Уроках математики





Скачать 74.33 Kb.
НазваниеУроках математики
Дата публикации02.09.2014
Размер74.33 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
А.А.Борисенко,

преподаватель педагогического

колледжа им. Ф.В. Гладкова

г. Сретенска


РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Одной из главных задач СПО является задача развития личности будущего специалиста, приобщение его к профессиональной культуре, которая в социально-значимых сферах является актуальным объектом исследования. Педагогическая культура в этом смысле не является исключением. Согласно точке зрения Е.В. Бондаревской, педагогическая культура – часть общечеловеческой культуры, где с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания.

Профессиональная культура педагога как участника педагогического процесса, подразумевает высокий уровень языковой культуры, поэтому целесообразность методического истолкования ее особенностей, очевидна. Наше исследование проблемы показало, что отсутствие специальной подготовки к профессиональному речевому поведению не позволяет учителю в полной мере реализовать на уроке даже хорошо продуманную, методически правильно спланированную деятельность. Важнейшей составляющей профессиональной культуры речи является владение терминологией данной области знаний, языком науки, умение строить монологическую научную речь, организовать профессиональный диалог и управлять им. Профессиональная речевая культура учителя реализуется и в виде способности, готовности формировать культуру общения с учащимися. Данные положения доказывают, что формирование языковой культуры будущего учителя является необходимым условием их профессиональной подготовки.

И это особенно следует отнести к математической речи, т. к. она воспитывает, организует, дисциплинирует, концентрирует мысль, ум. Считается, что культурный человек должен кроме родного языка владеть хотя бы одним иностранным. Это верно, но требует дополнения: культурный человек ещё должен уметь говорить, писать и думать на математическом языке, поскольку это тот язык, на котором говорит окружающая действительность. По мнению В.В.Мадер и С.Е.Царёвой, владение этим языком, понимание точного содержания предложений, логических связей между предложениями распространяется и на владение естественным языком и тем самым вносит весомый вклад в формирование и развитие мышления в целом. Под математическим языком понимают совокупность всех средств (математические термины, символы, схемы, графики, диаграммы и т. д.), с помощью которых можно выразить математическое содержание.

В последнее время ведущие специалисты по методике преподавания математики Н.Я. Виленкин, Т.В.Гнеденко и другие активно разрабатывают вопросы о значении математического языка в обучении, что находит отражение в концепции математического образования, где указывается: «В содержании математического образования принципиально важным является обучение математическому языку, как специфическому средству коммуникации в его сопоставлении с реальным языком».

Каким же образом на практике осуществляется подготовка будущего учителя, обладающего профессиональной культурой? Возможность разностороннего развития специалиста, в том числе языкового заложена в самой системе его математической подготовки. Условно можно выделить 3 этапа в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности. Рассмотрим эти этапы в свете исследуемой нами проблемы, т. е. развития языковой математической культуры специалиста.

I этап. Общекультурная подготовка.

В Государственных образовательных стандартах математика входит в блок общекультурной подготовки по всем специальностям и является обязательной для изучения, что подчёркивает её значение в составе общей культуры педагога. Неотъемлемой частью математической культуры является её логическая составляющая. С этой точки зрения особо значимой в подготовке будущего учителя является тема «Элементы математической логики». Студент – будущий учитель в процессе её изучения должен осознать необходимость правильного использования математической терминологии и символики, проведения строго обоснованных доказательств математических утверждений. Материал подается не только на чисто математическом, «формальном» материале, но и с привлечением примеров из других областей знаний, из жизненного опыта обучающихся, что, конечно же, облегчает восприятие и усвоение материала. При изучении данной темы студенты знакомятся с понятием «квантор», учатся записывать математические высказывания на формализованном языке, изучают структуру математических предложений, дедуктивные и индуктивные формы рассуждений, учатся осуществлять мыслительные операции (анализ и синтез сравнения, классификация, анализ и обобщение). Все это способствует развитию логической культуры обучаемого, появлением которой является чёткость, конкретность и логичность речи. На этом этапе изучение математики осуществляет развивающие функции. Здесь уместно вспомнить слова, сказанные ещё в XVIII веке М.В.Ломоносовым: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».

II этап. Предметная подготовка специалиста.

Предметная подготовка будущего учителя в области математики осуществляется при изучении специальных дисциплин: математика, ТОНКМ, предметы дополнительной подготовки. Школьный курс математики интегрированный, он включает разделы: арифметика, алгебра и геометрия. В процессе их изучения студенты получают знания основных факторов математической науки, овладевают основными понятиями, их свойствами, отношениями между понятиями. Одним словом, Именно здесь идёт знакомство с искусством языка математики, его алфавитом: из знаков математического алфавита по определённым правилам будущего учителя конструируют слова и предложения, т. е. выстраивают свою речь. Владение математическим языком данной области знаний является важнейшей составляющей профессиональной культуры будущего учителя. В этой связи работа со значениями терминов и символов, математических понятий приобретает особое значение.

В практике работы преподавателей математики прочно закрепилась работа по выполнению логического анализа основных тем школьного курса математики. Эта работа заключается в выделении основных понятий темы, их определении, установлении логических связей между ними.

III этап. Методическая подготовка будущего учителя.

Основную нагрузку по подготовке будущих учителей несут методические курсы, в ходе изучения которых студенты овладевают умениями ориентироваться в предметном содержании, методической деятельности. В процессе изучения данного курса будущие учителя должны приобрести научные и методические знания, умения и навыки, достаточные для будущей профессиональной деятельности. Её важнейшей составляющей, на наш взгляд, является речевая готовность молодого специалиста реализовать продуманную, спланированную деятельность. Сюда следует отнести, как уже отмечалось, владение математической терминологией, необходимыми фактологическими знаниями, умения строить монологическую научную речь, организовать профессиональное общение и управлять им.

Формирование умения будущих учителей пользоваться дидактической речью в процессе обучения школьников математике осуществляется в 2 этапа. На первом этапе формируется умение к структурированию дидактической речи в различных ситуациях урока. Ведущими являются способы деятельности, позволяющие определять содержание речи и помогающие использовать средства устной и письменной речи. Обучение студентов на этом этапе реализуется через использование метода проектов. Эта работа включает разработку фрагментов урока, в которых будущие учителя должны продемонстрировать умение планировать свою дидактическую речь, организовать процесс обучения средствами такой речи.

На втором этапе основное содержание работы составляют способы деятельности по организации дидактического взаимодействия с учеником, использование средств установления контакта с коллективом детей, изменение речевого поведения педагога в соответствии с меняющимися условиями обучения, побуждение ученика к речевой активности, а также коррекция собственной дидактической речи и речи школьников. Обучение этому возможно через использование микропреподавания, которое представляет собой практические занятия, на которых будущие учителя представляют спроектированные фрагменты уроков, где обыгрываются различные учебные ситуации. Каждый фрагмент занятий предусматривает умение студента определять содержание своей речи с учётом темы, цели урока, учебного материала, а также умения установить речевой контакт с учащимися, внесение при необходимости корректив в собственную речь и речь учащихся.

Составной частью профессиональной подготовки является и педагогическая практика. Особый интерес в свете рассматриваемой проблемы представляет практика «Пробные уроки» и Государственная преддипломная практика. В процессе прохождения этих практик будущие учителя овладевают профессиональными речевыми умениями: умениями планировать свою дидактическую речь, совершенствовать её, организовывать процесс обучения средствами такой речи. Важнейшим условием эффективности организации учебного процесса является адаптация дидактической речи к уровню интеллектуального развития учащихся.

Формированию дидактической речи будущего учителя в методической подготовке уделяется большое значение. Основные задачи, решаемые в процессе этой подготовки: формирование осознанного отношения студентов к процессу речевой деятельности; вооружение будущих педагогов знаниями о роли дидактической речи в учебном процессе, её содержании, структуре; формирование профессиональных речевых умений: планирование дидактической речи, её совершенствование, организация процесса обучения математике средствами такой речи.

Выполняя свои особые функции, математическая речь обязана отвечать и всем требованиям культурной и литературной речи. Она должна быть грамотной, конкретной, логичной, выразительной, эмоциональной. Так грамотность математических предложений выражается в правильном произношении слов и специальных терминов, их согласований.

Характерными погрешностями в этом плане является: неверное употребление предлогов «из» и «от» с глаголами «отнять» и «вычесть»; неверное склонение числительных при чтении действий и выражений, особенно это наблюдается при чтении многозначных чисел; неверное произношение слов, выражающих единицы измерения величин: «килограмм» вместо «килограммов» и т. п. Нарушением математической грамотности являются и такие замечания учителя, как: «Пиши красиво числа» или «Читай цифры правильно». Число можно только прочитать и уже никак нельзя читать «цифры».

Логичность речи особенно нужна в математике, ибо она выражает сущность системы математических знаний. Учащиеся должны слышать в каждом предложении учителя логическую обоснованность и законченность, ощущать следование от посылки к заключению. Это дисциплинирует мышление, а речь при этом приобретает строгость и категоричность. В практике обучения случаются нарушения этого требования. Так при разборе предложенной задачи можно услышать вопрос: «Что узнаем первым вопросом?» Не логично: первым вопросом нельзя ничего узнать.

Приведённые примеры показывают: формирование речевой культуры будущих учителей является необходимым условием их языковой профессиональной подготовки, развитием их педагогической культуры.

Литература

  1. Апарина Ю. И. Адаптивная речь в содержании профессиональной подготовки учителя [Текст] / Ю.И. Апарина // Начальная школа. – 2006. - № 12.

  2. Чайниц Л.И. Современные формы профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов [Текст] / Л.И.Чайниц // Начальная школа. – 2005. - № 11.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках математики iconУроках математики Совершенствование движений и сенсомоторного развития
Вопрос Какие вы знаете основные направления коррекционной работы на уроках математики
Уроках математики iconУроках математики
Использование исторического материала по теме «Начало» Евклида на уроках математики
Уроках математики iconУроках математики Учителя начальных классов
Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением...
Уроках математики iconУроках математики в 5 и 6 классах
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому...
Уроках математики iconУроках математики в 5 классе
Формирование навыков проектной деятельности учащихся в системе работы на уроках математики в 5 классе
Уроках математики iconУроках математики
Ред собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали...
Уроках математики iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Уроках математики iconУроках математики
Цор. Использование цор на уроках математики в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество усвоения детьми...
Уроках математики iconО гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт...
Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14
Уроках математики icon«Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой...
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных...
Уроках математики iconУроках математики, способствующих развитию критического мышления...
И это, конечно, правильно. Но порой это и приводит к тому, что учащиеся в определенный момент перестают делать домашнюю работу. Поэтому...
Уроках математики iconПлан работы методического объединения учителей математики на 2011-2012 учебный год
Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования...
Уроках математики iconФормирование метапредметных умений на уроках математики Номинация:...
Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов
Уроках математики icon«Формирование творческой индивидуальности учащихся средствами современных...
Обобщение опыта работы учителя математики и физики первой квалификационной категории
Уроках математики iconУроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд
Теплинская А. К., учитель математики цо ОАО газпром, г. Москва, победитель городского конкурса «Учитель года 2010»
Уроках математики iconУроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие....
Публикация в сборнике «Экспериментально-инновационная работа в образовательных учреждениях Томской области»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск