Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 «Глобальные и региональные проблемы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 География.





Скачать 358.15 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 «Глобальные и региональные проблемы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 География.
страница1/5
Дата публикации26.01.2015
Размер358.15 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
Биологический факультет

Кафедра социально-экономической географии

Утверждено

на заседании кафедры

от «____» ____________200__г.

Протокол №______

Зав.кафедрой _____ /Р.А.Бураев/

Согласовано

«___» _________________ 200__ г.
Декан БФ ______ /А.Ю. Паритов/



Учебно-методический комплекс по дисциплине
ОПД.Р.03. «Глобальные и региональные проблемы»
для студентов, обучающихся по специальности

020401 – География


Нальчик 2009

Автор-составитель:

Бачиев Р.А.

Аспирант, ассистент кафедры социально-экономической географии
Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Р.03 «Глобальные и региональные проблемы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 – География.
Шифр ОПД.Р.03 «Глобальные и региональные проблемы»
Дисциплина входит в региональный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.
Содержание

Стр.

Аннотация ………………………………………………………………………4
1. Рабочая учебная программа дисциплины………………………………..7
2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ……………………….25

2.1. Методические рекомендации для преподавателя………………………..25

2.2. Методические указания для студентов…………………………………...26

2.3. Организация контролируемой самостоятельной работы студентов……26

2.4. Обеспеченность образовательного процесса по дисциплине специализированным и лабораторным оборудованием………………………27

2.5. Карта обеспеченности литературой по дисциплине……………………..29

2.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы (набор видео- и аудиоматериалов, анимированные электронные тренажеры, симуляции и др.), клипарт (набор иллюстраций, графиков, схем, фотографий), Интернет-ресурсы по дисциплине и др…………………………………………………………………30
3. Текущая и промежуточная аттестация студентов по дисциплине ……31

3.1. Балльно-рейтинговая система текущей аттестации студентов по дисциплине………………………………………………………………………………...31

3.1.1. Цели и задачи балльно-рейтинговой аттестации обучающихся по дисциплине……………………………………………………………………….31

3.1.2. Состав и планирование в баллах рейтинговых контрольных мероприятий по дисциплине……………………………………………………31

3.1.3. Шкала оценки по дисциплине……………………………………………32

3.1.4. График балльно-рейтинговых контрольных мероприятий по дисциплине……………………………………………………………………….32

3.1.5. Учетная документация при рейтинг-контроле по дисциплине………..32

3.2. Содержание и порядок промежуточной (экзамен, зачет) аттестации студентов по дисциплине………………………………………………………………32

3.2.1. Порядок и сдача экзаменов и зачетов……………………………………33

3.2.2. Отработка и повторное изучение дисциплины…………………………33
4. Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины……..35

Аннотация
По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порой и планетарного характера. Но все же, это была далекая предыстория, своего рода «инкубационный период» современных глобальных проблем. В полной мере эти проблемы проявились уже во второй половине и, в особенности, в последней четверти XX века, то есть на рубеже двух веков и, даже, тысячелетий. Они были вызваны к жизни целым комплексом причин, отчетливо проявившихся именно в этот период.

В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу «демографического пресса». Никогда до этого человечество не вступало в период научно-технической революции, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не открывало дороги в космос. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов и возвращаемые им в окружающую среду отходы тоже не были столь велики. Никогда до этого не возникало такой глобализации мировой экономики, такой единой информационной системы. Наконец, никогда прежде холодная война не подводила все человечество так близко к рубежу самоуничтожения.

Все это привлекало внимание к глобальным проблемам не только политики, но и науки. Сам термин глобалистика вошел в научный обиход на рубеже 60-70 годов, когда вышли в свет первые доклады Римскому клубу. В СССР глобалистика начала развиваться в 80-е годы и, в особенности, с началом периода перестройки и перехода к приоритету общечеловеческих ценностей. Тогда же сформировалось и само понятие о глобальных проблемах, которые. Таковых проблем уже около десятка, но если в пределах экологических проблем отдельно выделить, скажем, проблемы обезлесения, опустынивания, загрязнения атмосферы и гидросфер, в пределах демографической проблемы – аспекты демографического взрыва и демографического кризиса, неконтролируемой урбанизации, переселения беженцев, да еще добавить к этому, в качестве самостоятельных проблем, проблемы борьбы с наркоманией и наркобизнесом, с организованной преступность, ликвидации неграмотности, кризиса культуры и нравственности и многие другие, то общее число таких проблем возрастает в три-четыре раза.

В 80-х годах русский ученый Ю.Н.Гладков классифицировал и выделил, довольно интересным способом, основные положения глобалистика:

- наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышения уровня организованности и управляемости им);

- проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, проблема Мирового океана);

- проблемы преимущественно социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья);

- проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.);

- проблемы чисто научного характера (освоение космоса, исследование внутреннего строения земли, долгосрочное прогнозирование климата и др.);

- «малые проблемы», опять-таки «синтетического характера», сопровождающие все развитие человеческой цивилизации (бюрократия, эгоцентризм и др.).

Глобальные проблемы человечества стали важным объектом междисциплинарных исследований, в которых участвуют и общественные, и естественные, и технические науки.

Важное место среди них занимает и география, в структуре которой в 80-е годы возникло новое направление, получившее название глобалистики. Его организационным началом следует, очевидно, считать совместную сессию Секции глобальных проблем Научного совета по философии и социальным проблемам науки и техники при Президиуме АН СССР, которая проходила в апреле 1984 года. Все рассматриваемые глобальные проблемы имеют место и в России. К ним добавляются и местные проблемы регионального масштаба- терроризм, организованная преступность, наркомания, бюрократия, региональные конфликты.

В связи с этим в высшей школе назрела необходимость во введении в учебный процесс такой дисциплины как «Глобальные и региональные проблемы». При этом решается ряд задач общего и частного характера. Во-первых, дать студентам представление о мировом хозяйстве, как о едином, глобальном организме; во-вторых, необходимо провести границу между глобальными проблемами и вопросами локального характера; в-третьих, раскрыть роль, значение отдельно взятых, наиболее актуальных глобальных проблем в современном мире; в-четвертых, обсудить пути решения и преодоления той или иной глобальной проблемы.

Данная дисциплина рассчитана на студентов 4 курса ОП м 3 курса СП географического отделения.

Выписка из ГОС ВПО

Данная дисциплина (ОПД.Р.03 «Глобальные и региональные проблемы») составлена на основе Государственного образовательного стандарта по направлению (специальности) (Государственный образовательный стандарт 2-го поколения, 2000. №89126 СП).

При разработке ГУПД использована типовая программа «Глобальные и региональные проблемы».
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
Биологический факультет

Кафедра социально-экономической географии

УТВЕРЖДАЮ

Декан БФ __________ /А.Ю. Паритов/

«___» _________________ 200__ г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОПД.Р.03. «Глобальные и региональные проблемы»
для студентов, обучающихся по специальности

020401 – География


Нальчик 2009 г.

Рабочая программа составлена на основании ____________________________

__________________________________________________________________ (наименование государственного образовательного стандарта и (или) примерной типовой программы Утвержденной Министерством по образованию и науке, дата утверждения)
Разработчик: ассистент., Бачиев Р.А. / ____________________________

(должность, подпись, Ф.И.О.)
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социально-экономической географии
Протокол №____

от «___»_________________200__г.
Заведующий кафедрой________________ Р.А.Бураев

(подпись)

Одобрена Учебно-методическим советом (методической комиссией) биологического факультета
«___»_________________200__г.

Председатель ______________ А.Ю. Паритов

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Научная дисциплина «Глобальные и региональные проблемы» читается на четвертом году обучения у студентов основной группы и на третьем – у студентов, занимающихся по сокращенной программе.

При проработке курса решается ряд задач общего и частного характера: во-первых, дать студентам представление о мировом хозяйстве, как о едином, глобальном организме; во-вторых, необходимо провести границу между глобальными проблемами и вопросами локального характера; в-третьих, раскрыть роль, значение отдельно взятых, наиболее актуальных глобальных проблем в современном мире; в-четвертых, обсудить пути решения и преодоления той или иной глобальной проблемы.

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины «Глобальные и региональные проблемы».

Цель задачи курса – дать студентам представление о мировом хозяйстве как о едином, взаимосвязанном и взаимозависимом глобальном организме, о проблемах глобального и регионального масштаба, с которыми человеческая цивилизация сталкивалась по ходу своего развития.

Задачи курса:

1. Раскрыть причины глобализации и интернационализации.

2. Рассмотреть феномен глобальных проблем.

3. Проанализировать основные глобальные проблемы. Показать значение отдельных проблем в современном обществе.

4. Обсудить пути решения и преодоления той или иной глобальной проблемы.


Номер семестра

Учебные занятия, час


Число курсов. проект. (работ), расчет. заданий

Форма итогов аттестац. (зачет, экзамен)

Общий объем

Аудиторные

СРС


всего

лекции

семин.

практ.

7

136

34

17

17




102

-

экзамен

6

136

34

17

17




102

-

экзамен
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 «Глобальные и региональные проблемы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 География. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 13 «Экономическая...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 «Глобальные и региональные проблемы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 География. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 13 «Экономическая...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кабардино-Балкарский государственный университет...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 «Глобальные и региональные проблемы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 География. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине сд. 01 «История и методология...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 «Глобальные и региональные проблемы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 География. iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Физическая география России»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 «Глобальные и региональные проблемы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 География. iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 «Глобальные и региональные проблемы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 География. iconФакультет биологический Кафедра ботаники утвержден
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02. 1 “Физиология растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 «Глобальные и региональные проблемы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 География. iconФакультет биологический Кафедра ботаники утвержден
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02. 1 “Физиология растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 «Глобальные и региональные проблемы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 География. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» составлен...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 «Глобальные и региональные проблемы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 География. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» составлен...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 «Глобальные и региональные проблемы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 География. iconУчебно-методический комплекс «Экономика отрасли» составлен в соответствии...
Учебно-методический комплекс «Экономика отрасли» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 «Глобальные и региональные проблемы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 География. iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 «Глобальные и региональные проблемы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 География. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине: Товароведение, экспертиза...
Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 «Глобальные и региональные проблемы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 География. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. В. 00 «Экономика...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 «Глобальные и региональные проблемы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 География. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине по направлению и по специальности...
Доктор биологических наук, профессор кафедры общей генетики, селекции и семеноводства
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 «Глобальные и региональные проблемы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 География. iconУчебно-методический комплекс Охрана труда на предприятии отрасли...
Учебно-методический комплекс Охрана труда на предприятии отрасли составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 «Глобальные и региональные проблемы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 География. iconПримерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск