Скачать 66.65 Kb.
|
Выступление на педсовете: « Метапредметный подход в истории и обществознании». Учитывая актуальность, я начала изучение данного подхода. Подбирала литературу, интернет - источники. Оказалось, что метапредметный подход был чрезвычайно популярен в 20-е годы прошлого века. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогдашняя школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными. А в 1932 году метод проектов (так тогда он назывался) жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение. Сегодня все чаще говориться лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования формирует у учащихся отношение к изучаемому предмету как к системе знаний о мире. В основе метапредметности лежит специальная деятельность по построению учебного познания – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуацию вы подберете, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия. Принцип «метапредметности» состоит также в составлении деревьев понятий, кластеров, приемах сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания. Если проанализировать свою педагогическую деятельность видно, что принцип метапредметности, его элементы так или иначе реализуются, где-то осознанно, а где – то интуитивно. Приведу некоторые примеры. На протяжении нескольких лет учащиеся на разных этапах обучения с 7 по 11 класс знакомятся с понятием «революция». Само понятие вводится в 7 классе при изучении экономических и политических процессов в Европе. С этого момента постепенно путем дискуссий, проблемных вопросов ученики начинают отличать революцию от бунта, смуты или переворота. Случались и спорные вопросы. Октябрьская революция – это революция? Да, революция. А вот, например, перестройка? С моей точки зрения, революция. Потому что произошла смена класса собственника на средства производства. Это понятие не передается и учебной программой не заложено, но я попыталась натолкнуть учащихся на эту мысль и в ответ выслушала доказательные рассуждения о том, что перестройка по многим признакам тоже может считаться революцией. На уроках истории и обществознания я работаю с понятием «государство». Предлагая учащимся разные источники, показываю, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному, в основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различений: у Ленина - один, у Платона - другой, у Осипа Мандельштама - третий. И хотя мы имеем в первом случае дело с текстом политика, во втором - философа, а в третьем - поэта, анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений. Это правило можно потом проверить при работе с любым другим понятием на любом другом материале. Мне хотелось бы остановиться на формировании познавательных УУД. Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д. Разрабатывая план урока, учитель должен выделить основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий). Например, при подготовке темы «Борьба Руси против экспансии с Запада» в 10 классе, я отмечаю следующие виды деятельности учащихся: - рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы; - умение извлекать информацию из источника; - описание объекта по схеме - составление характеристики исторического деятеля. Следующий шаг – подобрать способы достижения оптимального результата. Готовится раздаточный материал (на данном уроке – это отрывок из Симеоновской летописи о битве на Чудском озере*, отрывок из поэмы К.Симонова «Ледовое побоище»**), карта «Русь в XIII веке», схемы (в презентации). Урок начинается с создания мотивационной основы формирования умений. Ученикам представлен 1-й слайд презентации: картина «Александр Невский», слова: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет»; «Не в силе Бог, но в правде». Вопросы, которые возникли у учащихся (когда, при каких обстоятельствах были сказаны эти слова, кто угрожал Руси и т. д.), решаются с помощью следующих приёмов: - Работа с картой («Чтение карты»), схемой - Анализ исторического источника - Чтение и обобщение фактов из литературного источника. Работа может идти как в группах, так и индивидуально. Для анализа исторического источника используется соответствующая памятка,*** В зависимости от способностей учащихся анализируют источник либо по памятке, либо без опоры на неё. → Информация о битве на Чудском озере представляется в виде рассказа. После чтения литературного источника также рассказ о событии. В конце урока на основе известных фактов, с опорой на памятку**** «учащиеся дают характеристику А. Невскому. Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет работа с текстом. На своих уроках я использую следующие формы и методы: - Составление вопросов к тексту, ответы на них - Комментированное чтение текста - Составление простого и сложного плана - Составление сравнительных, хронологических таблиц - Составление кластера - Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу - Составление логической схемы, цепочки Главное – учитель должен объяснить тот или иной способ действия, показать образец выполнения учебной операции (использование памятки или другие приёмы). Прием «составление кластера» Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины». Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, гак и дома. Прием «написание синквейна» В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу; Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
Старшие учащимися любят уроки-диспуты. Так, например, в 9 классе по обществознанию тема «Религия в современном мире» может звучать так: «Нужна ли религия современному человеку?» ,а В 8 классе по истории диспут «Александр III – убежденный либерал или вынужденный консерватор?». В заключении хотелось бы сказать, изучив метапредметность как новый подход к современному образованию, имеющий место в грядущем Федеральном образовательном стандарте для средней школы, могу с уверенностью утверждать, что большинство моих коллег и я, в том числе, в своей педагогической практике давно применяют элементы метапредметности. Так что, Метапредметы – это не страшно. Этому можно достаточно быстро научиться.Мы, учителя, народ легко обучаемый, привычный к нововведениям, поэтому и метапредметы освоим. |
«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов» (слайд 1) | Метапредметный подход в преподавании физики Ананичева С. В., методист кафедры физико-математического образования огбоу дпо уипкпро | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Выступление на педсовете по теме: "Здоровый образ жизни. Его принципы и составляющие" Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301... | ||
Выступление на родительском собрании, доклад на педсовете, консультации... Организация этапов исследовательской деятельности над выпускной квалификационной работой | Метапредметный подход в обучении химии. Сегодня понятия «метапредмет» Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор | ||
Тема: Метапредметный подход В настоящее время наиболее остро стоит проблема охраны, укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни и предупреждения... | Урок «Род имён существительных» (5 класс 15 февраля 2013г) Литературное... ... | ||
Курсовая переподготовка по фгос ноо в профессиональном учебном заведении... Перечень изменений. Выступление на педсовете «Роль учителя в процессе введения и реализации фгос ноо» | План работы с одарёнными и мотивированными учащимися лицея на 2013-2014 учебный год период Выступление на августовском педсовете с сообщением о работе с одарёнными учащимися за отчётный период | ||
Программа методической недели была такова ... | Педсовет мбоу сош №6 Выступление на педсовете з/д по увр вахромычева А. Г Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами и психологами. Данная группа единомышленников получила название... | ||
Рабочая программа по обществознании в 7 классе Сармановского муниципального... Министерством образования РФ и в соответствие с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего образования,... | Тестирование на уроках истории (выступление на методсовете) Охватывают все темы учебного курса по Отечественной истории. Затем была разработана программа для компьютера | ||
Урок: метапредметный подход. Общие сведения Данный урок прослеживалась интеграция с другими предметами (экология). Использование знаний об охране ресурсов полезных ископаемых... | Урок музыки урок творчества Выступление на межрегиональной научно-практической конференции «Художественно-образный подход в стратегии развития целостной личности»... |