Балтийская педагогическая академия





НазваниеБалтийская педагогическая академия
страница1/16
Дата публикации10.12.2014
Размер2.45 Mb.
ТипБиография
100-bal.ru > Психология > Биография
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16



Региональная общественная организация ученых:

БАЛТИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Отделение практической психологии и социальных технологий

______________________________________________________

ВЫПУСК ПОСВЯЩАЕТСЯ ПАМЯТИ ТУТУШКИНОЙ М.К.


ВЕСТНИК

БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ


Вып. 65


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

практической психологии и социальных технологий

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2006


Редакционная коллегия выпуска:

Волков И.П., Оганян К.М., Грановская Р.М., Советова О.С., Соловьева Е.А., Годлиник О.Б., Рудкевич Л.А.
Ответственный за выпуск:

Ученый секретарь ОПП и СТ, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии СПбГАСУ В.А. Артемьева

Компьютерная верстка В.А Этингова

Редакция вестника:

Главный редактор – И.П. Волков

Зам. главного редактора – К. М. Оганян

Уч. секретарь – В.А. Артемьева

Адрес редакции вестника:

198005, Санкт-Петербург, ул. 2-я Красноармейская д.4.

СПб ГАСУ. Кафедра практической психологии

Тел. (812) 575 – 05 – 05

E-mail: nicsan@mail.wplus.net

www.baltacademy.ru

В36 Балтийская Педагогическая Академия К.М.Оганян
Печатается в авторской редакции, на средства авторов выпуска и членские взносы ОПП и СТ БПА

В43162014 – 75 Без объявления

С 96(03) – 2006
УДКВ36-85029-080

***************

«ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ»

Научное издание (сокращенное название: «Вестник БПА»)


Основан в июле 1995 года

в г. Санкт-Петербурге

Гос. Лицензия ЛП СПБ

№ 78-005832. Рег.2160\2000

_____________________________________________________________________
Подписано к печати 30.10.2005 г.

Печать ризографическая. Зак 01. Тираж 300 экз. Формат бумаги 210х297. Изд. БПА
ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ

Вып.65 – 2006.
СОДЕРЖАНИЕ




ПАМЯТИ ТУТУШКИНОЙ МАРИНЫ КОНСТАНТИНОВНЫ..
Касперова В.Г Биография М.К. Тутушкиной…………………………………

Бочарова С.П Вопросы экспериментальной и практической психологии в исследованиях М.К.Тутушкиной. Светлой памяти моей дорогой подруги и коллеги Марины Константиновны Тутушкиной……………………………...

Топчиева Р.М. Памяти Марины Константиновны Тутушкиной…………….

Артемьева В.А. Спасибо Вам…………………………………………………...
ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дружилов С.А. Психология становления профессионализма – субъекта труда……………………………………………………………………………….

Кисель С.Г., Кисиль В.Г Реконструктивное мышление, как фактор успешности профессионального обучения………………………………...........

Мязина М.Б. Некоторые аспекты переводческой деятельности…………......


Соломонова Е.С. К вопросу о свободе творчества...........................................

Стахов А.Е.Метод оценки влияния мотивации труда на эффективность оценки строительного проектирования………………………………………....
ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Дворецкая М.Я. Аспекты социализации «трудных» детей в процессе психологического консультирования…………………………………………...

Кораблина Е.П., Николаева А.В. Особенности взаимодействия родителей с подростками в современной семье…………………………………………

Крюкова В.И Роль отца в профессиональном выборе………………………...

Савицкая А.Б. Особенности влияния родительской семьи на образ отца в представлениях современной молодежи………………………….
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Ермакова Н.Г. Программа – психология девиантного поведения у детей и подростков………………………………………………………………………...

Осипова Л.В. Различные варианты самоактуализации женщин с высшим образованием…………………………………………………………………….

Пащенко Е.И. Гендерное расщепление, как феномен взрослого развития (анализ результатов исследования социального интеллекта в период ранней взрослости)………………………………………………………………………...

НОВОСТИ БПА
МАТЕРИАЛЫ МЕЖВУЗОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Бабаян Г.А., Бабаян И.Г. Научно-теоретические основы воспитания готовности к труду………………………………………………………………..

Бабаян Г.А., Бабаян И.Г. Педагогические основы воспитания……………..

готовности к труду……………………………………………………………….

Бабаян Г.А. Подготовка молодёжи к труду…………………………………...

Бисько И.А. О соотношении понятий в рамках коммуникативного………...

блока………………………………………………………….................................

Брусакова И.А. Особенности представления априорной социологической информации……………………………………………………………………….

Верминенко Ю.В. Психосоциальное развитие взрослого человека………....

Вышенская Л.А. Экологический туризм как конструктивная форма………. коммуникации…………………………………………………………………….

Зиновьев А.О. Марсизм и критическая теория в новом веке………………...

Лупанов В.Н. Содержание гуманитарного образования и необходимость его модернизации в России……………………………………………………....

Лупанов В.Н. Социальные технологии в управлении системой гуманитарного образования……………………………………………………...

Мазалова Н.Е. Личность русского «знающего» (гендерный анализ)……….

Махлина С.Т., Окладникова Е.А. Дискурс женственности в современной художественной культуре………………………………………...

Оганян К.М., Оганян К.К. Некоторые показатели состояния здоровья молодого поколения……………………………………………………………....

Окладникова Е.А. Маскулинность в диспозициях гендерной культуры Петербурга………………………………………………………………………...

ТарандоЕ.Е., Кармаева Н.Н. Формирование команд как способ развития коллектива и личности…………………………………………………………...

Авторы……………………………………………………………………………

Рекомендации по оформлению статей………………………………………..


6

8

11

11


13

17

23

25

29

31

34

39

41

46
49


55

59
60

60
65

70
77
80
87

89

91
94
99

103
107
113
120
126

131

132




ТУТУШКИНА МАРИНА КОНСТАНТИНОВНА

ПАМЯТИ ТУТУШКИНОЙ МАРИНЫ КОНСТАНТИНОВНЫ


БИОГРАФИЯ МАРИНЫ КОНСТАНТИНОВНЫ ТУТУШКИНОЙ
В.Г. Касперова

(дочь М.К.Тутушкиной)
Тутушкина Марина Константиновна родилась в 1932 г. 16 августа в г. Ленинграде. Отец ее – Парамонов Константин Николаевич был полковником, окончил ЛИИЖТ и Академию тыла и транспорта, ее мать – Парамонова Мария Николаевна сначала тоже училась в ЛИИЖТЕ, но потом посвятила себя воспитанию детей: Марины и ее старшего брата – Всеволода. Константин Николаевич был кандидатом наук и преподавал в ЛИИЖТЕ. Семья была дружная, в ней сложились теплые отношения, так что Марина росла в любви. По рассказам подруги, семья отличалась большим гостеприимством.

Марина пошла в школу с 6 лет. Училась в женской школе № 156 Смольнинского района. В классе она была лучшей ученицей, помогала в учебе свои подругам.

Когда наступила война, Марина с матерью были эвакуированы на Дальний Восток, отец ее прошел всю войну и дошел до Берлина. Брат учился в военном училище. Многие из родственников остались в Ленинграде и умерли в блокаду. В эвакуации тоже было голодно. Марина была истощена и мама с трудом выходила ее. По завершении войны семья вернулась в Ленинград.

Окончив школу, Марина поступила в ЛГУ в 1949 г. Училась на философском факультете на отделении психологии.

На протяжении пяти лет учебы она была круглой отличницей и бессменной старостой группы. Для студентов своей группы Марина являлась большим авторитетом. Было удивительно, что в такой маленькой хрупкой девушке столько духовной силы и ясности ума. Студенты ее любили и прислушивались к ее советам.

В 1952 г. Марина вышла замуж за курсанта военно-морского училища Тутушкина Геннадия Яковлевича. В 1953 г. у них родилась дочь Екатерина. Интересно, что Марина писала свой диплом на основе изучения хватательного рефлекса маленькой Кати.

Университет Марина закончила с красным дипломом в 1954 г., но в связи с отсутствием в те времена спроса на психологов с 1956 г. работала в яслях районным педагогом-методистом.

В 1955 г. у нее родилась вторая дочь – Валентина.

С 1961 г. Марина работала в Ленинградском Университете в лаборатории индустриальной психологии под руководством Б.Ф.Ломова, при кафедре психологии на философском факультете. Кафедру возглавлял профессор Б.Г. Ананьев. В лаборатории проводились исследования по взаимодействию человека-оператора с автоматизированными системами управления, т.е. систем «человек-машина». Марина Константиновна занималась изучением психологических особенностей зрительного восприятия и оптимизации представления оператору визуальных сигналов. По результатам исследования, в ЛГУ в 1965 г. была защищена кандидатская диссертация, которая называлась «К проблеме оптимального кодирования информации, передаваемой человеку. (Экспериментальное исследование на материале знаковой индикации)».

Результаты ее научных исследований реализовались на практике в больших системах управления. В дальнейших исследованиях Марина Константиновна вышла на уровень семантической психологии.

После образования факультета психологии (в 1967 г.) Марина Константиновна стала работать старшим научным сотрудником в НИИ комплексных социологических исследований , куда перешла часть лаборатории . Здесь изучалась работа авиа-диспетчеров. Марина Константиновна придумала и, с помощью сотрудников, создала установку для исследования зрительного восприятия визуальной знаковой индикации.

В лаборатории был очень дружный коллектив. Марина Константиновна умела вдохновить, организовать всех, любила и уважала каждого, помогала в написании работ.

В ЛГУ она была членом квалификационной комиссии. Марина Константиновна посвятила свою жизнь психологии, она очень много сделала для развития этой науки в нашей стране, ездила на конференции, поддерживала все благие начинания в этой области в других городах.

Ею основано новое научное направление – психосемиотика и практическая психология.

В связи со структурными преобразованиями в НИИ КСИ, Марина Константиновна перешла на работу в ЛЭТИ им. Ульянова-Ленина доцентом на кафедру научного коммунизма, где на основе хоз. договоров с различными предприятиями и организациями продолжила психологические исследования в рамках эргономики.

Уже работая в ЛЭТИ, Марина Константиновна написала и защитила докторскую диссертацию по теме: «Психологические основы кодирования зрительной информации для человека-оператора» (ЛГУ, 1982 г.). В ней была изложена созданная Мариной Константиновной теория кодирования информации, ее психологические аспекты.

Затем Марину Константиновну пригласили в Ленинградский инженерно строительный институт ЛИСИ (ныне СПбГАСУ – Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет), где в 1988 ею была создана межвузовская кафедра практической психологии. Отдавая много сил работе, Марина Константиновна через всю жизнь пронесла и любовь к балету. Не было спектакля в Мариинском театре, который бы она не смотрела. Она очень дружила с народной артисткой Советского Союза Габриэлой Комлевой и почитала ее талант.

У Марины Константиновны четверо внуков. Один из них талантливый пианист, с 13 лет лауреат многих международных конкурсов. Дочь Екатерина пошла по стопам матери, став психологом. Валентина окончила биолого-почвенный факультет ЛГУ.

Марина Константиновна пользовалась уважением и неизменной любовью сотрудников и многочисленных своих учеников и последователей. Память о дорогом учителе и друге каждый из нас несет в своем сердце до настоящих дней.
Фото подготовлены Чабановым К.И.
*Санкт-Петербург
ВОПРОСЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ М.К ТУТУШКИНОЙ
С.П. Бочарова
Светлой памяти моей дорогой подруги и коллеги

Марины Константиновны Тутушкиной
В мае 2005 г. ушла из жизни Марина Константиновна Тутушкина, талантливый исследователь, внесший значительный вклад в развитие современной отечественной психологии.

Ученица Б.Г. Ананьева, аспирантка и затем сотрудница Б.Ф. Ломова, Марина Константиновна входила в группу ленинградских учёных, которые в 60-х – 70-х гг. прошлого века, под руководством Б.Ф. Ломова, стояли у истоков развития новой психологической отрасли – инженерной психологии, эргономики, проблем передачи, опознания и кодирования знаковой информации в системах «человек-техника». Этим актуальным вопросам были посвящены многочисленный исследования Марины Константиновны, отражённые в её кандидатской и докторской диссертациях (3). В то время важнейшим условием научно-технического прогресса становится разработка различного рода знаковых систем и общих закономерностей знаковой сигнификации. В условиях общения и взаимодействия человека с различными техническими объектами, наряду с вербальными (понятийными) и перцептивными (предметными) символами, особую роль приобретают специально сконструированные визуальные знаки (в частности, графические) как особая форма передачи семантической информации, в которой оптимально сочетаются признаки наглядности и обобщённости и от эффективности опознания которых в значительной мере зависти надёжность, т.е. точность, безошибочность, безаварийность, своевременность управляющих действий человека-оператора.

Реализуя сформулированные Б.Г. Ананьевым принципы семиотики, М.К. Тутушкина активно развивала основы психосемиотики как науки о психологических закономерностях разработки и использования различного рода знаковых систем. В её работах были рассмотрены основные принципы психосемиотического подхода к оценке структуры и функций знаков (4). Изучение закономерностей психосемиотики проводилось на основе развиваемых Б.Ф. Ломовым принципов системного подхода и в этой связи было направлено на взаимосвязь основных аспектов функционирования знаковых систем: их структуры, динамики, формирования и функционирования, надёжности и устойчивости при воздействии внешних и внутренних факторов.

М.К. Тутушкина была одним из первых исследователей процессов восприятия, обративших внимание на взаимосвязь и единство функциональных механизмов сенсорных, интеллектуальных и мнемических процессов (1,2), что послужило основой нашего научного сотрудничества. В совместных исследованиях нами были получены данные о том, что разработка оптимальных систем кодирования информации требует учёта закономерностей мнемических процессов (долговременной и оперативной памяти), составляющих важнейший психологический механизм переработки знаковой информации и осуществления адекватных действий операторами АСУ. Использование нами методик, разработанных М.К. Тутушкиной способствовало выявлению типов и взаимозависимости ошибок восприятия и памяти, влияющих на характеристики скорости и безошибочности декодирования информации, передаваемой посредством графический знаков, а также построить структурно-функциональные модели, отражающие взаимосвязи сенсорных и мнемических функций в целостной структуре целенаправленной деятельности.

На основе психосемиотического анализа М.К. Тутушкиной были сформулированы основные психологические принципы кодирования применительно к сфере конструирования знаков в инженерной психологии: принципы семантических, синтаксических и прагматических связей в структуре знаков и в отношениях знаков, и кодируемых объектов.

Способность к символизации исторически развивалась как одна из важнейших способностей человеческой психики к различным способам коммуникации и стало объектом специальных исследований на современном этапе научно-технического прогресса, где человек как субъект деятельности выступает в роли центрального звена управления в комплексных системах.

Совместно обсуждая психосемиотические аспекты декодирования и запоминания знаковых символов, мы с Мариной Константиновной пытались понять специфику информационной функции знаков в структуре сигнальной деятельности человека. Было ясно, что знаковая система не может быть прямо отнесена к установленным И.П. Павловым функциональным системах, т.е. не к I сигнальной системе, отражающей иконические образы объектов, ни к II сигнальной системе, схематически отражающей вербальными средствами логические связи отношения объектов. Психосемиотическая знаковая система обеспечивает передачу и декодирование невербальных знаков, в которых сохраняется наглядно-образная информация и единовременно осуществляется функция широкого семантического обобщения и схематизации структуры управляемых объектов. Это дает основание утверждать наличие у человека особой - III сигнальной системы, обладающей специфическими информационными функциями в отражательной деятельности и формировании у человека адекватной концептуальной модели объективной реальности.

Наряду с разработкой проблем инженерной психологии М.К. Тутушкина активно исследовала актуальные практические проблемы современной социальной, индустриальной, педагогической психологии: проблемы инженерного творчества, менеджмента, межличностных отношений в производственных и семейных группах, формирования психологической культуры преподавателей средней и высшей школы. Множество исследований в сфере указанных проблем было опубликовано под редакцией М.К. Тутушкиной в нескольких коллективных монографиях (5), которые пользуются большим спросом и популярностью у практических психологов, работающих в сфере производства и образования.

Марина Константиновна воспитала целую плеяду талантливых учеников и последователей, увлекая их своим творческим потенциалом и беспредельной преданностью науке.

И еще следует отметить, пожалуй, самые важные свойства Марины Константиновны – ее личностные качества: бескорыстие, скромность, искренность и открытость в общении и дружбе, постоянную готовность к сочувствию, помощи, полезному совету окружающим.

Наша многолетняя дружба и идейное сотрудничество продолжалось до последних месяцев жизни Марины Константиновны, невзирая на печальную географическую разобщенность последних лет. Ее смерть – большая и горькая утрата для меня, как и для многих других ее друзей.

Мы будем всегда чтить ее светлую память как об ученом, внесшем значительный вклад в развитие отечественной науки, и как о замечательном добром человеке, оставившем неизгладимый эмоциональный след в сердцах всех знавших ее людей.
Литература:

  1. Бочарова С.П., Тутушкина М.К. Переработка графической информации в процессах восприятия и памяти.// Графические знаки. Проблемы исследования, разработки, стандартизации. Киев, 1988.

  2. Бочарова С.П. Память в процессах обучения и профессиональной деятельности. Тернополь, Астон, 1998.

  3. Тутушкина М.К. Психологические основы кодирования зрительной информации для человека-оператора. Автореф. докт. дисс. Л., 1982.

  4. Тутушкина М.К. Мальцев В.П. Психосемиотический подход к исследованию и конструированию графических знаков.// Графические знаки. Проблемы исследования, разработки, стандартизации. Киев, 1988.

  5. Тутушкина М.К. (гл. ред.). Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. СПб, 1998.

краинская инженерно-педагогическая академия

ПАМЯТИ МАРИНЫ КОНСТАНТИНОВНЫ ТУТУШКИНОЙ.
Р.М. Топчиева
Впервые я встретилась с Мариной Константиновной, когда пришла на кафедру практической психологии Санкт- Петербургского Государственного Архитектурно Строительного Университета чтобы познакомиться с преподавателями кафедры и узнать правила поступления в аспирантуру. Конечно, я ужасно боялась, ведь психология, была, да, впрочем, и остается, для меня самой интересной и загадочной наукой, а поступление в аспирантуру - недостижимой, волшебной мечтой. Но вот, преодолев робость, я переступила заветный порог и первое, с чем встретился мой робкий взгляд, были глаза Марины Константиновны... В них было и доброе любопытство, и желание понять и поддержать, вот тогда я и поняла, что попала «домой», место, где тебя всегда поймут и примут, а его «добрым ангелом» была заведующая кафедры Тутушкина Марина Константиновна. С тех пор она всегда была рядом, если что-то не получалось, не давалось или не удавалось, я всегда «бежала» к ней, стоило только подойти, окунуться в добрую улыбку и, казалось, - все проблемы исчезнут сами собой, все становилось понятно и доступно. Когда я начала писать диссертацию, Марина Константиновна стала моим научным руководителем. Как она умела объяснять суть вещей, как загоралась, когда рассказывала о научных разработках кафедры и других ученых, это умение «гореть» и «зажигать» других просто поражало…Она всегда была готова пойти на встречу в интересном начинании, была совершенно молодой, веселой и задорной, но эти качества удивительным образом сочетались с глубоким пониманием вещей и мудростью. К сожалению, наше знакомство и совместная работа не были продолжительными, тяжелая болезнь не позволила довести до конца многие ее дела. Но даже в самые трудные дни она встречала меня теплой, доброжелательной улыбкой, находила слова поощрения, радовалась даже самым незначительным нашим успехам, и мне казалось, что так будет всегда. Марина Константиновна была моим Учителем с большой буквы, ведь она поделилась не только знаниями, но и своим горячим сердцем, научила силе, мужеству и беззаветному служению любимому делу, хотя ее подвиг трудно повторить.

Однако судьба распорядилась иначе, мы ее потеряли и это очень трудно и горько осознавать, боль не утихнет никогда в моем сердце и в сердцах всех тех людей, которые ее знали и любили, а не любить ее было просто невозможно.
*Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет


СПАСИБО ВАМ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Балтийская педагогическая академия iconБалтийская педагогическая академия
Волков И. П., Оганян К. М., Грановская Р. М., Советова О. С., Соловьева Е. А., Годлиник О. Б., Рудкевич Л. А
Балтийская педагогическая академия iconРегиональная общественная организация ученых «балтийская педагогическая академия»
Что же следует понимать под профилактическим, естественным, исцеляющим, правильным дыханием? 25
Балтийская педагогическая академия iconПо направлению подготовки: по профилю (специальности)
Требования к реферату по предполагаемой теме диссертационного исследования для поступающих в аспирантуру Калининградского государственного...
Балтийская педагогическая академия iconПедагогическая технология в сфере педагогики (обучение, воспитание),...
Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан»
Балтийская педагогическая академия iconБ алтийский институт психологии и менеджмента (Латвия) балтийская...
Целью конференции является привлечение учёных и профессионалов всех стран для обсуждения приоритетных проблем психологии, бизнеса...
Балтийская педагогическая академия iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева»
Балтийская педагогическая академия icon«Получение и свойство дисперсных систем». Отчет о работе
«Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева»
Балтийская педагогическая академия iconЛитература Год обучения, группа: 2011-2012 уч г
«Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева»
Балтийская педагогическая академия iconСпециальность "физика" и "математика" с доп специальностью "информатика"
«Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева»
Балтийская педагогическая академия iconЛекция №2. Педагогическая антропология. 1 вопрос
Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Балтийская педагогическая академия iconОтчет о результатах самообследования направления «050200. 62 Физико-математическое образование»
«Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева»
Балтийская педагогическая академия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева»
Балтийская педагогическая академия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева»
Балтийская педагогическая академия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева»
Балтийская педагогическая академия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева»
Балтийская педагогическая академия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск