Учебно-методический комплекс





Скачать 415.35 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс
страница1/3
Дата публикации23.10.2014
Размер415.35 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Мурманский государственный педагогический университет»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ФТД.5.Трудный подросток

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности

050720 «Физическая культура» с дополнительной специализацией «Спортивно-оздоровительный туризм»
050104 «Безопасность жизнедеятельности»

Утверждено на заседании кафедры

социальной педагогики и социальной

работы социально-гуманитарного факультета

(протокол № 8 от 17 марта 2008 г.)

Зав.кафедрой _______________Рыбкин В.Р.



РАЗДЕЛ I. Программа учебной дисциплины


1.1.Автор-составитель программы:

Грашевская О.В., канд. ист.наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы.
1.2.Рецензенты программы:

Котова Е.А., канд.пед.наук, доцент кафедры педагогики Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры

Тегалева Т.Д., старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы МГПУ.

1.3. Пояснительная записка
Факультатив «Трудный подросток» предназначен для студентов IV курса очной формы обучения факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности, обучающихся по специальности «Физическая культура» с дополнительной специализацией «Спортивно-оздоровительный туризм»

Проблема трудных подростков всегда считалась одной из центральных психолого-педагогических проблем. Но за последние 12-15 лет в обществе произошли фундаментальные социальные сдвиги, что привело к чрезвычайному обострению внутренних конфликтов. Это, в свою очередь, тяжело отразилось на подрастающем поколении, что проявляется в усилении среди молодежи нигилизма, демонстративного и вызывающего поведения в крайних формах.

С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении подростка возникают как результат политической, социально-экономической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, чрезмерной занятости родителей и др.

Необходимо отметить, что в педагогике и психологии до сих пор не выработано единого понятия «трудный подросток», как не выработано и единого подхода к диагностике и коррекции его поведения.

В связи с этим актуальным и востребованным направлением в профессионально-педагогической деятельности является подготовка педагогов и других специалистов, способных выбрать методы работы с трудным подростком и поддержать его в трудных жизненных ситуациях.

Цель курса - сформировать представление о неоднозначности понятия «трудный подросток», о причинах и основных проблемах подростковой дезадаптации и возможных путях профилактики и реабилитации.

Реализация содержания курса предполагает решение следующих задач:

- раскрыть социально-экономические и культурные факторы подростковой дезадаптации;

- сформировать у студентов представление об основных видах и причинах девиантного поведения подростков;

- показать основные методы и формы социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков.
Курс «Трудный подросток», тесно связанный с проблемами социализации человека, основывается на целом ряде психолого-педагогических и специальных дисциплин (педагогика, социальная работа, социальная психология, право и др.

Студент должен знать:

- основные подходы к определению девиантного поведения;

- виды девиантного поведения;

- причины девиантного поведения в подростковой среде;

- принципы социально-педагогической профилактики;

- принципы социально-педагогической реабилитации подростков.
Студент должен уметь:

- определять в практической деятельности проявления и виды девиантного поведения подростков;

- применять принципы социально-педагогической профилактики;

- применять принципы социально-педагогической реабилитации подростков.
При составлении программы использовались:

1. Змановская Е.В.. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М., 2003.

2. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 2004.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы



Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Виды итогового контроля (форма отчетности)

Трудоем-кость

Всего ауд.

ЛК

ПР\СМ

ЛБ

СР

1.

050720 «Физическая культура» с дополнительной специализацией «Спортивно-оздоровительный туризм»

4

7

40

40

6

34







аттестация



1.6.Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).

Примерное распределение учебного времени


Наименование раздела темы,

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

СР

Тема 1. Положение детей и подростков в современном обществе

4




4







Тема 2. Введение в проблемы девиантного поведения.

6

2

4







Тема 3. Социальная дезадаптация детей и подростков. Обобщенные характеристики наиболее распространенных типов девиантного поведения подростков

8

2

6







Тема 4. Культура современного информационного общества как фактор негативной социализации детей и подростков.

2




2







Тема 5. Трудные подростки из неформальных объединений.

2




2







Тема 6. Профилактика социальной дезадаптации подростков

6

2

4







Тема 7. Принципы и технологии работы с трудными подростками

6




6







Тема 8. Система социально-воспитательных учреждений и общественных организаций, работающих в Мурманской области с трудными подростками»

6




6







Итого:

40

6

34









1.6.2.Содержание разделов дисциплины
Тема 2. Введение в проблемы девиантного поведения.
Социальные девиации и девиантное (отклоняющееся) поведение.

Социальная норма и социальные отклонения. Виды социальных норм и механизмы их регулирования.

Проблема классификации видов отклоняющегося поведения. Основные подходы к проблеме классификации: социально-правовой, клинический, психологический, педагогический.

Отклоняющееся поведение и дезадаптация.

Психологические классификации видов отклоняющегося поведения (Ю.А.Клейберг, Ц.П.Короленко, Т.А.Донских).

Группы факторов, детерминирующих девиантное поведение: внешние условия физической среды; внешние социальные условия; внутренние наследственно-биологические предпосылки; внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения.

Социальные факторы отклоняющегося поведения (Э.Дюркгейм, Р.Мертон, П.Сорокин, Дж.Мид, Ю.Клейберг). Влияние современных субкультур на девиантное поведение.

Биологические теории объяснения поведенческих девиаций (Ч.Ломброзо, У.Шелдон, К.Лоренц, Г.Мендель и др.).

Критерии определения девиантного поведения: статистический, качественно-количественный, психопатологический, социально-нормативный, индивидуально-психологический

Основные виды девиантного поведения: агрессивное, делинквентное, аддиктивное, суицидальное.
Тема 3. Социальная дезадаптация детей и подростков. Обобщенные характеристики наиболее распространенных типов трудных подростков
Отклоняющееся поведение и дезадаптация. Понятия школьной, социальной дезадаптации. Признаки школьной и социальной дезадаптации.

Проблема трудных подростков как одна из центральных психолого-педагогических проблем. Актуальность проблемы на современном этапе.

Понятия «трудный» и «трудновоспитуемый».

Причины появления девиантных подростков: связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами; связанные с возрастными кризисами; причины социального и психологического характера.

Особенности темперамента и характера трудных подростков. Трудные школьники с акцентуацией темперамента и характера. Трудные подростки из неформальных групп. Подростки с делинквентным и противоправным поведением. Подростки с аддиктивным поведением.

Понятие «дети группы риска». Причины попадания детей в группу риска. Неблагополучная семья как фактор жизненного риска детей. Проблема безнадзорности и беспризорности как характерный пример социальной дезадаптации.

Реакция подростков на современную социально-экономическую ситуацию в стране. Усиление негативных тенденций в среде несовершеннолетних под влиянием взрослого окружения, СМИ и др.
Тема 6. Профилактика социальной дезадаптации подростков

Профилактика социальной дезадаптации подростков как совокупность мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению и распространению дезадаптации подростков, и разработку мер по ее предупреждению.

Правовые основы защиты прав и интересов детей и подростков. Конвенция ООН о правах ребенка 20 ноября 1989 г.. Законодательные акты, закрепляющие права ребенка в России. Приоритетные направления в государственной политике по стабилизации положения детей и созданию реальных предпосылок положительной динамики процессов их жизнедеятельности (поддержка семьи, укрепление правовой защиты детства, обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей, обеспечение воспитания, образования и развития детей, поддержка детей, находящихся в особо трудных условиях).

Организация системы социально-педагогической поддержки для детей группы риска. Меры по предупреждению, предотвращению и пресечению девиаций.

Девиантное поведение подростков как фактор отрицательной социализации. Кризисные, дезадаптивные тенденции в подростковой среде и социализирующий потенциал общества.

Необходимость комплексного характера профилактики социальной дезадаптации среди детей и подростков.
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Семинар 1

Тема « Положение детей и подростков в современном обществе»
План


  1. Проблемы детства в современном мире. Основные макросоциальные тенденции в социализации детей.

  2. Дети и подростки в глобализирующемся мире.

  3. Социально-экономическое положение детей в современном российском обществе.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. «Век ребенка» - одно из множества различных определений XX века. Как вы это понимаете?

  2. Какой смысл, по Вашему мнению, вкладывается в понятие «глобальный подросток»?

  3. Когда и в связи с чем появился термин «социализация»? В чем особенности социализации современных детей и подростков?

  4. В чем специфика социально-экономического положения детей и подростков в современном российском обществе?


Задания для самостоятельной работы

1.Выписать определения понятий «глобализация», «социализация», «менталитет».

2. На примере любого художественного произведения показать модель социализации личности.

3. Найти и представить на практическом занятии статистические данные о численности детей в мире и в России.

4. Охарактеризовать социально-экономическое положение детей и подростков в Мурманской области (на основе материалов периодической печати).
Литература

Основная

  1. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. – М., 1999.

  2. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 2003.

  3. Хухлаева О.В. Психология подростка - М., 2004.


Дополнительная

  1. Арефьев А.Л. Беспризорные дети России//Социс. – 2003. - № 9. – С.61-72.

  2. Савицкая Т.Е. «Глобальный подросток» в орбите глобальной культуры: герой или жертва//Обсерватория культуры. – 2006. - № 1. – С.21.32.

  3. Хлобустов О. Молодежь и дети в современной России//Власть. – 2003. - № 6 - С.21-26.

  4. Чупров В.И. Молодежь в обществе риска. – М., 2001.



Семинар 2

Тема «Введение в проблемы девиантного поведения»
План


  1. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Критерии определения.

  2. Теории девиантологии.

  3. Социальные нормы и социальные отклонения.

  4. Классификация видов девиантного поведения.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. В чем причины увеличения и обострения форм девиаций в современном обществе?

  2. Насколько возможно регулирование девиантных процессов в обществе?

  3. В чем заключаются причины, затрудняющие создание единой классификации девиантных проявлений в поведении?


Задания для самостоятельной работы

1.Предложите свою классификацию видов отклоняющегося поведения и представьте ее на практическом занятии.

2. Составьте таблицу «Основные виды девиантного поведения. Краткая психологическая характеристика».
Литература

Основная

  1. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М., 2003.

  2. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Учебное пособие для вузов. – М., 2001.


Дополнительная

  1. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы//Социально-политический журнал. – 1995. - № 2.

  2. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. – Новосибирск, 1990.

  3. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения//Социально-политический журнал. – 1993. - № 4.

  4. Ольков С.Г. Общественные болезни. – Тюмень, 1996.

  5. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение. – Ростов-на-Дону, 2005.

  6. Социальные отклонения. – М., 1989. 2-е изд.


Семинар 3

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Электроника
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских...
Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009...
Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека...
Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск