Скачать 213.87 Kb.
|
Утвержден Методическим Советом МБОУ ДОД «Дом детского творчества» протокол № ___________ от ____________ Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»» Красногвардейского района Оренбургской области Реализация воспитательно - развивающего потенциала этнопедагогики в учреждении дополнительного образования детей (из опыта работы МБОУ ДОД «Дом детского творчества») автор: Темирова Зиля Буранбаевна, методист МБОУ ДОД «Дом детского творчества» художественно - эстетического направления с. Донское, 2013 г. Содержание 1. Введение……………………………………………………………………….…3
4. Опыт этнопедагогического воспитания в работе Дома детского творчества…………………………………………………………………………………..5 5. Заключение………………………………………………………………………10 6. Библиография …………………………...............................................................11 7. Приложение. Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Детский фольклор» 1. Введение Человек, который не знает родной музыки, родного слова, не может быть настоящим патриотом своей Родины, В. А. Сухомлинский Много поколений наших предков воспитывалось на фольклоре, который неслучайно называют уникальной народной педагогикой, выработавшей свои традиционные правила. Эти правила точно соответствуют законам физического, интеллектуального и духовного развития ребенка и составляют своего рода систему. От поколения к поколению веками передавалось все самое лучшее, ценное, действенное, что могло способствовать воспитанию духовности и нравственности каждого последующего поколения. Бытовое искусство, фольклор опекали ребенка с рождения, сопровождали в детстве, отрочестве и в юности. Чтобы ориентироваться в мире, жить в нем, ребенок должен обрести огромное количество знаний, умений и навыков, и в этом всегда ему помогают взрослые. Изучение национальной культуры способствуют глубокому осмыслению истории своего народа, формирует в детях национальное самосознание, познание национальных традиций, обрядов, обычаев, способствует сохранению национальной самобытности народа. Каждый народ стремится возродить свою культуру, и это необходимо, чтобы понять неиссякаемый кладезь мудрости народа, принять его положительный опыт, жить в согласии с природой, обществом, миром. Проблема сохранения национальных традиций и воспитания у нового поколения высоконравственного отношения к культурному наследию нашей страны остается актуальной и в наши дни. 2. Понятие этнопедагогики В России объективно все более возрастает интерес к этническим проблемам. От их решения во многом зависят конструктивность национальной политики государства и, следовательно, ориентиры обучения и воспитания подрастающих поколений. Этнопедагогические аспекты — зона пересечения различных, нередко полярных интересов. Государство заинтересовано, чтобы система образования была в известном смысле инструментом консолидации этнически разнородного населения. И эту важную задачу отчасти призвана решать этнопедагогика, предметом которой является такой сложный социально-культурный феномен, как народная педагогика. Первые элементы этнопедагогического знания зародились в период образования начальной этнической общности — племени. На протяжении истории развития человеческого общества этнопедагогическое знание постоянно развивалось, пополняясь новыми элементами. Некоторые исследователи не проводят четкой границы между этнопедагогикой и народной педагогикой и зачастую, описывая традиционный народный воспитательный опыт, используют термин "этнопедагогика". Принципиальное различие между этими научными понятиями определил академик РАО Г.Н. Волков: если народная педагогика имеет отношение к опыту и эмпирическим сведениям и знаниям по вопросам воспитания, которые обычно распространяются устно, то этнопедагогика - сфера теоретической мысли, сфера науки. Народная педагогика — это исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил традиционного поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. Народная педагогика содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения. Ценности народной педагогики помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование этнического самосознания у подрастающих поколений, развитие у них понимания роли своего народа, этнической группы в социальном окружении, мировой культуре. Народная педагогика является основным объектом науки этнопедагогики. В народной педагогике превалирует эмпирика, в ней много ценных фактов и оригинальных идей, но нет целостной системы, взглядов, обобщающей теории, а этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление, в ней анализируются социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с образовательно-воспитательными традициями того или иного этноса. Народная педагогика не является наукой, так как она представляет собой не систему научных взглядов на воспитание человека, а совокупность эмпирических знаний, проверенных практикой воспитания многими поколениями, органично соединенными с жизнью и трудом ребенка. Таким образом, по словам Г.Н. Волкова, этнопедагогику можно было бы, в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, внешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Необходимо заметить, что в современных педагогических представлениях часто бытует мнение, что исторический опыт предшествующих эпох следует изучать для того, чтобы все лучшее использовать сегодня. Историю народной традиционной культуры и педагогики, безусловно, необходимо знать, но не столько для того, чтобы непосредственно использовать в учебно-воспитательной практике, сколько для того, чтобы создать педагогическое знание, отвечающее потребностям современности. Зарождение начальных элементов этнопедагогических знаний относится к периоду родоплеменных общностей. Обобщение этнопедагогических знаний на этом этапе происходило в произведениях устного народного творчества: сказках, легендах, былинах, пословицах, поговорках, а также в традициях, обычаях, обрядах и т.д. Племена были первой в истории человечества этнической общностью. Традиционная педагогическая культура племен уже включала в себя достаточно отработанные цели и идеалы воспитания, методы, средства обучения и воспитания. Целенаправленно формировались также этнопедагогические знания: об истории происхождения рода, о героических делах предков, традициях, обычаях. Молодежь знакомили с преданиями, сказаниями, песнями, раскрывающими суть идеологических установок своего времени (о защите сородичей, родовой земли, свободы даже ценой своей жизни; об уважении предков; необходимости быть достойными их и др.). Чувство связи с достойными героическими предками, осознание себя их соплеменниками, убеждение в необходимости принесения в жертву своей жизни во имя защиты родной земли и своих сородичей — все это становится неотъемлемыми элементами мировоззрения и этнического самосознания. Прослеживается тенденция этнизации народного воспитания, способствующая формированию самосознания и самобытности детей и молодежи. Воспитание пополняется элементами этнического содержания. Обучение везде основывалось, прежде всего, на народных воспитательных традициях предков. Древние источники свидетельствуют о достаточно большом объеме существовавших в то время этнопедагогических знаний. Немало часов отводилось заучиванию преданий, сказок, легенд, а также усвоению обрядов и ритуалов. Можно сделать вывод, что первичные этнопедагогические знания, зародившиеся и сформировавшиеся в общем виде еще в первобытном обществе, получили широкое развитие и в последующие исторические периоды. Великие умы прошлого с большим уважением относились к воспитательным традициям своих предков. Современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою национальную самобытность, уникальную этнокультуру. Сегодня особенно важно акцентировать внимание на формировании у подрастающего поколения чувства российской самоидентичности и самосознания, поликультурного мышления, толерантности и патриотизма. Содержание образования в многонациональном Российском государстве должно обеспечить личности возможность самоидентифицироваться как представителю того или иного этноса, создать условия для вступления личности в равноправный диалог с представителями других культур, приобщить к ценностям мировой культуры. Приобщая воспитанников к мировой, российской, этнической культуре, системы образования (в т. ч. учреждения дополнительного образования детей) призваны подготовить представителей различных этносов к общественно значимой совместной деятельности, к жизни в полиэтнической среде в условиях многонационального государства.
В учреждении дополнительного образования детей созданы наиболее оптимальные условия для воспитания эстетической культуры воспитанников с использованием потенциала этнокультурной среды. Именно дополнительное образование позволяет создать целостную индивидуализированную модель содержания образования, обеспечивая тем самым интеграцию эстетического воспитания личности и становления этнического самосознания, что в результате выражается в ее эстетическом и этнокультурном развитии и самоопределении. Художественно-эстетическое образование — это процесс овладения и присвоения человеком культуры своего народа и человечества в целом, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, нравственной и эстетической культуры, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства. Именно этнокультура является механизмом передачи опыта от старшего поколения к младшему, скрепляя сообщество и предохраняя его от распада. В настоящее время система образования становится основным каналом передачи этнокультурного опыта подрастающему поколению. Возрастание роли этнокультурного художественно-эстетического воспитания в современных условиях обусловливается требованием времени. Именно сейчас, когда происходит ломка сознания общества, переоценка политических и идеологических взглядов, на передний край воспитательной системы выходит ориентация на общечеловеческие ценности, такие как доброта и человеколюбие, красота и гармония, любовь и дружба. Все это — категории эстетики и нравственности. 4. Опыт этнопедагогического воспитания в работе Дома детского творчества. В деятельности Дома детского творчества этнокультурное воспитание осуществляется во многих детских объединениях, причем на только художественно-эстетической направленности. Так, например, детское объединение «Хранители» руководителем которого является О.Н. Крекотина прививают детям любовь и уважение к обычаям, традициям села и культуре народов, проживающих на его территории, любовь к литературному наследию края. Учащиеся объединения совместно с руководителем встречаются со старожилами сел, собирают пословицы, поговорки, частушки, загадки, считалки и т.д. то есть местный фольклор. Выпускают альбомы, буклеты, литературные газеты, проводят конкурсы, викторины, инсценировки сказок. и обрядов. Есть у объединения и свой подшефный детский сад «Солнышко», перед которым проходит частые театрализованные выступления по мотивам сказок В.И. Даля, устраиваются «Далевские конкурсы». Возрождая традиции родного края, объединение готовит концертные программы, обыгрывая календарные праздники наших деревень, с которыми выступают перед зрителями. В 2011 году воспитанники коллектива заняли третье место в областном смотре-конкурсе «Этнографическая мозаика». Для педагога дополнительного образования Уваровой Натальи Алексеевны использование в профессиональной деятельности этнопедагогического подхода, позволяет формировать у детей национальное самосознание, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Сохранение национальной культуры и языка, возрождение народных традиций, религиозных верований, сегодня является одним из приоритетных задач детского объединения «Искатели». История распорядилась так, что в нашем Оренбургском крае уживаются две культуры - азиатская и европейская, две мировые религии - христианская и мусульманская, русский и тюркский языки. Многонациональный характер населения Оренбуржья накладывает особую печать на различные аспекты общественной жизни региона. Именно это этнографическое своеобразие стало логической мотивацией к разработке педагогом авторской программы «Край родной, Оренбургский» туристско – краеведческого направления. Главной задачей программы является воспитание культуры межнационального общения, обмен духовными и материальными ценностями между представителями разных национальностей. Программа действует три года, за это время собран немалый материал, созданы видеофильмы о направлениях работы ДТО «Искатели», оформлены поисково-исследовательские работы: «Традиции и обычаи казахского народа», «Традиции узбекского народа»; «Татарские национальные традиции»; «Моя многонациональная семья»; «Народные праздники русского народа» и многие другие. Проведен культурно - этнографической праздник «Мой род – моя крепость». На занятиях со своими воспитанниками Наталья Алексеевна использует элементы народной тематики: фольклор, сказки, эпос, декоративно-прикладное искусство, народные обряды, т.е. все те духовные ценности, которыми богат наш край. Исполнение народных песен, ярких, пронизанных добротой и любовью ко всему живому, уважением к труду, помогает посеять в детской душе такие зерна, которые в дальнейшем прорастают стремлением созидать, а не разрушать жизнь на земле. Через применение этнопедагогических форм дети повышают коммуникативную культуру, становятся более раскрепощенными, у ребят возрастает самооценка и происходит переоценка ценностей в пользу традиционной культуры. В своей работе педагог активно привлекает родителей воспитанников в организацию деятельности детского творческого коллектива. Таким образом, родители являются равноправными субъектами патриотического воспитания. Именно совместная работа педагога, родителей и детей, направлена на формирование у подрастающего поколения подлинной любви и уважения к Родине, самобытной культуре, народному творчеству и искусству. Результатом этнопедагогического воспитания является сформированная база социально значимых качеств, единство духовности, гражданственности и социальной активности личности: бережное отношение к Отечеству, к родным местам, родному языку; уважение к истории Отечества, к обычаям и традициям своего народа, нетерпимость к расовой и национальной неприязни; готовность защищать Отечество и служить его интересам; активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов. В детском объединении Дома детского творчества «Аманат», руководителем которого является педагог дополнительного образования Мусина Ф.Ш., ведется целенаправленная работа по изучению традиций, обычаев культуры башкирского народа. На занятиях воспитанники изучают народные песни, танцы, обряды, а так же традиции своей семьи. Именно семья является для ребёнка той моделью общества, в которой он осваивает историю, духовную культуру, боевые и трудовые традиции народа, свою родословную, здесь формируется отношение детей к труду, моральным, духовным ценностям. Семейные традиции, как зеркало, отражают культуру семейного воспитания и народную мудрость, составляющую основу этнопедагогики. Интересно проходят «Встречи на бабушкиных уроках», на которых дети в ходе беседы узнают о быте и традициях своего народа, о родных местах, о жизненном пути своих предков. А завершают год обучения традиционным праздником «Детский сабантуй», с приглашением бабушек, родителей, где устраивают тирмя - национальные домики, украшают национальным орнаментом, ставят самовар, пекут национальные блюда, угощают, поют народные песни, пляшут, играют в народные игры, проводят состязания. Конечно, такой праздник воспитывает уважение своему народу. Коллектив «Аманат» неоднократно награжден дипломами районных конкурсов: 2008 год – Диплом в номинации «За возрождение национальных традиций своего народа» в конкурсе детских фольклорных коллективов «Радуга»; 2008 год – Диплом в номинации «За выразительное исполнение роли» в конкурсе детских фольклорных коллективов «Радуга»; Воспитанники вокальной группы «Ларец» (руководитель Трубникова В.А.), не только исполняют произведения современных авторов, но и изучают народные песни, русский фольклор. В нынешнем году они стали дипломантами 3 степени областного конкурса музыкального творчества «Талант! Музыка! Дети!», в номинации «Народная песня». Детский театр моды - форма работы с детьми в дополнительном образовании, предполагающая интеграцию декоративно-прикладной, художественно-эстетической и театральной деятельности детей. Вот уже более 10 лет на базе Дома детского творчества успешно работает детский театр – моды «Виктория», во главе с педагогами дополнительного образвания Н.А.Соколовой, Т.В. Маняковой, О.В. Луценко. Главной целью педагогов в работе с детьми является выявление и развитие творческих способностей воспитанников, создание условий для личностной самореализации, и, отчасти, допрофессиональная подготовка воспитанников. Главным результатом работы в объединении, конечным продуктом совместной деятельности является создание коллективной коллекции. Создание коллекции – весьма сложный творческий процесс, но в то же время это и вдохновенный труд. Педагоги вместе со своими воспитанниками прорабатывает все этапы создания модели одежды: моделирования, конструирования и технологии изготовления. Костюм – образно решенный ансамбль, который объединяет многое: одежду, обувь, прическу, грим и аксессуары. А это требует от педагога и детей исследовательского подхода к деятельности, кропотливой работы и с источниками информации, и с разнообразными материалами. Но результат работы все окупает: показ коллекции детским театром моды – это праздник творчества и профессионального мастерства. После успешных показов у юных авторов появляется твердая уверенность в своих силах и возможностях, также приобретаются навыки здоровой творческой конкуренции. Основное направление работы данного театра – моды «Этностиль». Начальным этапом создания любой коллекции является исследовательская работа. В 2009 г. была создана коллекция «Русский сувенир», занявшая II место в районном конкурсе «Стиль – 2009». Ей предшествовала исследовательская работа на тему «Дымковская игрушка». В 2010 г. была создана коллекция «Иван Купала», занявшая I место в районном конкурсе «Стиль – 2010» и завоевавшая диплом II степени на зональном конкурсе детских театров моды, проходившем в г. Сорочинске. Созданию коллекции предшествовала исследовательская работа на тему «Традиции праздника Иван Купала в России». В 2011г. была создана коллекция «Масленица», получившая Диплом I степени в районном открытом фестивале детских театров моды «Стиль – 2011», диплом I степени на зональном конкурсе детских театров моды в г.Сорочинске, диплом I степени в XVII межрегиональном фестивале детских театров моды «Стиль-2011» в г. Оренбург. Созданию коллекции предшествовала исследовательская работа на тему «Широкая Масленица». Последняя коллекция «Дымковские узоры», стала лауреатом 1 степени во Всероссийском конкурсе – фестивале «Триумф» в г. Самаре. Сельский клуб, на базе которого работает детское объединение, является открытой социальной системой, и в деятельности коллектива принимают участие не только родители, но и жители села. Другой театр моды - «Ассоль» (руководители Куликова И.В., Шаповалова И.В.) также нередко выбирает для своих коллекций этнические мотивы, обращается к теме народного костюма, находя каждый раз в нем источник вдохновения для создания коллекций одежды. Так, например, в коллекции «Оренбуржье, тебе посвящаю!» сюжетом послужило проживание здесь в мире и согласии народов многих национальностей, содружество Европы и Азии. Голубое и красное в костюме олицетворяло Европу, желтое – как жаркое солнце – Азия. Белый костюм, дополненный саблей, представлял образ казачества. Текстура ткани – от шифона и шелка до кожи и меха, буйство красок, разнообразие силуэтов использовались для его создания. Чтобы создать такую коллекцию, необходимо было изучить историю. Особенно неравнодушна публика к выступлениям средней группы – «Секреты бабушкиного сундучка», «Русские узоры», «Валенки», «Сердце девичье». За последние годы воспитанники коллектива многократно становились призером районных, областных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2005 году коллективу было присвоено звание народного. В 2006 г.- Диплом Победителя VI Всероссийского фестиваля – круиза «Адрес Детства – Россия». Коллекция «Яблочки для Манечки» была отмечена дипломом лауреата на Международном конкурсе – фестивале «Преображение. Золото осени». Коллекция «Сердце девичье», стала лауреатом 1 степени во Всероссийском конкурсе – фестивале «Триумф» в г. Самаре. Народный ансамбль танца «Веселинки»- большой творческий коллектив, в котором занимаются более 100 воспитанников (7 разновозрастных групп), преподают 3 педагога и 2 аккомпаниатора. Выступление детского творческого коллектива под руководством Л.Г. Шишкиной, который вполне заслуженно получил звание народного ансамбля танца, - это целый спектакль – яркий, зрелищный, запоминающийся. В каждом танце воедино слиты красота и пластика, безукоризненная отточенность каждого движения. Что ни танец – то открытие! Постановка длится всего три минуты, а впечатление от увиденного остается надолго. Народный танец является основой репертуара «Веселинок». Постановки «Иван–купала», «Большая стирка», «Русь–хлебосольная», «Журавли», «Матрешки», «Веселая полька» и другие пользуются неизменном усепхом у зрителей. Коллектив является многократным лауреатом региональных, Всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Этнокультурным эстетическим содержанием пронизаны все формы взаимодействия взрослых с детьми: и внеурочная деятельность, и массовые мероприятия. В Доме детского творчества ежегодно проводятся районные конкурсы, смотры, фестивали, праздники для воспитанников детских объединений и учащихся школ района. Это такие мероприятия, как: - конкурс детского музыкального творчества «Талант! Музыка! Дети!», - конкурс хореографических коллективов «Малахитовая шкатулка», - конкурс-фестиваль детского творчества «Зажги свою звезду», - смотр-конкурс школьных театральных коллективов «Забава», - конкурс юных модельеров «Стиль», -конкурс этнографических коллективов «Радуга». В положения о проведении данных конкурсов мы обязательно включаем (даже в противовес областному положению) такие номинации, как «Народная песня», «Народные танцы», «Народные костюмы», «Устное народное творчество». Дом детского творчества организует и выставки декоративно – прикладного творчества детей: - «Мастера и подмастерья», - «Зеркало природы», -«Зеленая планета». В положения о проведении данных выставок включены номинации: «Народная утварь», «Национальный орнамент», «Народные узоры». Таким образом, в настоящее время в системе дополнительного образования района стало больше внимания уделяться народному фольклору и его роли в воспитании подрастающего поколения. Сегодня в художественно-эстетическом воспитании школьников широко используются народные песни, народные музыкальные инструменты, национальное изобразительное и декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество (народные сказки, пословицы, поговорки, загадки и другое), народные танцы, обряды и национальные праздники. Особенно в данном направлении хотелось бы отметить работу тех школ, где сохранилась национальная культура, в том числе изучение родного языка. Это такие школы, как основные Староюлдашевская, Ибряевская, школа имени Д. Юлтыя, Пушкинская средняя общеобразовательная школа, Пролетарская общеобразовательная средняя школа. Центром этнокультурной, музейно–педагогической и краеведческой работы сегодня являются музеи. Дом детского творчества курирует работу двенадцати школьных музеев, из которых 8 - паспортизованы. Возрождая духовность, формируя историческое сознание, музей является значимой частью социальной среды образовательного учреждения, базой творческой деятельности и учебно–исследовательской работы.. Педагоги дополнительного образования Галина Васильевна Лаврентьева, Тамара Геннадьевна Бояркина, Любовь Михайловна Бондарук постоянно совершенствуют работу по формированию музейного собрания во имя сохранения социальной памяти, заключенной в предметах материальной и духовной культуры, сбережения народных традиций, выявления утраченных страниц исторической реальности. Активные формы добывания знания, используемые педагогами в работе с детьми - участие в слетах, акциях, походах – предполагают овладение воспитанниками различными приемами и навыками краеведческой и музейной деятельности. Именно благодаря этому ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Практическая собирательская деятельность, начинающаяся со сбора интересных вещей, их изучения и выставления на всеобщее обозрение в стенах школьного музея постепенно перерастает в настоящую исследовательскую деятельность. Практически в каждом школьном музее созданы эскпозиции, посвященные культуре различных народов. К примеру, в Новоюласенском музее – представлены предметы быта первых переселенцев села Новоюласка – украинцев; в школе имени Д.Юлтыя – создана башкирская экспозиция; в Ибряевском школьном музее – татарская. В музее Пролетарской школы представлены уголки башкирской, немецкой, украинской культур. Богатый материал накоплен в музее профлицея № 59 усилиями педагога дополнительного образования Шпенст Я.Я. Его музей в 2012 году по итогам смотра – конкурса музеев стал победителем. В данном музее представлена экспозиция немецкой культуры. Замечательный этнографический материал накоплен в Ивановской средней школе благодаря активной поисковой и проектной деятельности воспитанников детского объединения «Краеведение» (рук. Лаврентьева Г.В.). В своей школе они воспроизвели настоящий уголок русской избы. Экспонаты собирали в течение двух лет у жителей села, макет русской печи изготовили самостоятельно. К слову сказать, проект воспитанников детского объединения получил высокую оценку не только на муниципальном, но и на региональном уровне, став дипломантом 2 степени в областном конкурсе детских социальных проектов «Я-гражданин России». Ежегодно Домом детского творчества проводится конкурс краеведческих работ «Отечество». Номинации конкурса «Этнография», «Земляки», «Родословие», «Летопись родного края», «Исчезнувшие памятники», «Культурное наследие» пользуется успехом у учащихся школ района. Нами накоплен уникальный опыт в области этнопедагогики. Есть интересные педагогические находки в методике изучения истоков народных праздников и обрядов. Ежегодно, на протяжении более 10 лет Дом детского творчества проводит конкурс исследовательских работ «Традиции, обычаи моей семьи», «Святые реликвии моей семьи», «Святыни Оренбургской области», где учащиеся представляют исследовательские работы по изучению, истории, образа жизни, быта, традиций своего народа. А наш Красногвардейский район является многонациональным, богатым в этнографическом отношении, поскольку на его территории проживают представителя порядка 15 национальностей. Я, как методист художественно - эстетического направления, предлагаю свою программу дополнительного образования «Детский фольклор» педагогам дополнительного образования и всем заинтересованным лицам. Содержание и структура программы отражает логику развития народной праздничной культуры, знакомит с особенностями миропонимания наших предков. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитана на детей 6-11 лет. По сроку реализации является среднесрочной, рассчитана на 3 года обучения по 3 часа в неделю. Данная программа актуальна тем, что на занятиях позволяет формировать духовно развитую личность, воспитывают уважение и любовь к народным традициям, обычаями культуре. Так же реализация программы способствует формированию таких личностных качеств, как ответственность, эстетический вкус и общую культуру. Заключение Использование этнопедагогики в воспитании рассматривается сегодня как одно из наиболее приоритетных направлений работы в системе дополнительного образования. Наши предки оставили нам не просто уникальные традиции, они оставили нам в наследство напутствие и благословение, опыт своих успехов и ошибок, накопленный тысячелетиями. И мы должны не только бережно сохранять это духовное наследие, мы должны его изучить и использовать для собственного блага и блага наших детей и будущих поколений. На базе Дома детского творчества действуют много детских объединений, в которых школьники могут получить дополнительное художественно-эстетическое образование, главной задачей которого является воспитание нравственных качеств и эстетических чувств, формирование эстетически развитой этнокультурной личности. Огромным преимуществом системы дополнительного образования является доступность и добровольность обучения. И чем интереснее, содержательнее будет организован образовательный процесс в учреждении дополнительного образования, тем больше школьников становятся его участниками. Говоря об актуальных проблемах совершенствования этнокультурного художественно-эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей, необходимо понимать важность и значение разных форм внеурочной работы с воспитанниками всех детских объединений: бесед о национальном искусстве, тематических концертов, музыкальных конкурсов, игр, викторин, посещений музеев, выставок и т. п. Систематическое проведение художественно-эстетических мероприятий в учреждениях дополнительного образования детей, закрепляет и обогащает знания, углубляет эстетическое восприятие прекрасного в жизни и в национальном искусстве, расширяет этнокультурный кругозор детей и подростков. Библиография 1. Рыбникова М. А. Избр. труды. — М., 1958. 2. Основы современной цивилизации / Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 1992. 3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. — М: Педагогика, 1987. 4. Попова А. Н. Народные художественные промыслы. — М.: Прогресс, 1993. 5. Народная мудрость: Энциклопедия. — М., 1995. 6. Кузина Т.Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. — М.: Школа-Пресс, 1998. 7. Васильцова В. Н. Народная педагогика /заметки журналиста/. — М.: Школа-Пресс, 1996. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. — М: Педагогика, 1987. — с. 218. Основы современной цивилизации / Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 1992.– с. 49. Рыбникова М. А. Избр. труды. — М., 1958. — с. 123. 2 Реферат на тему: «Этапы становления и особенности развития этнопедагогики» 8. Волков Т.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 2004. 9. Конфуций И. Антология гуманной педагогики / Сост. В.В. Малявин. М., 1996. 10. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926. |
Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, Санитарно-эпидемиологическими требованиями... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен» Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей» | Программа психологического сопровождения фгос в начальной школе Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования.... | ||
Документы и материалы по организации дополнительного образования детей Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей | Приказ Московского комитета образования №377 от 24. 09. 1997 «Об... Общие сведения о Государственном образовательном учреждении Центре дополнительного образования детей | ||
Отчет о результатах самообследования общие сведения об учреждении:... Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей | Публичный доклад моудод аннинский Аннинский дом детского творчества представляет собой многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, созданное в марте... | ||
Анализ работы блока дополнительного образования за 2012-13 уч год В учебном процессе особая роль возлагается на систему дополнительного образования. Она выполняет следующие функции: реализация кадетского... | Пояснительная записка к учебному плану дополнительного образования Конвенции ООН о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека, фз «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении... | ||
Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Публичный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного... Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского... | ||
Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Конкурс проводился в двух возрастных группах: младшая (7-12 лет)... Государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Республиканский Центр дополнительного образования детей»... | ||
Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... | Конспект Развивающего занятия в гпд на тему: «В гости к самовару» В соответствии с образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, на основе анализа уровня развития детей, в целях... |