Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа 4 класса направлена на формирование у подрастающего поколения экологической культуры, т. к. одним из противоречий современной эпохи является всё углубляющееся противоречие между обществом и природой, а также вводит младшего школьника в мир истории, где происходит объединение знаний о человеке, о природе и обществе, отражает одну из сторон «Окружающего мира» - «Обществоведение».
Одновременно с этим рабочая программа раскрывает на доступном для обучающихся уровне сложившиеся противоречивые отношения между обществом и природой, пути его разрешения. Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми, как: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Наряду с этим рабочая программа способствует формированию у обучающихся убеждения в необходимости охраны природы, как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Дети младшего школьного возраста приобретают определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.
Разделы № 4 - 6: «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная история» вводят школьников в мир истории, которая изучается на близком ученикам материале. Обучающиеся знакомятся с историей Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные эпохи, описания памятников культуры, рассказов о конкретных событиях и их участниках.
Следует отметить, что содержание разделов № 4 - № 6 дается в хронологической последовательности – с древности до современности, что способствует созданию у младших школьников конкретных образов исторических эпох, а также способствует формированию у них историко-временных представлений, помогает преодолеть присущие их возрасту сближение прошлого и настоящего.
Содержание учебного предмета носит интегрированный характер с предметами «Технология», «Литературное чтение», «Музыка», «Математика» и с курсом «Мы – дети природы», на изучение материала отводится 10 часов.
Воспитание чувства гражданской ответственности за все происходящее, невозможно без регионального компонента, глубокого изучения и осмысления всех условий среды обитания этноса, его исторических корней и национальных традиций, позитивного наследия прошлого.
Данный курс интегрирован с целью: расширить представление обучающихся о родном крае, ближе познакомить с природой, географическим положением нашего края, раскрыть некоторые экологические проблемы региона, поселка, отметить этнографические особенности нашего региона.
На данном предмете формируются предпосылки общего научного мировоззрения, их познавательные способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в 4 классе в рамках данного учебного предмета имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 6 разделами: «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край - часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия».
К каждому разделу ставится комплексно-дидактическая цель.
Раздел №1 «Земля и человечество» даёт детям возможность увидеть, что Земля - это дом человечества, большой и одновременно очень маленький, надёжный и в то же время очень хрупкий.
Раздел № 2 начинает новый раздел «Страницы всемирной истории», который поможет школьникам получить представление об отрезках времени, разделяющих историю человечества, знакомит детей с достижениями людей в разные исторические времена.
Раздел № 3 «Страницы истории Отечества» расскажет о важных событиях в истории России.
Раздел №4 «Природа России» поможет узнать разнообразие и красоту природы России, знакомит с различными картами и учит читать их, рассматривать возможные пути экологической помощи природе.
Раздел №5 «Родной край - часть большой страны» знакомит с природой родного края, помогает разобраться в экологических связях, учит правилам поведения в природе, необходимым для её сохранения.
Раздел № 6 «Современная Россия» даст школьникам представление о государственном устройстве нашей страны, поможет узнать о правах человека, познакомит с государственной символикой, а также с главными праздниками страны.
Цели обучения
Изучение окружающего мира в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задания;
• освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 68 часов. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 4 класса составлена по государственной программе с экологической направленностью А. А. Плешакова «Мир вокруг нас».
Разделы предусматривают различные формы организации учебных занятий при изучении всего курса природоведения: в классе, на природе, экскурсии, практические работы, подготовка домашних заданий.
В 4 классе проводятся экскурсии в разделе «Родной край – часть большой страны» по теме «Поверхность нашего края», в музей Оружейная палата, Зеленоградский историко-этнографический музей в разделе «Страницы истории Отечества» и в лесопарковую зону. Практические работы проводятся на учебных занятиях по следующим темам: «Глобус и географическая карта», «Моря, озера и реки России», «Природные зоны», по разделу «Родной край - часть большой страны».
Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.
Применение разнообразных методов форм, средств обучения позволяют учителю широко использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают обучающимся понять и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования, выполнять практические работы, несложные опыты, формировать общеучебные умения и навыки, осваивать способы деятельности, выполнять задания творческого характера.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- самостоятельно работать с учебником, со словарем, справочником, энциклопедиями;
- работать с учебными и научно-познавательными текстами;
- составлять план учебной статьи;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- работать с различными картами;
- уметь подготовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;
- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Результаты обучения
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта); - название океанов и материков;
- положение России, своего края на карте;
- природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;
- особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края;
- правила поведения в природе.
К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показать изученные географические объекты;
- различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;
- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
В результате изучения окружающего мира ученик должен знать (понимать):
• название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
• государственную символику;
• государственные праздники;
• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
• правила сохранения и укрепления здоровья;
• основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).
В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь:
• определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
• различать части растений, отображать их в рисунке (схеме);
• приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2 – 3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
• показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу и еще 1 – 2 города);
• описывать отдельные (изученные) события истории Отечества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
• ориентирования на местности с помощью компаса;
• определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
• установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
• ухода за растениями;
• выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете. Учебно-тематическое планирование
курса окружающего мира 4 класс
Раздел № 1 (11 часов)
Тема «Земля и человечество».
Комплексная дидактическая цель: знать:
- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);
- название океанов и материков; иметь представление о смене дня и ночи, времён года;
- об экологических проблемах планеты и о путях сотрудничества стран мира в области охраны природы на планете. уметь:
- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показать изученные географические объекты; - самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по теме;
- излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
- дать оценку зависимости экологической проблемы от деятельности человека;
- определить необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения. развивать:
- умение работать с глобусом, географической картой, с памятками, алгоритмами, схемами, опорами, таблицами; написать сообщение, реферат;
- самостоятельно работать с учебниками и дополнительной литературой, составить план, разбить текст на части, составить алгоритм ответа;
- слушать, рассуждать, ставить вопросы, поддерживать беседу; наблюдать, сравнивать, анализировать, систематизировать воспитывать:
- культуру общения; умение работать в паре, группе; - ответственность, дисциплинированность, самостоятельность; - интерес к изучаемой теме; ответственное отношение к жизни, к окружающей среде;
- внимание, собранность, активность при работе над темой; бережное отношение к природе. Раздел № 2
Тема «Страницы всемирной истории»
Комплексно-дидактическая цель.
знать:
- что и как изучает предмет «История»;
- откуда берет начало история человечества;
- названия эпох истории и человечества;
- виды исторических источников (вещественные, письменные и устные). уметь:
- определять эпоху истории человечества;
- определять последовательность исторических событий;
- соотносить год с веком;
- рассказать о событиях той или иной эпохи;
- дать оценку происходящему;
- самим находить и проводить примеры из других источников. развивать:
- образное представление о прошлом развития человечества;
- историко-временные представления;
- устную речь, творческое мышление;
- умение делать выводы;
- эмоциональное восприятие окружающего мира;
- глубокое, вдумчивое изучение предмета истории;
- умение понимать текст. воспитывать:
- интерес к уроку истории;
- ответственное отношение к подготовке домашнего задания;
- уважение к культуре и традициям прошлого;
- самостоятельность, ответственность, дисциплинированность;
- культуру общения.
Раздел № 3
Тема «Страницы истории Отечества»
Комплексно-дидактическая цель.
знать:
- истоки истории Отечества;
- наиболее важные события в истории Отечества и их даты;
- народы, населяющие Россию;
- исторические и культурные памятники страны;
- достопримечательности родного края;
- выдающихся людей, прославивших родное Отечество;
- историю возникновения городов.
уметь:
- рассказать о наиболее важных событиях в истории Отечества и родного края;
- описывать жилище, предметы быта, одежду разных времен отечественной истории;
- называть наиболее значительные памятники культуры Отечества, имена их создателей;
- называть иена людей, которые оставили след в развитии Отечества, в его освобождении от врагов;
- применять счет лет в истории;
- показывать на карте исторические объекты;
- работать с текстом, выделять главное в тексте, пересказать содержание, самостоятельно строить рассказ;
- объяснять отдельные исторические термины;
- связно и логично отвечать на вопросы;
- самостоятельно выполнять творческие задания;
развивать:
- интерес к истории Отечества;
- воображение и фантазию;
- устную и письменную речь;
- умение самостоятельно работать с учебником, разбивать текст на части, составить план ответа;
- умение делать выводы, обобщения;
- умение работать по карте;
- умение слушать, рассуждать, анализировать;
- умение поддерживать беседу, ставить вопросы.
воспитывать:
- любовь к Отечеству;
- патриотизм;
- бережное отношение к памятникам культуры;
- интерес к изучаемой теме;
Раздел № 4 (11 часов)
Тема «Природа России»
Комплексно – дидактическая цель:
знать:
- положение России на карте;
- природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;
- представление о природном равновесии в этих зонах;
- названия морей, рек, озер, гор России и положение их на карте;
- правила безопасного поведения у моря.
уметь:
1 уровень
- назвать природные зоны России и показать их на карте;
2 уровень
- различать природные зоны России по отличительным признакам;
- устанавливать сходства и различия зон России;
- исследовать и сравнивать, делать логические умозаключения;
3 уровень
- выполнять задания творческого характера;
- составлять план ответа;
- самостоятельно построить структурно – логическую схему. развивать:
- самостоятельную деятельность учащихся в работе с дополнительной литературой;
- развивать коммуникативные умения на основе методик КСО и познавательные способности учащихся.
воспитывать:
- ответственность, самостоятельность, дисциплинированность;
- бережное отношение к окружающему миру, любовь к Родине, к родному краю;
- воспитывать речевую и экологическую культуру;
- интерес к предмету через творческие задания; - умение согласовывать свои действия с другими детьми, учителем.
Раздел № 5 (11ч.)
Тема «Родной край – часть большой страны».
Комплексно-дидактическая цель:
знать:
- положение своего края на карте, поверхность, водоемы сообщества;
- использование и охрана природы родного края;
- правила поведения в природе;
- особенности сельского хозяйства края.
уметь:
- показать на карте свой край;
- различать важнейшие полезные ископаемые края, растения и животных, которые характерны для леса, водоема родного края;
- основные сельскохозяйственные растения, животные края.
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источников сведения о своем крае;
- излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа.
развивать:
- умение самостоятельно пользоваться учебником, словарями, справочниками, энциклопедиями;
- составлять план, написать сообщение, реферат, составлять схемы-опоры, памятки, алгоритмы;
- слушать, рассуждать, ставить вопросы, пересказывать, поддерживать беседу;
- самоконтроль и взаимоконтроль, наблюдательность, умение выделять главное, сравнивать, систематизировать, исследовать.
воспитывать:
- культуру общения;
- умение работать в паре, группе;
- ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, самообладание, выдержку, упорство, внимание, собранность, уверенность в себе, умение согласовывать свои действия с товарищами, интерес к изучаемой теме, бережное отношение к природе, любовь к родному краю, уважение к труду взрослых
Раздел № 6
Тема «Современная Россия».
Комплексно-дидактическая цель.
знать:
- государственное устройство нашей страны;
- символику Российского государства;
- основные законы страны;
- права ребенка;
- государственные праздники Российской Федерации; уметь:
- рассказать о государственном устройстве Российской Федерации;
- назвать основные документы, защищающие права человека и ребенка;
- различать государственные символы современной России;
- называть и рассказывать о государственных праздниках современной России, о их различиях и особенностях; развивать:
- умение работать со справочниками, энциклопедиями, словарями;
- умение написать реферат, сообщение;
- умение составлять план своего ответа;
- умение работать с текстом;
- умение слушать, рассуждать, обобщать, делать выводы; воспитывать:
- любовь в Родине;
- чувство патриотизма;
- самостоятельность, сознательность, стремление узнать побольше об истории России;
- ответственное отношение к подготовке домашнего задания;
- бережное отношение к окружающей среде. Список литературы по реализации программы
Для учителя:
1. А. А. Плешаков. «Мир вокруг нас». 4 класс. Учебник
2. А. А. Плешаков. Рабочая тетрадь. 4 класс.
3. А. А. Плешаков. Тетрадь «Проверь себя». 4класс.
4. Е. П. Фефилова, Е. А. Поторочина «Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас».
5. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.
6. Дополнительная литература по темам учебника: «Аванта +», детская энциклопедия.
7. «Я познаю мир» (энциклопедия) Для ученика:
1. А. А. Плешаков. «Мир вокруг нас». 4 класс. Учебник
2. А. А. Плешаков. Рабочая тетрадь. 4 класс.
3. А. А. Плешаков. Тетрадь «Проверь себя». 4 класс.
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру
№
| Дата проведения
урока
| Тема урока
| Вид
контроля
| Формирование УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
| 1
|
| Мир глазами астронома.
| Срез на обучаемость
| (П) - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, базовыми понятиями, отражающими связи и отношения между ними;
(К) - слушать и понимать речь других;
(К) - совместно договариваться и выполнять различные роли в парах и в группах;
(Л) - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
| 2
|
| Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяется день, ночь, времена года.
|
| 3
|
| Звездное небо – великая книга природы.
| Тест
| 4
|
| Мир глазами географа. Наш край на карте Родины. Ханты-Мансийск – столица края, город на холмах. Формы поверхности, характерные для нашего края.
(Мы – дети природы)
| Практичес-
кая работа
| (П) - овладение навыками смыслового чтения текстов, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
(Р) - совместно с учителем определять цель деятельности на уроке, обнаруживать и формулировать учебную проблему;
(К) - слушать и понимать речь других;
(Л) - формирование основ чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального российского общества;
(Л) - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
| 5
|
| Пояса Земли.
| Индивиду
альная работа по карточкам
| 6
|
| Мир глазами историка.
| Самостоя-
тельная работа
| 7
|
| Когда и где? Формирование национального округа. Округ в годы Великой Отечественной войны.
(Мы – дети природы)
| Практичес-
кая работа
| 8
|
| Прошлое и настоящее глазами эколога.
| Самостоя-
тельная работа
| (П) - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
(П) - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, базовыми понятиями, отражающими связи и отношения между ними;
(К) - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
(Р) - высказывать свою версию решения задания, способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
(Р) - использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
(Л) - формирование основ чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального российского общества;
| 9
|
| Сокровища Земли под охраной человечества. Редкие животные и растения нашего округа.
(Мы – дети природы)
| Тест
| 10
|
| Сокровища Земли под охраной человечества.
|
| 11
|
| Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество». Наша Земля сегодня.
Открытие нефти и газа.
(Мы – дети природы)
| Тест
| «Страницы всемирной истории»
| 12.
|
| Начало истории человечества
| Работа с дополни-
тельной литературой
| (П) - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
(П) - овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
(П) - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, базовыми понятиями, отражающими связи и отношения между ними;
(К) - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
(Р) - высказывать свою версию решения задания, способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
(Р) - использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
| 13.
|
| Мир древности: далекий и близкий
| Самостоя-
тельная работа по карточке
| 14.
|
| Средние Века: время рыцарей и замков
| Тест
| 15.
|
| Новое время: встреча Европы и Америки
| Работа с дополни-
тельной литературой
| 16.
|
| Новейшее время: история продолжается сегодня
| Самостоя-
тельная работа по учебнику
| 17.
|
| Обобщение по теме «Страницы всемирной истории»
| Тематичес-
кий учет знаний (тест)
| «Страницы истории Отечества»
| 18.
|
| Жизнь древних славян
| Работа с дополни- тельной литературой
| (П) - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
(П) - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, базовыми понятиями, отражающими связи и отношения между ними;
(К) - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
(Р) - высказывать свою версию решения задания, способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
(Р) - использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
(Л) - формирование основ чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального российского общества;
| 19.
|
| Во времена Древней Руси.
| Самостоя-тельная работа
| 20.
|
| Страна городов.
| Работа по карте.
Тест
| 21.
|
| Из книжной сокровищницы Древней Руси
| Работа
по карточке
| 22.
|
| Трудные времена на Русской земле.
| Работа
по карте
| 23.
|
| Русь расправляет крылья
| Работа с дополни- тельной литературой
| 24.
|
| Куликовская битва
| Работа по карте
| 25.
|
| Путешествие в древнюю Москву. Иван Третий.
| Тест
| 26.
|
|
Мастера печатных дел. Первопечатник Иван Федоров. Врата учености
| Самостоя-тельная работа
по учебнику
| (П) - овладение навыками смыслового чтения текстов, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
(Р) - совместно с учителем определять цель деятельности на уроке, обнаруживать и формулировать учебную проблему;
(К) - слушать и понимать речь других;
(Л) - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
| 27.
|
| Патриоты России
| Работа с дополни- тельной литературой
| 28.
|
| Петр Великий
| Тест
| 29.
|
| Михаил Васильевич Ломоносов
| Работа с энциклопе
дией
| 30.
|
| Екатерина Великая
| Тест
| (П) - овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
(П) - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, базовыми понятиями, отражающими связи и отношения между ними;
(К) - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
(Р) - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
| 31.
|
| Отечественная война 1812 года.
| Работа
по карте
| 32.
|
| Страницы истории ХIХ века.
| Работа
по карте.
Тест
| 33.
|
| Россия вступает в ХХ век.
| Самостоя-тельная работа
по карточке. Работа
по карте
| 34.
|
| Страницы истории 20-30-х годов ХХ века.
| Тест
| 35.
|
| Великая война и великая Победа.
| Работа с дополни- тельной литературой
| (П) - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
(П) - овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
(П) - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, базовыми понятиями, отражающими связи и отношения между ними;
(К) - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
(К) - совместно договариваться и выполнять различные роли в парах и в группах;
(Р) - высказывать свою версию решения задания, способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
(Р) - использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
| 36.
|
| Страна, открывшая путь в космос.
| Самостоя-тельная работа
по карточке
| 37.
|
| Обобщение по теме «Страницы истории Отечества»
| Тематичес-
кий учет знаний,
контрольная работа
| «Природа России»
| 38.
|
| Равнины и горы России.
| Карточка на обучаемость
| (П) - овладение навыками смыслового чтения текстов, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
(Р) - совместно с учителем определять цель деятельности на уроке, обнаруживать и формулировать учебную проблему;
(К) - слушать и понимать речь других;
(Л) - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
| 39.
|
| Моря, озера и реки России.
Водоемы нашего края: реки, озера, ручьи. Роль реки в жизни славянских народов
(Мы – дети природы)
| Практичес
кая работа по карте
| 40.
|
| Зона Арктических пустынь.
| Практичес
кая работа по карте, карточка на обучаемость
| 41.
|
| Зона тундры.
| Тест
| 42.
|
| Лесная зона России.
| Самостоя
тельная работа
| 43.
|
| Лес и человек.
Лес – «лёгкие» Югры. Бережное использование лесных богатств края.
(Мы – дети природы)
| Индивиду
альная работа по карточкам
| 44.
|
| Зона степей.
| Карточка на обучаемость
| (П) - овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
(П) - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, базовыми понятиями, отражающими связи и отношения между ними;
(К) - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
(Р) - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
| 45.
|
| Зона пустынь.
| Практичес
кое задание по атласу и карте
| 46.
|
| У Черного моря.
Рыбье царство Югры.
(Мы – дети природы)
| Работа с дополни
тельной литературой
| 47.
|
| Экологическое равновесие.
| Тест
| 48.
|
| Обобщающий урок-игра «По природным зонам России».
| Тематичес
кий учет знаний,
контроль-
ная работа
| «Родной край – часть большой страны»
| 49.
|
| Наш край.
| Практичес
кая работа по карте
| (П) - овладение навыками смыслового чтения текстов, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
(Р) - совместно с учителем определять цель деятельности на уроке, обнаруживать и формулировать учебную проблему;
(К) - слушать и понимать речь других;
(Л) - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
| 50.
|
| Поверхность нашего края.
|
| 51.
|
| Водоемы нашего края.
| Практичес
кая работа по карте, карточка на обучаемость
| 52.
|
| Наши подземные богатства.
| Самостоя-тельная работа с образцами полезных ископаемых
| 53.
|
| Земля – кормилица.
| Индивиду
альная работа по карточкам
| 54.
|
| Жизнь леса.
Животные нашего леса. Растительный мир Подмосковья.
| Практичес
кая работа по карточкам,
с муляжами
| 55.
|
| Жизнь луга.
| Практичес
кая работа с гербарием
| (П) - овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
(П) - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, базовыми понятиями, отражающими связи и отношения между ними;
(К) - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
(Р) - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
| 56.
|
| Жизнь пресного водоема.
|
| 57.
|
| Растениеводство нашего края.
| Работа с дополни
тельной литературой
| 58.
|
| Незаметные защитники урожая.
|
Тест
| 59.
|
| Животноводство нашего края.
| Работа с дополни
тельной литературой
| 60.
|
| Обобщающий урок по разделу «Родной край – часть большой страны».
| Тематичес
кий учет знаний,
контроль
ная работа
| «Современная Россия»
| 61.
|
| Основной закон России и права человека
| Самостоя-тельная работа
с первоисточником
| (П) - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
(П) - овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
(П) - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, базовыми понятиями, отражающими связи и отношения между ними;
(К) - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
(К) - совместно договариваться и выполнять различные роли в парах и в группах;
(Р) - высказывать свою версию решения задания, способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
(Р) - использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
| 62.
|
| «Дети имеют право на особую защиту и помощь». Важный документ – конвенция о правах ребенка
| Работа с дополни
тельной литературой
| 63.
|
| Мы – граждане России.
| Робота по карточке
| 64.
|
| Славные символы России
| Тест
| 65.
|
| Такие разные праздники
| Самостоя-тельная работа
с дополни
тельной литературой
| 66.
|
| Путешествие по России
| Работа
по карте. Тест
| 67.
|
| Обобщение по теме «Страницы истории Отечества»
| Самостоя-тельная работа
по карточке
| 68.
|
| Обобщение по теме «Современная Россия»
| Тематичес-
кий учет знаний.
Тест
| |