Скачать 236.42 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ГЕОЭКОЛОГИИ В.М. Калинин, Т.М. Вешкурцева ГИДРОФИЗИКАУчебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020804.65 «Геоэкология» Форма обучения очная Издательство Тюменского государственного университета 2009 В.М. Калинин, Т.М. Вешкурцева. Гидрофизика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020804.65 «Геоэкология», форма обучения очная Тюмень: Тюменский государственный университет, 2009. - 11 с. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Гидрофизика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой геоэкологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: С.И. Ларин, к.г.н., доцент © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Спецкурс «Гидрофизика» читается студентам 3-го курса ОДО, обучающимся по специальности «Геоэкология», специализации «Гидроэкология». Целью курса является изучение физических свойств природных вод, процессов, протекающих в водных объектах и в запасах влаги, накопленных в их бассейнах в любом агрегатном состоянии, а так же режима водных объектов с целью обеспечения их рационального использования и охраны. Задачами курса являются:
«Гидрофизика» входит в блок специальные дисциплины. 2. Структура и трудоемкость дисциплины Семестр 5. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 48 часов. 3. Тематический план Таблица 1 Тематический план
Таблица 2 Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3 Планирование самостоятельной работы студентов
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами Гидрофизика рассматривает вопросы отчасти входящие в курсы «Водно-технические изыскания», «Гидрохимия», «Лимнология», «Гидрологические прогнозы» и другие учебные дисциплины естественнонаучного и профессионального циклов по направлению подготовки «Гидрометеорология».
Тема № 1. Введение. Предмет и задачи гидрофизики; роль гидрофизики в водохозяйственной деятельности. Тема № 2. Структура и свойства воды, льда и снега. Особенности строения молекулы воды. Диаграмма состояний. Вода как растворитель. Диссоциация. Плотность. Сжимаемость. Температура кипения, замерзания. Испарение. Упругость водяного пара. Тепловое расширение. Теплоемкость. Вязкость. Поверхностное натяжение и смачивание. Смешиваемость. Скорость звука в воде. Электропроводность. Акустические свойства. Радиоактивность. Физико-механические свойства пресноводного льда. Кристаллизация. Генезис пресноводного льда. Примеси во льду. Режеляция и рекристаллизация. Возгонка и сублимация. Плотность. Плавучесть. Тепловое расширение, теплоемкость, теплопроводность, температуропроводимость. Испарение. Смерзаемость. Электрические свойства. Вязкость. Упругость. Сопротивление сдвигу. Деформация. Релаксация. Прочность. Физические свойства снега. Состав снежного покрова. Факторы влияющие на структуру. Плотность. Тепловые свойства. Воздухопроницаемость. Физические процессы в толще снега. Водные свойства. Электропроводность. Радиационные и оптические свойства водоемов. Радиационные характеристики водной поверхности. Альбедо. Проникновение и поглощение радиации. Рассеяние. Цвет воды. Радиационные характеристики льда и снега. Эффективное излучение. Тема № 3. Процессы перемешивания. Общие сведения. Виды перемешивания: конвективное перемешивание, динамическое перемешивание, упорядоченная конвекция. Перемешивание вод под ледовым покровом. Течения и циркуляции. Волны. Устойчивость и типы водных масс. Тема № 4. Движение минеральных частиц в русловых потоках. Общие сведения. Движение влекомых наносов. Движение взвешенных наносов. Тема № 5. Перемешивание примесей. Примеси в водных объектах. Процессы смешения в реках. Процессы смешения в озерах. Тема № 6. Тепловые процессы. Закономерности теплопередачи. Тепловой режим и тепловой баланс водных объектов. Годовой термический цикл. Уравнение теплового баланса. Способы определения составляющих теплового баланса. Термика водоемов и водотоков. Методы расчета температуры воды. Образование, рост и разрушение ледового покрова. Ледообразование на реках, озерах, водохранилищах. Внутриводный лед. Ледостав. Расчет толщины льда. Деформация ледяного покрова. Заторы. Зажоры. Роль ледового покрова в природе. Формирование и таяние снежного покрова. Роль снежного покрова в природе. Расчет интенсивности снеготаяния. Расчет водоотдачи из снежного покрова. Тема № 7. Расчет испарения с поверхности воды, снега, и льда. Расчет тепловых характеристик водоемов Испарение с поверхности воды. Методы определения испарения, испарителей, водного баланса, теплового баланса, турбулентной диффузии, эмпирические зависимости. Испарение с поверхности снега и льда. Испарение с поверхности минерального грунта. Тема № 8. Движение влаги в поровом пространстве. Характеристика порового пространства. Движение влаги в порах. Водоотдача и просачивание в мерзлых грунтах.
Практическое занятие № 1 по теме № 1 Введение Практическое занятие № 2 по теме № 2 Структура и свойства воды, льда и снега. Практическое занятие № 3 по теме № 3 Процессы перемешивания Практическое занятие № 4 по теме № 4 Движение минеральных частиц в русловых потоках Практическое занятие № 5 по теме № 5 Перемешивание примесей Практическое занятие № 6 по теме № 6 Тепловые процессы Практическое занятие № 7 по теме № 7 Расчет испарения с поверхности воды, снега, и льда Практическое занятие № 8 по теме № 8 Движение влаги в поровом пространстве 7. Учебно – методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля) Основные виды самостоятельной работы студентов – выполнение расчетных работ. Результаты работы оформляются в виде решения типовых задач в специальной тетради. Тематика задач соответствуют основным разделам курса. Для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в течение семестра проводится несколько устных опросов, тест-контрольных работ и коллоквиумов. Форма итогового контроля – зачет по практическим и семинарским занятиям. Примерный перечень практических заданий:
Примерный перечень контрольных вопросов:
Примерный перечень вопросов для итоговой аттестации:
8. Образовательные технологии Лекционно-практическая система обучения. Методика подбора задач обусловлена практической направленностью курса и ранжированием по сложности. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 9.1. Основная литература 1. Алексеевский, Н. И. Гидрофизика: учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. "Гидрология"/ Н. И. Алексеевский. - Москва: Академия, 2006. - 176 с. 2. Орлов В. Г. Основы инженерной гидрологии: [учебное пособие]/ В. Г. Орлов, А. В. Сикан ; ред. А. М. Владимиров. - Ростов-на-Дону: Феникс; Санкт-Петербург: Северо-Запад, 2009. - 192 с. 9.2. Дополнительная литература:
9.3.Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: Программное обеспечение не требуется. Интернет-ресурсы: 1) http://www.hydrology.ru/ 10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины Учебная аудитория с проекционной техникой для проведения лекционных занятий и практических занятий. Компьютерный класс. Наличие справочных материалов (справочных таблиц), содержащих необходимые для расчетов данные в соответствии с принятой системой единиц. |
Пояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный... Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины | Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины 3 Обязательный... Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Природопользование» 3 | ||
Пояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Геодезия» Новохатин В. В. Геодезия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальность 250203. 65 «Садово-парковое... | Пояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный... Цель дисциплины – углубленное изучение правовых основ предпринимательской деятельности, предметного соотношения экономики и права,... | ||
Пояснительная записка 3 2 Цели и задачи освоения дисциплины «Эконометрика» Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «эконометрика» 3 | Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Международные финансы» Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое... | ||
Пояснительная записка Цель и задачи освоения дисциплины Цель: изучить... Проанализировать уровень хозяйственного освоение болот, заболоченных территорий и озер Тюменского региона | Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Институциональная экономика» Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «институциональная экономика» 3 | ||
Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Общий менеджмент» Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «общий менеджмент» 3 | Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Предпринимательские риски» Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «предпринимательские риски» 3 | ||
Пояснительная записка Цель освоения дисциплины Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста | Пояснительная записка Спецкурс «Педагогическая деонтология» Спецкурс «Педагогическая деонтология» представляет собой дисциплину, в которой представлена систематизация знаний, касающихся | ||
Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины 3 Обязательный... Место дисциплины в структуре ооп впо: относится к дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. 3 | Пояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины... Пупырев М. А. Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Пояснительная записка (аннотация): 3 предмет учебной дисциплины 3 цель освоения дисциплины Хвз вопт – хронические воспалительные заболевания верхнего отдела пищеварительного тракта | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью освоения раздела «Физическая культура» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования |