Скачать 0.58 Mb.
|
ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»Медицинский институт Кафедра гигиены, общественного здоровья и здравоохранения ______________________________________________________________________ «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Директор МИ Заведующий кафедрой ______________ Митрошин А.Н. _________________ Дмитриев А.П. «______» ________________2011 г. «______» ________________2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГИГИЕНА»
Пенза 2011
Целями освоения учебной дисциплины (модуля) является формирование готовности реализовать комплекс мер первичной и вторичной профилактики в предстоящей практической деятельности врача лечебника, с целью укрепления здоровья людей. Задачами изучения гигиены являются:
Учебная дисциплина «Гигиена» относится к профессиональному циклу С.3. Гигиена опирается на знания, полученные в ходе изучения фундаментальных (физика, химия), медико-биологических (биология, физиология, анатомия, биохимия, микробиология), клинических (общая хирургия и др.) и гуманитарных дисциплин. Компетенции приобретенные в ходе изучения гигиены готовят студента к дальнейшему освоению профессиональных компетенций и выполнению профессиональных обязанностей. Базой для успешного освоения дисциплины являются знания, полученные при изучении дисциплин:
При изучении дисциплин «Философия», «Правоведение» студент получает представление о методах и приемах философского анализа проблем; об основных закономерностях и тенденциях развития мирового исторического процесса; об учении о здоровье детского и взрослого населения, методах его сохранения; о морально-этических нормах и правилах и принципах профессионального поведения. Знакомится с документами международных и отечественных профессиональных ассоциаций и организаций. Изучает основную медицинскую и фармацевтическую терминологию. Учится грамотно и самостоятельно оценивать и анализировать социальную ситуацию в России, ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах. Осваивает навыки изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, морально-этической аргументации, принципы врачебной деонтологии и медицинской этики. При изучении цикла медико-биологических дисциплин студент получает представление о строении тела человека, общих закономерностях происхождения и развития жизни; антропогенезе и онтогенезе человека, основных закономерностях развития и жизнедеятельности организма человека, о структуре и функции иммунной системы человека. У студента формируется владение методами измерения физиологических индикаторов и оценки состояния живых организмов. Изучение дисциплины «Гигиена» знакомит студентов с основами взаимодействия организма и окружающей среды; принципами организации мероприятий по предупреждению неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на человеческий организм. Студенты овладевают методами гигиенического нормирования и прогнозирования неблагоприятного влияния факторов окружающей среды. Учатся анализировать современные гигиенические проблемы профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционной природы. Изучают санитарно-гигиенические требования к устройству, организации и режиму работы лечебно-профилактических учреждений. Изучают санитарное законодательство. Эти знания могут быть востребованы при освоении дисциплин:
Гигиена участвует в формировании компетенций: «Способен и готов использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам» (ПК-11); «Способен и готов проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом факторов риска, давать рекомендации по здоровому питанию, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными взрослыми и подростками». (ПК-12); «Способен и готов проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях». (ПК-14); «Способен и готов к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в лечебно-профилактических учреждениях». (ПК-25); «Способен и готов к обучению взрослого населения, подростков и их родственников правилам медицинского поведения; к проведению ими гигиенических процедур, к формированию навыков здорового образа жизни». (ПК-26); «Способен и готов использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении: законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации, а также документацию для оценки качества и эффективности работы лечебно-профилактических учреждений». (ПК-27) В ходе изучения дисциплины «Гигиена» студенты усваивают знания об основах взаимодействия организма и окружающей среды; особенностях влияния различных факторов среды на здоровье, путях их воздействия и формах их проявления; принципах организации мероприятий по предупреждению неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на человеческий организм; принципах гигиенического нормирования и прогнозирования факторов окружающей среды; о современных гигиенических проблемах профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционной природы; основах здорового образа жизни; гигиенических аспектах работы врача лечебного профиля в различных медицинских и детских учреждениях, о нормативно-правовой базе ЛПУ. На основе приобретенных знаний формируются умения: 1.Оценивать: 1.1. Статус питания и индивидуальное питание с использованием расчетных и лабораторно-клинических методов исследования. 1.2. Рационы питания организованных коллективов и давать рекомендации по их коррекции. 1.3. Доброкачественность основных пищевых продуктов и консервов. 1.4. Санитарное состояние, режим работы пищеблока (соблюдение гигиенических требований при приготовлении, хранении, транспортировке и реализации пищи). 1.5. Качество питьевой воды по данным лабораторного анализа. 1.6. Условия пребывания больных в стационарах различного типа по данным микроклимата, инсоляции, освещения, вентиляции лечебных помещений. 1.7. Санацию воздуха лечебных учреждений с использование УФ-ламп. 1.8. Систему радиационной защиты при работе с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений. 1.9. Условия труда на производстве (микроклимат, шум, вибрация, запыленность, загрязнение химическими веществами) по данным санитарно-гигиенического обследования и лабораторным исследованиям. 1.10. Физическое развитие детей и подростков. 1.11. Режим и условия обучения школьников (режим учебных занятий, организация физического воспитания, медицинское обслуживание). 2. Осуществлять гигиенический контроль: 2.1. За организацией питания в лечебных, детских и других учреждениях. 2.2. За осветлением воды и ее обеззараживанием в полевых условиях. Проводить гиперхлорирование воды. 3. Оформлять при подозрении на пищевые отравления соответствующую документацию и отбирать пробы пищевых продуктов, биологических материалов на бактериологические исследования. 4. Организовывать гигиенические мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций. 5. Расследовать случаи профессиональных отравлений (профессиональных заболеваний). 6. Давать рекомендации по проведению закаливания водой, воздухом, солнцем. 7. Проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам. 8. Самостоятельно работать с нормативной, справочной литературой. Приобретаются навыки владения методами санитарно-гигиенических исследований, санитарной экспертизы, анализа нормативно-справочной документации, ведения учетно-отчетной документации ЛПУ.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часа Сводные данные об основных разделах дисциплины.
|
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» Рабочая программа учебной дисциплины гигиена и экология человека разработана на основе государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа учебной дисциплины гигиена (наименование учебной... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины гигиена направление подготовки (специальность) «педиатрия» Целью обучения дисциплине "гигиена" является формирование у студентов современного представления о гигиене как о главной научной,... | Рабочая программа учебной дисциплины оп. 05 Гигиена и экология человека... Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» разработана на основе Федерального государственного образовательного... | ||
Рабочая программа дисциплины «Гигиена физического воспитания и спорта» Программа учебной дисциплины для специальности 050720. 65 Физическая культура (заочная форма обучения 5 л.) | Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Эпидемиология» Изучение дисциплины базируется на знаниях, приобретенных в результате освоения следующих дисциплин ооп: «Физиология с основами анатомии»,... | Программа учебной дисциплины микробиология, санитария и гигиена 2012. г Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) и регионального... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «общая гигиена» Компетенции приобретенные в ходе изучения гигиены готовят студента к дальнейшему освоению профессиональных компетенций и выполнению... | Рабочая программа учебной дисциплины «общая гигиена» Компетенции приобретенные в ходе изучения гигиены готовят студента к дальнейшему освоению профессиональных компетенций и выполнению... | ||
Примерная программа учебной дисциплины гигиена и экология человека Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Рабочая программа учебной дисциплины безопасность и гигиена питания... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | Рабочая программа дисциплины в. Од. 7 Санитария и гигиена питания | ||
Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) |