Статья для участия во II Всероссийской научно-практической конференции Университетского округа НИУ ВШЭ «Инновационное развитие современной школы: практика и подходы к реализации новых образовательных стандартов»
Управление процессом внедрения и реализации новых образовательных стандартов в МАОУ «Кондратовская СОШ» МАОУ «Кондратовская СОШ» Пермский край, Пермский район
Каменских Елена Евгеньевна – директор школы Существовавшая в 2009-2010 учебном году образовательная среда в школе требовала модернизации школьного пространства для обеспечения повышения качества, системно-деятельностного подхода и освоения в будущем требований стандартов второго поколения. Передо мной, как руководителем, встал следующий вопрос: как, используя открытые образовательные технологии, создать образовательную среду в школе для обеспечения системно-деятельностного подхода и освоения требований стандартов второго поколения? Было принято решение: изучить возможности и принять управленческие решения по организации образовательной среды в школе, отвечающей трендам современного образования в рамках его модернизации.
Для воплощения в жизнь данного решения были сделаны следующие шаги: осенью 2010 года делегация нашей школы впервые приняла участие во Всероссийском форуме «Образование: взгляд в будущее», где произошла встреча с инноваторами образования, погрузившись в творческое пространство форума, мы напитались новыми идеями, которые и помогли вывести наше образовательное учреждение по итогам 2012-2013 учебного года в пятерку передовых школ района.
Достижение цели и решение образовательно-воспитательных задач в нашей школе обеспечивается путём воплощения в жизнь концептуальной педагогической идеи «Кондратовская школа – моя любимая школа».
Педагогическая идея «Моя любимая школа» с точки зрения системного подхода реализуется через общешкольный проект «Олимпийское движение». Данная идея соответствует требованиям Федеральных стандартов нового поколения, подчинена актуальным запросам современного общества. В соответствии с ФГОС данный проект включает следующие направления развития личности:
общеинтеллектуальное;
духовно-нравственное, общекультурное, социальное;
оздоровительное, физкультурно-спортивное.
В нашем проекте данные направления условно обозначаются как «Интеллект» (общеинтеллектуальное), «Творчество» (духовно-нравственное, общекультурное, социальное), «Здоровье» (оздоровительное, физкультурно-спортивное). Наш проект основывается на изначальных принципах возникновения Олимпийских игр.
Системообразующим видом деятельности как основой познания жизни является проектная деятельность. Эта деятельность нацеливает учащихся на конкретный результат и его публичное предъявление, ориентирована на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. Эти факторы делают ее привлекательной для большинства участников образовательно-воспитательного процесса.
Система работы школы представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам и срокам мероприятий, отражающих изменения в структуре, содержании, технологиях воспитания и образования, системе управления, организационно-правовых формах образовательной и воспитательной деятельности, финансово-экономических механизмах.
Условием успешной воспитательной работы считаем создание атмосферы партнёрства и взаимопонимания с родителями. Механизмами организации данного взаимодействия являются:
проведение общешкольных родительских собраний, общешкольных родительских конференций, Круглых столов с родителями и общественностью;
включение родителей в образовательную деятельность через День открытых дверей;
информирование родительской общественности о ходе образовательной деятельности через размещение на сайте школы Публичного доклада и других материалов;
интеграция учебной и внеучебной деятельности в реализации школьно-поселенческих социальных проектов;
индивидуальные и групповые консультации с родителями обучающихся, испытывающих затруднения в образовательном процессе.
Таким образом, проектная деятельность пронизывает всю систему в нашей школе, затрагивая всех участников образовательного процесса. В этом учебном году мы решили уделить большее внимание созданию проектного педагогического пространства, так как именно педагог является носителем и генератором всей деятельности в школе, поэтому создан еще один педагогический проект: «Проектная мастерская: обучение в действии и действием», целью которого является отработка интерактивной формы обучения педагогов на институциональном уровне в условиях введения и реализации стандартов нового поколения.
Проектная деятельность обладает мощным развивающим потенциалом. Технология учебного проектирования способствует получению метапредметных результатов: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе проектирования становятся востребованными умения обучающихся самостоятельно ставить цели и планировать их достижение, навыков смыслового чтения, навыки учебного сотрудничества и социального взаимодействия.
Системное развитие проектных умений обучающихся в нашей школе начинается в начальной ступени, когда вводится предмет «Проектная деятельность» со 2-го класса. На сегодняшний день школа находится на 3 этапе введения курса «Проектная деятельность» в начальной школе. Вот некоторые результаты предыдущих этапов: 1 этап (2010-2011 учебный год) – в параллели 2-х классов было начато изучение курса «Проектная деятельность» форсированными темпами (6 месяцев). По курсу обучалось 118 учащихся под руководством 5 педагогов. На базе школы Лабораторией информационной поддержки развития образования МИОО был организован внутришкольный научно-практический семинар, посвященный вопросам организации системы проектного обучения. 2 этап (2011-2012 учебный год) – продолжается освоение курса «Проектная деятельность» в параллелях 2-х и 3-х классов. Всего курс изучают 244 учащихся под руководством 9-ти педагогов. В основной и старшей школе ведется внеурочное проектирование с детьми повышенной учебной мотивации. Школа является активным участником регионального проекта «Добрые дети мира». Реализуется общешкольный проект «Олимпийское движение», с которым школа стала победителем Всероссийского конкурса воспитательных систем.
25 – 26 января 2012 года на базе нашей школы прошел двухдневный Межрегиональный научно-практический семинар «Основные направления модернизации российского образования. Проектное обучение как способ реализации требований ФГОС второго поколения». В работе семинара приняли участие 147 педагогов из школ города Перми и Пермского района
3этап (2012-2013 учебный год): курс «Проектная деятельность» в начальной школе изучают 2-е, 3-и, 4-е классы - 340 учащихся под руководством 14 педагогов; в течение учебного года проведены: межшкольные семинары (Гамовская СОШ), методическая сессия (Сылвенская СОШ)
2012-2013 учебный год – организация методического объединения учителей учебного проектирования основной и начальной школы, в рамках которого педагоги разрабатывают и апробируют пакет уроков мини-проектов на предметном содержании программ 5 класса.
За три года: два Всероссийских форума «Образование: взгляд в будущее», две Всероссийские итоговые конференции по проектной деятельности, два межрегиональных семинара, три городских семинара (г. Москва)
В 2012-2013 учебном году на базе школы организован стажировочный центр по учебному проектированию, в рамках которого заканчивается первый курс обучения учителей учебного проектирования, на котором обучается 25 педагогов школ Перми и Пермского района.
Важна преемственность начальной и основной ступеней общего образования в использовании проектной технологии в учебной деятельности, т.к. опыт разработки и реализации социальных проектов во внеурочной деятельности в школе достаточно высок. Поэтому возникла необходимость в преемственной реализации проектной технологии и использования ее потенциала в учебной деятельности для развития метапредметных УУД обучающихся на основной ступени общего образования.
С 2012-2013 учебного года наша школа получила статус краевой апробационной площадки по введению ФГОС ООО. Апробационная деятельность учитывает специфику образовательного процесса в школе: преподавание предмета «Проектная деятельность» в начальной школе, общешкольный проект «Олимпийское движение», кадетское движение.
Ключевая идея апробации – использование потенциала проектной технологии для развития метапредметных УУД в учебной деятельности.
Деятельность апробационной площадки осуществляется под руководством ответственного за введение ФГОС в РУО - Потаповой А.Р., заместителя директора ЦРО. Работа апробационной площадки координируется региональным ресурсно-методическим центром на базе ГБОУ ДПО ЦРО ПК. Входим в состав ВТК «Проектирование основной образовательной программы ООО: целевой и организационный разделы». Научный руководитель: Фаязова А.Ф. - начальник ОЭП ЦРО ПК, к.п.н., руководитель направления АП. Ведется плановая работа на базе ЦРО ПК: установочно-проектировочные и проектировочные семинары, круглые столы. На базе школы – установочные, проектировочные семинары, педсоветы с педагогами-апробаторами и администрацией. Разработанные в ходе апробационной деятельности продукты: модель введения и реализации ФГОС ООО в школе, модель системы оценки достижений планируемых результатов освоения ООП ООО, рекомендации по разработке и реализации учебных проектов, диагностический инструментарий отслеживания метапредметных УУД будут полезны педагогам, управленцам и содействовать реализации ФГОС ООО в краевой системе образования. Данная технология может быть освоена педагогами только в интерактивном режиме, в действии. Научить проектировать невозможно, этому можно научиться только самостоятельно, находясь в процессе проектирования. В режиме интерактивного обучения – проектная мастерская, на семинарских занятиях дается история и теория вопроса (о видах проектов, особенностях их реализации и др.); выявляется алгоритм разработки и реализации учебного проекта на основе просмотра записей уроков, методических разработок; определяются условия для реализации разработанной модели методической работы и показатели эффективности ее реализации.
Таким образом, на сегодняшний день в деятельности школы можно выделить следующие приоритетные направления развития:
*повышение качества образования способом проектирования содержания и инновационных технологий;
*формирование профессиональной компетентности учителя через новую модель методической работы школы;
*введение и реализация ФГОС НОО и ФГОС ООО;
*участие в апробационной деятельности по введению ФГОС ООО;
*формирование у всех участников образовательного процесса ценностного отношения к здоровью, социальной активности, инициативы и творчества;
*содействие созданию единого корпоративного стиля школы, корпоративной культуры педагогов, учащихся и родителей через реализацию педагогической идеи «Моя любимая школа».
Одну из первых задач мы выделяем создание инновационного пространства школы. Механизмами реализации данного направления являются: обучение педагогов по индивидуальной образовательной траектории (консультации по потребности, индивидуальная скорость обучения и др.); коллективное обучение (семинарские занятия, круглые столы с обсуждением российского и зарубежного опыта проектирования, взаимопосещение уроков и обсуждение результатов, др.); работа проблемных групп педагогов, сформированных по предметным областям для разработки и осуществления межпредметной интеграции, метапредметности посредством учебных проектов; разработка и отслеживание показателей эффективности реализации урока как учебного проекта в виде дорожной карты; разработка показателей и отслеживание изменений в профессиональной деятельности педагогов, развития его проектировочных умений.
При создании и развитии инновационного пространства школы неизбежна модернизация системы методической работы в школе в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения. Возможными индикаторами эффективности полученного результата будут: наличие новой модели методической работы в школе; положительные отзывы от учителей-предметников об аспектах ее апробации; положительная динамика профессиональных изменений педагогов; появление банка методических разработок учебных проектов и печатание сборника; наличие пакета локальных документов, обеспечивающих работу проектной мастерской; создание необходимых условий, обеспечивающих работу проектной мастерской.
Мы убеждены, что технология учебного проектирования обладает мощным потенциалом и способствует получению метапредметных результатов. В соответствии с ФГОС ООО в процессе проектирования становятся востребованными проектные умения обучающихся, навыки смыслового чтения, учебного сотрудничества и социального взаимодействия. Сегодня актуальна и практически значима преемственность реализации проектной технологии и использования ее потенциала в учебной деятельности. Системное развитие проектных умений обучающихся как в начальной школе, так и в основной является основой для реализации и внедрения ФГОС.
Модель методической работы МАОУ «Кондратовская СОШ»
Общая методическая тема школы
«Развитие инновационной среды школы как условие перехода на новые образовательные стандарты»
| Методическая тема на 2012 – 2013 учебный год
«Использование проектной технологии как условие создания инновационной активности педагогов»
| Приказ директора
| Профессиональные потребности педагогов
| Приказ директора
| Фокус-группы
Проектирование
| Учебное
| Социальное
| Исследовательское
| Творческое
| Методическое
|
| Кураторы
| Зам. по УВР
| Зам. по ВР
| Зам. по УВР
| Зам. по ВР
| Зам. по УВР
|
| Участники
| Сопровождение
Научный руководитель
| Педагоги-апробаторы
| Остальные педагоги
| Сопровождение Консультирование
| Администрация
Управление
Контроль
| Инновационный проект
«Проектная мастерская»
| Администрация
Управление
Контроль
| Обучение педагогов
| Формы работы
| Проектные уроки
Круглый стол по учебному проектированию
| Проектирование Проекты
| Методический совет Семинары Коучинг-педсовет
Мастер-классы Телемост Веб-семинары
| Сетевое взаимодействие:
Социальные партнёры
Москва МИОО школы
Центр коучинга Пермь
Школы района
| Диагностика Входная Промежуточная Итоговая
Самодиагностика
| Сетевое взаимодействие:
Социальные партнёры
Центр коучинга Пермь
Школы района
| Экспертиза проектов МС +ШМО
| Мотивация:
Аттестация Портфолио
Обобщение и распространение опыта на разных уровнях:
-муниципальном;
-краевом;
-федеральном
|
| Условия реализации модели:
Нормативно-правовая база
Технологии: коучинг, ИКТ
|
|
|
| |