Учебно-методический комплекс дисциплины «Региональные экологические проблемы»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Региональные экологические проблемы»
страница1/8
Дата публикации17.03.2015
Размер1.04 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8

.ma

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа экономики и менеджмента


«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой сервиса и туризма

С.В. Дубовицкий

«1» сентября 2011 г.


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ



«Региональные экологические проблемы»
Специальность 100101.65 «Домоведение»

Школа экономики и менеджмента

Кафедра сервиса и туризма

Курс 4, семестр 7

Лекции - 17 час.

Практические (семинарские) занятия - час.

Лабораторные работы - 0 час.

Самостоятельная работа – 33 час.

Реферативные работы не предусмотрены

Контрольные работы не предусмотрены

Зачет - 7 семестр
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.03.2000 г. № 291св/сп.).и авторских разработок
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры экологии 10 мая 2011 года Протокол №10


Заведующая кафедрой, к.б.н., доцент Голышева Ю.А.

Составитель, к.б.н., доцент Дроздовская О.А

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа экономики и менеджмента


«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой сервиса и туризма

С.В. Дубовицкий

«01» сентября 2011 г.


  1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



«Региональные экологические проблемы»
Специальность 100101.65 «Домоведение»

Школа экономики и менеджмента

Кафедра сервиса и туризма

Курс 4, семестр 7

Лекции - 17 час.

Практические (семинарские) занятия - час.

Лабораторные работы - 0 час.

Самостоятельная работа – 33 час.

Реферативные работы не предусмотрены

Контрольные работы не предусмотрены

Зачет - 7 семестр
Рабочая учебная программа дисциплины составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.03.2000 г. № 291св/сп.).и авторских разработок
Рабочая учебная программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры экологии 10 мая 2011 года. №10


Заведующая кафедрой, к.б.н., доцент Голышева Ю.А.

Составитель, к.б.н., доцент Дроздовская О.А

АННОТАЦИЯ
Цель дисциплины: Приобретение знаний об основах функционирования

экологических систем и проблемах антропогенного воздействия на наземные и водные экосистемы локального, регионального и глобального масштаба.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны знать:

  • историю развития экологии, ее цель, задачи и методы изучения

  • особенности основных разделов экологии: аутоэкологии, демэкологии и синэкологии

  • основные компоненты экологической системы и процессы, обеспечивающие стабильность ее функционирования

  • понятие о биосфере и биогеоценозе, учение о ноосфере

  • глобальные экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, воды и почвы.

  • региональные и локальные экологические проблемы;

  • международное сотрудничество в области экологии и охраны окружающей среды и участие в нем Приморского края;

Уметь:

  • использовать теоретические знания в повседневной жизни; работать с научно-популярной и учебной литературой для написания рефератов, делать обобщения и выводы;

  • работать с картами, схемами, диаграммами и т.д.

Литература

  • Основная литература

1.Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. - М., ЮНИТИ, 2011.- 322с.

2.Новиков Г.А. 3.Основы общей экологии и охраны природы. Л.,2010.- 255с.

3.Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. - М.: Дрофа, 2011.- 321с.

  1. http://www.znanium.com/bookread.php?book=173866 экология и экологическая безопасность автомобиля: учебник / М.В. Графкина, В.А. Михайлов, К.С. Иванов; Под общ. ред. М.В. Графкиной. - М.: Форум, 2009. - 320 с.: 6




  1. http://www.znanium.com/bookread.php?book=255387 Общая экология: Курс лекций / В.В. Маврищев. - 3-e изд., стер. - М.: ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2011. - 299 с.: ил.; 60x90 1/1




  1. http://www.znanium.com/bookread.php?book=354711 Ердаков Л.Н. Непрерывное экологическое образование: монография / Л.Н. Ердаков; авт. рис. обложки Т.А. Янушевич. - Новосибирск: изд-во НГПУ, 2009. 382 с. -

Дополнительная литература

1.Гальперин М.В. Общая экология. - М., Изд. «Форум-ИНФА», 2009

2.Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. - Ростов н/Д:Феникс, 2010
Тезисы лекций по дисциплине «Региональные экологические проблемы»

Лекция 1. (2 часа)

Понятие об экологии. Становление и развитие экологии как науки.

План лекции:

  1. Цель и задачи курса. Понятие об экологии.

  2. Краткая история становления и развития экологии как науки

Экология - наука о связях, поддерживающих устойчивость жизни в окружающей среде. Жизнь - самое сложное явление в окружающем нас мире. Ее изучает множество наук, складывающихся в совокупности в дифференцированную и многоплановую систему биологии. Однако и достижения многих других, не биологических наук (механики, оптики, коллоидной химии, физической географии и т. д.) вносят свой вклад в понимание жизни. Экология в этой многоликой системе знания о природе занимает свое, особое место. В центре ее внимания не только биологические объекты, но и те условия, которые необходимы для их существования. Поэтому экология, имея корни в биологии, вторгается и в другие области знания, пытаясь постичь законы взаимодействия живых и неживых систем. Как отдельная наука экология начала оформляться всего около полутора столетий назад и прошла бурный путь развития, в течение которого способствовала формированию представлений о сложности и вместе с тем упорядоченности организации жизни на Земле.

Термин «экология» ввел известный немецкий зоолог Э. Геккель (1834-1919), который в своих трудах «Всеобщая морфология организмов» (1866) и «Естественная история миротворения» (1868) впервые попытался дать определение сущности новой науки. Слово «экология» происходит от греческого слово о1ко§, что означает «жилище», «местопребывание», «убежище». Э. Геккель определял экологию как «общую науку» об отношениях организмов к окружающей среде, куда мы относим в широком смысле все условия существования. Они частично органической, частично неорганической природы, но как те, так и другие... имеют весьма большое значение форм организмов, т.к. принуждают приспосабливаться к себе». По Э.Геккелю, экология представляет собой науку о «домашнем быте» живых организмов, она призвана исследовать «все те запутанные взаимоотношения, которые Дарвин условно обозначил как «борьбу за существование». Среди других названий новой науки в XIX в. часто употреблялось название «экономия природы». Этот термин подчеркивал проблему естественного баланса, «равновесия видов», которая и сейчас является одним из важнейших вопросов экологии.

  1. Краткая история становления и развития экологии как науки

Наука экология сформировалась не сразу и имела длительную предысторию развития. Ее обособление представляет собой естественный этап роста знаний о природе.

Накопление сведений об образе жизни, зависимости от внешних условий, характере распределения животных и растений началось очень давно. Первые попытки обобщения этих сведений мы встречаем в трудах античных философов. Аристотель (384-322 до н. э.) описал свыше 500 видов известных ему животных и рассказал об их поведении: о миграциях, зимней спячке, строительной деятельности, способах самозащиты и т. п. Ученик Аристотеля, «отец ботаники» Теофаст Эрезийский (371-280 до н. э.) привел сведения о зависимости формы и роста растений от разных условий, почвы и климата.

В средние века интерес к изучению природы ослабевает и заменяется господством богословия и схоластики.

Великие географические открытия в эпоху Возрождения, колонизация новых стран послужили толчком к развитию систематики. Описание растений и животных, их внешнего и внутреннего строения, разнообразия форм - главное содержание биологической науки на ранних этапах ее развития. Первые систематики - А.Цезальпин (1519-1603), Д.Рей (16231705), Ж.Турнефор (1656-708) и другие сообщали о зависимости растений от условий произрастания или возделывания. Аналогичные сведения накапливались и о поведении, повадках, образе жизни животных. Постепенно к таким сведениям начали проявлять особый интерес.

Описания жизни животных и растений получили название «естественной истории» организмов. В XVIII в. известный французский естествоиспытатель Ж.Бюффон (1707-1788) выпустил 44 тома «Естественной истории», где он впервые утверждал, что влияние условий (пищи, климата, гнета одомашнивания и т. п.) может стать причиной изменения («вырождения») самих видов.

Помимо накопления сведений об отдельных видах, начали

формироваться представления и о глобальных зависимостях в распределении растений и животных. Этому послужили материалы, собираемые во время путешествий, посвященных изучению далеких стран. В XVIII в. много таких путешествий было организованно и по неизведанным краям России. В трудах С.П.Крашенинникова (1711-1755), И.И.Лепехина (1740-1802), П.С.Палласа (1741-1811) и других российских географов и натуралистов указывалось на связь изменения климата, растительности и животного мира на обширных пространствах страны. Первые попытки выявить общие закономерности во влиянии климата на растительность земного шара принадлежит немецкому естествоиспытателю А.Гумбольдту. Его труды (1807) положили начало развитию нового направления в науке - биогеографии. А.Гумбольдт ввел в науку представление о том, что «физиономия» ландшафта определяется внешним обликом растительности. В сходных климатических условиях у растений разных таксономических групп вырабатываются сходные «физиономические» формы, и по распределению и соотношению этих форм можно судить о специфике физико-географической среды. Появились первые специальные работы, посвященные влиянию климатических факторов на распространение и биологию животных, например книга немецкого зоолога К.Глогера об изменениях окраски птиц под влиянием климата (1833). К.Бергман выявил географические закономерности в изменении размеров теплокровных животных (1848). А.Декандоль в «Географии растений» (1855) обобщил все накопленные сведения о влиянии отдельных факторов среды (температуры, влажности, света, типа почвы, экспозиции склона) на растения и обратил внимание на их повышенную пластичность по сравнению с животными.

Вся первая половина XIX в. характеризовалась нарастанием интереса к взаимодействию организмов с «условиями». Еще в 1809 г. в «Философии зоологии» французский естествоиспытатель Ж-Б.Ламарк провозгласил идею эволюции всего живого мира, его постоянного развития от простого к сложному.

Идею «единства» организмов с условиями их жизни развивал и горячо защищал профессор Московского университета К.Ф.Рулье (1814-1858). Он пропагандировал необходимость особого направления в зоологии, посвященного всестороннему изучению жизни животных, их сложных отношений с окружающим миром, подчеркивая роль этих отношений в судьбе видов. К.Ф.Рулье впервые обратил внимание на сходство внешнего строения у разных видов, ведущих сходный образ жизни в той или иной среде («земляные», «водные», «воздушные» и др.), положив начало изучению жизненных форм в животном мире экологии. К.Ф.Рулье глубоко повлиял на направление и характер работ своих учеников, которые составили в последующем блестящую плеяду русских натуралистов-экологов (Н.А.Северцов, А.М.Миддендорф, А.Н.Бекетов и др.).

В 1859 г. появилась книга Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора». Ч. Дарвин показал, что «борьба за существование» в природе, под которой он подразумевал все формы противоречивых связей видов со средой, приводит к естественному отбору, т. е. является движущим фактором эволюции. Стало ясно, что взаимоотношения самих живых существ и связи их с неорганическими компонентами среды («борьба за существование»)- большая самостоятельная область исследований.

В 1877 г. немецким гидробиологом К.Мебиусом (1825-1908) была выдвинута концепция биоценоза. Биоценозы, или природные сообщества, по Мебиусу, обусловлены длительной историей приспособления видов друг к другу и к исходной экологической обстановке. Таким образом, оформилось представление, что живая природа, помимо видов, представленных организмами, состоит из закономерно складывающихся надорганизменных систем - биоценозов, вне которых организмы не могут существовать, поскольку нуждаются в связях друг с другом. В недрах экологии стало вычленяться особое биоценотическое направление, задачей которого было изучение закономерности формирования и функционирования сообществ.

Для развития идей общей биоценологии в первой половине XX в. большое значение имели в нашей стране фитоценологические исследования Г.Ф.Морозова, В.Н.Сукачева, Б.А.Келлера, Л.Г.Раменского, В.В.Алехина,

А.П.Шенникова и др., зарубежом - К.Раункиера в Дании, Г. Дю Рие в Швеции, И.Браун-Бланки в Швейцарии. Были созданы разнообразные системы классификации растительности на основе морфологических (физиономических), эколого-морфологических, динамических и др. особенностей сообществ, разработаны представления об экологических индикаторах, изучены структура, продуктивность, динамические связи фитоценозов.

В 30-е гг. начала оформляться новая область экологической науки - популяционная экология. Истоки этого направления - в демографии, описаниях роста народонаселения (популюс - народ). Внимание к проблеме увеличения численности людей привлек еще в конце XVIII в. английский пастор Т.Мальтус, указавший на геометрический характер этого роста. Он считал, что со временем в связи с этим человечеству могут грозить различные беды. Бельгийский математик Представления о популяциях стали особенно энергично развиваться в экологии после того, как оформилась популяционная генетика, а в систематике вид стали рассматривать как сложную популяционную систему.

Большую роль в развитии популяционной экологии сыграли работы английского ученого Ч.Элтона (1900-1991). В своей книге «Экология животных» (1927) Ч.Элтон рассматривает популяцию как единицу, которую следует изучать самостоятельно, так как на этом уровне выделяются свои особенности экологических адаптаций и регуляций. Центральными проблемами популяционной экологии стали проблемы внутривидовой организации и динамики численности видов.

Таким образом, в экологии началось исследование еще одного типа надорганизменных систем - популяций.

В дальнейшем в развитие популяционной экологии большой вклад внесли С.А. Северцов, Н.П. Наумов, С.С. Шварц, Г.А. Викторов, работы и школы которых во многом определяют современное состояние науки в этой области.

Параллельно развиваются и другие области экологии, тесно связывающие эту науку с традиционными областями биологии. В развитие морфологической и эволюционной экологии животных большой вклад внес М.С. Гиляров, рассматривавший почву как особую среду обитания и ее роль в завоевании членистоногими суши. Проблемы эволюционной экологии позвоночных животных нашли отражение в трудах С.С. Щварца. Возникла палеоэкология, задачи которой - восстановление картины образа жизни вымерших форм и оценка экологических факторов эволюции.

С начала 40-х годов в экологии сложился принципиально новый подход к исследованию природы. Основы его были заложены еще ранее в трудах целого ряда ученых, среди которых следует особо отметить В.В. Докучаева. В конце XIX в. В.В. Докучаев обосновал представление о почве как о сложной природной системе, которая создана и поддерживается комплексом факторов. В ее формировании принимают участие горные породы, воды, атмосфера, климат и многочисленные разнообразные живые организмы. С этих пор начинаются исследования природных систем с точки зрения единства живой и неживой природы.

В 1935г. английский ботаник А. Тенсли выдвинул понятие экосистемы, а в 1942 г. В.Н. Сукачев обосновал представление о биогеоценозе. В этих понятиях нашла отражение идея о единстве совокупности организмов с абиотическим окружением, о закономерностях, которые лежат в основе связи всего общества и окружающей неорганической среды о круговороте веществ и превращениях энергии.

В разработке теоретических основ биологической продуктивности начиная с 50-х годов принимают участие многие экологи, из которых особенно велики заслуги Г. Одума и Ю. Одума, Р. Уиттекера, Р. Маргалефа и других ученых. В нашей стране это направление наиболее успешно развивается в трудах гидробиологов и геоботаников.
Лекция 2 (2 часа)

Предмет, задачи и методы изучения экологии. Аутоэкология, демэкология и синэкология.

План лекции:

  1. Содержание, предмет, задачи экологии.

  2. Основные разделы экологии:аутоэкология, демэкология и синэкология и методы их исследования.

Содержание, предмет и задачи экологии.

Основным содержанием современной экологии становится исследование взаимоотношении организмов друг с другом и со средой на популяционно - биоценотическом уровне и изучение жизни биологических макросистем более высокого ранга: биогеоценозов( экосистем) и биосферы, их

продуктивности и энергетики.

Предметом исследования экологии являются биологические макросистемы (популяции, биоценозы, экосистемы) и их динамика во времени и в пространстве.

Из содержания и предмета исследований экологии вытекают и ее основные задачи, которые могут быть сведены к изучению динамики популяций, к учению о биогеоценозах и их системах.

Главными практическими задачами современной экологии являются работы, связанные с повышением продуктивности используемых в народном хозяйстве животных и растений, повышением продуктивности водоемов, необходимостью усиления защиты растений от вредителей и болезней, а также охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

2.Основные разделы экологии: аутоэкология, демэкология и синэкология и методы их исследования.

В настоящее время экология представляет собой разветвленную систему наук. Центральным ее ядром является общая экология с тремя основными подразделениями, соответствующими изучению связей на разных уровнях организации жизни: аутэкология или экология организмов, популяционная экология (демэкология)- экология популяций и синэкология (биоценология) или экология сообществ.

Аутэкология ( от греч. «аутос» - сам) изучает взаимоотношения особей с окружающей средой. В основе этих отношений лежат морфофизиологические реакции организмов на воздействия среды.

Демэкология ( от греч. «демос» - народ) изучает естественные группировки особей одного вида, т.е. популяции.

Синэкология ( от греч. «син» - вместе) изучает ассоциации популяций разных видов растений, животных и микроорганизмов, образующих

биоценозы, пути формирования и развития последних, структуру и динамику взаимодействия их с физико-химическими факторами среды, энергетику, продуктивность и др.

Существует большое поле частной экологии, изучающей специфику взаимоотношений со средой у разных групп организмов (экология растений, животных, грибов, микроорганизмов и более дробно - птиц, насекомых, рыб и т.п.). В связи с развитием экологических идей выявился целый ряд новых разделов в других биологических науках и появились новые науки экологического содержания. Физиологическая экология выявляет закономерности физиологических изменений, лежащих в основе адаптации организмов. В биохимической экологии внимание направлено на молекулярные механизмы приспособительных реакций организмов при изменениях среды. Палеоэкология изучает экологические связи вымерших организмов и древние сообщества, эволюционная экология - экологические механизмы преобразования популяций, морфологическая экология - закономерности строения органов и структур организмов в зависимости от условий обитания, геоботаника- особенности сложения и распределения фитоценозов. Экологической наукой является и гидробиология, на разных уровнях изучающая экосистемы водоемов. Экологические разделы появились в науках о Земле (например, экология ландшафтов, глобальная экология, геоэкология и т.п.), и в науках об обществе (например, социальная экология).

Вместе с развитием содержания экологии развиваются и методы исследования. Основной инструмент экологического поиска представляют методы количественного анализа. Надорганизменные объединения (популяция, сообщества, экосистемы) управляются преимущественно количественными соотношениями особей, видов, энергетических потоков. Количественные изменения в структуре популяции и экосистем могут в корне переменить способы и результаты их функционирования. Наряду с обычными в биологии методами наблюдений, полевых учетов, лабораторных и полевых экспериментов, специальных приемов упорядочения материалов и т.п. возникли и множатся способы математического анализа экологических ситуаций. В 20-х годах прошлого века американский ученый А. Лотка и итальянец В.Вольтерра положили начало математическому моделированию биотических отношений. Вначале математические формулы, призванные отразить природные связи, строились на основе немногих логических умозрительных допущений. Они плохо отражали реальную действительность, но позволяли понять некоторые принципы взаимодействия видов. Позднее развилось так называемое имитационное моделирование, при котором в модель закладываются многие реальные параметры изучаемых систем и принципы их функционирования, а затем, меняя переменные, наблюдают состояние объектов при разных условиях. Такие модели используются для прогнозирования изменений в популяциях, сообществах или экосистемах и дают хорошие результаты при достаточной полноте исходных данных. Разрабатываются и модели исследовательского характера, на которых проигрываются возможные варианты, позволяющие понять характер исследуемых зависимостей. Математическое моделирование относится к «теоретической экологии», которая сопутствует развитию науки, проверяя, развивая и детализируя выдвигаемые концепции.

Лекция 3 (2 часа)

Понятие об экосистеме и биогеоценозе. Их компоненты и функции.

План лекции.

  1. Понятие об экосистеме, ее компоненты и функции. Экологические факторы.

  2. Понятие о биогеоценозе. Структура биогеоценоза.

  1. Понятие об экосистеме, ее компоненты и функции. Экологические

факторы.

Основной объект экологии - экологическая система или экосистема -

совокупность совместно обитающих организмов разных видов и условий их существования, находящихся во взаимосвязи друг с другом. Термин «экосистема» введен в экологию английским ботаником А.Тенсли в 1935 году. Понятие экосистемы не ограничивается какими-то признаками размера, сложности или происхождения. Поэтому оно приложимо как к относительно простым искусственным (аквариум, теплица, космический корабль), так и сложным естественным комплексам организмов и среды их обитания (озеро, лес, океан, биосфера). Различают водные и наземные экосистемы. Экосистемы состоят из живого (биотического) и неживого (абиотического) компонентов.

Разнообразные компоненты и явления окружающей среды прямо или косвенно воздействуют на живой организм и составляют среду обитания. Элементы среды обитания, которые способны оказывать прямое или косвенное влияние на живые организмы называются экологическими факторами. Экологические факторы подразделяют на абиотические факторы - факторы неживой природы и биотические факторы - факторы живой природы. Факторы человеческой деятельности - антропогенные факторы.

Главный признак экосистемы - взаимодействие ее компонентов. С точки зрения трофических отношений экосистема имеет 2 компонента:

Автотрофный компонент, для которого характерны фиксация света и использование неорганических веществ и построение сложных веществ.

Процесс, при котором происходит трансформация солнечной энергии в энергию химических связей органических веществ, называется фотосинтезом. Его осуществляют зеленые растения, имеющие пигмент хлорофилл.

Гетеротрофный компонент - для него характерно использование органического вещества, синтезированного автотрофами. Органическое вещество является источником энергии для гетеротрофов. Гетеротрофы, таким образом, зависят в своем существовании от автотрофов. К гетеротрофам относятся хищники, паразиты. К ним относятся и сапрофиты, использующие в качестве источников питания мертвые тела животных и растений или выделения животных.

Для удобства описания экосистемы в ней выделяют следующие компоненты:

  • абиотические компоненты: неорганические вещества, включающиеся в круговороты, органические соединения, климатические факторы

  • биотические компоненты - растения, животные и микроорганизмы. Механизмом передачи энергии от одного организма к другому является

пищевая цепь, т.е. перенос энергии пищи от ее источника - растений, через ряд организмов к другим. С фотосинтезирующих растений начинаются два вида пищевых цепей: цепи выедания и цепи разложения.

С функциональной точки зрения экосистема включает:

  • потоки энергии

  • пищевые цепи

  • круговороты веществ

  • развитие и эволюцию

  • взаимодействие компонентов

Окружающий нас мир живых организмов представляет собой сочетание различных биологических систем различной структурной упорядоченности и разного организационного положения. Существуют следующие уровни организации живой материи:

  1. Молекулярный - самый низкий уровень, на котором биосистема

проявляется в виде функционирования биологически крупных молекул

  • белков, НК, углеводов. С этого уровня наблюдаются свойства, характерные для живой материи: обмен веществ, передача

наследственности.

  1. Клеточный уровень, на котором биологически активные молекулы сочетаются в единую систему. В отношении клеточной организации все организмы подразделяются на одноклеточные и многоклеточные.

  2. Тканевый - уровень, на котором сочетание однородных клеток образует ткань.

  3. Органный - уровень, на котором несколько типов тканей функционально взаимодействуют и образуют определенный орган.

  4. Организменный - уровень, на котором взаимодействие ряда органов сводится в единую систему индивидуального организма.

  5. Популяционно-видовой - уровень, где существует совокупность определенных однородных организмов, связанных единством происхождения, образом жизни и местом обитания.

  6. Биоценоз и биогеоценоз - уровень, на котором организмы взаимодействуют друг с другом на определенном участке земной поверхности с однородными абиотическими факторами.

  7. Биосферный - уровень, на котором сформировалась природная система наиболее высокого ранга, в которой происходят все круговороты вещества в глобальном масштабе, связанные с жизнедеятельностью организмов.

Любая экосистема характеризуется определенной биомассой. Под биомассой подразумевают общую массу всего живого вещества, растительного и животного, имеющегося в данный конкретный момент в экосистеме или какой-либо ее части. Биомасса, накопленная за определенный промежуток времени (обычно за год), называется биологической продуктивностью. Другими словами, продуктивность - это скорость накопления органического вещества (в нее включен весь прирост растительной ткани, т.е. корни, листья и прочее, а также увеличение массы животных тканей за данный период времени). Биомасса выражается

2 3

единицами массы, отнесенной к единице площади (г/м ) или объема (г/м ). Биологическая продуктивность измеряется в единицах массы, времени и площади (кг/га в год) или объема. Биопродуктивность определяется и как

скорость, с которой энергия усваивается организмами и измеряется в2 2

дж/см2год или дж/см2год. По подсчетам ученых все живое вещества суши

составляет 6,4 . 10 г, а живое вещество океана 29,9 . 10 г, т.е. биомасса океана примерно на три порядка меньше биомассы суши.

Продуктивность экосистемы разделяют на первичную и вторичную. Первичная продуктивность, или первичная продукция, - это скорость накопления органического вещества автотрофными организмами.

Первичная продуктивность подразделяется в свою очередь на валовую и чистую. Валовая первичная продукция - это общая масса органического вещества, синтезированного продуцентами за определенный период времени.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Региональные экологические проблемы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Региональные экологические проблемы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Социальные водно-экологические...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Региональные экологические проблемы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Экологические аспекты международной безопасности»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Региональные экологические проблемы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины региональные проблемы валеологии...
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Региональные экологические проблемы» iconУчебно-методический комплекс современная экология и глобальные экологические...
Цель дисциплины: ознакомление студентов с концептуальными основами современной экологии как современной комплексной фундаментальной...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Региональные экологические проблемы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины научно-исследовательский...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Региональные экологические проблемы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические проблемы квалификации преступлений»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Региональные экологические проблемы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины “Современные проблемы экологического...
Учебно-методический комплекс дисциплины “Современные проблемы экологического образования
Учебно-методический комплекс дисциплины «Региональные экологические проблемы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «современные проблемы менеджмента»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Региональные экологические проблемы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 «Глобальные...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины «Региональные экологические проблемы» iconН. П. Мелешко, В. В. Полянский проблемы защиты прав потерпевших учебно–методический...
Учебно–методический комплекс по курсу «Проблемы защита прав потерпевших» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Региональные экологические проблемы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины редкие виды животных Приморского...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Региональные экологические проблемы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины современные проблемы анатомии...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Региональные экологические проблемы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Региональные экологические проблемы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Региональные и местные налоги и сборы»
«Региональные и местные налоги и сборы» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Региональные экологические проблемы» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Экологические преступления»
Министерством образования Российской Федерации 27 марта 2000 г. Номер государственной регистрации 260 гум/сп. Специальность 021100...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск