МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Уровень основной образовательной программы: базовый
Специальность: 080106.51 Финансы (по отраслям)
Срок освоения ОПОП: нормативный
Кафедра общественных дисциплин
Рубцовск - 2011
При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:
1) ГОС СПО по специальности 080106.51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г., протокол № 15-0603-Б
2) Учебный план по специальности 080106.51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ от «23» мая 2011г., протокол № 12.
УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин от «27» июня 2011 г., протокол № 6. СОДЕРЖАНИЕ
Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. 7
Контрольные тесты для оценки физической подготовленности студентов I курса 40
6.СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ДРУГИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 511
6.1. Основная литература: 511
6.2 Дополнительная литература: 511
6.3. Базы данных, Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы: 513
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Рабочая программа курса «Физическая культура» составлена на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских стандартов с учетом специфики организации учебного процесса в Рубцовском институте (филиале) АлтГУ. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент должен:
знать:
- влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;
- способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности физическими упражнениями различной направленности;
уметь:
- выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
- выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
- проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;
- преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
- выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
- осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
- выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, гимнастике, плаванию и лыжам при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма.
В соответствии с ГОС и РУП курс входит в блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Цели и задачи дисциплины:
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
─ понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовка её к профессиональной деятельности;
─ знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
─ формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование, самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
─ овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья. Развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
─ обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
─ приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
Достижение поставленных целей и задач обеспечивается последовательным изложением теоретических проблем курса, решением практических задач, усвоением понятий; самостоятельной познавательной деятельностью студентов, текущим и итоговым контролем за знаниями, умениями и навыками студентов.
Основные методики и приемы изложения и усвоения курса физическая культура включают в себя:
индивидуальные и групповые консультации;
оперативный контроль и самоконтроль знаний;
написание и защиту рефератов;
изучение статей и публикаций в журналах;
итоговый контроль в форме зачета.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Очная форма обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование разделов
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при очной форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| всего
| Лабораторные работы
| семинары
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| Iкурс 1 семестр
| ДЕ 1
| Легкая атлетика
| 35
| 35
|
| 35
|
| 1. Бег на короткие и средние дистанции.
| 5
| 5
|
| 5
|
| 2. Метание гранаты.
| 5
| 5
|
| 5
|
| 3. Бег на средние дистанции (800-1500 м.)
| 5
| 5
|
| 5
|
| 4. Прыжки в длину с разбега.
| 5
| 5
|
| 5
|
| 5. Эстафетный бег.
| 5
| 5
|
| 5
|
| 6. Бег на длинные дистанции (2000м, 3000м, 5000м)
| 5
| 5
|
| 5
|
| 7. Челночный бег 5х10; 10х10 м.
| 5
| 5
|
| 5
|
| Промежуточный контроль
| Сдача контрольных нормативов
| ДЕ 2
| Спортивные игры Волейбол
| 25
| 25
|
| 25
|
| 8. Судейство. Жестикуляция.
| 5
| 5
|
| 5
|
| 9. Передачи мяча в парах (верхняя, нижняя).
| 5
| 5
|
| 5
|
| 10. Подача мяча (верхняя, нижняя).
| 5
| 5
|
| 5
|
| 11. Технико-тактические действия (индивидуальные и командные).
| 5
| 5
|
| 5
|
| 12. Учебная игра
| 5
| 5
|
| 5
|
| Промежуточный контроль
| Сдача контрольных нормативов
| ДЕ 3
| Лыжная подготовка
| 21
| 16
|
| 16
| 5
| 13. Попеременный двухшажный ход
| 6
| 4
|
| 4
| 2
| 14. Одновременный одношажный, бесшажный ход
| 6
| 4
|
| 4
| 2
| 15. Коньковый ход (ознакомление)
| 5
| 4
|
| 4
| 1
| 16. Лыжные гонки 3 км; 5 км.
| 2
| 2
|
| 2
|
| 17. Техника спуска, подъема, торможения
| 2
| 2
|
| 2
|
| Промежуточный контроль
| Сдача контрольных нормативов
| Семестровый контроль
| зачет
| Итого часов
| 81
| 76
|
| 76
| 5
| Iкурс 2 семестр
| ДЕ 4
| Теоретические аспекты физической культуры
| 21
| 16
|
| 16
| 5
| 18. Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека
| 6
| 4
|
| 4
| 2
| 19.Социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры
| 6
| 4
|
| 4
| 2
| 20.Основы физического и спортивного самосовершенствования
| 5
| 4
|
| 4
| 1
| 21. Профессионально-прикладная физическая подготовка
| 4
| 4
|
| 4
|
| Промежуточный контроль
| Сдача контрольных нормативов
| ДЕ 5
| Спортивные игры. Баскетбол
| 25
| 5
|
| 5
|
| 22. Жестикуляция. Судейство
| 5
| 5
|
| 5
|
| 23. Ведение мяча. Передача мяча.
| 5
| 5
|
| 5
|
| 24. Броски мяча по кольцу.
| 5
| 5
|
| 5
|
| 25. Штрафной бросок.
| 5
| 5
|
| 5
|
| 26. Учебная игра (технико-тактические действия).
| 5
| 5
|
| 5
|
| Промежуточный контроль
| Сдача контрольных нормативов
| ДЕ 6
| Легкая атлетика
| 35
| 35
|
| 35
|
| 27. Бег на короткие дистанции
| 5
| 5
|
| 5
|
| 28. Метание гранаты (девушки-500г; юноши-700г).
| 5
| 5
|
| 5
|
| 29. Бег на средние дистанции (800-1500 м.)
| 5
| 5
|
| 5
|
| 30. Прыжки в длину с разбега
| 5
| 5
|
| 5
|
| 31. СПФП. ОФП. Бег в течение 6 минут
| 5
| 5
|
| 5
|
| 32. Бег на длинные дистанции (2000м, 3000м, 5000м)
| 5
| 5
|
| 5
|
| 33.Толкание ядра
| 5
| 5
|
| 5
|
| Промежуточный контроль
| Сдача контрольных нормативов
| Семестровый контроль
| зачет
| Итого часов
| 81
| 76
|
| 76
| 5
| Всего часов
| 162
| 152
|
| 152
| 10
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Содержание ГОС по дисциплине «Физическая культура» Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры; основы физического и спортивного самосовершенствования; профессионально-прикладная физическая подготовка
3.2 Содержание учебной дисциплины
ДЕ I Легкая атлетика
|