Рабочая программа по дисциплине гигиена и экология человека





Скачать 383.23 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине гигиена и экология человека
Дата публикации02.08.2015
Размер383.23 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной

работе

профессор С.Н. Цыбусов

______________________________

«___» ______________ 20__г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

(ОБЩАЯ ГИГИЕНА)
Шифр дисциплины – Б.3

Направление подготовки: 060500 Сестринское дело

Квалификация (степень) выпускника - «бакалавр»
Факультет Высшего сестринского образования

Форма обучения: очно-заочная

2013


Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 060500 Сестринское дело (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 57 от 17.01.2011г.

Составитель Рабочей программы

Ашина Марина Владиславовна, к.м.н., доцент кафедры общей гигиены и экологии

Бадеева Татьяна Владимировна, к.м.н., доцент кафедры общей гигиены и экологии

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общей гигиены и экологии (протокол № 4 от 12.04. 2013 г.).
Заведующий кафедрой общей гигиены

и экологии, профессор, д.м.н. ____________________ Н.А. Матвеева
«12» апреля 2013 г.

СОГЛАСОВАНО
Председатель цикловой методической комиссии

по медико-профилактическим дисциплинам,

профессор, д.м.н. ___________________ Е.С. Богомолова

«17» апреля 2013 г.

СОГЛАСОВАНО
Начальник УМУ,

профессор, д.м.н. _____________________ Т.Е. Потемина
«___» _________ 2013 г.

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель – формирование системных знаний по методологии профилактической медицины, приобретение гигиенических знаний и умений по оценке влияния факторов среды обитания на здоровье человека и населения, позволяющих студентам овладеть рядом общекультурных и профессиональных компетенций (ОК-5, ОК-10, ПК-7, ПК-8, ПК-9).

Задачи:

Бакалавр по направлению подготовки 060500 Сестринское дело должен решать следующие профессиональные задачи:

Знать:

  • Роль факторов окружающей среды (природных и социальных) в формировании здоровья и патологии человека;

  • Виды профилактики (первичная, вторичная, третичная);

  • Принципы гигиенической диагностики – понятия, методы оценки риска воздействия неблагоприятных факторов на здоровье;

  • Систему и содержание профилактических и противоэпидемических мероприятий, используемые препараты и технические средства, методы их применения;

  • Основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях

Уметь:

  • Консультировать пациента и семью по вопросам сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды;

  • Проводить гигиеническую диагностику: оценивать состояние окружающей среды по данным гигиенических исследований и гигиенических регламентов (нормативов);

  • Определять частоту, интенсивность и продолжительность воздействия факторов окружающей среды на отдельных лиц; оценивать состояние здоровья;

  • В пределах компетенции медицинской сестры обосновывать, организовывать и проводить профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия в соответствии с инструктивными документами и на основании результатов гигиенической диагностики;

  • Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.


2. Место дисциплины в структуре ООП

2.1. Дисциплина «Гигиена и экология человека (общая гигиена)» относится к Б.3 – базовой части общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.

2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Нормальная физиология:

Знать:

  • Роль биогенных элементов и их соединений в живых системах;

  • Функциональные системы организма человека, механизмы регуляции и саморегуляции при изменениях и воздействии разнообразных факторов внутренней и внешней среды

Уметь:

  • Проводить исследования функционального состояния организма человека.

Общая патология:

Знать:

  • Роль причинных факторов и болезнетворных условий в возникновении типовых патологических процессов и болезней.

Уметь:

  • Объяснять механизмы развития и проявления заболеваний, а также механизмы действия различных принципов лечения и профилактики.

Здоровый человек и его окружение:

Знать:

  • Анатомо-физиологические и психологические особенности человека в разные возрастные периоды;

  • Содержание понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни».



2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами:

Больничная гигиена:

Знать:

  • Роль факторов окружающей среды (природных и социальных) в формировании здоровья и патологии человека;

  • Виды профилактики (первичная, вторичная, третичная);

  • Принципы гигиенической диагностики – понятия, методы оценки риска воздействия неблагоприятных факторов на здоровье;

  • Систему и содержание профилактических и противоэпидемических мероприятий, используемые препараты и технические средства, методы их применения;

Уметь:

  • Консультировать пациента и семью по вопросам сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды;

  • Проводить гигиеническую диагностику: оценивать состояние окружающей среды по данным гигиенических исследований и гигиенических регламентов (нормативов);

  • Определять частоту, интенсивность и продолжительность воздействия факторов окружающей среды на отдельных лиц; оценивать состояние здоровья;

  • В пределах компетенции медицинской сестры обосновывать, организовывать и проводить профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия в соответствии с инструктивными документами и на основании результатов гигиенической диагностики;

эпидемиология:

Знать:

  • Роль факторов окружающей среды (природных и социальных) в формировании здоровья и патологии человека;

  • Виды профилактики (первичная, вторичная, третичная);

  • Принципы гигиенической диагностики – понятия, методы оценки риска воздействия неблагоприятных факторов на здоровье;

  • Систему и содержание профилактических и противоэпидемических мероприятий, используемые препараты и технические средства, методы их применения;

  • Основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях

Уметь:

  • Проводить гигиеническую диагностику: оценивать состояние окружающей среды по данным гигиенических исследований и гигиенических регламентов (нормативов);

  • Определять частоту, интенсивность и продолжительность воздействия факторов окружающей среды на отдельных лиц; оценивать состояние здоровья;

  • В пределах компетенции медицинской сестры обосновывать, организовывать и проводить профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия в соответствии с инструктивными документами и на основании результатов гигиенической диагностики;

  • Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

Безопасность жизнедеятельности:

Знать:

  • Роль факторов окружающей среды (природных и социальных) в формировании здоровья и патологии человека;

  • Основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях

Уметь:

  • Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

Организация профилактической работы с населением:

Знать:

  • Роль факторов окружающей среды (природных и социальных) в формировании здоровья и патологии человека;

  • Систему и содержание профилактических и противоэпидемических мероприятий, используемые препараты и технические средства, методы их применения;

Уметь:

  • Консультировать пациента и семью по вопросам сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды;

  • В пределах компетенции медицинской сестры обосновывать, организовывать и проводить профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия в соответствии с инструктивными документами и на основании результатов гигиенической диагностики;

общественное здоровье:

Знать:

  • Роль факторов окружающей среды (природных и социальных) в формировании здоровья и патологии человека;

  • Виды профилактики (первичная, вторичная, третичная);

  • Принципы гигиенической диагностики – понятия, методы оценки риска воздействия неблагоприятных факторов на здоровье.

Уметь:

  • Проводить гигиеническую диагностику: оценивать состояние окружающей среды по данным гигиенических исследований и гигиенических регламентов (нормативов);

  • Определять частоту, интенсивность и продолжительность воздействия факторов окружающей среды на отдельных лиц; оценивать состояние здоровья;

  • В пределах компетенции медицинской сестры обосновывать, организовывать и проводить профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия в соответствии с инструктивными документами и на основании результатов гигиенической диагностики.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

п/п



Код компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

Оценочные средства

знать

уметь




1

ОК-5

Умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

  • Принципы гигиенической диагностики: понятия, методы оценки риска воздействия неблагоприятных факторов на здоровье;

  • Систему и содержание профилактических и противоэпидемических мероприятий, используемые препараты и технические средства, методы их применения;

  • Основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях

  • Проводить гигиеническую диагностику: оценивать состояние окружающей среды по данным гигиенических исследований и гигиенических регламентов (нормативов);

  • Определять частоту, интенсивность и продолжительность воздействия факторов окружающей среды на отдельных лиц; оценивать состояние здоровья;

  • В пределах компетенции медицинской сестры обосновывать, организовывать и проводить профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия в соответствии с инструктивными документами и на основании результатов гигиенической диагностики;

  • Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

Собеседование по ситуационным задачам

Компьютерное тестирование.

Письменное тестирование.

2

ОК-10

Использование основных законов естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа, теоретического и экспериментального исследования

  • Роль факторов окружающей среды (природных и социальных) в формировании здоровья и патологии человека;

  • Принципы гигиенической диагностики: понятия, методы оценки риска воздействия неблагоприятных факторов на здоровье;



  • Проводить гигиеническую диагностику: оценивать состояние окружающей среды по данным гигиенических исследований и гигиенических регламентов (нормативов);

  • Определять частоту, интенсивность и продолжительность воздействия факторов окружающей среды на отдельных лиц; оценивать состояние здоровья.

Собеседование по ситуационным задачам

Компьютерное тестирование.

Письменное тестирование.

3

ПК-7

Способность применять знания общих закономерностей происхождения и развития жизни, строения и функционирования клеток, тканей, органов и систем организма, представления о факторах формирования здоровья, защитно-приспособительных процессах, регуляции и саморегуляции в норме и патологии, с целью проведения целенаправленных мероприятий по профилактике заболеваний, укреплению, восстановлению здоровья индивида и группы населения

  • Роль факторов окружающей среды (природных и социальных) в формировании здоровья и патологии человека;

  • Виды профилактики (первичная, вторичная, третичная);

  • Принципы гигиенической диагностики: понятия, методы оценки риска воздействия неблагоприятных факторов на здоровье;

  • Систему и содержание профилактических и противоэпидемических мероприятий, используемые препараты и технические средства, методы их применения;

  • Основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях

  • Консультировать пациента и семью по вопросам сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды;

  • Проводить гигиеническую диагностику: оценивать состояние окружающей среды по данным гигиенических исследований и гигиенических регламентов (нормативов);

  • Определять частоту, интенсивность и продолжительность воздействия факторов окружающей среды на отдельных лиц; оценивать состояние здоровья;

  • В пределах компетенции медицинской сестры обосновывать, организовывать и проводить профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия в соответствии с инструктивными документами и на основании результатов гигиенической диагностики;

  • Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

Собеседование по ситуационным задачам

Компьютерное тестирование.

Письменное тестирование.

4

ПК-8

Способность вести пропаганду здорового образа жизни на основе научного представления о здоровом образе жизни, владения методами, умениями и навыками физического самосовершенствования

  • Роль факторов окружающей среды (природных и социальных) в формировании здоровья и патологии человека;

  • Виды профилактики (первичная, вторичная, третичная);

  • Принципы гигиенической диагностики: понятия, методы оценки риска воздействия неблагоприятных факторов на здоровье;

  • Систему и содержание профилактических и противоэпидемических мероприятий, используемые препараты и технические средства, методы их применения;

  • Основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях

  • Консультировать пациента и семью по вопросам сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды;

  • Проводить гигиеническую диагностику: оценивать состояние окружающей среды по данным гигиенических исследований и гигиенических регламентов (нормативов);

  • Определять частоту, интенсивность и продолжительность воздействия факторов окружающей среды на отдельных лиц; оценивать состояние здоровья;

  • В пределах компетенции медицинской сестры обосновывать, организовывать и проводить профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия в соответствии с инструктивными документами и на основании результатов гигиенической диагностики.

Собеседование по ситуационным задачам

Компьютерное тестирование.

Письменное тестирование.

5

ПК-9

Способность консультировать пациента (семью) по вопросам профилактики обострений заболеваний, их осложнений, травматизма, вопросам организации рационального питания обеспечения безопасной среды, физической нагрузки

  • Роль факторов окружающей среды (природных и социальных) в формировании здоровья и патологии человека;

  • Виды профилактики (первичная, вторичная, третичная);

  • Принципы гигиенической диагностики: понятия, методы оценки риска воздействия неблагоприятных факторов на здоровье;

  • Систему и содержание профилактических и противоэпидемических мероприятий, используемые препараты и технические средства, методы их применения;

  • Основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях

  • Консультировать пациента и семью по вопросам сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды;

  • Проводить гигиеническую диагностику: оценивать состояние окружающей среды по данным гигиенических исследований и гигиенических регламентов (нормативов);

  • Определять частоту, интенсивность и продолжительность воздействия факторов окружающей среды на отдельных лиц; оценивать состояние здоровья.




Собеседование по ситуационным задачам

Компьютерное тестирование.

Письменное тестирование.


4. Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении:




п/п

Код компетенции

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах

1.

ОК-5

Здоровье населения и окружающая среда.

Предмет, история и содержание гигиены.

Окружающая среда как сочетание природных, антропогенных и социальных факторов.

Гигиеническое регламентирование и прогнозирование.

Гигиена воздушной среды. Солнечная радиация. Климат и здоровье человека.

Гигиена воды и водоснабжения населенных мест.

Гигиена почвы и санитарная очистка населенных мест.

Гигиенические проблемы городов. Гигиена жилых и общественных зданий.

Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиены.

Принципы гигиенической диагностики.

Основные элементы методологии оценки риска для здоровья населения.

Донозологическая диагностика влияния окружающей среды на состояние здоровья населения. Биомаркеры экологического неблагополучия, профилактика и диагностика экологического токсикоза.

Показания и принципы организации оздоровительно-реабилитационных мероприятий.

Питание и здоровье человека.

Концепция и принципы рационального питания. Понятие о пищевом статусе как показателе здоровья.

Профилактика алиментарных заболеваний.

Качество и безопасность пищевых продуктов. Контаминанты пищевых продуктов.

Профилактика пищевых отравлений и инфекций.

2.

ОК-10

Здоровье населения и окружающая среда.

Предмет, история и содержание гигиены.

Окружающая среда как сочетание природных, антропогенных и социальных факторов.

Гигиеническое регламентирование и прогнозирование.

Гигиена воздушной среды. Солнечная радиация. Климат и здоровье человека.

Гигиена воды и водоснабжения населенных мест.

Гигиена почвы и санитарная очистка населенных мест.

Гигиенические проблемы городов. Гигиена жилых и общественных зданий.

Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиены.

Принципы гигиенической диагностики.

Основные элементы методологии оценки риска для здоровья населения.

Донозологическая диагностика влияния окружающей среды на состояние здоровья населения. Биомаркеры экологического неблагополучия, профилактика и диагностика экологического токсикоза.

Показания и принципы организации оздоровительно-реабилитационных мероприятий.

Питание и здоровье человека.

Концепция и принципы рационального питания. Понятие о пищевом статусе как показателе здоровья.

Профилактика алиментарных заболеваний.

Качество и безопасность пищевых продуктов. Контаминанты пищевых продуктов.

Профилактика пищевых отравлений и инфекций.

3.

ПК-7

Здоровье населения и окружающая среда.

Предмет, история и содержание гигиены.

Окружающая среда как сочетание природных, антропогенных и социальных факторов.

Гигиеническое регламентирование и прогнозирование.

Гигиена воздушной среды. Солнечная радиация. Климат и здоровье человека.

Гигиена воды и водоснабжения населенных мест.

Гигиена почвы и санитарная очистка населенных мест.

Гигиенические проблемы городов. Гигиена жилых и общественных зданий.

Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиены.

Принципы гигиенической диагностики.

Основные элементы методологии оценки риска для здоровья населения.

Донозологическая диагностика влияния окружающей среды на состояние здоровья населения. Биомаркеры экологического неблагополучия, профилактика и диагностика экологического токсикоза.

Показания и принципы организации оздоровительно-реабилитационных мероприятий.

Питание и здоровье человека.

Концепция и принципы рационального питания. Понятие о пищевом статусе как показателе здоровья.

Профилактика алиментарных заболеваний.

Качество и безопасность пищевых продуктов. Контаминанты пищевых продуктов.

Профилактика пищевых отравлений и инфекций.

4.

ПК-8

Здоровье населения и окружающая среда.

Предмет, история и содержание гигиены.

Окружающая среда как сочетание природных, антропогенных и социальных факторов.

Гигиеническое регламентирование и прогнозирование.

Гигиена воздушной среды. Солнечная радиация. Климат и здоровье человека.

Гигиена воды и водоснабжения населенных мест.

Гигиена почвы и санитарная очистка населенных мест.

Гигиенические проблемы городов. Гигиена жилых и общественных зданий.

Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиены.

Принципы гигиенической диагностики.

Основные элементы методологии оценки риска для здоровья населения.

Донозологическая диагностика влияния окружающей среды на состояние здоровья населения. Биомаркеры экологического неблагополучия, профилактика и диагностика экологического токсикоза.

Показания и принципы организации оздоровительно-реабилитационных мероприятий.

Питание и здоровье человека.

Концепция и принципы рационального питания. Понятие о пищевом статусе как показателе здоровья.

Профилактика алиментарных заболеваний.

Качество и безопасность пищевых продуктов. Контаминанты пищевых продуктов.

Профилактика пищевых отравлений и инфекций.

5.

ПК-9

Здоровье населения и окружающая среда.

Предмет, история и содержание гигиены.

Окружающая среда как сочетание природных, антропогенных и социальных факторов.

Гигиеническое регламентирование и прогнозирование.

Гигиена воздушной среды. Солнечная радиация. Климат и здоровье человека.

Гигиена воды и водоснабжения населенных мест.

Гигиена почвы и санитарная очистка населенных мест.

Гигиенические проблемы городов. Гигиена жилых и общественных зданий.

Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиены.

Принципы гигиенической диагностики.

Основные элементы методологии оценки риска для здоровья населения.

Донозологическая диагностика влияния окружающей среды на состояние здоровья населения. Биомаркеры экологического неблагополучия, профилактика и диагностика экологического токсикоза.

Показания и принципы организации оздоровительно-реабилитационных мероприятий.

Питание и здоровье человека.

Концепция и принципы рационального питания. Понятие о пищевом статусе как показателе здоровья.

Профилактика алиментарных заболеваний.

Качество и безопасность пищевых продуктов. Контаминанты пищевых продуктов.

Профилактика пищевых отравлений и инфекций.



5. Распределение трудоемкости дисциплины

5.1. распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам:


Вид учебной работы

Трудоемкость

Трудоемкость по семестрам (АЧ)

Объем в зачетных единицах (ЗЕ)

Объем в академических часах (АЧ)

1

Аудиторная работа, в том числе

1

36

36

Лекции (Л)




4

4

Практические занятия (ПЗ)




8

8

Самостоятельная работа студента (СРС)




24

24

Объем дисциплины, подлежащий переаттестации

2

72




Промежуточная аттестация (зачет)










ИТОГО

3

108

36


5.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля:


№ п/п

№ семестра

Наименование раздела дисциплины

Виды учебной работы

Оценочные средства

Лекц.

Практ.

зан.

СРС

Всего

1.

5

Здоровье населения и окружающая среда.

3

4

8

15

Собеседование по ситуационным задачам.

Письменное тестирование

Компьютерное тестирование

2.

5

Принципы гигиенической диагностики.

1

2

8

11

Собеседование по ситуационным задачам.

Письменное тестирование

Компьютерное тестирование

3.

5

Питание и здоровье человека.




2

8

10

Собеседование по ситуационным задачам.

Письменное тестирование

Компьютерное тестирование







ИТОГО

4

8

24

36




5.3. Распределение лекций по семестрам:


№ п/п

Тематика лекций


Объем в АЧ

1 семестр

1.

1. Гигиена – отрасль профилактической медицины.

2. Атмосферный воздух как фактор биосферы. Загрязнение и охрана атмосферного воздуха как эколого-гигиеническая проблема.

3. Почва как фактор риска здоровья населения.

1

1

1

2.

4. Здоровье населения – интегральный критерий качества среды обитания.

1




ИТОГО (всего – 4 АЧ)

4


5.4. Распределение лабораторных практикумов по семестрам – не предусмотрено.
5.5. Распределение тем практических занятий по семестрам:


№ п/п

Наименование тем практических занятий

Объем в АЧ

1 семестр

1.

1. Качество питьевой воды при централизованном водоснабжении.

2


2

2.Приоритетные загрязнители окружающей среды и профилактика экологически обусловленной патологии.

3

3.

3. Изучение и коррекция состояния питания человека

2




Зачет

1




ИТОГО (всего – 8 АЧ)

8


5.6. Распределение тем клинических практических занятий по семестрам – не предусмотрено.
5.7. Распределение тем семинаров по семестрам – не предусмотрено.

5.8. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам:

№ п/п

Наименование вида СРС

Объем в АЧ

5 семестр

1.

Чтение учебника, дополнительной литературы

6

2.

Работа с конспектом лекции

3

3.

Работа со словарями и справочниками

1

4.

Работа с нормативными документами

1

5.

Работа с электронными образовательными ресурсами, Интернет

2

6.

Ответы на контрольные вопросы

2

7.

Аналитическая обработка текста (реферирование)

4

8.

Подготовка сообщений к выступлению, рефератов, докладов

2

9.

Решение ситуационных задач

3




ИТОГО (всего – 24 АЧ)

24


5.9. Разделы дисциплины, подлежащие переаттестации

№ раздела

Наименование тем

1.

1. Вода как фактор биосферы и причина заболеваний.

2.Профилактика заболеваний, связанных с неблагоприятным составом питьевой воды. 3.Методы улучшения качества питьевой воды, оценка эффективности.

4.Качество питьевой воды при нецентрализованном водоснабжении

5. Гигиеническое нормирование факторов среды обитания.

6.Профилактика заболеваний, связанных с воздействием на организм неблагоприятных погодных условий.

7.Экологические проблемы охраны здоровья населения в связи с неблагоприятным воздействием факторов физической природы.

8. Методы исследования запыленности, химического и бактериального состава атмосферного воздуха и воздуха производственных помещений

9. Оценка антропогенного загрязнения воздуха жилых и общественных зданий.

10. Методы гигиенического исследования и оценки почвы

2.

11. Экологически обусловленные заболевания человека.

12.Медицинские проблемы экологии.

13. Экологическая патология детского возраста. Профилактика эндемических заболеваний.

14. Здоровый образ жизни – важный фактор сохранения и укрепления здоровья населения.

3.

15.Питание как приоритетный фактор сохранения и укрепления здоровья населения.

16. Профилактика алиментарных заболеваний.

17.Пищевые отравления их профилактика

18.Экологическая безопасность продуктов питания.



6. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины.

6.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации, виды оценочных средств:

№ п/п

№ семестра

Формы контроля

Наименование раздела дисциплины

Оценочные средства

Виды

Кол-во вопросов в задании

Кол-во независимых вариан-тов

1.

5

Контроль самостоя-тельной работы студента

Здоровье населения и окружающая среда.

Компьютерное тестирование

10

Более 10

2.

5

Принципы гигиенической диагностики.

Компьютерное тестирование

10

Более 10

3.

5

Питание и здоровье человека.

Компьютерное тестирование

10

Более 10

7.

5

Контроль освоения темы

Здоровье населения и окружающая среда.


Собеседование по ситуационным задачам

1

10

8.

5

Письменное тестирование

10

8

9.

5

Компьютерное тестирование

5

Более 10

10.

5

Реферат

1

8

11.

5

Принципы гигиенической диагностики.


Собеседование по ситуационным задачам

1

10

12.

5

Письменное тестирование

10

5

13.

5

Реферат

1

10

14.

5

Компьютерное тестирование

5

Более 10

15.

5

Питание и здоровье человека.

Собеседование по ситуационным задачам

1

10

16.

5

Письменное тестирование

10

5

17.

5

Реферат

1

10

18.

5

Компьютерное тестирование

5

Более 10

19.

5

Промежуточная аттестация

Здоровье населения и окружающая среда. Принципы гигиенической диагностики.

Питание и здоровье человека.

Письменное тестирование

30

3

Зачет

3

15



6.2. Примеры оценочных средств:

6.2.1. Темы рефератов

1. Причины глобального экологического кризиса, его особенности на современном этапе и тенденции дальнейшего развития.

2. Окружающая среда как фактор риска здоровью населения.

3. Экологически обусловленные нарушения в здоровье населения, их причины и профилактика.

4. Экологическая патология детского возраста.

5. Канцерогенные вещества в окружающей среде как фактор риска развития онкологической патологии.

6. Радиационный фактор и его влияние на здоровье населения.

7. Глобальные изменения климата и их последствия.

8. Экологические проблемы питания современного человека.

9. Гиподинамия, ее последствия и профилактика.

10.Роль физической культуры в мобилизации адаптационных возможностей человеческого организма в условиях урбо- и агроценозов, в экстремальных условиях.

11.Личная гигиена как часть общественной гигиены.

12.Основы психогигиены, значение психологической адаптации человека в коллективе, семье в различных возрастных периодах.

13.Социально-гигиеническое значение вредных привычек.

14.Закаливание организма. Требования к организации, устройству и содержанию соляриев, аэрариев, фотариев.


6.2.2. Задания в тестовой форме для компьютерного тестирования:

  1. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

Здоровье населения в большей степени зависит от:

уровня организации медицинской помощи;

экологических факторов;

=образа жизни;

генетических факторов.

2.УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ СФОРМУЛИРОВАНЫ:

Английским биологом Уэбстером.

Немецким биологом Эрнстом Геккелем.

=Американским экологом Барри Коммонером.

3.УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

ОСОБЕННОСТИ СОЛЕВОГО СОСТАВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ ЯВЛЯЮТСЯ ФАКТОРАМИ РИСКА ПО:

Дизентерии

Диабету

=Мочекаменной и гипертонической болезни

Гепатиту
6.2.3. Задания в тестовой форме для письменного тестирования:

1. УКАЖИТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.

ЭФФЕКТ ДЕЙСТВИЯ ФАКТОРА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ ЗАВИСИТ ОТ:

Времени года

=Концентрации химического вещества

Географического положения

=Времени воздействия

2.УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

При какой химической экопатологии этиологическим фактором являются полихлорированные бифенилы (ПХБ):

болезнь итай-итай;

болезнь Минамата;

=болезнь Юшо (масляная болезнь);

химическая астма.

3.Укажите ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

приоритетная группа населения, состояние здоровья которой корректно отражает напряжённость экологической ситуации в населённом пункте:

беременные женщины;

=дети;

люди пожилого возраста;

работники вредных и тяжёлых профессий;

лица с хроническими заболеваниями
6.2.4. Ситуационные задачи:

Задача 1.

В атмосферном воздухе жилой зоны города постоянно присутствует бензол, относящийся к I A группе канцерогенных веществ. Средняя ежесуточная пожизненная концентрация бензола составляет 1,110-5 мкг/м3. Единичный канцерогенный ингаляционный риск (URi) соответствует 0,029 мкг/м3. Население города составляет 100000 человек.
Задание:

  1. Рассчитайте индивидуальный и популяционный канцерогенный риск.

  2. Дайте гигиеническую оценку уровня канцерогенной опасности. Предложите рекомендации по управлению риском.


Решение задачи

Расчетный прогнозируемый индивидуальный (дополнительный к фоновому) канцерогенный риск составляет 3,210-4 случаев рака за счет ингаляционного атмосферного воздействия бензола.

Популяционный канцерогенный риск прогнозируется на уровне 32 случаев на все население города.

При оценке уровня канцерогенной опасности необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в «Руководстве по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду». Руководство Р.2.1.10.1920 – 04.–М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора МЗ РФ, 2004. В соответствии с методологией оценки канцерогенного риска приемлемым считается уровень 110-5. Уровни 110-4 и т.д. считаются высокими и требуют проведения дополнительных мероприятий по снижению выбросов канцерогенный веществ в окружающую среду до достижения уровней приемлемого риска.
Задача 2.

В атмосферном воздухе жилой зоны города постоянно присутствует шестивалентный хром, относящийся к I A группе канцерогенных веществ. Средняя ежесуточная пожизненная концентрация хрома составляет 0,510-9 мкг/м3. Единичный канцерогенный ингаляционный риск (URi) соответствует 150 мкг/м3. Население города составляет 200000 человек.
Задание:

1. Рассчитайте индивидуальный и популяционный канцерогенный риск.

2. Дайте гигиеническую оценку уровня канцерогенной опасности.

Предложите рекомендации по управлению риском.
Решение задачи

Расчетный прогнозируемый (дополнительный к фоновому) канцерогенный риск от ингаляционного воздействия шестивалентного хрома составляет 7,510-7 случаев рака. Популяционный риск прогнозируется на уровне 1,5 случаев на все население города. Данный уровень риска относится к низкому. Проведения дополнительных мероприятий не требуется.

6.3. Оценочные средства, рекомендуемые для включения в фонд оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации.

Задания в тестовой форме для письменного либо компьютерного тестирования:

  1. УКАЖИТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.

Информационно-аналитическую базу системы социально-гигиенического мониторинга составляют:

=медико-демографические показатели, характеризующие состояние здоровья населения;

=эколого-гигиенические показатели, характеризующие качество окружающей среды;

социально-экономические показатели, характеризующие условия быта, питания, труда и др.

2.Укажите все правильные ответы.

Основные этапы процедуры оценки риска:

=первый - идентификация опасности;

=второй - оценка экспозиции;

=третий - оценка зависимости «доза - ответ»;

=четвёртый - характеристика риска;

пятый - оценка риска канцерогенных эффектов.

3.укажите правильный ответ.

Необходимость постановки вопроса о снижении канцерогенного риска возникает при уровне:

менее 10-6;

=от 10-6 до 10-4;

более 10-10;

от 10-7 до 10-8.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1. Перечень основной литературы



Наименование

издания

Кол-во экземпляров

в библиотеке



Гигиена и экология человека: учебник / Н.А.Матвеева, М.В.Ашина, А.В.Леонов и др.- М.: КНОРУС.- 2011

101



Гигиена с основами экологии человека: учебник / Архангельский В.И. и др.: под ред. П.И.Мельниченко.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2011.-752 с.

60


7.2. Перечень дополнительной литературы



Наименование

издания

Кол-во экземпляров

в библиотеке



Ю.П.Пивоваров Гигиена и основы экологии человека .-

2010 (электронный ресурс)

10 доступов



Ю.П.Пивоваров. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека.- 2010 (электронный ресурс)

10 доступов



Изучение и коррекция состояния питания человека: учебно-методическое пособие для студентов / Н.А.Матвеева [и др.].- Изд-во НижГМА, 2009.- 52 с.

300


7.3. Перечень методических рекомендаций для аудиторной и самостоятельной работы студентов:



Наименование

издания

Кол-во экземпляров

на кафедре

1.

Качество питьевой воды при централизованном водоснабжении.

30

2.

Приоритетные загрязнители окружающей среды и профилактика экологически обусловленной патологии.

30

3.

Изучение и коррекция состояния питания человека.

30


7.4. Перечень методических рекомендаций для преподавателей:




Наименование

издания

Кол-во экземпляров

на кафедре

1.

Качество питьевой воды при централизованном водоснабжении.

15

2.

Приоритетные загрязнители окружающей среды и профилактика экологически обусловленной патологии.

15

3.

Изучение и коррекция состояния питания человека.

15


8.Материально-техническое обеспечение дисциплины.

8.1. Перечень помещений, необходимых для проведения аудиторных занятий по дисциплине.

1.Лекционный зал с мультимедийным оборудованием

2.Кабинет гигиены питания

3.Лаборатория гигиены воды и почвы

4.Кабинет медицинской экологии

5.Межкафедральный учебно-методический кабинет


    1. Перечень оборудования, необходимого для проведения аудиторных занятий по дисциплине.

Приборы, устройства, приспособления: аквадистиллятор АДЭА-4, газоанализатор МГЛ-19, дозиметр-радиометр ДКС-96, дозиметр МКС-05 ТЕРРА-П, измеритель скорости воздуха и температуры Testo-415, измеритель температуры и влажности ИВА-6А, термометры максимальные (ртутные), минимальные (спиртовые), гигрометры волосяной, психрометрический ВИТ-2, психрометры Августа, аспирационные психрометры Ассмана, универсальный газоанализатор УГ-2, наборы индикаторных трубок, электроаспиратор (модель 822), аспиратор АЭРА, реометры жидкостные, поглотители Зайцева, Полежаева, Петри, Рихтера, фильтры АФА-ВП, АФА-ХП, АФА-ХС, АФАС-У, беззольные бумажные, пластмассовые патроны, резиновые трубки (шланги), сорбционные трубки, газовые пипетки, шумомер и виброметр, анемометры чашечные, крыльчатые, кататермометры шаровые, цилиндрические, барометр-анероид, приборы-самописцы – термограф, барограф, гигрограф, люксметр Аргус-01, люксметр – УФ-метр ТКА-01, радиометр радона РРА-01М-03, рН-метр Экотест 2000, фотоэлектрокалириметр КФК-2, иономер «ЭВ-74», ионоселективные мембранные электроды ЭМ-01 (ЭИМ-1, ЭИМ-П), прибор Кротова, пробоотборник бактериологический, чашки Петри, облучатели бактерицидные ОБН, ОБНП, ОБПе, облучатель ультрафиолетовый УФО-В, весы ВМЭН-150-100-И-Д-А, ростомер РЭП-1, динамометры кистевые ДК 25, ДК 50, ДК 100, динамометр становой ДС 500, спирометр Spirotest, калипер КЭЦ-100, тонометры Omron М6, тонометры Доктор Тон, набор металлических сит, штативы, мерные цилиндры, мерные цилиндры без дна, колбы, стаканы, воронки, стеклянные трубки-капилляры, пипетки, наборы реактивов, электроплитки, весы и наборы гирь, рулетка, лента сантиметровая, линейки.

Компьютеры, ноутбук, МФУ Canon, мультимедийный проектор, плазменные телевизоры.


  1. Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины:

  1. Неиммитационные технологии: проблемная лекция, лекция – визуализация

  2. Иммитационные технологии: ролевая игра

Всего 30% интерактивных занятий от объема аудиторной работы.
9.1.Примеры образовательных технологий в интерактивной форме:

1.общесистемное и прикладное программное обеспечение, в том числе:

- компьютерные презентации;

- электронные версии учебно-методических материалов кафедры;

-учебные фильмы;

-электронные версии тестовых заданий по дисциплине и др.

2.Темы лекций-визуализаций:

1. Атмосферный воздух как фактор биосферы. Загрязнение и охрана атмосферного воздуха как эколого-гигиеническая проблема.

2. Вода как фактор биосферы и причина заболеваний. Гигиенические требования к качеству питьевой воды.

3. Почва как фактор риска здоровья населения.
3.Ролевая игра

«Повышенная нитратная нагрузка»

Поселок К расположен на берегу реки Н. Население поселка использует речную воду в хозяйственно-бытовых целях. В 20 км выше по течению реки находится крупный животноводческий комбинат. В течение 5 последних лет неоднократно происходили аварийные сбросы неочищенных сточных вод комбината в реку Н.

Группа студентов делится на подгруппы:

  1. Администрация поселка К

  2. Руководство животноводческого комбината

  3. Эксперты Роспотребнадзора

  4. Медицинские работники

Группа экспертов получает от преподавателя результаты исследований содержания нитратов в объектах среды, делает расчеты суммарной нитратной нагрузки, дает гигиеническое заключение. Медицинские работники предоставляют информацию по состоянию здоровья населения. Эксперты и медицинские работники разрабатывают план реабилитационно-оздоровительных мероприятий. Администрация поселка принимает административно-организационные меры на законодательной основе.
9.2. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:

- официальный сайт НижГМА www.nizhgma.ru;

- портал дистанционного образования НижГМА http://sdo.nnsma.ru;

- сайт библиотеки НижГМА www.lib.nizhgma.ru;

- сайты Высших учебных медицинских и фармацевтических учреждений и др.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине гигиена и экология человека iconУчебное пособие для преподавателей и студентов образовательных учреждений...
«Гигиена и экология человека» и Примерной интегрированной программой блока дисциплин для всех специальностей средних медицинских...
Рабочая программа по дисциплине гигиена и экология человека iconРабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека»
Рабочая программа учебной дисциплины гигиена и экология человека разработана на основе государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по дисциплине гигиена и экология человека iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 05 Гигиена и экология человека...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа по дисциплине гигиена и экология человека iconТема №1
План работы для студентов по практике по дисциплине: «Гигиена и экология человека»
Рабочая программа по дисциплине гигиена и экология человека iconРабочая программа по дисциплине: гигиена, экология человека для специальности...
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа по дисциплине гигиена и экология человека iconРабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана...
Экология человека [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 24 с
Рабочая программа по дисциплине гигиена и экология человека iconЛитература для врачей). Isbn 5-901006-89-5 1 Гигиена и экология человека:...
Гигиена лечебно-профилактических учреждений: учеб пособие/ П. В. Глыбочко [и др.]. Саратов : Изд-во сгму, 2005. 136 с. Isbn 5-7213...
Рабочая программа по дисциплине гигиена и экология человека iconРабочая программа дисциплины гигиена направление подготовки (специальность) «педиатрия»
Целью обучения дисциплине "гигиена" является формирование у студентов современного представления о гигиене как о главной научной,...
Рабочая программа по дисциплине гигиена и экология человека iconРабочая программа Дисциплины «Экология человека»
Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»
Рабочая программа по дисциплине гигиена и экология человека iconРабочая программа Основного общего образования по курсу «экология»
Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека по программе среднего (полного) общего образования по учебнику...
Рабочая программа по дисциплине гигиена и экология человека iconТесты по дисциплине «Гигиена с основами экологии человека, вг» для...
Как называются факторы, которые воздействуют на природу в результате деятельности человека?
Рабочая программа по дисциплине гигиена и экология человека iconРабочая программа по дисциплине «Санитария и гигиена предприятий...
Рабочая программа по дисциплине «Санитария и гигиена предприятий питания, туризма и гостинично-ресторанных комплексов» составлена...
Рабочая программа по дисциплине гигиена и экология человека iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется...
Целью освоения дисциплины «Экология человека» является: формирование у студентов устойчивых базовых знаний об основах экологии человека...
Рабочая программа по дисциплине гигиена и экология человека iconРеферат на тему: «Гигиена»
Гигиена медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая...
Рабочая программа по дисциплине гигиена и экология человека iconСодержание Введение (1 ч) Занятие Вводное занятие. Что изучает экология человека
...
Рабочая программа по дисциплине гигиена и экология человека iconВопросы к экзамену по учебной дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Понятие об анатомии, физиологии и гигиене. Основные этапы и периоды развития человека


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск