Пояснительная записка Цель и задачи освоения дисциплины Цель: изучить основы гидрологии и экологии озёр и болот Тюменского региона. Задачи: Рассмотреть вопросы формирования, типы болот и озер на территории Тюменской региона





Скачать 168.18 Kb.
НазваниеПояснительная записка Цель и задачи освоения дисциплины Цель: изучить основы гидрологии и экологии озёр и болот Тюменского региона. Задачи: Рассмотреть вопросы формирования, типы болот и озер на территории Тюменской региона
Дата публикации16.11.2014
Размер168.18 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка

1. Пояснительная записка


    1. Цель и задачи освоения дисциплины


Цель: изучить основы гидрологии и экологии озёр и болот Тюменского региона.
Задачи:

1. Рассмотреть вопросы формирования, типы болот и озер на территории Тюменской региона.

2. Выявить особенности водного и теплового режима болот и озер Тюменского региона.

3. Проанализировать уровень хозяйственного освоение болот, заболоченных территорий и озер Тюменского региона.


    1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Гидрология и экология озёр и болот Тюменского региона» входит в блок дисциплин по выбору по специализации «гидроэкология».

2. Структура и трудоемкость дисциплины
Семестр 9. Форма промежуточной аттестации – зачёт. Общая трудоемкость дисциплины составляет 48 час., в т.ч. 16 час. – лекции, 16 час. – практические занятия, 16 час. – самостоятельная работа.

3. Тематический план

Таблица 1

Тематический план



п/п

Раздел

дисциплины

Неделя семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме


Итого количество баллов

Лекции

Семинарские и практические занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

Модуль 1

1

Тема № 1. Введение. Средообразующие функции болот и озер

1-2

2

3

2

7

0-15

2

Тема № 2. Общая характеристика и принципы классификации болот

3-5

3

3

3

9

0-15




Всего




5

6

5

16

0-30

Модуль 2

3

Тема № 3. Водный и тепловой режимы болот и озер

6-8

3

3

2

8

0-20

4

Тема № 4. Химический состав болотных и озерных вод

9-11

3

2

3

8

0-15




Всего




6

5

5

16

0-35

Модуль 3

5

Тема № 5. Организация наблюдений на болотах и озерах

12-13

2

2

2

6

0-15

6

Тема № 6. Хозяйственное освоение болот, заболоченных территорий и озер. Устойчивость болотных систем

14-15

2

2

2

6

0-10

7

Тема № 7. Охрана озерно-болотных угодий

16

1

1

2

4

0-10




Всего




5

5

6

16

0-35




Итого (часов, баллов)




16

16

16

48

0-100



Таблица 2

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Итого количество баллов

Практическая работа

Контрольная работа

Реферат

Модуль 1

1.

0-5

-

-

0-10

0-15

2.

-

0-10

0-5

-

0-15

Всего

0-5

0-10

0-5

0-10

0-30

Модуль 2

3.

0-5

0-10

0-5

-

0-20

4.

-

0-10

0-5

-

0-15

Всего

0-5

0-20

0-10

-

0-35

Модуль 3

5.

-

0-10

0-5

-

0-15

6.

0-5

-

0-5

-

0-10

7.

-

-

-

0-10

0-10

Всего

0-5

0-10

0-5

0-10

0-35

Итого













0-100



Таблица 3

Планирование самостоятельной работы студентов



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объём часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1

1.1

Тема № 1. Средообразующие функции болот и озер

Подготовка к опросу

Подготовка рефера-та, презентации

1-2

2

0-15

1.2

Тема № 2. Общая характеристика и принципы классификации болот

Подготовка к контрольной работе

Выполнение практического задания

-

3-5

3

0-15

Всего по модулю 1

5

0-30

Модуль 2

2.1

Тема № 3. Водный и тепловой режимы болот и озер

Подготовка к контрольной работе

Выполнение практического задания

Подготовка к устному опросу

6-8

2

0-20

2.2

Тема № 4. Химический состав болотных и озерных вод

Подготовка к контрольной работе

Выполнение практического задания (подготовка к семинару)

-

9-11

3

0-15

Всего по модулю 2

5

0-35

Модуль 3

3.1

Тема № 5. Организация наблюдений на болотах и озерах

Подготовка к контрольной работе

Выполнение практического задания

-

12-13

2

0-15

3.2

Тема № 6. Хозяйственное освоение болот, заболоченных территорий и озер. Устойчивость болотных систем

Подготовка к контрольной работе





14-15

2

0-10

3.3

Тема № 7. Охрана озерно-болотных угодий

Подготовка реферата

Подготовка презентации.


16

1

0-10

Всего по модулю 3

5

0-35

Итого

16

0-100



4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Преподавание курса «Гидрология и экология озер и болот Тюменского региона» основывается на усвоение студентами дисциплин «Учение о гидросфере», «Геоэкология». Обеспечивает восприятие «Эколого-гидрологические особенности Тюменского региона».



  1. Содержание дисциплины


Тема № 1. Введение. Средообразующие функции болот и озер. Предмет и задачи курса. Краткий обзор исследований болот и озер Тюменского региона. Средообразующие функции болот и озер. Проблемы преобразования заболоченных территорий. Распределение озер и болот по территории Тюменской области, их хозяйственное освоение.

Тема № 2. Общая характеристика и принципы классификации болот. Общие законы и физико-географические факторы, определяющие процесс заболачивания суши и распространение болот. Определение научных понятий «болото», «заболоченные земли», характерные черты болот. Образование торфа, его виды. Болотные микроландшафты. Закономерности распределения растительности по территории болотных массивов. Болотообразовательные процессы на территории Западной Сибири, их зависимость от соотношения тепла и влаги. Зональные особенности болот. Классификация Н.Я. Каца. Болотные зоны Западно-Сибирской равнины: полигональные болота, плоскобугристые, крупнобугристые болота, выпуклые олиготрофные, плоские евтрофные и мезотрофные болота, вогнутые евтрофные (тростниковые) и засоленные (травяные) болота. Основные типы болотных микроландшафтов на территории Тюменской области.

Тема № 3. Водный и тепловой режимы болот и озер. Болотная гидрографическая сеть. Водный баланс болот. Режим уровней болотных вод. Основные закономерности режима уровней. Годовые и сезонные колебания уровней в разных микроландшафтах. Пространственная изменчивость уровней болотных вод в однотипных микроландшафтах. Формирование стока с болот. Поверхностный, подповерхностный и фильтрационный сток. Осушение болот. Влияние осушения на режим уровней и стока с болот. Факторы формирования теплового режима болот. Теплоемкость, тепло- и температуропроводность деятельного слоя торфяной залежи. Температурный режим торфяной залежи. Суточный, сезонный и годовой ход температуры торфяной залежи на поверхности и глубинах в разных микроландшафтах и болотных зонах. Промерзание торфяной залежи. Факторы, определяющие процесс промерзания. Интенсивность нарастания мерзлого слоя. Особенности промерзания болот в зоне многолетней мерзлоты. Оттаивание болот. Влияние хозяйственной деятельности на температурный режим болот и процессы промерзания и оттаивания торфяной залежи. Водный баланс озер. Территориальная изменчивость элементов водного баланса озер. Внутриболотные озера Западно-Сибирской равнины, их общая морфометрическая характеристика по зонам. Термический режим озер. Уравнение теплового баланса озер. Годовой и сезонный характер изменения температуры воды в озерах. Ледовый режим озер. Характеристика фаз ледового режима.

Тема № 4. Химический состав болотных и озерных вод. Факторы формирования химического состава болотных и озерных вод. Особенности химического состава верховых и низинных болот. Гидрохимический режим болотных и озерных вод.

Тема № 5. Организация наблюдений на болотах и озерах. Задачи и программы комплексных наблюдений и исследований на болотах и озерах. Стационарные наблюдения. Принцип выбора объекта исследования и размещение пунктов наблюдений: за уровнями и стоком болотных вод, за атмосферными осадками, снежным покровом, испарением, за элементами водного и теплового баланса болот и озер, химическим составом вод и т.д. Гидрофизические работы на болотных массивах. Экспедиционные исследования. Дешифрирование аэрофотоснимков. Составление типологических карт и сеток линий стекания. Гидрохимические наблюдения.

Тема № 6. Хозяйственное освоение болот, заболоченных территорий и озер. Устойчивость болотных систем. Прогноз изменений водного и теплового режима болот и озер под влиянием антропогенного воздействия. Понятие устойчивости болотных систем. Обратимые и необратимые процессы. Саморегулирование болотных систем. Устойчивость озерно-болотных угодий к механическим нарушениям. Изменение химического состава озерных и болотных вод при антропогенном воздействии. Методы подхода к прогнозу изменения водного и теплового режима болот и озер под влиянием хозяйственной деятельности.

Тема № 7. Охрана озерно-болотных угодий. Нормирование антропогенной нагрузки. Региональные экологические проблемы озер и болот в Тюменском регионе.



  1. План практических занятий




        1. Средообразующие функции болот и озер

        2. Общая характеристика и принципы классификации болот

        3. Водный и тепловой режимы болот и озер

        4. Химический состав болотных и озерных вод

        5. Организация наблюдений на болотах и озерах

        6. Хозяйственное освоение болот, заболоченных территорий и озер. Устойчивость болотных систем

        7. Охрана озерно-болотных угодий



7. Учебно – методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
Основные виды самостоятельной работы студентов – выполнение расчетных заданий и графических работ, также работа с литературными источниками, картографическими материалами. Результаты работы оформляются в специальную тетрадь. По отдельным темам студентам предлагается подготовить реферат.

Для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в течение семестра проводится несколько устных опросов и контрольных работ.

Зачет по практическим и семинарским занятиям.

Форма итогового контроля – зачёт.
Примерный перечень практических заданий:

  1. Исследование закономерностей в режиме уровней болотных вод.

  2. Построение гидродинамической сетки линий стекания.

  3. Определение морфометрических характеристик озера.

  4. Распределение температуры воды по вертикали в озере.


Примерный перечень тем рефератов:

  1. Гидрологический режим озер и его антропогенное изменение.

  2. Изменение водного режима внутриболотных рек при хозяйственном использовании.

  3. Режим промерзания низинных болот и его изменение при антропогенном воздействии.


Примерный перечень вопросов для итоговой аттестации:

1. Место озёрно-болотных угодий в географической оболочке.

2. Образование болот.

3. Интенсивность процесса заболачивания.

4. Торфонакопление как физико-географический процесс.

5. Элементы растительного покрова как индикаторы водного режима.

6. Закон заболачивания суши под влиянием климатических факторов.

7. Типы болотных микроландшафтов.

8. Общие принципы классификации болот.

9. Географическая зональность болот.

10. Классификация болот по геоморфологическим условиям залегания.

11. Классификация болот по характеру рельефа, растительного покрова и водному питанию.

12. Характерные черты болот и деятельного горизонта торфяной залежи.

13. Основные закономерности в свойствах болотного массива.

14. Типологическая карта болот.

15. Прямые и косвенные признаки дешифрирования болот.

16. Гидродинамическая сетка линий стекания.

17. Водный баланс естественных и осушаемых болот.

18. Формирование внутриболотного стока .

19. Внутриболотная гидрографическая сеть. Водный режим внутриболотных рек .

20. Устойчивость болотных систем.

21. Обратимые и необратимые процессы.

22. Классификация болот Тюменской области.

23. Охрана болот.

24. Генетические типы озерных котловин.

25. Элементы озерного дна. Морфометрические характеристики озер.

26. Водный баланс озер.

27. Режим уровней озер.

28. Термический режим озер.

29. Термическая классификация озер.

30. Ледовый режим озер.

31. Зарастание озер. Прозрачность, цвет. Озерные отложения.

32. Характеристика озер Тюменской области зоны многолетней мерзлоты.

33. Гидрохимия озер Тюменского региона.

34. Организация наблюдений на болотных ландшафтах.

35. Цель и задачи болотных и озерных станций.

36. Основные положения мониторинга озер и болот.

8. Образовательные технологии
Лекционно-практическая система обучения. Методика подбора лекционных тем и практических заданий обусловлена направленностью курса и достигнутым студентами уровнем в ходе предыдущего обучения. Подразумевается работа с картографическими материалами, фотоснимками, статистическими таблицами, нормативными документами. Предлагается сопоставить разные научные позиции относительно средообразующих функций озер и болот.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

  1. Калинин В. М. Мониторинг природных сред: учеб. пособие/ В. М. Калинин. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. - 208 с. 100

  2. Калинин В.М. Экологическая гидрология: учеб.пособие/ В. М. Калинин; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. - 144 с. 240

  3. Новохатин В. В. Мелиорация болотных ландшафтов Западной Сибири: моногр. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. - 200 с.


9.2. Дополнительная литература

  1. Беккер А.А., Агаев Т. Охрана и контроль. Загрязнения природной среды. - Л., Гидрометеоиздат, 1989 - 286 с. 14

  2. Болота Западной Сибири: кн.-альбом/ сост. Л. И. Инишева. - Томск: Томский ЦНТИ, 2007. - 62 с. 2

  3. Болотные системы Западной Сибири и их природоохранное значение. - Москва: Гриф и К, 2001. - 584 с. 1

  4. Валеева Э.И., Московченко Д.В. Роль водно-болотных угодий в устойчивом развитии севера Западной Сибири. – Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2001. – 229 с. 2

  5. Денисенков В. П. Основы болотоведения: учеб. пособие/ В. П. Денисенков; С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург: Изд-во СПБГУ, 2000. - 224 с. 2

  6. Емельянов А.Г. Комплексный геоэкологический мониторинг - Тверь, 1994 - 89 с. 29

  7. Лезин В. А. Озера Среднего Приобья: [комп. хар-ка]/ В. А. Лезин, Л. А. Тюлькова; Тюм. гос. ун-т, Геогр. фак., Каф. физ. географии. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1994. - 278 с. 3

  8. Лисс О. Л. Болота Западно-Сибирской равнины/ О. Л. Лисс, Н. А. Березина. - Москва: Изд-во МГУ, 1981. - 206 с. 5

  9. Михайлов В.Н., Добровольский А.Д. Общая гидрология. М.: Высшая школа, 1991. - с. 202-240, 255-269.

  10. Телицын В. Л. Болота Восточного Зауралья: Геоэкологические основы оптимизации природопользования. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2002. - 197 с.

  11. Яковлев С.В., Губий И.Г. Комплексное использование водных ресурсов. М.: Высшая школа, 2005. 384 с. 2



10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебная аудитория с проекционной техникой для проведения лекционных занятий и практических занятий. Компьютерный класс. Данные ежегодных наблюдений на болотных массивах и озерах. Топографическая основа на территорию Западной Сибири. Фотоснимки. Типологические карты болотных массивов. Нормативные документы экологического направления.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Цель и задачи освоения дисциплины Цель: изучить основы гидрологии и экологии озёр и болот Тюменского региона. Задачи: Рассмотреть вопросы формирования, типы болот и озер на территории Тюменской региона iconПинигина Е. П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический...
Пинигина Е. П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Пояснительная записка Цель и задачи освоения дисциплины Цель: изучить основы гидрологии и экологии озёр и болот Тюменского региона. Задачи: Рассмотреть вопросы формирования, типы болот и озер на территории Тюменской региона iconУрок окружающего мира по теме Болото
Познакомить учащихся с особенностью болот, с растениями и животными болот, а также значением болот в жизни человека
Пояснительная записка Цель и задачи освоения дисциплины Цель: изучить основы гидрологии и экологии озёр и болот Тюменского региона. Задачи: Рассмотреть вопросы формирования, типы болот и озер на территории Тюменской региона iconПояснительная записка Дисциплина «Народные художественные ремесла и промыслы Тюменского региона»
Тюменского региона прикладного искусства в целом, декора и орнамента, в частности, отражающих их этногенетические и историко-культурные...
Пояснительная записка Цель и задачи освоения дисциплины Цель: изучить основы гидрологии и экологии озёр и болот Тюменского региона. Задачи: Рассмотреть вопросы формирования, типы болот и озер на территории Тюменской региона iconКонспект урока по теме «Экосистема болота»
Познакомиться с растениями и животными болот, их «профессиями» в экосистеме, ролью болот в жизни человека
Пояснительная записка Цель и задачи освоения дисциплины Цель: изучить основы гидрологии и экологии озёр и болот Тюменского региона. Задачи: Рассмотреть вопросы формирования, типы болот и озер на территории Тюменской региона iconУрок на тему: озера
Цель урока: Сформировать представление о типах озерных котловин, бессточных и сточных озерах. Развивать логическое мышление на основе...
Пояснительная записка Цель и задачи освоения дисциплины Цель: изучить основы гидрологии и экологии озёр и болот Тюменского региона. Задачи: Рассмотреть вопросы формирования, типы болот и озер на территории Тюменской региона iconПояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Геодезия»
Новохатин В. В. Геодезия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальность 250203. 65 «Садово-парковое...
Пояснительная записка Цель и задачи освоения дисциплины Цель: изучить основы гидрологии и экологии озёр и болот Тюменского региона. Задачи: Рассмотреть вопросы формирования, типы болот и озер на территории Тюменской региона icon1. Цели и задачи дисциплины Цель и задачи дисциплины, ее место в...
Цель дисциплины: рассмотреть образ и место молодежи в социальном развитии общества, во всех сферах жизнедеятельности, пути включения...
Пояснительная записка Цель и задачи освоения дисциплины Цель: изучить основы гидрологии и экологии озёр и болот Тюменского региона. Задачи: Рассмотреть вопросы формирования, типы болот и озер на территории Тюменской региона iconМетодические указания целью дисциплины «Историко-культурные достопримечательности...
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть возникновение, основные вехи истории уникальных...
Пояснительная записка Цель и задачи освоения дисциплины Цель: изучить основы гидрологии и экологии озёр и болот Тюменского региона. Задачи: Рассмотреть вопросы формирования, типы болот и озер на территории Тюменской региона iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: учебники, карта полушарий, атласы, таблички с координатами озёр, картины и таблицы с изображением рек и озёр
Пояснительная записка Цель и задачи освоения дисциплины Цель: изучить основы гидрологии и экологии озёр и болот Тюменского региона. Задачи: Рассмотреть вопросы формирования, типы болот и озер на территории Тюменской региона iconПояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный...
Цель дисциплины – углубленное изучение правовых основ предпринимательской деятельности, предметного соотношения экономики и права,...
Пояснительная записка Цель и задачи освоения дисциплины Цель: изучить основы гидрологии и экологии озёр и болот Тюменского региона. Задачи: Рассмотреть вопросы формирования, типы болот и озер на территории Тюменской региона iconЦель, задачи дисциплины, её место в подготовке бакалавра (с учетом требований фгос)
Цель дисциплины: раскрыть теоретические основы, принципы и методический инструментарий формирования и реализации финансовой стратегии...
Пояснительная записка Цель и задачи освоения дисциплины Цель: изучить основы гидрологии и экологии озёр и болот Тюменского региона. Задачи: Рассмотреть вопросы формирования, типы болот и озер на территории Тюменской региона iconАннотация к рабочей программе дисциплины имиджелогия направление...
Визуальный имидж делового человека. Социальный имидж организации. Имидж товара. Имидж организации. Системно-корпоративный имидж (имидж...
Пояснительная записка Цель и задачи освоения дисциплины Цель: изучить основы гидрологии и экологии озёр и болот Тюменского региона. Задачи: Рассмотреть вопросы формирования, типы болот и озер на территории Тюменской региона iconЗанятие №1 Цели
Образовательная цель: изучить особенности географического положения региона на карте России. Выяснить тектоническое строение территории...
Пояснительная записка Цель и задачи освоения дисциплины Цель: изучить основы гидрологии и экологии озёр и болот Тюменского региона. Задачи: Рассмотреть вопросы формирования, типы болот и озер на территории Тюменской региона iconОтветы на экзаменационные вопросы интернет-курсов интуит (intuit): 138. Микроэкономика фирмы
Администрация региона Х ввела запрет на вывоз бананов со своей территории (бананы – главный продукт потребления жителей региона)....
Пояснительная записка Цель и задачи освоения дисциплины Цель: изучить основы гидрологии и экологии озёр и болот Тюменского региона. Задачи: Рассмотреть вопросы формирования, типы болот и озер на территории Тюменской региона iconПояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины...
Пупырев М. А. Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Пояснительная записка Цель и задачи освоения дисциплины Цель: изучить основы гидрологии и экологии озёр и болот Тюменского региона. Задачи: Рассмотреть вопросы формирования, типы болот и озер на территории Тюменской региона iconПояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск