Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
| УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной
работе
профессор С.Н. Цыбусов
______________________________
«___» ______________ 20__г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
(ОБЩАЯ ГИГИЕНА) Шифр дисциплины – Б.3
Направление подготовки: 060500 Сестринское дело
Квалификация (степень) выпускника - «бакалавр» Факультет Высшего сестринского образования
Форма обучения: очно-заочная
2013
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 060500 Сестринское дело (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 57 от 17.01.2011г.
Составитель Рабочей программы
Ашина Марина Владиславовна, к.м.н., доцент кафедры общей гигиены и экологии
Бадеева Татьяна Владимировна, к.м.н., доцент кафедры общей гигиены и экологии
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общей гигиены и экологии (протокол № 4 от 12.04. 2013 г.). Заведующий кафедрой общей гигиены
и экологии, профессор, д.м.н. ____________________ Н.А. Матвеева «12» апреля 2013 г.
СОГЛАСОВАНО Председатель цикловой методической комиссии
по медико-профилактическим дисциплинам,
профессор, д.м.н. ___________________ Е.С. Богомолова
«17» апреля 2013 г.
СОГЛАСОВАНО Начальник УМУ,
профессор, д.м.н. _____________________ Т.Е. Потемина «___» _________ 2013 г.
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель – формирование системных знаний по методологии профилактической медицины, приобретение гигиенических знаний и умений по оценке влияния факторов среды обитания на здоровье человека и населения, позволяющих студентам овладеть рядом общекультурных и профессиональных компетенций (ОК-5, ОК-10, ПК-7, ПК-8, ПК-9).
Задачи:
Бакалавр по направлению подготовки 060500 Сестринское дело должен решать следующие профессиональные задачи:
Знать:
Роль факторов окружающей среды (природных и социальных) в формировании здоровья и патологии человека;
Виды профилактики (первичная, вторичная, третичная);
Принципы гигиенической диагностики – понятия, методы оценки риска воздействия неблагоприятных факторов на здоровье;
Систему и содержание профилактических и противоэпидемических мероприятий, используемые препараты и технические средства, методы их применения;
Основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях
Уметь:
Консультировать пациента и семью по вопросам сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды;
Проводить гигиеническую диагностику: оценивать состояние окружающей среды по данным гигиенических исследований и гигиенических регламентов (нормативов);
Определять частоту, интенсивность и продолжительность воздействия факторов окружающей среды на отдельных лиц; оценивать состояние здоровья;
В пределах компетенции медицинской сестры обосновывать, организовывать и проводить профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия в соответствии с инструктивными документами и на основании результатов гигиенической диагностики;
Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.
2. Место дисциплины в структуре ООП
2.1. Дисциплина «Гигиена и экология человека (общая гигиена)» относится к Б.3 – базовой части общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Нормальная физиология:
Знать:
Роль биогенных элементов и их соединений в живых системах;
Функциональные системы организма человека, механизмы регуляции и саморегуляции при изменениях и воздействии разнообразных факторов внутренней и внешней среды
Уметь:
Проводить исследования функционального состояния организма человека.
Общая патология:
Знать:
Роль причинных факторов и болезнетворных условий в возникновении типовых патологических процессов и болезней.
Уметь:
Объяснять механизмы развития и проявления заболеваний, а также механизмы действия различных принципов лечения и профилактики.
Здоровый человек и его окружение:
Знать:
Анатомо-физиологические и психологические особенности человека в разные возрастные периоды;
Содержание понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни».
2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами:
Больничная гигиена:
Знать:
Роль факторов окружающей среды (природных и социальных) в формировании здоровья и патологии человека;
Виды профилактики (первичная, вторичная, третичная);
Принципы гигиенической диагностики – понятия, методы оценки риска воздействия неблагоприятных факторов на здоровье;
Систему и содержание профилактических и противоэпидемических мероприятий, используемые препараты и технические средства, методы их применения;
Уметь:
Консультировать пациента и семью по вопросам сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды;
Проводить гигиеническую диагностику: оценивать состояние окружающей среды по данным гигиенических исследований и гигиенических регламентов (нормативов);
Определять частоту, интенсивность и продолжительность воздействия факторов окружающей среды на отдельных лиц; оценивать состояние здоровья;
В пределах компетенции медицинской сестры обосновывать, организовывать и проводить профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия в соответствии с инструктивными документами и на основании результатов гигиенической диагностики;
эпидемиология:
Знать:
Роль факторов окружающей среды (природных и социальных) в формировании здоровья и патологии человека;
Виды профилактики (первичная, вторичная, третичная);
Принципы гигиенической диагностики – понятия, методы оценки риска воздействия неблагоприятных факторов на здоровье;
Систему и содержание профилактических и противоэпидемических мероприятий, используемые препараты и технические средства, методы их применения;
Основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях
Уметь:
Проводить гигиеническую диагностику: оценивать состояние окружающей среды по данным гигиенических исследований и гигиенических регламентов (нормативов);
Определять частоту, интенсивность и продолжительность воздействия факторов окружающей среды на отдельных лиц; оценивать состояние здоровья;
В пределах компетенции медицинской сестры обосновывать, организовывать и проводить профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия в соответствии с инструктивными документами и на основании результатов гигиенической диагностики;
Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.
Безопасность жизнедеятельности:
Знать:
Роль факторов окружающей среды (природных и социальных) в формировании здоровья и патологии человека;
Основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях
Уметь:
Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.
Организация профилактической работы с населением:
Знать:
Роль факторов окружающей среды (природных и социальных) в формировании здоровья и патологии человека;
Систему и содержание профилактических и противоэпидемических мероприятий, используемые препараты и технические средства, методы их применения;
Уметь:
Консультировать пациента и семью по вопросам сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды;
В пределах компетенции медицинской сестры обосновывать, организовывать и проводить профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия в соответствии с инструктивными документами и на основании результатов гигиенической диагностики;
общественное здоровье:
Знать:
Роль факторов окружающей среды (природных и социальных) в формировании здоровья и патологии человека;
Виды профилактики (первичная, вторичная, третичная);
Принципы гигиенической диагностики – понятия, методы оценки риска воздействия неблагоприятных факторов на здоровье.
Уметь:
Проводить гигиеническую диагностику: оценивать состояние окружающей среды по данным гигиенических исследований и гигиенических регламентов (нормативов);
Определять частоту, интенсивность и продолжительность воздействия факторов окружающей среды на отдельных лиц; оценивать состояние здоровья;
В пределах компетенции медицинской сестры обосновывать, организовывать и проводить профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия в соответствии с инструктивными документами и на основании результатов гигиенической диагностики.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
п/п
№
| Код компетенции
| Содержание компетенции (или ее части)
| В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
| Оценочные средства
| знать
| уметь
|
| 1
| ОК-5
| Умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
| Принципы гигиенической диагностики: понятия, методы оценки риска воздействия неблагоприятных факторов на здоровье;
Систему и содержание профилактических и противоэпидемических мероприятий, используемые препараты и технические средства, методы их применения;
Основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях
| Проводить гигиеническую диагностику: оценивать состояние окружающей среды по данным гигиенических исследований и гигиенических регламентов (нормативов);
Определять частоту, интенсивность и продолжительность воздействия факторов окружающей среды на отдельных лиц; оценивать состояние здоровья;
В пределах компетенции медицинской сестры обосновывать, организовывать и проводить профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия в соответствии с инструктивными документами и на основании результатов гигиенической диагностики;
Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.
| Собеседование по ситуационным задачам
Компьютерное тестирование.
Письменное тестирование.
| 2
| ОК-10
| Использование основных законов естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа, теоретического и экспериментального исследования
| Роль факторов окружающей среды (природных и социальных) в формировании здоровья и патологии человека;
Принципы гигиенической диагностики: понятия, методы оценки риска воздействия неблагоприятных факторов на здоровье;
| Проводить гигиеническую диагностику: оценивать состояние окружающей среды по данным гигиенических исследований и гигиенических регламентов (нормативов);
Определять частоту, интенсивность и продолжительность воздействия факторов окружающей среды на отдельных лиц; оценивать состояние здоровья.
| Собеседование по ситуационным задачам
Компьютерное тестирование.
Письменное тестирование.
| 3
| ПК-7
| Способность применять знания общих закономерностей происхождения и развития жизни, строения и функционирования клеток, тканей, органов и систем организма, представления о факторах формирования здоровья, защитно-приспособительных процессах, регуляции и саморегуляции в норме и патологии, с целью проведения целенаправленных мероприятий по профилактике заболеваний, укреплению, восстановлению здоровья индивида и группы населения
| Роль факторов окружающей среды (природных и социальных) в формировании здоровья и патологии человека;
Виды профилактики (первичная, вторичная, третичная);
Принципы гигиенической диагностики: понятия, методы оценки риска воздействия неблагоприятных факторов на здоровье;
Систему и содержание профилактических и противоэпидемических мероприятий, используемые препараты и технические средства, методы их применения;
Основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях
| Консультировать пациента и семью по вопросам сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды;
Проводить гигиеническую диагностику: оценивать состояние окружающей среды по данным гигиенических исследований и гигиенических регламентов (нормативов);
Определять частоту, интенсивность и продолжительность воздействия факторов окружающей среды на отдельных лиц; оценивать состояние здоровья;
В пределах компетенции медицинской сестры обосновывать, организовывать и проводить профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия в соответствии с инструктивными документами и на основании результатов гигиенической диагностики;
Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.
| Собеседование по ситуационным задачам
Компьютерное тестирование.
Письменное тестирование.
| 4
| ПК-8
| Способность вести пропаганду здорового образа жизни на основе научного представления о здоровом образе жизни, владения методами, умениями и навыками физического самосовершенствования
| Роль факторов окружающей среды (природных и социальных) в формировании здоровья и патологии человека;
Виды профилактики (первичная, вторичная, третичная);
Принципы гигиенической диагностики: понятия, методы оценки риска воздействия неблагоприятных факторов на здоровье;
Систему и содержание профилактических и противоэпидемических мероприятий, используемые препараты и технические средства, методы их применения;
Основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях
| Консультировать пациента и семью по вопросам сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды;
Проводить гигиеническую диагностику: оценивать состояние окружающей среды по данным гигиенических исследований и гигиенических регламентов (нормативов);
Определять частоту, интенсивность и продолжительность воздействия факторов окружающей среды на отдельных лиц; оценивать состояние здоровья;
В пределах компетенции медицинской сестры обосновывать, организовывать и проводить профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия в соответствии с инструктивными документами и на основании результатов гигиенической диагностики.
| Собеседование по ситуационным задачам
Компьютерное тестирование.
Письменное тестирование.
| 5
| ПК-9
| Способность консультировать пациента (семью) по вопросам профилактики обострений заболеваний, их осложнений, травматизма, вопросам организации рационального питания обеспечения безопасной среды, физической нагрузки
| Роль факторов окружающей среды (природных и социальных) в формировании здоровья и патологии человека;
Виды профилактики (первичная, вторичная, третичная);
Принципы гигиенической диагностики: понятия, методы оценки риска воздействия неблагоприятных факторов на здоровье;
Систему и содержание профилактических и противоэпидемических мероприятий, используемые препараты и технические средства, методы их применения;
Основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях
| Консультировать пациента и семью по вопросам сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды;
Проводить гигиеническую диагностику: оценивать состояние окружающей среды по данным гигиенических исследований и гигиенических регламентов (нормативов);
Определять частоту, интенсивность и продолжительность воздействия факторов окружающей среды на отдельных лиц; оценивать состояние здоровья.
| Собеседование по ситуационным задачам
Компьютерное тестирование.
Письменное тестирование.
|
4. Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении:
№
п/п
| Код компетенции
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела в дидактических единицах
| 1.
| ОК-5
| Здоровье населения и окружающая среда.
| Предмет, история и содержание гигиены.
Окружающая среда как сочетание природных, антропогенных и социальных факторов.
Гигиеническое регламентирование и прогнозирование.
Гигиена воздушной среды. Солнечная радиация. Климат и здоровье человека.
Гигиена воды и водоснабжения населенных мест.
Гигиена почвы и санитарная очистка населенных мест.
Гигиенические проблемы городов. Гигиена жилых и общественных зданий.
Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиены.
| Принципы гигиенической диагностики.
| Основные элементы методологии оценки риска для здоровья населения.
Донозологическая диагностика влияния окружающей среды на состояние здоровья населения. Биомаркеры экологического неблагополучия, профилактика и диагностика экологического токсикоза.
Показания и принципы организации оздоровительно-реабилитационных мероприятий.
| Питание и здоровье человека.
| Концепция и принципы рационального питания. Понятие о пищевом статусе как показателе здоровья.
Профилактика алиментарных заболеваний.
Качество и безопасность пищевых продуктов. Контаминанты пищевых продуктов.
Профилактика пищевых отравлений и инфекций.
| 2.
| ОК-10
| Здоровье населения и окружающая среда.
| Предмет, история и содержание гигиены.
Окружающая среда как сочетание природных, антропогенных и социальных факторов.
Гигиеническое регламентирование и прогнозирование.
Гигиена воздушной среды. Солнечная радиация. Климат и здоровье человека.
Гигиена воды и водоснабжения населенных мест.
Гигиена почвы и санитарная очистка населенных мест.
Гигиенические проблемы городов. Гигиена жилых и общественных зданий.
Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиены.
| Принципы гигиенической диагностики.
| Основные элементы методологии оценки риска для здоровья населения.
Донозологическая диагностика влияния окружающей среды на состояние здоровья населения. Биомаркеры экологического неблагополучия, профилактика и диагностика экологического токсикоза.
Показания и принципы организации оздоровительно-реабилитационных мероприятий.
| Питание и здоровье человека.
| Концепция и принципы рационального питания. Понятие о пищевом статусе как показателе здоровья.
Профилактика алиментарных заболеваний.
Качество и безопасность пищевых продуктов. Контаминанты пищевых продуктов.
Профилактика пищевых отравлений и инфекций.
| 3.
| ПК-7
| Здоровье населения и окружающая среда.
| Предмет, история и содержание гигиены.
Окружающая среда как сочетание природных, антропогенных и социальных факторов.
Гигиеническое регламентирование и прогнозирование.
Гигиена воздушной среды. Солнечная радиация. Климат и здоровье человека.
Гигиена воды и водоснабжения населенных мест.
Гигиена почвы и санитарная очистка населенных мест.
Гигиенические проблемы городов. Гигиена жилых и общественных зданий.
Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиены.
| Принципы гигиенической диагностики.
| Основные элементы методологии оценки риска для здоровья населения.
Донозологическая диагностика влияния окружающей среды на состояние здоровья населения. Биомаркеры экологического неблагополучия, профилактика и диагностика экологического токсикоза.
Показания и принципы организации оздоровительно-реабилитационных мероприятий.
| Питание и здоровье человека.
| Концепция и принципы рационального питания. Понятие о пищевом статусе как показателе здоровья.
Профилактика алиментарных заболеваний.
Качество и безопасность пищевых продуктов. Контаминанты пищевых продуктов.
Профилактика пищевых отравлений и инфекций.
| 4.
| ПК-8
| Здоровье населения и окружающая среда.
| Предмет, история и содержание гигиены.
Окружающая среда как сочетание природных, антропогенных и социальных факторов.
Гигиеническое регламентирование и прогнозирование.
Гигиена воздушной среды. Солнечная радиация. Климат и здоровье человека.
Гигиена воды и водоснабжения населенных мест.
Гигиена почвы и санитарная очистка населенных мест.
Гигиенические проблемы городов. Гигиена жилых и общественных зданий.
Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиены.
| Принципы гигиенической диагностики.
| Основные элементы методологии оценки риска для здоровья населения.
Донозологическая диагностика влияния окружающей среды на состояние здоровья населения. Биомаркеры экологического неблагополучия, профилактика и диагностика экологического токсикоза.
Показания и принципы организации оздоровительно-реабилитационных мероприятий.
| Питание и здоровье человека.
| Концепция и принципы рационального питания. Понятие о пищевом статусе как показателе здоровья.
Профилактика алиментарных заболеваний.
Качество и безопасность пищевых продуктов. Контаминанты пищевых продуктов.
Профилактика пищевых отравлений и инфекций.
| 5.
| ПК-9
| Здоровье населения и окружающая среда.
| Предмет, история и содержание гигиены.
Окружающая среда как сочетание природных, антропогенных и социальных факторов.
Гигиеническое регламентирование и прогнозирование.
Гигиена воздушной среды. Солнечная радиация. Климат и здоровье человека.
Гигиена воды и водоснабжения населенных мест.
Гигиена почвы и санитарная очистка населенных мест.
Гигиенические проблемы городов. Гигиена жилых и общественных зданий.
Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиены.
| Принципы гигиенической диагностики.
| Основные элементы методологии оценки риска для здоровья населения.
Донозологическая диагностика влияния окружающей среды на состояние здоровья населения. Биомаркеры экологического неблагополучия, профилактика и диагностика экологического токсикоза.
Показания и принципы организации оздоровительно-реабилитационных мероприятий.
| Питание и здоровье человека.
| Концепция и принципы рационального питания. Понятие о пищевом статусе как показателе здоровья.
Профилактика алиментарных заболеваний.
Качество и безопасность пищевых продуктов. Контаминанты пищевых продуктов.
Профилактика пищевых отравлений и инфекций.
|
5. Распределение трудоемкости дисциплины
5.1. распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам:
Вид учебной работы
| Трудоемкость
| Трудоемкость по семестрам (АЧ)
| Объем в зачетных единицах (ЗЕ)
| Объем в академических часах (АЧ)
| 1
| Аудиторная работа, в том числе
| 1
| 36
| 36
| Лекции (Л)
|
| 4
| 4
| Практические занятия (ПЗ)
|
| 8
| 8
| Самостоятельная работа студента (СРС)
|
| 24
| 24
| Объем дисциплины, подлежащий переаттестации
| 2
| 72
|
| Промежуточная аттестация (зачет)
|
|
|
| ИТОГО
| 3
| 108
| 36
|
5.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля:
№ п/п
| № семестра
| Наименование раздела дисциплины
| Виды учебной работы
| Оценочные средства
| Лекц.
| Практ.
зан.
| СРС
| Всего
| 1.
| 5
| Здоровье населения и окружающая среда.
| 3
| 4
| 8
| 15
| Собеседование по ситуационным задачам.
Письменное тестирование
Компьютерное тестирование
| 2.
| 5
| Принципы гигиенической диагностики.
| 1
| 2
| 8
| 11
| Собеседование по ситуационным задачам.
Письменное тестирование
Компьютерное тестирование
| 3.
| 5
| Питание и здоровье человека.
|
| 2
| 8
| 10
| Собеседование по ситуационным задачам.
Письменное тестирование
Компьютерное тестирование
|
|
| ИТОГО
| 4
| 8
| 24
| 36
|
| 5.3. Распределение лекций по семестрам:
№ п/п
| Тематика лекций
| Объем в АЧ
| 1 семестр
| 1.
| 1. Гигиена – отрасль профилактической медицины.
2. Атмосферный воздух как фактор биосферы. Загрязнение и охрана атмосферного воздуха как эколого-гигиеническая проблема.
3. Почва как фактор риска здоровья населения.
| 1
1
1
| 2.
| 4. Здоровье населения – интегральный критерий качества среды обитания.
| 1
|
| ИТОГО (всего – 4 АЧ)
| 4
|
5.4. Распределение лабораторных практикумов по семестрам – не предусмотрено. 5.5. Распределение тем практических занятий по семестрам:
№ п/п
| Наименование тем практических занятий
| Объем в АЧ
| 1 семестр
| 1.
| 1. Качество питьевой воды при централизованном водоснабжении.
| 2
| 2
| 2.Приоритетные загрязнители окружающей среды и профилактика экологически обусловленной патологии.
| 3
| 3.
| 3. Изучение и коррекция состояния питания человека
| 2
|
| Зачет
| 1
|
| ИТОГО (всего – 8 АЧ)
| 8
|
5.6. Распределение тем клинических практических занятий по семестрам – не предусмотрено. 5.7. Распределение тем семинаров по семестрам – не предусмотрено.
5.8. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам:
№ п/п
| Наименование вида СРС
| Объем в АЧ
| 5 семестр
| 1.
| Чтение учебника, дополнительной литературы
| 6
| 2.
| Работа с конспектом лекции
| 3
| 3.
| Работа со словарями и справочниками
| 1
| 4.
| Работа с нормативными документами
| 1
| 5.
| Работа с электронными образовательными ресурсами, Интернет
| 2
| 6.
| Ответы на контрольные вопросы
| 2
| 7.
| Аналитическая обработка текста (реферирование)
| 4
| 8.
| Подготовка сообщений к выступлению, рефератов, докладов
| 2
| 9.
| Решение ситуационных задач
| 3
|
| ИТОГО (всего – 24 АЧ)
| 24
|
5.9. Разделы дисциплины, подлежащие переаттестации
№ раздела
| Наименование тем
| 1.
| 1. Вода как фактор биосферы и причина заболеваний.
2.Профилактика заболеваний, связанных с неблагоприятным составом питьевой воды. 3.Методы улучшения качества питьевой воды, оценка эффективности.
4.Качество питьевой воды при нецентрализованном водоснабжении
5. Гигиеническое нормирование факторов среды обитания.
6.Профилактика заболеваний, связанных с воздействием на организм неблагоприятных погодных условий.
7.Экологические проблемы охраны здоровья населения в связи с неблагоприятным воздействием факторов физической природы.
8. Методы исследования запыленности, химического и бактериального состава атмосферного воздуха и воздуха производственных помещений
9. Оценка антропогенного загрязнения воздуха жилых и общественных зданий.
10. Методы гигиенического исследования и оценки почвы
| 2.
| 11. Экологически обусловленные заболевания человека.
12.Медицинские проблемы экологии.
13. Экологическая патология детского возраста. Профилактика эндемических заболеваний.
14. Здоровый образ жизни – важный фактор сохранения и укрепления здоровья населения.
| 3.
| 15.Питание как приоритетный фактор сохранения и укрепления здоровья населения.
16. Профилактика алиментарных заболеваний.
17.Пищевые отравления их профилактика
18.Экологическая безопасность продуктов питания.
|
6. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины.
6.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации, виды оценочных средств:
№ п/п
| № семестра
| Формы контроля
| Наименование раздела дисциплины
| Оценочные средства
| Виды
| Кол-во вопросов в задании
| Кол-во независимых вариан-тов
| 1.
| 5
| Контроль самостоя-тельной работы студента
| Здоровье населения и окружающая среда.
| Компьютерное тестирование
| 10
| Более 10
| 2.
| 5
| Принципы гигиенической диагностики.
| Компьютерное тестирование
| 10
| Более 10
| 3.
| 5
| Питание и здоровье человека.
| Компьютерное тестирование
| 10
| Более 10
| 7.
| 5
| Контроль освоения темы
| Здоровье населения и окружающая среда.
| Собеседование по ситуационным задачам
| 1
| 10
| 8.
| 5
| Письменное тестирование
| 10
| 8
| 9.
| 5
| Компьютерное тестирование
| 5
| Более 10
| 10.
| 5
| Реферат
| 1
| 8
| 11.
| 5
| Принципы гигиенической диагностики.
| Собеседование по ситуационным задачам
| 1
| 10
| 12.
| 5
| Письменное тестирование
| 10
| 5
| 13.
| 5
| Реферат
| 1
| 10
| 14.
| 5
| Компьютерное тестирование
| 5
| Более 10
| 15.
| 5
| Питание и здоровье человека.
| Собеседование по ситуационным задачам
| 1
| 10
| 16.
| 5
| Письменное тестирование
| 10
| 5
| 17.
| 5
| Реферат
| 1
| 10
| 18.
| 5
| Компьютерное тестирование
| 5
| Более 10
| 19.
| 5
| Промежуточная аттестация
| Здоровье населения и окружающая среда. Принципы гигиенической диагностики.
Питание и здоровье человека.
| Письменное тестирование
| 30
| 3
| Зачет
| 3
| 15
|
6.2. Примеры оценочных средств:
6.2.1. Темы рефератов
1. Причины глобального экологического кризиса, его особенности на современном этапе и тенденции дальнейшего развития.
2. Окружающая среда как фактор риска здоровью населения.
3. Экологически обусловленные нарушения в здоровье населения, их причины и профилактика.
4. Экологическая патология детского возраста.
5. Канцерогенные вещества в окружающей среде как фактор риска развития онкологической патологии.
6. Радиационный фактор и его влияние на здоровье населения.
7. Глобальные изменения климата и их последствия.
8. Экологические проблемы питания современного человека.
9. Гиподинамия, ее последствия и профилактика.
10.Роль физической культуры в мобилизации адаптационных возможностей человеческого организма в условиях урбо- и агроценозов, в экстремальных условиях.
11.Личная гигиена как часть общественной гигиены.
12.Основы психогигиены, значение психологической адаптации человека в коллективе, семье в различных возрастных периодах.
13.Социально-гигиеническое значение вредных привычек.
14.Закаливание организма. Требования к организации, устройству и содержанию соляриев, аэрариев, фотариев.
6.2.2. Задания в тестовой форме для компьютерного тестирования:
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.
Здоровье населения в большей степени зависит от:
уровня организации медицинской помощи;
экологических факторов;
=образа жизни;
генетических факторов.
2.УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ СФОРМУЛИРОВАНЫ:
Английским биологом Уэбстером.
Немецким биологом Эрнстом Геккелем.
=Американским экологом Барри Коммонером.
3.УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.
ОСОБЕННОСТИ СОЛЕВОГО СОСТАВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ ЯВЛЯЮТСЯ ФАКТОРАМИ РИСКА ПО:
Дизентерии
Диабету
=Мочекаменной и гипертонической болезни
Гепатиту 6.2.3. Задания в тестовой форме для письменного тестирования:
1. УКАЖИТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.
ЭФФЕКТ ДЕЙСТВИЯ ФАКТОРА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ ЗАВИСИТ ОТ:
Времени года
=Концентрации химического вещества
Географического положения
=Времени воздействия
2.УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.
При какой химической экопатологии этиологическим фактором являются полихлорированные бифенилы (ПХБ):
болезнь итай-итай;
болезнь Минамата;
=болезнь Юшо (масляная болезнь);
химическая астма.
3.Укажите ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.
приоритетная группа населения, состояние здоровья которой корректно отражает напряжённость экологической ситуации в населённом пункте:
беременные женщины;
=дети;
люди пожилого возраста;
работники вредных и тяжёлых профессий;
лица с хроническими заболеваниями 6.2.4. Ситуационные задачи:
Задача 1.
В атмосферном воздухе жилой зоны города постоянно присутствует бензол, относящийся к I A группе канцерогенных веществ. Средняя ежесуточная пожизненная концентрация бензола составляет 1,110-5 мкг/м3. Единичный канцерогенный ингаляционный риск (URi) соответствует 0,029 мкг/м3. Население города составляет 100000 человек. Задание:
Рассчитайте индивидуальный и популяционный канцерогенный риск.
Дайте гигиеническую оценку уровня канцерогенной опасности. Предложите рекомендации по управлению риском.
Решение задачи
Расчетный прогнозируемый индивидуальный (дополнительный к фоновому) канцерогенный риск составляет 3,210-4 случаев рака за счет ингаляционного атмосферного воздействия бензола.
Популяционный канцерогенный риск прогнозируется на уровне 32 случаев на все население города.
При оценке уровня канцерогенной опасности необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в «Руководстве по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду». Руководство Р.2.1.10.1920 – 04.–М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора МЗ РФ, 2004. В соответствии с методологией оценки канцерогенного риска приемлемым считается уровень 110-5. Уровни 110-4 и т.д. считаются высокими и требуют проведения дополнительных мероприятий по снижению выбросов канцерогенный веществ в окружающую среду до достижения уровней приемлемого риска. Задача 2.
В атмосферном воздухе жилой зоны города постоянно присутствует шестивалентный хром, относящийся к I A группе канцерогенных веществ. Средняя ежесуточная пожизненная концентрация хрома составляет 0,510-9 мкг/м3. Единичный канцерогенный ингаляционный риск (URi) соответствует 150 мкг/м3. Население города составляет 200000 человек. Задание:
1. Рассчитайте индивидуальный и популяционный канцерогенный риск.
2. Дайте гигиеническую оценку уровня канцерогенной опасности.
Предложите рекомендации по управлению риском. Решение задачи
Расчетный прогнозируемый (дополнительный к фоновому) канцерогенный риск от ингаляционного воздействия шестивалентного хрома составляет 7,510-7 случаев рака. Популяционный риск прогнозируется на уровне 1,5 случаев на все население города. Данный уровень риска относится к низкому. Проведения дополнительных мероприятий не требуется.
6.3. Оценочные средства, рекомендуемые для включения в фонд оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации.
Задания в тестовой форме для письменного либо компьютерного тестирования:
УКАЖИТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.
Информационно-аналитическую базу системы социально-гигиенического мониторинга составляют:
=медико-демографические показатели, характеризующие состояние здоровья населения;
=эколого-гигиенические показатели, характеризующие качество окружающей среды;
социально-экономические показатели, характеризующие условия быта, питания, труда и др.
2.Укажите все правильные ответы.
Основные этапы процедуры оценки риска:
=первый - идентификация опасности;
=второй - оценка экспозиции;
=третий - оценка зависимости «доза - ответ»;
=четвёртый - характеристика риска;
пятый - оценка риска канцерогенных эффектов.
3.укажите правильный ответ.
Необходимость постановки вопроса о снижении канцерогенного риска возникает при уровне:
менее 10-6;
=от 10-6 до 10-4;
более 10-10;
от 10-7 до 10-8.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 7.1. Перечень основной литературы
№
| Наименование
издания
| Кол-во экземпляров
в библиотеке
|
| Гигиена и экология человека: учебник / Н.А.Матвеева, М.В.Ашина, А.В.Леонов и др.- М.: КНОРУС.- 2011
| 101
|
| Гигиена с основами экологии человека: учебник / Архангельский В.И. и др.: под ред. П.И.Мельниченко.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2011.-752 с.
| 60
|
7.2. Перечень дополнительной литературы
№
| Наименование
издания
| Кол-во экземпляров
в библиотеке
|
| Ю.П.Пивоваров Гигиена и основы экологии человека .-
2010 (электронный ресурс)
| 10 доступов
|
| Ю.П.Пивоваров. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека.- 2010 (электронный ресурс)
| 10 доступов
|
| Изучение и коррекция состояния питания человека: учебно-методическое пособие для студентов / Н.А.Матвеева [и др.].- Изд-во НижГМА, 2009.- 52 с.
| 300
|
7.3. Перечень методических рекомендаций для аудиторной и самостоятельной работы студентов:
№
| Наименование
издания
| Кол-во экземпляров
на кафедре
| 1.
| Качество питьевой воды при централизованном водоснабжении.
| 30
| 2.
| Приоритетные загрязнители окружающей среды и профилактика экологически обусловленной патологии.
| 30
| 3.
| Изучение и коррекция состояния питания человека.
| 30
|
7.4. Перечень методических рекомендаций для преподавателей:
№
| Наименование
издания
| Кол-во экземпляров
на кафедре
| 1.
| Качество питьевой воды при централизованном водоснабжении.
| 15
| 2.
| Приоритетные загрязнители окружающей среды и профилактика экологически обусловленной патологии.
| 15
| 3.
| Изучение и коррекция состояния питания человека.
| 15
|
8.Материально-техническое обеспечение дисциплины.
8.1. Перечень помещений, необходимых для проведения аудиторных занятий по дисциплине.
1.Лекционный зал с мультимедийным оборудованием
2.Кабинет гигиены питания
3.Лаборатория гигиены воды и почвы
4.Кабинет медицинской экологии
5.Межкафедральный учебно-методический кабинет
Перечень оборудования, необходимого для проведения аудиторных занятий по дисциплине.
Приборы, устройства, приспособления: аквадистиллятор АДЭА-4, газоанализатор МГЛ-19, дозиметр-радиометр ДКС-96, дозиметр МКС-05 ТЕРРА-П, измеритель скорости воздуха и температуры Testo-415, измеритель температуры и влажности ИВА-6А, термометры максимальные (ртутные), минимальные (спиртовые), гигрометры волосяной, психрометрический ВИТ-2, психрометры Августа, аспирационные психрометры Ассмана, универсальный газоанализатор УГ-2, наборы индикаторных трубок, электроаспиратор (модель 822), аспиратор АЭРА, реометры жидкостные, поглотители Зайцева, Полежаева, Петри, Рихтера, фильтры АФА-ВП, АФА-ХП, АФА-ХС, АФАС-У, беззольные бумажные, пластмассовые патроны, резиновые трубки (шланги), сорбционные трубки, газовые пипетки, шумомер и виброметр, анемометры чашечные, крыльчатые, кататермометры шаровые, цилиндрические, барометр-анероид, приборы-самописцы – термограф, барограф, гигрограф, люксметр Аргус-01, люксметр – УФ-метр ТКА-01, радиометр радона РРА-01М-03, рН-метр Экотест 2000, фотоэлектрокалириметр КФК-2, иономер «ЭВ-74», ионоселективные мембранные электроды ЭМ-01 (ЭИМ-1, ЭИМ-П), прибор Кротова, пробоотборник бактериологический, чашки Петри, облучатели бактерицидные ОБН, ОБНП, ОБПе, облучатель ультрафиолетовый УФО-В, весы ВМЭН-150-100-И-Д-А, ростомер РЭП-1, динамометры кистевые ДК 25, ДК 50, ДК 100, динамометр становой ДС 500, спирометр Spirotest, калипер КЭЦ-100, тонометры Omron М6, тонометры Доктор Тон, набор металлических сит, штативы, мерные цилиндры, мерные цилиндры без дна, колбы, стаканы, воронки, стеклянные трубки-капилляры, пипетки, наборы реактивов, электроплитки, весы и наборы гирь, рулетка, лента сантиметровая, линейки.
Компьютеры, ноутбук, МФУ Canon, мультимедийный проектор, плазменные телевизоры.
Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины:
Неиммитационные технологии: проблемная лекция, лекция – визуализация
Иммитационные технологии: ролевая игра
Всего 30% интерактивных занятий от объема аудиторной работы. 9.1.Примеры образовательных технологий в интерактивной форме:
1.общесистемное и прикладное программное обеспечение, в том числе:
- компьютерные презентации;
- электронные версии учебно-методических материалов кафедры;
-учебные фильмы;
-электронные версии тестовых заданий по дисциплине и др.
2.Темы лекций-визуализаций:
1. Атмосферный воздух как фактор биосферы. Загрязнение и охрана атмосферного воздуха как эколого-гигиеническая проблема.
2. Вода как фактор биосферы и причина заболеваний. Гигиенические требования к качеству питьевой воды.
3. Почва как фактор риска здоровья населения. 3.Ролевая игра
«Повышенная нитратная нагрузка»
Поселок К расположен на берегу реки Н. Население поселка использует речную воду в хозяйственно-бытовых целях. В 20 км выше по течению реки находится крупный животноводческий комбинат. В течение 5 последних лет неоднократно происходили аварийные сбросы неочищенных сточных вод комбината в реку Н.
Группа студентов делится на подгруппы:
Администрация поселка К
Руководство животноводческого комбината
Эксперты Роспотребнадзора
Медицинские работники
Группа экспертов получает от преподавателя результаты исследований содержания нитратов в объектах среды, делает расчеты суммарной нитратной нагрузки, дает гигиеническое заключение. Медицинские работники предоставляют информацию по состоянию здоровья населения. Эксперты и медицинские работники разрабатывают план реабилитационно-оздоровительных мероприятий. Администрация поселка принимает административно-организационные меры на законодательной основе. 9.2. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:
- официальный сайт НижГМА www.nizhgma.ru;
- портал дистанционного образования НижГМА http://sdo.nnsma.ru;
- сайт библиотеки НижГМА www.lib.nizhgma.ru;
- сайты Высших учебных медицинских и фармацевтических учреждений и др.
|