Скачать 123 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольский государственный педагогический институт имени Д.И.Менделеева» Кафедра социальной педагогики УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Педагогическая деонтология» (курсы по выбору) Специальность «050711.65 – социальная педагогика» Составитель: Ст. преподаватель, Е.В. Шигорина Утверждена на заседании кафедры от _________________ Зав. каф. ___________ Тобольск, 2006 Пояснительная записка Спецкурс «Педагогическая деонтология» представляет собой дисциплину, в которой представлена систематизация знаний, касающихся: -этики как науки о морали; -профессиональной этики педагога; -педагогической культуры личности учителя; -этики и эстетики педагогического труда. В системе подготовки специалиста спецкурс «Педагогическая деонтология» являются связующим звеном с другими дисциплинами, изучаемыми будущими специалистами, в этом состоит ее специфика. С одной стороны, этот курс предлагает самостоятельную модель осмысления профессиональной деятельности во всех формах ее проявления, с другой – выступает в качестве «пролога» к тем дисциплинам обучающего цикла, где каждая из проблем будет рассмотрена более глубоко и подробно. Основная часть спецкурса посвящена этическим принципам профессиональной деятельности педагога. Логика построения спецкурса обусловлена системой последовательной работы по овладению профессиональной этики от осознания, осмысления идеалов, к постижению путей и средств развития профессиональной позиции. Содержание спецкурса в рамках междисциплинарных и межпредметных связей скоорднированно с общепрофессиональными дисциплинами, входящими в учебный план и являющихся базовыми компонентами государственного образовательного стандарта. 1. Цели и задачи дисциплины. Цель спецкурса является подготовка студентов к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: -социально- воспитательной; -культурно – просветительной; - научно – методической. Цель – формирование у студентов целостного представлении о профессиональной этике педагога как системе принципов и нравственных норм профессиональной деятельности. Для выполнения поставленной цели предлагается решить следующие задачи: - раскрыть сущность и содержание педагогической деонтологии; - дать общее представление о профессионально – этических нормах педагогической деятельности; - рассмотреть главные ценности, сформулированные в профессионально – этическом кодексе педагога и социального педагога. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения данного курса студент должен: Знать: - теоретические основы педагогической деонтологии, ее принципов, - основные категорий и понятия, соотношения понятий «этика» и «деонтология» в педагогике; - основные этапы развития этических и нормативных основ социальной деонтологии. - нормы и стандарты поведения и деятельности педагога; - критерии осознания профессионального долга, сферы реализации долга и нормативных обязательств социального педагога – отношения с клиентом, с коллегами, государством, обществом, а также его этические обязанности перед профессией и самим собой; -этические нормы, регулирующие профессиональную социально – педагогическую деятельность. Владеть: - понятийным аппаратом изучаемой дисциплины; - способами решения проблемных этических ситуаций с позиции педагогической и социальной деонтологии; - этическим кодексом социального педагога; -системой знаний о педагогической деонтологии как науке, учебной дисциплине; - базовыми умениями и способами деятельности в области теории и практики профессиональной этики педагога. Уметь: - уметь работать с нормативно–правовой, программной, методической документацией; - уметь разрешать противоречия и дилеммы в педагогической деятельности; - совершенствовать свои личностно – нравственные качества и позиции, необходимые в будущей профессиональной деятельности.
4. Содержание дисциплины. 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины. 4.2.1. Лекционный курс (содержание лекционного курса (тезисы лекций) приведены в приложении 1 учебно-методического комплекса).
График контроля самостоятельной работы студентов. 1. Срезовая контрольная работа – во время полусеместровой аттестации. 2. Коллоквиум – за неделю до зачетной недели. 3. Проверка конспектов по темам, выносимым на самостоятельное изучение – до зачетной недели включительно. 4.2.4. Лабораторный практикум - не предусмотрен. 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Основная литература:
Дополнительная литература 1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М., 1989. 2. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /А.С. Роботова , Т.В. Леонтьева и др. М., 2000. 3. Морозова О.П. Педагогический практикум: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2000. 4. Профессиональное самовоспитание учителя. /Под ред. С.Б. Елканова - М.,1986. 5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М. , 2002. 5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины: Для обеспечения освоения данной дисциплины имеются: - нормативно – правовые акты в сфере социально – педагогической деятельности; - учебная и справочная литература и др. 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Для обеспечения освоения данной дисциплины имеются: - компьютерный мультимедийный класс; - схемы; - сравнительные таблицы. 7. Содержание текущего и промежуточного контроля. Содержание текущего и промежуточного контроля и методические указания к его проведению приведены в приложении 5 учебно-методического комплекса. 7.1. Текущий контроль за результатами процесса обучения: - срезовая контрольная работа по темам; - коллоквиум; -терминологический диктант; - защита рефератов; - выполнение творческих заданий; - конспектирование. 7.2. Вопросы к зачету Данная дисциплина изучается в семестра – оба семестра заканчиваются зачетом. Зачет проводится в традиционной форме.
7.3. Темы рефератов Реферат пишется студентом по одной из предложенных тем, а так же студент может предложить свою тему. Защита и обсуждение реферата осуществляется на зачетной неделе или на практическом и семинарском занятии, если тема реферата соответствует теме занятия. В этом случае студент может выступить с сообщением по изученной теме. Темы, требования и методические рекомендации по написанию реферата представлены в приложении 5. Примерная тематика рефератов
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины представлены в УМК. 9. Учебная практика по данной дисциплине не предусмотрена. |
Пояснительная записка Спецкурс «функционально-игровой аспект становления компьютерного дискурса» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Пояснительная записка Для подготовки учащихся к выбору профиля обучения... Представлена слайд-презентацией в рамках круглого стола по теме: «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» на... | ||
Пояснительная записка Спецкурс «Литература Русского зарубежья» «серебряного века», чем достижения советских классиков. Еще слабее была обратная связь: после введения «железного занавеса» в СССР... | Пояснительная записка цель и задачи освоения дисциплины Спецкурс «Гидрофизика» Целью курса является изучение физических свойств природных вод, процессов, протекающих в водных объектах и в запасах влаги, накопленных... | ||
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | 2. Пояснительная записка Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год | ||
Брендинг и брендбилдинг Спецкурс Спецкурс «Брендинг и брендбилдинг» Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | Брендинг и брендбилдинг спецкурс Спецкурс «Брендинг и брендбилдинг» Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | ||
Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | ||
Рабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная... «История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой | Пояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон” ... | ||
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная... Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования | ||
Пояснительная записка Педагогическая практика является важным звеном... Цель урока: в ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением... | Программа дисциплины «Медицинская этика и деонтология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов магистратуры по направлению... |