Тема: Современные образовательные программы для дошкольных учреждений





Скачать 448.14 Kb.
НазваниеТема: Современные образовательные программы для дошкольных учреждений
страница1/3
Дата публикации03.01.2015
Размер448.14 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3
.

Тема: Современные образовательные программы для дошкольных учреждений.

План:


  1. разнообразие программ. Их классификация.




  1. ключевые положения программ

- теоретические основы изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей.

- принципы построения программы.

- структура программы, характеристика ее основных компонентов.

- методическое обеспечение программы, ее характеристика.
3. субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы.

- вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа.

- прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы.

- анализ положения внедрения данной программы в практике работы ДОУ.

1.Разнообразие программ. Их классификация.
Согласно рекомендациям по экспертизе программ ДОУ программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. 

Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.

Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах: занятия как специально организованная форма обучения; нерегламентированные виды деятельности; свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.

Программы должны строиться с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельности и т.д.);

Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми. Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы.

Вариативные и альтернативные программы различаются по философско-концептуальным основам (взгляды авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности).

Вариативные программы могут быть основными и дополнительными.

Основные программы. Содержание основной программы отвечает требованиям комплексности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг. К основным комплексным программам дошкольного образования отнесены: «Гармония развития» (Д.И.Воробьева); «Детский сад — дом радости» (Н.М.Крылова), «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.);«Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов и др.); «Истоки» (под ред. Л.Е. Курнешовой), «Из детства — в отрочество» (под ред. Т.Н.Дороновой), «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Е.Г. Кравцова и др.); «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой); «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (под ред. Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой); «Радуга» (под ред. Т.Н.Дороновой); «Развитие» (под ред. О.М.Дьяченко).

В рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ могут применяться специализированные программы: «Красота. Радость. Творчество» (А.В.Антонова, Т.С.Комарова и др.); «Росинка. В мире прекрасного» (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова); «Художественный труд» (Н.А. Малышева); «Природа и художник» (Т.А.Копцева); «Камертон» (Э.П.Костина); «Гармония», «Синтез» (К.В.Тарасова, Т.В.Нестерено); «Малыш» (В.А.Петрова); «Музыкальные шедевры» (О.П.Радынова); «Ритмическая мозаика» (А.Н.Буренина); «Программа развития речи детей дошкольного возраста» (О.С.Ушакова); «Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе "Школа-2000"» (Л.Г. Петерсон); «Росинка. Расту здоровым» (В.Н.Зимонина) и др.

Среди основных особое место занимают программы коррекционной направленности (по направлениям коррекции), реализация которых предполагает внесение комплекса необходимых изменений в организацию жизни детей, корректировку примерных режимов и создание особой предметно-развивающей среды ДОУ.

Дополнительные программы дошкольного образования. На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.

Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования (далее — дополнительные программы) стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых как в дошкольном учреждении, так и за его пределами. В ряде территорий Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области и др.) использование дополнительных программ позволило выстроить целостную профориентированную систему образования детей с детского сада до вуза.

К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной коррекционной направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.

Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр). Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.

Примерные образовательные программы. В отличие от авторских вариативных программ (основных, дополнительных), примерные образовательные программы не являются конкретным рабочим документом, определяющим содержание и специфику деятельности педагога на каждый день.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» организацию разработки примерных образовательных программ обеспечивают государственные органы управления образованием на основе государственных образовательных стандартов. Цель разработки примерных программ — реализация требований к обязательному минимуму образования содержания основных образовательных программ, расширительное толкование государственных стандартов каждого уровня образования, обеспечение преемственности общего образования на всех его ступенях. В сфере дошкольного образования основой для подготовки примерных программ в условиях отсутствия государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются его проект и «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения детей, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». Разработка «Примерной общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (Л.А. Парамонова, Т.Н. Алиева и др.) не означает разрушения основ вариативности, возврата к эпохе унитарного дошкольного образования. В примерной программе дошкольного образования крупными блоками представлены примерные объемы содержания основных компонентов дошкольного образования, что позволит разработчикам авторских программ создавать различные образовательные модули для конкретных видов ДОУ, варьировать содержание образования с учетом региональных особенностей, национальных, местных или сложившихся традиций в воспитании детей. А также выстраивать логику содержания и последовательность реализации различных компонентов программного материала, не нарушая основных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ.

Примерная программа в обязательном порядке включает критерии результатов воспитания и обучения детей, основанные на нормативных показателях физического и психического развития ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства, минимальных требованиях к оснащению образовательного процесса в ДОУ (минимальный набор оборудования, наглядных пособий для демонстрационных целей и индивидуального использования). При разработке авторских (вариативных) программ, базирующихся на примерных, возможно как расширение объема их содержания, так и более углубленное представление отдельных тем (блоков), включенных в примерную программу, что дает возможность на практике реализовать принцип вариативности дошкольного образования. [2]
В последние два-три года обнародовано несколько новых программ для детских садов, разнообразных авторитетными научными психолого-педагогическими коллективами. К их числу относятся программы «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство», «Дом радости». В целях оказания помощи педагогическим коллективам дошкольных учреждений в выборе образовательных программ мы предлагаем их краткую характеристику, построенную на предварительном анализе, проведенном сотрудниками лаборатории проектирования инновационных форм дошкольного образования Института педагогических инноваций. Программы рассматривались по следующей схеме:

- теоретические обоснования программы,

- характер программных целей,

- возрастная дифференциация программных задач,

- методическая обеспеченность,

- необходимость специальной подготовки воспитателей,

- связь с традиционными программами,

- наличие критериев оценки достижений детей.

Отправной точкой для сравнительного анализа являлась традиционная и наиболее распространенная российская «Программа воспитания и обучения в детском саду» по редакцией М.А.Васильевой. программа основывается на концепции развития ребенка в процессе активной деятельности и обучения. В качестве основных целей выдвигаются: забота о здоровье детей, их всестороннее развитие и воспитание в соответствии с возрастными особенностями, подготовка к школе. Программа задаст временную развертку целей, содержания обучения и воспитания детей от 7 месяцев до 7 лет, а также общие рамки организации жизни каждой возрастной группы; структурирована по сторонам воспитания и видам деятельности, видам обучающих занятий, сквозным для всех возрастов. Достижения детей фиксируются через количественное наращивание объема знаний и умений. Программа предписывает большое число обязательных обучающих занятий с детьми определяет содержание и технологию проведения через прилагаемые объемные методические рекомендации. Давая воспитателю достаточно жесткие предписания относительно организации деятельности детей в целом, программа не выделяет приоритетных целей развития для разных дошкольных возрастов, не ориентирует педагога на индивидуальные различия и учет детской активности, скорее представляя ребенка как среднестатистическую единицу.

Инновационная программа «Развитие» получила уже достаточно широкое распространение и пользуется большой популярностью в практике. Программа разработана научным коллективом под руководством Л.А.Венгера и имеет очень серьезное теоретико-экспериментальное обоснование. В ее основе лежит концепция А.В. Запорожца об амплификации развития в дошкольном возрасте и концепция Венгера о развитии познавательных способностей в дошкольном детстве через овладение в дошкольном детстве через овладение сенсорными эталонами, наглядно-образными и знаковыми моделями. Приоритетная цель программы – развитие умственных способностей детей 3-7 лет. В программе дифференцированно даются задачи развития по отношению к каждой возрастной группе, определяются основные пути их реализации на специально организованных обучающих занятиях с подгруппами. Программа обеспечивает воспитателя полными конкретными планами занятий, а также включает рекомендации по развитию игровой деятельности детей вне занятий. Программа не содержит предписаний относительно организации детской жизни вне занятий. Принципиальным отличием программы являются критерии продвижения детей – освоения соответствующих способов деятельности, а не простое накопление знаний и умений. Программа «Развитие» прошла многолетнюю научно-эксперементальную и методическую проверку.

Программа «Радуга» рассчитана на работу с детьми 2-7 лет; содержит перечень программных задач в соединении с методическими рекомендациями по их реализации и организации жизни детей. Для каждой возрастной группы «Радуга» издается отдельной книгой. Как и традиционная, программа «Радуга» выдвигает общие цели обеспечения счастливого детства, здорового образа жизни и полноценного физического и психического развития детей. «Радуга» задает последовательность развивающих задач и рекомендует их реализацию на занятиях по традиционным видам деятельности. Своеобразие программы состоит в том, что активность и интерес детей к занятиям стимулируются смыслообразующими игровыми мотивами – введением воспитателем игровых персонажей и сюжетных содержаний, «обволакивающих» почти все занятия. Этот принцип используется даже для детей старшего дошкольного возраста. В программе ощущается некоторый взрыв между декларируемыми общетеоретическими психологическими основаниями и конкретными целями содержанием педагогического процесса. По задачам и формам организации жизни детей программа существенно не отличается от традиционной.
Программа «Детство» состоит из объединенных в одну книгу трех частей, каждая из которых посвящена отдельному этапу дошкольного детства: младшему, среднему и старшему. Основные цели программы: обеспечение здорового образа жизни, начальная специализация, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, ведущим сферам бытия – миру людей, предметов, природы, осознание ребенком себя как субъекта действий и переживаний. «Детство» - программа с выраженной гуманистической направленностью. Все три «возрастные» части программы построены однотипно, включает разделы по сторонам воспитания и видам деятельности, сходные с разделами традиционной российской программы. Основные инновационные моменты программы «Детство» связаны переструктуированием преподносимых детям знаний и представлений об окружающем. Содержание этих знаний освобождено от свойственной традиционной программе и центрировано на человеке. Внесение знаний и представлений об окружающем соединено с собственной трудовой деятельностью детей. В плане организации педагогического процесса программа ориентирует воспитателя на дополнение традиционной фронтальной формы занятий с детьми подгрупповыми и индивидуальными их формами. Каждый раздел программы снабжен краткими методическими рекомендациями и характеристиками уровней освоения детьми программных знаний и умений рефлексии.
Программа «Золотой ключик». Основная цель программы – достижение органического единства условий, обеспечивающих соответствующее возрасту развитие и эмоциональное благополучие детей. Это единство достигается уподоблением детского центра семье – через разновозрастную организацию групп и свободное подключение родителей к работе детского учреждения. Для детей школьного возраста в качестве основы используется программа начальной школы. Содержание образования организовано в программе «Золотой ключик» по четырем направлениям: развитие представлений о пространстве, времени, овладение способами работы с материалами развития рефлексии.

Программа предлагает небольшое количество обязательных учебных занятий. Решение воспитательных задач, а также освоение знаний, умений, навыков осуществляются в процессе разновозрастного общения детей друг с другом, в общении и совместной деятельности со взрослыми, в разных формах игры. Основу всей жизнедеятельности детей задает специально организованная, структурированная в соответствии с сезонными циклами система событий – тем, вокруг которых «собираются» содержания знаний и которые практически реализуется детьми в разных видах деятельности.

Программа содержит готовые развертки тем и определяет конкретные требования к занятиям и умениям, которые ребенок должен освоить к концу каждого года пребывания в детском центре.
Программа «Дом радости» она представляет собой методически сценарное приложение к «типовой программе воспитания и обучения в детском саду». В отличие от традиционной российской программы делается акцент на индивидуальных обучающих занятиях с детьми, которые, наряду с фронтальными, по мнению авторов, могут обеспечить индивидуальный подход к детям. [4, ст. 4-8]


Экспертиза образовательных программ.

  1. Виды программ.


- программы подразделяются на комплексные и парциальные.

- комплексная программа включает все основные направления развития ребенка.

- парциальная программа включает одно или несколько направлений развития ребенка.

- целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.
2.Общие требования к программам.
- комплексные и парциальные программы для ДОУ должны соответствовать Закону РФ «Об образовании», Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении.

- в программах должен соблюдаться светский характер образования.

- программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

- содержание комплексной образовательной программы должно быть ориентировано на общечеловеческую культуру и вместе с тем соответствовать российским культурным традициям. Содержание комплексной программы должно включать развитие речи ребенка, его знакомство с основами естественнонаучных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие.

- программы должны быть нацелены на:

* развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника;

* развитие способностей ребенка;

* формирование творческого воображения;

* развитие коммуникативности;

- программы должны обеспечить:

* охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

* эмоциональное благополучие каждого ребенка;

* интеллектуальное развитие ребенка;

* создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

* приобщение детей общечеловеческим ценностям;

* взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

- программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах.

* занятия как специально организованная форма обучения;

*нерегламентированные виды деятельности;

*свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течении дня.

- в программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности.

- программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работы с разными подгруппами детей; учитывать их возрастные особенности.

- программы должны включать описание организации развивающей среды с указанием основных перечней применяемых материалов и оборудования.

- программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления его от переутомления и дезадаптации


  1. Требования к программам.


- парциальные программы, используемые в педагогическом процессе, должны обеспечивать целостность педагогического процесса и дополнять друг друга.

- используемые в педагогическом процессе парциональные программы должны строиться на единых принципах.

- при использовании парциальной программы вместо соответствующего раздела комплексной программы не допускаются: дублирование содержания, противоречия в основных принципах данных программ.

- набор программ, используемых в педагогическом процессе, должен обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка.


  1. региональные требования к программам.


- региональные органы управления образованием могут устанавливать дополнительные региональные требования к программам.

- дополнительные региональные требования не должны провоцировать существенное увеличение нагрузки на детей, способность их переутомлению и дезадаптации.

- с учетом социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий региональные требования могут определять:

* приоритетные направления образовательных программ на основе потребностей населения в образовательных услугах для детей дошкольного возраста сельского, городского населения, мегаполиса, курортной, промышленной, военной зоны,

* проведение оздоровительных мероприятий и режимных моментов с учетом особенностей климата и природных условий, экологической обстановки, здоровья населения

* отбор произведений национальных писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального фольклора и народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством

* обучение национальному языку, знакомство с национально-культурными традициями.
5. экспертиза программ дошкольного образования.
- экспертиза комплексных и парциальных программ осуществляется

Федеральным советом по общему образованию Министерства образования РФ. В случае положительной оценки программ рекомендуется к использованию дошкольными образовательными учреждениями РФ.

- региональные органы управления образованием могут создавать экспертные советы по экспертизе программ дошкольного образования. При этом в случае положительной оценки программа рекомендуется к использованию в дошкольных образовательных учреждениях региона.

- экспертиза набора парциальных программ осуществляется: советом педагогов этого учреждения; комиссией по аттестации дошкольного образовательного учреждения в процессе комплексной экспертизы его деятельности.
Для экспертизы набора парциональных программ дошкольное образовательное учреждение может обратиться в экспертный совет регионального органа управления образованиям, если в регионе осуществляется практика экспертизы программ дошкольного образования. [7, ст. 2-3]

  1. Ключевые положения программ.


Программа «Истоки».
В данной программе целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры у ребенка дошкольного возраста в детском саду. Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики – диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями. Являясь образовательной программой нового поколения, «Истоки» отражают непреходящее значение дошкольного детства как исключительно важного, базового периода для последующего развития человека.

Основная цель программы – формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья.

Основу программы составляют концепция психологического возраста как этапа развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику, а также научное положение А.В. Запорожца об ампликации детского развития, взаимосвязи всех его сторон.

В соответствии с этим подходом в программе выделены следующие возрастные этапы:

раннее детство – младенчество (до одного года)

ранний возраст (от одного года до трех лет)

дошкольное детство: младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет)

старший (от пяти до семи лет).

Такая возрастная периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть как наиболее общие тенденции, так и индивидуальную перспективу развития каждого ребенка. Периодизация не предусматривает обязательного объединения детей в разновозрастные группы. С учетом специфических условий работы можно комплектовать группы дошкольного образовательного учреждения детьми как одного, так и разных календарных возрастов в рамках единого психологического возраста.

Программа строится в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра).

Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом.

Раздел «Социальное развитие» содержит перечень последовательно усложняющихся задач и условий работы по формированию у ребенка навыков общения со взрослыми и сверстниками, а также предусматривает формирование у ребенка отношения к себе. На всех возрастных этапах рассматриваются разнообразные виды детской деятельности как важные условия возникновения социальных эмоций и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений.

В разделе «Познавательное развитие» выделены задачи, содержание и условия педагогической работы по расширению и обогащению ориентировок ребенка в окружающем мире, развитию умственных способностей, способов и средств познавательной деятельности и др.

Содержание раздела «Эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования у ребенка эстетического отношения к миру и его художественного развития средствами народного классического и современного искусства. В основе этого развития лежит формирование художественных способностей через детское творчество, интеграцию различных видов детской художественной деятельности.

В разделе «Физическое развитие» определены задачи, содержание и условия педагогической работы, решение которых содействует укреплению здоровья детей, формированию правильной осанки, совершенствованию функциональных возможностей детского организма, жизненно важных двигательных навыков, физических качеств.

В программе выделены новые самостоятельные разделы «Здоровье», Речь и речевое развитие», Мир, в котором мы живем», Природа и ребенок», Культура быта» и другие, которые ее существенно дополняют и обогащают.

Так, в «Здоровье» отражены современные представления о здоровье ребенка-дошкольника, содержатся примерные режимы дня в детском саду и рекомендации по его организации.

В разделе «Речь и речевое развитие» в качестве основного средства развития общения рассматривается диалог, подчеркивается особая роль словотворчества и игр ребенка со звуками и рифмами.

Цель раздела «Мир, в котором мы живем» - формирование у ребенка чувства принадлежности к определенной культуре, культурам других народов, сопричастности событиям, происходящим в стране, городе, поселке.

Задачи приобщения детей к трудовой деятельности представлены в таких разделах программы, как «Мир, в котором мы живем», Природа и ребенок», «Культура быта» и др.

В программе «Истоки» выделено базовое и вариативное содержание образования.

В базовую часть, наряду с задачами по каждому направлению развития ребенка, включены:

- характеристика возрастных возможностей детей;

- общие показатели развития;

- базисные характеристики личности;

- рекомендации по организации жизни детей в дошкольном учреждении, созданию предметно-развивающей среды, сотрудничеству детского сада с семьей, работе психолога в ДОУ.

Вариативные подходы к реализации программы раскрыты в разделе «Содержание и условия педагогической работы». Они предусматривают возможность корректировки содержания педагогического процесса с учетом конкретных условий работы детского сада.

В приложении к программе даны факультативные разделы: «Обучение второму языку», Компьютер в дошкольном учреждении», Живой мир природы в городе и ребенок», которые предназначены для ДОУ, работающих в этих направлениях. Кроме этого, в приложении к программе содержатся образцы планирования образовательной работы, предлагаются основные показатели развития выпускника детского сада.

Программа обеспечена методическими и учебными пособиями: по воспитанию детей раннего возраста, развитию речи и речевого общения, обучению русскому языку нерусскоязычных детей, творческому конструированию, физическому развитию, эстетическому развитию, экологическому развитию, взаимодействию с семьей. [3, ст. 303]
«Истоки» отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального пери ода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

Изображенный символ - «Источник» - означает, что ребенок и взрослый – оба черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.

Программа ориентирована на достижение стандарта образования. Стандарт дошкольного уровня образования – это система требований к содержанию образования и уровню развития детей каждого возраста. Он обеспечивает основу развития личности и преемственность при переходе к следующему возрастному периоду.

Программа основана на достижениях отечественной и мировой психологической науки и данных современных исследований развития ребенка. В основу положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующего своей структурой и динамикой.

Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.

В программе поставлены задачи развития ребенка в процессе деятельности по четырем основным линиям: социального, познавательного, эстетического и физического. [5, ст.16]
Программа «Радуга»
Эта программа рассчитана на период дошкольного детства от 2-х до 7 лет. «Радуга» - это не одна, а пять программ с методическим обеспечением, охватывающих следующие возрастные группы детей: 2-3 года; 3-4 года; 4-5 лет; 5-6 лет; 6-7 лет.

В программе «Радуга» отражена целостная система поступательного развития детей. В ее основу положены принципы психологического развития ребенка. Речь идет о становлении его сознания, роли различных видов деятельности в развитии личности. Ведущее место в этой программе занимает теория психических новообразований в каждой возрастной группе детей.

В структуру программы входит характеристика детей определенного возраста. Приступая к работе, воспитатель имеет возможность изучить психологические возможности своих воспитанников, проследить изменения в сознании ребенка определенного возраста и намечающиеся пути становления личности. Цель программы «Радуга» - обеспечение каждому ребенку радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства.

Во всех пяти программах «Радуга» выделены конкретные задачи воспитания и соответствующие им основные направления педагогической работы. Например, для воспитателей средней группы детского сада одна из ведущих задач – охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Для реализации этой задачи предлагаются следующие направления деятельности с детьми: соблюдать санитарные нормы и правила охраны жизни и здоровья детей; создавать атмосферу психологического комфорта, оберегать нервную систему детей от стрессов и перегрузок; организовать рациональный режим дня; добиваться единства подходов к укреплению здоровья в семье и в детском саду; обращать внимание на профилактику нарушений зрения, осанки, возникновения аллергических реакций.

Программа «Радуга» дает возможность развития всех способностей ребенка за счет различных видов деятельности и особенно за счет активизации познавательной деятельности детей. В отличие от других программ в «Радуге» расширены программы формирования математических представлений ребенка и развития предпосылок логического мышления.
Использование на практике программы «Радуга» требует коренной перестройки сложившейся за многие годы традиционной работы дошкольного учреждения по следующим направлениям: гуманизация педагогической деятельности воспитания, ориентация на создание в детском саду положительного микроклимата; гуманное отношение к ребенку; внимание их вопросам индивидуального общения с ребенком, что обеспечивает развитие его индивидуальных способностей, интересов и потребностей. В целях гуманизации воспитательно-образовательного процесса все программы задачи сформулированы и представлены так, что предполагают использование вариативных методик. [1, ст. 143-145]
В настоящее время программа состоит из пяти разделов и предназначена для воспитания и обучения детей от двух до семи лет.

Цель программы – сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения. Формирование знаний, умений, навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств воспитания и психологического развития ребенка.

Перед воспитателями выдвигаются общие задачи:

- создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;

- обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психического);

- способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;

Формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру;

- приобщать к основным сферам человеческой культуры (труд, знаниям, искусству, морали и др.).

В основу программы положена идея, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование этих новообразований: целеполагание, целенаправленность детской деятельности (в младшем дошкольном возрасте); выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе (в среднем дошкольном возрасте); произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте).

Педагогическая работа, предусмотренная в программе, строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения.


Те изменения в деятельности детей, которых можно достигнуть в возрасте 4-5 лет, являются естественным следствием и продолжением принципиальных изменений в деятельности ребенка, которые формируются в возрасте между двумя и тремя годами. Это значит, что до начала действий ребенок уже знает, что он хочет, получит по их окончании – иными словами, у него есть какое-то представление, какой-то образ будущего результата.

Дальнейшее развитие целеполагания идет по линии появления цепочек связанных между собой целей: построить гараж для машины соответствующего размера, построить поезд из стульев, домик из песка и т.д.

Еще одна важная линия развития деятельности – отношение ребенка к продукту таких целенаправленных действий. Если в начале ребенок удовлетворен любым результатом, то позднее, на четвертом году жизни, у него появляются определенные требования к качеству ожидаемого результата.

Следующий шаг в становлении целеполагания – способность на основе достигнутого ставить вытекающие из полученного результата новые цели. Система целей может разворачиваться на протяжении длительного времени, неделями. Это значит, что более общие планы фиксируются ребенком и находят свою реализацию. Способность самостоятельно развертывать систему вытекающих друг из друга целей является важным условием самостоятельной и творческой деятельности.

Существенным моментом в педагогической работе является также создание мотивации, побуждающей детей овладеть тем, что взрослый хотел бы в них сформировать. При этом необходимы такие приемы, которые обеспечивали бы возникновение нужной мотивации у большинства детей. Авторы программы выделяют три типа мотивации, с помощью которых можно побуждать детей охотно усваивать то новое, что им будет передавать взрослые: игровая мотивация, мотивация общения и мотивация личной заинтересованности.

Тех педагогов, кто захочет работать по программе «Радуга», авторы призывают, прежде всего, понять, что представляет собой ребенок данного возраста, любить его за индивидуальность. Разработанная научно-методическая система педагогического творчества программы «Радуга» достаточно трудоемкая, требует высокой культуры организации труда. Поэтому в методических рекомендациях для каждой возрастной группы приводится примерное планирование педагогической работы на год, раскрывается содержание работы в течение дня: перечень и продолжительность отдельных элементов режима дня, а также их методическое содержание, цель и средства. [5, ст. 9-1])
Программа «Развитие»

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Современные образовательные программы для дошкольных учреждений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Направленность: для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида и массовых дошкольных образовательных учреждений
Тема: Современные образовательные программы для дошкольных учреждений iconМетодические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений
Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений. На сайте представлены: картотека подвижных игр; материалы...
Тема: Современные образовательные программы для дошкольных учреждений iconМетодические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений
Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений. На сайте представлены: картотека подвижных игр; материалы...
Тема: Современные образовательные программы для дошкольных учреждений iconТема: «Он все же подлец какой-то странный…»
Предназначается для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений
Тема: Современные образовательные программы для дошкольных учреждений iconКонкурс профессионального мастерства педагогических работников дошкольных...
Предназначается для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений
Тема: Современные образовательные программы для дошкольных учреждений iconКонспект урока технологии тема : Поделки из природных материалов
Программа предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений
Тема: Современные образовательные программы для дошкольных учреждений iconТема урока:“ Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”
Предназначается для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений
Тема: Современные образовательные программы для дошкольных учреждений iconТема: «Современные образовательные технологии в профильном обучении»
Ключевые слова: образовательные технологии в системе профильного обучения, кейс-метод, метод проектов
Тема: Современные образовательные программы для дошкольных учреждений iconРеализуемые образовательные программы (основные и дополнительные)...
Программа общеобразовательных учреждений для начальной школы. М.,«Просвещение», 2011
Тема: Современные образовательные программы для дошкольных учреждений iconКонкурс направлен на
С для образовательных учреждений следующих типов и профилей: дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных учреждений,...
Тема: Современные образовательные программы для дошкольных учреждений iconСовременные образовательные технологии и/или методики
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Тема: Современные образовательные программы для дошкольных учреждений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Е для образовательных учреждений следующих типов и профилей: дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных учреждений,...
Тема: Современные образовательные программы для дошкольных учреждений iconУчебно-методическое пособие для педагогв дошкольных и школьных учреждений....
Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина «са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогв дошкольных...
Тема: Современные образовательные программы для дошкольных учреждений iconНормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений
Установить, что Нормативы по определению численности персонала, утвержденные настоящим Постановлением, рекомендуются для применения...
Тема: Современные образовательные программы для дошкольных учреждений iconШ международный конкурс «Современные образовательные технологии в...
Ш международный конкурс Современные образовательные технологии в творчестве учителя
Тема: Современные образовательные программы для дошкольных учреждений iconВторой открытый фестиваль «активные методы обучения в образовании»
«активные методы обучения в образовании» для дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных учреждений, учреждений...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск