И. А. Самолыга г. Кострома, фгквоу впо «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко» samig06@mail ru





Скачать 72.92 Kb.
НазваниеИ. А. Самолыга г. Кострома, фгквоу впо «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко» samig06@mail ru
Дата публикации03.09.2014
Размер72.92 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
И.А. Самолыга

г. Кострома, ФГКВОУ ВПО «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко»

samig06@mail.ru

Внешний вид, как составляющая педагогической культуры педагога

В статье рассматривается одна из составляющих педагогической культуры – культура внешнего вида педагога и её значение для воспитания учащихся в современных условиях.

В настоящее время в Российском обществе наблюдается ситуация ценностной многополярности, то есть отсутствия единой, принятой всеми, хотя бы в своей основе, системы ценностей. Это относится к гражданским, политическим, социальным, религиозным и другим организациям. Ни одна из этих групп не может стать доминирующей, и в то же время содержание ценностей, принимаемых в составе каждой из групп различными слоями населения, порой диаметрально противоположно. Ценностная ориентация взрослеющего человека часто происходит стихийно, под влиянием разнообразных, случайных и неконтролируемых факторов. Это увеличивает вероятность ее негативных, асоциальных результатов.

В своем послании Федеральному собранию РФ, Президент России В.В. Путин сказал: «На улицах наших городов и посёлков мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ, да и в наших головах в последние, в предыдущие 15–20 лет. Это и понятно. Тогда были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры. Мы в известном смысле вместе с грязной водой и ребёнка выплеснули» [3].

Далее было отмечено: «Система образования должна строиться вокруг сильного, одарённого учителя. Такие кадры нужно отбирать по крупицам, беречь их и поддерживать. Школа не просто передаёт набор знаний. Думаю, вы со мной согласитесь: качественное обучение без воспитания невозможно» [3].

Человек, вставший за учительский стол, ответственен за всё, что знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагога сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа. Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей – своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его психолого-педагогической культуре и моральному облику. В связи с общественными изменениями вопрос о психолого- педагогической культуре каждого учителя звучит особенно актуально.

Так что же мы понимаем под педагогической культурой? Обратимся к учебнику «Педагогика высшей школы» Ю.В. Сорокопуда: «Следует отметить, что в содержании преподавательской культуры ряд авторов (Н.Е. Щуркова, В.А. Сластенин, Л.К. Гребенкина и др.) выделяют совокупность следующих стержневых компонентов: духовно-нравственная культура, культура педагогического мышления, культура поведения и внешнего вида, культура общения» [1, с. 433].

Внешний вид человека играет значительную роль во взаимоотношении с людьми. Конечно, у нас провожают по уму, но встречают то, все-таки по одежке.

Тема имиджа учителя активно обсуждается сегодня в научной литературе, даются различные определения этому понятию, но все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной педагогической деятельности.

Культура внешнего вида педагога проявляется в его аккуратности, подтянутости и собранности, сдержанности, эстетической выразительности, умении двигаться и уверенно держаться, управлять собственной мимикой и пантомимикой. Всем своим внешним видом, манерой разговаривать, держать себя, обращаться к окружающим педагог утверждает нравственные отношения в классе. Внешний вид педагога имеет довольно большое значение, так как его работа связана с общением с большим количество людей, при этом их основная часть дети. В этом случае, классический, даже немного консервативный вид куда уместнее, чем ультрамодные наряды.

В зарубежной практике не существует каких-либо сомнений в обязательности внешнего вида делового человека, который рассматривается как составная часть культуры делового общения. Внешний вид своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими. Американский психолог Миллер отобрал фотографии «красивых», «обыкновенных» и «некрасивых» людей. Затем показал эти фотографии взрослым людям и попросил их высказаться о внутреннем мире изображенных. Люди оценили «красивых» как более уверенных, счастливых, уравновешенных, энергичных и более богатых духовно, чем других. Психологи называют это «эффектом ореола». И учитель просто обязан использовать его в своей работе, каждый педагог просто обязан быть красивым. Конечно, успешная самоподача требует усилий по поддержанию созданного впечатления. Первым шагом на пути к созданию «эффекта ореола», можно считать работу над собственным внешним видом. Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка.

В одном из исследований десятилетним девочкам предъявлялись фотографии наборов женской одежды. Девочки достаточно уверенно и согласованно определяли и социальный слой «носительницы» одежды, и даже ее личные характеристики. Наиболее ясные знаки – знаки превосходства. Прежде всего это цена одежды, которая определяется качеством одежды, модностью. С социальным статусом, кроме цены. Связан и силуэт одежды. многие люди называют одежду высокого статуса «строгой», «официальной». (Высокостатусным считается силуэт, приближенный к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а низкостатусным – приближающийся к шару. С высоким статусом не совместим пиджак типа реглан, свитер, особенно пушистый, мягкие брюки или джинсы без стрелок и т. Также важен цвет одежды. В нашей стране признаком высокого статуса всегда была черно-белая гамма.

Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие. Одежда должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия.

В российских традициях черный, белый и серый цвета поднимают статус личности в глазах окружающих, а яркая цветная гамма может повлиять на качество усвоения материала классом, привлекая внимание исключительно к внешнему виду учителя. Выбирая пастельные, спокойные цвета, вы можете быть уверены, что внимание будет сконцентрировано именно на изложении вашего материала. Предпочитающими цветами для деловой одежды считаются серый, черный, коричневый, бежевый, темно-синий, темно-бордовый. Блузки и рубашки могут быть нежных пастельных тонов. Необходимо избегать люрекса, кожи, блесток и искусственных материалов.

Украшений должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и броскими, если учитель не хочет, чтобы в течение всего урока ученики внимательно изучали ее новое колье, вместо того, чтобы учиться.

Идеальной формой одежды для учителя является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала. Такой одеждой может быть деловой костюм, который подчеркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений с учениками. К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку. Для женщины – это не обязательно должен быть брючный костюм или пиджак с юбкой, это может быть и красивое, но элегантное платье.

К сожалению, не всегда заработная плата учителя позволяет ему прилично одеваться и покупать дорогую деловую одежду, ведь тратить значительные суммы на постоянное обновление гардероба готов далеко не каждый, равно как и носить в течение целого года один и тот же костюм. Вот и выходит, что большинство педагогов давно перестали уделять внимание официальности и стилю собственного наряда, выбирая в одежде, прежде всего удобство, доступность и практичность.

Сейчас, у нас принято брать пример с демократических государств, с Европы. Многие наши соотечественники побывали в европейских странах, часто мы видим европейцев в телевизионных репортажах. И давайте вспомним, видели мы на улицах европейских городов девушек с ярким макияжем, с голыми животами, в одежде и обуви «кислотных» цветов на каблуках и платформах? Конечно нет! А почему-же мы берем от Запада все самое худшее? Спускаться по лестнице несомненно проще, чем подниматься.

Вместо заключения хотелось бы привести отрывок из статьи «Западная и русская школа: в чем суть нашего выбора» Сергея Кара-Мурзы: «Мир переживает волну глобализации. Эта — не первая. Прошла большая волна колонизации, с конца XIX века — вторжение западного капитала во многие формально независимые страны, после войны — создание мировой системы неоколониальной зависимости (третьего мира).

Многие страны и культуры не нашли хорошего ответа на эти волны глобализации — они или погибли, или были превращены в зону периферийного капитализма с угасанием собственной самобытной культуры.

В одних случаях национальная элита просто отказалась от сопротивления и перешла на сторону Запада, став его приказчиком в своих придушенных странах. В других случаях были попытки закрыться от западной экспансии барьерами разного рода, что задерживало развитие, тормозило модернизацию и делало страну беззащитной против экспансии Запада. Россия и Китай в начале ХХ века были вынуждены ответить на вторжение западного капитализма огромными катастрофическими революциями.

Но в любом случае опыт этих противостояний и столкновений дал нам один общий и важный исторический урок: для выработки гибкого и эффективного ответа необходимо достаточно полное и глубокое знание и понимание природы двух больших систем — собственной цивилизации и цивилизации, осуществляющей экспансию (то есть Запада). Надо уметь хладнокровно, без надрыва и иллюзий ответить себе: «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?» — и сравнить своюкультурную матрицу с той матрицей, на которой построена западная цивилизация. Только тогда станет понятно, чем мы не можем пожертвовать, осваивая институты и технологии Запада, в какой коридор нам надо стремиться толкнуть процессы развития в новом глобальном мироустройстве. В типичной войне цивилизаций, получившей условное название «холодной» войны, СССР проиграл во многом потому, что «мы не знали общества, в котором живем». Мы не знали, в чем суть нашей цивилизации, что для нее полезно, что безвредно, а что смертельно. Поражение заставило нас задуматься, и что-то из полученного тяжелого урока мы можем успеть освоить и применить в ходе нынешнего наступления на само бытие больших незападных культур — и прежде всего России»[2, с. 115-116].

«Нам нужно опереться на богатство российской культуры. Россия принадлежала и принадлежит к тем странам, которые не только формируют свою собственную культурную повестку, но и оказывают влияние на всю мировою цивилизацию[3]».

Литература

1. Педагогика высшей школы / Ю.В. Сокоропуд – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 541с.

2. Родная Ладога. Культурно-просветительский и литературно-художественный журнал, №4 (14), 2010.

3. Российская газета. Издание Правительства Российской Федерации, №5969, 13 декабря 2012.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. А. Самолыга г. Кострома, фгквоу впо «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко» samig06@mail ru iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского (филиал фгквоу впо «Военный учебно-научный центр сухопутных войск «Общевойсковая академия...
И. А. Самолыга г. Кострома, фгквоу впо «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко» samig06@mail ru iconПубличный доклад
Муниципальное общеобразовательное учреждение Молоковская средняя общеобразовательная школа имени Маршала Советского Союза Героя Советского...
И. А. Самолыга г. Кострома, фгквоу впо «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко» samig06@mail ru iconМетодика проведения единого дня радиационной, химической и биологической...
Согласно типовому плану организации служебно-боевой деятельности соединений и воинских частей единый день рхб защиты в войсках округа...
И. А. Самолыга г. Кострома, фгквоу впо «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко» samig06@mail ru iconУчебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №37 имени дважды Героя Советского Союза...
И. А. Самолыга г. Кострома, фгквоу впо «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко» samig06@mail ru iconПубличный доклад за 2011 – 2012 учебный год
Героя Советского Союза маршала М. Е. Катукова г. Орла Кунашика Олега Александровича
И. А. Самолыга г. Кострома, фгквоу впо «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко» samig06@mail ru iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Великой Отечественной войны, с библиографическими данными маршала Советского Союза Ивана Степановича Конева
И. А. Самолыга г. Кострома, фгквоу впо «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко» samig06@mail ru iconСегодня день рождения и. В. Сталина 21 декабря исполняется 133 года...
Коба и др.) (21 декабря 1879, Гори, ныне Грузия — 5 марта 1953, Москва), советский государственный и партийный деятель, Герой Социалистического...
И. А. Самолыга г. Кострома, фгквоу впо «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко» samig06@mail ru iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Единый урок Бой требует мысли, мастерства и риска, посвященный 100 – летию со дня рождения первого трижды героя Советского Союза,...
И. А. Самолыга г. Кострома, фгквоу впо «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко» samig06@mail ru iconО промежуточной аттестации обучающихся в
О промежуточной аттестации обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе...
И. А. Самолыга г. Кострома, фгквоу впо «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко» samig06@mail ru iconПоложение о проведении областного историко-просветительского проекта...
Примерные вопросы к кандидатскому экзамену по дисииплине история и философия науки
И. А. Самолыга г. Кострома, фгквоу впо «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко» samig06@mail ru iconГероя Советского Союза И. В. Королькова 2013 год Модель школы допрофильной...
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И. В. Королькова»
И. А. Самолыга г. Кострома, фгквоу впо «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко» samig06@mail ru iconУказатель подобного типа первый опыт издания на территории Кемеровской...
Государственное учреждение «Кемеровская областная научная библиотека им. В. Д. Федорова»
И. А. Самолыга г. Кострома, фгквоу впо «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко» samig06@mail ru iconИм. Героя Советского Союза Д. Н. Медведева юоуо до г. Москвы
Остроухова Елена Александровна учитель истории, руководитель школьного Музея боевой славы партизанских отрядов «Митя» и «Победители»...
И. А. Самолыга г. Кострома, фгквоу впо «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко» samig06@mail ru iconРеферат Тема: «Вопрос об открытии второго фронта. Тегеранская конференция»
Советского Союза, возросло его международное влияние, окрепли международные связи нашего государства. Была укреплена безопасность...
И. А. Самолыга г. Кострома, фгквоу впо «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко» samig06@mail ru iconТемы рефератов по курсу «Основы ядерно-химической технологии» для...
Обеспечение ядерной и радиационной безопасности в условиях реформирования атомной отрасли
И. А. Самолыга г. Кострома, фгквоу впо «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко» samig06@mail ru icon2014-2015 ученый год. Отчет о выполнении плана воспитательной работы...
Советского Союза. На митинге школьники познакомились с историей подвига девушки, чей памятник находится на территории нашей школы....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск