Скачать 213.33 Kb.
|
Факультет садоводства и ландшафтной архитектуры Кафедра селекции и семеноводства садовых культур УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе проф. ____________ Н.И. Дунченко “____”______________2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПОМОЛОГИЯ для подготовки бакалавров по профилю «Плодоводство», «Виноградарство и виноделие» ФГОС ВПО 3-го поколения Направление: 110500.62 «Садоводство» Курс 3 Семестр 5 Москва, 2012 Составитель: Тонких Дмитрий Викторович, к.с-х.н., доцент кафедры селекции и семеноводства садовых культур _____________________ «___» ________ 2012 г. Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока «Профессиональный цикл», вариативная часть, дисциплины по выбору студентам очной формы обучения. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 110500.62 «Садоводство», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 501 и зарегистрированного в Минюсте РФ 16 декабря 2009 г. № 15638 и примерной учебной программы. Программа обсуждена на заседании кафедры селекции и семеноводства садовых культур Зав. кафедрой С.Г. Монахос, к.с.-х.н., доцент _____________________ «___» ________ 2012 г. Рецензент: Ю.В. Воскобойников, к.с.-х.н _______________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись) Проверено: Начальник отдела менеджмента качества образования ______________ Л.А. Ефимова (подпись) Начальник отдела разработки и обеспечения образовательных программ УМУ ______________ Л.М. Сашина (подпись) Согласовано: Декан факультета садоводства и ландшафтной архитектуры А.К. Раджабов, д. с.-х. н., профессор _________________________ «___» _________ 2012 г. Программа обсуждена на заседании Ученого факультета садоводства и ландшафтной архитектуры, протокол № ____ Секретарь ученого совета факультета садоводства и ландшафтной архитектуры Л.Н. Козловская, к.б.н., доцент _________________________ «___» _________ 2012 г. Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки 110500.62 "Садоводство", протокол № ____ Председатель учебно-методической комиссии Е.Г. Самощенков, к.с.-х.н., доцент _________________________ « ___» _________ 2012 г. Заведующий выпускающей кафедрой Е.Г. Самощенков, к.с.-х.н., доцент _________________________ «___» _______ 2012 г. Начальник УИТ _______________М.Ю. Гладких (подпись) Отдел комплектования ЦНБ _______________Е.А. Комарова (подпись) Копия электронного варианта получена: Начальник отдела поддержки дистанционного обучения УИТ ______________ И.Н. Батура (подпись) Содержание Аннотация 7 1. Цели освоения дисциплины 8 Целью освоения дисциплины «Помология» является: 8 приобретение теоретических знаний в области изучения строения, распространения, классификации, биологических особенностей плодовых растений 8 формирование представления о многообразии плодовых растений и их сортов 8 развитие практических навыков описания сортов плодовых культур 8 2. Место дисциплины в учебном процессе 8 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 8 4. Структура и содержание дисциплины 11 4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам 11 4.2 Содержание дисциплины 12 4.3 Практические занятия 14 4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины 16 4.5 Рефераты 17 5. Образовательные технологии 17 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций по итогам освоения дисциплины 18 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 19 7.1 Основная литература 19 7.2 Дополнительная литература 19 7.3 Интернет-ресурсы 19 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 19 9. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины 19 9.1 Виды и формы отработки пропущенных занятий 19 АннотацияДисциплина «Помология» - одна из учебных дисциплин профессионального цикла подготовки бакалавров по направлению 110500.62 «Садоводство», профиль - «Плодоводство». Дисциплина имеет теоретическую и практико-ориентированную направленность. Помология представляет собой науку, которая изучает строение, происхождение, ареалы распространения, различные свойства и признаки всего многообразия культурных плодовых растений и их дикорастущих сородичей как возможных объектов селекционного или хозяйственного использования. Особое внимание помология уделяет всестороннему изучению сортов плодовых культур (раздел «Сортоведение»). Помология занимает место на стыке таких наук, как ботаника, селекция и садоводство. Дисциплина читается в 5 семестре 3 курса и рассчитана на 18 часов лекций, 18 часов практических занятий и 36 часов самостоятельной работы. Промежуточная оценка знаний и умений проводится с помощью выполнения практических заданий и устных опросов студентов. Форма итогового контроля - зачет. 1. Цели освоения дисциплиныЦелью освоения дисциплины «Помология» является:
2. Место дисциплины в учебном процессеКурс входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин и является дисциплиной по выбору. Предшествующими курсами, на которых базируется дисциплина «Помология» являются: «Ботаника», «Основы наследственности садовых культур. Дисциплина «Помология» является основополагающей для изучения курсов «Плодоводство», «Селекция садовых культур». Особенностью дисциплины является её тесная связь с ботаникой, селекцией и садоводством. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныИзучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся профессиональных компетенций (ПК), представленных в таблице 1. Таблица 1 Требования к результатам освоения учебной дисциплины
4. Структура и содержание дисциплины4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрамОбщая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зач.ед. (72 часа), их распределение по видам работы представлено в таблице 1. Таблица 2 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ
4.2 Содержание дисциплиныТаблица 3 Тематический план учебной дисциплины
Раздел 1. Общая помология. Тема 1. Понятие о помологии. История развития помологии, зарубежные и отечественные учёные – помологи. Тема 2. Классификация плодовых культур. Ботаническая классификация. Производственно-биологическая классификация. Классификация по типу жизненных форм и зонам произрастания. Тема 3. Строение вегетативных органов. Понятие о количественных и качественных признаках. Анатомическое строение корня. Типы корней. Морфологические признаки корня. Анатомическое строение и морфологические признаки стебля. Типы стеблей. Анатомическое строение и морфологические признаки листа. Типы листьев. Строение и морфологические признаки вегетативной почки. Тема 4. Строение генеративных органов. Строение и морфологические признаки цветка. Типы цветков и соцветий. Строение и морфологические признаки плодов. Классификация плодов. Морфологические признаки семян. Тема 5. Методы помологических исследований. Морфологическое описание. Изучение биологических свойств (фенология, особенности роста и плодоношения, устойчивость к различным факторам). Анатомические, физиолого-биохимические и кариологические исследования. Изучение хозяйственных свойств. Раздел 2. Основы сортоведения. Тема 6. Методика помологического описания. Знакомство с основными принципами описания сортов различных плодовых культур: морфологические признаки плодовых растений и характер их варьирования. Тема 7. Помологическое описание сортов плодовых растений. Практическое описание морфологических признаков сортов плодовых культур. Тема 8. Помологическая дегустация плодов. Знакомство с основными принципами помологической дегустации плодов различных сортов плодовых культур. Тема 9. Сортимент основных плодовых культур Знакомство с сортами яблони, груши, вишни, сливы, смородины, крыжовника, земляники средней полосы и их основными хозяйственно-биологическими свойствами. Знакомство с сортиментом других культур и регионов РФ, с зарубежным сортиментом. 4.3 Практические занятияТаблица 4 Содержание практических занятий и контрольных мероприятий
4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплиныТаблица 5 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины
4.5 Рефераты
5. Образовательные технологииТаблица 5 Применение активных и интерактивных образовательных технологий
Общее количество часов аудиторных занятий, проведённых с применением активных и интерактивных образовательных технологий составляет 10 часов (28 % аудиторных занятий). 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций по итогам освоения дисциплиныВиды текущего контроля: устные опросы, рабочая тетрадь. Текущий контроль успеваемости осуществляется в виде проверки рабочих тетрадей и устных опросов в начале каждого практического занятия по темам предшествующих лекций и практических занятий. Вид итогового контроля: зачёт. Зачёт выставляется студентам, которые посетили все лекции, выполнили предусмотренные планом задания в рабочей тетради и не имеют неудовлетворительных оценок, полученных при текущем контроле знаний. Пропущенные занятия и неудовлетворительные оценки подлежат отработке в установленном порядке. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины7.1 Основная литература1. Общая и частная селекция и сортоведение плодовых и ягодных культур / Г.В.Еремин, А.В.Исачкин, И.В.Казаков и др.-М.: Мир, 2004, 422 с. 2. Прохоров И.А., Потапов С.П. – Практикум по селекции и семеноводству овощных и плодовых культур. М.: Агропромиздат, 1988. 7.2 Дополнительная литература
7.3 Интернет-ресурсы
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
9. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины9.1 Виды и формы отработки пропущенных занятийСтудент, пропустивший аудиторное занятие, обязан устно ответить на несколько теоретических вопросов по теме (лекционный материал) или самостоятельно выполнить соответствующее задание в рабочей тетради (практические занятия). Программу разработал: Тонких Дмитрий Викторович, к.с.-х.н. _______________________ (подпись) |
Рабочая программа учебной дисциплины часное плодоводство для подготовки... Федеральное государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего пРофессионального образования | Рабочая программа учебной дисциплины микробиология для подготовки... «Плодоводство», «Овощеводство», «Виноградарство и виноделие», «Генетика, селекция и биотехнология садовых культур», «Декоративное... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины субтропические культуры (по... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв. 3 студентам очной формы обучения | Рабочая программа учебной дисциплины метеорология и климатология... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока б. 14 студентам очной формы обучения | ||
Рабочая программа учебной дисциплины химия биологическая для подготовки... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 111100. 62 «Зоотехния» и примерной учебной... | Рабочая программа учебной дисциплины физиология и биохимия растений... «Виноградарство и виноделие», «Плодоводство», «Овощеводство», «Декоративное садоводство», «Производство и переработка лекарственного... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основы инновационного менеджмента... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки бакалавров, утверждённого приказом Министерства... | Рабочая программа учебной дисциплины интенсивные и ресурсосберегающие... Профили: «Виноградарство и виноделие», «Плодоводство», «Декоративное садоводство и флористика», «Селекция, генетика и биотехнология... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины физика для подготовки бакалавров... Фгос впо по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология», по профилю «Агрометеорология», утверждённого приказом Министерства... | Рабочая программа учебной дисциплины управление внешнеэкономической... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла (БЗ. В. Дв. 4) студентам... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины экспертиза кормов и кормовых... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 111100. 62 «Зоотехния» по профилю «Кормление... | Рабочая программа учебной дисциплины охрана природы для подготовки... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв 1 студентам очной формы обучения | ||
Рабочая программа учебной дисциплины история биологии для подготовки... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв 2 студентам очной формы обучения | Рабочая программа учебной дисциплины психология для подготовки бакалавров... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока б. 5 студентам очной формы обучения | ||
Рабочая программа учебной дисциплины орнитология для подготовки бакалавров... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Од. 8 | Рабочая программа учебной дисциплины управление человеческими ресурсами... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока б. 5 студентам очной формы обучения |