Учебно-методический комплекс





Скачать 299.66 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс
страница1/3
Дата публикации02.01.2015
Размер299.66 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.В.2.1 РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям
050602 Изобразительное искусство (живопись и живописная композиция)
(код и наименование специальности)

Утверждено на заседании кафедры

изобразительного искусства и дизайна

факультета ХОТиД

(протокол № 1 от 1 сентября 2011 г.)

Зав. кафедрой Ашутова Т.В.
__________________________________
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1 Автор программы: Шадрина И.М.
1.2 Рецензенты:

Декан факультета ХОТиД, доцент, к.п.н. Стаценко Е.Р.

Доцент, к.п.н., ЧОУВПО филиал СПБ БИЭПП в г. Мурманске Возница В.М.
1.3 Пояснительная записка

  • Цель – формирование у студентов умения управлять процессами творчества, обучить основным механизмам творческого воображения. Цель конкретизируется задачами.

  • Задачи:

  1. Развитие системного мышления;

  2. Развитие нешаблонности и нетривиальности мышления;

  3. Развитие управляемости мышления:

- целенаправленность

- многовариантность

- координированность

- динамичность

- локальная смелость;

4. Развитие творческой интуиции;

5. Формирование структурных компонентов творческого воображения.


  • Место курса в общей системе подготовки специалиста:

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной принимать нестандартные решения, умеющей творчески мыслить. Поэтому проблема развития воображения актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Как показывают исследования Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового учебного материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебной деятельности в целом. С этой целью вводится курс « Развитие творческого воображения». Курс системно соединяет в себе основы развития воображения и мышления, как функциональные компоненты целостной познавательной деятельности.

  • Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студенты должны знать:

  1. Понятия «творчество», «воображение».

  2. Основные составляющие развития творческих способностей.

  3. Этапы процесса творческого воплощения образа в изделие.

  4. Механизмы функционирования творческого воображения.

  5. Основные формы связи воображения и действительности.

  6. Закономерности соотношения мышления и воображения.


Студенты должны уметь:

  1. Использовать методы управления мышлением.

  2. Производить наглядно-образный анализ конструкции.

3. Продуктивно комбинировать известные образы и создавать новые.

1.5 Объём дисциплины и виды учебной работы.


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Сем

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР

ЛБ

СР

1

050602 Изобразительное искусство (живопись и живописная композиция)

3

5

80

38

28

10

-

42

зачет





1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени.

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

I.

Теория формирования художественного образа и художественно-образных представлений.

4

2

2

-

2

II.

Творчество и воображение

30

26

4

-

28



1.

Творчество, как вид деятельности человека.

2

2

-

-

2

2.

Творческое воображение. Формы связи воображения с действительностью.

6

4

2

-

2



3.

Механизмы творческого воображения и инструменты его развития.

2

2

-

-

4


4.

Создание образа на основе схематического изображения.

6

4

2

-

4



5.

Представление схем изображения по детальным образам.

4

2

2

-

4

6.

Развитие звукового воображения; зрительных, вкусовых представлений; воображаемых осязаний.

4

4

-

-

4

7.

Развитие воображения по воплощению и воплощения через воображение.

6

4

2

-

4

8.

Соотношение схем изображения с художественными образами.

6

4

2

-

4

III.

Мышление и воображение

14

10

4

-

12


1.

Соотношение и взаимосвязь мышления и воображения.

2

2

-

-

4



2.

Психологические препятствия и ошибки мышления в творчестве.

6

4

2

-

4

3.

Практические способы развития творческого мышления

6

4

2

-

4

ИТОГО:

38

28

10

-

42



1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

I. Теория формирования художественного образа и художественно-образных представлений.

Философские и психологические основы развития способностей к творческой деятельности. Место творчества в обучении. Творческие способности (основные составляющие). Исследования процессов творческой деятельности и основные взгляды на эту проблему.
II. Творчество и воображение.

Творчество, как вид деятельности человека. Творческое воображение. Формы связи воображения с действительностью. Механизмы творческого воображения и инструменты его развития. Создание образа на основе схематического изображения. Представление схем изображения по реальным объектам. Развитие звукового воображения; зрительных и вкусовых представлений; воображаемых осязаний. Развитие воображения по воплощению и воплощения через воображение. Соотношение схем изображения с художественными образами.
III. Мышление и воображение.

Соотношение и взаимосвязь мышления и воображения. Психологические препятствия и ошибки мышления в творчестве. Практические способы развития творческого мышления.

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

I.


Теория формирования художественного образа и художественно-образных представлений

Вопросы для самостоятельного изучения.


Коллективное обсуждение вопросов на практических занятиях


II

Творчество и воображение







1.

Творчество, как вид деятельности человека.

Вопросы для самостоятельного изучения

Опросник в виде мини -схем

2.

Творческое воображение. Формы связи воображения с действительностью.

Рефераты.

Защита рефератов.

3.

Механизмы творческого воображения и инструменты его развития.

Вопросы для самостоятельного изучения.


Письменный отчет об изученном материале.


4.


Практические способы развития творческого воображения

Практические упражнения по карточкам-заданиям, схем, таблицы.

Проверка анализ и упражнений, схем, таблиц.

III

Мышление и воображение







1.

Практические способы развития творческого мышления

Практические упражнения

Проверка и анализ упражнений.


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Практическое занятие №1

Тема: «Создание образа на основе схематического изображения». (2 ч.)

Цель:

Изучить особенности композиционного мышления , овладение спецификой и правилами художественного творчества. Применение на практике.

Задачи:

1. Понятие и значение художественно-образных представлений для творческого процесса.

2. Роль «сознательного» и «бессознательного» в творческом мышлении.

3. Изучить особенности понятия величины формы.
План: Выполнение упражнений – «Перевертыши», «Схема одна, а названий много».

Вопросы для коллективного обсуждения:

Этапы творческого процесса.

Последовательность воплощения замысла (образа) в изделие.

Задания для самостоятельной работы:

1. Понятие и значение художественно-образных представлений для творческого процесса.

2. Исследования по психологическому анализу содержания и методов творческого процесса.

Основная литература:

1. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения./ Вопросы психологии.- 1993, №2.

2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М., ВЛАДОС, 1996.

3. Психология художественного творчества: Хрестоматия/ Сост. Сельченок К.В.-:Харвест, 1999.

1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М., 1981.

2. Кириллова Г.Д. О воссоздающем воображении./ Дошкольное воспитание.- 1996., №12.

3. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения.- Тбилиси., 1972.

  1. Матюгин И.Ю., Рыбникова И. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. -М., Эйдос, 1996.


Практическое занятие № 2

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Электроника
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских...
Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009...
Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека...
Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск