким линиям. Казаки помнили, что его отец был тушинским патриархом. Простые люди относились к нему с большой симпатией и сочувствием.

Вопросы к тексту /

  1. Кто претендовал или выдвигался в качестве претендента на Рос­сийский престол после окончания Смуты?

  2. Чем не устраивали данные кандидатуры представителей населения России?

  3. Почему кандидатура Михаила Романова была избрана в качестве наиболее оптимального варианта? Как обосновывались его права на престол?


Обсуждение прочитанного с опо­рой на приведенные после текстов вопросы и задания.

Учитель. В начале февраля 1613 г. участ­ники Земского собора пришли к решению об избрании на царство Михаила Романова. Далее был объявлен всеобщий двухнедельный пост, во время которого были отправлены гонцы к боярам, нахо­дившимся в своих имениях, чтобы узнать их мнение. И только после этого стране было оглашено имя нового избранника. О чём свидетельствует данный факт?

3. Работа с документом в группах - с отрывком из «Курса русской истории» Ключевского В.О., который позволит выделить итоги и последствия Смуты.

Задание учащимся. В процессе самосто­ятельной работы с текстом сформулировать одно из следствий Смуты и конкретизировать его, используя полученные на уроках знания.

Четырнадцать бурных лет, пережитых Московским государ­ством, не прошли бесследно. Эти следствия, обнаруживающие­ся с первых лет царствования Михаила, шли из двух главных перемен, произведенных Смутой в положении государства: во-первых, прервалось политическое предание, старый обычай, на котором держался порядок в Московском государстве XVI в.; во-вторых, Смута поставила государство в такие отношения к соседям, которые требовали еще большего напряжения сил для внешней борьбы, чем какое испытывало государство в XVI в. Отсюда, из этих двух перемен, вышел ряд новых политических понятий, утвердившихся в московских умах, и ряд новых поли­тических фактов, составляющих основное содержание нашей истории XVII в.

Понятия, какими обогатились московские умы в продолжение Смуты, глубоко изменили старый, привычный взгляд общества на государя и государство. Прежде государство мыслилось в народ­ном сознании только при наличии государя, воплощалось в его лице и поглощалось им. В Смуту, когда временами не бывало государя или не знали, кто он, неразделимые прежде понятия стали разделяться сами собою. В Смуту общество, предоставлен­ное самому себе, поневоле приучалось действовать самостоятель­но и сознательно, и в нем начала зарождаться мысль, что оно, это общество, народ, не политическая случайность..., не временные обыватели в чьем-то государстве, но что такая политическая слу­чайность есть скорее династия... Как прежде из-за государя не замечали государства и народа и скорее могли представить себе государя без народа, чем государство без государя, так теперь опытом убедились, что государство, по крайней мере некоторое время, может быть без государя, но ни государь, ни государство не могут обойтись без народа.

События Смутного времени... изменили и состав правитель­ственного класса, с помощью которого действовали цари первой династии. Старые московские государи правили своим государ­ством с помощью боярского класса, плотно организованного, проникнутого аристократическим духом и привычного к власти. ...Государи XVII в. начали править с помощью отдельных лиц, случайно выплывших наверх. Эти новые лица, свободные от пра­вительственных преданий, и стали носителями и проводниками новых политических понятий, которые в Смуту проникли в мос­ковские умы. Смута произвела большую переборку служилых фа­милий, подняла одни, понизила другие. Служебный чин сам по себе мало значил в местничестве, не давал родовитости; но родо­витого человека обыкновенно возводили в высокий чин, служив­ший показателем его родовитости. Малые люди, дослужившиеся в Смуту до больших чинов, пытались превратить признак родови­тости в ее источник и стали усвоять мысль, что государь, жалуя худородному большой чин, вместе с тем дает ему и знатность.

Под действием политических понятий и потребностей, выз­ванных Смутой, ... власть царя получила очень сложную и услов­ную, сделочную конструкцию. Она была двойственна, даже дву­смысленна по своему происхождению и по составу. Действитель­ным ее источником было соборное избрание; но она выступала под покровом политической фикции наследственного преемства по родству. Она была связана
негласным договором с высшим правительственным классом, который правил через Боярскую думу, но публично, перед народом, в официальных актах являлась само­державной.

Бури Смутного времени произвели глубокие опустошения как в хозяйственном положении народа, так и в нравственном настро­ении русского общества. Страна была крайне разорена. Иностран­цы, приезжавшие в Московию вскоре после воцарения Михаила, рисуют нам страшную картину опустелых или сожженных сел и деревень с заброшенными избами, которые были наполнены еще неубранными трупами. Люди, уцелевшие от Смуты, разбежались кто куда мог; весь гражданский порядок расстроился, все людские отношения перепутались. Нужно было много продолжи­тельных усилий, чтобы восстановить порядок, собрать разбежав­шихся людей, усадить их на прежних местах, втолкнуть их в житейский обиход, из которого их вырвала Смута.

Идёт обсужде­ние, результаты которого фиксируются учителем на доске, а школь­никами в рабочих тетрадях.

Задания учащимся. Назвать те итоги и последствия Смуты, которые, на их взгляд, не были указаны историком.
4. Задание учащимся. В группах сформулировать задачи, решить которые пред­стоит новому российскому государю.


  1. Домашнее задание.

Подготовить историческое сочинение на тему «Уроки Смуты».


  1. Рефлексия.

Ответьте на вопросы.

Я сегодня на уроке узнал, что ……… .

В Смутное время я ……. .

Я хочу сказать Вам …… .
Библиографический список
1.Игры и занимательные задания по истории / Авт.-сост. М.А. Субботина, И.Б. Горячева, Л.М. Добролюбова и др. – М.: Дрофа, 2003. – 336 с.

2. Ключевский В.О. о русской истории. – М.: Просвещение, 1993. – 576 с.

3.Набатова О.Г. Конспекты уроков для учителя истории. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 400 с. С. 276.

4.Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории.- С-П.: КРИСТАЛЛ, 2000.- 835 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением» Итоги и последствия Смутного времени iconРазработка урока по теме: «Окончание Смутного времени. 400-летие...
Тема «Окончание Смутного времени. 400-летие освобождения Москвы народным ополчением»
Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением» Итоги и последствия Смутного времени iconПлан мероприятий, посвящённых 400-летию освобождения Москвы народным...

Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением» Итоги и последствия Смутного времени iconМетодический Центр «эврика»
Второй общероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий педагогов
Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением» Итоги и последствия Смутного времени iconПоложение о районном заочном конкурсе методических разработок уроков...
Конкурс методических разработок и внеурочных мероприятий для учителей истории и обществознания "Коренной перелом в войне" посвящен...
Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением» Итоги и последствия Смутного времени iconКонкурс творческих работ учащихся и педагогов, сценариев внеклассных...
Научно-образовательный центр «Образование и социокультурная интеграция» проводит конкурс творческих работ учащихся и педагогов, сценариев...
Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением» Итоги и последствия Смутного времени iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведены следующие мероприятия: школьная педагогическая конференция «Педагогические технологии в работе учителя», методическая выставка...
Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением» Итоги и последствия Смутного времени iconОбщероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов
Учредитель Конкурса: Межшкольная Ассоциация Учителей Научно- естественных Дисциплин («маунед»)
Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением» Итоги и последствия Смутного времени iconОбщероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных...
Непосредственно – образовательная деятельность по формированию целостной картины мира «Первоцветы» (экологическое воспитание)
Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением» Итоги и последствия Смутного времени iconОбщероссийский проект дистанционных конкурсов методических разработок...
Работы принимаются до 30 июня 2014 года, до 23 часов 59 минут по московскому времени
Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением» Итоги и последствия Смутного времени iconКонкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий...
Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Букварь. Учебник для первоклассников. – М.: «Баласс», 2011
Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением» Итоги и последствия Смутного времени iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: закрепить знания учащихся по основным этапам освобождения страны от захватчиков в период Смутного времени, выявить итоги...
Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением» Итоги и последствия Смутного времени iconИтог Общероссийского конкурса методических разработок уроков и внеклассных...

Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением» Итоги и последствия Смутного времени iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интерес к этому периоду истории никогда не угасал. Смута находит отражение в литературе, музыке, кинофильмах и даже в государственных...
Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением» Итоги и последствия Смутного времени iconОбщероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных...
К участию приглашаются педагоги доу, учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги до, педагоги спо
Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением» Итоги и последствия Смутного времени iconОбщероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных...
К участию приглашаются педагоги доу, учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги до, педагоги спо и нпо
Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением» Итоги и последствия Смутного времени iconАдрес
Общероссийский конкурс методических разработок классных часов и внеклассных мероприятий педагогов и творческих работ обучающихся


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск