Рабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и Прооп впо по направлению подготовки 040400.





Скачать 375.23 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и Прооп впо по направлению подготовки 040400.
страница1/3
Дата публикации18.10.2014
Размер375.23 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Военное дело > Рабочая учебная программа
  1   2   3



Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тюменской области

«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»

2.5. Реализация образовательных программ

СМК – РОП - РУП - 2.5.70 - 2013

исо 9001 tif


ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА



СОГЛАСОВАНО

Проректор по учебной работе

_______________ Т.А. Кольцова

"__" ___________ 2013 г.

УТВЕРЖДЕНО

Решением Учёного совета

(протокол №11 о т 03.07. 2013 г.)



Н.А. Симон
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Рабочая учебная программа


Направление подготовки
040400.62 Социальная работа
Бакалавр

Форма обучения

очная

Тюмень 2013

ББК 60.5

С69
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: ГАОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП». 2013. – 24 с.

Рабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и ПрООП ВПО по направлению подготовки 040400.62 Социальная работа.

Рабочая учебная программа включает цели освоения дисциплины; место дисциплины в структуре ООП бакалавриата; компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины; структуру и содержание дисциплины; образовательные технологии; учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов; оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины; материально-техническое обеспечение дисциплины.


Одобрено на заседании кафедры физической культуры (протокол № 9 от 31.05.2013 г.), печатается по решению Учебно-методического совета (протокол № 9 от 19.06.2013 г.).

Автор - составитель: к.п.н., доцент кафедры физической культуры ГАОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП» Н.А. Симон

©«ТГАМЭУП», 2013

©Симон Н.А.., 2013



1. Цели освоения дисциплины


Цель - получение фундаментальных знаний о единстве и закономерностях взаимодействия природы и человека, формирование собственной экологической культуры студента.
Задачи:

1.Вооружение студентов знаниями в области понимания экологического взаимодействия социального и природного компонента окружающей среды.

2.Обучение студентов навыкам экологической культуры и формирования экологического сознания.

3.Ознакомление студентов с практическим применением полученных теоретических знаний по дисциплине «Экология человека».

2.Место дисциплины в структуре ООП




Является дисциплиной по выбору студентов вариативной части математического и естественно- научного цикла. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Для изучения дисциплины «Экология человека» студентам необходимо знание курсов «Социальная экология», «Современная научная картина мира», «Безопасность жизнедеятельности». Дисциплина «Экология человека» является базовой для курсов «Современная теория социального благополучия», «Технология социальной работы».

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины



Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
Общекультурные компетенции

ОК-10 - использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментально исследования;

ОК-17 – быть способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни;

Профессиональные компетенции

ПК – 4 быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам;

ПК – 5 - быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • основные модели научных картин мира;

  • базовые понятия экологии;

  • современные стратегии экологически сбалансированного развития общества, обеспечения здоровья человека.

Уметь:

  • обосновывать выбор теоретико-методологических основ исследования явлений и процессов в сфере социального обслуживания контексте различных моделей научных картин мира;

  • использовать в работе объективные оценки социально-экологических последствий принимаемых решений.

Владеть:

  • методиками анализа явлений социального обслуживания в соответствии с различными моделями научных картин мира;

  • навыками исследования социально-экологических проблем в современном обществе.

4. Структура и содержание дисциплины «Экология человека»


Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы или 72 часа, форма контроля -зачет.

Лекции – 18 час.

Практические занятия – 18 час.

Самостоятельная работа – 36 час.

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Разделдисциплины

(темы)

Семестр

Неделя семестра




Виды учебной работы, включая СРС и трудоёмкость (в часах)

Активная и интерактивная форма проведения занятий*

Всего

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

В т.ч. ауд. Зан. интеракивн. фор.

СРС




Тема 1 Введение. История изучения проблем экологии человека. Теория и методы исследований экологии человека

4

1-2

8

2

2

2

2

4

Круглый стол

Тема 2 Теория и методы исследований экологии человека

4

3-4

8

2

2




2

4

Творческое задание. Защита проекта.

Тема 3 Содержание федеральной базовой и индивидуальной программ реабилитации

7

5-6

8

2

2




2

4

Дискуссия

Тема 4 Организация комплексной поддержки лиц с ОВЗ

7

7-8

8

2

2

2

2

4

Публичная презентация проекта

Тема 5 Основы физической реабилитации

7

9-10

8

2

2

2

2

4

Творческое задание

Тема 6 Основы реабилитации лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями и заболеваниями пищеварительной системы

7

11-12

8

2

2




2

4

Круглый стол

Тема 7 Реабилитации лиц с гипертонической и гипотонической болезнями

4

15-16

8

2

2




2

4

Ситуационные, ролевые игры

Тема 8Содержание реабилитационных мероприятий для лиц с функциональными нарушениями дыхательной системы

7

15-16

8

2

2




2

4

Ситуационные, ролевые игры

Тема 9 Организация деятельности социальных работников в учреждениях по реабилитации лиц с функциональными нарушениями

7

17-18

8

2

2




2

4

Ситуационные, ролевые игры

ИТОГО

2

1

72

18

18




18

36




ИТОГО в %

от аудиторных занятий :










50%







50%







Содержание дисциплины

1. Введение. История изучения проблем экологии человека.

  • Предмет экологии человека. Цель, задачи и содержание дисциплины. Историческое единство окружающей среды и здоровья человека. Предмет и объекты экологии человека.

  • Глобальные экологические проблемы экологии человека. Актуальность научных исследований экологии человека в оптимизации окружающей среды.

  • Краткий очерк развития научных идей по экологии человека. Роль русских и зарубежных исследователей в становлении экологии человека. Современные направления исследований в области экологии человека. Международное сотрудничество.


2. Теория и методы исследований экологии человека

  • Система понятий в экологии человека: окружающая среды, качество условий жизни, здоровье, болезнь и др.

  • Экологические кризисы и катастрофы: история антропогенных экологических кризисов, современный экологический кризис.

  • Аксиомы экологии человека.

  • Методологические основы экологии человека. Методы оценки, контроля и управления в области экологии человека: картографические, математико-статистические, социально-гигиенические, биогеохимические. Аэрокосмический мониторинг. Системный подход к анализу взаимоотношений человека со средой его обитания.


3. Человек в биосфере

  • Человек как биологический вид. Становление современного человека. Морфофункциональные особенности человека. Полиморфизм популяции человека.

  • Биологические потребности человека. Среда обитания человека.

  • Биологические основы общественной жизни людей.

  • Защитные системы организма человека.


4. Адаптация человека к условиям окружающей среды

  • Экологическая дифференциация человечества. Нормы реакции и географические условия среды. Понятие об адаптации и акклиматизации человека. Общие закономерности адаптивного процесса. Специфическая и неспецифическая адаптация.

  • Гипотеза адаптивных типов населения. Механизмы образования адаптивных черт и временная динамика адаптивных типов.


5. Воздействие природной среды на человека

  • Воспроизведение человеческой популяции и природная среда. Генофонд человека и агрессивные факторы среды. Динамика изменчивости человеческой популяции.

  • Онтогенез человека, его критические периоды, причины возникновения аномалий. Рост, развитие и старение в различных экологических условиях.

  • Влияние геофизических факторов. Человек в условиях горной местности. Солнечно-земные связи, космические и земные ритмы. Воздействие природной радиации.

  • Геохимические естественные факторы среды. Пороговые концентрации химических элементов.

  • Воздействие комплекса природных условий. Влияние климата на состояние здоровья человека. Эколого-физиологические механизмы терморегуляции в условиях жаркого климата и особенности образа жизни человека. Проблемы терморегуляции в условиях холодного климата и холодовых воздействий.

  • Экология человека и водная среда обитания. Воздействие стихийных бедствий.


6. Воздействие антропогенных факторов окружающей среды на человека

  • Преобразование природы и здоровье человека. Изменение ландшафтов в результате антропогенной деятельности.

  • Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Антропогенные факторы и механизмы их токсического действия на организм человека.

  • Влияние физических факторов. Последствия радиационного воздействия.

  • Влияние химических факторов. Последствия воздействия мутагенных и канцерогенных веществ.

  • Влияние биологических и других факторов.

  • Комплексное воздействие антропогенных факторов (промышленности, транспорта, сельского хозяйства, прочих отраслей и сфер деятельности). Проблемы синергетического воздействия факторов техногенной среды на организм и личность человека.

  • Состояние и оптимизация среды обитания. Заболевания, вызванные антропогенным загрязнением окружающей среды.

  • Проблемы качества жизни и экологической безопасности. Методы оценки экологического риска.


7. Социальные аспекты экологии человека. Экология цивилизаций.

  • Интеллектуальное развитие, интеллектуальная деятельность в различных экологических условиях. Урбанизация и здоровье человека.

  • Иммунологические проблемы. Понятие о здоровом образе жизни. Культурно-географические аспекты отдыха. Организация охраны здоровья населения.

  • Цивилизация: понятие, взаимосвязь с различными аспектами окружающей среды.

  • История цивилизаций: характерные черты различных цивилизаций, зависимость от окружающей природной среды, особенности влияния человека на окружающую среду.

8. Экология человечества: аспекты современного состояния

  • Популяционные характеристики. Особенности пространственной структуры. Урбанизации. Развитые и развивающиеся страны. Качество жизни и здоровье.

  • Проблемы питания и производства продовольствия. Социальные аспекты массового голода. Продовольственная проблема в прошлом и современная ситуация. География продовольственной проблемы. Экологические аспекты продовольственной проблемы. Развивающиеся страны в глобальной продовольственной системе. Особенности питания населения. Пищевые рационы.

  • Факторы, лимитирующие развитие человечества. Демографический взрыв. Истощение природных ресурсов. Загрязнение среды обитания.

  • Технологическая цивилизация и биосфера.


9. Прикладные аспекты экологии человека

  • Экологическое обоснование проектов: производственных, коммунально-бытовых, культурных, природоохранных, иных объектов.

  • Антропоэкологическая информация и ее использование.

  • Антропоэкологическое прогнозирование.

  • Районирование по антропоэкологическим показателям.

  • Географические вариации «нормы» и профилактическая медицина.



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и Прооп впо по направлению подготовки 040400. iconРабочая учебная программа по дисциплине «Социальная экология» разработана...
Социальная экология [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 36 с
Рабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и Прооп впо по направлению подготовки 040400. iconРабочая учебная программа по дисциплине «Социальная работа» разработана...
Социальная работа [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 28 с
Рабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и Прооп впо по направлению подготовки 040400. iconРабочая учебная программа по дисциплине «Социальная реабилитация»...
Социальная реабилитация [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 32 с
Рабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и Прооп впо по направлению подготовки 040400. iconРабочая учебная программа по дисциплине «Экономическая социология»...
Экономическая социология [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 28 с
Рабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и Прооп впо по направлению подготовки 040400. iconРабочая учебная программа по дисциплине «История» разработана в соответствии...
История [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 45 с
Рабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и Прооп впо по направлению подготовки 040400. iconРабочая учебная программа по дисциплине «Правоведение» разработана...
Правоведение [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 29 с
Рабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и Прооп впо по направлению подготовки 040400. iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы социальной медицины»...
Основы социальной медицины [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 44 с
Рабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и Прооп впо по направлению подготовки 040400. iconРабочая учебная программа по дисциплине «Социальное страхование»...
Социальное страхование [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 28 с
Рабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и Прооп впо по направлению подготовки 040400. iconРабочая учебная программа по дисциплине «Социальная политика государства»...
Социальная политика государства: [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 28 с
Рабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и Прооп впо по направлению подготовки 040400. iconРабочая учебная программа по дисциплине «Философия» разработана в...
Философия [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 57 с
Рабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и Прооп впо по направлению подготовки 040400. iconРабочая учебная программа по дисциплине «Региональная и социальная...
Региональная и социальная программа [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 20 с
Рабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и Прооп впо по направлению подготовки 040400. iconРабочая учебная программа по дисциплине «Корпоративная социальная...
Корпоративная социальная программа [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 24 с
Рабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и Прооп впо по направлению подготовки 040400. iconРабочая учебная программа по дисциплине «Занятость населения и ее...
Занятость населения и ее регулирование [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 28 с
Рабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и Прооп впо по направлению подготовки 040400. iconРабочая учебная программа по дисциплине «Молодежный туризм» разработана...
Молодежный туризм [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 24 с
Рабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и Прооп впо по направлению подготовки 040400. iconРабочая учебная программа по дисциплине «Логика» разработана в соответствии...
Логика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 54 с
Рабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и Прооп впо по направлению подготовки 040400. iconРабочая учебная программа по дисциплине «Криминалистика» разработана...
Криминалистика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 44 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск