Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи уровень основной образовательной программы: базовый





Скачать 402.5 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи уровень основной образовательной программы: базовый
страница1/4
Дата публикации23.07.2013
Размер402.5 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Рубцовский институт (филиал)

f:\утверждаю для титульного листа(1).bmp
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Уровень основной образовательной программы: базовый

Специальность: 080106.51 Финансы (по отраслям)

Форма обучения: очная

Срок освоения ОПОП: нормативный

Кафедра общественных дисциплин

Рубцовск –2011

При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:

1) ГОС СПО по специальности 080106.51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г., протокол № 15-0603-Б.

2) Учебный план по специальности 080106.51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ от «23» мая 2011г., протокол № 12.
УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин от «27» июня 2011 г., протокол № 6.

лямина

СОДЕРЖАНИЕ


ДЕ 1 Русский язык и культура речи 7

Тема 1. Литературный язык как основа культуры речи 7

Тема 2. Правила употребления языковых единиц 8

Аудиторное изучение: 8

Занятие 1. Литературный язык как основа культуры речи 11

Занятия 2-10. Правила употребления языковых единиц 11

Занятие 11. Функциональные стили. Разговорная речь 12

4.1 Самостоятельная работа студента 13

4.2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 15

5. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 16

Терминологический минимум 16

Примерные задания по практической стилистике 17

Орфоэпические упражнения 25

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 29


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Значение дисциплины «Русский язык и культура речи» определяется тем, что она направлена на обучение умению грамотно общаться в учебной и профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

Главной целью изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» является формирование образцовой языковой личности высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.

Задачи, стоящие перед студентами в процессе изучения дисциплины:

  • сформировать основные навыки, необходимые для успешной коммуникации в различных сферах;

  • закрепить и совершенствовать навыки владения нормами современного русского литературного языка;

  • научиться способам трансформации несловесного материала, в частности, изображений и цифровых данных, в словесный материал, а также различным возможностям перехода от одного типа словесного материала к другому;

  • развить речевое мастерство для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Очная форма обучения


Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максимальная нагрузка студентов, час.

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студентов, час.

Лекции

Практические занятия

Лабораторные работы

1

2

3

4

5

6

7

ДЕ 1


ДЕ 1 Русский язык и культура речи

1. Литературный язык как основа культуры речи

6

2

2

-

2

Промежуточный контроль

Коллоквиум

ДЕ 2


ДЕ 2 Язык как система

2. Правила употребления языковых единиц

36

14

18

-

4

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ 3


ДЕ 3 Функциональные стили речи

3. Функциональные стили. Разговорная речь

6

2

2

-

2

4. Научный стиль

6

2

2

-

2

5. Официально-деловой стиль

6

2

2

-

2

6. Публицистический стиль

6

2

2

-

2

7. Лингвистика текста

6

2

2

-

2

Промежуточный контроль

Контрольная работа

Итоговый контроль

Зачет

Итого часов

72

26

30

-

16


3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

(дидактические единицы)
3.1 Обязательный минимум содержания образовательной программы

Основные составляющие русского языка; язык и речь;

специфика письменной и устной речи; понятие культуры речи; понятие о нормах русского литературного языка; виды норм;

функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля;

лексика; использование в речи изобразительно-выразительных средств; лексические нормы;

фразеология; типы фразеологических единиц; их использование в речи;

лексикография; основные типы словарей;

фонетика; основные фонетические единицы; фонетические средства языковой выразительности;

орфоэпия; орфоэпические нормы русского литературного языка; понятие о фонеме;

графика; позиционный принцип русской графики;

орфография; принципы русской орфографии;

морфемика; словообразовательные нормы;

морфология, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; морфологические нормы;

синтаксис; основные единицы синтаксиса;

русская пунктуация;

лингвистика текста.
3.2 Содержание разделов учебной дисциплины

ДЕ 1 Русский язык и культура речи

Тема 1. Литературный язык как основа культуры речи


Аудиторное изучение:

Основные составляющие русского языка. Единицы языка. Языковые уровни. Разделы языкознания. Язык и речь. Национальный язык. Литературный язык. Специфика устной и письменной речи. Понятие культуры речи. Аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический). Понятие о нормах русского литературного языка. Виды норм.

Самостоятельное изучение:

История развития русского литературного языка.

Требования к знаниям:

Студент должен знать ключевые понятия темы, различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли; нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи

Требования к умениям:

Студент должен уметь различать единицы языка, языковые уровни, разделы языкознания, различать понятия «язык» и «речь», «национальный язык» и «литературный язык», определять степень нормативности текста, анализировать текст с точки зрения использованных в нем коммуникативных качеств литературной речи, строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами, анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи.
ДЕ 2 Язык как система

Тема 2. Правила употребления языковых единиц

Аудиторное изучение:


Лексика. Лексические нормы. Использование в речи изобразительно-выразительных средств.

Лексикография. Основные типы словарей.

Фонетика. Основные фонетические единицы.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Понятие о фонеме.

Орфография. Принципы русской орфографии.

Морфемика. Словообразовательные нормы.

Морфология. Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке. Морфологические нормы.

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса. Русская пунктуация.

Самостоятельное изучение:

Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова. Лексическая сочетаемость. Речевая недостаточность. Речевая избыточность. Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Фонетические средства языковой выразительности. Графика. Позиционный принцип русской графики.

Требования к знаниям:

Студент должен знать ключевые понятия темы, языковые нормы русского литературного языка, стилистические варианты употребления языковых единиц.

Требования к умениям:

Студент должен уметь классифицировать речевые ошибки, исправлять их, иллюстрировать ключевые понятия, анализировать текст с точки зрения использования в нем различных лексических единиц, находить в тексте, различать единицы языка, определять их стилистические функции; редактировать текст с допущенными ошибками в употреблении частей речи, синтаксических единиц.
ДЕ 3 Функциональные стили речи

Тема 3. Функциональные стили. Разговорная речь

Аудиторное изучение:

Стиль. Функциональный стиль. Особенности функционального стиля. Нормы функционального стиля. Функционально-стилевая классификация. Условия функционирования и языковые особенности книжных стилей. Разговорный стиль и разговорная речь. Условия осуществления разговорной речи. Языковые особенности разговорной речи.

Самостоятельное изучение:

Взаимодействие стилей.

Требования к знаниям:

Студент должен знать ключевые понятия темы, функционально-стилевую классификацию, особенности функционального стиля, условия функционирования и языковые особенности книжных стилей, особенности разговорной речи.

Требования к умениям:

Студент должен уметь различать тексты по их функционально-стилевой принадлежности; составлять устные и письменные тексты разных стилей, строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами, анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи.
Тема 4. Научный стиль

Аудиторное изучение:

Сфера применения научного стиля. Стилевые особенности языка науки. Подстили и жанры. Лексика научной речи. Словообразовательные, морфологические, синтаксические особенности научной речи.

Самостоятельное изучение:

Специфика устной и письменной формы научной речи.

Требования к знаниям:

Студент должен знать ключевые понятия темы, особенности научного стиля.

Требования к умениям:

Студент должен уметь определять и составлять устные и письменные тексты научного стиля, строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами, анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи.
Тема 5. Официально-деловой стиль

Аудиторное изучение:

Разновидности официально-деловой речи. Сфера применения. Документ. Типы документов. Функции документа. Требования к языку и стилю документов.

Самостоятельное изучение:

Из истории русского делового письма. Речевой этикет в документе.

Требования к знаниям:

Студент должен знать ключевые понятия темы, особенности официально-делового стиля, правила продуцирования текстов разных деловых жанров.

Требования к умениям:

Студент должен уметь различать типы документов; определять и составлять устные и письменные тексты официально-делового стиля, строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами, анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи.
Тема 6. Публицистический стиль

Аудиторное изучение:

Сфера применения публицистического стиля. Языковые функции публицистического стиля. Словообразовательные, лексические, грамматические особенности публицистического стиля. Жанровое своеобразие публицистики.

Самостоятельное изучение:

Возникновение и развитие публицистического стиля.

Требования к знаниям:

Студент должен знать ключевые понятия темы, особенности публицистического стиля.

Требования к умениям:

Студент должен уметь определять и составлять устные и письменные тексты разных жанров публицистического стиля, строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами, анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи.
Тема 7. Лингвистика текста

Аудиторное изучение:

Текст. Закономерности построения связного текста. Типология текстов. Приемы лингвостилистического анализа текстов разных стилей и жанров.

Самостоятельное изучение:

Жанровые разновидности текстов.

Требования к знаниям:

Студент должен знать ключевые понятия темы.

Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать тексты разных жанров, строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами, анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи.
3.3 Содержание практических занятий

Занятие 1. Литературный язык как основа культуры речи


  1. Основные составляющие русского языка. Единицы языка. Языковые уровни. Разделы языкознания.

  2. Язык и речь.

  3. Национальный язык. Литературный язык.

  4. Специфика устной и письменной речи.

  5. Понятие культуры речи. Аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический).

  6. Понятие о нормах русского литературного языка. Виды норм.


Занятия 2-10. Правила употребления языковых единиц


  1. Лексика. Лексические нормы. Использование в речи изобразительно-выразительных средств.

  2. Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи.

  3. Лексикография. Основные типы словарей.

  4. Фонетика. Основные фонетические единицы.

  5. Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Понятие о фонеме.

  6. Орфография. Принципы русской орфографии.

  7. Морфемика. Словообразовательные нормы.

  8. Морфология. Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке. Морфологические нормы.

  9. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса. Русская пунктуация.



Занятие 11. Функциональные стили. Разговорная речь


  1. Стиль. Функциональный стиль. Особенности функционального стиля. Нормы функционального стиля.

  2. Функционально-стилевая классификация. Условия функционирования и языковые особенности книжных стилей.

  3. Разговорный стиль и разговорная речь. Условия осуществления разговорной речи.

  4. Языковые особенности разговорной речи.


Занятие 12. Научный стиль

  1. Сфера применения научного стиля.

  2. Стилевые особенности языка науки.

  3. Подстили и жанры.

  4. Устная и письменная форма научной речи.

  5. Лексика научной речи.

  6. Словообразовательные, морфологические, синтаксические особенности научной речи.


Занятие 13. Официально-деловой стиль

  1. Разновидности официально-деловой речи.

  2. Сфера применения.

  3. Документ. Типы документов. Функции документа.

  4. Требования к языку и стилю документов.


Занятие 14. Публицистический стиль

  1. Сфера применения публицистического стиля.

  2. Возникновение и развитие публицистического стиля.

  3. Языковые функции публицистического стиля.

  4. Словообразовательные, лексические, грамматические особенности публицистического стиля.

  5. Жанровое своеобразие публицистики.


Занятие 15. Лингвистика текста

  1. Текст.

  2. Закономерности построения связного текста.

  3. Типология текстов.

  4. Приемы лингвостилистического анализа текстов разных стилей и жанров.



4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Русский язык и культура речи» имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов всех специальностей.

Изучение любого предмета в значительной степени зависит от умения воспринимать и продуцировать речь в рамках разных функциональных стилей русского литературного языка. В процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студент имеет возможность обучиться важнейшим приемам работы с устным и письменным текстом, подготовиться к более глубокому и адекватному восприятию всех дисциплин общегуманитарного цикла и предметов профессиональной подготовки.

Владение русским языком и культурой речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста. Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» должно стать обязательным элементом профессиональной подготовки.

Значение данной дисциплины для последующей профессиональной деятельности выпускника университета определяется ролью языка в обществе, в производственной и культурной деятельности человека. Уверенное владение родным языком, способность быстро понимать речь окружающих и грамотно реагировать на нее, способность ясно излагать свои мысли в устной и письменной форме необходимы специалисту в любой области.

Содержание дисциплины представлено в дидактических единицах, по итогам изучения которых предусмотрен промежуточный контроль (коллоквиум, контрольная работа, тестирование, публичное выступление). Каждый блок представлен определенным количеством тем, изучение которых предполагает текущий контроль знаний студентов. Итоговая аттестация представляет собой зачет.

Для подготовки к зачету, семинарским и лекционным занятиям необходимо изучать предложенную литературу, а также выполнять задания для самостоятельной работы, что позволит лучше усвоить изучаемые вопросы, а также сформировать осознанное критическое отношение к себе как к языковой личности.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи уровень основной образовательной программы: базовый iconУшакова Т. А., преподаватель гбоу спо со «Екатеринбургский монтажный...
Номинация: «Учебно-методический комплект для обучающихся по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи уровень основной образовательной программы: базовый iconУчебно-методический комплекс по дисциплине математика уровень основной...
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 5
Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи уровень основной образовательной программы: базовый iconУчебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи
«Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи уровень основной образовательной программы: базовый iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная
Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи уровень основной образовательной программы: базовый iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи уровень основной образовательной программы: базовый iconУчебно-методический комплекс по дисциплине ценообразование уровень...
При разработке учебно методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи уровень основной образовательной программы: базовый iconУчебно-методический комплекс по дисциплине таможенное дело уровень...
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи уровень основной образовательной программы: базовый iconУчебно-методический комплекс по дисциплине основы бухгалтерского...
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи уровень основной образовательной программы: базовый iconУчебно-методический комплекс по дисциплине основы философии уровень...
Гос спо специальности 030503. 51 Правоведение, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г., №04-0201-Б
Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи уровень основной образовательной программы: базовый iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экономика отрасли уровень...
Специальность 230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)
Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи уровень основной образовательной программы: базовый iconУчебно-методический комплекс по дисциплине бизнес планирование уровень...
Гос спо по специальности 080106. 51 Финансы (по отраслям), утвержденный 18 марта 2002 г., регистрационный №15-0603Б
Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи уровень основной образовательной программы: базовый iconРабочая программа учебного курса «Русский язык» на ступени среднего...
А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Программа для средней (полной) школы (базовый уровень). Русский язык. 10-11 классы. Базовый...
Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи уровень основной образовательной программы: базовый iconУчебно-методический комплекс по дисциплине теория экономического...
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи уровень основной образовательной программы: базовый iconУчебно-методический комплекс по дисциплине статистика уровень основной...
Гос спо по специальности 080106. 51 Финансы (по отраслям), утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г., протокол...
Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи уровень основной образовательной программы: базовый iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Латинский язык и античная...
Основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050303 иностранный язык
Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи уровень основной образовательной программы: базовый iconУчебно-методический комплекс по дисциплине основы права уровень основной...
Гос спо по специальности подготовки 080106. 51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск