Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
“Кабардино-Балкарский государственный университет
им. Х. М. Бербекова” Факультет биологический
Кафедра ботаники
утвержден
“____ “ ____________ 2010 г.
Зав. кафедрой Л. М. Калашникова Согласовано “____ “ ____________ 2010 г.
Декан_______ А. Ю. Паритов
Учебно-методический комплекс
по дисциплине ОПД.Ф.02.1 “Физиология растений”
для студентов, обучающихся по
направлению 020200.62 «Биология» (бакалавры)
Квалификация: бакалавр Нальчик 2010 Слонов Людин Хачимович
доктор биологических наук, профессор,
профессор кафедры ботаники Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.02.1 “Физиология растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности Шифр 020200.62 . “ Бакалавр” Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.
Содержания
1.Аннотация к УМКА…………………………………………………..4
2.Выписка из государственного образовательного стандарта……….4
3.Рабочая программа дисциплины……………………………………..6
4.Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………..48
5.Текущая и промежуточная аттестация студентов по дисциплине……………………………………………………………....57
6.Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины……………………………………………………………...60
Аннотация к УМКА
Учебно-методический комплекс по дисциплине “Физиология растений” является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами образовательной программы, решению следующих основных задач:
1.Повышение качества подготовки студентов путем системно-методического обеспечения учебного процесса;
2.Четкое определение места и роли дисциплины в образовательной программе, ее основных учебно-научных целей и задач;
3.Отражение в содержании учебной дисциплины современные представления о природе основных физиологических и биохимических процессов зеленого растения, механизма их регуляции и основных закономерностях взаимоотношений организма с внешней средой;
4.Распределение учебного времени по разделам курса, видам учебных занятий;
5.Планирование и организация самостоятельной работы студентов;
6.Определение круга учебно-методического обеспечения дисциплины, необходимого для ее освоения;
7.Разработка системы текущего и итогового контроля знаний студентов; 2.Выписка из государственного образовательного стандарта.
Строение и функции растительного организма, регуляция жизненных функций и системы обеспечения гомеостаза; физиологические процессы зеленого растения: фотосинтез, дыхание, водообмен, рост и развитие, формирование иммунитета растений; молекулярные механизмы физиологических процессов, ферменты, гормоны, биологически активные вещества; методы физиологии растений. Практикум.
Кабардино-Балкарский государственный
университет им. Х. М. Бербекова “утверждаю”
декан биологического факультета
________________ А. Ю. Паритов
“____ “ _______________ 2010 г.
Рабочая программа дисциплины Кафедра ботаники Шифр и наименование дисциплины: ОПД.Ф.02.1 “Физиология растений” Статус дисциплины: Обязательная направление: 020200.62 – Бакалавры Форма обучения - очная
Объем дисциплины в часах - 150 ч. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО СЕМЕСТРАМ
Номер
| Учебные занятия
| Число курсовых
работ
| Форма
итоговой
аттестации
| семестра
| Общий
| Аудиторные
| СРС
|
| объем
| Всего
| Лекции
| Лаб.
| Практ.
|
|
| 150
| 102
| 51
| 51
|
| 48
|
| зачет,
экзамен
| 5
|
|
| 17
| 34
|
| 20
|
| зачет
| 6
|
|
| 34
| 17
|
| 28
|
| экзамен
|
Рабочая программа составлена на основании учебного плана и типовой программы для студентов биологов 3-го курса государственных университетов. Разработчик – доктор биол. наук, профессор
кафедры ботаники _____________ Слонов Л.Х. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ботаники
“___”______________2010г.
Заведующий кафедрой ботаники
к.б.н., доцент _______________Калашникова Л.М.
Согласована с профилирующей кафедрой “___”______________2010г. Одобрена советом (методической комиссией) биологического факультета КБГУ “___”______________2010 г.
Председатель _________________ Паритов А. Ю.
3. Рабочая программа дисциплины
3.1. Пояснительная записка
Дисциплина “Физиология растений” читается студентам биологам 3-го курса по направлению и рассчитано на два семестра(5,6). Она входит в федеральный компонент цикла специфических дисциплин и является обязательной для изучения. Форма обучения: очная. Объем дисциплины: 150ч. 3.2. Цели и задачи изучения дисциплины
3.2.1. Цели преподавания дисциплины
Курс "Физиология растений" относится к числу фундаментальных биологических дисциплин. Он предназначен для будущих педагогов и при его изучении студенты получают круг знаний о сложнейших процессах, протекающих в растительных организмах, о взаимодействии различных клеток, тканей и органов при осуществлении растениями разных функций, о целостном переходе к явлениям жизнедеятельности, приобретают теоретическую основу для всей системы мероприятий, направленных на повышение общей продуктивности, питательной ценности и качества растений. Знакомятся с методами проведения научно-исследовательских работ, получают навыки самостоятельной исследовательской работы. 3.2.2. Задачи изучения дисциплины
Задача курса - дать студентам современные представления о природе основных физиологических и биохимических процессов зеленого растения, механизмах их регуляции и основных закономерностях взаимоотношений организма с внешней средой.
Программа включает введение и 14 разделов, содержащих представления о механизмах главных физиологических функций зеленого растения - процессов газообмена, ассимиляции веществ, роста, развития, размножения, движения, выделения, транспорта веществ, водообмена, защиты и устойчивости растений и др. Анализ функций дается в эволюционном аспекте. Значительное место отводится характеристике процессов фотосинтеза и дыхания, составляющих основу энергетического и пластического обмена растения. Рассматриваются общие принципы организации и механизмы действия регулятивных систем в клетке и в целом организме, физиология минерального питания и гетеротрофного способа питания и др. Большое внимание уделяется экологическим проблемам физиологии и биохимии. 3. 2. 3. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины
Физиология растений тесно связана с другими биологическими дисциплинами — анатомией и морфологией растений, систематикой, биохимией, биофизикой, генетикой, микробиологией, цитологией, молекулярной биологией, экологией и другими, представляющими различные аспекты в изучении единой целостной системы живых организмов.
3.3. Тематический план дисциплины
№
| Разделы курса
| Формы организации работы
| Количество часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| Введение
| Лекция, лабораторные, самостоятельная работа
| 2
| 2
| Строение и функции растительного организма
| Лекция, лабораторные, самостоятельная работа
| 22
| 3
| Системы регуляции и интеграции у растений
| Лекция, лабораторные, самостоятельная работа
| 2
| 4
| Фотосинтез
| Лекция, лабораторные, самостоятельная работа
| 25
| 5
| Дыхание растений
| Лекция, лабораторные, самостоятельная работа
| 24
| 6
| Водный обмен
| Лекция, лабораторные, самостоятельная работа
| 22
| 7
| Физиология минерального питания
| Лекция, лабораторные, самостоятельная работа
| 22
| 8
| Выделение веществ
| Лекция, лабораторные, самостоятельная работа
| 2
| 9
| Рост и развитие растений
| Лекция, лабораторные, самостоятельная работа
| 4
| 10
| Физиология размножения растений
| Лекция, лабораторные, самостоятельная работа
| 2
| 11
| Движения растений
| Лекция, лабораторные, самостоятельная работа
| 2
| 12
| Механизмы защиты и устойчивости у растений
| Лекция, лабораторные, самостоятельная работа
| 24
|
3.4. Содержание дисциплины
3.4.1. Лекции
Введение
Знакомство с дисциплиной, этапами развития, её связями с другими биологическими науками, с основными проблемами современной фитофизиологии - 2ч.
1. Строение и функции растительного организма-2 ч.
2. Системы регуляции и интеграции у растений -2 ч.
3. Фотосинтез
Понятие, общее уравнение фотосинтеза, история вопроса, значение зеленых растений для биосферы. Две фазы фотосинтеза - 2ч.
Пигменты пластид (хлорофиллы, каротиноиды, фикобилины) и их функции – 2ч.
Световая фаза фотосинтеза. Фотофосфорилирование (миграция энергии и транспорт электронов при фотосинтезе. Фотофосфорилирование. Локализация электрон- и протонтранспортных реакций в тилакоидных мембранах) – 2ч.
Темновая фаза фотосинтеза. Химизм С3-пути фотосинтеза (цикл Кальвина) – 2ч.
С4-путь фотосинтеза, фотосинтез по типу толстянковых. Фотодыхание и метаболизм гликолевой кислоты – 2ч.
Эндогенные и экзогенные механизмы регуляции фотосинтеза. Глобальный фотосинтез и проблема пищевых и энергетических ресурсов – 2ч.
4. Дыхание растений
Понятие, общее уравнение дыхания (начальный этап изучения дыхания. Представления об активации кислорода и водорода. Взаимосвязь дыхания и брожения)
Типы окислительно-восстановительных реакций.
Оксидоредуктазы. Гликолиз и виды брожения – 2ч.
4.2.Цикл ди- и трикарбоновых кислот (цикл Кребса) и глиоксилатный цикл – 2ч.
4.3. Пентозофосфатный путь окисления глюкозы и прямое окисление сахаров. Взаимосвязь различных путей окисления – 2ч.
4.4. Дыхательная электронтранспортная цепь и окислительное фосфорилирование. Регуляция процессов дыхания – 2ч.
5. Водный обмен
Значение, структура и свойства воды (физические свойства, молекулярное строение, структура льда и жидкой воды, состояние воды в растворах) – 2ч.
Водный обмен растительных клеток (формы воды в клетке, механизмы поглощения воды, передвижения воды по растению и ее расходования, растительная клетка как осмотическая система, термодинамические показатели водного режима) – 2ч.
Особенности водного обмена у растений различных экологических групп и физиологические основы орошаемого земледелия – 2ч.
6. Физиология минерального питания
Минеральное питание (развитие учения о минеральном питании, содержание минеральных веществ в растениях, физиолого-биохимическая роль азота и особенности питания растений азотом)– 2ч.
Физиолого-биохимическая роль других необходимых и незаменимых макро- и микроэлементов – 2ч.
Механизмы поглощения ионов минеральных веществ растительной клеткой и транспорт веществ в растении (поглощение, ближний и дальний транспорт, пассивный и активный мембранный транспорт, метаболизм корней в связи с первичной ассимиляцией минеральных веществ).Физиолого-биохимические основы применения удобрений. Влияние внешних и внутренних факторов на минеральное питание растений -2 ч
7. Выделение веществ (способы выделения, функционирование специализированных секреторных структур у растений, механизмы выделения) – 2ч.
8. Рост и развитие растений
8.1.Понятие «рост» и «развитие», этапы онтогенеза высших растений, дифференцировка и рост растений, регенерация у растений (определение понятия «рост», «развитие», эмбриональный этап и ювенильный, этап старости и отмирания, морфогенез побега и корня, коррелятивный рост, периодичность роста, способы регенерации у растений) – 2ч.
8.2.Механизмы морфогенеза и влияние факторов внешней среды на рост и развитие растений (включение генетических программ, индукция поляризации у растений, «эффект положения», основные факторы внешней среды и рост и развитие растений) – 2ч.
|