Скачать 415.35 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ФТД.5.Трудный подросток Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050720 «Физическая культура» с дополнительной специализацией «Спортивно-оздоровительный туризм» 050104 «Безопасность жизнедеятельности» Утверждено на заседании кафедры социальной педагогики и социальной работы социально-гуманитарного факультета (протокол № 8 от 17 марта 2008 г.) Зав.кафедрой _______________Рыбкин В.Р. РАЗДЕЛ I. Программа учебной дисциплины 1.1.Автор-составитель программы: Грашевская О.В., канд. ист.наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы. 1.2.Рецензенты программы: Котова Е.А., канд.пед.наук, доцент кафедры педагогики Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры Тегалева Т.Д., старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы МГПУ. 1.3. Пояснительная записка Факультатив «Трудный подросток» предназначен для студентов IV курса очной формы обучения факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности, обучающихся по специальности «Физическая культура» с дополнительной специализацией «Спортивно-оздоровительный туризм» Проблема трудных подростков всегда считалась одной из центральных психолого-педагогических проблем. Но за последние 12-15 лет в обществе произошли фундаментальные социальные сдвиги, что привело к чрезвычайному обострению внутренних конфликтов. Это, в свою очередь, тяжело отразилось на подрастающем поколении, что проявляется в усилении среди молодежи нигилизма, демонстративного и вызывающего поведения в крайних формах. С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении подростка возникают как результат политической, социально-экономической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, чрезмерной занятости родителей и др. Необходимо отметить, что в педагогике и психологии до сих пор не выработано единого понятия «трудный подросток», как не выработано и единого подхода к диагностике и коррекции его поведения. В связи с этим актуальным и востребованным направлением в профессионально-педагогической деятельности является подготовка педагогов и других специалистов, способных выбрать методы работы с трудным подростком и поддержать его в трудных жизненных ситуациях. Цель курса - сформировать представление о неоднозначности понятия «трудный подросток», о причинах и основных проблемах подростковой дезадаптации и возможных путях профилактики и реабилитации. Реализация содержания курса предполагает решение следующих задач: - раскрыть социально-экономические и культурные факторы подростковой дезадаптации; - сформировать у студентов представление об основных видах и причинах девиантного поведения подростков; - показать основные методы и формы социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков. Курс «Трудный подросток», тесно связанный с проблемами социализации человека, основывается на целом ряде психолого-педагогических и специальных дисциплин (педагогика, социальная работа, социальная психология, право и др. Студент должен знать: - основные подходы к определению девиантного поведения; - виды девиантного поведения; - причины девиантного поведения в подростковой среде; - принципы социально-педагогической профилактики; - принципы социально-педагогической реабилитации подростков. Студент должен уметь: - определять в практической деятельности проявления и виды девиантного поведения подростков; - применять принципы социально-педагогической профилактики; - применять принципы социально-педагогической реабилитации подростков. При составлении программы использовались: 1. Змановская Е.В.. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М., 2003. 2. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 2004. 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
1.6.Содержание дисциплины 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
1.6.2.Содержание разделов дисциплины Тема 2. Введение в проблемы девиантного поведения. Социальные девиации и девиантное (отклоняющееся) поведение. Социальная норма и социальные отклонения. Виды социальных норм и механизмы их регулирования. Проблема классификации видов отклоняющегося поведения. Основные подходы к проблеме классификации: социально-правовой, клинический, психологический, педагогический. Отклоняющееся поведение и дезадаптация. Психологические классификации видов отклоняющегося поведения (Ю.А.Клейберг, Ц.П.Короленко, Т.А.Донских). Группы факторов, детерминирующих девиантное поведение: внешние условия физической среды; внешние социальные условия; внутренние наследственно-биологические предпосылки; внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения. Социальные факторы отклоняющегося поведения (Э.Дюркгейм, Р.Мертон, П.Сорокин, Дж.Мид, Ю.Клейберг). Влияние современных субкультур на девиантное поведение. Биологические теории объяснения поведенческих девиаций (Ч.Ломброзо, У.Шелдон, К.Лоренц, Г.Мендель и др.). Критерии определения девиантного поведения: статистический, качественно-количественный, психопатологический, социально-нормативный, индивидуально-психологический Основные виды девиантного поведения: агрессивное, делинквентное, аддиктивное, суицидальное. Тема 3. Социальная дезадаптация детей и подростков. Обобщенные характеристики наиболее распространенных типов трудных подростков Отклоняющееся поведение и дезадаптация. Понятия школьной, социальной дезадаптации. Признаки школьной и социальной дезадаптации. Проблема трудных подростков как одна из центральных психолого-педагогических проблем. Актуальность проблемы на современном этапе. Понятия «трудный» и «трудновоспитуемый». Причины появления девиантных подростков: связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами; связанные с возрастными кризисами; причины социального и психологического характера. Особенности темперамента и характера трудных подростков. Трудные школьники с акцентуацией темперамента и характера. Трудные подростки из неформальных групп. Подростки с делинквентным и противоправным поведением. Подростки с аддиктивным поведением. Понятие «дети группы риска». Причины попадания детей в группу риска. Неблагополучная семья как фактор жизненного риска детей. Проблема безнадзорности и беспризорности как характерный пример социальной дезадаптации. Реакция подростков на современную социально-экономическую ситуацию в стране. Усиление негативных тенденций в среде несовершеннолетних под влиянием взрослого окружения, СМИ и др. Тема 6. Профилактика социальной дезадаптации подростков Профилактика социальной дезадаптации подростков как совокупность мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению и распространению дезадаптации подростков, и разработку мер по ее предупреждению. Правовые основы защиты прав и интересов детей и подростков. Конвенция ООН о правах ребенка 20 ноября 1989 г.. Законодательные акты, закрепляющие права ребенка в России. Приоритетные направления в государственной политике по стабилизации положения детей и созданию реальных предпосылок положительной динамики процессов их жизнедеятельности (поддержка семьи, укрепление правовой защиты детства, обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей, обеспечение воспитания, образования и развития детей, поддержка детей, находящихся в особо трудных условиях). Организация системы социально-педагогической поддержки для детей группы риска. Меры по предупреждению, предотвращению и пресечению девиаций. Девиантное поведение подростков как фактор отрицательной социализации. Кризисные, дезадаптивные тенденции в подростковой среде и социализирующий потенциал общества. Необходимость комплексного характера профилактики социальной дезадаптации среди детей и подростков. 1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Семинар 1 Тема « Положение детей и подростков в современном обществе» План
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы 1.Выписать определения понятий «глобализация», «социализация», «менталитет». 2. На примере любого художественного произведения показать модель социализации личности. 3. Найти и представить на практическом занятии статистические данные о численности детей в мире и в России. 4. Охарактеризовать социально-экономическое положение детей и подростков в Мурманской области (на основе материалов периодической печати). Литература Основная
Дополнительная
Семинар 2 Тема «Введение в проблемы девиантного поведения» План
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы 1.Предложите свою классификацию видов отклоняющегося поведения и представьте ее на практическом занятии. 2. Составьте таблицу «Основные виды девиантного поведения. Краткая психологическая характеристика». Литература Основная
Дополнительная
Семинар 3 |
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Электроника ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки» Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов ... | ||
Учебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских... Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение... | Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009... Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине... | ||
Учебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека... Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов |