Учебно-методический комплекс дисциплины Научно-исследовательский практикум





Скачать 185.91 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины Научно-исследовательский практикум
Дата публикации14.12.2014
Размер185.91 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины

Научно-исследовательский практикум

Разработали:

Федоровская Н.А.

Идентификационный номер: УМКД.17(15) – 035400.68 – М 2.В.ДВ.4 - 2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре культурологии и искусствоведения

Лист

- -из


лого


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШколА ИСКУССТВА, КУЛЬТУРЫ и СПОРТА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


Научно-исследовательский практикум
«История искусств» — 035400.68 «история искусств»
Форма подготовки - очная

Школа искусства, культуры и спорта

Кафедра культурологии и искусствоведения

курс _2__ семестр _3__

лекции 0__ (час.)

лабораторные работы ___36____час.

всего часов аудиторной нагрузки__36___ (час.)

самостоятельная работа _72_____ (час.)

контрольные работы (количество)

зачет _______ семестр

экзамен__3____семестр

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ № 748 от 21.12. 2009 г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры культурологии и искусствоведения_____«__21__» апреля 2012_г.

Заведующая  кафедрой ______Г.В. Алексеева__________21 апреля_______2012__г.

Составитель : д-р. иск. н, профессор Федоровская Н.А.


I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «___» _______ 2012 г. № ____

Заведующий кафедрой _______________________ ____________

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

Аннотация

Данный учебный курс предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки «История искусств» (квалификация (степень) «Магистр»).

Учебная дисциплина «Научно-исследовательский практикум» относится к дисциплинам выбора базовой части профессионального цикла дисциплин.

Обсуждаемые в данном учебном курсе проблемы развития науки призваны показать особенности развития науки в рамках современной техногенной цивилизации.

Цели и задачи учебного курса

Цель курса «Научно-исследовательский практикум» – показать магистранту панораму методологических принципов и подходов к научному исследованию. На всех этапах развития науки решающую роль играл метод, т.е. стратегия подходов, умозрительных принципов, пути построения каркаса, решетки научного знания с целью последующего выполнения его архитектуры и возведения самого здания науки.

Кроме того, целями освоения дисциплины (модуля) «Научно-исследовательский практикум» являются формирование у магистрантов профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. В частности, выпускник должен обладать следующими

а) общекультурными компетенциями (ОК):

  • способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • способен порождать новые идеи (ОК-2);

  • способен к изменению научного и научно-производственного профиля (ОК-3);

  • готов к принятию ответственности за свои решения, способен разрешать проблемные ситуации (ОК-6);

  • способен использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики (ОК-8);

  • способен использовать знания этических норм при оценке своей профессиональной деятельности (ОК-10);

  • способен применять современные методы и методики исследования (ОК-11);

  • способен к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач; обладает пониманием места истории и теории искусства в системе современного гуманитарного знания; взаимосвязи и взаимодействия истории искусства, как науки, с другими науками об обществе и человеке (ОК-12);

  • способен анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов (ОК-15).

б) профессиональными (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

– способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем магистерской программы, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы (ПК-1);

– способен к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-2);

  • знает современные методологические принципы и методические приемы исследования по истории искусства (ПК - 3);

  • способен использовать в исследованиях по истории искусства тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-4);

– способен к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-5);

в преподавательской деятельности:

– имеет навыки практического использования полученных знаний в преподавании курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательной школе (на всех уровнях), а также в учебных заведениях, дающих среднее специальное и высшее образование (ПК-6);

– умеет анализировать и объяснять историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства (ПК- 7);

– способен к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (ПК-8);

в организационно-управленческой деятельности:

– способен формулировать и решать задачи, связанные с реализацией организационно-управленческих функций, умеет использовать для их осуществления методы изученных наук (ПК-9);

– умеет организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения (ПК-10);

– способен к подготовке аналитической информации (с учетом историко-культурного, искусствоведческого, художественного, цивилизационного контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления (ПК-11);

– способен к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций (ПК-12);

в культурно-просветительской деятельности:

– способен к осуществлению историко-культурных, краеведческих функций, функций по сохранению, изучению, пропаганде художественного наследия в деятельности организаций и учреждений культуры (органы государственного управления и местного самоуправления, музеи, галереи, художественные фонды, архивы и т.п.) (ПК-13);

в экспертно-аналитической:

– способен к разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, аспектов, связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства, сохранением и изучением, а также пропагандой художественного наследия в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждениях историко-культурного туризма (ПК-14).

В результате изучения данной дисциплины магистрант должен:

  1. Знать:

  • основные категории и концепции, направления и теории философии науки;

  • концептуальный аппарат и научные методы познания;

  • классификацию науки и научных исследований.

  1. Уметь:

  • формулировать научно-исследовательские и научно-практические проблемы;

  • оценивать результаты научной деятельности;

  • самостоятельно использовать современные информационные технологии для решения научно-исследовательских задач профессиональной деятельности.

  1. Владеть:

  • основами современной методологии научного познания при изучении культурных объектов;

  • теоретическими основами в области управления знанием;

  • методами и приемами информационно-описательной деятельности.



    1. СТРУКТУРА И содержание ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ курса


Лабораторные занятия, 18 часов

Занятие 1. Творчество как явление культуры (2 ч.).

Понятие творчества. Проблема творчества в истории философии, науки, культуры в целом. Место и роль творчества в человеческой жизнедеятельности. Основные концепции творчества. Различные формы творчества: научное, художественное, техническое. Творчество как феномен культуры и как способ самореализации личности. Творчество и познание. Творчество и игра. Творчество и эмоции. Творчество и духовность. Творчество и свобода. Творчество и смысл жизни. Биологические, психофизиологические, социальные и духовные механизмы творчества («творчество» природы и творчество человека). Проблема моделирования творческих процессов. Пути построения общей теории творчества.

Занятие 2. Научное творчество: общие вопросы (2 ч.)

Место и роль творчества в науке. Движущая сила научного творчества. Мотивация научной деятельности, её внешние и внутренние факторы. Творческие (оригинальные) и нетворческие (стандартные) компоненты в научной работе, их возможные несоответствия. Противоречивость творческой деятельности, рациональное и иррациональное в творчестве. Препятствия научному творчеству. На путях построения теории научного творчества: поиски, проблемы, концепции. Научное творчество в гуманитарных дисциплинах. 

Занятие 3. Психологические и логические механизмы научного творчества (2 ч.)

Психология научного творчества как область современной психологии. Психологические механизмы творческого процесса. Воображение и фантазия в науке. Сознательное и бессознательное в научном творчестве. Творческая интуиция в науке, её типы и проявления, возможности и ошибки. Логические основы творчества в науке. Эвристика - наука о творческом мышлении. Научное творчество как диалог. Дискуссия как средство и форма научного творчества. Проблема доказательства и опровержения в науке. Психологические и логические механизмы творческого мышления в искусствоведении.

Занятие 4. Творческий процесс в эмпирических и теоретических научных исследованиях(2 ч.)

Методы науки и научное творчество. Факты и идеи в творчестве ученого. Творческий подход в постановке и решении научных проблем, в процессе научного наблюдения, в проведении эксперимента, в обобщении научных фактов. Творчество в выдвижении научных гипотез, в формировании научных теорий. Механизмы абстрагирования, идеализации, формализации, интерпретации в научном творчестве. Проблема проявления и ограничения свободы творчества в науке Искусственный интеллект и научное творчество. Творческий характер искусствоведческих исследований.

Занятие 5. Научный поиск и научные открытия (2 ч.).

Природа научного открытия. Проблема восприятия и оценки новых научных истин. Научные парадигмы и научные революции. Эмпирические и теоретические научные открытия. Необходимость и случайность научных открытий. Преждевременные открытия. Случайные изобретения. Интуиция и логика в процессе научного открытия. Психологические и мировоззренческие барьеры на пути объективной и своевременной оценки новых научных открытий. Выдающиеся научные открытия в области искусствоведения.

Занятие 6. Творческая личность в науке.

Проблемы и поиски в изучении творческих способностей к науке. Способы измерения творческих способностей ученых. Качества творческой личности в науке и пути их формирования. Творческая одаренность ученого. Наследственное и приобретенное. Талант и гениальность в науке: вдохновение, одержимость, состояние здоровья, сверхспособности. Типы творческих умов людей науки, классификация научных работников. Психологический профиль ученого. Проблема возраста и пола в научной деятельности. Образ ученого в философии, науке, искусстве Превратности исторической и личной судьбы великих ученых. Выдающиеся деятели в искусствоведческих науках.

Занятие 7. Ученый и научное сообщество(2 ч.)

Индивидуальное и коллективное творчество в науке. Условия творческого труда современного ученого и исследовательской организации. Особенности коллективного научного творчества; типология ученых, работающих в коллективах; разделение труда в научном коллективе. Мотивация творчества в коллективе. Научное общение как творческий процесс. Общение типа «учитель-ученик». Деятельность ученого в научной школе. Научная школа как коллективное творческое сознание. Стиль мышления как характеристика ученого и научного сообщества. Сотрудничество и соперничество ученых и научных школ. Коммуникация в современной науке. Научные школы и коллективы в искусствоведении. 

Занятие 8. Научное и художественное творчество (2 ч.)

Научное и художественное творчество: сходство, различия, взаимодействие. Эстетические аспекты и критерии в научном и техническом познании. Художественная деятельность ученых. Язык науки и язык литературы. Научная и художественная картина мира. Наука и научно-литературная фантастика. Наука, техника и их влияние на новые художественные и литературные направления, формы, искания. Творчество человека и творчество современных ЭВМ, Взаимодействие гуманитарной культуры, естествознания и техники. Научное и художественное творчество выдающихся представителей искусствоведения.

Занятие 9. Научное искусствоведческое творчество (2 ч.)

Специфика гуманитарных наук и художестенного творчества. Отличия естественнонаучного, научно-технического и инженерного типов творческого мышления от гуманитарных исследовательских технологий. Деятельность гуманитария-исследователя. Проектирование, конструирование, изобретение как виды инженерно-технического творчества. Поиски алгоритмов изобретений. Творчество искусствоведа: наука и искусство. Индивидуальная и коллективная научно-исследовательская и изобретательская деятельность. Способности к техническому творчеству, их диагностика и развитие. Моделирование процессов художественного творчества. Судьбы знаменитых искусствоведов.

Занятие 10. Научное творчество и ценности культуры (2 ч.)

Научное творчество и внутринаучные этические критерии (научная добросовестность, честность, профессионализм). Эстетические критерии научного исследования. Организация в науке и свобода творчества. Наука и духовные ценности. Противоречивость научного этоса: ценностная нейтральность (объективность) научного знания и моральная ответственность ученых за социальные последствия научной деятельности. Взаимоотношения науки и технологии, науки и политики, науки и философии. Научная и гуманитарная культуры. Научное творчество и гуманизм.

Занятие 11. Методика научной работы (2 ч.)

Выбор темы и постановка задач научного исследования. Организация и планирование научной работы. Библиографический поиск, рациональные способы изучения специальной литературы. Сбор исследовательского материала, накопление и обработка информации. Подготовка докладов, рефератов, публикаций: выбор названия, историографическое введение, последовательность изложения, оформление результатов исследований. Вспомогательный аппарат публикации: примечания, ссылки на источники, правила оформления библиографии. Типы научных публикаций. Основы рациональной организации умственного труда.

Занятия 12,13,14,15,16,17,18 (14 часов) – предполагают индивидуальную работу с магистрантами над текстами магистерских работ, с точными выверенными формулировками научной работы – лабораторные работы исследовательского типа.

II. контроль достижения целей курса


  1. Используемые формы контроля усвоения учебного материала:

  • форма текущего контроля освоения дисциплины – работа студента на семинарских занятиях;

  • возможная форма промежуточных аттестаций – письменная работа

(реферат и эссе);

  • итоговая форма контроля знаний –  экзамен по курсу в 1-ом семестре.

2. Вопросы к экзамену

  1. Исторический возраст науки.

  2. Наука как социокультурный феномен.

  3. Многообразие форм вненаучного знания.

  4. Основные причины антисциентистских настроений.

  5. Историческая смена типов научного знания.

  6. Особенности глобальных научных революций.

  7. Общее понятие естественнонаучной и гуманитарной культуры.

  8. Общее понятие метода и методологии научного исследования.

  9. Общая классификация методов научного исследования.

  10. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска.

  11. Структура и динамика научного знания.

  12. Проблема классификации наук.

  13. Интеграция и дифференциация научного знания.

  14. Информационный взрыв и его социокультурные последствия.

  15. Общая характеристика научно-технической революции.

  16. Научно-технологические революции.

  17. Техногенная цивилизация и ее социокультурные особенности.

  18. Вступление человечества в информационное общество.

  19. Динамика социальных функций науки.

  20. Глобальные проблемы современной науки.

  21. Наука как социальный институт.

  22. Роль науки в изменении общепланетарной геополитической ситуации.


III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Автономова Н.С., Алексеева И.Ю., Гайденко П.П. Философия науки: методология и история конкретных: Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 2007

  2. Верескун, В.Д. История и философия науки: учеб. пособие / В.Д. Верескун, П.М. Постников, Ю.Д. Мишин [и др.]; [отв. ред. Ю.Д. Мишин]. – Новосибирск: [Изд-во Сибирского ун-та путей сообщения], 2007. – 371 с.

  3. Войтов, А.Г. История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов / А.Г. Войтов. – М.: Дашков и К°, 2007. – 691 с.

  4. Зеленов, Л.А. История и философия науки: учеб. пособие / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, В.А. Щуров. – М.: Флинта; Наука, 2008. – 472 с.

  5. Минеев, В.В. История и философия науки: вводный курс: учебник / В.В. Минеев. – Красноярск: [Изд-во Красноярского педагогического ун-та], 2007. – 361 с.

  6. Хрусталев, Ю.М. История и философия науки: учеб. пособие / Ю.М. Хрусталев. – Ростов н/Дону: Феникс, 2009. 477 с.

Дополнительная литература

  1. История и философия науки. Введение в специальность: учеб. пособие / [Ф.Д. Демидов, Б.И. Козлов, В.А. Лось и др.]; под ред. А.Д. Урсула. М.: Изд-во Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2006. – 434 с.

  2. Котенко, В.П. История и философия классической науки: учеб. пособие для вузов / В.П. Котенко. – М.: Академический проект, 2005. – 475 с.

  3. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: АСТ, 2001. – 605 с.

  4. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: традиции и новации: учеб. пособие для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – 428 с.

  5. Альтшуллер Т.С. Творчество как точная наука. -М.: Высшая школа, 1979.

  6. Антонов А.В. Психология изобретательного творчества.- Киев, 1978.

  7. Аренс В.Ж. Горное дело - объект науки (азбука исследователя).- М.: Высшая школа,1990

  8. Арсентьев A.M.. Падуков В.А. Беседы о горной науке. - Л.: Недра, 1981

  9. Белявская М.А.: Наука о творческом мышлении.- М.: Высшая школа, 1969.

  10. Бернштейн М.С. О природе научного творчества (по зарубежным материалам) // Вопросы философии. 1966. №6.

  11. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности.- М.: Высшая школа, 1990.

  12. Вернадский М.И. О науке, Т.1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна, 1997.

  13. Вертгеймер М. Продуктивное мышление.- М.: Высшая школа, 1987.

  14. Грэхэм, Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском союзе / Л.Р. Грэхэм. – М.: Политиздат, 1991. – 479 с.

  15. Грэхэм, Л.Р. Очерки истории российской и советской науки / Л.Р. Грэхэм. – М.: Янус-К, 1998. – 310 с.

  16. Гутчин И.Б. Кибернетические модели творчества. -М.: Высшая школа, 1969.

  17. Девятова, С.В. Развитие естествознания в контексте мировой истории: учеб. пособие для учителей общеобраз. учреждений / С.В. Девятова, В.И. Купцов. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. – 145 с.

  18. Дынин B.C. О тайнах научного творчества. -М.: Высшая школа, 1964.

  19. Кара-Мурза, С.Г. Наука и кризис цивилизации // Вопросы философии. – 1990. – № 9. – С. 3-15.

  20. Карпов М.: Стимулы научного творчества.- М: Высшая школа, 1969.

  21. Кирчос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление - М.: Высшая школа, 1992.

  22. Кохановский, В.П. Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]; [отв. ред. В.П. Кохановский]. – Ростов н/Дону: Феникс, 2004. – 603 с.

  23. Краткий миг творчества. О том, как делаются научные открытия.- М.: Высшая школа, 1989.

  24. Крик Э. Введение в инженерное дело. -М.: Высшая школа, 1970.

  25. Кузнецова Н.И. Возможна ли дисциплинарная история науки? // Высшее образование в России. – 2004. – № 11. – С. 99-113.

  26. Кузнецова, Н.И. Социокультурные проблемы формирования науки в России (ХVIII – середина ХIХ вв.) / Н.И. Кузнецова; РАН, Ин-т истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 174 с.

  27. Лесков, Л.В. Наука как самоорганизующаяся система // Общественные науки и современность. – 2003. – № 4. – С. 147-158.

  28. Лук А. И. Психология творчества. -М.: Высшая школа, 1978.

  29. Лук А.Н. Мышление и творчество.- М.: Высшая школа, 1976.

  30. Матейко А. Условия творческого труда.- М.: Мысль, 1970.

  31. Научное творчество / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Яршевского. -М.: Высшая школа, 1969.

  32. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. СПб.: Недра, 2006.

  33. Перельман А.И. Изучая геохимию. (О методологии науки). -М.: Высшая школа, 1987.

  34. Пигров К.С. Научно-техническое творчество. -Л.: Недра, 1979.

  35. Пигров К.С., Яценко Л.В. Философские аспекты научно-технического творчества. -М.: Высшая школа, 1978.

  36. Повилейко Р.П. Инженерное творчество.- М.: Высшая школа, 1977.

  37. Половинкин А.Н. Основы инженерного творчества. -М.: Высшая школа, 1988.

  38. Поставит В.А. Наука, ученые, молодежь. -СПб.: Недра, 1992.

  39. Приходько Т.П. Азбука исследовательского труда.- Новосибирск, 1979.

  40. Приходько Т.П. Тропой науки. -М.: Высшая школа, 1969.

  41. Регирер Е.И. О профессии исследователя в точных науках. -М.: Высшая школа, 1969.

  42. Регирер Е.И. Развитие способностей исследователя. -М.: Высшая школа, 1969.

  43. Романовский С.И. Великие географические открытия. Очерки по истории геологических знаний. -СПб.: Недра, 1995.

  44. Российская наука: Нам гранты думать и жить помогают: сб. науч.-попул. ст. / Рос. фонд фундамент. исслед.; [под ред. акад. В. П. Скулачева] – М.: Октопус: Природа, 2004. – 312 с.

  45. Селье Г. От мечты к открытию. Как стать ученым. -М.: Высшая школа, 1987.

  46. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для послевузовского профессионального образования / [С.Н. Бычков, В.В. Миронов, В.Я. Петренко и др.]; под ред. В.В. Миронова. – М.: Гардарики, 2007. – 639 с.

  47. Степин, В.С. Философия науки и техники: учеб. пособие для вузов
    / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М.: Контакт-альфа, 1995. – 384 с.

  48. Тарасова, В.Н. Наука и российское общество в X-XX вв.: учеб. пособие / В.Н. Тарасова. – М: Ин-т защиты предпринимателя, 1998. – 258 с.

  49. Фешберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. -М.: Высшая школа, 1992.

  50. Философия и методология науки. Часть I. – М .: SvR-Apryc, 1994. – 304 с.

  51. Философия и методология науки. Часть II. – М.: SvR-Apryc, 1994. – 200 с.

  52. Хилл П. Наука и искусство проектирования. -М.: Высшая школа, 1973.

  53. Ходаков Ю.В. Как рождаются научные открытия. -М.: Высшая школа, 1964.

  54. Художественное и научное творчество / Под ред. Б. С. Мейлаха. -М.: Высшая школа,

  55. Чук А.В., Данченко В.И. Основы технического творчества. -Киев.: Мысль, 1982


  56. Штремель М.А., Инженер в лаборатории (организация труда). -М.: Высшая школа, 1983

  57. Яковлев В А. Диалектика творческого процесса в науке. -М.: Высшая школа, 1989

Интернет-ресурсы

  1. Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т.
    / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. – М.: Мысль, 2000-2001. – Режим доступа: http://iph.ras.ru/enc.htm

  2. Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т.
    / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. – 2-е изд., испр. и допол. – М.: Мысль, 2010. – ISBN 978-5-244-01115-9. – Режим доступа: http://iph.ras.ru/enc.htm

  3. Кирсанова К.А., Ворончихина Л.И. Формирование навыков научно-исследовательской работы студентов //Современные проблемы науки и образования. М. № 6, 2009 – режим доступа: http://www.science-education.ru/34-1321

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины Научно-исследовательский практикум iconУчебно-методический комплекс дисциплины научно-исследовательский...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины Научно-исследовательский практикум iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Практикум по решению профессиональных задач»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины Научно-исследовательский практикум iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Практикум по медиации»
Практикум по медиации Направление — 034000. 68, Конфликтология Форма подготовки Очная
Учебно-методический комплекс дисциплины Научно-исследовательский практикум iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по администрированию ос windows»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс дисциплины Научно-исследовательский практикум iconУчебно-методический комплекс дисциплины научно-исследовательский...
Относится к циклу научно-исследовательской работы и практики. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единицы,...
Учебно-методический комплекс дисциплины Научно-исследовательский практикум iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Научно-исследовательский...

Учебно-методический комплекс дисциплины Научно-исследовательский практикум iconПрактикум по решению задач на ЭВМ учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «практикум по решению задач на эвм» с другими дисциплинами специальности 050202....
Учебно-методический комплекс дисциплины Научно-исследовательский практикум iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «практикум по речевой культуре»
Учебно-методический комплекс дисциплины Научно-исследовательский практикум iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте»...
Учебно-методический комплекс дисциплины Научно-исследовательский практикум iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Практикум по квалификации преступлений»
Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 5
Учебно-методический комплекс дисциплины Научно-исследовательский практикум iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по социальной психологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс дисциплины Научно-исследовательский практикум iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2011 пояснительная...
Дисциплина «Психологический практикум» относится к общепрофессиональному блоку дисциплин Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс дисциплины Научно-исследовательский практикум iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д. Перевод научно-технической литературы. Профессионально-ориентированный перевод [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины/...
Учебно-методический комплекс дисциплины Научно-исследовательский практикум iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины Научно-исследовательский практикум iconУчебно-методический комплекс Новосибирск, 2013 Учебно-методический комплекс «Иммунология»
Умк подготовлен в рамках реализации Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс дисциплины Научно-исследовательский практикум iconПрактикум по изодеятельности Учебно-методический комплекс дисциплины
Автор-составитель: Т. Н. Зотова; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. Бийск


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск