ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 486
«Согласовано»
Руководитель МО
________________ФИО Протокол № ___ от
«____»___________20__г.
| «Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
_________________ ____ФИО «____»____________20__ г.
| «Утверждаю»
Директор ГБОУ СКОШ №__ ___________________ФИО Приказ № ___ от «___»____20__ г.
|
Рабочая программа по труду
для 7-а класса
Автор-составитель:
учитель 7-а класса
Лозовская Марина Владимировна
Москва, 2013
Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 7 «А» класса и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Срок реализации программы – 1 год;
134 часов в год, 4 часа в неделю.
I
четверть
| II
четверть
| III
четверть
| IV
четверть
| Всего за год
| 36 ч
| 32 ч
| 40 ч
| 30 ч
| 138 ч
| В процессе трудового обучения учащихся с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: пространственной ориентировки, наблюдательности, речи, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках труда в 7 классе должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию у учащихся доступных самостоятельных навыков при выполнении трудовых заданий минимальной сложности. Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, счёта, изобразительной деятельности. И тут на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие и воспитательные.
Труд, как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки труда, при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ученика с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни.
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
Учебный материал в программе распределен с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в выполнении работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются образцы учителя, которые дополняются макетами и рисунками.
Цель учебного предмета «Труд»
формирование организационных умений в труде — работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила безопасной работы, санитарно-гигиенические требования;
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, умения работать в коллективе и т. д.);
уважение к людям труда;
формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, привитие интереса к труду;
Задачи:
способствовать коррекции недостатков трудовой деятельности школьников путем систематической и целенаправленной работы в этом направлении:
находить в изготавливаемом объекте существенные признаки;
содействовать развитию у учащихся умения сравнивать, обобщать;
исправлять недостатки мелкой моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования многократно повторяющихся действий с применением разнообразного материала;
формировать элементарные навыки работы с образцом учителя;
воспитывать уважение к людям труда;
развивать у учащихся речь, интерес и любовь к трудовой деятельности.
Для решения этих задач программой 7-го класса по трудовому обучению предусмотрены следующие виды труда:
работа с природными материалами;
работа с бумагой и картоном;
работа с нитками;
работа с проволокой и бусами;
работа с иглой и пуговицами с двумя отверстиями. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА
Работа с природным материалом и пластилином:
-«До свидания, лето», (аппликация из сухих цветов, трав)
-«За грибами» (сухие листья)
-«Осенние деревья» (аппликация из сухих листьев)
- «В осеннем лесу» (коллективная работа)
-«Наши друзья», (изготовление птиц и животных из шишек, желудей, каштанов и т.п.)
-«Вот и вышел человечек…». Изготовление человечков из желудей.
-«Листопад» (природный материал и цветные салфетки)
-«Осенний букет» (аппликация из сухих листьев и трав)
-«Ёжик» (каштан, пластилин)
-«Цветы в вазе» (пластилин и крылатки ясеня)
-«Бабочка» (аппликация из сухих листьев)
-«Мышка» (аппликация из сухих листьев)
-«Рыбка» (аппликация из сухих листьев)
Работа с проволокой, бусами и пуговицами
-Изготовление цифр от 1 до 9 из круглых бус. (Нанизывание бусин и сгибание проволоки по форме цифры).
-«Бусы для бабушки»
-«Браслет для мамы» к празднику 8 Марта
-«8 марта».
-«Пришиваем пуговицы»: вдевание пуговицы на тонкую проволоку и закрепление её на картоне.
-Аппликация из закреплённых на проволоке бусинок и пуговиц: «Дары сада», «Новогодняя гирлянда», «Первые весенние цветы», «Салют Победе»
Работа с бумагой и картоном.
-Виды и свойства бумаги и картона
-Инструменты для работы с бумагой
-Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами, степлером для бумаги
-Упражнения: в разрывании по линии сгиба;
в произвольном резании листа;
в резании по линии сгиба;
в резании по намеченной линии;
вырезывание картинок о природных явлениях по прямому контуру;
оформление вырезанных картинок по темам: «Осень», «Зима», «Весна».
в скатывании мелких шариков из цветных салфеток;
-Изготовление поделок из бумаги с подрисовыванием недостающих элементов:
«Кошечка» (из квадратного листа бумаги)
«Собачка» ( в технике оригами)
«Тюльпаны» ( в технике оригами)
«Мебель» (из бумажных полос)
«Узоры в полосе» (из готовых форм)
Поздравительные открытки к праздникам:
- Новый год;
- 23 февраля;
- 8 Марта
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
1-й уровень (средний)
формировать умение подготовить рабочее место для урока;
формировать элементарные навыки работы с образцом учителя;
находить с незначительной помощью учителя в изготавливаемом объекте существенные признаки;
выполнять простые инструкции по нахождению и применению необходимых инструментов (ножниц, клея, степлера и т.д.) для выполнения задания;
выполнять задание с незначительной помощью учителя;
выражать свои желания за счет усвоенных доступных средств коммуникации;
знать и выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования;
уметь с помощью учителя рассказать последовательности выполнения работы.
2-ой уровень (низкий)
формировать с помощью учителя умение подготовить рабочее место для урока;
формировать элементарные навыки работы с образцом учителя;
выполнять простые инструкции по нахождению и применению необходимых инструментов (ножниц, клея, степлера и т.д.) для выполнения задания;
выполнять задание с коррекцией кисти руки учителем;
выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
| Наименование разделов
и тем
| Кол-во часов
| Плановые сроки прохождения
| Примечание
|
| 1 четверть
|
|
|
|
| Работа с бумагой.
|
|
|
|
| Сгибание листа бумаги пополам. «Шалаш в лесу».
| 2
| 04/04.09
|
|
| Сгибание листа бумаги пополам. «Книжечка» на скрепку.
| 2
| 06/06.09
|
|
| Сгибание листа бумаги на 4 части. «Коврик».
| 2
| 11/11.09
|
|
| Сгибание листа бумаги (квадрата) по диагонали. Нахождение середины.
| 2
| 13/13.09
|
|
| Отгиб кромки с одной стороны, с двух сторон, с четырех сторон.
| 2
| 18/18.09
|
|
| Сгибание листа «гармошкой».
| 2
| 20/20.09
|
|
| Работа с ножницами
|
|
|
|
| Техника безопасности при работе с ножницами. Произвольное резание бумаги.
| 2
| 25/25.09
|
|
| Резание бумаги по прямой линии, по намеченным линиям.
| 2
| 27/27.09
|
|
| Резание полос на квадраты, треугольники, прямоугольники.
| 2
| 02/02.10
|
|
| Упражнение в резании по кривым линиям, скругление углов квадратов, прямоугольников. Симметричное вырезание кругов и овалов, сложенных пополам.
| 2
| 04/04.10
|
|
| Резание листа по следу сгиба на полоски: широкие и узкие.
| 2
| 09/09.10
|
|
| Фигурные ножницы. Резание бумаги на полоски.
| 2
| 11/11.10
|
|
| «Листья» (вырезание симметричных форм из сложенной пополам бумаги)
| 2
| 16/16.10
|
|
| Салфетки с вырезанным узором (прием симметрии)
| 2
| 18/18/.10
|
|
| Разрывание бумаги кусочками и составление мозаики (яблоко). Правила техники безопасности при работе с клеем.
| 2
| 23/23.10
|
|
| Вырезание картинок из журналов и газет.
| 2
| 25/25.10
|
|
| Аппликация «Собачка» в технике оригами.
| 2
| 30/30.10
|
|
| Аппликация из рваной бумаги «Лист осенний».
| 2
| 01/01.11
|
|
| 2 четверть
|
|
|
|
| Аппликация «Котик» в технике оригами.
| 2
|
|
|
| Елочная гирлянда из полос цветной бумаги. «Цепочка».
| 4
|
|
|
| Инструменты для работы с бумагой. Фигурные ножницы. Техника безопасности при работе с ножницами. Изготовление салфеток с фигурным краем. Украшение салфеток аппликацией.
| 2
|
|
|
| Фигурные ножницы. «Снежинка» из полос белой бумаги с фигурным краем. Наклеивание снежинок на цветной фон.
| 2
|
|
|
| Изготовление прямоугольной салфетки с фигурным краем из цветной бумаги с элементами аппликации на зимнюю тему.
| 2
|
|
|
| Резание бумаги на полосы. Выкладывание букв из бумажных полос.
| 2
|
|
|
| Аппликация «Мебель». Выкладывание из полос.
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| Работа с нитками
|
|
|
|
| Сматывание ниток в клубок.
| 2
|
|
|
| Перемотка клубков на катушки.
| 2
|
|
|
| Изготовление кистей из ниток.
| 4
|
|
|
| Завязывание узелков, шнуровка.
| 2
|
|
|
| Работа с проволокой и пуговицами.
|
|
|
|
| Виды пуговиц. Произвольное нанизывание пуговиц на проволоку.
| 3
|
|
|
| Прикрепление пуговиц с двумя отверстиями на картон.
| 3
|
|
|
| 3 четверть
|
|
|
|
| Прикрепление пуговиц с помощью проволоки на картон.
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| «Рыбки». Аппликация из пуговиц.
| 2
|
|
|
| Аппликация из пуговиц «Весенние цветы».
| 2
|
|
|
| Узор из цветных пуговиц на пластилине.
| 4
|
|
|
| «Разноцветный салют ко Дню Победы» - цветные пуговицы.
| 4
|
|
|
| «Светофор». Изготовление из пуговиц 3-х цветов. Аппликация «На дороге».
| 2
|
|
|
| Бусы. Нанизывание на нитку.
| 2
|
|
|
| Браслет для мамы к Дню 8 марта.
| 4
|
|
|
| Аппликация «Птица»
| 2
|
|
|
| Аппликация «Снежинка»
| 2
|
|
|
| Повторение. Складывание бумаги пополам, вчетверо, по диагонали.
| 2
|
|
|
| Изготовление гвоздик из салфеток. Работа со степлером.
| 4
|
|
|
| Скручивание полос бумаги в трубочку.
| 2
|
|
|
| Аппликация «Цветы» из скрученной бумаги.
| 4
|
|
|
| Аппликация «Мимоза» из салфеток.
| 2
|
|
|
| 4 четверть
|
|
|
|
| Аппликация «Мимоза» из салфеток.
| 2
|
|
|
| Аппликация «Весенние цветы»
| 4
|
|
|
| Аппликация «Цыплята гуляют»
| 4
|
|
|
| Аппликация из геометрических фигур на полосе.
| 2
|
|
|
| Аппликация «Коврик»
| 2
|
|
|
| Аппликация «Дерево весной» (рисование с элементами рваной аппликации.)
| 4
|
|
|
| Аппликация «Кувшинка»
| 4
|
|
|
| Аппликация «Моя улица» из готовых форм.
| 4
|
|
|
| Вырезание деталей. «Грибы» аппликация.
| 4
|
|
|
КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
На одном из последних занятий учебной четверти проводится проверочная работа учащихся по труду. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт, а также планирование действий осуществляется учителем. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей. Все задания выполняются с помощью учителя. Критерии оценивания знаний и умений по труду:
При оценке проверочных работ:
Оценка "4" ставится, если работа выполнена с незначительной помощью;
Оценка "3" ставится, если выполнение задания проводилось совместно с учителем, т.е. сопряжено и непосредственно с его помощью.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для проведения занятий по данному предмету необходимо иметь соответствующее оборудование, наглядные пособия и демонстрационный материал, образцы работ, а так же в достаточном количестве раздаточный материал.
Основная литература:
Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., Просвещение, 2006.
Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков (с тяжелым и множественным нарушением развития). - М., Просвещение, 2005.
Воронкова В.В. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сборник № 1. 5-9 классы.
Дополнительная литература:
Козлина, А,В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе: Конспекты занятий.- М.: Мозаика - Синтез, 2005.
Колесник, С.В. Азбука мастерства. 2 класс.- Саратов: Лицей, 2005.
Крылова, О.Н. Поурочные разработки по трудовому обучению. 2 класс. Учебное пособие/ О.Н.Крылова, Л.Ю.Самсонова.- М.: Издательство «Экзамен», 2006.
Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. Составители: Н.Н.Николаенко, С.Н.Худоярова, Т.Н.Николаенко._М,: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2005.
Перечень учебно-методических средств обучения:
образцы работ;
пооперационные карты;
правила техники безопасности при работе с инструментами;
природный материал;
пластилин;
проволока;
бусы и пуговицы;
буквы и цифры;
предметные картинки: «Мебель», «Домашние животные», «Гусеница», «Ёжик»;
сюжетные картинки и иллюстрации по теме: «Времена года», «Ёлка».
|