Скачать 42.02 Kb.
|
Краузе Елена Николаевна, учитель-логопед высшей категории Комплект учебно-методических пособий «Комплексный подход к преодолению задержки речевого развития у детей 3-4 лет» Направленность: для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида и массовых дошкольных образовательных учреждений Содержание комплекта:
Комплект учебно-методических пособий разработан для учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений, также может быть полезен родителям, воспитателям, гувернерам, учителям-дефектологам. Данное пособие содержит необходимое методическое обеспечение и практический материал для логопедических занятий с дошкольниками, страдающими речевыми нарушениями. Может использоваться как для индивидуальных, так и для подгрупповых форм проведения занятий. Тематика занятий соответствует программе логопедических групп детских садов и программам дошкольного образования. В пособии представлено 15 основных лексических тем для развития речи, по которым разработаны конспекты занятий, картинный материал и практические задания («Игрушки», «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Чайная посуда», «Дом», «Мебель», «Человек. Семья», «Собака и кошка», «Корова и свинья», «Коза и лошадь», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зимующие и перелетные птицы», «Транспорт»). Используя пособия комплекта, педагог легко может составить и провести занятие. Для каждого занятия подобраны дидактические игры, артикуляционные упражнения и упражнения для развития мелкой моторики. К каждой лексической теме подобрана соответствующая динамическая пауза. Представлен речевой материал для закрепления каждой темы. Именно такой комплексный подход позволяет наиболее эффективно преодолевать задержку речевого развития у дошкольников. Пояснительная записка Цель и задачи разработки Цель: преодоление задержки речевого развития у детей 3-4 лет посредством комплексного подхода к данному речевому нарушению. Задачи:
Актуальность Актуальность данной работы обусловлена процентным ростом нарушений речи, в том числе задержки речевого развития (ЗРР) у детей дошкольного возраста. Причинами этого являются ухудшение экологической обстановки, увеличение числа патологий беременности и количества родовых травм, ослабление здоровья детей, различные социальные причины и пр. На сегодняшний день недостаточно методического и практического материала для логопедических занятий с детьми 3-4 лет. Разработанная система занятий эффективно помогает преодолевать ЗРР. Также необходима и профилактика речевых нарушений в раннем и среднем дошкольном возрасте. В решении этой проблемы будет полезна данная разработка. Новизна Новизна данной разработки состоит именно в комплексном подходе к преодолению речевых проблем у дошкольников. В разработанных занятиях гармонично сочетаются упражнения пальчиковой и артикуляционной гимнастики, игры на обогащение словарного запаса и формирование лексико-грамматических категорий, объединенные единой лексической тематикой. К каждой теме подобрана динамическая пауза и речевой материал. Материал занятий сформирован по принципу от простого к сложному. Например, самой первой для изучения предлагается тема «Игрушки», наиболее доступная для понимания дошкольнику рекомендуемой возрастной категории. Это позволяет проводить занятия на наглядном материале, стимулирует речевую активность детей. Затем следуют более сложные лексические темы. Также грамматические категории представлены в занятиях от самых простейших (например, образование множественного числа имен существительных), до сложных (например, предложно-падежные конструкции). Речевой материал при этом усложняется постепенно, что позволяет ребенку эффективно усваивать предлагаемые лексико-грамматические конструкции, соответственно, происходит поэтапное речевое развитие ребенка. Представленный учебно-методический материал одобрен методистами и апробирован на логопедических занятиях в центре диагностики и консультирования «Южный», в специализированном доме ребенка г.Видное, логопедами других учреждений. Некоторые отзывы можно посмотреть здесь http://www.labirint.ru/books/110880/. Отличие материала от уже существующего состоит в том, что учебно-методический комплект содержит полностью весь необходимый материал для занятий: методическое обеспечение, картинный материал и рабочую тетрадь. Следуя методическим рекомендациям и используя данные наглядные пособия, осваивая постепенно предлагаемый материал, можно быстро и эффективно добиться значительных успехов в преодолении речевых нарушений и развитии речи у дошкольников. Список использованной литературы:
|