РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:
Проректор по учебной работе
_______________________ /Волосникова Л.М./
__________ _____________ 2013 г.
Функционально-игровой аспект становления компьютерного дискурса
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 031201.65 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур.
Форма обучения – очная
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Автор работы: ________________/Антонова С.Н./
«______»___________2013 г.
Рассмотрено на заседании кафедры английского языка от «__»_____2013 г., протокол №____. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:
Объем _________стр.
Зав. кафедрой ______________________________/ Белозёрова Н.Н./
«______»___________ 2013 г.
Рассмотрено на заседании УМК Института филологии и журналистики 31 октября 2013 г., протокол № 1. Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:
Председатель УМК ИФиЖ ___________ /Рацен Т.Н./
«31» октября 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:
И.о. директора ИБЦ_____________/Ульянова Е.А./
«_____»_____________ 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:
Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фарафонова И.Ю./
«______»_____________2013 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт Филологии и Журналистики
Кафедра английского языка
С.Н. Антонова
Функционально-игровой аспект становления компьютерного дискурса
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 031201.65 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур.
Форма обучения – очная
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Пояснительная записка
Спецкурс «ФУНКЦИОНАЛЬНО-ИГРОВОЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ДИСКУРСА», разработан в рамках государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста направления: 031201.65 – теория и методика преподавания иностранных языков и культур, Читается на 4 курсе, 7 семестр, рассчитан на 36 лекционных часов, итоговая аттестация – зачёт. Семинаров и лабораторных занятий не предусмотрено.
Курс читается на русском языке. Курс является теоретической основой для практических занятий по аспекту «анализ дискурса» в рамках дисциплины «Практикум по культуре речевого общения».
Требования ГОСТ
Дискурсивные способы выражения фактуальной, концептуальной и подтекстовой информации в тексте/дискурсе на родном и иностранном языке. Структура, языковая и функционально-стилевая организация дискурса.
Требования к уровню подготовки, необходимые для усвоения материала спецкурса
Студент обладает навыками первичной обработки библиографического материала.
Студент обладает навыками поиска теоретического материала в режиме реальных и виртуальных библиотек.
Студент обладает навыками работы с компьютером (полностью усвоил программу дисциплины ЕН и ГФ «Информатика»).
Студент обладает уровнем владения иностранным языком (General English), необходимым для понимания теоретических работ на языке оригинала.
Студент обладает уровнем владения первичной интерпретации текста и дискурса.
Цели и задачи спецкурса определяются требованиями ГОСТа:
Сформировать у студента компетенцию в области становления русского компьютерного дискурса. В частные задачи спецкурса входят следующие: 1) ознакомление с теорией дискурса; 2) ознакомление с теорией игры и дискурсивной игры;
3) ознакомление с теорией номинации; 4) формирование целостного представления о становлении русского компьютерного дискурса.
Тематический план
№
| Тема лекций
| Кол-во часов
| С.р.
| 1
| Дискурс-анализ в парадигме изучения языкового общения.
| 2
| 2
| 2
| Функциональный подход в лингвистике.
| 2
| 2
| 3
| Соотношение понятий «дискурс», «текст», «речь».
| 2
| 2
| 3
| Контекстуальные и текстуальные измерения дискурса
| 2
| 2
| 4
| Персональный дискурс
| 2
| 2
| 5
| Институциональный дискурс
| 2
| 2
| 6
| Структурные измерения дискурса
| 2
| 2
| 7
| Понятие игры, ее явление и сущность
| 2
| 2
| 8
| Основы теории игры по Й. Хейзинга
| 2
| 2
| 9
| Языкова игра по Л. Витгенштейну
| 2
| 2
| 10
| Дискурсивная Игра
| 2
| 2
| 11
| Номинативная игра
| 2
| 2
| 12
| Контекстуальный анализ английского компьютерного дискурса
| 2
| 2
| 13
| Контекстуальный анализ русского компьютерного дискурса
| 2
| 2
| 14
| Текстуальные особенности английского компьютерного дискурса
| 2
| 2
| 15
| Текстуальные особенности русского компьютерного дискурса
| 2
| 2
| 17
| Сопоставление контекстуальных особенностей английского и русского компьютерных дискурсов
| 2
| 2
| 18
| Сопоставление текстуальных особенностей английского и русского компьютерных дискурсов
| 2
| 2
| Содержание курса
I.Категория дискурса в свете современных гуманитарных дисциплин; Функциональный подход в лингвистике. Когнитивное и семантическое значение термина «дискурс».; Соотношение понятий «дискурс», «текст», «речь; Типологические и тональные измерения дискурса; Структурные характеристики дискурса; Аспекты и структура анализа дискурса; Гибридность дискурса.
II.Понятие игры: её явление и сущность; Понятие языковой номинативной и дискурсивной игры: явление и сущность; Современная теория номинации и её связь с дискурсивной игрой. III.Компьютерный журнал “Personal Computer World” как тип дискурса; Контекстуальные особенности компьютерного журнала “Personal Computer World; Текстуальные особенности компьютерного журнала “Personal Computer World”; Особенности терминологической системы английского компьютерного дискурса на примере текстов компьютерного журнала “Personal Computer World.
IV. Контекстуальные особенности компьютерного журнала “Upgrade”; Текстуальные особенности дискурса компьютерного журнала “Upgrade”; Особенности терминологической системы русского компьютерного дискурса на примере текстов компьютерного журнала “Upgrade” ; Компьютерная терминология в дискурсе журнала “Upgrade”, способы номинации и выполняемые функции; Компьютерные жаргонизмы в дискурсе журнала “Upgrade”, способы номинации и выполняемые функции; Сопоставление английского и русского компьютерных дискурсов.
Самостоятельная работа студентов предполагает тезисное конспектирование нескольких источников по тематике спецкурса из предложенного списка литературы.
Литература
Антипов Г.А. Текст как явление культуры. – Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1989. – 197 с.
Аристов С.А., Сусов И.П. Коммуникативно-когнитивная лингвистика и разговорный дискурс // Лингвистический вестник. – Ижевск,1999. Вып.1. – С.3 – 15.
Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь – М.: Советская энциклопедия, 1998. – 685с.
Барт Р. S/Z. – М.: УРСС, 2001. – 232с.
Бисималиева М.К. О понятиях «текст» и «дискурс» // Филологические науки. – 1999. – № 2. – С. 78 – 85.
Белозёрова Н.Н. Дискурсивная игра: исходные позиции // URL: Language and Literature http:/www. tsu.tmn.ru/frgf/No 15/ text 17/htm. 2002.
Белозёрова Н.Н. Парадоксы дискурса // Проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: мат. науч. конф. – Тюмень, 2002. – 79 с.
Берлянд И. Игра как феномен сознания. – Кемерово: АЛЕФ, 1992. – 96 с.
Богданов В.В. Коммуникативная компетенция и коммуникативное лидерство // Язык, дискурс и личность. – Тверь, 1990 (b). – С. 3 – 12.
Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. М: Прогресс, 1987. – 127 с.
Бондарко А.А. Функциональная грамматика // Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская Энциклопедия, 1990. – С. 565 – 566.
Борботько В.Г. Элементы теории дискурса. – Грозный: Дарт, 1989. – 203с.
Борботько В.Г. Общая теория дискурса (принципы формирования и смыслопорождения): Автореф. дис. ...д-ра филол. наук. / Кубанск. гос. ун-т. Краснодар, 1998. – 48 с.
Булыгина Т.В., Крылов С.А. Функциональная лингвистика // Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская Энциклопедия, 1998. – 566.
Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Избранные философские работы. – М.: Гнозис, 1994. Ч.1. – 612 с.
Витгенштейн Л. Коричневая книга. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. – 206 с.
Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. – М.: Русский язык, 1980. – 320 с.
Волошинов В.Н. Новейшие течения лингвистической мысли на Западе // Волошинов В.Н. Философия и социология гуманитарных наук. – СПб. 1995. С. 190 – 215.
Воробьев В.В. Лингвокультурология (теория и методы): Монография. – М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1997. – 331.
Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988. – 699 с.
Гак В.Г. К типологии лингвистических номинаций // Языковая номинация: общие вопросы. – М., 1977. – 243 с.
Гак В.Г. Языковые преобразования. – М.: Школа “Языки русской культуры”, 1998. – 768 с.
Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций) / Автореф. … канд. филол. наук. – Волгоград, 2001. – 36 с.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Наука, 1981. – 138 с.
Глухов Б.А. Лингвистическая характеристика термина и методика его презентации в тексте: Автореф. дис. …канд. филол. Наук. – М.: МГУ, 1980. –20 с.
Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистическая прагматика. – М., 1985. Вып.16 – С. 217– 237.
Гринёв С.В. Ведение в терминоведение. – М.: Московский лицей, 1993. 309с.
Даниленко В.П. Лексико-семантические и грамматические особенности слов-терминов // Исследования по русской терминологии. – М.: Наука, 1971. – 247 с.
Дворцова Н.П. Филологический дискурс // Вестник ТюмГУ, 2000. Вып. 1. С. 4 – 7.
Дейк Т.А. ван. Вопросы прагматики текста // Новое в зарубежной лингвистике. – М., 1978. Вып. 8: Лингвистика текста – С. 259 – 336.
Дейк Т.А. ван, Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. – М., 1985. Вып.16:Лингвистическая прагматика. – С. 217 – 237.
Дейк Т.А. ван. Принципы критического анализа дискурса // Перевод и лингвистика текста. – М., 1994. – С. 169 – 217.
Демьянков В.З. Методы анализа текста // Тетради новых терминов. Вып. 2. – М.: Вцп, 1982. – 241с.
Демьянков В.З. Функционализм в зарубежной лингвистике конца 20 века. – http://www.infolex.ru/Func02.htm. 2003.
Деррида Ж. Структура, знак, игра в дискурсе гуманитарных наук // Вестник МГУ. Сер. 9: Филология, 1995. № 5. С. 12 – 26.
Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. – М.: Наука, 1984. – 268с.
Ермакова О.И. Отражение особенностей речевого поведения пользователей компьютерных сетей // Социально-лингвистические исследования. – М., 2001. С. 24 – 36.
Заботкина В.И., Степанов Г.М. Неологизмы в современном английском языке. – Калининград: Кал. гос. универс., 1982. – 79 с.
Зернецкий П.В. Единицы речевой деятельности в диалогическом дискурсе // Языковое общение: Единицы и регулятивы. – Калинин, 1987. – С. 89 – 95.
Зотов Ю.П. Текст как бесконечномерное смысловое пространство // Лингвистика на пороге ХХ века. Итоги и перспективы: тез. докл. междунар. конференции, т. 1. – М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 188 – 189.
Кант И. Собр. соч.: В 8 т. – М.: Чоро, 1994. – Т.5. Критика способности суждения. – 414с.
Карасик В.И. О категориях дискурса // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты: Сб. науч. тр. – Волгоград; Саратов: Перемена, 1998. – С.185 –197.
Карасик В.И. Этнокультурные типы институционального дискурса // Этнокультурная специфика речевой деятельности: Сб. обзоров. – М.: ИНИОН РАН, 2000 (в). – С.37 – 54.
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.– 261с.
Караулов Ю.Н. О состоянии русского языка современности. – М.: Наука, 1991. – 85 с.
Карташкова Ф.И Номинация в речевом общении. – Ивановский гос. университет, 1999. – 199 с.
Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. – М.: Наука, 1984. – 175 с.
Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или Азбука общения: Эксперимент. – М: МИРОС, 1997. – 272 с.
Кристал Д., Дэйви Д. Стилистический анализ // Новое в зарубежной лингвистике. – М., 1980. Вып. 9: Лингвистика – С. 148 – 171.
Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. М.,1989. – 375с.
Крысин Л.П. Иноязычные слова в современной жизни // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). – М., 1996. С.142 – 161.
Крысин Л.П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях: (постановка вопроса) // Язык и личность. – М., 1989. С. 48 – 56.
Кубрякова Е.С. Словообразовательная номинация. // Языковая номинация: Общие вопросы. – М., 1977. – С. 55 – 78.
Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. – М.: Наука, 1986. – 156 с.
Лабов У. Исследование языка в его социальном контексте // Новое в лингвистике. – М., 1975. Вып. 7. С 96 – 181.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М.: Прогресс, 2001. – 375с.
Левин Ю.И. Истина в дискурсе // Семиотика и информатика. – M., 1994. T.40 C. 124 –164.
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – СПб.: Алетейя, 1998. – 159 с.
Лихолитов П.В. Компьютерный жаргон // Русская речь. – М., 1997. Вып. 3. – С. 43 – 49.
Лосева Л.М. Проблемы типологии текста. – М.: Наследие, 1980. – 253с.
Макаров М.Л. Ролевые установки и понимание в групповом общении // Психолингвистические проблемы семантики. – Тверь, 1990. – С. 116 – 121.
Макаров М.Л. Основы теории дискурса. – М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. – 280 с.
Маслова В.А. Введение в лингвокультурологию: Учебное пособие. – М.: Наследие, 1997. – 208 с.
Миловидов В.А. От семиотики текста к семиотике дискурса. – Тверь: НПОС, 2000. – 396 с.
Миронова Н.Н. Дискурс-анализ оценочной семантики. – М.: НВИ, Тезаурус, 1997. – 158с.
Москальская О.И. Проблемы системного описания синтаксиса: на материале нем.яз. – М.: Высш. шк., 1981. – 175с.
Мыркин В.Я. Язык - речь - контекст - смысл: Учеб. пособие. –Архангельск: Изд-во ун-та, 1994. – 97 с.
Неустроева А.П. Текст и дискурс. – М.: Прогресс, 2000. – 572с.
Николаева Т.М. Лингвистика текста: новое в зарубежной лингвистике. – М.: Прогресс, 1978. Вып 8. – 145с.
Орлов Г.А. Современная английская речь. – М.: Высшая школа, 1991. – 238 с.
Остин Дж.Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. – М., 1986. Вып. 17: Теория речевых актов – С. 22 –130.
Пирогова Ю.К. Стратегии коммуникативного воздействия и их отражение в рекламном тексте // Текст. Интертекст. Культура: Сб. документов международной конференции, Москва, 4–7 апр. 2001 г. – М., 2001. – С. 543 – 553.
Попов Ю.В., Трегубович Т.П. Текст: структура и семантика. – Минск: Высш. шк., 1984. – 189 с.
Потебня А.А. Собрание трудов / Потебня А.А. – М.: Лабиринт. – (классика отечественной мысли) – 2000. – 480 с.
Пропп В.Я. Морфология сказки. 2-е изд. – М.: Наука, 1969. – 168 с.
Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М.: Медиум, 1995. – 416 с.
Серебренников Б.А. Как происходит отражение картины мира в языке? // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. С. 87 − 107.
Серио П. Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса: Пер. с фр. и португ. – М.: Прогресс, 1999. – С.14 – 53.
Серио П. Этнос и демос: дискурсивное построение коллективной идентичности // Этничность. Национальные движения. Социальная практика. – СПб., 1995. – 288 с.
Сосаре М. В. Логико-смысловая организация дискурса // Сб. научных трудов / МГПИИЯ им. М. Тореза. – М., 1982. – Вып. 186. – С. 78 – 88
Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1977. – 695 с.
Степанов Ю.С. Изменчивый образ языка в науке XX века // Язык и наука конца XX века. – М.: РГГУ, 1995. – С.7 – 34.
Стернин И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания: Сб. статей / Ин-т языкознания. – М., 1996. – С.97 – 112.
Табанакова В.Д., Зыков Е.А Cпособы образования терминов глобальной компьютерной сети INTERNET. URL: Language and Literature http://frgf.utmn.ru/journal/No17/journal.htm.
Телия В.Н. Вторичная номинация и ее виды // Языковая номинация (Виды наименований). – М., 1977. – С. 129-221.
Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. – М.: Наука, 1986. – С. 264.
Телия В.Н. Номинация // Лингвистический энциклопедический словарь. – М. 1998. С. 336 – 337.
Устименко В.Ф., Место и роль игрового феномена в культуре // Философские науки. – М., 1980. №2. – С. 69 – 77.
Уфимцева А.А. Роль лексики в познании человеком действительности и в формировании языковой картины мира. // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. – М., 1988. – С.108 – 140.
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – СПБ.: А-Сad, 1994. – 407 с.
Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. – М.: Прогресс, 1996. – 448 с.
Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: – М.: АО «Ками»: Издательский центр “Academia”, 1995. – 245с.
Хайдеггер М. Работы и размышления прошлых лет. М.: Гнозис, 1993. – 464 с.
Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. Перев. c нидерл. – М.: Прогресс-Традиция,1997. – 754с.
Шахнарович А.М. Прагматика текста: психолингвистический подход // Текст в коммуникации. – М., 1991. – С. 68 – 81.
Контрольные вопросы к зачету
Категория дискурса в современных гуманитарных дисциплинах; определение дискурса; разграничение «дискурса», «текста» и «речи».
Типологические и тональные аспекты дискурса.
Аспекты и структура анализа дискурса.
Явление и сущность игры.
Понятие языковой, номинативной, дискурсивной игры.
Современная теория номинации и ее связь с дискурсивной игрой.
Контекстуальные и текстуальные особенности англоязычного компьютерного дискурса.
Контекстуальные и текстуальные особенности русскоязычного компьютерного дискурса.
Сопоставление англоязычного и русскоязычного компьютерных дискурсов: общие и национально-специфические особенности.
Особенности становления русскоязычного компьютерного дискурса.
Виды и формы оценочных средств
№ темы
| Письменные работы
| Технические формы контроля
| Информа
ционные системы и технологии
| Итого кол-во баллов
| Конспектирвание, составление таблиц
| контрольная работа
| тест
| реферат
| эссе
| комплексные ситуационные задания
| электронные практикумы
|
| Модуль 1
| 1.
| 0-5
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| 0-5
| 0-8
|
|
| 0-6
| 0-4
| 0-2
|
| Всего
| 0-10
| 0-8
|
|
| 0-6
| 0-4
| 0-2
| 0-30
| Модуль 2
| 3.
| 0-5
|
| 0-6
|
|
|
|
|
| 4.
| 0-5
| 0-8
|
|
|
| 0-4
| 0-2
|
| Всего
| 0-10
| 0-8
| 0-6
|
|
| 0-4
| 0-2
| 0-30
| Модуль 3
| 5.
| 0-4
| 0-10
|
|
|
|
|
|
| 6.
| 0-4
|
| 0-6
| 0-10
|
|
|
|
| Всего
| 0-8
| 0-10
| 0-6
| 0-10
|
| 0-6
|
| 0-40
| Итого
| 0-28
| 0-26
| 0-12
| 0-10
| 0-6
| 0-14
| 0-4
| 0-100
| Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Самостоятельная работа студента заключается в составлении конспектов, изложении материала в тетради, выполнение письменных заданий – контроль осуществляется путем проверки тетрадей, предъявления конспектов. Самостоятельная работа по подготовке к тестам проверяется в процессе написания письменных контрольных работ и тестов; студент отчитывается по темам модулей, синтезируя полученные знания в устном ответе; студент создает собственные контрольно-измерительные материалы, предъявляемые на занятиях.
Основная литература
Оганян, К. М. Социальные технологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / К. М. Оганян. - СПб. : СПбГИЭУ, 2007. - 368 с. - - Режим доступа: http:biblioclub.ru\index.php?page=book&id=392171 (дата обращения 11.12.2013).
Дополнительная литература
Ильющеня, Т. А. Глагольная номинация в учебном компьютерном дискурсе: опыт моделирования учебного глоссария : монография/ Т. А. Ильющеня. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2012. - 192 с.
Барт, Р. S/Z: пер. с фр./ Р. Барт. - 2-е изд.. - Москва: УРСС, 2001. - 232 с.
|