Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»





Скачать 308.87 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «Окружающий мир»
Дата публикации19.09.2014
Размер308.87 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа 4 класса направлена на формирование у подрастающего поколения экологической культуры, т. к. одним из противоречий современной эпохи является всё углубляющееся противоречие между обществом и природой, а также вводит младшего школьника в мир истории, где происходит объединение знаний о человеке, о природе и обществе, отражает одну из сторон «Окружающего мира» - «Обществоведение».

Одновременно с этим рабочая программа раскрывает на доступном для обучающихся уровне сложившиеся противоречивые отношения между обществом и природой, пути его разрешения. Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми, как: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Наряду с этим рабочая программа способствует формированию у обучающихся убеждения в необходимости охраны природы, как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Дети младшего школьного возраста приобретают определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

Разделы № 4 - 6: «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная история» вводят школьников в мир истории, которая изучается на близком ученикам материале. Обучающиеся знакомятся с историей Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные эпохи, описания памятников культуры, рассказов о конкретных событиях и их участниках.

Следует отметить, что содержание разделов № 4 - № 6 дается в хронологической последовательности – с древности до современности, что способствует созданию у младших школьников конкретных образов исторических эпох, а также способствует формированию у них историко-временных представлений, помогает преодолеть присущие их возрасту сближение прошлого и настоящего.

Содержание учебного предмета носит интегрированный характер с предметами «Технология», «Литературное чтение», «Музыка», «Математика» и с курсом «Мы дети природы», на изучение материала отводится 10 часов.

Воспитание чувства гражданской ответственности за все происходящее, невозможно без регионального компонента, глубокого изучения и осмысления всех условий среды обитания этноса, его исторических корней и национальных традиций, позитивного наследия прошлого.

Данный курс интегрирован с целью: расширить представление обучающихся о родном крае, ближе познакомить с природой, географическим положением нашего края, раскрыть некоторые экологические проблемы региона, поселка, отметить этнографические особенности нашего региона.

На данном предмете формируются предпосылки общего научного мировоззрения, их познавательные способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в 4 классе в рамках данного учебного предмета имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 6 разделами: «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край - часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия».

К каждому разделу ставится комплексно-дидактическая цель.

Раздел №1 «Земля и человечество» даёт детям возможность увидеть, что Земля - это дом человечества, большой и одновременно очень маленький, надёжный и в то же время очень хрупкий.

Раздел № 2 начинает новый раздел «Страницы всемирной истории», который поможет школьникам получить представление об отрезках времени, разделяющих историю человечества, знакомит детей с достижениями людей в разные исторические времена.

Раздел № 3 «Страницы истории Отечества» расскажет о важных событиях в истории России.

Раздел №4 «Природа России» поможет узнать разнообразие и красоту природы России, знакомит с различными картами и учит читать их, рассматривать возможные пути экологической помощи природе.

Раздел №5 «Родной край - часть большой страны» знакомит с природой родного края, помогает разобраться в экологических связях, учит правилам поведения в природе, необходимым для её сохранения.

Раздел № 6 «Современная Россия» даст школьникам представление о государственном устройстве нашей страны, поможет узнать о правах человека, познакомит с государственной символикой, а также с главными праздниками страны.

Цели обучения

Изучение окружающего мира в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задания;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 68 часов. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 4 класса составлена по государственной программе с экологической направленностью А. А. Плешакова «Мир вокруг нас».

Разделы предусматривают различные формы организации учебных занятий при изучении всего курса природоведения: в классе, на природе, экскурсии, практические работы, подготовка домашних заданий.

В 4 классе проводятся экскурсии в разделе «Родной край – часть большой страны» по теме «Поверхность нашего края», в музей Оружейная палата, Зеленоградский историко-этнографический музей в разделе «Страницы истории Отечества» и в лесопарковую зону. Практические работы проводятся на учебных занятиях по следующим темам: «Глобус и географическая карта», «Моря, озера и реки России», «Природные зоны», по разделу «Родной край - часть большой страны».

Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.

Применение разнообразных методов форм, средств обучения позволяют учителю широко использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают обучающимся понять и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования, выполнять практические работы, несложные опыты, формировать общеучебные умения и навыки, осваивать способы деятельности, выполнять задания творческого характера.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- самостоятельно работать с учебником, со словарем, справочником, энциклопедиями;

- работать с учебными и научно-познавательными текстами;

- составлять план учебной статьи;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- работать с различными картами;

- уметь подготовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;

- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

Результаты обучения

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта); - название океанов и материков;

- положение России, своего края на карте;

- природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;

- особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края;

- правила поведения в природе.

К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показать изученные географические объекты;

- различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

- проводить самостоятельные наблюдения в природе;

- оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:

В результате изучения окружающего мира ученик должен знать (понимать):

• название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

• государственную символику;

• государственные праздники;

• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

• правила сохранения и укрепления здоровья;

• основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь:

• определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

• различать части растений, отображать их в рисунке (схеме);

• приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2 – 3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

• показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу и еще 1 – 2 города);

• описывать отдельные (изученные) события истории Отечества.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

• ориентирования на местности с помощью компаса;

• определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

• установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

• ухода за растениями;

• выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Учебно-тематическое планирование

курса окружающего мира 4 класс

Раздел № 1 (11 часов)

Тема «Земля и человечество».

Комплексная дидактическая цель: знать:

- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);

- название океанов и материков; иметь представление о смене дня и ночи, времён года;

- об экологических проблемах планеты и о путях сотрудничества стран мира в области охраны природы на планете.
уметь:

- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показать изученные географические объекты; - самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по теме;

- излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

- дать оценку зависимости экологической проблемы от деятельности человека;

- определить необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения.
развивать:

- умение работать с глобусом, географической картой, с памятками, алгоритмами, схемами, опорами, таблицами; написать сообщение, реферат;

- самостоятельно работать с учебниками и дополнительной литературой, составить план, разбить текст на части, составить алгоритм ответа;

- слушать, рассуждать, ставить вопросы, поддерживать беседу; наблюдать, сравнивать, анализировать, систематизировать
воспитывать:

- культуру общения; умение работать в паре, группе; - ответственность, дисциплинированность, самостоятельность; - интерес к изучаемой теме; ответственное отношение к жизни, к окружающей среде;

- внимание, собранность, активность при работе над темой; бережное отношение к природе.
Раздел № 2

Тема «Страницы всемирной истории»

Комплексно-дидактическая цель.

знать:

- что и как изучает предмет «История»;

- откуда берет начало история человечества;

- названия эпох истории и человечества;

- виды исторических источников (вещественные, письменные и устные).
уметь:

- определять эпоху истории человечества;

- определять последовательность исторических событий;

- соотносить год с веком;

- рассказать о событиях той или иной эпохи;

- дать оценку происходящему;

- самим находить и проводить примеры из других источников.
развивать:

- образное представление о прошлом развития человечества;

- историко-временные представления;

- устную речь, творческое мышление;

- умение делать выводы;

- эмоциональное восприятие окружающего мира;

- глубокое, вдумчивое изучение предмета истории;

- умение понимать текст.
воспитывать:

- интерес к уроку истории;

- ответственное отношение к подготовке домашнего задания;

- уважение к культуре и традициям прошлого;

- самостоятельность, ответственность, дисциплинированность;

- культуру общения.

Раздел № 3

Тема «Страницы истории Отечества»

Комплексно-дидактическая цель.

знать:

- истоки истории Отечества;

- наиболее важные события в истории Отечества и их даты;

- народы, населяющие Россию;

- исторические и культурные памятники страны;

- достопримечательности родного края;

- выдающихся людей, прославивших родное Отечество;

- историю возникновения городов.

уметь:

- рассказать о наиболее важных событиях в истории Отечества и родного края;

- описывать жилище, предметы быта, одежду разных времен отечественной истории;

- называть наиболее значительные памятники культуры Отечества, имена их создателей;

- называть иена людей, которые оставили след в развитии Отечества, в его освобождении от врагов;

- применять счет лет в истории;

- показывать на карте исторические объекты;

- работать с текстом, выделять главное в тексте, пересказать содержание, самостоятельно строить рассказ;

- объяснять отдельные исторические термины;

- связно и логично отвечать на вопросы;

- самостоятельно выполнять творческие задания;

развивать:

- интерес к истории Отечества;

- воображение и фантазию;

- устную и письменную речь;

- умение самостоятельно работать с учебником, разбивать текст на части, составить план ответа;

- умение делать выводы, обобщения;

- умение работать по карте;

- умение слушать, рассуждать, анализировать;

- умение поддерживать беседу, ставить вопросы.

воспитывать:

- любовь к Отечеству;

- патриотизм;

- бережное отношение к памятникам культуры;

- интерес к изучаемой теме;

Раздел № 4 (11 часов)

Тема «Природа России»

Комплексно – дидактическая цель:

знать:

- положение России на карте;

- природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;

- представление о природном равновесии в этих зонах;

- названия морей, рек, озер, гор России и положение их на карте;

- правила безопасного поведения у моря.

уметь:

1 уровень

- назвать природные зоны России и показать их на карте;

2 уровень

- различать природные зоны России по отличительным признакам;

- устанавливать сходства и различия зон России;

- исследовать и сравнивать, делать логические умозаключения;

3 уровень

- выполнять задания творческого характера;

- составлять план ответа;

- самостоятельно построить структурно – логическую схему.
развивать:

- самостоятельную деятельность учащихся в работе с дополнительной литературой;

- развивать коммуникативные умения на основе методик КСО и познавательные способности учащихся.

воспитывать:

- ответственность, самостоятельность, дисциплинированность;

- бережное отношение к окружающему миру, любовь к Родине, к родному краю;

- воспитывать речевую и экологическую культуру;

- интерес к предмету через творческие задания; - умение согласовывать свои действия с другими детьми, учителем.

Раздел № 5 (11ч.)

Тема «Родной край – часть большой страны».

Комплексно-дидактическая цель:

знать:

- положение своего края на карте, поверхность, водоемы сообщества;

- использование и охрана природы родного края;

- правила поведения в природе;

- особенности сельского хозяйства края.

уметь:

- показать на карте свой край;

- различать важнейшие полезные ископаемые края, растения и животных, которые характерны для леса, водоема родного края;

- основные сельскохозяйственные растения, животные края.

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источников сведения о своем крае;

- излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа.

развивать:

- умение самостоятельно пользоваться учебником, словарями, справочниками, энциклопедиями;

- составлять план, написать сообщение, реферат, составлять схемы-опоры, памятки, алгоритмы;

- слушать, рассуждать, ставить вопросы, пересказывать, поддерживать беседу;

- самоконтроль и взаимоконтроль, наблюдательность, умение выделять главное, сравнивать, систематизировать, исследовать.

воспитывать:

- культуру общения;

- умение работать в паре, группе;

- ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, самообладание, выдержку, упорство, внимание, собранность, уверенность в себе, умение согласовывать свои действия с товарищами, интерес к изучаемой теме, бережное отношение к природе, любовь к родному краю, уважение к труду взрослых

Раздел № 6

Тема «Современная Россия».

Комплексно-дидактическая цель.

знать:

- государственное устройство нашей страны;

- символику Российского государства;

- основные законы страны;

- права ребенка;

- государственные праздники Российской Федерации;
уметь:

- рассказать о государственном устройстве Российской Федерации;

- назвать основные документы, защищающие права человека и ребенка;

- различать государственные символы современной России;

- называть и рассказывать о государственных праздниках современной России, о их различиях и особенностях;
развивать:

- умение работать со справочниками, энциклопедиями, словарями;

- умение написать реферат, сообщение;

- умение составлять план своего ответа;

- умение работать с текстом;

- умение слушать, рассуждать, обобщать, делать выводы;
воспитывать:

- любовь в Родине;

- чувство патриотизма;

- самостоятельность, сознательность, стремление узнать побольше об истории России;

- ответственное отношение к подготовке домашнего задания;

- бережное отношение к окружающей среде.
Список литературы по реализации программы

Для учителя:

1. А. А. Плешаков. «Мир вокруг нас». 4 класс. Учебник

2. А. А. Плешаков. Рабочая тетрадь. 4 класс.

3. А. А. Плешаков. Тетрадь «Проверь себя». 4класс.

4. Е. П. Фефилова, Е. А. Поторочина «Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас».

5. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.

6. Дополнительная литература по темам учебника: «Аванта +», детская энциклопедия.

7. «Я познаю мир» (энциклопедия)
Для ученика:

1. А. А. Плешаков. «Мир вокруг нас». 4 класс. Учебник

2. А. А. Плешаков. Рабочая тетрадь. 4 класс.

3. А. А. Плешаков. Тетрадь «Проверь себя». 4 класс.


Календарно - тематическое планирование по окружающему миру







Дата проведения

урока

Тема урока

Вид

контроля

Формирование УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

1




Мир глазами астронома.

Срез на обучаемость

(П) - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, базовыми понятиями, отражающими связи и отношения между ними;

(К) - слушать и понимать речь других;

(К) - совместно договариваться и выполнять различные роли в парах и в группах;

(Л) - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

2




Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяется день, ночь, времена года.




3




Звездное небо – великая книга природы.

Тест

4




Мир глазами географа. Наш край на карте Родины. Ханты-Мансийск – столица края, город на холмах. Формы поверхности, характерные для нашего края.

(Мы – дети природы)


Практичес-

кая работа

(П) - овладение навыками смыслового чтения текстов, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

(Р) - совместно с учителем определять цель деятельности на уроке, обнаруживать и формулировать учебную проблему;

(К) - слушать и понимать речь других;

(Л) - формирование основ чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального российского общества;

(Л) - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

5




Пояса Земли.

Индивиду

альная работа по карточкам

6




Мир глазами историка.

Самостоя-

тельная работа

7




Когда и где? Формирование национального округа. Округ в годы Великой Отечественной войны.

(Мы – дети природы)

Практичес-

кая работа

8




Прошлое и настоящее глазами эколога.

Самостоя-

тельная работа

(П) - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

(П) - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, базовыми понятиями, отражающими связи и отношения между ними;

(К) - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

(Р) - высказывать свою версию решения задания, способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);

(Р) - использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);

(Л) - формирование основ чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального российского общества;

9




Сокровища Земли под охраной человечества. Редкие животные и растения нашего округа.

(Мы – дети природы)

Тест

10




Сокровища Земли под охраной человечества.




11




Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество». Наша Земля сегодня.

Открытие нефти и газа.

(Мы – дети природы)


Тест

«Страницы всемирной истории»

12.




Начало истории человечества

Работа с дополни-

тельной литературой

(П) - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

(П) - овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

(П) - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, базовыми понятиями, отражающими связи и отношения между ними;

(К) - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

(Р) - высказывать свою версию решения задания, способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);

(Р) - использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);

13.




Мир древности: далекий и близкий

Самостоя-

тельная работа по карточке

14.




Средние Века: время рыцарей и замков

Тест

15.




Новое время: встреча Европы и Америки


Работа с дополни-

тельной литературой

16.




Новейшее время: история продолжается сегодня

Самостоя-

тельная работа по учебнику

17.




Обобщение по теме «Страницы всемирной истории»

Тематичес-

кий учет знаний (тест)

«Страницы истории Отечества»

18.




Жизнь древних славян

Работа с дополни- тельной литературой

(П) - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

(П) - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, базовыми понятиями, отражающими связи и отношения между ними;

(К) - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

(Р) - высказывать свою версию решения задания, способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);

(Р) - использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);

(Л) - формирование основ чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального российского общества;

19.




Во времена Древней Руси.

Самостоя-тельная работа

20.




Страна городов.

Работа по карте.

Тест

21.




Из книжной сокровищницы Древней Руси

Работа

по карточке

22.




Трудные времена на Русской земле.

Работа

по карте

23.




Русь расправляет крылья

Работа с дополни- тельной литературой

24.




Куликовская битва

Работа по карте

25.




Путешествие в древнюю Москву. Иван Третий.

Тест

26.





Мастера печатных дел. Первопечатник Иван Федоров. Врата учености

Самостоя-тельная работа

по учебнику

(П) - овладение навыками смыслового чтения текстов, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

(Р) - совместно с учителем определять цель деятельности на уроке, обнаруживать и формулировать учебную проблему;

(К) - слушать и понимать речь других;

(Л) - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

27.




Патриоты России

Работа с дополни- тельной литературой

28.




Петр Великий

Тест

29.




Михаил Васильевич Ломоносов

Работа с энциклопе

дией

30.




Екатерина Великая

Тест

(П) - овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

(П) - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, базовыми понятиями, отражающими связи и отношения между ними;

(К) - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

(Р) - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

31.




Отечественная война 1812 года.

Работа

по карте

32.




Страницы истории ХIХ века.

Работа

по карте.

Тест

33.




Россия вступает в ХХ век.

Самостоя-тельная работа

по карточке. Работа

по карте

34.




Страницы истории 20-30-х годов ХХ века.

Тест

35.




Великая война и великая Победа.

Работа с дополни- тельной литературой

(П) - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

(П) - овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

(П) - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, базовыми понятиями, отражающими связи и отношения между ними;

(К) - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

(К) - совместно договариваться и выполнять различные роли в парах и в группах;

(Р) - высказывать свою версию решения задания, способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);

(Р) - использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);

36.




Страна, открывшая путь в космос.

Самостоя-тельная работа

по карточке

37.




Обобщение по теме «Страницы истории Отечества»

Тематичес-

кий учет знаний,

контрольная работа

«Природа России»

38.




Равнины и горы России.

Карточка на обучаемость

(П) - овладение навыками смыслового чтения текстов, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

(Р) - совместно с учителем определять цель деятельности на уроке, обнаруживать и формулировать учебную проблему;

(К) - слушать и понимать речь других;

(Л) - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

39.




Моря, озера и реки России.

Водоемы нашего края: реки, озера, ручьи. Роль реки в жизни славянских народов

(Мы – дети природы)


Практичес

кая работа по карте

40.




Зона Арктических пустынь.

Практичес

кая работа по карте, карточка на обучаемость

41.




Зона тундры.

Тест


42.




Лесная зона России.

Самостоя

тельная работа

43.




Лес и человек.

Лес – «лёгкие» Югры. Бережное использование лесных богатств края.

(Мы – дети природы)


Индивиду

альная работа по карточкам

44.




Зона степей.

Карточка на обучаемость

(П) - овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

(П) - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, базовыми понятиями, отражающими связи и отношения между ними;

(К) - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

(Р) - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

45.




Зона пустынь.

Практичес

кое задание по атласу и карте

46.




У Черного моря.

Рыбье царство Югры.

(Мы – дети природы)


Работа с дополни

тельной литературой

47.




Экологическое равновесие.

Тест

48.




Обобщающий урок-игра «По природным зонам России».

Тематичес

кий учет знаний,

контроль-

ная работа

«Родной край – часть большой страны»

49.




Наш край.

Практичес

кая работа по карте

(П) - овладение навыками смыслового чтения текстов, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

(Р) - совместно с учителем определять цель деятельности на уроке, обнаруживать и формулировать учебную проблему;

(К) - слушать и понимать речь других;

(Л) - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

50.




Поверхность нашего края.





51.




Водоемы нашего края.


Практичес

кая работа по карте, карточка на обучаемость

52.




Наши подземные богатства.


Самостоя-тельная работа с образцами полезных ископаемых

53.




Земля – кормилица.

Индивиду

альная работа по карточкам

54.




Жизнь леса.

Животные нашего леса. Растительный мир Подмосковья.

Практичес

кая работа по карточкам,

с муляжами

55.




Жизнь луга.

Практичес

кая работа с гербарием

(П) - овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

(П) - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, базовыми понятиями, отражающими связи и отношения между ними;

(К) - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

(Р) - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

56.




Жизнь пресного водоема.




57.




Растениеводство нашего края.


Работа с дополни

тельной литературой

58.




Незаметные защитники урожая.


Тест


59.




Животноводство нашего края.


Работа с дополни

тельной литературой

60.




Обобщающий урок по разделу «Родной край – часть большой страны».


Тематичес

кий учет знаний,

контроль

ная работа

«Современная Россия»

61.




Основной закон России и права человека

Самостоя-тельная работа

с первоисточником

(П) - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

(П) - овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

(П) - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, базовыми понятиями, отражающими связи и отношения между ними;

(К) - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

(К) - совместно договариваться и выполнять различные роли в парах и в группах;

(Р) - высказывать свою версию решения задания, способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);

(Р) - использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);

62.




«Дети имеют право на особую защиту и помощь». Важный документ – конвенция о правах ребенка

Работа с дополни

тельной литературой

63.




Мы – граждане России.

Робота по карточке

64.




Славные символы России

Тест

65.




Такие разные праздники

Самостоя-тельная работа

с дополни

тельной литературой

66.




Путешествие по России

Работа

по карте. Тест

67.




Обобщение по теме «Страницы истории Отечества»

Самостоя-тельная работа

по карточке

68.




Обобщение по теме «Современная Россия»

Тематичес-

кий учет знаний.

Тест

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России»,...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconПояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» включает в себя следующие разделы
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
Мбоу сош №2 г. Тайшета и авторской программы А. А. Вахрушева,, Д. Д. Данилова, А. С. Раутиана, С. В. Тырина «Окружающий мир»,Образовательная...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному предмету окружающий мир
Программа (примерная программа) Окружающий мир авторы: Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварёва
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 4 класс
«Окружающий мир» А. А. Плешакова, входящей в умк «Школа России» Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч....
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса (далее рабочая программа)
Рабочая программа) разработана на основе авторской программы «Окружающий мир» А. А. Плешакова Школа России. Концепция и программы...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир» боу шмр «Нифантовская...
«Окружающий мир» представляет собой интегрированный предмет, в содержании которого отражены идеи сближения и взаимопроникновения...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по окружающему миру в 1 классе Программа разработана на основе фгос ноо
Федерального государственного образовательного стандарта по начальной школе второго поколения и на основе умк «Гармония» программы...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир», 2 класс Рузанова Светлана Валерьевна
Примерной программы по учебным предметам фгос ноо, авторской программы по курсу «Окружающий мир» А. А. Вахрушева (Образовательная...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир»
Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по предмету «окружающий мир»
Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, примерной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск