Окружающий мир Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса на 2013-2014 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир. 1-4 классы».
В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг. Общая характеристика курса. Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Программу определяют важнейшие компоненты культуры – норма, ценность. Идеал, что позволяет представить такое явление, как мир. Системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:
природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Постепенно с позиций культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимосвязи:
природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
человечество как многообразие народов, культур, религий;
семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение окружающего мира во 2 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели). Результаты изучения курса. Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменных формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 2 класса.
Учащиеся должны знать:
- характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;
- названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;
- некоторые экологические связи в природе;
- особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе;
- изученные правила поведения в природе;
- особенности охраны здоровья в разное время года;
- народные названия месяцев:
- народные приметы и присловья о временах года;
- дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;
- главные календарные праздники народов своего края.
Учащиеся должны уметь:
- проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;
- различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);
- объяснять на примерах некоторые экологические связи;
- выполнять изученные правила поведения в природе;
- выполнять правила охраны здоровья в разное время года;
- разыгрывать народные игры, характерные для разных времён года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;
- загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;
- рассказывать 2-3 сказки о животных из устного творчества народов своего края. Календарно-тематическое планирование (см. таблицу)..
Материально-техническое обеспечение.
Дополнительная литература. Для учителя:
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, "УМК «Перспектива" 2013 год.
2. Учебник по окружающему миру для 2 класса, в 2-х частях, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, "УМК «Перспектива" ,
изд-во «Просвещение» Москва, 2011 год;
3. CD - диск. Электронное приложение к учебнику окружающий мир для 2 класса, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая,
УМК «Перспектива" , изд-во «Просвещение» Москва, 2013 год.
4. Методические рекомендации для учителя к учебнику окружающий мир для 2 класса.
5. Поурочные разработки по окружающему миру2 класс к УМК "Перспектива", А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая ., автор Н. Ю. Васильева,
изд-во "Вако" 2013 .
6. Контрольно - измерительные материалы по окружающему миру 2 класс, изд-во "Вако" 2013, составитель И.Ф. Яценко. Для учащихся:
1. Учебник по окружающему миру для 2 класса, в 2-х частях, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая,
УМК «Перспектива" , изд-во «Просвещение» Москва, 2011 год.
2. Рабочие тетради к учебнику окружающий мир для 2 класса, в 2-х частях, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая,
УМК «Перспектива" , изд-во «Просвещение» Москва, 2013 год.
3. CD - диск. Электронное приложение к учебнику окружающий мир для 2 класса, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая,
УМК «Перспектива" , изд-во «Просвещение» Москва, 2013 год.
2. Контрольно - измерительные материалы по литературному чтению 2 класс, изд-во "Вако" 2013,
составитель И.Ф. Яценко.
Интернет-ресурсы.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www. festival. 1september.ru
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ education
Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371
Технические средства обучения.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Ксерокс.
Макбуки.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ А. А. ПЛЕШАКОВ, 2 класс. УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
№
| Тема и цели урока.
| Формирование УУД.
| Использование ИКТ.
Уровень усвоения материала.
Формы контроля
| предметные
| метапредметные и личностные
| 1
| 2
| 4
| 5
| 6
| 1 четверть (18 часов).
Окружающий мир 1 часть.
Раздел "Вселенная, время, календарь" (14 часов).
| 1 неделя ( 2-8 сентября).
| 1.
| Мы — союз народов России. Сформировать представление о территориальных единицах РФ,
научить находить их на карте,
определять самобытность каждого народа РФ и обосновывать своё суждение.
| Называть субъект Российской Федерации, в котором находится город и школа, где учатся дети; научиться находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности.
|
Личностные:
Формирование основ
российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной
принадлежности;
Формирование
уважительного отношения
к истории и культуре
других народов.
Регулятивные:
1. определять цель
учебной деятельности при:
работе с компасом;
термометром
2. Составлять план
(алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем
и одноклассниками при
работе с компасом;
термометром
3.Контролировать способ (алгоритм) решения
и результат учебной
задачи по ранее
составленному плану
при работе с компасом; термометром
4. Сравнивать свои
ответы с тем, что
изображено на фотографиях учебника ( с образцом)
Познавательные:
-умение ориентироваться
в учебнике, поиск
и выделение необходимой информации;
сравнивать, как менялись предметы домашнего
обихода, как развивалось производство;
- установить связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»;
- сравнить фотографии двух пейзажей с Луной в разных фазах, называют эти фазы, определив, «стареет» или «растет» Луна.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге,
слушать и понимать других, высказывать свою точку
зрения;
- искать правильный
ответ на вопрос о причинах смены дня и ночи,
и обсуждают ее;
- оформлять свои
мысли в устной
речи (составлять рассказ
по картинкам).
| CD-диск ЭПкУ урок 1.
Интерактивная карта России.
Учебник стр 3-7.
Рабочая. тетрадь стр. 3-4, задания 1, 2, 3.
КИМ - тест 1.
| 2.
| Мы — жители Вселенной. Сформировать понятие о Вселенной,
о строении Солнечной системы, планетах и их спутниках, научить распознавать небесные тела и обосновывать своё суждение.
| Знать в общем виде строение Вселенной, уметь называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе, узнавать небесные тела по их описанию, перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров.
| CD-диск ЭПкУ урок 2.
Аудио запись песни "Притяжение земли"
Интерактивный показ планет солнечной системы.
Учебник стр 8-11.
Рабочая. тетрадь стр. 6-7, задания 2, 3, 4.
КИМ - тест 51.
| 2 неделя ( 9-15 сентября).
|
| 3-4.
| Наш «космический корабль» — Земля. Практическая работа с компасом.(стороны горизонта,
компас, глобус – модель Земли. Дать понятие о горизонте, сторонах горизонта, компасе, научить обращению с компасом, определять стороны горизонта и фиксировать результаты в таблице, научить находить на глобусе материки и океаны, определять их название, уметь находить на глобусе нашу страну.
| Иметь представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе; уметь определять по схеме способ обозначения сторон горизонта, знать устройство компаса, уметь определять стороны горизонта и фиксировать результаты в таблице, уметь находить на глобусе океаны и материки, определять их название и число, находить на глобусе нашу страну.
| CD-диск ЭПкУ урок 3.
Запись песен «Притяженье Земли»
Компас, глобус.
рисунок, изображающий плоскую Землю, лежащую на трех слонах; изображение первого компаса, изобретенного в Китае.
Учебник стр 12-15.
Рабочая. тетрадь стр. 8-11, задания 1, 2, 3, 10, 11
КИМ - тест 47.
| 3 неделя (16-22 сентября).
|
| 5.
| Время (настоящее, прошлое, будущее) Сформировать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего, познакомить с разными типами старинных и современны часов как явлением истории и культуры разных стран и народов мира.
| Уметь приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, уметь перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, знать устройство часов, уметь определять время по часам.
| CD-диск ЭПкУ урок 4.
Песочные часы, будильник, механические
часы с открытым механизмом, секундомер.
Учебник стр 16-19.
Рабочая. тетрадь стр. 12-13, задания 2, 3.
КИМ - тест 48.
| 6.
| Сутки и неделя. Сформировать представление о связи
естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи, познакомить
с древними легендами, объясняющими смену
дня и ночи, расширять способы творческой активности детей.
| Иметь представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг оси и сменой дня и ночи, уметь давать научное объяснение смены дня и ночи, уметь называть дни недели и выстраивать их последовательность.
| CD-диск ЭПкУ урок 5.
Теллурий.
Учебник стр 20-23.
Рабочая. тетрадь стр. 14-15, задания 2, 3, 4.
КИМ - тест 52.
| 4 неделя (23-29 сентября).
|
| 7.
| Месяц и год Сформировать представление о связи естественных единиц измерения времени «месяц», «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг
Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца, пробуждать в детях интерес к наблюдению за живой и неживой природой.
| Иметь представление о связи естественных единиц
измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, уметь давать научное объяснение изменению внешнего вида Луны в течение месяца, используя схему, уметь выстраивать правильную последовательность месяцев года.
| CD-диск ЭПкУ урок 6.
Теллурий.
Учебник стр 24-27.
Рабочая. тетрадь стр. 18-19, задания 1, 4, 5.
КИМ - тест 4.
| 8.
| Времена года. Сформировать представление детей о причине смены времён года, о последовательности
этой смены и о связи изменений в природе
с движением Земли по орбите вокруг
Солнца, познакомить с важнейшими
сезонными явлениями природы.
| Уметь объяснять смены времён года с помощью схемы, называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года, уметь
перечислять времена года в правильной последовательности.
| CD-диск ЭПкУ урок 7.
Теллурий.
Учебник стр 28-31.
Рабочая. тетрадь стр. 20-21, задания 1, 2, 4, 5.
КИМ - тест 14.
| 5 неделя ( 30 сентября - 6 октября).
|
| 9.
| Погода
(практическая работа с термометром).
(ОБЖ. Какими бывают чрезвычайные ситуации) Сформировать понятие «погода», познакомить с устройством и особенностями работы разных видов термометров, научить измерять
температуру и записывать показания термометра.
| Уметь конструировать определение понятия «погода», различать виды термометров и пользоваться каждым из них, измерять температуру, записывать показания термометра, узнавать явления погоды по фотографиям.
| CD-диск ЭПкУ урок 8.
Аудиозапись песни "У природы нет плохой погоды"
Презентация "Виды термометров"
Термометры для учеников.
Учебник стр 32-35.
Рабочая. тетрадь стр. 22-23, задания 1, 2, 3, 4, 5.
КИМ - тест 6.
| 10.
| Календарь — хранитель времени, страж памяти. Дать представление о календаре как очень древнем явлении мировой культуры, тесно связанном с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира, познакомить с разными видами и устройством старинных и современных календарей.
| Уметь ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря, находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких, иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей.
| CD-диск ЭПкУ урок 9.
Учебник стр 36-39.
Рабочая. тетрадь стр. 26-27, задания 1, 2, 4, .
КИМ - тест 7.
| 6 неделя ( 7-13 октября).
|
| 11.
| Красные дни календаря. Познакомить с важнейшими праздниками
современного российского гражданского
календаря как способом дружеского
объединения всех граждан нашего
Отечества вне зависимости
от местожительства, особенностей
этнической культуры и вероисповедания.
| Уметь кратко характеризовать содержание общероссийских праздников современного российского календаря, составлять рассказ о праздниках в своём городе.
| CD-диск ЭПкУ урок 10
Учебник стр 40-43.
Рабочая. тетрадь стр. 28, задания 1.
КИМ - тест 34.
| 12.
| Народный календарь. Сформировать представление о народном
календаре как сокровищнице опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней,
научить детей соотносить народные приметы погоды с наблюдениями за живой и неживой природой и с ощущениями, которые дают
нам разные органы чувств.
| Знать некоторые народные приметы, связанные с погодой, с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой,
наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе.
| CD-диск ЭПкУ урок 11
Учебник стр 44-47.
Рабочая. тетрадь стр. 30, задания 1, 2.
КИМ - тест 33.
| 7 неделя (14-20 октября).
|
| 13.
| Экологический календарь. Продолжать формирование экологического сознания детей, дать понятие об экологии,
о необходимости охраны природы,
познакомить с экологическим календарём
как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность
природы Земли.
| Знать некоторые народные приметы на погоду своего края, уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду.
| CD-диск ЭПкУ урок 12
Учебник стр 48-51.
Рабочая. тетрадь стр. 32-33, задания 1, 3.
КИМ - тест 35.
| 14.
| «Контрольное тестирование по разделу «Вселенная, время, календарь». Проверить уровень усвоения изученного материала в тестовой форме, анализ ошибок, коррекция знаний.
| Показать уровень усвоения изученного материала по пройденному разделу.
|
| Тест -
( поурочные разработки по курсы окр мир автор Васильева,
стр 99-100)
| Осень (19 часов).
| 8 неделя (21-27 октября).
| 15.
| Осенние месяцы. Научить соотносить признаки осени в живой и неживой природе, события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев в языке народов своего края, показать нравственный смысл и красоту старинных
осенних обычаев взаимопомощи в труде.
| Знать чередование осенних месяцев, уметь
характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников, уметь находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей в старинных названиях осенних месяцев.
| Личностные:
Формирование чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственности за происходящее, потребности в добром поступке.
Регулятивные:
1. определять цель учебной деятельности при: работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу
2. Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу
3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с атласом-определителем
4. Сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника ( с образцом)
Познавательные: наблюдение за погодой, за изменениями в окружающем мире;
- понимание зависимости осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности;
-сравнение, чем отличаются осенние дожди от летних;
-сравнение обрядов и обычаев характерных для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов;
-сравнение, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые;
- извлечение необходимой информации из текстов;
- установление причинно-следственных связей;
-сравнение фазы развития насекомых, отличие паукообразных от насекомых;
- подведение под понятие;
Коммуникативные:
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
- аргументация своего мнения и позиции;
- распределение операции между собой в группе;
- умение отвечать «компетентно» на поставленные вопросы.
| CD-диск ЭПкУ урок 13
Учебник стр 54-57.
Рабочая. тетрадь стр. 36-37, задания 1, 2. 3.
КИМ - тест 11.
| |