Программа по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Одной из важнейших целей биологического образования является формирование экологической культуры учащихся. Биологическое образование





НазваниеПрограмма по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Одной из важнейших целей биологического образования является формирование экологической культуры учащихся. Биологическое образование
страница1/5
Дата публикации08.03.2016
Размер0.57 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
  1   2   3   4   5


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кадниковская средняя общеобразовательная школа»

Вожегодского муниципального района

Вологодской области

Рассмотрено

на заседании школьного методического объединения учителей, преподающих предметы естественно-математического цикла

Протокол от 27.08.2014г№ _1__


Принято

на заседании педсовета Протокол от 28.08.2014г.№_1__


Утверждено

Приказом директора МБОУ «Кадниковская средняя общеобразовательная школа» от 28.08.2014 № 92.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

6-9 КЛАСС (уровень – базовый)

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, 2004г.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Д. И. Трайтока

Учебники

Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д., Биология. Растения, бактерии,

грибы, лишайники. М. : Мнемозина, 2009 г.

Трайтак Д.И., Суматохин С.В., Биология: Животные,

7 класс, М. : Мнемозина, 2013 г.

Рохлов В.С., Трофимов С.Б., Биология. Человек и его

здоровье. М. : Мнемозина, 2011 г.

Ефимова Т.М., Шубин А.О., Сухорукова Л. Н., Биология.

Основы общей биологии, 9 класс М. : Мнемозина, 2012 г.

Количество часов

6 класс – 1.5 часа в неделю (51 часов в год)

7 класс – 2 часа в неделю (68 часов в год)

8 класс – 2 часа в неделю (68 часов в год)

9 класс – 2 часа в неделю (68 часов в год)

Разработчик программы

Логинова Ольга Анатольевна, учитель биологии




2014 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы по биологии основного общего образования. Использована авторская программа основного общего образования по биологии Д.И.Трайтака.

Программа по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий.

Одной из важнейших целей биологического образования является формирование экологической культуры учащихся. Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; оно по-новому определяет оценку эффективности учебного процесса: кроме знаний, умений и навыков, в оценку необходимо включать действия по сохранению и улучшению природы, а также учитывать сформированность ценностных ориентаций в отношении природы. Основные идеи обновления общего образования — усиление его индивидуальности, повышение эффективности и функциональности.. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

= освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

= овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

= развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

= воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

= иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

В основу преподавания биологии положены деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы. Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных учебных действий.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразова-тельных учреждений изучение курса биологии предусмотрено: в 6-м классе раздел «Растения, бактерии, грибы, лишайники» (35 часов в год, или I, час в неделю). На преподавание биологии в 6 классе отводится дополнительно 0,5 часа из школьного компонента. В связи с этим программа, рассчитанная на 35 часов в неделю скорректирована на 51 час в год (1,5 часа в неделю). В 7-м классе изучается раздел «Животные», в 8-м классе — раздел «Человек и его здоровье», и 9- м классе» раздел «Основы общей биологии». С 7-го по 9-й классы включительно на изучение биологии отводится по 68 часов в год, или 2 часа и неделю.

Отбор содержания вышеназванных разделов школьной биологии осуществлялся на основе таких биологических закономерностей, как связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии и др.

Обоснование выбора программы.

Данная программа выбраны в связи с тем, что материал изучается в классическом виде, последовательно: природоведение, ботаника, зоология, человек и завершается изучение курса- общей биологией.

К данной программе имеются соответствующие учебники.

Материал изложен в доступной для понимания учащихся форме, подкреплён большим количеством иллюстраций, схем, практических работ. Для учащихся предлагаются индивидуальные наблюдения, которые учащиеся могут выполнять по желанию.

Имеется материал для дополнительного чтения.

Цели курса:

Биология. 6-9 классы

Обучающие цели:

• усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, о человеке как биосоциальном существе;

• формирование у учащихся представлений об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;

• развитие знаний об основных методах биологической науки;

• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, обоснования жизнедеятельности и сохранения здоровья организма человека;

• развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений и животных.

Развивающие цели:

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.

Воспитательные цели:

• воспитание позитивного ценностного отношения к природе, ответственного отношения к собственному здоровью;

•формирование ценностного отношения к жизни как феномену;

• развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.

РАСТЕНИЯ, БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, ЛИШАЙНИКИ. 6 класс

Содержание учебного материала.

Введение (1 ч)

Биология - наука о строении, процессах жизнедеятельности, разнообразии и закономерностях расселения на Земле живых организмов. Признаки живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. Понятие о биосфере. Нравственные нормы отношения человека к природе.

РАСТЕНИЯ (39 ч)

Общее знакомство с растительным организмом. Многообразие растений. Ботаника - наука о растениях. Химический состав растительного организма. Изучение клеточного строения растений с помощью увеличительных приборов. Строение растительной клетки. Деление клетки — основа роста и размножения организмов. Одноклеточные и многоклеточные растения. Особенности строения высших растений: вегетативные (корень, побег и их видоизменения) и репродуктивные органы. Рост растений и образование тканей. Характеристика тканей растений в связи с их функциями.

Питание растений. Фотосинтез. Растения — производители органического вещества. Космическая роль растений. Краткая история изучения фотосинтеза. Лист как орган фотосинтеза.

Минеральное питание растений.

Корень. Особенности его строения в связи с функциями. Дыхание и выделение. Поглощение и транспорт кислорода. Выделение углекислого газа. Устьица и чечевички. Роль продуктов выделения в жизни растений и других организмов.

Строение стебля в связи с функциями. Годичные кольца. Передвижение воды и минеральных веществ в растении.

Передвижение и накопление органических веществ в видоизменённых побегах — корневищах, клубнях, луковицах.

Размножение растений: бесполое и половое. Особенности размножения цветковых растений.

Строение цветка. Оплодотворение и образование плодов и семян. Разнообразие плодов. Индивидуальное развитие на примере цветковых растений. Семя - зачаточный организм и этап в развитии цветковых растений. Двигательные реакции растений в ответ на раздражение. Биологические циклы у растений. Расселение и распространение растений.

Растение - целостный организм. Значение растений в жизни человека. Растения в истории культуры и хозяйственной деятельности человека. Лекарственные, пищевые, технические и декоративные растения. Регуляция численности сорняков.

Классификация растений. Основные группы растительного мира: низшие растения — водоросли, высшие споровые растения - мхи, папоротниковидные, плауновидные, хвощевидные, их строение, размножение и развитие. Вымершие споровые растения. Семенные растения: голосеменные и покрытосеменные. Особенности размножения и развития, определившие их господствующее положение на Земле.

Деление цветковых растений на классы и семейства. Семейства, класса двудольных и однодольных. Распространённые роды и виды семейств крестоцветных, розоцветных, злаковых и лилейных встречающиеся в родном крае.

Развитие растительного мира на Земле.

Лабораторная работа №1 «Приготовление микропрепарата кожицы лука и его рассмотрение под микроскопом».

Лабораторная работа №2 «Изучение под микроскопом растительных клеток, покровных тканей листа, внутреннего строения стебля древесного растения».

Лабораторная работа №3«Строение семян однодольных и двудольных растений».

Лабораторная работа №4 «Строение корневой системы растения».

Лабораторная работа №5 «Строение цветка»

Лабораторная работа № 6 «Определение видов цветковых растений из широко распространенных в данной местности семейств классов однодольных и двудольных».

Лабораторная работа №7 «Рассматривание под микроскопом одноклеточных и многоклеточных грибов».

Экскурсия « Взаимоотношения организмов в природном соществе».

ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ (4 ч)

Особенности строения грибов. Клеточное строение грибов. Одноклеточные и многоклеточные грибы: строение, размножение, развитие. Питание, расселение грибов. Значение грибов в природе и жизни человека. Оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами. Особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №8 «Рассматривание под микроскопом одноклеточных и многоклеточных грибов».

Вирусы. БАКТЕРИИ (3ч)

Бактерии. Клеточное строение бактерий. Питание бактерий. Аэробные, анаэробные бактерии. Размножение и спорообразование. Многообразие бактерий.

Значение бактерий в природе и жизни человека. Работы Луи Пастера и Роберта Коха в области бактериологии. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Учебно-тематическое планирование по биологии

По плану: лабораторных работ - 32, экскурсий - 1

Раздел

Кол-во часов

Кол-во лаб. работ

Экскурсии

Введение

2

1




Клеточное строение растений

4

4




Семя

2

2




Корень

4

3




Побег

11

4




Размножение и развитие растений

7

5




Основные группы растений и историческое развитие растительного мира

12

10




Вирусы, бактерии

3

2




Царство Грибы. Лишайники

4

3




Жизнь организмов в сообществах

2




1

Итого: 51 час Итого: 34

Учебно-тематическое планирование

Наименование раздела

Тема урока

Лабораторные работы

Введение (2ч.)

1. Биология-наука о живой природе




2. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека

1. Фенологические наблюдения за растениями

Клеточное строение растений (4ч.)

3. Увеличительные приборы

2. Изучение основных частей лупы и микрокопа

4. Строение растительной клетки

3. Рассматривание клеток растений невооруженным глазом и с помощью лупы.

4. Приготовление микропрепарата и рассматривание его с помощью микроскопа.







5. Строение клеток кожицы лука

5. Жизнедеятельность клетки




6. Ткани. Местонахождения, строение, функция.




Семя (2ч.)

7. Строение семени

6. Строение семени

8. Условия прорастания семян

7. Прорастание семян

Корень (3ч.)

9. Внешнее строение корня

8. Типы корневых систем

10. Внутренне строение корня

9. Рост корня

10. Рассматривание корневого чехлика и корневых волосков

11. Видоизменение корня




Побег (11ч.)

12. Строение и значение побега у растений




13. Почка - зачаточный побег. Ветвление побегов

11. Строение почки

14. Стебель - осевая часть побега. Внутреннее строение стебля

12. Внутреннее строение стебля. Передвижение воды и мин. веществ по стеблю

15. Видоизмененные побеги

13. Видоизмененные подземные побеги

16. Лист - боковой орган побега. Внешнее строение листа




17. Внутреннее строение и функции листа

14. Клеточное строение листа

18. Фотосинтез, биологическая роль




19. Дыхание растений




20. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений




21. Обобщение по теме «Побег»




Размножение и развитие растений (7ч.)

22. Цветок. Строение и значение

15. Главные части цветка

23. Виды соцветий, биологическая роль.

16. Простые и сложные соцветия

24. Опыление у цветковых растений




25. Двойное оплодотворение у цветковых растений




26. Плод. Разнообразие и значение

17. Внешнее и внутреннее строение сухих плодов

27. Способы размножения растений. Бесполое размножение

18. Размножение растений черенками, листьями, делением клубня




28. Рост и развитие растения

19. Уход за цветущими растениями в кабинете биологии

Основные группы растений и историческое развитие растительного мира (13ч)

29. Понятие о систематике




30. Водоросли. Общая характеристика, значение

20. Строение водорослей

21. Распознавание водорослей разных отделов

31.Высшие споровые растения. Мхи

22. Строение мха

32. Папоротники. Общая характеристика. Значение.

23. Строение папоротника

33. Голосеменные. Общая характеристика. Значение.

24. Строение хвои.

25. Семена и шишки хвойных

34. Размножение голосеменных растений




35. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика. Значение

26. Описание строения цветкового растения

36. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные

27. Определение семейств цветковых растений

37. Класс Двудольные. Семейство Бобовые. Семейство Сложноцветные

28. Определение принадлежности растений к классу Двудольные

38. Сравнительная характеристика семейств класса Однодольные

29. Распознавание наиболее распространенных растений класса Однодольные

39. Эволюция растительного мира







40. Многообразие и происхождение культурных растений




41. Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные группы растений и историческое развитие растительного мира




Бактерии. Вирусы. (3ч.)

42. Вирусы – неклеточная форма жизни




43. Строение и жизнедеятельность бактерий




44. Роль бактерий в природе и жизни человека

30. Клубеньковые бактерии бобовых растений

31.Выявление поражения растений бактериями

Царство Грибы. Лишайники. (5ч.)

45. Общая характеристика грибов. Плесневые грибы.

32. Получение культуры плесневого гриба

46. Шляпочные грибы

33. Строение шляпочных грибов

34. Распознавание съедобных и ядовитых грибов

47. Грибы - паразиты




48. Лишайники. Значение в природе




49. Обобщение и систематизация знаний по темам «Вирусы. Грибы. Бактерии»




Жизнь организмов в сообществах (2ч.)

50. Природные сообщества




51. Экскурсия «Взаимоотношения организмов в сообществах»





Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

особенности строения и процессов жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов; строение органов и основных тканей покрытосеменных растений и их функции; особенности процессов питания и дыхания растений; процессы роста и развития растений; основные систематические единицы (царство, отдел, класс семейство, род, вид); связь растений со средой обитания; особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов и лишайников (на примере конкретных представителей); значение растений, бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека; влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов; правила охраны видов растений, грибов, лишайников и нормы поведения человека в природе.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой) - приготавливать временные микропрепараты и составлять гербарии; -наблюдать сезонные явления в жизни растений; - проводить простейшие опыты по изучению жизни растений; - ухаживать за комнатными растениями; - распознавать съедобные и ядовитые грибы и растения в природе; - самостоятельно работать с учебником и другими источниками информации.

Рабочая программа реализуется при работе с УМК:

      • Трайтак Д.И. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. - 5-е изд., переаб. и доп. - М.: Мнемозина, 2008. - 224 с.

      • Трайтак Д.И. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений / Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. - 5-е изд., перер. и доп. - М.: Мнемозина, 2009. - 224 с.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Одной из важнейших целей биологического образования является формирование экологической культуры учащихся. Биологическое образование iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании...
Причем перечень работ составлен таким образом, что их можно организовать как на уроке, так и во внеурочное время в уголке живой природы,...
Программа по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Одной из важнейших целей биологического образования является формирование экологической культуры учащихся. Биологическое образование iconРабочая программа по русскому языку для учащихся 2 «Б» класса (на 2013-2014 учебный год)
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Программа по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Одной из важнейших целей биологического образования является формирование экологической культуры учащихся. Биологическое образование iconРабочая программа по литературному чтению для учащихся 2 «Б» класса (на 2013-2014 учебный год)
«Школа России»). Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных...
Программа по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Одной из важнейших целей биологического образования является формирование экологической культуры учащихся. Биологическое образование iconРабочая программа по истории составлена на основе федерального государственного...
Рабочая программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся В(С)ОШ, содействует реализации единой концепции исторического...
Программа по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Одной из важнейших целей биологического образования является формирование экологической культуры учащихся. Биологическое образование iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по истории разработана...
Жание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных...
Программа по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Одной из важнейших целей биологического образования является формирование экологической культуры учащихся. Биологическое образование iconРеспублики Татарстан «Рассмотрено»
Рабочая программа занятий кружка «Эрудиты истории» конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, с учетом...
Программа по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Одной из важнейших целей биологического образования является формирование экологической культуры учащихся. Биологическое образование iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Пояснительная записка
О. А. Куревиной и Е. Д. Ковалевской, и является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Программа разработана с учетом...
Программа по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Одной из важнейших целей биологического образования является формирование экологической культуры учащихся. Биологическое образование iconЦель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме. Задачи урока
О разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Программа по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Одной из важнейших целей биологического образования является формирование экологической культуры учащихся. Биологическое образование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для учащихся 7 «А» класса и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся,...
Программа по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Одной из важнейших целей биологического образования является формирование экологической культуры учащихся. Биологическое образование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для учащихся 7 «А» класса и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся,...
Программа по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Одной из важнейших целей биологического образования является формирование экологической культуры учащихся. Биологическое образование iconПортфолио учителя
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Программа по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Одной из важнейших целей биологического образования является формирование экологической культуры учащихся. Биологическое образование iconУтверждаю: школы 20 г
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Программа по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Одной из важнейших целей биологического образования является формирование экологической культуры учащихся. Биологическое образование iconРабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
О. А. Куревиной и Е. Д. Ковалевской, и является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Программа разработана с учетом...
Программа по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Одной из важнейших целей биологического образования является формирование экологической культуры учащихся. Биологическое образование iconТематическое планирование тема
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Программа по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Одной из важнейших целей биологического образования является формирование экологической культуры учащихся. Биологическое образование iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир»
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Программа по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Одной из важнейших целей биологического образования является формирование экологической культуры учащихся. Биологическое образование iconРабочая программа по предмету «Литературное чтение»
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск