Скачать 185.91 Kb.
|
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Учебно-методический комплекс дисциплины Научно-исследовательский практикум Разработали: Федоровская Н.А. Идентификационный номер: УМКД.17(15) – 035400.68 – М 2.В.ДВ.4 - 2012 Контрольный экземпляр находится на кафедре культурологии и искусствоведения Лист - -из МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШколА ИСКУССТВА, КУЛЬТУРЫ и СПОРТА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)Научно-исследовательский практикум «История искусств» — 035400.68 «история искусств»Форма подготовки - очнаяШкола искусства, культуры и спорта Кафедра культурологии и искусствоведения курс _2__ семестр _3__ лекции 0__ (час.) лабораторные работы ___36____час. всего часов аудиторной нагрузки__36___ (час.) самостоятельная работа _72_____ (час.) контрольные работы (количество) зачет _______ семестр экзамен__3____семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ № 748 от 21.12. 2009 г. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры культурологии и искусствоведения_____«__21__» апреля 2012_г. Заведующая кафедрой ______Г.В. Алексеева__________21 апреля_______2012__г. Составитель : д-р. иск. н, профессор Федоровская Н.А. I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «___» _______ 2012 г. № ____ Заведующий кафедрой _______________________ ____________ (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) Аннотация Данный учебный курс предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки «История искусств» (квалификация (степень) «Магистр»). Учебная дисциплина «Научно-исследовательский практикум» относится к дисциплинам выбора базовой части профессионального цикла дисциплин. Обсуждаемые в данном учебном курсе проблемы развития науки призваны показать особенности развития науки в рамках современной техногенной цивилизации. Цели и задачи учебного курса Цель курса «Научно-исследовательский практикум» – показать магистранту панораму методологических принципов и подходов к научному исследованию. На всех этапах развития науки решающую роль играл метод, т.е. стратегия подходов, умозрительных принципов, пути построения каркаса, решетки научного знания с целью последующего выполнения его архитектуры и возведения самого здания науки. Кроме того, целями освоения дисциплины (модуля) «Научно-исследовательский практикум» являются формирование у магистрантов профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. В частности, выпускник должен обладать следующими а) общекультурными компетенциями (ОК):
б) профессиональными (ПК): в научно-исследовательской деятельности: – способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем магистерской программы, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы (ПК-1); – способен к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-2);
– способен к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-5); в преподавательской деятельности: – имеет навыки практического использования полученных знаний в преподавании курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательной школе (на всех уровнях), а также в учебных заведениях, дающих среднее специальное и высшее образование (ПК-6); – умеет анализировать и объяснять историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства (ПК- 7); – способен к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (ПК-8); в организационно-управленческой деятельности: – способен формулировать и решать задачи, связанные с реализацией организационно-управленческих функций, умеет использовать для их осуществления методы изученных наук (ПК-9); – умеет организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения (ПК-10); – способен к подготовке аналитической информации (с учетом историко-культурного, искусствоведческого, художественного, цивилизационного контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления (ПК-11); – способен к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций (ПК-12); в культурно-просветительской деятельности: – способен к осуществлению историко-культурных, краеведческих функций, функций по сохранению, изучению, пропаганде художественного наследия в деятельности организаций и учреждений культуры (органы государственного управления и местного самоуправления, музеи, галереи, художественные фонды, архивы и т.п.) (ПК-13); в экспертно-аналитической: – способен к разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, аспектов, связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства, сохранением и изучением, а также пропагандой художественного наследия в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждениях историко-культурного туризма (ПК-14). В результате изучения данной дисциплины магистрант должен:
Лабораторные занятия, 18 часов Занятие 1. Творчество как явление культуры (2 ч.). Понятие творчества. Проблема творчества в истории философии, науки, культуры в целом. Место и роль творчества в человеческой жизнедеятельности. Основные концепции творчества. Различные формы творчества: научное, художественное, техническое. Творчество как феномен культуры и как способ самореализации личности. Творчество и познание. Творчество и игра. Творчество и эмоции. Творчество и духовность. Творчество и свобода. Творчество и смысл жизни. Биологические, психофизиологические, социальные и духовные механизмы творчества («творчество» природы и творчество человека). Проблема моделирования творческих процессов. Пути построения общей теории творчества. Занятие 2. Научное творчество: общие вопросы (2 ч.) Место и роль творчества в науке. Движущая сила научного творчества. Мотивация научной деятельности, её внешние и внутренние факторы. Творческие (оригинальные) и нетворческие (стандартные) компоненты в научной работе, их возможные несоответствия. Противоречивость творческой деятельности, рациональное и иррациональное в творчестве. Препятствия научному творчеству. На путях построения теории научного творчества: поиски, проблемы, концепции. Научное творчество в гуманитарных дисциплинах. Занятие 3. Психологические и логические механизмы научного творчества (2 ч.) Психология научного творчества как область современной психологии. Психологические механизмы творческого процесса. Воображение и фантазия в науке. Сознательное и бессознательное в научном творчестве. Творческая интуиция в науке, её типы и проявления, возможности и ошибки. Логические основы творчества в науке. Эвристика - наука о творческом мышлении. Научное творчество как диалог. Дискуссия как средство и форма научного творчества. Проблема доказательства и опровержения в науке. Психологические и логические механизмы творческого мышления в искусствоведении. Занятие 4. Творческий процесс в эмпирических и теоретических научных исследованиях(2 ч.) Методы науки и научное творчество. Факты и идеи в творчестве ученого. Творческий подход в постановке и решении научных проблем, в процессе научного наблюдения, в проведении эксперимента, в обобщении научных фактов. Творчество в выдвижении научных гипотез, в формировании научных теорий. Механизмы абстрагирования, идеализации, формализации, интерпретации в научном творчестве. Проблема проявления и ограничения свободы творчества в науке Искусственный интеллект и научное творчество. Творческий характер искусствоведческих исследований. Занятие 5. Научный поиск и научные открытия (2 ч.). Природа научного открытия. Проблема восприятия и оценки новых научных истин. Научные парадигмы и научные революции. Эмпирические и теоретические научные открытия. Необходимость и случайность научных открытий. Преждевременные открытия. Случайные изобретения. Интуиция и логика в процессе научного открытия. Психологические и мировоззренческие барьеры на пути объективной и своевременной оценки новых научных открытий. Выдающиеся научные открытия в области искусствоведения. Занятие 6. Творческая личность в науке. Проблемы и поиски в изучении творческих способностей к науке. Способы измерения творческих способностей ученых. Качества творческой личности в науке и пути их формирования. Творческая одаренность ученого. Наследственное и приобретенное. Талант и гениальность в науке: вдохновение, одержимость, состояние здоровья, сверхспособности. Типы творческих умов людей науки, классификация научных работников. Психологический профиль ученого. Проблема возраста и пола в научной деятельности. Образ ученого в философии, науке, искусстве Превратности исторической и личной судьбы великих ученых. Выдающиеся деятели в искусствоведческих науках. Занятие 7. Ученый и научное сообщество(2 ч.) Индивидуальное и коллективное творчество в науке. Условия творческого труда современного ученого и исследовательской организации. Особенности коллективного научного творчества; типология ученых, работающих в коллективах; разделение труда в научном коллективе. Мотивация творчества в коллективе. Научное общение как творческий процесс. Общение типа «учитель-ученик». Деятельность ученого в научной школе. Научная школа как коллективное творческое сознание. Стиль мышления как характеристика ученого и научного сообщества. Сотрудничество и соперничество ученых и научных школ. Коммуникация в современной науке. Научные школы и коллективы в искусствоведении. Занятие 8. Научное и художественное творчество (2 ч.) Научное и художественное творчество: сходство, различия, взаимодействие. Эстетические аспекты и критерии в научном и техническом познании. Художественная деятельность ученых. Язык науки и язык литературы. Научная и художественная картина мира. Наука и научно-литературная фантастика. Наука, техника и их влияние на новые художественные и литературные направления, формы, искания. Творчество человека и творчество современных ЭВМ, Взаимодействие гуманитарной культуры, естествознания и техники. Научное и художественное творчество выдающихся представителей искусствоведения. Занятие 9. Научное искусствоведческое творчество (2 ч.) Специфика гуманитарных наук и художестенного творчества. Отличия естественнонаучного, научно-технического и инженерного типов творческого мышления от гуманитарных исследовательских технологий. Деятельность гуманитария-исследователя. Проектирование, конструирование, изобретение как виды инженерно-технического творчества. Поиски алгоритмов изобретений. Творчество искусствоведа: наука и искусство. Индивидуальная и коллективная научно-исследовательская и изобретательская деятельность. Способности к техническому творчеству, их диагностика и развитие. Моделирование процессов художественного творчества. Судьбы знаменитых искусствоведов. Занятие 10. Научное творчество и ценности культуры (2 ч.) Научное творчество и внутринаучные этические критерии (научная добросовестность, честность, профессионализм). Эстетические критерии научного исследования. Организация в науке и свобода творчества. Наука и духовные ценности. Противоречивость научного этоса: ценностная нейтральность (объективность) научного знания и моральная ответственность ученых за социальные последствия научной деятельности. Взаимоотношения науки и технологии, науки и политики, науки и философии. Научная и гуманитарная культуры. Научное творчество и гуманизм. Занятие 11. Методика научной работы (2 ч.) Выбор темы и постановка задач научного исследования. Организация и планирование научной работы. Библиографический поиск, рациональные способы изучения специальной литературы. Сбор исследовательского материала, накопление и обработка информации. Подготовка докладов, рефератов, публикаций: выбор названия, историографическое введение, последовательность изложения, оформление результатов исследований. Вспомогательный аппарат публикации: примечания, ссылки на источники, правила оформления библиографии. Типы научных публикаций. Основы рациональной организации умственного труда. Занятия 12,13,14,15,16,17,18 (14 часов) – предполагают индивидуальную работу с магистрантами над текстами магистерских работ, с точными выверенными формулировками научной работы – лабораторные работы исследовательского типа. II. контроль достижения целей курса
(реферат и эссе);
2. Вопросы к экзамену
III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная литература
Интернет-ресурсы
|
Учебно-методический комплекс дисциплины научно-исследовательский... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Практикум по решению профессиональных задач» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Практикум по медиации» Практикум по медиации Направление — 034000. 68, Конфликтология Форма подготовки Очная | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по администрированию ос windows» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины научно-исследовательский... Относится к циклу научно-исследовательской работы и практики. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единицы,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Научно-исследовательский... | ||
Практикум по решению задач на ЭВМ учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «практикум по решению задач на эвм» с другими дисциплинами специальности 050202.... | Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «практикум по речевой культуре» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте»... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Практикум по квалификации преступлений» Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 5 | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по социальной психологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2011 пояснительная... Дисциплина «Психологический практикум» относится к общепрофессиональному блоку дисциплин Государственного образовательного стандарта... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д. Перевод научно-технической литературы. Профессионально-ориентированный перевод [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины/... | Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс Новосибирск, 2013 Учебно-методический комплекс «Иммунология» Умк подготовлен в рамках реализации Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования... | Практикум по изодеятельности Учебно-методический комплекс дисциплины Автор-составитель: Т. Н. Зотова; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. Бийск |