Пояснительная записка Цель освоения дисциплины





Скачать 149.84 Kb.
НазваниеПояснительная записка Цель освоения дисциплины
Дата публикации14.10.2013
Размер149.84 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка



Пояснительная записка
Цель освоения дисциплины формирование систематизированного знания о процессе возникновения и становления социологии как науки в российском обществе, а также усвоение магистрантами историко-социологических проблем для поддержания профессионально ориентированного интереса к развитию социологии.
Место дисциплины в структуре магистерской программы

«Историческая социология» является дисциплиной профессионального цикла вариативной части М.1Р.1 и изучается во 2 семестре.

При освоении данной дисциплины студенты должны освоить дисциплины «Социология», изучаемые на уровне бакалавриата.

Историческая социология отличается межпредметными связями с исторической наукой, с общей социологией, а также отраслевыми социологиями (политической социологией, виталистской социологией, социологией культуры, социологией духовной жизни и т. д.).
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 Способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук.

Знать:

- биографии и личный вклад крупных отечественных и зарубежных ученых в развитие социологии:

- способы взаимосвязи исследователей в научном сообществе и механизм преемственности в конкретно-исторических условиях развития социологии как науки;

Уметь:

- определять специфику различных научных школ в социологии, их достижения, характер научной полемики в контексте исторического времени;

Владеть:

- основными достижениями социологической науки и практики.


    1. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.


1.2.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом


Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

72

Аудиторные занятия (всего)

36

В том числе:




Лекции

24

Семинары

12

Самостоятельная работа

40

В том числе:




Ознакомление с первоисточниками

10

Подготовка конспекта лекции и плана семинарского занятия по социологии

20

Эссе

10

Вид промежуточного контроля

устный опрос, проверка выполнения практических заданий

Вид итогового контроля – зачет





1.2.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)





п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекц.

семин.

актив. формы обуч

срс

1

Научный статус истории социологии. 

2

1

4

2




10

конспект первоисточника

2

Методы историко-социологических исследований. Основные научные парадигмы и направления в развитии социологии.


2

2

2

4




4

работа с лекционным материалом

3

Международные связи российских социологов в досоветское, советское время и сегодня

2

3

4

2




10

конспект первоисточника

4

Обзор кризисов в социологии.

2

4

2

4




8

Эссе

5

Проблемы и достижения современной зарубежной и отечественной социологии (обзор).

2

5

2

2




10

работа с лекционным материалом

6

Международные критерии развития социологии как науки.

2

6

2

2

2

2

конспект первоисточника

Итого:







16

16

2

40

Зачет


1.2.3. Содержание дисциплины

1.2.3.1. Содержание разделов лекционного базового обязательного раздела дисциплины



Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела дисциплины

Результат

обучения,

Формируемые

компетенции

1.

Историческая социология как дисциплина.  

Трактовки предмета исторической социологии. Межпредметные связи. Ключевые имена и творчество историков социологии. Истоки и источники становления исторической социологии. Основные этапы развития исторической социологии. Задачи исторической социологии. Направления развития исторической социологии. Пути и проблемы взаимодействия истории и социологии

Потребности во взаимодействии. Пути и проблемы взаимодействия. Опыт взаимодействия истории и социологии. Перспективы исторической работы в социологии.

ОК-6 Владение понятийным аппаратом социологии


2.

Классический этап развития исторической социологии: теория формаций К. Маркса.

Истоки современной исторической социологии. Социология марксизма. Теория общественных формаций К. Маркса

Понятие общественной формации. Понятие социально-экономической формации. Этапы развития социально-экономической формации.



ОК-6 Определение теоретического, эмпирического и прикладного уровня социологических исследований;

 

3.

Классический этап развития исторической социологии: историческая социология М. Вебера

Сравнительно-исторические исследования М. Вебера. Теория капитализма М. Вебера. Теория бюрократии М. Вебера. Исследования М. Вебера о России.


ОК-6 Владение понятийным аппаратом социологии,


4.

Современный этап развития исторической социологии: социология тоталитаризма Х. Аренд

Основные понятия теории тоталитаризма Ханны Арендт. Условия возникновения тоталитарного государства. Социальная структура тоталитарного государства.


ОК-6 Определение источников и направленность кризисов в социологии


5.

Современный этап развития исторической социологии: школа миросистемного анализа И. Валлерстайна


Основные понятия теории миро-системного анализа И. Валлерстайна. Структурные позиции капиталистической мир-экономики. Эволюция капиталистической мир-экономики.



ОК-6 Владение понятийным аппаратом социологии


6.

Современный этап развития исторической социологии:теория геополитических изменений Р. Коллинза


Основные понятия теории геополитических изменений Р. Коллинза. Случай предсказания советского коллапса


ОК-6 Владение понятийным аппаратом социологии




1.2.3.2. Содержание разделов семинарских занятий базового обязательного раздела дисциплины



Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела дисциплины

Результат

обучения,

Формируемые

компетенции

1.

Научный статус истории социологии. 

1.Трактовки предмета истории социологии.

2. Межпредметные связи.

3.Институциализация социологии как научной дисциплины.


ОК-6 Владение понятийным аппаратом социологии (межпредметная связь, институциализация истоки и источники становления социологии)



2.

Методы историко-социологических исследований. Основные научные парадигмы и направления в развитии социологии.

 

1. Социологический реализм, редукционизм и конструктивизм в истории социологии.

2.Социологические исследования в русле позитивизма: международный и отечественный опыт.

3. Международные социологические организации и сообщества. 4.Социология марксизма: утраты и обретения мировой и отечественной социологии.


ОК-6 Владение понятийным аппаратом социологии (социологический реализм, редукционизм и конструктивизм в истории социологии. социология марксизма: утраты и обретения мировой и отечественной социологии; из истории «количественной» и «качественной» социологии).
 

3.

Международные связи российских социологов в досоветское, советское время и сегодня.

1.Социологические конгрессы, съезды и совещания в СССР и постсоветской России.

2.Участие социологов в международных исследовательских и издательских проектах и программах в 1960-1990-е годы.


ОК-6 Владение понятийным аппаратом социологии



4.

Обзор кризисов в социологии.

1.Кризисы в развитии социологии

2.Пути преодоления кризисов.


ОК-6 Владение понятийным аппаратом социологии (эволюционистская парадигма, мультипарадигмы феноменологический подход, концепция кентавризма)


5.

Проблемы и достижения современной зарубежной и отечественной социологии (обзор).

1. Современные научные школы.

2. Основные исследовательские традиции

3.Специфика классической социологии от неклассической.


ОК-6 Владение понятийным аппаратом социологии (диатропика, синергетика, классическая социология, неклассическая социология)


6.

Международные критерии развития социологии как науки.

1.Взаимодействие социологов со структурами власти и в несоциологических сообществах.

2.Ответственность социологов за рекомендации, надежность и достоверность информации.

ОК-6 Владение понятийным аппаратом социологии






    1. Образовательные технологии

Лекция-презентация по темам дисциплины;

Лекция-беседа;

Лекция-дискуссия;

Эссе.


    1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.


1.4.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа студентов выражается в следующих формах:

    • поиск и ознакомление с первоисточниками;

    • выполнение практических заданий (составление конспекта лекции и семинара, творческих заданий по социологии, теста и др.);

    • написание эссе.

Формы текущего контроля знаний:

  • устный опрос;

  • проверка выполненных практических заданий;

  • эссе;


1.4.2. Практические задания для самостоятельной работы
Групповая самостоятельная работа

  • Составить библиографический список

  • Работа с лекционным материалом.

  • Составление схемы: "Заслуги предшественников социологии.

  • Составить кумулятивную таблицу по материалам лекций: направления, основные научные положения и подходы, ключевые фигуры.

  • Подготовка устных рефератов

  • Схема: "Институциализация социологии в начале XX века".

  • Составить кумулятивную таблицу "Научные школы": примерные годы существования, основные научные положения и подходы, ключевые фигуры.

  • Составить конспект по первоисточникам /изучение текстов/

  • Дискуссии среди неокантианцев по поводу психологической концепции социологии Л. И. Петражицкого /по прижизненным публикациям/

  • Современные публикации об исторической школе в профильных социологических журналах и на страницах Интернет. Список публикаций.

  • По библиогр. источникам найти публикации о деят-сти лаборатории рефлексологии под руководством В. М. Бехтерева /в Петерб. Психоневрологическом институте/.

  • Найти уставные документы РосСА, других современных сообществ социологов.

  • Составить карту международных социологических связей.

  • Составить схему "Структурные подразделения современного ИС РАН"




      1. Темы эссе

  1. Социальное реформаторство XIX в. в истории отечественной социологии.

  2. Научный информационный обмен в истории социологии.

  3. Тематическая и предметная направленность теоретических и прикладных исследований в истории социологии.

  4. Истоки современной исторической и политической социологии. Специфика становления отраслевых социологий в мире и России.

  5. Разрыв и трудности воссоздания традиционных связей социологов с научными кадрами бывших советских республик, деловых связей социологических структур.

  6. Пути преодоления кризисов в социологии.

  7. Изменения в научных картинах мира и способах познания и их взаимодействие.

  8. Отношение к социологии в структурах власти и в несоциологических сообществах.

  9. Проблемы ангажированности и профессионализма в социологической практике и ответственности социологов за рекомендации, надежность и достоверность информации.



1.5.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В конце изучения дисциплины каждый магистрант предоставляет папку с методическими разработками, которая содержит:

  1. Подробный план лекции, фрагмент которой был опробован во время практических занятий.

  2. Подробный план семинара, фрагмент которого был опробован во время практических занятий (в т. ч. учебные, практические, творческие задания по теме).

  3. Учебный тест для промежуточного контроля знаний, связанный с темой лекции (не менее 10 вопросов).


1.6.Контрольные вопросы к зачету


      1. Научный статус истории социологии.

      2. Трактовки предмета истории социологии.

      3. Истоки и источники становления социологии как науки в первой трети XIX века в мире и в 1860-е годы в России.

      4. Критерии научной периодизации истории социологии. Характеристика классического этапа в истории социологии.

      5. Этапы неклассической социологии (модерна) и постмодерна в развитии социологии.

      6. Социальное реформаторство XIX в. и начала отечественной социологии.

      7. Методы историко-социологических исследований. Основные научные парадигмы и направления в развитии социологии.

      8. Международные социологические организации и сообщества.

      9. Социология марксизма: утраты и обретения мировой и отечественной социологии.

      10. Истоки современной исторической и политической социологии.

      11. Международные связи российских социологов в досоветское, советское время и сегодня.

      12. Участие социологов в международных исследовательских и издательских проектах и программах в 1960-1990-е годы.

      13. Обзор кризисов в социологии.

      14. Проблемы и достижения современной зарубежной и отечественной социологии (обзор).

      15. Новаторство и традиции в исследованиях. Современные научные школы.

      16. Связь научных школ с изменениями научных парадигм и направлений.

      17. Основные исследовательские традиции: социологический реализм в изучении социальных фактов, приверженность позитивистским требованиям (наблюдение, точность, верификация и т. д.), стремление к типологизации, выявлению факторных воздействий и др.

      18. Изменения в научных картинах мира и способах познания и их взаимодействие.

      19. Коренные отличия классической социологии от неклассической, становление которой началось во второй половине XX века.

      20. Международные критерии развития социологии как науки.


1.7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:

  1. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон; пер. с фр. – М.: Прогресс, Универс, 1993. – 606 с.

  2. История теоретической социологии в 4 т. – М.: Канон, 1997.

  3. Очерки по истории теоретической социологии XIX -нач.XX вв. [Текст]: Пособие для студентов гуманит.вузов / А.Б. Гофман, Ю.Н. Давыдов, А.Д. Ковалев, 1994. - 239 c.

  4. Сорокин, П. А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали / П. А. Сорокин; вступ. ст., сост. и примеч. В. В. Сапова. – СПб: Изд-во РХГИ, 1999. – 448 с.


б) дополнительная литература:

1. История теоретической социологии: в 5 т. / отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. – Т. 2: Социология XIX века. Профессионализация социально-научного знания. – М.: Магистр, 1997. – С. 5-22.


2. Ковалевский, М. М. Очерк истории развития социологических учений / М. М. Ковалевский // История XIX века: сборник. – Т. 5. – СПб., 1906. – С. 292-339.

3. Култыгин, В. П. Классическая социология / В. П. Култыгин. РАН. Ин-т социал.-полит. исслед. – М.: Наука, 2000. – 526 с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Программа Microsoft Offise 2007 г. и ее последующие версии;

http://www.isras.ru/ - Институт социологии РАН

http://www.smolsoc.ru – материалы по социологии

http://lib.socio.msu.ru – Электронная библиотека социологического факультета МГУ.

http://socio.rin.ru/ – Портал по социологии с большим количеством информации.

http://www.socinf.narod.ru/ – сайт социологов РГСУ

http://socis.isras.ru/ – журнал "Социологические исследования"

http://socioline.ru – Электронная библиотека по социологии с оригинальными материалами и коллекцией тематических ссылок.

http://soc.pu.ru/ – сервер Социологического факультета СПбГУ.
1.7.Материально-техническое обеспечение дисциплины

Программа Microsoft Offise 2007 г. и ее последние версии;

Мультимедийные средства: наборы слайдов по темам дисциплины.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Цель освоения дисциплины iconПояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Геодезия»
Новохатин В. В. Геодезия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальность 250203. 65 «Садово-парковое...
Пояснительная записка Цель освоения дисциплины iconПояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Пояснительная записка Цель освоения дисциплины iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины 3 Обязательный...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Природопользование» 3
Пояснительная записка Цель освоения дисциплины iconПояснительная записка (аннотация): 3 предмет учебной дисциплины 3 цель освоения дисциплины
Хвз вопт – хронические воспалительные заболевания верхнего отдела пищеварительного тракта
Пояснительная записка Цель освоения дисциплины iconПояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный...
Цель дисциплины – углубленное изучение правовых основ предпринимательской деятельности, предметного соотношения экономики и права,...
Пояснительная записка Цель освоения дисциплины iconПояснительная записка цели освоения дисциплины
...
Пояснительная записка Цель освоения дисциплины iconПояснительная записка 3 2 Цели и задачи освоения дисциплины «Эконометрика»
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «эконометрика» 3
Пояснительная записка Цель освоения дисциплины iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Международные финансы»
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое...
Пояснительная записка Цель освоения дисциплины iconПояснительная записка Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Английский язык»
Английский язык: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Гусева Д. В., Калининград, 2013
Пояснительная записка Цель освоения дисциплины iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Предпринимательские риски»
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «предпринимательские риски» 3
Пояснительная записка Цель освоения дисциплины iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Общий менеджмент»
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «общий менеджмент» 3
Пояснительная записка Цель освоения дисциплины iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Институциональная экономика»
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «институциональная экономика» 3
Пояснительная записка Цель освоения дисциплины iconПояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины...
Пупырев М. А. Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Пояснительная записка Цель освоения дисциплины icon1. Пояснительная записка
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Пояснительная записка Цель освоения дисциплины iconПояснительная записка Цель дисциплины
Цель дисциплины – формирование знаний, умений и навыков по фитнесу для детей и подростков, готовности к применению их в практической...
Пояснительная записка Цель освоения дисциплины iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины 3 Обязательный...
Место дисциплины в структуре ооп впо: относится к дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. 3


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск