Доклад на родительском собрании на тему: «Формирование у учащихся здорового образа жизни»





Скачать 89.43 Kb.
НазваниеДоклад на родительском собрании на тему: «Формирование у учащихся здорового образа жизни»
Дата публикации31.03.2015
Размер89.43 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Биология > Доклад
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сиренькинская СОШ



Тема педагогического опыта. Доклад на родительском собрании на тему:

«Формирование у учащихся здорового образа жизни»

Алексеева Валентина Вениаминовна учитель начальных классов МБОУ «Сиренькинская средняя общеобразовательная школа» Альметьевского района Республики Татарстан

     

2014 г.

Забота о здоровье – это важный труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский

Доклад по теме: «Формирование у учащихся здорового образа жизни».

Нет на свете человека, который был бы безразличен к своему здоровью. Однако, часто бывает так, что человек себя считает здоровым только потому, что он не чувствует неприятных ощущений в своем организме. Вполне закономерен вопрос: «А что же такое здоровье?» Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, - записано в Уставе Всемирной организации здравоохранения.

Здоровье – одна из важнейших человеческих ценностей. Французский писатель Стендаль писал: «Человек живёт на земле не для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы стать счастливым». А люди говорят проще: «Здоровье за деньги не купишь». Поэтому одна из важнейших проблем семьи и школы – укрепления здоровья детей с раннего возраста, формирование у детей здорового образа жизни.

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом её деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

Возникает вопрос: как же надо жить, чтобы быть здоровым? Образ жизни человека, его поведение и мышление, которое обеспечивает охрану и укрепление здоровья, называется здоровым образом жизни. Основа ЗОЖ – достижение равновесия организма с внешней средой.

Здоровье и ЗОЖ не всегда идут параллельно.? Образ жизни – лишь один из факторов здоровья. Установлено, что здоровье зависит от следующих факторов:

- на 50 % - от образа жизни;

- на 20 % - от наследственности;

- на 20 % - от экологической обстановки;

- на 10 % - от здравоохранения.

Здоровье детей и физическое, и психическое, и нравственное – одно из самых больных вопросов школы и общества. И оно зависит не только от внешних условий, но и от отношения самого человека к своему здоровью. Выработка правильного отношения – важнейшее условие оздоровления общества.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения.

Вопрос о создании здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания встал в связи с тем, что в последние годы отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей. За период обучения в школе происходит рост хронических заболеваний и уменьшается число здоровых детей. Каждый 13-й ребёнок до 14 лет в среднем по РТ имеет нарушение осанки.

Анализ обследования здоровья школьников показывает, что с каждым годом уменьшается число детей I медицинской группы здоровья, и растёт число детей II, III и даже IY медицинской группы здоровья.

I группа – лица, у которых отсутствуют хронические заболевания, здоровые, без отклонений.

II группа – дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные отклонения, а также часто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие.

III группа – дети, имеющие хронические заболевания, с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания.

IY группа – дети с хроническими заболеваниями, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения заболевания.

Для детей 1 группы ограничений по обучению и оздоровительным мероприятиям нет. Для детей 2 группы необходимы мероприятия, повышающие сопротивляемость организма (закаливание, достаточная двигательная нагрузка, дополнительная витаминизация продуктов питания и т.п.).

Для детей 3 и 4 группы необходим щадящий режим дня, адекватная двигательная нагрузка, лечебное питание и т.п.

Здоровье детей зависит от очень многих причин, и школа здесь далеко не первая виновница. Действительно, уже первый медосмотр детей в школу показывает, что 70 % из них приходят в школу с различными отклонениями в здоровье: от искривления позвоночника до порока сердца и нарушения эндокринной системы. Привожу пример из своего 4 класса. Из 7 учеников только 1 ученик имеет 1 группу, а 2 ученика 3 группу.

Сельская школа имеет свои особенности, которые нужно учитывать при организации оздоровительной работы в ней. Существует ряд положительных факторов, способствующих укреплению здоровья детей. Значительное привлечение к физическому труду, как в личном хозяйстве, так и в школе, дают большое преимущество сельским детям в увеличении двигательной активности, а это фундамент ЗОЖ.

Основная работа по укрепления здоровья учащихся в школе ведётся на уроках физической культуры. Также проводятся классные часы, беседы, внеклассные мероприятия, соревнования, посвящённые ЗОЖ. Каждый день в нашей школе начинается с утренней зарядки.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, проводим на уроках физкультминутки, физпаузы.

Режим – одно из важнейших условий успешной учебы и хорошего настроения.

Привычки воспитываются не столько словами, сколько делами. «Учи показом, а не рассказом», - говорили в древности. Это должны понимать родители. Если мы хотим, чтобы ребенок был здоровым, мы должны создать условия для того, чтобы день нашего школьника был правильно организован.

Почему же режим дня так важен для здоровья ребенка?

Режим дня для детей – это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье и в то же время прививает им полезные привычки, навыки, содействует укреплению их воли, выработке определенного ритма деятельности.

Конечно, каждый родитель знает, почему нужен режим дня, и все же в редкой семье он соблюдается. Мы педагоги часто встречаемся с тем, что ученик не выспался, зевает на уроке, ложиться на парту. Что случилось? Смотрели ночной фильм. Или наоборот. Ребенок так заигрался на улице, что не осталось сил выполнить домашнее задание. Приучение ребенка точному выполнению режима дня, независимо от обстоятельств, весьма важная родительская обязанность.

Неправильное чередование различных видов деятельности, сокращение продолжительности ночного сна, сокращение времени отдыха на свежем воздухе, нерациональное питание приводят к быстрой истощаемости центральной нервной системы детей, снижают работоспособность, что часто оказывается причиной плохой успеваемости ребенка. За соблюдением режима дня необходимо следить с раннего детства. Утренние часы – это часы наиболее высокой работоспособности организма, поэтому в режиме дня они отводятся на наиболее трудные виды деятельности!

Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня.

Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость.

Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.

В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные и спортивные занятия – круг интересов детей весьма широк. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время. Обычно, к сожалению, таким «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер. В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Мы все живем в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для детей, – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой. Однако в последнее время встает волнующий всех вопрос о влияние компьютера на здоровье человека, а ребенка в особенности.

Взрослым важно помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования. Проблема заключается в том, что у детей еще не сформированы критерии различия. Ребенку, в силу особенностей его психологического развития, интересно все. Оставить ребенка один на один с компьютером в Интернете, это все равно, что бросить его одного на улице большого и незнакомого города. Когда ребенок часами сидит один за компьютером, происходит почти то же самое – скорее всего, он слоняется по виртуальным улицам и подворотням.

Кем будет компьютер в жизни ребёнка, добрым помощником или монстром, который разрушает вашу жизнь и здоровье, зависит от нас взрослых.

Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна.

^ Потребность в сне составляет:

в 10-12 лет – 9-10 часов,

в 13-14 лет – 9-9,5 часов,

в 15-16 лет – 8,5-9 часов.

Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Они сильнее устают к вечеру и хуже справляются с тестами на память.

Поэтому нет нужды доказывать, что сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум, разговоры – все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок, должен быть свежим.

«Но как быть, – спрашивают родители, – если нам самим хочется смотреть телепередачу, а отправить сына спать сил нет? Он обижается, да и жалко его: сами смотрим, а ему не даем». Думается, чувство вины, которое испытывают родители, напрасное. Нет ничего страшного, если телевизор будет говорить вполголоса, а ребенок будет спать за закрытой дверью в другой комнате. Но если уж в семье не сумели поставить так, чтобы это воспринималось им спокойно и просто, есть еще один выход из положения: не смотреть передачи самим. Это наименьшее зло.

Питание – это пища, которую мы употребляем. Она идет на строительство и восстановление тканей организма, на снабжение его энергией, на обеспечении возможности двигаться, работать и т. д. Организму нужны белки (обеспечивают строительство организма; составляют почти 20% веса нашего тела). Жиры (запасной источник энергии). Углеводы (обеспечивают нас энергией).Витамины (обеспечивают нормальную жизнедеятельность, активность и хорошее самочувствие организма). Недостаток любого из питательных веществ ослабляет организм, замедляет его рост. Какие же еще советы можно дать?

1.Мы часто говорим о вреде таких продуктов как: чипсы, сухарики, кириешки, кока-кола. Но многие родители часто покупают именно эти продукты. После употребления этих продуктов у ребенка пропадает аппетит.

2.Желательно знать высококалорийные продукты и стараться избегать их чрезмерного употребления, например, таких, как: сдобные хлебные и кондитерские изделия, мороженое, шоколад, жареные продукты.

Мне хотелось бы предложить примерную схему режима дня для школьников.

Режим дня.

7.00 – подъем.

7.00 – 7.45 – утренняя зарядка, личная гигиена.

7.45 – 8.05 – дорога в школу.

8.15 – 14.30 – занятия в школе

14.30 – 15.30 – отдых

15.30 = 16.30 – прогулка

16.30 – 17.30 – приготовление уроков

17.30 – 19.00 – свободные занятия

19.00 – ужин

19.30 – 20. 30 – свободное время

20.30 – 21.00 – душ, подготовка ко сну.

В каникулы и выходные дни основные элементы режима дня должны оставаться такими же, как и в учебные дни, - максимум времени используется для пребывания на свежем воздухе и занятия любимым делом.

Здоровье детей – ценность общественная. Наша задача – воспитать не только физически здоровую, но и духовно развитую личность. Это вопрос, от решения которого зависит благополучие и здоровье общества в целом и каждого его члена.

Как гласит народная мудрость: «У кого есть здоровье – у того есть надежда, у кого есть надежда – у того есть всё».

И своё выступление я хотела бы закончить изречением древнеримского философа Сенеки: «Если человек не знает, к какой пристани его корабль держит путь, никакой ветер не будет для него попутным».

Эта пристань у нас для всех: и педагогов, и родителей – одна: оздоровление, очеловечивание, гуманизация отношений.

Желаю всем присутствующим крепкого здоровья и здоровья вашим детям! Живите согласно законам природы и будьте счастливы! Спасибо за внимание!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад на родительском собрании на тему: «Формирование у учащихся здорового образа жизни» icon«Формирование здорового образа жизни младших школьников»
Описание мероприятий по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
Доклад на родительском собрании на тему: «Формирование у учащихся здорового образа жизни» iconПрограмма формирования здорового и безопасного образа жизни «здоровье школьников»
Формирование у обучающихся в навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей...
Доклад на родительском собрании на тему: «Формирование у учащихся здорового образа жизни» iconРезультатов анкетирования студентов по принципам здорового образа жизни
Воспитание у молодых людей привычки к соблюдению правил и норм здорового образа жизни является одним из важнейших направлений воспитательной...
Доклад на родительском собрании на тему: «Формирование у учащихся здорового образа жизни» iconПроект на тему «Здоровый образ жизни»
Задачи: Донести до учащихся важность и значимость здорового образа жизни для человека
Доклад на родительском собрании на тему: «Формирование у учащихся здорового образа жизни» iconПлан работы Общественного формирования наркопост по профилактике...
Формирование здорового образа жизни в среде школьников, ответственного отношения к своему здоровью и негативного отношения к разным...
Доклад на родительском собрании на тему: «Формирование у учащихся здорового образа жизни» iconКонспект урока обж в 11 классе на тему: «Здоровый образ жизни»
Формирование навыков здорового образа жизни (профилактика зависимого поведения) через демонстрацию преимуществ живого общения
Доклад на родительском собрании на тему: «Формирование у учащихся здорового образа жизни» iconПоложение о Всероссийском конкурсе социальных работ учащихся, направленных...
Всероссийском конкурсе социальных работ учащихся, направленных на формирование здорового образа жизни
Доклад на родительском собрании на тему: «Формирование у учащихся здорового образа жизни» icon«Вуз здорового образа жизни» 2010
Программа деятельности по оздоровлению участников образовательного процесса и пропаганде здорового образа жизни
Доклад на родительском собрании на тему: «Формирование у учащихся здорового образа жизни» iconПитание школьников как компонент здорового образа жизни. Учебный проект Балакирева Полина
Философско-антропологические и социально-психологические аспекты здорового образа жизни
Доклад на родительском собрании на тему: «Формирование у учащихся здорового образа жизни» iconДоклад «Основные направления деятельности Исполнительного комитета...
Указом Президента Республики Татарстан Минтимером Шариповичем Шаймиевым от 20 октября 2008 года № уп-528 2009 год объявлен Годом...
Доклад на родительском собрании на тему: «Формирование у учащихся здорового образа жизни» iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся...
Доклад на родительском собрании на тему: «Формирование у учащихся здорового образа жизни» iconРабочая программа по пропаганде здорового образа жизни для 5 -7 классов составлена на базе
В настоящее время только незначительная часть выпускников полностью здоровы, вот почему соответствующее воспитание в школе и пропаганда...
Доклад на родительском собрании на тему: «Формирование у учащихся здорового образа жизни» iconДоклад о состоянии здоровья населения Ханты Мансийского автономного...
Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни
Доклад на родительском собрании на тему: «Формирование у учащихся здорового образа жизни» iconФормирование здоровьесберегающей и развивающей среды учащихся начальных классов
Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих...
Доклад на родительском собрании на тему: «Формирование у учащихся здорового образа жизни» iconПрограмма по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни «Школа территория здоровья»
Российской Федерации и усиления пропаганды здорового образа жизни (зож). Воз определяет здоровье как состояние полного физического,...
Доклад на родительском собрании на тему: «Формирование у учащихся здорового образа жизни» iconОбобщение педагогического опыта на тему: Формирование здорового образа...
Перечень основных претензий к валеологам, изложенных в открытом «Письме 140» и в статье «Валеология – религия XXI века»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск