Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 174.87 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.02.2014
Размер174.87 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Муниципальное бюджетное оющеобразовательное учреждение

"Основная общеобразовательная школа №25"

Окончание Смутного времени в России ХVII века.

(урок истории в 7 классе)

Выполнила:

Осокина Алла Николаевна,

учитель истории

МБОУ "ООШ №25"

Старый Оскол

2012

Урок истории по теме: Окончание Смутного времени в России ХVII века.

Цель: обобщить знания учащихся о событиях смутного времени

Задачи: - закрепить знания учащихся по основным этапам освобождения страны от захватчиков в период Смутного времени, выявить итоги и последствия Смуты для русского народа, развития нашего государства;

-развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами, тестами; строить развернутый ответ на вопрос, анализировать происходящие события;

-воспитывать у учащихся национальное самосознание, патриотические чувства на примерах выдающихся патриотов К.Минина, Д.Пожарского и И.Сусанина, а также общую и информационную культуру, трудолюбие, усидчивость, прививать учащимся навыки самостоятельной работы.

Тип урока: урок обобщения знаний

Структурные компоненты и методические приемы: организационный момент - актуализация знаний – постановка проблемного задания – работа в группах – опережающее задание (сообщения) – закрепление – обобщение – релаксация.

Термины: Семибоярщина, интервенция, ополчение, династия, самосознание, гражданская война.

Используемое оборудование: интерактивная доска, электронная карта «Россия в ХVII веке», тестовые задания 2 варианта, авторская презентация, опорные схемы для доски, История России: конец XVI-XVIII век: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений»./ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина - М.: Просвещение, 2010 г, рабочая тетрадь для 7 класса: История России. Конец 16-18 век – М.: Просвещение, 2010г.

Персоналии: Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Иван Болотников, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Дмитрий Пожарский

На доске эпиграф: Предателя, мнили, во мне вы нашли

Их нет, и не будет

на Русской земли.
В ней каждый отчизну с

младенчества любит.
И душу изменой

свою не загубит. К. Ф. Рылеев.
Ход урока:

1.Организационный момент ( приветствие, настрой на урок)

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы должны, работая с разными источниками, ответить на вопрос: почему исторические события 1612 года стали основой для введения государственного праздника «Дня народного единства», который отмечается 4 ноября?

2. Изучение нового материала

Актуализация знаний:

а) работа с терминами на интерактивной доске, используется прием «Ассоциация»: дается определение и называется ассоциативный исторический термин (смутное время, интервенция, Семибоярщина, ополчение, династия, самосознание, гражданская война).(слайд3)

б) работа с картой на интерактивной доске:(слайд 4)

1.Покажите город, в котором был разбита армия Болотникова?

2. Город, куда направился в 1604 году Лжедмитрий I?

3.Место гибели Лжедмитрия II?

4. Город более полутора лет, выдерживавший осаду польских войск?

5. Путь, по которому шла армия Ивана Болотникова?

в) работа с персоналиями: определи кто это?(слайд5-10)

1.Боярин, сестра которого была женой царя, фактический правитель России в конце XVI века. (Борис Годунов)

2.“Чудом спасшийся” царевич Дмитрий, тайно принявший католическую веру, женившийся на дочери польского магната, ставший правителем России. (Лжедмитрий I)

3.Своими привычками, отдельными поступками и распоряжениями, заграничными сношениями, возбуждал против себя в различных слоях московского общества множество нареканий и неудовольствий, хотя вне столицы, в народных массах популярность его не ослабевала (Лжедмитрий I)

4.Он был хорошо образован, владел несколькими иностранными языками, имел прекрасную библиотеку. Отказался от политики устрашения и массовых казней, но со своими врагами не церемонился. Неудачи его царствования подготовили почву для появления самозванца. (Борис Годунов)

5.“... был маленького роста, некрасивый, подслеповатый. В книжном учении сведущ, рассудителен и разумен, скуп и неотзывчив. Единственное - к тем благоволил, кто нашептывал ему ложное на людей, он же их слушал с удовольствием и радостью” (Василий Шуйский)

6.Его имя осталось неизвестным, но за ним закрепилось прозвище “тушинский вор” (Лжедмитрий II)

7.Возможно, он был дворянином и служил боевым холопом у крупного землевладельца. Он побывал в крымском и турецком плену, из которого ему удалось освободиться. По пути на родину побывал в Речи Посполитой. Вскоре появился с грамотой “истинного царя”, о назначении его царским воеводой. К нему стекались все недовольные московским царем. (Иван Болотников)

8.“Многажды слали к нему нижегородцы послов, а он отказывался возглавить рати, ссылаясь на болезнь. На самом деле, кроме опасений за собственное здоровье, согласиться при первом свидании не позволял этикет. Были, очевидно, и опасения непослушания, не привыкшего к воинской дисциплине посадского мира... лично явился в Мугреево уговаривать князя. Они быстро нашли общий язык” (Дмитрий Пожарский)

9.Патриарх, призывавший соотечественников к сопротивлению, погиб в заточении в Москве от голода. (Гермоген)

10.Царь, впервые присягнувший своим подданным; свергнут с престола, насильно пострижен в монахи, выдан полякам, увезен в Польшу, умер в заточении. (Василий Шуйский)

11.Торговый человек, земский староста, призвал создать ополчение для освобождения от иноземных захватчиков. (Кузьма Минин)

Физминутка: Гимнастика для глаз.

Учитель: Постановка проблемного задания: почему только второе ополчение смогло освободить Москву от польских интервентов?

Работа в группах: для решения данной проблемы класс делится на три группы, каждая из которой работает по направлениям.

1 группа: работа с учебником стр. 26-27 (слайд11)

Где было создано Первое ополчение? Кто входил в него? Выполнило ли оно задачу по освобождению Москвы от поляков? Почему?
2 группа: работа с документами и дополнительными материалами (приложение 1).

В чем особенность создания второго ополчения? Какую роль сыграла организация «Совет всей Земли»? Какие личные качества позволили Минину и Пожарскому стать руководителями Второго ополчения?
3 группа: заполнение сравнительной таблицы в рабочей тетради задание № 4 стр.11.

Сравнение первого и второго ополчения: Каковы заслуги русского народа в изгнании из страны иноземных захватчиков и ликвидации Смутного времени?

Самостоятельная работа по группам.

Во время ответа каждой группы на экране высвечиваются вопросы.

Подводится итог данного этапа урока:
Комментарий учителя: Говорят, что истинная любовь к Отечеству, к своей Родине проявляется во время тяжелых испытаний. Это время и настало для России в ХVII веке. Кто же станет решающей силой в борьбе против иноземных захватчиков и создаст условия для воцарения на престоле настоящего русского царя? Многие доблестные люди думали о спасении родной земли. Игумен Троице - Сергиевского монастыря Дионисий и келарь Авраамий Палицын стали рассылать письма по всем русским городам, призывая народ на защиту Руси и православной веры от врагов. С такими же призывами обращался и патриарх Гермоген, заключенный в Чудовом монастыре Кремля. В сентябре 1611 года одно такое письмо пришло в Нижний Новгород. Зазвонили в большой колокол, и весь народ собрался в главную церковь Святого Спаса. Здесь священники прочитали грамоту, и народ плакал, слушая чтение ( Приложение 2).

Почему данное письмо вызывало такие яркие чувства у людей?

Ответы учащихся.

Предварительно подготовленные учащиеся делают сообщения о личностях: о К. Минине, Д. Пожарском, И.Сусанине ((приложение 3-5)

Комментарий учителя: Слух о новом земском ополчении быстро распространился в разных городах, из которых стали прибывать в Нижний Новгород ратные люди. Вновь поднималась Русская земля. Второе ополчение 18 августа 1612 г. под управлением Минина и Пожарского подошло к Москве. Ополченцам удалось разгромить отряд Ходкевича с обозом продовольствия. По призыву Минина ко Второму ополчению присоединилась часть казаков из Первого ополчения. В Кремле и Китай-городе начался сильный голод. Кроме того, на противника воздействовали систематическим артиллерийским огнем. Во вражеском гарнизоне таяли силы. Наконец 26 октября (4 ноября по новому стилю) отворились все кремлевские ворота. Польско-литовский гарнизон сдался.

Русский народ радостно приветствовал отряды Второго ополчения, сдержавшего клятву биться до смерти за стольный град России. На Красной площади тогда встретились две духовные реликвии русского народа, две иконы Богоматери - Казанская и Владимирская. Казанская осеняла весь путь ополчения и стала символом освобождения Москвы. Икону Владимирской Богоматери торжественно вынесли из главного собора Кремля.

Закрепление: выполнение заданий в виде теста, (приложение 6), дополнительно текст с ошибками (приложение 7)

Обобщение: Какие личные качества позволили Минину и Пожарскому стать руководителями Второго ополчения?

Какие уроки мы должны извлечь из Смутного времени для себя?

В чем заключается патриотизм русского народа в период Смуты?

Почему исторические события 1612 года стали основой для введения государственного праздника «Дня народного единства», который отмечается 4 ноября?

Комментарий: Осознание народом своей силы и способности изгнать захватчиков и привело к окончанию Смуты. Только поддерживаемый народом правитель способен преодолеть исторические катаклизмы.

Подведение итогов урока: выставление оценок

Домашнее задание: подготовить рассказ по теме «Смутное время в России», выполнить задание № 5 в раб. тетради.

Рефлексия: какое впечатление произвел на тебя урок? Как вы оцениваете свою активность на уроке? Просигнальте ладошкой (слайд13).

Приложение 1 Из документов времен Смуты:

“… А будет вы от того вора и от Марины и от сына ее не отстаните, и с нами и со всею землею будете не в соединеньи, и враги наши польские и литовские люди царствующий град Москву и все грады Московского государства до конца разорят, и всех вас и нас конечно погубят, и землю нашу пусту и безпамятну учинят, и того всего взыщет Бог на вас, что мы своим развратаньем с нами не в соединеньи, да окрестныя все государства назовут вас предатели своей вере и отечеству. Но и паче всего, каков вам о том дати ответ на втором пришествии пред праведным Судиею? Молим вас, господа, и просим со слезами единородную братью свою, православных христиан, пощадите себя и свои души, отступите от такого злапагубного начинания, и отстатьте от вора и от Марины и от сына ее, и будьте с нами и со всею землею в соединеньи…”

Из грамоты II ополчения с призывом отстать от “воровства”. 1612 год

“… Разделился народ надвое и бысть тогда велия беда во всех градех, и во святых обителях, и в селех, и на путех: везде убо друг друга стрежаху и брат брата, послушающе, кто речет, яко расстрига Гришка Отрепьев царь, а не Дмитрий царевич, и без розыску и без испытания те вси смерть примаху”.

Из повести “История о первом патриархе Иове”.

“Стоять за истину всем безизменно, к начальникам быть во всем послушными и покорливыми и не противиться им ни в чем; на жалованье ратным людям деньги давать, а денег не достанет – отбирать не только имущество, а и дворы, и жен, и детей закладывать, продавать, а ратным людям давать, чтоб ратным людям скудости не было”.

Из приговора нижегородцев о создании II ополчения.

“Надо хорошо запомнить, что Смутное время не было временем революции, перетасовки и перестановки старых порядков. Оно было только… всесторонним банкротством правительства, полным банкротством его нравственной силы. Правительство было нечисто, оно изолгалось, оно ознаменовало себя рядом возмутительных подлогов. Народ это видел хорошо и поднялся на восстановление правды в своем правительстве, на восстановление государственной власти, избранной правдою всей Земли, а не подлогами и “воровством” каких-либо городов и партий. Пожарский с Мининым сделались руководителями и предводителями этой всенародной правды. Они шли с нижегородцами не для того, чтобы перестроить государство на новый лад, а напротив. Шли с одною мыслью и с одним желанием восстановить прежний порядок, расшатавшийся от неправды правительства. Смутное время тем особенно и замечательно, что в нем роли правительства и народа переставились. В это время не народ бунтовал и безобразничал, не подвластная среда шумела и шаталась, а безобразничала и шаталась вся правящая, владеющая среда. Народ, измученный, растерзанный поднялся и унял ее, водворил тишину и спокойствие в государстве. Тем его подвиг и окончился”.

И.Е. Забелин “Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время”

Приложение 2.

ГРАМОТА ДИОНИСИЯ.

« Православные христиане, горе нам! Пришли дни конечной гибели нашей .Гибнет наше Московское государство, гибнет и православная вера. Литовские и польские люди умыслили Московское государство разорить и обратить истинную веру Христову в латинскую многопрелестную ересь. Стойте твердо за православную веру, обороняйте ее всеми силами, соединяйтесь с другими городами, изобличайте изменников и предателей…»

Приложение 3

Кузьма Минин (Кузьма Минич Анкундинов, Кузьма Сухорук) — деятель русского национально-освободительного движения в Смутное время, один из руководителей Второго ополчения, соратник князя Дмитрия Михайловича Пожарского; один из наиболее популярных национальных героев русского народа. Род Кузьмы Минина происходил из небольшого волжского города Балахны и владел соляным промыслом. Известно имя его отца — Мина Анкундинов. Сам Кузьма был нижегородским посадским человеком, в 1608-1610 годах в составе нижегородского ополчения под началом воеводы А.С. Алябьева он участвовал в боевых действиях против сторонников Лжедмитрия II.1 сентября 1611 года Минин был избран земским старостой и возглавил движение за организацию Второго ополчения. В круг его обязанностей входили сбор денежных средств, выдача жалования ратникам, обеспечение хозяйственной части. Военное руководство по совету Минина было передано в руки князя Дмитрия Пожарского. До созыва Земского собора 1613 года Минин входил в «Совет всея земли», сформировавшийся в начале 1612 года в Ярославле и выполнявший функции правительства.Кульма Минин активно участвовал в боях за Москву 22-24 августа 1612 года и проявил личную храбрость. Во главе одного из отрядов он переправился через Москву-реку и нанес по противнику фланговый удар, благодаря чему войска гетмана Яна Кароля  Ходкевича были разгромлены. Минин участвовал в Земском соборе 1613 года, призвавшего царствовать династию Романовых. На следующий день после своего венчания на царство царь Михаил Федорович пожаловал Минину звание думного дворянина, а в 1615 году пожаловал вотчину под Нижним Новгородом.Минин остался служить в Москве, ведал сбором налога — «пятинных денег» с купцов Гостиной и Суконной сотен. В 1615 году он занимался сыском по делу восставших татар и черемисов в Казани.Умер Минин в середине 1616 года, похоронен в Нижегородском кремле. В конце 17 века его прах был перенесен в нижегородский Преображенский собор и после его сноса (1962) в Михайлово-Архангельский собор. В 1818 году на Красной площади в Москве установлен памятник Минину и Пожарскому, скульптора Ивана Петровича Мартоса. (Энциклопедия Кирилл и Мефодий)

Приложение 4

Пожарский Дмитрий Михайлович (1578–1642) – князь, русский политический и военный деятель, боярин.

Родился 1 ноября 1578, с.Мугреево Суздальского уезда. Службу начал в 1593 при дворе Федора Ивановича, при Борисе Годунове стал стряпчим, при Лжедмитрии I (присягнув ему) – стольником. В 1610 назначен Василием Шуйским воеводой в Зарайск и получил 20 деревень. После низложения Шуйского присягнул польскому королевичу Владиславу, однако когда польский король Сигизмунд III стал претендовать на русский престол, вошел в Первое ополчение, руководимое П.Ляпуновым. В марте 1611 был ранен в сражении на Сретенке и вывезен в принадлежавшую Пожарским Пурецкую волость в Нижегородчине.

Сюда, по указанию Кузьмы Минина, к нему явились послы с предложением стать воеводой Второго ополчения, собранного в Нижнем Новгороде. Пожарский согласился, но в ополчении и в образованном в Ярославле правительстве «Совете всея земли» (февраль 1612) фактически оказался на вторых ролях рядом с Мининым.

Летом 1612 к засевшему в Кремле польскому гарнизону двинулось на подмогу подкрепление под командованием гетмана Ходкевича (12 тыс. чел), в ответ Пожарский привел ополченцев к столице, встав у Арбатских ворот. 22 августа поляки начали переправу через Москву-реку к Новодевичьему монастырю, скапливаясь возле него, но конница Пожарского при поддержке казаков кн.Д.Т.Трубецкого оттеснила Ходкевича к Поклонной горе. 22–24 августа Пожарский заставил поляков перейти к обороне. Он отбил провиант, привезенный для польского гарнизона Ходкевичем, после чего участь поляков была решена, голод принудил их сдаться 26 октября 1612.

Со взятием Москвы окончилась история Второго ополчения. Впоследствии Пожарский не играл видной роли в избрании царя Михаила Романова, новый царь возвел его из стольников в бояре (1613), но крупных вотчин Пожарский не получил. Во время русско-польской войны 1614 принимал участие в сражении под Орлом против польского авантюриста Лисовского. Затем ведал в Москве «казенными деньгами», оборонял от литовских налетчиков Калугу, участвовал в военных операциях против королевича Владислава, служил воеводой в Новгороде и Переяславле-Рязанском, заведовал Судным приказом. Перед смертью в 1642 принял схиму и духовное имя Кузьмы в память своего сотоварища по ополчению. Погребен в родовой усыпальнице Спасо-Евфимьевского монастыря в Суздале. Д.М.Пожарскому и К.Минину воздвигнуты памятники на Красной площади (скульптор И.П.Мартос, 1818), в Нижнем Новгороде (скульптор А.И.Мельников, 1826). В 1885 на его могиле в Суздале сооружен памятник на народные средства.

Приложение 5. Сусанин Иван – крестьянин костромского уезда села Домнина, принадлежащего Романовым: известен как спаситель жизни царя Михаила Федоровича.   Чтобы понять подвиг Сусанина, надо помнить общую ситуацию. В уже несколько лет костромской край является театром боевых действий. Население, страдающее от всех противоборствующих сторон, особенно ненавидит, конечно, иноземных захватчиков. Сусанину, вне всякого сомнения, известны, и не могут не вызывать сочувствия, судьбы Марфы Ивановны, её мужа и сына за последние годы. Наверняка ему известно, и зачем Марфа Ивановна с Михаилом поехали на Унжу. Девушка стонет и изгибается от удовольствия красивый секс на сайте. И вот приходят ненавистные иноземцы и спрашивают о том, где Михаил; и, надо думать, Сусанин хорошо понимал, что сын Марфы Ивановны им нужен, как писал М.П. Погодин, вовсе не для того, чтобы с ним поцеловаться. Поляки, возможно ещё могут, если узнают правду, захватить Михаила и его мать в не большом и незащищенном унженском монастыре или перехватить их где-нибудь по дороге.
      И не царя - до избрания Михаила царём всея Руси оставалось ещё несколько месяцев, - а своего молодого господина, несмотря на юный возраст, столько уже перенесшего, пытается спасти Сусанин.
      Некоторые авторы и до революции, и после неё, - желая принизить образ Сусанина, писали о его холопстве, о его рабской душе, о его собачьей преданности господам и т.д. Однако, во-первых, в памяти невольно встает образ другого слуги - незабвенного Савельича из "Капитанской дочки" А.С. Пушкина, которого при всей его преданности своим господам трудно упрекнуть в холопстве и рабской душе, а, во-вторых, очень похоже, что Сусанин действительно спас Михаила Федоровича от грозящей ему опасности и, тем самым, спас от новых, неисчислимых бед и всю Россию. Конечно, мы можем только предполагать, под каким предлогом повел Сусанин поляков до Исупова через огромное болото, но сама цель этого, как уже писалось, не может вызывать у нас сомнения.
      Таким образом, подлинный подвиг Ивана Сусанина состоял не в прямом спасении Михаила, а, скорее всего, в попытке спасти Михаила – находящегося вдали от своей вотчины - от опасности, грозившей ему от "польских и литовских людей", что ни в коем случае не умаляет значения этого подвига. 
      Для Михаила и Марфы Ивановны смерть Сусанина тогда оставалась неизвестной, о ней мать и сын узнали только в сентябре 1619 года, хотя, в принципе, могли вообще не узнать



Приложение 7

Тексты с ошибками

Смута: гражданская война и интервенция в XVII веке
В начале XVII века ухудшилось экономическое поло­жение страны. Начался голод, продолжавшийся в тече­ние двух лет. Попытки правительства стабилизировать положение бесплатной раздачей хлеба и бесплатны­ми общественными работами ни к чему не привели. Правлением Федора Иоанновича оказались недово­льны все слои общества. В условиях всеобщего поли­тического кризиса любой человек, способный объеди­нить вокруг себя недовольных, мог сыграть роль за­конного претендента на престол. В 1602 году в Литве появился беглый священник Григорий Отрепьев, вы­дававший себя за чудом спасшегося в 1600 году младшего сына Ивана III царевича Дмитрия. Он обратил­ся за помощью к королю Сигизмунду III и польско-литовским магнатам. Ради их поддержки Лжедмитрий тайно принял католичество.

Лжедмитрия активно поддержали северо-восточ­ные районы России — Путивль, Кромы, Рыльск. Он быстро продвинулся к Москве, демагогически исполь­зуя идею «доброго царя». После неожиданной смер­ти царя Федора в июне 1605 года Лжедмитрий за­нял трон. Но своей политикой он не оправдал надежд ни одной из поддерживающих его сил. В результате вспыхнувшего восстания в июне 1606 года Лжедмитрий был убит. На Красной площади группа бояр «выкрикнула» в цари выходца из среды родо­витого боярства, родственника царя Федора князя Бориса Годунова.

Летом 1606 года Россию охватила крестьянская вой­на под предводительством И. И. Болотникова, бегло­го крестьянина. Восставшие двинулись на Москву, но не смогли ее взять

из-за плохого вооружения. Болотниковцы отступили сначала к Туле, а потом к Калуге. Войска Годунова, осадившие Калугу, разруши­ли плотину на реке Упе, вода затопила город. Болотникову пришлось сдаться. Но эта победа не обеспечи­ла устойчивого положения Годунову. Осенью 1607 года поляки организовали поход на Москву, появил­ся новый претендент на престол — Лжедмитрий II. Он расположился лагерем в селе Тушино, за что по­лучил прозвище «Тушинского вора». Для борьбы с ним Годунов заключает договор со Швейцарией. В Россию прибыл 15-тысячный корпус под командова­нием ярла Биргера.

В 1610 году Годунов был свергнут с престола и пострижен в монахи. В Москве началось правление «семибоярщины», которая пригласила на трон сына Сигизмунда — польского царевича Владислава. В Москву вошли поляки. Началась борьба русского народа против интервентов. В марте 1611 года Пер­вое ополчение под руководством Минина и Пожар­ского подошло к Москве, но взять ее не смогло и отступило в Поволжье. В это время поляки перешли к открытой интервенции — Сигизмунд взял Полоцк, шведы вошли в Псков.

Второе ополчение в марте 1612 года начало движе­ние из Нижнего Новгорода и 27 октября 1612 года взяло Москву. В марте 1613 года Боярская дума из­брала нового царя — Михаила Федоровича Романо­ва.

В 1617 году Россия подписала со Швецией дого­вор о мире в Столбове. Через год с Польшей был подписан Деулинский мир. Интервенция закончилась, Россия смогла сохранить свою национальную незави­симость.
Источники и литература:

  1. Андреев И. Раскаты Смуты // Знание – сила. – 1994. –  № 2.

  2. История России: народ и власть. – М., 1998.

  3. Забелин И.Е. Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время. – М., 1963.

  4. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. – М.: Мысль, 1993.

  5. Кобрин В.Б. Смута. – М.: Наука, 1987.

  6. Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства. – СПб, 2001.

  7. Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII в.: Государственные деятели Смутного времени. – М.: Школа-Пресс, 2000.

  8. О начале войн и Смут в Московии. – М., 1997.

  9. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. Смута. – М., 1988.

  10. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII в. – Новосибирск, 1990.

  11. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М., 1962.

  12. Смута в Московском государстве начала XVII столетия в записках современников. – М., 1998.

  13. Платонов С.Ф. Смутное время. – СПб: Лань, 2003.

  14. Эскин Ю. Человек Смуты // Знание – сила. – 1994. – № 2.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск