Скачать 0.66 Mb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Непотяговская основная общеобразовательная школа» Утверждаю Директор М.Г.Носков 2013г Рабочая программа по геометрии 8 класс Базовый учебник: Геометрия 7-9, А.В.Погорелов Учитель: О.Н.Поцелуева ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Количество недельных часов: I полугодие- 2 ч в неделю, II полугодие - 2ч в неделю Количество часов в год: 68 Уровень рабочей программы: базовый Классификация рабочей программы: модифицированная Цели и задачи рабочей программы Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: ■S овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; S интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей; S формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; S воспитание культуры личности, отношения к математике как к частиобщечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии. Целью изучения курса геометрии в 7-9 классах является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах. Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приёмами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1 Государственная программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. Составители: Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. Рекомендовано Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, 2002 год. Программа общеобразовательных учреждений ГЕОМЕТРИЯ 7-9 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Москва «Просвещение», 2012 год.
Данная рабочая программа разработана на основе типовой государственной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. Составители: Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. Рекомендовано Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, 2011 год. Использовалась программа общеобразовательных учреждений ГЕОМЕТРИЯ 7-9 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Москва «Просвещение», 2012 год.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех 2 этапах обучения и развитием геометрической интуиции. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания. Основными целями и задачами данного курса являются:
Формы обучения и контроля: традиционные уроки, контрольная работа, проверочная работа, лекция, семинар, конференция, тестовая работа, лабораторная работа, практическая работа, творческая работа, практикум по решению задач, лабораторный практикум, зачёт. Формы и виды контроля
Представленная программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся 8 класса средствами данного учебного предмета. Органшационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. 3 Содержание тем учебного курса ( 2 ч в неделю, всего 68 ч) 1. Четырехугольники ( 20 ч ). Определение четырехугольника. Параллелограмм, его при знаки и свойства. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свой ства. Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника. Трапеция. Средняя линия трапеции. Пропорциональные отрезки. Основная цель — дать учащимся систематизирован ные сведения о четырехугольниках и их свойствах. Доказательства большинства теорем данного раздела про водятся с опорой на признаки равенства треугольников, кото рые используются и при решении задач в совокупности с при менением новых теоретических фактов. Поэтому изучение темы можно организовать как процесс обобщения и система тизации знаний учащихся о свойствах треугольников, осуще ствив перенос усвоенных методов на новый объект изучения. В теоретической части раздела рассматриваются в основ ном свойства изучаемых четырехугольников, необходимые для дальнейшего построения теории. Однако для решения за дач можно использовать и факты, вынесенные в задачи. Основное внимание при изучении темы следует направить на решения задач, в ходе которых отрабатываются практические умения применять свойства и признаки параллелограмма и его частных видов, необходимые для распознавания конкрет ных видов четырехугольников и вычисления их элементов. Рассматриваемая в теме теорема Фалеса (теорема о про порциональных отрезках) играет вспомогательную роль в построении курса. Воспроизведения ее доказательства необяза тельно требовать от учащихся. Примером применения теоремы Фалеса является доказательство теоремы о средней линии тре угольника. Теорема о пропорциональных отрезках использу ется при изучении следующей темы — в доказательстве теоре мы о косинусе угла прямоугольного треугольника. 2. Теорема Пифагора (15 ч). Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Неравенство треуголь ника. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Основные тригонометрические тождества. Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов. Изменение синуса,косинуса и тангенса при возрастании угла. Основная цель — сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников, необходимый для вычисления элементов геометрических фигур на плоскости и в пространстве. Изучение теоремы Пифагора позволяет существенно рас ширить круг геометрических задач, решаемых школьниками, давая им в руки вместе с признаками равенства треугольников достаточно мощный аппарат решения задач. В ходе решения задач учащиеся усваивают основные алго ритмы решения прямоугольных треугольников, при проведе нии практических вычислений учатся находить с помощью таблиц или калькуляторов значения синуса, косинуса и тан генса угла, а в ряде задач использовать значения синуса, коси нуса и тангенса углов в 30°, 45°, 60°. Соответствующие умения являются опорными для реше ния вычислительных задач и доказательств ряда теорем в кур се планиметрии и стереометрии. Кроме того, они используют ся и в курсе физики. В конце темы учащиеся знакомятся с теоремой о неравен стве треугольника. Тем самым пополняются знания учащихся о свойствах расстояний между точками. Следует заметить, что наиболее важным с практической точки зрения является слу чай, когда данные точки не лежат на одной прямой, т. е. свойство сторон треугольника. Его полезно закрепить на ряде примеров. В то же время воспроизведения доказательства теоремы можно в обязательном порядке от учащихся не требовать. З.Декартовы координаты на плоскости. (12 ч) Декартовы координаты. Координаты середины отрезка. Расстояние между точками. Уравнение окружности. Уравнение прямой. Координаты точки пересечения прямых. Угловой коэффициент прямой. Пересечение прямой с окружностью. Синус, косинус, тангенс для любого угла от 0 до 180. Основная цель — познакомить учащихся с понятием декартовых координат на плоскости, вывести формулы координат середины отрезка и расстояния между точками, закрепить их в ходе решения задач. Вывести уравнения окружности и прямой. 4. Движение (8ч). Движение и его свойства. Симметрия относительно точки и прямой. Поворот. Параллельный перенос и его свойства. Понятие о равенстве фигур. Основная цель — познакомить учащихся с примерами геометрических преобразований. Поскольку в дальнейшем движения не применяются в качестве аппарата для решения задач и изложения теории, можно рекомендовать изучение материала в ознакомительном порядке, т. е. не требовать от учащихся воспроизведения дока зательств. Однако основные понятия — симметрия относительно точки и прямой, параллельный перенос — учащиеся должны усвоить на уровне практических применений. 5. Векторы (11 ч ). Вектор. Абсолютная величина и направление вектора. Ра венство векторов. Координаты вектора. Сложение векторов и его свойства. Умножение вектора на число. [Коллинеарные векторы.] Скалярное произведение векторов. Угол между вектора ми. [Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям.] Основная цель — познакомить учащихся с элемента ми векторной алгебры и их применением для решения геомет рических задач, сформировать умение производить операции над векторами. Основное внимание следует уделить формированию прак тических умений учащихся, связанных с вычислением коор динат вектора, его абсолютной величины, выполнением ело жения и вычитания векторов, умножения вектора на число. Причем наряду с операциями над векторами в координатной форме следует уделить большое внимание операциям в гео метрической форме. Действия над векторами в координатной и геометрической формах используются при параллельном изучении курса физики. Знания о векторных величинах и опыт учащихся, приобретенные на уроках физики, могут быть использованы для мотивированного введения на предметной основе ряда основных понятий темы. 6. Повторение. Решение задач. (2ч). Требования к уровню подготовки обучающихся знать/понимать существо понятия математического доказательства; примеры доказательств; существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики; смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами; примеры ошибок, возникающих при идеализации. уметь: пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира; распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; изображать изучаемые геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи, находить свойства фигур по готовым чертежам; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные геометрические фигуры; проводить операции над векторами, вычислять их длину и координаты вектора; вычислять значения геометрических величин(длин, углов); определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны и углы треугольников; решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и соотношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, соображения симметрии; проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности их использования. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы; решения практических задач с использованием тригонометрии; решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя справочные и технические средства). Изучение геометрии в 8 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития: в личностном направлении: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи; умение распознавать логически некорректные высказывания; представление об этапах развития математической науки, о её значимости для развития цивилизации; в метапредметном направлении: умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение находить в различных источниках информацию для решения геометрических проблем, представлять её в понятной форме; умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, аргументации; в предметном направлении: овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания курса геометрии 8 класса; умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять геометрическую терминологию и символику; усвоение свойств и признаков четырехугольников, формул для вычисления площадей четырехугольников, определение и свойства центрального и вписанного углов, окружности описанной около треугольника и четырехугольника, окружности вписанной в треугольник и четырехугольник; овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания * предметов окружающего мира; распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; выполнять чертежи по условиям задач; изображать геометрические фигуры, осуществлять преобразования фигур; решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения; проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур, вычислений площадей фигур при решении практических задач и задач из смежных дисциплин. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
Рабочая программа по геометрии 8 класс Статус документа. Рабочая программа по геометрии 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | Пояснительная записка к рабочей программе по геометрии 7А класс рабочая... Примерной образовательной программы основного общего образования по геометрии 7-9 классов для общеобразовательных учреждений (Москва,... | ||
Рабочая учебная программа по геометрии (наименование учебного предмета,... Рабочая программа по геометрии для 11 класса составлена на основании следующих документов | Рабочая программа по геометрии 9а класс Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства | ||
Лобачевский по существу берет за отправной пункт все то, что Евклид... Таким образом, все предложения абсолютной геометрии сохраняют свою силу и в геометрии Лобачевского. Абсолютная геометрия есть общая... | Рабочая программа по геометрии 11 класса составлена на основе федерального... Планирование составлено на основе Программ для общеобразовательных школ по геометрии | ||
Рабочая программа по геометрии в 11 классе на 2013-2014 учебный год Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства | Рабочая программа по геометрии 7 класс на 2013-2014 учебный год Рабочая программа по геометрии для 7 класса составлена на основании Программы общеобразовательных учреждений: Геометрия. 7 – 9 классы.... | ||
Рабочая программа по геометрии в 10 классе Учителя Смирновой Татьяны... Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства | Рабочая программа По геометрии в 7 классе учителя ... | ||
Рабочая программа по геометрии для 11 класса а седовой Татьяны Николаевны,... Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства | Рабочая программа по геометрии для 10 класса а седовой Татьяны Николаевны,... Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по геометрии 8 класс рабочая... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,(2004 мо РФ от 05. 03. 2004г.№1089 Москва) | Рабочая программа по геометрии для 9 класса 2 часа в неделю 68 Ч Рабочая программа по геометрии для 9 класса мкуо «сош с. Холоднородниковское» разработана в соответствии с | ||
Рабочая программа по геометрии для 11 класса 2 часа в неделю 68 Ч Рабочая программа по геометрии для 11 класса мкуо «сош с. Холоднородниковское» разработана в соответствии с | Рабочая программа по геометрии 11 класса составлена на основе федерального... Программы по геометрии к учебнику для 10— 11 классов общеобразовательных школ авторов c. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева,... |