Конкурс методических разработок





НазваниеКонкурс методических разработок
Дата публикации29.09.2013
Размер84.3 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Химия > Конкурс
РАЙОННЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

Конкурсные материалы

ТЕМА: «ОСНОВАНИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ И СВОЙСТВА В СВЕТЕ ТЭД»

Агафонова Марина Леонидовна

учитель химии,

2 квалификационная категория

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Бахтинская средняя общеобразовательная школа»

Бахта

2012
План-конспект урока химии в 8 классе

Тема: «Основания, классификация и свойства в свете ТЭД».

Цель: Охарактеризовать классификацию и общие свойства оснований в свете ионных представлений.

Задачи:

Учебная. Сформировать понятия об основаниях как классе электролитов, рассмотреть свойства растворимых и нерастворимых оснований; продолжить формирование умений проводить химический эксперимент в соответствии с правилами ТБ.

Развивающая - совершенствовать умения и навыки в написании формул веществ и уравнений химических реакций, расстановке коэффициентов. Развивать умения и навыки работы с химическими реактивами и оборудованием; учиться сравнивать, анализировать и делать выводы.

Воспитательная- формирование положительной мотивации к химии, развитие сознательного отношения к получению знаний.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная (работа по карточкам, задания на интерактивной доске), групповая (в парах - лабораторный опыт), фронтальная (устный опрос).

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (презентация, интерактивные задания), практический (проведение фронтального лабораторного опыта), «Цветовая феерия» - использование стиков, «Станция ДЧЭМП» - постановка личных целей на урок, ИКТ (использование интерактивной доски).

Наглядность: таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов, ПСХЭ Д.И.Менделеева, индивидуальные карточки с заданиями, презентация ppt, видео опыты в формате wmv.

Оборудование и реактивы: ТСО (компьютер, медиа проектор, интерактивная доска); штатив с пробирками, стеклянная трубка, стаканчик, спиртовка, зажим, растворы: гидроксида натрия, соляной, серной кислот, сульфата меди(II), хлорида железа(III), фенолфталеина, метилоранжа, лакмуса, универсальная индикаторная бумага. На столах у учащихся – набор для лабораторного опыта: пробирки, раствор гидроксида натрия, фенолфталеин, метилоранж, лакмус, универсальная индикаторная бумага;

Требования к учащимся:

Должны знать: определение оснований, признаки классификации, свойства оснований, особенности свойств нерастворимых оснований.

Должны уметь: составлять формулы оснований и называть их, находить соответствие между основными оксидами и основаниями, составлять ионные уравнения с участием оснований.

Отрабатываемые навыки: написание уравнений ионных реакций, работы с таблицей растворимости, составление формул сложных веществ, проведение химического эксперимента и описание наблюдаемых явлений.

Участники: обучающиеся восьмого класса

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:

Ребята, на предыдущих уроках химии мы познакомились с электролитами, а также с составом и свойствами неорганических кислот. Тема нашего сегодняшнего урока - состав, свойства и классификация оснований в свете теории электролитической диссоциации (ТЭД). На ваших столах лежат стики – небольшие карточки, окрашенные с одной стороны зеленым, а с другой стороны красным цветом. Красный цвет - «Мне непонятно», зеленый - «Я все понял». Если возникнут трудности во время урока, у вас будет возможность подать мне сигнал.

II. Актуализация знаний учащихся, постановка целей урока.

Учитель:

Опыт показывает, что люди достигают большего, чем запланировали, при условии, если они сами смогут формировать цель. У каждого из вас на столе лежит карточка с вопросами, на которой написано «Станция ДЧМЭП - Для чего мне это понадобится?» (приложение №1) Ответив на простой список вопросов, вы сможете рассказать о том, что надеетесь получить от этого занятия.

Фронтальный опрос.

Какие классы веществ вы знаете? Что такое электролитическая диссоциация?

Что такое основания? Какое определение мы даём основаниям с точки зрения ТЭД? Как называют основания? Прочитайте формулы приведенных веществ (обращаем внимание на правильное произношение знаков химических элементов).

Выполнение одним из учеников интерактивного задания по номенклатуре оснований (Слайд №4).

Учитель:

На доске записан ряд формул оснований: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Fe(OH)3, Cu(OH)2, Ni(OH)2, Вспомните, какую информацию несет в себе формула вещества? Чтобы попытаться расшифровать информацию, которую скрывают эти формулы, давайте запишем предложенные формулы в тетради. Что можно узнать о веществе по его формуле? (Ответы детей) На доске записана формула Ca(OH)2 .

Укажите:

а) класс вещества; б) название; в) относительную молекулярную массу; г) вид химической связи; д) тип кристаллической решетки;

е) физические свойства.

III. Проверка домашнего задания.

Учитель:

Сегодня домашнее задание мы проверим следующим образом:

один из вас будет выполнять задания на интерактивной доске, а остальные выполняют эти же задания в своих тетрадях. Правильность выполнения заданий проверяем поэтапно по ходу работы. ( Слайды с №5 по № 10)

IV. Изучение нового материала.

1.Классификация оснований. Объяснение материала подкрепляется схемами из презентации (Слайд 12-14).

Учитель:

Рассмотрим классификацию оснований. Класс оснований весьма многочисленный. Рассмотрите схемы классификации на слайдах и ответьте, на какие группы делятся все основания и по какому признаку. (Для экономии времени запись схем классификации оснований дается учащимся на дом. Приложение №2). Пользуясь таблицей растворимости, приведите ещё примеры растворимых и нерастворимых оснований; а) однокислотных оснований; б) двухкислотных оснований; оснований, которые являются а) сильными электролитами, б) слабыми электролитами.

2. Физкультпауза. Упражнение «Солдат – тряпичная кукла».

После демонстрации слайдов нужна минутка отдыха! Предлагаем учащимся встать по стойке смирно, напрячь все мышцы, (положение «солдат»), а затем просим полностью расслабиться (положение «тряпичная кукла»). Повторяем 2-3 раза.

3. Химические свойства

Учитель:

Если у всех оснований есть гидроксогруппа, то должны быть и общие химические свойства. Вы знаете, что при диссоциации растворимых оснований в растворе появляются ионы гидроксогрупп. Давайте спрогнозируем, как это скажется на свойствах щелочей. (Ответы детей: должны быть общие свойства.)

Предлагаю выполнить лабораторный опыт «Действие индикаторов на растворы щелочей», используя инструктивную карточку. (Приложение №3)

Ребята, что такое индикаторы?

(Ответы детей. Индикаторы - это вещества, пользуясь которыми можно отличить основания от растворов других веществ. Они изменяют цвет растворов в зависимости от реакции среды.)

Инструктаж о последовательности работы, повторение правил ТБ.

4. Работа в парах по инструктивной карточке.

Правильность полученных результатов проверяем по слайдам №17 и №18

Учитель:

Основания - это гидроксиды металлов, следовательно, они должны реагировать с веществами противоположными им свойствами:

- гидроксидами неметаллов, т. е кислотами;

- оксидами неметаллов.

5. Демонстрация учителем опытов по взаимодействию щелочей с оксидами неметаллов и растворами солей.

Учитель:

Запишите уравнения проведенных реакций со слайдов №19 и №20. Свойства нерастворимых оснований и реакцию нейтрализации посмотрим на видеофрагментах. После просмотра вам нужно будет записать уравнения показанных реакций в молекулярном виде, а дома эти же уравнения записать в ионном виде.

Просмотр видеофрагментов «Свойства нерастворимых оснований» и «Реакция нейтрализации»

Сделайте, пожалуйста, вывод о химических свойствах оснований.

Самостоятельные выводы учащихся о химических свойствах оснований с последующей проверкой. (Слайд №26)

V. Закрепление знаний.

1. Выполнение интерактивных заданий (слайды №28-32)

2. Физкультпауза. После демонстрации слайдов нужна минутка отдыха! Выполнение упражнения: закрыли глаза, руки на колени, вдох, выдох, расслабление. Повторить 2-3 раза.

VI. Домашнее задание. (Слайд №34)

VII. Рефлексия.

Учитель:

На выданных листах я прошу оценить ваше отношение к уроку. Начертите, пожалуйста, каждый свои графики «Моё эмоциональное состояние на уроке», «Как я работал в группе», «Содержание урока» (Слайд №33. Приложение №4) и давайте обсудим полученные результаты. (Обсуждение графиков и выставление оценок учащимся)

Урок мне хочется закончить словами Б. Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Как вы понимаете эти слова? Вы согласны с этим выражением? Как надо организовать свою деятельность, чтобы достичь успеха?

Давайте подведем итог урока. Что вы сегодня нового узнали? Где вам могут пригодиться эти знания? Молодцы! Спасибо за урок!

Приложение№1

«Станция ДЧЭМП» - «Для чего это мне Понадобится?».

Этот прием дает возможность участникам, сидящим в парах, рассказать друг другу и учителю, что они надеются получить от этого занятия (темы). Опыт показывает, что люди достигают большего, чем запланировали, при условии, если они сами смогут формировать цель. Сосредоточиться ученикам на своей цели поможет простой список вопросов:
1. Цель ...

2. Средства и условия (Какие средства имеются в распоряжении? Как я могу их использовать? Что мне еще понадобится дополнительно?)

3. Обязательства (стремлюсь ли я приложить все усилия для достижения цели?)

4. Действия (первый шаг ..., второй шаг ..., третий шаг ...)

5. Возможные препятствия (их предвидение).

6. Наблюдение и контроль (как себя проконтролировать?)

7. Поддержка (нужна?)

8. Проверка (нужно ли что-то изменить, чтобы достичь цели?)

9. Самооценка (насколько мне удалось достичь цели?)

Приложение №2

Заполните схему классификации оснований по растворимости, по кислотности, по степени диссоциации и приведите свои примеры

По растворимости Степень диссоциации По кислотности

(число гидроксогрупп)

Растворимые Нерастворимые Сильные Слабые Однокислотные Двукислотные

Приложение №3

Инструкционная карта № 1.

«Действие индикаторов на растворы щелочей».

В пробирку налить 1 мл гидроксида натрия и добавить несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете? На полоску индикаторной бумаги капнуть раствора щелочи. Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Приложение №4

Постройте 3 графика:

Моё эмоциональное состояние на уроке.



Как я работал в группе.



Содержание урока.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс методических разработок iconI международный конкурс методических разработок учебного занятия
Электронное образовательное сми «Школа-21-века» проводит I международный конкурс авторских методических разработок учебных занятий...
Конкурс методических разработок iconПриказ №1-366 г. Курск о проведении областного конкурса методических...
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок iconКонкурс предполагает индивидуальное участие. Участниками конкурса...
Настоящее положение определяет порядок организации, проведения и определения результатов регионального заочного конкурса методических...
Конкурс методических разработок iconКонкурс «Страна Безопасности»
Конкурс учебно-методических разработок и внеурочных мероприятий в начальной школе "Я исследую мир"
Конкурс методических разработок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведены следующие мероприятия: школьная педагогическая конференция «Педагогические технологии в работе учителя», методическая выставка...
Конкурс методических разработок iconПоложение о районном заочном конкурсе методических разработок уроков...
Конкурс методических разработок и внеурочных мероприятий для учителей истории и обществознания "Коренной перелом в войне" посвящен...
Конкурс методических разработок iconРайонный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий:...
Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением»
Конкурс методических разработок iconПлан-конспект урока литературы
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок iconТактика и техника лыжного похода
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок iconКонспект Учебно-тренировочного занятия
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок iconДвадцать лет, которые потрясли россию
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок iconКонкурс «Лучшее школьное методическое объединение 2014». Положение...
Конкурс методических разработок урока в контексте требований фгос ООО для учителей русского языка и литературы «Современный урок:...
Конкурс методических разработок iconТема: «Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции»
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок iconТема: «Отечественная война 1812 года»
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок iconI этап: Целенаправленный II этап: Актуализация знаний
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок iconСодержание разделов дисциплины. Часть I. Анатомия растений Тема Введение
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск