Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»





Скачать 173.85 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
Дата публикации02.03.2015
Размер173.85 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
Отдел управления образованием

Администрации Лебяжьевского района Курганской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Черемушкинская основная общеобразовательная школа»


Программа рассмотрена «Утверждаю» и одобрена на заседании Директор школы:__________

педагогического совета В.В.Тютрина

протокол № __

«____»___________2011___г.

от «__»___________2011___г.


Рабочая программа

по учебному предмету

«Окружающий мир»

4 класс

начального общего образования

(базовый уровень)

с. Черемушки 2011год

Автор-составитель программы:
Глущенко Валентина Геннадьевна, учитель начальных классов, I категория

МКОУ «Черемушкинская основная общеобразовательная школа»

Рецензенты:

  1. Байкадамова С.А. заместитель директора по УВР


Программа рассмотрена на заседании творческой группы учителей начальных классов МКОУ «Черемушкинская основная общеобразовательная школа»
Руководитель ТГ «Исток»: В.Г.Глущенко

Заместитель директора по УВР: С.А.Байкадамова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной программы по курсу «Окружающий мир» и на основе программы «Школа России», разработанной А.А.Плешаковым. Данный учебный предмет имеет своей целью: развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «Окружающий мир» автор А.А.Плешаков.

В результате обучения предмету «Окружающий мир» реализуются следующие цели:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и обществе;

  • воспитание позитивного, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, сохранять и укреплять здоровье.

В соответствии с федеральным базисным планом курс «Окружающий мир» изучается в 4 классе по 2 часа в неделю, всего 68 часов.

УМК Плешакова носит личностно – развивающий характер.

Цель – воспитание гуманного творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания. Приоритетной задачей является формирование в сознании ученика ценностно- окрашенного образа окружающего мира, как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. К числу важнейших задач предмета относится воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде.

Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом особенностей естественно- научного и обществоведческого содержания, особое место занимают экскурсии и наблюдения. Их необходимый минимум определен по каждому разделу программы.

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно

связаны с практической жизнью младшего школьника.

В 4 классе продолжается курс в теме «Природа России», которая знакомит с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения.

В разделе «Родной край – часть большой страны» изучается формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы.

Следующая тема программы – страницы всемирной истории – формирует у обучающихся представление об основных периодах человечества.

Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями.

Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составам населения России, её регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребёнка.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по окружающему миру

    Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля — проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников,применять комплексные знания.

    Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:

   — неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

   — нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

   — неправильное  раскрытие  (в  рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

   — ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

   —незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные  примеры,  подтверждающие  высказанное суждение;

    —отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

   — ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

   — неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

    Недочеты:

    — преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

   — неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

   — отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;                                                    •

   — неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

   — неточности при нахождении объекта на карте.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование темы разделов

Кол-во

часов

В том числе

Экскурсии

Тест

1

Земля и человечество

11

1

1

2

Природа России

11

1

1

3

Родной край- часть большой страны

12

1

1

4

Страницы всемирной истории

6




1

5

Страницы истории Отечества

20




1

6

Современная Россия

8

1

1




Итого

68

4

6


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Земля и человечество (11часов)

Осенняя экскурсия. Почвы, растительный и животный мир лесов родного края. Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. Планета Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года. Звездное небо - великая книга природы. Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Ми глазами историка. Что такое история? Когда и где? История-путешествие вглубь времен. Карта- помощница. Прошлое и настоящее глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества. Обобщение: урок- путешествие «Земля и человечество»

знать:

- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);

- название океанов и материков; иметь представление о смене дня и ночи, времён года;

- об экологических проблемах планеты и о путях сотрудничества стран мира в области охраны природы на планете.

уметь:

- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показать изученные географические объекты;

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по теме;

- излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

- дать оценку зависимости экологической проблемы от деятельности человека;

- определить необходимые меры охраны природы,

развивать:

- умение работать с глобусом, географической картой, с памятками, алгоритмами, схемами, опорами, таблицами;

написать сообщение, реферат;

- самостоятельно работать с учебниками и дополнительной литературой, составить план разбить текст на части, составить алгоритм ответа;

- слушать, рассуждать, ставить вопросы, поддерживать беседу; наблюдать, сравнивать, анализировать, систематизировать

воспитывать:

- культуру общения; умение работать в паре, группе;

- ответственность, дисциплинированность, самостоятельность;

- интерес к изучаемой теме; ответственное отношение к жизни, к окружающей среде;

- внимание, собранность, активность при работе над темой; бережное отношение к природе.

Природа России (11часов)

Равнины и горы России. Моря, озера, реки России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Черного моря. Экологическое равновесие. Обобщение : урок- игра «По природным зонам России»

знать:

- положение России на карте;

- природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;

- представление о природном равновесии в этих зонах;

- названия морей, рек, озер, гор России и положение их на карте;

- правила безопасного поведения у моря;

уметь:

- назвать природные зоны России и показать их на карте;

- различать природные зоны России по отличительным признакам;

- устанавливать сходства и различия зон России;

- исследовать и сравнивать, делать логические умозаключения;

- выполнять задания творческого характера;

- составлять план ответа;

- самостоятельно построить структурно – логическую схему.

развивать:

- самостоятельную деятельность учащихся в работе с дополнительной литературой;

- развивать коммуникативные умения на основе методик КСО и познавательные способности учащихся.

воспитывать:

- ответственность, самостоятельность, дисциплинированность;

- бережное отношение к окружающему миру, любовь к Родине, к родному краю;

- воспитывать речевую и экологическую культуру;

- интерес к предмету через творческие задания;

- умение согласовывать свои действия с другими детьми, учителем.

Родной край - часть большой страны (12часов)

Наш край. Поверхность нашего края. Водоемы нашего края. Наши подземные богатства. Земля- кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Растениеводство в нашем крае. Незаметные защитники урожая. Животноводство в нашем крае. Обобщение : урок- игра «Я знаю родной край».

знать:

- положение своего края на карте, поверхность, водоемы сообщества;

- использование и охрана природы родного края;

- правила поведения в природе;

- особенности сельского хозяйства края;

уметь:

- показать на карте свой край;

- различать важнейшие полезные ископаемые края, растения и животных, которые характерны для леса, водоема родного края;

- основные сельскохозяйственные растения, животные края.

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источника сведения о своем крае;

- излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа.

развивать:

- умение самостоятельно пользоваться учебником, словарями, справочниками, энциклопедиями;

- составлять план, написать сообщение, реферат, составлять схемы-опоры, памятки, алгоритмы;

- слушать, рассуждать, ставить вопросы, пересказывать, поддерживать беседу;

- самоконтроль и взаимоконтроль, наблюдательность, умение выделять главное, сравнивать, систематизировать, исследовать.

воспитывать:

- культуру общения;

- умение работать в паре, группе;

- ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, самообладание, выдержку, упорство, внимание, собранность, уверенность в себе, умение согласовывать свои действия с товарищами, интерес к изучаемой теме, бережное отношение к природе, любовь к родному краю, уважение к труду взрослых

Страницы всемирной истории (6часов)

Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. Обобщение « Страницы всемирной истории

знать:

- что и как изучает предмет «История»;

- откуда берет начало история человечества;

- названия эпох истории и человечества;

- виды исторических источников (вещественные, письменные и устные).

уметь:

- определять эпоху истории человечества;

- определять последовательность исторических событий;

- соотносить год с веком;

- рассказать о событиях той или иной эпохи;

- дать оценку происходящему;

- самим находить и проводить примеры из других источников.

развивать:

- образное представление о прошлом развития человечества;

- историко-временные представления;

- устную речь, творческое мышление;

- умение делать выводы;

- эмоциональное восприятие окружающего мира;

- глубокое, вдумчивое изучение предмета истории;

- умение понимать текст.

воспитывать:

- интерес к уроку истории;

- ответственное отношение к подготовке домашнего задания;

- уважение к культуре и традициям прошлого;

- самостоятельность, ответственность, дисциплинированность;

- культуру общения.

Страницы истории Отечества (20часов)

Жизнь древних людей. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 20 - 30 годов. Великая война и Великая Победа. Страна, открывшая путь в космос. Экскурсия «Исторические достопримечательности родного края.

знать:

- истоки истории Отечества;

- наиболее важные события в истории Отечества и их даты;

- народы, населяющие Россию;

- исторические и культурные памятники страны;

- достопримечательности родного края;

- выдающихся людей, прославивших родное Отечество;

- историю возникновения городов.

уметь:

- рассказать о наиболее важных событиях в истории Отечества и родного края;

- описывать жилище, предметы быта, одежду разных времен отечественной истории;

- называть наиболее значительные памятники культуры Отечества, имена их создателей;

- называть иена людей, которые оставили след в развитии Отечества, в его освобождении от врагов;

- применять счет лет в истории;

- показывать на карте исторические объекты;

- работать с текстом, выделять главное в тексте, пересказать содержание, самостоятельно строить рассказ;

- объяснять отдельные исторические термины;

- связно и логично отвечать на вопросы;

- самостоятельно выполнять творческие задания;

развивать:

- интерес к истории Отечества;

- воображение и фантазию;

- устную и письменную речь;

- умение самостоятельно работать с учебником, разбивать текст на части, составить план ответа;

- умение делать выводы, обобщения;

- умение работать по карте;

- умение слушать, рассуждать, анализировать;

- умение поддерживать беседу, ставить вопросы.

воспитывать:

- любовь к Отечеству;

- патриотизм;

- бережное отношение к памятникам культуры;

- интерес к изучаемой теме;

- внимание, собранность, активность при работе над темой;

- культуру общения.

Современная Россия (8часов)

Основной закон России и права человека. Дети имеют право на особую защиту и помощь. Мы - граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России. Экскурсия «Растительный и животный мир водоема». Обобщение «Современная Россия».

знать:

- государственное устройство нашей страны;

- символику Российского государства;

- основные законы страны;

- права ребенка;

- государственные праздники Российской Федерации;

уметь:

- рассказать о государственном устройстве Российской Федерации;

- назвать основные документы, защищающие права человека и ребенка;

- различать государственные символы современной России;

- называть и рассказывать о государственных праздниках современной России, о их различиях и особенностях;

развивать:

- умение работать со справочниками, энциклопедиями, словарями;

- умение написать реферат, сообщение;

- умение составлять план своего ответа;

- умение работать с текстом;

- умение слушать, рассуждать, обобщать, делать выводы;

воспитывать:

- любовь в Родине;

- чувство патриотизма;

- самостоятельность, сознательность, стремление узнать побольше об истории России;

- ответственное отношение к подготовке домашнего задания;

- бережное отношение к окружающей среде.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать:

название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села); государственную символику России; государственные праздники;

основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды; общие условия, необходимые для жизни живых организмов; правила сохранения и укрепления здоровья;

основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь:

определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3

представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и

жизни;

показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий);

границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

ориентирования на местности с помощью компаса;

определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

ухода за растениями (животными);

выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.


\

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

и СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

для учителя

1. Закон об образовании

2. Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004г № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования» (диск)

3.Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005г «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» (диск)

4. Бобкова Л.К. «Как составить рабочую программу по учебной дисциплине» Методические рекомендации 2-е издание доп./ИПК и ПРО Курганской области. Курган 2005 год.

5. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 4 класс. Н.В.Лобидина, Волгоград , 2006 год.

Справочные пособия, дополнительная литература

6. А.А.Вахрушев. Е.Е. Кочемасова Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей -М.: «Баласс», 2003

6. И.Акимушкин Мир животных М.: Молодая гвардия, 1971

8. В.В.Петров Растительный мир нашей Родины: книга для учителя. - М.: Просвещение. 1991

9. "От земли до неба. Атлас-определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений ФГОС" А.А. Плешаков
для обучающихся

1. Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 4 класса начальной школы - М.: Просвещение, 2011 год

2. Плешаков А А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 4 класса начальной школы - М.: Просвещение, 2011 год

3. Плешаков А А. Окружающий мир. Тесты, тетрадь для учащихся 4 класса начальной школы — М.: Просвещение, 2011 год

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» iconПояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» включает в себя следующие разделы
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
Мбоу сош №2 г. Тайшета и авторской программы А. А. Вахрушева,, Д. Д. Данилова, А. С. Раутиана, С. В. Тырина «Окружающий мир»,Образовательная...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному предмету окружающий мир
Программа (примерная программа) Окружающий мир авторы: Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварёва
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 4 класс
«Окружающий мир» А. А. Плешакова, входящей в умк «Школа России» Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч....
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса (далее рабочая программа)
Рабочая программа) разработана на основе авторской программы «Окружающий мир» А. А. Плешакова Школа России. Концепция и программы...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России»,...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (3 класс)
Учебник «Окружающий мир», А. А. Плешаков. «Просвещение», аоа «Московские учебники», Москва 2012 г
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» Жильниковой Галины Сергеевны
Мбоу «со роговатовская школа с углубленным изучением отдельных предметов Приказ от «30» августа 2013г
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по окружающему миру 3 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, гбоу сош №216, сао,города Москвы. Концепции...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир»
Ос ноо, примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» 2 класс
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск