КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности Декоративно-прикладное искусство «Образ и цвет» для детей 7-12 лет срок реализации: 3 года
Программу составила:
В.А. Олейник,
педагог дополнительного
образования Рассмотрена и
рекомендована к
реализации решением
методического совета МАОУ
ДОД ДТД и М
«27» 09 2012 г. Протокол № 1
Калининград
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы: развитие фантазии и воображения, формирование творческой личности.
Задачи:
развитие навыков работы в разных техниках;
формирование навыков рисования различными изобразительными материалами;
воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира.
Возраст детей: от 7 до 12 лет.
Продолжительность обучения: 3 года.
Периодичность занятий: 1 раз в месяц 1 час (итого 9 часов в год).
Форма подведения итогов обучения: просмотр-обсуждение, мини-выставка в изостудии.
Ожидаемые результаты:
в конце учебного года дети должны знать:
особенности работы различными материалами – акварелью, гуашью, пастелью, фломастерами, тушью.
Должны уметь:
работать в смешанной технике – различными материалами: гуашь-пастель, акварель-фломастер;
использовать тушь и перо для создания графических изображений.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п\п
| Тема
| Количество часов
| теория
| практика
| всего
| 1
| Рисование ветки рябины.
| 10 мин.
| 50 мин.
| 1 час
| 2
| Осенняя мозаика.
| 10 мин.
| 50 мин.
| 1 час
| 3
| Эскиз витража. Ритм геометрических форм.
| 10 мин.
| 50 мин.
| 1 час
| 4
| Силуэты осенних деревьев. Графика.
| 10 мин.
| 50 мин.
| 1 час
| 5
| Фантастическое животное. Монотипия.
| 10 мин.
| 50 мин.
| 1 час
| 6
| Мир весёлых человечков.
| 10 мин.
| 50 мин.
| 1 час
| 7
| Весенние ароматы.
Акварель в технике «а-ля прима»
| 10 мин.
| 50 мин.
| 1 час
| 8
| Цветной город. Аппликация.
| 10 мин.
| 50 мин.
| 1 час
| 9
| Тёплый дождь. Передача состояния природы.
| 10 мин.
| 50 мин.
| 1 час
| УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п\п
| Тема
| Количество часов
| теория
| практика
| всего
| 1
| Рисование кубических предметов.
| 15 мин.
| 45 мин.
| 1 час
| 2
| Натюрморт из двух предметов (используем цветовое пятно и контур).
| 15 мин.
| 45 мин.
| 1 час
| 3
| Композиция «Осень». Ритм цветовых пятен.
| 15 мин.
| 45 мин.
| 1 час
| 4
| Рисование конусообразных предметов углём.
| 15 мин.
| 45 мин.
| 1 час
| 5
| Рисование фруктов. Мозаика цвета, метод примакивания.
| 15 мин.
| 45 мин.
| 1 час
| 6
| Линия горизонта. Плоскость и выбор ракурса на примере цилиндра и куба.
| 15 мин.
| 45 мин.
| 1 час
| 7
| Композиция «Аллея». Воздушная перспектива.
| 15 мин.
| 45 мин.
| 1 час
| 8
| Натюрморт «Кофейник и чашка».Тон и его выразительные свойства.
| 15 мин.
| 45 мин.
| 1 час
| 9
| Натюрморт «Весенние цветы». Акварель в технике «по сырому».
| 15 мин.
| 45 мин.
| 1 час
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п\п
| Тема
| Количество часов
| теория
| практика
| всего
| 1
| Рисование цилиндрических предметов (бидон, стакан, кувшин).
| 15 мин.
| 45 мин.
| 1 час
| 2
| Натюрморт из бытовых предметов.
| 15 мин.
| 45 мин.
| 1 час
| 3
| Композиция «город моей мечты». Аппликация из цветной бумаги.
| 15 мин.
| 45 мин.
| 1 час
| 4
| Рисование светлого предмета на тёмном фоне и тёмного предмета на светлом фоне.
| 15 мин.
| 45 мин.
| 1 час
| 5
| Абстрактная композиция «Свет и тень».
| 15 мин.
| 45 мин.
| 1 час
| 6
| Композиция «Зима».
| 15 мин.
| 45 мин.
| 1 час
| 7
| Натюрморт из предметов различной тональной насыщенности.
| 15 мин.
| 45 мин.
| 1 час
| 8
| Композиция «Весенние дали». Акварель.
| 15 мин.
| 45 мин.
| 1 час
| 9
| Зарисовка пером и тушью растений и трав.
| 15 мин.
| 45 мин.
| 1 час
| МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Используются принципы наглядности, активности и осознанности обучения, системности и последовательности, доступности и посильности обучения.
Используется комплекс активных методов и приёмов обучения и воспитания, вариативность форм занятий, акцент переносится на сам творческий процесс, на формирование творческой раскованности, развитие воображения и формирование навыков работы в разных техниках различными техническими приёмами и материалами.
Для развития творческой активности, повышения уровня мотивации используются следующие методы: проблемность, диалоговый характер обучения, индивидуализация, исследовательские приёмы, эмоциональное воздействие.
Методические приёмы:
слово учителя
соединение игры и труда
индивидуальный подход
использование наглядных пособий
при показе – рисование педагога
анализ и корректировка в процессе исполнения заданий
подведение итогов: коллективный просмотр-обсуждение на позитивной основе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство. Министерство образования Российской Федерации. М.: Дрофа, 2008 г.
Анисимов Н.Н. Основы рисования. М.: Строиздат, 2005 г.
Базанова М.Д. Пленэр. М.: Изд-во Изобразительное искусство, 2009 г.
Барщ А. Рисунок в средней художественной школе, М.: Изд-во Академия Художеств, 2001 г.
Буланова И.В. Рабочие программы по изобразительному искусству (по программе Неменского Б.М.). М.: Планета. 2010 г.
Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры. М.: Просвещение, 2000 г.
Королева В.А. Учебный рисунок. М.: Изобразительное Искусство, 2007.
Костерин Н.П. Учебное рисование. М.: Просвещение, 2008 г.
Манин В. Аристарх Лентулов. М.: Слово, 2006 г.
Под ред. Ветлугиной. Художественное творчество и ребенок. Монография. М.: Педагогика, 2010 г.
Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение, 2010 г.
Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. М.: Просвещение, 2010г.
Ростовцев И.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 2008 г.
Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. М.: Просвещение, 2005 г.
Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина. Действительность. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2008 г.
Стен Смит. Рисунок. Полный курс. М.: Внешсигма, 2008 г.
Стрельцова Е.К. Литература и фантазия. М.: Просвещение, 2009г.
Хижняк Ю.Н. "Как прекрасен этот мир" М.: Просвещение, 2007 г.
Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 2009 г.
Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция. М.: Просвещение, 2005 г.
Щербаков B.C. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 2005 г.
|