Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
|
1
| 2
| 3
| 4
|
Раздел 1.
Изучение основ общей экологии и гигиены человека
|
| 4
|
|
Тема 1.1
Предмет гигиены и экологии человека. Основы общей экологии.
| Содержание учебного материала
| 2
|
|
1.
| Предмет гигиены и экологии человека. Содержание, связь с другими дисциплинами, междисциплинарными курсами. Роль гигиены и экологии в системе наук, изучающих природную среду. Задачи и разделы гигиены. Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование. Профилактика, виды профилактики.
| 1
|
2.
| Краткая история возникновения гигиены, экологии и экологии человека.
| 1
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 2
|
|
1.
| Сообщение на тему: «Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), ее структура, виды деятельности, задачи, функции».
|
|
Раздел 2.
Изучение гигиены окружающей среды
|
| 34
|
|
Тема 2.1
Атмосферный воздух его физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение
| Содержание учебного материала
| 2
|
|
1.
| Физические свойства воздуха - температура, влажность, подвижность воздуха, атмосферное давление, электромагнитное состояние, их гигиеническое значение. Характеристика и влияние солнечной радиации. Гигиеническая характеристика климата и погоды.
| 3
|
2.
| Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение – постоянные составные части воздуха, газообразные примеси, микроорганизмы, механические примеси.
| 2
|
|
| Источники загрязнения. Механизмы образования смога и кислотных дождей. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье и санитарные условия жизни населения.
|
|
|
3.
| Принципы защиты воздушной среды. Мероприятия по профилактике загрязнений атмосферного воздуха. Представление о технологических, санитарно – технических мероприятиях. Меры для защиты населения от воздействия источников загрязнения воздушной среды. Значение благоустройства. Понятие о ПДК.
| 2
|
Практические занятия
Атмосферный воздух его физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение
| 2
|
|
Практические занятия
Изучение влияния физических параметров воздушной среды на состояние здоровья человека
| 2
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 3
|
|
1.
| Подготовка реферативных сообщений на тему:
«Биологическое действие солнечной радиации на окружающую среду и здоровье человека»
«Законодательство РФ об охране атмосферного воздуха».
«Строение земной тропосферы»
|
|
Тема 2.2
Вода, ее физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение
| Содержание учебного материала
| 2
|
|
1.
| Физиологическая роль, хозяйственно-бытовое, санитарно-гигиеническое значение воды.
| 2
|
2.
| Органолептические свойства воды. Химический состав. Заболевания, обусловленные необычным минеральным составом природных вод. Влияние загрязнения воды на здоровье человека.
| 3
|
3.
| Инфекционные заболевания, гельминтозы, передаваемые водным путем. Условия и сроки выживания патогенных микроорганизмов в воде. Особенности водных эпидемий.
| 2
|
4.
| Виды источников водоснабжения и их санитарно – гигиеническая характеристика. Причины загрязнения. Охрана источников водоснабжения. Гигиенические требования к качеству питьевой воды. Методы улучшения качества питьевой воды.
| 2
|
Практическое занятие
Вода, ее физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение
| 2
|
|
Практическое занятие
Оценка органолептических свойств воды.
| 2
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
| 3
|
|
1.
| Сообщение на тему: «Гигиенические требования к качеству питьевой воды на основании нормативных документов».
|
|
Тема 2.3
Почва, ее физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение
| Содержание учебного материала
| 2
|
|
1.
| Гигиеническое значение состава и свойств почвы. Почвенный воздух, пористость, капиллярность. Химический состав почвы. Значение примесей антропогенного характера. Эпидемиологическое значение почвы. Самоочищение почвы.
| 2
|
Практическое занятие
Гигиеническая оценка почвы.
| 2
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 2
| 2
|
1.
| Изучение основной и дополнительной литературы. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями. Подготовка реферативных сообщений:
«Мероприятия по санитарной охране почвы.
«Гигиенические требования к очистке населенных мест»
|
|
Тема 2.4
Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. Гигиена жилых и общественных зданий
| Содержание учебного материала
| 2
|
|
Зонирование городов. Микроклимат города. Городской шум и профилактика его вредного воздействия. Гигиенические принципы планировки и застройки населенных мест. Гигиеническое значение озеленения.
|
|
|
Совокупное воздействие жилищных условий (физические, химические, биологические факторы) и степени их благоустройства на жизнедеятельность и здоровье человека. Экологическая характеристика современных строительных и отделочных материалов, бытовой техники. Гигиенические требования к планировке, естественному и искусственному освещению, отоплению, вентиляции помещений различных назначений: жилых помещений, помещений учреждений здравоохранения.
|
|
|
Планировка детских и подростковых учреждений. Требования к участкам, зданиям общеобразовательных школ, дошкольных образовательных учреждений.
|
|
|
Тема 2.5.
Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию детских и подростковых учреждений
| Содержание учебного материала
| 2
|
|
| 1.
| Гигиенические требования к оборудованию детских и подростковых учреждений, предметам детского обихода. Мебель дошкольных образовательных учреждений. Школьная мебель. Гигиенические требования к учебным пособиям, детским игрушкам.
|
| 1
|
2.
| Содержание детских и подростковых учреждений. Воздушно – тепловой режим. Показатели микроклимата: температура, влажность, скорость движения воздуха. Отопление. Вентиляция. Естественное и искусственное освещение. Санитарное содержание участка и помещений.
| 1
|
Практическое занятие
Гигиеническая оценка естественного и искусственного освещения.
| 2
|
|
Практическое занятие
Гигиеническая оценка школьной мебели и микроклимата в учебных помещениях.
| 2
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 2
|
|
1.
| Изучение основной и дополнительной литературы. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями. Изучение нормативных документов по нормированию. Гигиена ЛПУ
|
|
Раздел 3.
Изучение гигиена питания.
|
| 26
|
|
Тема 3.1.
Гигиенические основы физиологии и биохимии питания.
| Содержание учебного материала
| 2
|
|
Обмен веществ и энергии в организме. Энергетический баланс.
|
|
|
Белки: их значение для жизни, роста и развития организма. Состав белков. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Основные источники белков в питании.
|
|
|
Жиры: их значение в питании. Полиненасыщенные жирные кислоты, их значение, источники.
|
|
|
Углеводы: их значение в питании. Гигиеническая характеристика и источники отдельных видов углеводов: моносахаридов (глюкозы, фруктозы), дисахаридов (сахарозы, лактозы), полисахаридов (крахмала, пектиновых веществ, клетчатки).
|
|
|
Минеральные элементы. Минеральные элементы щелочного характера: кальций, магний, натрий, калий. Минеральные элементы кислотного характера: фосфор, сера, хлор. Биомикроэлементы: железо, йод, фтор, селен, медь, цинк и др. Основные источники минеральных элементов.
|
|
|
Тема 3.2. Пищевая и биологическая ценность продуктов питания
| Содержание учебного материала
| 2
|
|
Пищевая и биологическая ценность основных продуктов питания: мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, птицы и птичьих яиц, морепродуктов, крупяных изделий, хлеба и хлебобулочных изделий, плодов и овощей, пряностей и их гигиенические показатели качества.
|
|
|
Практическое занятие
Пищевая и биологическая ценность продуктов питания. Органолептическая оценка пищевых продуктов.
| 2
|
|
Практическое занятие
Пищевая и биологическая ценность продуктов питания. Органолептическая оценка пищевых продуктов.
| 2
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 3
|
|
1.
| Изучение основной и дополнительной литературы. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями. Подготовка реферативных сообщений:
1. «Биологически активные добавки».
2. « Витамины»
|
|
Тема 3.3.
Основные принципы рационального питания. Лечебное, лечебно – профилактическое питание
| Содержание учебного материала
| 2
|
|
1.
| Рациональное питание. Определение. Гигиенические требования к пищевому рациону, его энергетическая ценность и качественный состав, сбалансированность питательных веществ, усвояемость, разнообразие. Режим питания, часы и продолжительность приема пищи, кратность и интервалы между приемами, очередность приема блюд, распределение рациона по приемам пищи.
| 3
|
| 2.
| Лечебное питание. Характеристика основных лечебных диет. Механическое, химическое и термическое щажение в питании. Особенности кулинарной обработки при приготовлении диетических блюд.
| 2
|
Практическое занятие
Расчет рациона питания взрослого населения.
| 2
|
|
Практическое занятие
Оценка рациона питания взрослого населения.
| 2
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 3
|
|
1.
| Изучение основной и дополнительной литературы. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями. Подготовка реферативных сообщений:
«Гигиенические требования, предъявляемые к пищеблокам больниц».
«Питание при умственном и физическом труде, питание в пожилом возрасте»
|
|
Тема 3.4
Заболевания, связанные с характером питания. Пищевые отравления различной этиологии и их профилактика
| Содержание учебного материала
| 2
|
|
1.
| Заболевания, обусловленные недостаточным питанием. Болезни недостаточности питания, связанные с недостатком в рационе белков, витаминов, минеральных веществ. Болезни избыточного питания.
| 2
|
2.
| Понятие о пищевых отравлениях и их классификация. Микотоксикозы и их профилактика. Пищевые отравления немикробной этиологии. Профилактика отравлений соланинами. Отравление примесями химических веществ и профилактика. Вредные канцерогенные вещества, образующиеся в ходе приготовления и хранения продуктов питания и профилактика их вредного действия. Пищевкусовые добавки, их виды, значения и профилактика вреда от них. Генно-модифицированные организмы (ГМО), законодательные акты РФ о ГМО и профилактика поражений ими.
| 2
|
Практическое занятие
| 2
|
|
| 1.
| Гигиеническая оценка продуктовых изделий с целью профилактики пищевых отравлений.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 2
|
|
Составить реферативные сообщения на темы:
|
|
1.
| Пищевые отравления немикробной природы.
|
|
2.
| Заболевания, связанные с употреблением продуктов животного происхождения
|
Раздел 4.
Изучение гигиены труда.
|
| 4
|
|
Тема 4.1
Гигиена труда
| Содержание учебного материала
| 2
|
|
1.
| Трудовая деятельность и физиологические функции организма. Утомление и его причины. Переутомление. Профилактика.
| 2
|
2.
| Классификация, краткая характеристика вредных производственных факторов: физических, химических, биологических, нервно – психических, механических - факторов, обусловливающих динамическую и статическую нагрузку на опорно – двигательный аппарат.
| 2
|
3.
| Общие понятия о профессиональных болезнях – заболеваниях, возникающих в результате воздействия на организм вредных производственных факторов. Основные направления профилактических оздоровительных мероприятий (законодательные, организационные, технологические, санитарно – технические, лечебно – профилактические).
| 2
|
4.
| Производственный травматизм и меры борьбы с ним.
| 2
|
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2
|
|
1.
| Подготовка реферативных сообщений:
«Гигиена труда медицинского персонала в учреждениях здравоохранения. Профессиональные вредности в системе здравоохранения»
|
|
Раздел 5.
Изучение экологии.
|
| 12
|
|
Тема 5.1
Экология – наука о строении и функциях биосферы
| Содержание учебного материала
| 2
|
|
1.
| Наиболее важные международные конференции по охране окружающей среды. Биосферные заповедники и глобальный мониторинг экологической обстановки на планете Земля. Значение международных программ по устойчивому развитию и по охране вечнозеленых лесов и их обитателей и принятие в РФ лесного кодекса в соответствии с рекомендациями международных конференций по охране окружающей среды. Значение вечнозеленых лесов и перспективы их восстановления. Зависимость санитарного благополучия от наличия состояний этих лесов.
| 2
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 2
|
|
1.
| Подготовка реферативных сообщений: «Программа по ликвидации угрозы глобального потепления»
|
|
Тема 5.2
Эволюция биосферы
| Содержание учебного материала
| 2
|
|
1.
| Реальные и мнимые угрозы предполагаемой будущей экологической катастрофы на планете. Зависимость экологического благополучия от разумного роста промышленного производства. Перспективы и мифы использования новых альтернативных энергоресурсов и новых сельхозпроизводств.
| 2
|
2.
| Вероятность возникновения вспышек новых неизвестных инфекционных заболеваний в зависимости от экологического состояния природных экосистем и их последующей эволюции. Неизбежность роста числа и разнообразия человеческих популяций в ходе эволюции биосферы в ноосферу.
| 2
|
|
| Перспективы выполнения продовольственных программ по восстановление продовольственного благополучия и перспективы роста сельхозпроизводства в условиях парникового эффекта. Создание новых агроцинозов и роль общественного мнения в ликвидации недостатка продовольствия на планете.
|
|
Практическое занятие
Минимизация вреда от фрагментации биосферы.
| 2
|
|
Практическое занятие
Минимизация вреда от фрагментации биосферы.
| 2
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 2
|
|
1.
| Подготовка реферативных сообщений: «Отслеживание появления новых неизвестных инфекционных заболеваний».
|
|
Раздел 6.
Обучение гигиеническому воспитанию населения
|
| 10
|
|
Тема 6.1
Компоненты здорового образа жизни и пути их формирования
| Содержание учебного материала
| 2
|
|
1.
| Факторы, влияющие на здоровье человека: образ жизни, окружающая среда, генетический фактор, медицинское обслуживание.
| 2
|
2.
| Образ жизни и его влияние на здоровье человека. Основные составляющие здорового образа жизни: режим труда и отдыха, правильное питание, физическая активность, психологический комфорт, отсутствие вредных привычек, личная гигиена, экологическая грамотность.
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 2
|
|
1.
| Подготовка реферативных сообщений: «Закаливание»
|
|
Тема 6.2
Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения
| Содержание учебного материала
| 2
|
|
1.
| Цели, задачи, основные принципы гигиенического обучения и воспитания населения.
| 2
|
| 2.
| Методы гигиенического обучения и воспитания населения: устный, печатный, изобразительный (наглядный), комбинированный. Особенности методов.
|
| 3
|
3.
| Основные средства санитарного просвещения: лекции, беседы, агитационно-информационные сообщения, викторины, санитарные бюллетени, листовки, памятки, лозунги, брошюры, буклеты, слайды, плакаты, схемы и др. Методические требования, предъявляемые к ним.
| 3
|
4.
| Формы гигиенического воспитания: индивидуальные, групповые, массовые.
| 3
|
Практические занятия
Формирование здорового образа жизни
| 2
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 2
|
|
1.
| Подготовка реферативных сообщений: «Здоровое питание – основа здорового образа жизни»
|
|
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)
| -
|
|
Всего
| 90
|
|