Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека»





Скачать 320.78 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека»
страница1/2
Дата публикации28.01.2015
Размер320.78 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2
Министерство здравоохранения челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

Магнитогорский медицинский колледж имени П.Ф. Надеждина


Рабочая программа учебной дисциплины
«Гигиена и экология человека»
для специальности 060109 «Сестринское дело»

2012 год
Одобрено: Утверждаю:

на заседании ЦМК Директор ГБОУ СПО (ССУЗ)

Общепрофессиональных дисциплин ММК имени П.Ф. Надеждина

Протокол № _____ от «____» __________ 2012 г. ____________ /В.М. Фронюк/

Председатель ЦМК ___________ /Горина Е.В./ « _____» ___________ 2012 год


Согласовано:

Зам. директора по УВР _____________ /Бурдина И.П./

« _____» _______________ 2012 год

Рабочая программа учебной дисциплины гигиена и экология человека разработана на основе государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 060109 «Сестринское дело».



Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (ССУЗ) Магнитогорский медицинский колледж имени П.Ф. Надеждина
Разработчики: Косенкова Татьяна Ивановна – преподаватель
Рекомендована Советом Министерства образования и науки Челябинской области по примерным основным профессиональным образовательным программам начального профессионального и среднего профессионального образования (далее по примерным ОПОП)
Заключение Совета по примерным ОПОП МОиН Челябинской области № 19 от 31 мая 2011 года

СОДЕРЖАНИЕ





стр.
  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5
  1. условия реализации примерной программы учебной дисциплины


16
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


19


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Гигиена и экология человека

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060501 Сестринское дело.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина профессионального цикла, общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • давать санитарно – гигиеническую оценку факторам окружающей среды;

  • проводить санитарно – гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней;

  • проводить гигиеническое обучение и воспитание населения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;

  • факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека;

  • основные положения гигиены;

  • гигиенические принципы организации здорового образа жизни;

  • методы, формы и средства гигиенического воспитания населения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины по специальностям СПО:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;

самостоятельной работы обучающегося 30 часов
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы



Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:




лабораторные работы

-

практические занятия

30

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего):

в том числе:

30


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

Написание доклада, реферата по конкретной теме; домашняя работа (работа с учебником, учебно-методическим пособием, рабочей тетрадью, составление таблиц, схем, диаграмм логико-дидактических структур по теме занятия, составление алгоритмов действий по теме или разделу дисциплины, решение ситуационных задач, решение или составление кроссвордов, подготовка к практическим занятиям и др.); работа с обучающе-контролирующей программой; создание презентации, дидактического раздаточного материала по конкретной теме по заданию преподавателя, поиск информации в периодической печати, работа в сети Internet;

учебно-исследовательская работа.



Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета





2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

Гигиена и экология человека

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Изучение основ общей экологии и гигиены человека




4




Тема 1.1

Предмет гигиены и экологии человека. Основы общей экологии.

Содержание учебного материала

2




1.

Предмет гигиены и экологии человека. Содержание, связь с другими дисциплинами, междисциплинарными курсами. Роль гигиены и экологии в системе наук, изучающих природную среду. Задачи и разделы гигиены. Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование. Профилактика, виды профилактики.

1


2.

Краткая история возникновения гигиены, экологии и экологии человека.

1

Самостоятельная работа обучающихся

2




1.


Сообщение на тему: «Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), ее структура, виды деятельности, задачи, функции».




Раздел 2.

Изучение гигиены окружающей среды




34




Тема 2.1

Атмосферный воздух его физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение

Содержание учебного материала

2




1.

Физические свойства воздуха - температура, влажность, подвижность воздуха, атмосферное давление, электромагнитное состояние, их гигиеническое значение. Характеристика и влияние солнечной радиации. Гигиеническая характеристика климата и погоды.

3

2.

Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение – постоянные составные части воздуха, газообразные примеси, микроорганизмы, механические примеси.

2







Источники загрязнения. Механизмы образования смога и кислотных дождей. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье и санитарные условия жизни населения.







3.

Принципы защиты воздушной среды. Мероприятия по профилактике загрязнений атмосферного воздуха. Представление о технологических, санитарно – технических мероприятиях. Меры для защиты населения от воздействия источников загрязнения воздушной среды. Значение благоустройства. Понятие о ПДК.

2


Практические занятия

Атмосферный воздух его физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение

2




Практические занятия

Изучение влияния физических параметров воздушной среды на состояние здоровья человека

2




Самостоятельная работа обучающихся

3




1.

Подготовка реферативных сообщений на тему:

  1. «Биологическое действие солнечной радиации на окружающую среду и здоровье человека»

  2. «Законодательство РФ об охране атмосферного воздуха».

  3. «Строение земной тропосферы»




Тема 2.2

Вода, ее физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение

Содержание учебного материала

2




1.

Физиологическая роль, хозяйственно-бытовое, санитарно-гигиеническое значение воды.

2

2.

Органолептические свойства воды. Химический состав. Заболевания, обусловленные необычным минеральным составом природных вод. Влияние загрязнения воды на здоровье человека.

3

3.

Инфекционные заболевания, гельминтозы, передаваемые водным путем. Условия и сроки выживания патогенных микроорганизмов в воде. Особенности водных эпидемий.

2

4.

Виды источников водоснабжения и их санитарно – гигиеническая характеристика. Причины загрязнения. Охрана источников водоснабжения. Гигиенические требования к качеству питьевой воды. Методы улучшения качества питьевой воды.

2

Практическое занятие

Вода, ее физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение

2




Практическое занятие

Оценка органолептических свойств воды.

2







Самостоятельная работа обучающихся

3




1.

Сообщение на тему: «Гигиенические требования к качеству питьевой воды на основании нормативных документов».




Тема 2.3

Почва, ее физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение


Содержание учебного материала

2




1.

Гигиеническое значение состава и свойств почвы. Почвенный воздух, пористость, капиллярность. Химический состав почвы. Значение примесей антропогенного характера. Эпидемиологическое значение почвы. Самоочищение почвы.

2

Практическое занятие

Гигиеническая оценка почвы.

2




Самостоятельная работа обучающихся

2

2

1.

Изучение основной и дополнительной литературы. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями. Подготовка реферативных сообщений:

  1. «Мероприятия по санитарной охране почвы.

  2. «Гигиенические требования к очистке населенных мест»




Тема 2.4

Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. Гигиена жилых и общественных зданий


Содержание учебного материала

2




  1. Зонирование городов. Микроклимат города. Городской шум и профилактика его вредного воздействия. Гигиенические принципы планировки и застройки населенных мест. Гигиеническое значение озеленения.







  1. Совокупное воздействие жилищных условий (физические, химические, биологические факторы) и степени их благоустройства на жизнедеятельность и здоровье человека. Экологическая характеристика современных строительных и отделочных материалов, бытовой техники. Гигиенические требования к планировке, естественному и искусственному освещению, отоплению, вентиляции помещений различных назначений: жилых помещений, помещений учреждений здравоохранения.







  1. Планировка детских и подростковых учреждений. Требования к участкам, зданиям общеобразовательных школ, дошкольных образовательных учреждений.







Тема 2.5.

Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию детских и подростковых учреждений

Содержание учебного материала

2







1.

Гигиенические требования к оборудованию детских и подростковых учреждений, предметам детского обихода. Мебель дошкольных образовательных учреждений. Школьная мебель. Гигиенические требования к учебным пособиям, детским игрушкам.




1

2.

Содержание детских и подростковых учреждений. Воздушно – тепловой режим. Показатели микроклимата: температура, влажность, скорость движения воздуха. Отопление. Вентиляция. Естественное и искусственное освещение. Санитарное содержание участка и помещений.

1

Практическое занятие

Гигиеническая оценка естественного и искусственного освещения.

2




Практическое занятие

Гигиеническая оценка школьной мебели и микроклимата в учебных помещениях.

2





Самостоятельная работа обучающихся

2




1.

Изучение основной и дополнительной литературы. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями. Изучение нормативных документов по нормированию. Гигиена ЛПУ




Раздел 3.

Изучение гигиена питания.



26




Тема 3.1.

Гигиенические основы физиологии и биохимии питания.

Содержание учебного материала

2




Обмен веществ и энергии в организме. Энергетический баланс.







Белки: их значение для жизни, роста и развития организма. Состав белков. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Основные источники белков в питании.







Жиры: их значение в питании. Полиненасыщенные жирные кислоты, их значение, источники.







Углеводы: их значение в питании. Гигиеническая характеристика и источники отдельных видов углеводов: моносахаридов (глюкозы, фруктозы), дисахаридов (сахарозы, лактозы), полисахаридов (крахмала, пектиновых веществ, клетчатки).







Минеральные элементы. Минеральные элементы щелочного характера: кальций, магний, натрий, калий. Минеральные элементы кислотного характера: фосфор, сера, хлор. Биомикроэлементы: железо, йод, фтор, селен, медь, цинк и др. Основные источники минеральных элементов.







Тема 3.2. Пищевая и биологическая ценность продуктов питания

Содержание учебного материала

2




Пищевая и биологическая ценность основных продуктов питания: мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, птицы и птичьих яиц, морепродуктов, крупяных изделий, хлеба и хлебобулочных изделий, плодов и овощей, пряностей и их гигиенические показатели качества.







Практическое занятие

Пищевая и биологическая ценность продуктов питания. Органолептическая оценка пищевых продуктов.

2




Практическое занятие

Пищевая и биологическая ценность продуктов питания. Органолептическая оценка пищевых продуктов.

2




Самостоятельная работа обучающихся

3




1.

Изучение основной и дополнительной литературы. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями. Подготовка реферативных сообщений:

1. «Биологически активные добавки».

2. « Витамины»




Тема 3.3.

Основные принципы рационального питания. Лечебное, лечебно – профилактическое питание


Содержание учебного материала

2




1.

Рациональное питание. Определение. Гигиенические требования к пищевому рациону, его энергетическая ценность и качественный состав, сбалансированность питательных веществ, усвояемость, разнообразие. Режим питания, часы и продолжительность приема пищи, кратность и интервалы между приемами, очередность приема блюд, распределение рациона по приемам пищи.

3




2.

Лечебное питание. Характеристика основных лечебных диет. Механическое, химическое и термическое щажение в питании. Особенности кулинарной обработки при приготовлении диетических блюд.

2

Практическое занятие

Расчет рациона питания взрослого населения.

2




Практическое занятие

Оценка рациона питания взрослого населения.

2




Самостоятельная работа обучающихся

3




1.

Изучение основной и дополнительной литературы. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями. Подготовка реферативных сообщений:

«Гигиенические требования, предъявляемые к пищеблокам больниц».

«Питание при умственном и физическом труде, питание в пожилом возрасте»




Тема 3.4

Заболевания, связанные с характером питания. Пищевые отравления различной этиологии и их профилактика


Содержание учебного материала

2




1.

Заболевания, обусловленные недостаточным питанием. Болезни недостаточности питания, связанные с недостатком в рационе белков, витаминов, минеральных веществ. Болезни избыточного питания.

2

2.

Понятие о пищевых отравлениях и их классификация. Микотоксикозы и их профилактика. Пищевые отравления немикробной этиологии. Профилактика отравлений соланинами. Отравление примесями химических веществ и профилактика. Вредные канцерогенные вещества, образующиеся в ходе приготовления и хранения продуктов питания и профилактика их вредного действия. Пищевкусовые добавки, их виды, значения и профилактика вреда от них. Генно-модифицированные организмы (ГМО), законодательные акты РФ о ГМО и профилактика поражений ими.

2

Практическое занятие

2







1.

Гигиеническая оценка продуктовых изделий с целью профилактики пищевых отравлений.




Самостоятельная работа обучающихся

2




Составить реферативные сообщения на темы:




1.

Пищевые отравления немикробной природы.




2.

Заболевания, связанные с употреблением продуктов животного происхождения

Раздел 4.

Изучение гигиены труда.




4




Тема 4.1

Гигиена труда

Содержание учебного материала

2




1.

Трудовая деятельность и физиологические функции организма. Утомление и его причины. Переутомление. Профилактика.

2

2.

Классификация, краткая характеристика вредных производственных факторов: физических, химических, биологических, нервно – психических, механических - факторов, обусловливающих динамическую и статическую нагрузку на опорно – двигательный аппарат.

2

3.

Общие понятия о профессиональных болезнях – заболеваниях, возникающих в результате воздействия на организм вредных производственных факторов. Основные направления профилактических оздоровительных мероприятий (законодательные, организационные, технологические, санитарно – технические, лечебно – профилактические).

2

4.

Производственный травматизм и меры борьбы с ним.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

2




1.

Подготовка реферативных сообщений:

«Гигиена труда медицинского персонала в учреждениях здравоохранения. Профессиональные вредности в системе здравоохранения»




Раздел 5.

Изучение экологии.




12




Тема 5.1

Экология – наука о строении и функциях биосферы

Содержание учебного материала

2




1.


Наиболее важные международные конференции по охране окружающей среды. Биосферные заповедники и глобальный мониторинг экологической обстановки на планете Земля. Значение международных программ по устойчивому развитию и по охране вечнозеленых лесов и их обитателей и принятие в РФ лесного кодекса в соответствии с рекомендациями международных конференций по охране окружающей среды. Значение вечнозеленых лесов и перспективы их восстановления. Зависимость санитарного благополучия от наличия состояний этих лесов.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2




1.

Подготовка реферативных сообщений: «Программа по ликвидации угрозы глобального потепления»




Тема 5.2

Эволюция биосферы

Содержание учебного материала

2




1.

Реальные и мнимые угрозы предполагаемой будущей экологической катастрофы на планете. Зависимость экологического благополучия от разумного роста промышленного производства. Перспективы и мифы использования новых альтернативных энергоресурсов и новых сельхозпроизводств.

2

2.

Вероятность возникновения вспышек новых неизвестных инфекционных заболеваний в зависимости от экологического состояния природных экосистем и их последующей эволюции. Неизбежность роста числа и разнообразия человеческих популяций в ходе эволюции биосферы в ноосферу.

2







Перспективы выполнения продовольственных программ по восстановление продовольственного благополучия и перспективы роста сельхозпроизводства в условиях парникового эффекта. Создание новых агроцинозов и роль общественного мнения в ликвидации недостатка продовольствия на планете.




Практическое занятие

Минимизация вреда от фрагментации биосферы.

2




Практическое занятие

Минимизация вреда от фрагментации биосферы.

2




Самостоятельная работа обучающихся

2




1.

Подготовка реферативных сообщений: «Отслеживание появления новых неизвестных инфекционных заболеваний».




Раздел 6.

Обучение гигиеническому воспитанию населения



10




Тема 6.1

Компоненты здорового образа жизни и пути их формирования


Содержание учебного материала

2




1.

Факторы, влияющие на здоровье человека: образ жизни, окружающая среда, генетический фактор, медицинское обслуживание.

2


2.

Образ жизни и его влияние на здоровье человека. Основные составляющие здорового образа жизни: режим труда и отдыха, правильное питание, физическая активность, психологический комфорт, отсутствие вредных привычек, личная гигиена, экологическая грамотность.

3


Самостоятельная работа обучающихся

2




1.

Подготовка реферативных сообщений: «Закаливание»




Тема 6.2

Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения

Содержание учебного материала

2




1.

Цели, задачи, основные принципы гигиенического обучения и воспитания населения.

2





2.

Методы гигиенического обучения и воспитания населения: устный, печатный, изобразительный (наглядный), комбинированный. Особенности методов.




3



3.

Основные средства санитарного просвещения: лекции, беседы, агитационно-информационные сообщения, викторины, санитарные бюллетени, листовки, памятки, лозунги, брошюры, буклеты, слайды, плакаты, схемы и др. Методические требования, предъявляемые к ним.

3


4.

Формы гигиенического воспитания: индивидуальные, групповые, массовые.

3

Практические занятия

Формирование здорового образа жизни

2




Самостоятельная работа обучающихся

2




1.

Подготовка реферативных сообщений: «Здоровое питание – основа здорового образа жизни»




Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)

-




Всего

90





Указываются соответствующие темы, по каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается их примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 05 Гигиена и экология человека...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» iconУчебное пособие для преподавателей и студентов образовательных учреждений...
«Гигиена и экология человека» и Примерной интегрированной программой блока дисциплин для всех специальностей средних медицинских...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» iconПримерная программа учебной дисциплины гигиена и экология человека
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется...
Целью освоения дисциплины «Экология человека» является: формирование у студентов устойчивых базовых знаний об основах экологии человека...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» iconРабочая программа Дисциплины «Экология человека»
Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» iconПримерная программа учебной дисциплины экология и гигиена человека 2011 г
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальностям 060501 Сестринское дело, 060102 Акушерское...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» iconРабочая программа по дисциплине гигиена и экология человека
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности 060500 Сестринское дело (квалификация (степень) «бакалавр»),...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» iconТема №1
План работы для студентов по практике по дисциплине: «Гигиена и экология человека»
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» iconРабочая программа учебной дисциплины гигиена (наименование учебной...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» iconЛитература для врачей). Isbn 5-901006-89-5 1 Гигиена и экология человека:...
Гигиена лечебно-профилактических учреждений: учеб пособие/ П. В. Глыбочко [и др.]. Саратов : Изд-во сгму, 2005. 136 с. Isbn 5-7213...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» iconРабочая программа дисциплины гигиена направление подготовки (специальность) «педиатрия»
Целью обучения дисциплине "гигиена" является формирование у студентов современного представления о гигиене как о главной научной,...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Общая экология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 "Экология и природопользование"...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология животных» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 (05. 03. 06) Экология...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» iconРабочая программа учебной дисциплины «гигиена»
Целями освоения учебной дисциплины (модуля) является формирование готовности реализовать комплекс мер первичной и вторичной профилактики...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование»
Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курсов: «Прикладная экология», «Промышленная экология и...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» iconРабочая программа Основного общего образования по курсу «экология»
Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека по программе среднего (полного) общего образования по учебнику...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск