Рабочая программа учебной дисциплины помология для подготовки бакалавров по профилю «Плодоводство»





Скачать 213.33 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины помология для подготовки бакалавров по профилю «Плодоводство»
Дата публикации16.10.2014
Размер213.33 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное Бюджетное образовательное учреждение

высшего пРофессионального образования

«российский государственный аграрный университет –

МСха имени К.А. Тимирязева»
(ФГБОУ ВПО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева)




Факультет садоводства и ландшафтной архитектуры

Кафедра селекции и семеноводства садовых культур

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

проф. ____________ Н.И. Дунченко

“____”______________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПОМОЛОГИЯ

для подготовки бакалавров по профилю «Плодоводство», «Виноградарство и виноделие»

ФГОС ВПО 3-го поколения
Направление: 110500.62 «Садоводство»

Курс 3

Семестр 5


Москва, 2012
Составитель: Тонких Дмитрий Викторович, к.с-х.н., доцент кафедры селекции и семеноводства садовых культур
_____________________ «___» ________ 2012 г.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока «Профессиональный цикл», вариативная часть, дисциплины по выбору студентам очной формы обучения.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 110500.62 «Садоводство», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 501 и зарегистрированного в Минюсте РФ 16 декабря 2009 г. № 15638 и примерной учебной программы.
Программа обсуждена на заседании кафедры селекции и семеноводства садовых культур
Зав. кафедрой С.Г. Монахос, к.с.-х.н., доцент
_____________________ «___» ________ 2012 г.
Рецензент: Ю.В. Воскобойников, к.с.-х.н _______________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)

Проверено:

Начальник отдела менеджмента

качества образования ______________ Л.А. Ефимова

(подпись)
Начальник отдела

разработки и обеспечения

образовательных программ УМУ ______________ Л.М. Сашина

(подпись)

Согласовано:

Декан факультета садоводства и ландшафтной архитектуры А.К. Раджабов, д. с.-х. н., профессор

_________________________ «___» _________ 2012 г.

Программа обсуждена на заседании Ученого факультета садоводства и ландшафтной архитектуры, протокол № ____
Секретарь ученого совета факультета садоводства и ландшафтной архитектуры Л.Н. Козловская, к.б.н., доцент

_________________________ «___» _________ 2012 г.

Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки 110500.62 "Садоводство", протокол № ____



Председатель учебно-методической комиссии Е.Г. Самощенков, к.с.-х.н., доцент

_________________________ « ___» _________ 2012 г.
Заведующий выпускающей кафедрой Е.Г. Самощенков, к.с.-х.н., доцент

_________________________ «___» _______ 2012 г.

Начальник УИТ _______________М.Ю. Гладких

(подпись)

Отдел комплектования ЦНБ _______________Е.А. Комарова

(подпись)
Копия электронного варианта получена:

Начальник отдела поддержки

дистанционного обучения УИТ ______________ И.Н. Батура

(подпись)

Содержание

Аннотация 7

1. Цели освоения дисциплины 8

Целью освоения дисциплины «Помология» является: 8

приобретение теоретических знаний в области изучения строения, распространения, классификации, биологических особенностей плодовых растений 8

формирование представления о многообразии плодовых растений и их сортов 8

развитие практических навыков описания сортов плодовых культур 8

2. Место дисциплины в учебном процессе 8

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 8

4. Структура и содержание дисциплины 11

4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам 11

4.2 Содержание дисциплины 12

4.3 Практические занятия 14

4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины 16

4.5 Рефераты 17

5. Образовательные технологии 17

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций по итогам освоения дисциплины 18

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 19

7.1 Основная литература 19

7.2 Дополнительная литература 19

7.3 Интернет-ресурсы 19

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 19

9. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины 19

9.1 Виды и формы отработки пропущенных занятий 19

Аннотация


Дисциплина «Помология» - одна из учебных дисциплин профессионального цикла подготовки бакалавров по направлению 110500.62 «Садоводство», профиль - «Плодоводство». Дисциплина имеет теоретическую и практико-ориентированную направленность.

Помология представляет собой науку, которая изучает строение, происхождение, ареалы распространения, различные свойства и признаки всего многообразия культурных плодовых растений и их дикорастущих сородичей как возможных объектов селекционного или хозяйственного использования. Особое внимание помология уделяет всестороннему изучению сортов плодовых культур (раздел «Сортоведение»). Помология занимает место на стыке таких наук, как ботаника, селекция и садоводство.

Дисциплина читается в 5 семестре 3 курса и рассчитана на 18 часов лекций, 18 часов практических занятий и 36 часов самостоятельной работы.

Промежуточная оценка знаний и умений проводится с помощью выполнения практических заданий и устных опросов студентов. Форма итогового контроля - зачет.

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Помология» является:

  • приобретение теоретических знаний в области изучения строения, распространения, классификации, биологических особенностей плодовых растений

  • формирование представления о многообразии плодовых растений и их сортов

  • развитие практических навыков описания сортов плодовых культур

2. Место дисциплины в учебном процессе


Курс входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин и является дисциплиной по выбору.

Предшествующими курсами, на которых базируется дисциплина «Помология» являются: «Ботаника», «Основы наследственности садовых культур.

Дисциплина «Помология» является основополагающей для изучения курсов «Плодоводство», «Селекция садовых культур».

Особенностью дисциплины является её тесная связь с ботаникой, селекцией и садоводством.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся профессиональных компетенций (ПК), представленных в таблице 1.

Таблица 1

Требования к результатам освоения учебной дисциплины

№ п/п

Индекс
компетенции

Содержание
компетенции

(или её части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

знать

уметь

владеть

1.

ПК 7

способность распознавать по морфологическим признакам плодовые культуры

характер варьирования морфологических признаков у видов и сортов плодовых культур; методику описания вегетативных и генеративных органов плодовых растений

различать плодовые культуры и их сорта по морфологическим признакам, выделять индивидуальные (апробационные) признаки сортов

навыками морфологического описания плодовых культур и их апробации

2.

ПК 25

готов к анализу и критическому осмыслению отечественной и зарубежной научной информации в области садоводства

современные тенденции развития садоводства, состояние сортиментов плодовых культур различных регионов РФ и зарубежных стран, особенности интродукции

анализировать состояние сортиментов, подбирать сорта для возделывания выделять ценные генотипы для вовлечения в селекцию

методами сортового анализа, выделения источников ценных признаков, интродукции

4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам


Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зач.ед. (72 часа), их распределение по видам работы представлено в таблице 1.
Таблица 2

Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ

Вид учебной работы

Трудоёмкость

зач. ед.

час.

Общая трудоёмкость дисциплины по учебному плану

2

72

Аудиторная работа:

1,0

36

лекции (Л)

0,5

18

практические занятия (ПЗ)

0,5

18

Самостоятельная работа (СРС)

1,0

36

самостоятельное изучение разделов

0,73

26

реферат

0,27

10







Вид контроля

Зачёт

4.2 Содержание дисциплины


Таблица 3

Тематический план учебной дисциплины


Наименование разделов и тем дисциплин (укрупнёно)

Всего,ч

Аудиторная работа, ч

Внеаудиторная работа СР

Л

ПЗ

Раздел 1 «Общая помология»

14

14

-




Тема 1. Введение в помологию.

2

2

-




Тема 2. Классификация плодовых культур.

4

4

-




Тема 3. Строение вегетативных органов.

2

2

-




Тема 4. Строение генеративных орга-нов.

2

2

-




Тема 5. Методы помологических исследований.

4

4

-




Раздел 2 «Основы сортоведения»

22

4

18




Тема 6. Методика морфологического описания.

2

2







Тема 7. Морфологическое описание сортов плодовых растений.

8




8




Тема 8. Помологическая дегустация плодов.

6

2

4




Тема 9. Сортимент плодовых культур.

6




6

36

Итого по дисциплине:

72

18

18

36


Раздел 1. Общая помология.

Тема 1. Понятие о помологии. История развития помологии, зарубежные и отечественные учёные – помологи.

Тема 2. Классификация плодовых культур.

Ботаническая классификация. Производственно-биологическая классификация. Классификация по типу жизненных форм и зонам произрастания.

Тема 3. Строение вегетативных органов.

Понятие о количественных и качественных признаках. Анатомическое строение корня. Типы корней. Морфологические признаки корня. Анатомическое строение и морфологические признаки стебля. Типы стеблей. Анатомическое строение и морфологические признаки листа. Типы листьев. Строение и морфологические признаки вегетативной почки.

Тема 4. Строение генеративных органов.

Строение и морфологические признаки цветка. Типы цветков и соцветий. Строение и морфологические признаки плодов. Классификация плодов. Морфологические признаки семян.

Тема 5. Методы помологических исследований. Морфологическое описание. Изучение биологических свойств (фенология, особенности роста и плодоношения, устойчивость к различным факторам). Анатомические, физиолого-биохимические и кариологические исследования. Изучение хозяйственных свойств.

Раздел 2. Основы сортоведения.

Тема 6. Методика помологического описания.

Знакомство с основными принципами описания сортов различных плодовых культур: морфологические признаки плодовых растений и характер их варьирования.

Тема 7. Помологическое описание сортов плодовых растений.

Практическое описание морфологических признаков сортов плодовых культур.

Тема 8. Помологическая дегустация плодов.

Знакомство с основными принципами помологической дегустации плодов различных сортов плодовых культур.

Тема 9. Сортимент основных плодовых культур

Знакомство с сортами яблони, груши, вишни, сливы, смородины, крыжовника, земляники средней полосы и их основными хозяйственно-биологическими свойствами. Знакомство с сортиментом других культур и регионов РФ, с зарубежным сортиментом.

4.3 Практические занятия


Таблица 4

Содержание практических занятий и контрольных мероприятий

раздела

и название практических занятий с указанием контрольных мероприятий

Вид контрольного мероприятия

Кол-во

часов

Раздел 2. Основы сортоведения

Тема 7. Морфологическое описания сортов плодовых растений.

Практическое занятие №1. Помологическое описание сортов яблони

Проверка рабочей тетради


2

Практическое занятие №2. Помологическое описание сортов груши

Проверка рабочей тетради


2

Практическое занятие №3. Помологическое описание сортов смородины, крыжовника и земляники

Проверка рабочей тетради

4

Тема 8. Помологическая дегустация плодов.

Практическое занятие №4. Дегустация сортов яблони

Проверка рабочей тетради

2

Практическое занятие №5. Дегустация сортов груши

Проверка рабочей тетради

2

Тема 9. Сортимент плодовых культур

Практическое занятие №6. Сорта семечковых культур, их основные хозяйственно-биологические свойства.

Проверка рабочей тетради, устный опрос


2

Практическое занятие №7. Сорта косточковых культур, их основные хозяйственно-биологические свойства.

Проверка рабочей тетради, устный опрос


2

Практическое занятие №8. Сорта ягодных культур, их основные хозяйственно-био-логические свойства.

Проверка рабочей тетради, устный опрос

2

ИТОГО

18

4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины


Таблица 5

Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины

раздела и темы

Перечень рассматриваемых вопросов для самостоятельного изучения

Кол-во

часов

Раздел 2







Тема 9

1.Сорта яблони различных регионов РФ.

2

2.Зарубежные сорта яблони. Рыночные сорта мирового значения.

2

3.Сорта груши различных регионов РФ.

2

4.Зарубежные сорта груши. Рыночные сорта мирового значения.

2

5.Сорта сливы различных регионов РФ.

2

6.Зарубежные сорта сливы.

2

7.Сорта вишни и черешни различных регионов РФ.

2

8.Зарубежные сорта вишни и черешни.

2

9. Сорта микровишен и их производные.

2

10.Отечественные и зарубежные сорта персика.

2

11.Отечественные и зарубежные сорта абрикоса.

2

12.Зарубежные сорта земляники садовой.

2

13. Сорта жимолости съедобной, калины и бузины

2

14.Зарубежные сорта голубики, брусники и клюквы.

2

15. Сорта облепихи, актинидии и лимонника

2

16.Сорта черёмухи и шиповника

2

17.Сорта рябины, аронии и боярышника

2

18.Сорта мушмулы и эриоботрии

2

ВСЕГО




36

4.5 Рефераты


  1. Сортимент яблони различных регионов РФ.

  1. Зарубежный сортимент яблони. Рыночные сорта мирового значения.

  1. Сортимент груши различных регионов РФ

  2. Зарубежный сортимент груши. Рыночные сорта мирового значения.

  1. Сортимент сливы различных регионов РФ

  1. Зарубежный сортимент сливы.

  1. Сорта вишни и черешни различных регионов РФ

  1. Зарубежные сорта вишни и черешни

  2. Сорта микровишен и их производные.

  1. Отечественный и зарубежный сортимент персика

  1. Отечественный и зарубежный сортимент абрикоса

  1. Зарубежный сортимент земляники садовой

  2. Сортимент жимолости съедобной калины и бузины

  1. Сортимент голубики, брусники и клюквы

  1. Сортимент облепихи, актинидии и лимонника

  1. Сортимент черёмухи и шиповника

  2. Сортимент рябины, аронии и боярышника

  3. Сортимент мушмулы и эриоботрии

5. Образовательные технологии


Таблица 5

Применение активных и интерактивных образовательных технологий

п/п

Тема и форма занятия

Наименование используемых активных и интерактивных образовательных технологий

Кол-во

часов

1.

Классификация плодовых культур

Л

Активная неимитационная форма: проблемная лекция

2

2.

Морфологическое описание сортов

ПЗ

Мастер-класс

2

3.

Помологические методы исследований

Л

Активная неимитационная форма: проблемная лекция

4

4.

Дегустация плодов

ПЗ

Мастер-класс

2

ВСЕГО:

10


Общее количество часов аудиторных занятий, проведённых с применением активных и интерактивных образовательных технологий составляет 10 часов (28 % аудиторных занятий).

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций по итогам освоения дисциплины


Виды текущего контроля: устные опросы, рабочая тетрадь.

Текущий контроль успеваемости осуществляется в виде проверки рабочих тетрадей и устных опросов в начале каждого практического занятия по темам предшествующих лекций и практических занятий.

Вид итогового контроля: зачёт.

Зачёт выставляется студентам, которые посетили все лекции, выполнили предусмотренные планом задания в рабочей тетради и не имеют неудовлетворительных оценок, полученных при текущем контроле знаний. Пропущенные занятия и неудовлетворительные оценки подлежат отработке в установленном порядке.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1 Основная литература


1. Общая и частная селекция и сортоведение плодовых и ягодных культур / Г.В.Еремин, А.В.Исачкин, И.В.Казаков и др.-М.: Мир, 2004, 422 с.

2. Прохоров И.А., Потапов С.П. – Практикум по селекции и семеноводству овощных и плодовых культур. М.: Агропромиздат, 1988.

7.2 Дополнительная литература


  1. Помология Т.I. Яблоня (под общ. ред. Е.Н. Седова). – Орёл, ВНИИСПК, 2005. – 574 стр.

  2. Помология Т.II. Груша, айва (под общ. ред. Е.Н. Седова). – Орёл, ВНИИСПК, 2007. – 434 стр.

  3. Помология Т.III. Косточковые культуры (под общ. ред. Е.Н. Седова). – Орёл, ВНИИСПК, 2008. – 591 стр.

  4. Помология Т.IV. Смородина, крыжовник (под общ. ред. Е.Н. Седова). – Орёл, ВНИИСПК, 2009. – 468 стр.

  5. Симиренко Л.П. Помология. Т.1 – Киев: 1961. – 579 с.

  6. Симиренко Л.П. Помология. Т.2 – Киев: 1962. – 638 с.

  7. Симиренко Л.П. Помология. Т.3 – Киев: 1963. - 555 с.

7.3 Интернет-ресурсы


  1. www.vniispk.ru – Всероссийский НИИ селекции плодовых культур

  2. www.gossort.com – Государственная комиссия по сортоиспытанию и охране селекционных достижений

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины


    1. Лекционные аудитории, аудитории для проведения практических занятий, оснащенные мультимедийными средствами.

    2. Натурный материал.

9. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины

9.1 Виды и формы отработки пропущенных занятий


Студент, пропустивший аудиторное занятие, обязан устно ответить на несколько теоретических вопросов по теме (лекционный материал) или самостоятельно выполнить соответствующее задание в рабочей тетради (практические занятия).
Программу разработал:

Тонких Дмитрий Викторович, к.с.-х.н. _______________________

(подпись)



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины помология для подготовки бакалавров по профилю «Плодоводство» iconРабочая программа учебной дисциплины часное плодоводство для подготовки...
Федеральное государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего пРофессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины помология для подготовки бакалавров по профилю «Плодоводство» iconРабочая программа учебной дисциплины микробиология для подготовки...
«Плодоводство», «Овощеводство», «Виноградарство и виноделие», «Генетика, селекция и биотехнология садовых культур», «Декоративное...
Рабочая программа учебной дисциплины помология для подготовки бакалавров по профилю «Плодоводство» iconРабочая программа учебной дисциплины субтропические культуры (по...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв. 3 студентам очной формы обучения
Рабочая программа учебной дисциплины помология для подготовки бакалавров по профилю «Плодоводство» iconРабочая программа учебной дисциплины метеорология и климатология...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока б. 14 студентам очной формы обучения
Рабочая программа учебной дисциплины помология для подготовки бакалавров по профилю «Плодоводство» iconРабочая программа учебной дисциплины химия биологическая для подготовки...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 111100. 62 «Зоотехния» и примерной учебной...
Рабочая программа учебной дисциплины помология для подготовки бакалавров по профилю «Плодоводство» iconРабочая программа учебной дисциплины физиология и биохимия растений...
«Виноградарство и виноделие», «Плодоводство», «Овощеводство», «Декоративное садоводство», «Производство и переработка лекарственного...
Рабочая программа учебной дисциплины помология для подготовки бакалавров по профилю «Плодоводство» iconРабочая программа учебной дисциплины основы инновационного менеджмента...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки бакалавров, утверждённого приказом Министерства...
Рабочая программа учебной дисциплины помология для подготовки бакалавров по профилю «Плодоводство» iconРабочая программа учебной дисциплины интенсивные и ресурсосберегающие...
Профили: «Виноградарство и виноделие», «Плодоводство», «Декоративное садоводство и флористика», «Селекция, генетика и биотехнология...
Рабочая программа учебной дисциплины помология для подготовки бакалавров по профилю «Плодоводство» iconРабочая программа учебной дисциплины физика для подготовки бакалавров...
Фгос впо по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология», по профилю «Агрометеорология», утверждённого приказом Министерства...
Рабочая программа учебной дисциплины помология для подготовки бакалавров по профилю «Плодоводство» iconРабочая программа учебной дисциплины управление внешнеэкономической...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла (БЗ. В. Дв. 4) студентам...
Рабочая программа учебной дисциплины помология для подготовки бакалавров по профилю «Плодоводство» iconРабочая программа учебной дисциплины экспертиза кормов и кормовых...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 111100. 62 «Зоотехния» по профилю «Кормление...
Рабочая программа учебной дисциплины помология для подготовки бакалавров по профилю «Плодоводство» iconРабочая программа учебной дисциплины охрана природы для подготовки...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв 1 студентам очной формы обучения
Рабочая программа учебной дисциплины помология для подготовки бакалавров по профилю «Плодоводство» iconРабочая программа учебной дисциплины история биологии для подготовки...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв 2 студентам очной формы обучения
Рабочая программа учебной дисциплины помология для подготовки бакалавров по профилю «Плодоводство» iconРабочая программа учебной дисциплины психология для подготовки бакалавров...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока б. 5 студентам очной формы обучения
Рабочая программа учебной дисциплины помология для подготовки бакалавров по профилю «Плодоводство» iconРабочая программа учебной дисциплины орнитология для подготовки бакалавров...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Од. 8
Рабочая программа учебной дисциплины помология для подготовки бакалавров по профилю «Плодоводство» iconРабочая программа учебной дисциплины управление человеческими ресурсами...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока б. 5 студентам очной формы обучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск