Урок музыки урок творчества





Скачать 84.45 Kb.
НазваниеУрок музыки урок творчества
Дата публикации27.08.2014
Размер84.45 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Выступление на межрегиональной научно-практической конференции «Художественно-образный подход в стратегии развития целостной личности» в г. Костроме

Учитель: Смирнова Светлана Юрьевна


Муниципальное общеобразовательное учреждение Красносельская средняя общеобразовательная школа Красносельского района Костромской области
2009
Урок музыки – урок творчества

Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Иногда обучение сводится к запоминанию типовых решений заданий. Выпускники, обогатив свою память, оказываются беспомощными при столкновении с жизненными проблемами. Поэтому главной целью обучения становится формирование у ребенка процессов творчества: фантазирование, понимание закономерностей, решение сложных проблемных ситуаций. Искусство здесь занимает первое место среди всех предметов.

Содержанием музыкального воспитания в современном школьном уроке музыки является освоение способов взаимодействия с музыкальным искусством, а через него с другими людьми и с собой.

Процесс взаимодействия с музыкальным искусством строится как проникновение в факты, явления, на основе понимания, осмысления, осознания, что и становится результатом познания действительности.

Путь проникновения в музыкальное содержание сопряжен с собственными усилиями человека, его активностью.

Анализируя различные уроки музыки, я выявила следующее противоречие в педагогической деятельности: некоторые учителя пользуются теми методами, которые противоречат природе музыкального искусства (отсутствует связь содержания и формы музыки).

На основе этого формулируется проблема:

Какие методы необходимы для исследования природы музыки?

В процессе размышления над этой проблемой я выдвигаю свою гипотезу:

Если использовать методы моделирования творческого процесса и предвосхищения результата развития музыки, то у школьников формируется представление о музыкальном образе в единстве содержания и формы.

Опираясь на собственный опыт, используя методические рекомендации Л.В. и В.А.Школяр, я пришла к выводу, что при создании творческой деятельности на уроке особо эффективными будут методы моделирования художественно-творческого процесса и содержательного анализа музыкального произведения.

Суть этих методов сводится к организации процесса мышления детей от содержания к форме. На основе своего жизненного опыта и музыкальных представлений ребенок выдвигает гипотезу, предвосхищает результат развития музыки в конкретном произведении. Перед школьниками открывается возможность погружения в исторический процесс происхождения искусства как формы общественного сознания.

Чтобы приблизить восприятие музыкального образа к жизненному содержанию, целесообразно подвести школьников к пониманию законов развития жизни и музыки:


  • От мрака к свету.

  • От света к мраку.

  • От мрака к мраку.

  • От света к свету.

В процессе моделирования своего музыкального образа, школьники размышляют над вопросом: почему их музыкальные представления не соответствуют тому, как раскрыл образ композитор?

Учащиеся приходят к выводу, что эти противоречия вытекают из многообразия окружающего мира. Я считаю, что данный подход является диалектическим и способствует высокоэффективной педагогической деятельности на уроке. Эти методы раскрывают природу искусства и природу художественного творчества в целом.

При подготовке и проведении урока музыки учителям хотелось бы порекомендовать использование метода погружения в художественно-образную среду.

Я считаю, что раскрытие художественного образа будет более успешным в ходе использования интеграции различных видов искусств, а именно: музыка, литература, живопись. На основе слияния этих видов искусств в наше время появились новые жанры. Дружба звука и цвета дала новые плоды. В своей педагогической деятельности я активно использую различные видеоклипы для наиболее полного раскрытия художественного образа. Эти видеоклипы я создаю сама или с детьми, используя возможности компьютера. Такая совместная деятельность побуждает процессы творчества, способствует интересу к экспериментам. Так, я создала видеоклип на песню Николая Сахарова «Солдаты прошлых лет» Идея видеоклипа возникла при одном из прослушиваний песни на уроке. Учащиеся сами натолкнули меня на эту мысль. В героической истории нашей Родины есть славные страницы. Вместе с композитором я обратилась к трем из них:

  1. Куликовская битва

  2. Бородинское сражение с армией Наполеона

  3. Танковое сражение под Прохоровкой или Курская дуга (Великая Отечественная война)

В приложении вы можете наблюдать, как органично включен видеоролик в урок для 8 класса «Современность классической музыки». Этот видеоклип можно использовать и в 5 классе, когда изучается тема « Музыка и живопись» (урок «Богатырская тема в произведениях различных видов искусств»), а также на уроках истоков. Ещё один видеоролик, которым я хочу поделиться, так и называется «Современность классической музыки». Он также озвучен и создан мною. Есть и видеоролики, созданные уже совместно с детьми. Так, я предлагаю совместный продукт творчества видеоклип на песню В. Высоцкого «Я не люблю». Также я вышла и на межпредметный уровень, помогая в этом году ученику 3 класса в создании видеоролика по русскому языку с использованием авторской песни о второстепенных членах предложения (см. видеоприложение). Данный вид деятельности очень интересен учащимся, повышает мотивацию к изучению предмета, что также актуально. Не секрет, что в некоторых школах роль предмета музыки снижена. Кажется, что важнее для учеников изучение тех предметов, по которым они будут сдавать ЕГЭ. Кроме того, ситуация в целом оставляет желать лучшего, 75% учебных предметов школы направлены на развитие левого полушария, отвечающего за логическое мышление, на эстетические предметы отводится всего лишь 3%. Искусство – это вид человеческой деятельности, который создаёт целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, а не логических законов.

Можно горько сетовать на несправедливость, а можно наполнить эти 3% глубоким художественным смыслом.

В ходе урока можно использовать разнообразные методы обучения: сочинение сочиненного, анализ, сравнения, обобщения, метод создания ситуации успеха, «творческая мастерская», метод размышления о музыке в разных формах общения с ней.

Использование методов и приемов развивающего обучения способствует развитию творческих способностей учащихся, нравственных качеств личности, активизации творческой мысли, развитию их исполнительских возможностей, умению размышлять, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, конкретизировать.

Следует помнить, что недостаточно научить каким – либо музыкальным умениям, дать учащимся знания о музыке. Важнее пробудить постоянную потребность в общении с ней, творческую активность. В творчестве, как и в сокровенной сути человека, таятся неисчислимые и непознаваемые тайны. Тем не менее, у всякого творчества есть свои этапы. Это накопление разнообразного жизненного опыта, его осмысление и обобщение, стремление духовно изменить объекты опыта, личная интерпретация всего процесса творчества в целом, развитие идей сознания, их окончательная формулировка.

Музыкальное творчество подчиняется общим закономерностям.

Составляющие творческого процесса:


  1. Цельность восприятия (художественный образ целиком)

  2. Оригинальность мышления

  3. Гибкость мышления

  4. Легкость генерирования идей (легко и быстро выдать несколько разных идей)

  5. Сближение понятий (причинно-следственные связи)

  6. Способность запоминать

  7. Работа подсознания (предвидение, интуиция)

  8. Способность к открытию

  9. Способность к рефлексии (оценочным действиям)

  10. Фантазия, воображение.


В своей практике я использую ряд приемов для развития творческих способностей учащихся. Вот некоторые из них.

Готовность памяти – основной критерий творческого развития. Эффективный прием развития памяти-

  1. Ассоциативная сеть. Позволяет мгновенно решать многие задачи. Для этого необходимо разбирать прослушанное произведение по плану:

    • Русское произведение или зарубежное

    • Классическое, романтическое или современное произведение

    • Характер произведения

    • Изобразительные средства

    • Выразительные средства

Все это формирует многоуровневую информацию о музыкальном стиле композитора.

И. С. Бах:

Старинный -----зарубежный ------композитор ------философ -------органист.

Класс угадывает постепенно.

  1. Мозговой штурм. После прослушивания произведения учащиеся по цепочке, не повторяясь, называют ассоциативные слова, относящиеся к произведению.

  2. Логическая цепочка. Нацелена на ассоциативный переход в 4-5 этапов от одного понятия к другому. Современность----жизнь; жизнь----красота; красота----музыка.

  3. Найди пропущенное слово. Способствует развитию ассоциативных связей.

Романс – это……и музыка (литература).

  1. Выявление парадокса. Приведу пример. В теме «Русская музыка» (4 класс) я играю мелодию русской народной песни «Степь да степь кругом». Ребята, как правило, её не знают и с содержанием не знакомы. Задаю вопрос: Как вы думаете, о чём эта музыка? Ответы примерно одинаковы: о красоте природы, восход солнца, нежные краски рассвета и т.д. (музыка действительно созерцательная, умиротворённая, расслабляющая) После того, как я выслушала все высказывания детей, даю прослушать песню со словами (напоминаю, что в песне говорится о смерти ямщика) Возникает парадокс: почему такие трагичные слова и такая красивая, мелодичная музыка? Вот здесь и возникает работа мысли, интерес у детей: как такое могло случиться? Общими усилиями решаем эту проблему: русский человек даже в смерти видел красоту, ямщик, умирая, думает не о постигшем его горе, а о своих близких, передаёт им привет, вспоминает самое лучшее, что было в его жизни.

  2. Я – психолог. Об этом приёме тоже известно многим, но далеко не все его используют. А ведь именно он способен дать почувствовать ребёнку сопричастность с великой музыкой. По музыкальному письму из прошлого дети пытаются представить себе психологический портрет композитора, его внутренний мир и даже описать внешность: о чём думал, как ходил, как держал голову, что можно прочитать во взгляде. Тем интереснее ребятам сравнивать собственную характеристику с тем реальным человеком, который написал музыку после того, как прозвучит фамилия композитора.

  3. Социологический опрос как элемент создания проектов. Например, ребята обращаются к сверстникам, взрослым с вопросами: как часто вы слушаете классическую музыку, как вы считаете, есть ли «богатыри» в наше время ит.д. (смотри приложение)


О применении метода учебных проектов в деятельности учителя музыки я хотела бы остановиться подробнее. Это такая форма работы, которая позволяет активизировать совместную учебно – познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся, имеющую общую цель, методы и способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой – либо проблемы. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. В приложении я предлагаю один из таких проектов «Знать классику – это модно?»

Все перечисленные выше методы и приемы позволяют достигать проектируемый результат в уроке, реализовать его содержание.

Конечно, обдумай «что», но еще больше обдумай «как» - говорил И.В.Гете.

Но, используя многообразие современных методов обучения, не надо забывать о главных закономерностях, являющихся нормами для построения урока музыки. Одна из этих закономерностей нашла свое отражение в принципах, разработанных Д.Б.Кабалевским. Особенность художественной драматургии основана на логике развития образа (или образов), его восприятии, представлении, преобразовании… Соответственно этой логике разворачивается не только содержание урока, но и его построение, выделяются его основные части. Структура урока, построенная на основе такой логики, предполагает свободный творческий процесс прохождения всех его этапов, авторскую свободу учителя.



Согласно закономерностям драматургического развития, содержание урока музыки разворачивается как погружение в какую – либо тему, проблему, образ, творческий процесс создания музыкального произведения.

Используя данные закономерности, учитель создает урок творчества. Именно тогда учитель является организатором события, которое можно назвать встречей ребенка с музыкой.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок музыки урок творчества iconАдрес Республика Башкортостан, Мелеузовский район, д. Восточная,...
Для пробуждения интереса к изучению темы использованы произведения живописи, музыки, художественной литературы, устного народного...
Урок музыки урок творчества iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок музыки урок творчества iconУрок-концерт в 5 классе Авторы: Р. А. Степанникова, учитель музыки...
Расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от поэтического слова, музыки, живописи
Урок музыки урок творчества iconТема: Мелодическое развитие музыки (2 урок в теме «Развитие музыки») Тип урока
Этот урок окажется необычным для вас, так как он будет состоять из двух предметов: английский язык и изобразительное искусство. И...
Урок музыки урок творчества iconУрок музыки в 1классе Тема: «Художник, поэт, композитор»
...
Урок музыки урок творчества iconУрок – это зеркало общей и
Урок искусства – это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика...
Урок музыки урок творчества iconУрок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С....
Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение
Урок музыки урок творчества iconРасписание звонков: 1 урок 00 45 2 урок 55 10. 40 3 урок 10. 50 11....
Муниципальное образовательное учреждение «Домозеровская средняя общеобразовательная школа» расположена по адресу: 162645, Вологодская...
Урок музыки урок творчества iconЯрмарка педагогических идей и инноваций
Стендовый урок музыки с использованием мультимедийной презентации «Душа музыки – мелодия»
Урок музыки урок творчества iconУрок музыки
...
Урок музыки урок творчества iconУрок формирования знаний
Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др
Урок музыки урок творчества iconУрок в 6 классе «Преобразующая сила музыки»
Цель: познакомить ребят со своеобразием и красотой звучания музыки Моцарта, определить стиль музыкального языка композитора
Урок музыки урок творчества iconУрок №8 Тема урока
Через игру-путешествие учим детей импровизации, реализуемых во всех формах общения учителя, детей и музыки. Через создание атмосферы...
Урок музыки урок творчества iconУрок музыки в 4 классе (II четверть) на тему: "Не ручей море имя ему"
Цели урока: дать представление о содержательных особенностях композиторского творчества И. С. Баха; развивать эстетический вкус,...
Урок музыки урок творчества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня урок необычный, этот урок будем проводить вместе Николаем Анатольевичем учителем музыки
Урок музыки урок творчества iconТехнологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке
Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск