Скачать 65.49 Kb.
|
Психологическая готовность к публичным выступлениям. Наилучший оратор тот, который своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление. Марк Туллий Цицерон Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас много говорят о компетентности педагога, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже, эмпатии, о том, что педагог должен быть оптимистом. Кроме всего этого, работа педагога предполагает частые публичные выступления. Выступление на родительском собрании, доклад на педсовете, консультации – это все разновидности коммуникации, позволяющей установить интеллектуальный и эмоциональный контакт с большим количеством людей. Эффективность в публичном выступлении определяется степенью подготовленности выступающего, его владением основами риторики, умением управлять аудиторией, регулировать свое собственное эмоциональное состояние и т.д. Выступая перед публикой, очень важно уметь управлять своим психическим состоянием.Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на их физическом состоянии: одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т.п. Известный русский издатель И.Д. Сытин, к примеру, стеснялся даже самой маленькой аудитории. Как рассказывают современники, выступая с ответным словом на своем юбилее, он от волнения говорил сбивчиво и непоследовательно. А ведь он был образованнейшим человеком своего времени, гордостью русской культуры, прекрасным знатоком русского языка.Чтобы преодолеть страх необходимо научиться ораторскому искусству - это самый лёгкий путь к уверенности в себе. Как только вы поймете, что сможете встать и толково выступать перед группой людей, логично будет предположить, что и с отдельными людьми, вы можете говорить более уверенно и убедительно. Не случайно появилось даже такое понятие, как "ораторская лихорадка". Единых рецептов избавления от нее не существует, хотя в методической литературе можно найти немало интересных советов и рекомендаций.Педагогу, который выступает необходима хорошая психологическая подготовка. Он должен уметь определенным образом настроить себя перед выступлением, научиться управлять своими чувствами и настроением.Подготовка к выступлению - очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. И прав Д. Карнеги, утверждавший, что "многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь". Известно, например, как тщательно готовился к своим выступлениям великий физиолог И.П. Павлов. Каждую свою речь он так отшлифовывал, что после выступления, по свидетельству его учеников, ее можно было сразу сдавать в печать.Очень важно, чтобы подготовка к выступлению была постепенной. Будет здорово, если педагог сможет представить, что ожидает его, как все будет происходить. Это поможет ему внутренне подготовиться, «нарисовать» в своем воображении будущее выступление. Также, стоит прорепетировать свое выступление перед зеркалом, посмотреть на себя «как бы» со стороны. Ведь большую роль играет мимика лица. Если слушатели действительно заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора. Для этого следует практиковаться перед зеркалом, чтобы иметь представление о мимике во время речи. Необходимо изучать свое лицо, смотреть что происходит с бровями, со лбом? Желательно знать заранее аудиторию, в которой вы будете выступать, это придаст вам уверенности. Одним из действенных методов борьбы со страхом выступлений является напевание или произношение про себя много раз фразы (аффирмации) текст которых подбадривает, вдохновляет на подвиги, собирает морально. Фразы и тексты должны быть положительными, без отрицаний. Например, "я люблю выступать публично", "публика ждет моего выступления","выступление это радость", "я хорошо выступаю перед публикой". Просто, но проверено учеными экспериментально - работает. Естественно, лучше всего подготовить для себя небольшие карточки, которые будут служить для вас определенным опорным конспектом, дабы речь была логична и вы не упустили ни одной детали. Возьмите цветные стикеры и тезисно запишите свое выступление. Тезисы не должны быть большими – лишь взглянув на них, вы должны вспомнить, о чем нужно сказать дальше. Некоторые известные ораторы делали себе тезисный конспект на листиках, прибегая к помощи рисунков, это в определенный момент позволяет в памяти освежить материал. Для того чтобы чувствовать себя увереннее, постарайтесь создать для себя внутренний алгоритм поведения на случай, если что-то пойдет не так, как вы задумали. Например, если «я забыл текст – повторю последнюю фразу и начну с нового абзаца», «возникли неполадки с техникой для презентации – пошучу и предложу посмотреть дублирующий раздаточный материал». Сделайте наглядную презентацию. Если на выступлении у вас будет возможность проиллюстрировать свои слова слайдами – воспользуйтесь ею, однако не перестарайтесь. Презентация должна быть сугубо деловой, без лишних деталей, чтобы не отвлекать аудиторию от вашего выступления. Первое впечатление об ораторе складывается до того, как он начинает говорить по его внешнему виду. Причем внешний вид включает в себя и одежду, и манеру поведения, и походку, и выражение лица, и жестикуляции, и т.д. Ничто в вашей одежде не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Женщинам рекомендуется, по крайней мере, оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти — это помешает слушать, что вы говорите. На публике очень важно следить за собственными позами, тембром голоса, жестами и т.д. Если оратор будет постоянно потирать руки, всхлипывать носом, чесать затылок и прочее – это внимание публики лишь отвлечет. Обязательно в вашем выступлении должны быть эффектное и эффектное завершение. Можно использовать кольцевой оборот – вернуться к тому, с чего начали, только уже с определенным выводом или итогом. Потом важно спросить, если ли у публики вопросы, ответить на все вежливо и учтиво. Невозможно быть идеальным и угодить всем, примерно 5 -10 % аудитории всё равно останется недовольной, это вполне нормально, и не стоит на этом зацикливаться и искать идеал, угодить всем невозможно.Те, кто постоянно выступает, у кого есть практика публичных выступлений, определённый опыт в ораторском искусстве, знают, что начинать надо с малого. Т.е. пересилить себя и начинать выступать, сначала перед маленькой доброжелательной аудиторией- это могут быть близкие, друзья, кружек по интересам, потом более большой, потом еще больше. Сначала можно начать выступать перед малоизвестными людьми, а потом перейти к неизвестным. В заключение можно с уверенностью сказать, что умение публично выступать необходимо для каждого человека, а особенно для педагогов. Ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.Очень важно, чтобы каждый педагог творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.Любое проявление нашей деятельности – это та или иная разновидность общения, но лишь речь является той характерной чертой, которая отличает человека от других форм жизни. Он является единственным представителем всего живого, кто обладает даром речи, и качество речи служит показателем индивидуальности и значимости человека. Если он не в состоянии объяснить, что он имеет в виду, по причине нервозности, застенчивости или неспособности четко сформулировать мысль, это пагубно отражается на его личности. Уверенность в деловой, общественной и личной жизни прямо зависит от способности человека ясно выразить свои желания и убеждения. Практика же публичных выступлений поможет приобрести эту уверенность. Если у вас нет большого опыта публичных выступлений, воспользуйтесь чек-листом и вставьте его в свой ежедневник. Он придаст вам уверенности и позволит правильно все подготовить! (см.приложение). Приложение. Чек-лист: Как подготовиться к выступлению ▪ Вступление: мин. ▪ Основные мысли: мин. 1 2 3 Выводы: мин. Призыв к действию: ____мин. Дополнительные цифры/факты: ▪ До выступления: Проговорить выступление вслух Проверить продолжительность выступления Подготовить дополнительные факты Составить план с ключевыми словами Подготовить раздаточные материалы ▪ Проверить работоспособность техники: Проектор Указка Звук Экран Световое оборудование Совместимость компьютера с техникой в зале ▪ Выбрать место в зале откуда говорить ▪ Сделать резервную копию презентации Библиография1. Александров Д.Н. Риторика. - М.: 1999. 2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-н/Д, 1996. 3. Бороздина Г.В.Психология делового общения.-М.: ИНФРА-М, 2001г. 4. Браун Л. Имидж-путь к успеху-СПб.:Питер, 2001. 5. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги. - М.: "Проспект", 1989. - 419с. 6. Ресурсы интернета: www.oratorica.ru; www.myfilofax.ru. |
План работы библиотеки маоу «Кротовская сош» на 2013-2014 учебный год Сентябрь Выступление на родительском собрании на тему: «Обеспеченность учебниками на начало уч года» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Родительский урок. Выступление на родительском собрании «Здоровые дети – здоровая нация» | ||
30. 11. 12г. Выступление Соколовой М. С., социального педагога мбоу... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе | Доклад 14 февраля на нтс Город Москва это современный мегаполис, который насчитывает около 12 миллионов человек, является также важнейшим транспортным узлом... | ||
Музыкотерапия выступление на родительском собрании Музыка не имеет ни с какой другой наукой таких исторических и глубинных взаимоотношений, как с восстановительной медициной. Высокое... | Доклад на родительском собрании на тему: «Формирование у учащихся здорового образа жизни» Алексеева Валентина Вениаминовна учитель начальных классов мбоу «Сиренькинская средняя общеобразовательная школа» Альметьевского... | ||
Внеклассное мероприятие "И всё это о тебе…" Цель: заставить задуматься о добром отношении к жизни, о желании творить добро, помочь учащимся и их родителям найти путь к сердцу... | Урок «Род имён существительных» (5 класс 15 февраля 2013г) Литературное... ... | ||
Выступление на педсовете: «Метапредметный подход в истории и обществознании» На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогдашняя школа, по... | Доклад, -а. Выступление перед группой людей с рассказом о чём-либо. Например: научный доклад Сегодня мы собрались на четвёртое заседание клуба «Мы и окружающий мир». Тема нашего заседания: «Для чего люди выращивают культурные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Первый классный час проводился 1 сентября. Это первая встреча с классом, которая должна была дать возможность установить контакт... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И если она усвоена контакт с "Улиссом" обеспечен, ибо автор проделывает вещи интересные. А комментарий, как и положено в романе,... | ||
Реферат на тему: "Гальванические покрытия" Гальваностереотипы применяются преимущественно для печатания книг и журналов с большим количеством иллюстраций, а также многотиражных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Остается два месяца учебы. На сегодняшнем общешкольном родительском собрании нам предстоит подытожить предварительные итоги учебного... |