Учебно-методический комплекс по дисциплине «Краеведение» предназначен для студентов специальностей «Финансы и кредит» и«Филология.





Скачать 266.71 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Краеведение» предназначен для студентов специальностей «Финансы и кредит» и«Филология.
страница1/2
Дата публикации03.01.2015
Размер266.71 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Филиал УдГУ в г. Воткинске


Кафедра общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Краеведение


учебно-методический комплекс

Воткинск

2008
Методическое пособие утверждено на заседании кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин

протокол №1. от 25 января 2008 г.

Зав.кафедрой ­______________ Н.Н. Гагарина
Рецензент:

кандидат наук по культурологии

доцент кафедры культурологии

факультета искусствоведения и культурологии

Уральского государственного университета Л.Е. Добрейцина


Автор-составитель: к.и.н., доцент кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Т.О. Санникова

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Краеведение» предназначен для студентов специальностей «Финансы и кредит» и «Филология. Английский язык» дневного отделения в рамках факультативных часов. Комплекс содержит рабочую программу курса, методические рекомендации к семинарским занятиям и самостоятельной работе, тематику рефератов, характеристику основного оборудования, список основной и дополнительной литературы.

©Филиал УдГУ в г.Воткинске, 2008

©Санникова Т.О., 2008

­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­

Принципы построения курса «Краеведение»

Курс входит в цикл ФТД.00. – факультативы, и призван повысить будущему дипломированному специалисту общую культуру, расширить кругозор в области истории родного края.

Курс адресован студентам первого курса очного отделения.

Курс опирается на имеющийся блок гуманитарных дисциплин –отечественную историю, культурологию. Таким образом, основной целью курса для студента является осмысление своеобразия истории и культуры родного края; а поставленными задачами: представление о специфике краеведения, изучение основных этапов развития родного края.

Для успешного изучения курса студенту необходимо знать основы краеведческой деятельности, представлять взаимосвязь истории и культуры родного края с общероссийской историей и культурой.

На современном этапе регионоведческая проблематика является одной из важнейших.

Изучая специфику родного края на фоне общего развития России, краеведение помогает понимать закономерности историко-культурного процесса, связь российских культур регионов. Курс Краеведения несет значительное воспитательное значение, формирует такие важные качества, как патриотизм и толерантность.

В данном курсе наибольшее внимание уделяется истории города Воткинска и района, также характеризуются территории и города, исторически связанные с Воткинском (Сарапул как центр Сарапульского уезда Вятской губернии, в который Воткинск входил до советского периода; Екатеринбург как административный центр заводов Уральского горного хребта, куда относился Камско-Воткинский горный округ; Ижевск – как город с которым тесно связаны первые годы существования Воткинского завода, и как нынешний центр Удмуртской республики, в состав которой Воткинск вошел в 1937 году). История Воткинска тесно переплетена с освоением и историей Урала, и также историей и культурой Удмуртии, поскольку образование поселения происходило на территории местопроживания удмуртского населения. Исторические условия развития Воткинска создали своеобразную культурную зону, которая представляет собой важную часть общероссийской истории и культуры.

Учебный план курса включает изложение наиболее важных положений материала в лекционной части, закрепление и более детальную проработку отдельных тем в процессе семинарских занятий (на которые выносятся наиболее дискуссионные вопросы) и самостоятельной работы студентов. Курс также предусматривает написание студентами исследовательской работы по краеведению.
Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью зачета.
Цели курса
После изучения разделов курса в объеме рабочей программы студент должен:

иметь представление:

  • о специфике культуры как формы человеческого бытия;

  • о механизмах взаимодействия местной и общенациональной культур;



знать:

  • основные этапы развития истории и культуры Воткинска в контексте развития Удмуртии и Урала;

  • выдающихся деятелей Воткинска, Удмуртии, Урала, их вклада в культуру;


уметь:


  • применять для анализа теоретических проблем материал истории культуры;

  • разбираться в основных проблемах современной культуры провинции в целом и Воткинска в особенности;

  • ориентироваться в источниках и печатных изданиях по истории и культуре Воткинска, Удмуртии, Урала.



Структура курса
Курс «Краеведение» формируется из 3 блоков-разделов, включающих 17 тем. Блоки изучаются последовательно друг за другом.
Учебно-тематический план курса




Название разделов и тем

Количество часов

лекции

семинары

самостоят.

работа

1.


Введение. Специфика краеведения как исторической дисциплины.


2




2



2.

Раздел I. Источники и литература по краеведению

Исследования по истории Урала и Удмуртии


2




2

3.

Воткинское краеведение

2




2

4.

Источники по истории Удмуртии и Воткинска в фондах музея истории и культуры г.Воткинска



2





2

5.

Воткинский городской архив: знакомство с фондами


2





2

6.

Правила работы с источниками и литературой по краеведению. Организация научно-исследовательской работы.


2





2



7.

Раздел II. Воткинск в истории Удмуртии и Урала.

Освоение Урала. Города-заводы.



2






2

8.

Рождение Воткинска. Развитие Воткинского завода в XVIII в.


2





2

9.

Путешествие во времени: археологические, этнографические памятники народов Удмуртского края и развитие промышленности на территории Удмуртии

2




2

10.

Воткинский завод в первой половине XIX в.


2




2

11.

Воткинский завод во второй половине XIX – нач. ХХ вв.


2




2

12.

Дореволюционный Воткинск в Сарапульском уезде


2





2

13.

Из истории поселений Воткинского района. (с.Перевозное).


2





2

14.

Развитие Воткинска в ХХ в.

2




2



15.

Раздел III. Аспекты региональной культуры

Урал в творчестве уральских писателей




2



2

16.

Типологические виды застройки городов-заводов. Архитектурный облик Воткинска


2





2

17.

Воткинск – Удмуртия – Урал: вчера и сегодня




4


4





Всего:


30


6


36


Содержание курса лекционных занятий
Тема 1. Введение. Специфика краеведения как исторической дисциплины.

Специфика изучения культуры провинции: методологические положения. «Теория культурных гнезд» Н.К. Пиксанова - И.М. Гревса. Новейшие разработки екатеринбургских и санкт-петербургских ученых в области регионалистики.

Основные этапы изучения культуры Урала: XVIII, XIX, XX века. Деятельность краеведческих обществ. 1920-е годы – причины и следствия интереса к изучению культуры провинции. 1990-е годы – новый подъем интереса к региональной культуре. Источники и публикации. Центры изучения провинциальной культуры (Екатеринбург, Иваново, Новосибирск, Санкт-Петербург). Любительское краеведение и профессиональная наука об Урале. Краеведческие музеи и библиотеки как центры изучения культуры Урала. Основные проблемы изучения культуры Урала на современном этапе.
Раздел I. Источники и литература по краеведению

Тема 2. Исследования по истории Урала и Удмуртии

Первые описания уральских заводов в XVIII в. Изучение истории и культуры родного края местной интеллигенцией в XIX – нач. ХХ в. : краеведческие сборники и публикации. Краеведение и музейное дело на Урале. Основные краеведческие организации, их история.

Работы по истории и культуре Урала, Удмуртиии в ХХ в. Роль университетов в изучении региональной культуры. Удмуртский государственный университет как центр изучения истории и культуры удмуртского народа. Публикации университетских преподавателей.

Уральское отделение Академии наук и его местные подразделения (Удмуртский институт истории, языка и литературы в Ижевске, Институт истории и археологии в Екатеринбурге): основные исследовательские направления и публикации.

Тема 3. Воткинское краеведение

Местные материалы по изучению истории родного края в XIX в. Священники Блинов и Луппов в истории Воткинска. Популяризация регионального наследия. Судьба коллекции воткинского заводского музея.

Подъем краеведческого движения во второй половине ХХ в. Роль В.Н. Ступишина. Основание городского краеведческого музея: судьба коллекций. Выставка по истории Воткинского машиностроительного завода. А.З. Воротов и его летопись истории города. Разработка новых тем И.А. Добровольским и Э.И. Гаевским. Б.Я. Аншаков и музей П.И. Чайковского в Воткинске.

Современные краеведческие публикации.

Тема 4. Источники по истории Удмуртии и Воткинска в фондах музея истории и культуры г.Воткинска. (Экскурсия в музей истории и культуры г.Воткинска).

История музея. Основные этапы развития (открыт в 1968 г., как народный краеведческий музей; с 1972 г.– филиал республиканского краеведческого музея, с 1994 г. стал муниципальным). Экспозиции музея: постоянные выставки ("Воткинск - город-завод, кузница культуры", "Лесные встречи"); меняющиеся выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Комплектование фондов по темам: "Великая отечественная война 1941-45 гг.", "Известные люди г. Воткинска", "Бытовые предметы сер. XVIII - XX вв.", "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVIII - XXI вв.", "Периодическая печать г. Воткинска".

Знакомство с наиболее ценными (уникальными) коллекции музея:
коллекция монет конца XVIII - начала XX вв.;  коллекция самоваров
коллекция фотографий по истории Воткинского завода; коллекция книг воткинского краеведа Ф.В.Стрельцова; коллекция литья Воткинского завода.

Тема 5. Воткинский городской архив: знакомство с фондами. (Экскурсия в архивный отдел администрации г.Воткинска).

История образования и развития Воткинского городского архива. Специфика фондоообразования. Характеристика фондов архивного отдела: документы органов государственной власти и местного самоуправления; документы Воткинского межрайонного отдела государственной статистики, документы отдела социального обеспечения Администрации г. Воткинска, детской музыкальной школы им. П. И. Чайковского, машиностроительного техникума, Музея-усадьбы П.И.Чайковского, и других предприятий и организаций города. Личные фонды и их специфика. Характеристика фондов Н.З. Ульяненко, В.Г. Садовникова, Г.С. Ладыгина и др.

Характеристика управленческой документации, документов по личному составу, документов личного происхождения, научно-технической документации, фото-фоно и видеодокументов. Условия и сроки хранения документов.

Тема 6. Правила работы с источниками и литературой по краеведению. Организация научно-исследовательской работы.

Выбор темы исследования. Критерии выбора: изученность, актуальность, своевременность. Цель и задачи исследования. Структура работы. Библиография по данному вопросу (литература и источники).

Поиск материалов в архивах, музеях, библиотеках, интернете. Правила работы и оптимизация поиска.

Систематизация изученного материала. Составление плана. Отбор материалов, обработка источников и составление текстов.

Примерный список тем рефератов по краеведению:

  1. Библиография дореволюционного Воткинска.

  2. Библиография послереволюционного Воткинска.

  3. Воткинск в художественной литературе.

  4. Воткинск в творчестве поэтов.

  5. Воткинск в творчестве художников.

  6. Исследование жизни и творчества воткинских краеведов.

  7. История библиотечного дела в Воткинске.

  8. История местной печати.

  9. Архитекторы Воткинска.

  10. Плотина-родоначальница Воткинска.

  11. Дары и дарители (из истории музея истории и культуры г. Воткинска).

  12. История дома горного начальника.

  13. История железной дороги и паровозостроения на Воткинском заводе.

  14. История пароходостроения на Воткинском заводе.

  15. Сокровища бабушкиного сундука (или История одной вещи).

  16. История моего рода / Моя родословная.

  17. Фольклор Воткинска

  18. От дерева к камню: по улицам г.Воткинска (интернет-страница по краеведению для сайта филиала УдГУ в г.Воткинске).

  19. Этнография удмуртов (Этногенез и этническая история; Хозяйство и материальная культура; Общественная и семейная жизнь; Духовная культура и искусство) – конкретизация темы по усмотрению студента.

  20. История уральского и воткинского чугунного литья).

  21. Памятники архитектуры Воткинска.

  22. История Нагорного кладбища (интернет-страница по краеведению для сайта филиала УдГУ в г.Воткинске).

  23. Коллекция самоваров в музее истории и культуры г.Воткинска.

  24. Нумизматическая коллекция музея истории и культуры г.Воткинска.

  25. История Воткинского городского архива.

  26. Известные люди Воткинска (Н.З. Ульяненко, В.Г. Садовников, Г.С. Ладыгин и др.) – конкретизация темы по усмотрению студента.

  27. История деревень Воткинского района.

  28. история рода Шуваловых.

  29. Бытовые предметы сер. XVII-XX вв. в коллекции музея истории и культуры г.Воткинска.

  30. История театра в г.Воткинске.

  31. История кинотеатров в г.Воткинске.

  32. История музыкальной жизни Воткинска.

Список тем составлялся с таким расчетом, чтобы студенты могли проявить максимальную самостоятельность, овладевая навыками научного поиска (помимо представленного списка литературы по курсу, используют материалы местной периодической печати, источники из музейных коллекций и архивов) и представить результаты для обсуждения на семинарском занятии. Данный список является примерным и может варьироваться с учетом реальной социокультурной ситуации в регионе, а также с учетом интересов самих студентов.

Раздел II. Воткинск в истории Удмуртии и Урала.

Тема 7. Освоение Урала. Города-заводы.

Культура Прикамья. XI-XIV века – первые контакты русских переселенцев с местным населением. Своеобразие географического положения Прикамья, политической организации.

Этнография удмуртов. Присоединение Удмуртии к Руси.

Горнозаводской Урал: история возникновения, особенности формирования. Специфика горнозаводских поселков и горнозаводского населения. Заводы XVII века. Масштабное строительство заводов и превращение Урала в индустриальный центр в начале XVIII века. Первые казенные заводы. Особенности становления и развития городо-заводов.

Тема 8. Рождение Воткинска. Развитие Воткинского завода в XVIII в.

Строительство Воткинского завода. Роль П.И. Шувалова в основании Воткинска. Выбор места и постройка плотины. Первый управитель завода – А.С. Москвин. Передача завода в казну: причины и последствия. Первые государственные заказы.

Пугачевское войско в Воткинске.

Начало якорного производства. Губернская реформа и ее последствия для Урала: образование Вятского, Пермского, Тобольского и Уфимского наместничеств (1781, с 1797 – Вятской и Пермской губерний).

Тема 9. Путешествие во времени: археологические, этнографические памятники народов Удмуртского края и развитие промышленности на территории Удмуртии (Экскурсия в Национальный музей Удмуртской республики им.К.Герда).

Залы полнопрофильной исторической экспозиции музея: раскрытие характерных особенностей социально-культурного развития народов удмуртского края, обусловленных географическим положением и природными условиями.

Археологические, этнографические, исторические памятники как иллюстрация процессов этногенеза народов края.

Коллекция предметов быта – представление об образе жизни, хозяйственной деятельности удмуртов.

Зал «Промышленность. Города. 2 половина XVIII – нач. ХХ вв.»: история Ижевского и Воткинского железоделательного завода, экспозиции общественной и бытовой жизни населения заводов.

Тема 10. Воткинский завод в первой половине XIX в.

А.Ф. Дерябин и его деятельность. Изобретатели и рационализаторы заводского производства: С.И. Бадаев, Л.Ф. Сабакин, П.Г. Соболевский, Обуховы и др. Деятельность архитектора В.Н. Петенкина.

1826 – учреждение должности главного начальника горных заводов хребта Уральского, деятельность на этом посту генерала В. А. Глинки (1826-1845). Выделение Воткинского завода в самостоятельный Камско-Воткинский горный округ. Роль И.П. Чайковского в истории Воткинска. Начало машиностроения.

Тема 11. Воткинский завод во второй половине XIX – нач. ХХ вв.

А.А. Иосса и его деятельность на Воткинском заводе. Участие завода во Всемирных выставках. Освоение паровозостроения.

Урал в пореформенную эпоху. Изменение статуса населения.

Первый уральский мартен. Развитие железнодорожного строительства и оживление торговой, предпринимательской и культурной деятельности, расширение контактов с другими регионами и столицей.

Развитие образования, медицины, профессиональной художественной культуры, ее взаимодействие с самодеятельностью.

Тема 12. Дореволюционный Воткинск в Сарапульском уезде. (Экскурсия в г. Сарапул и музей истории и культуры Среднего Прикамья).

Сарапул как один из старейших городов Прикамья. История развития первого поселения и образования города. С 1797 г. – уездный город Вятской губернии. История семьи Н.А. Дуровой – знаменитая страница истории Сарапула.

Кама и ее роль в развитии Сарапула. Расцвет города во второй половине XIX – нач. ХХ вв. Сарапульские купцы и их деятельность. Известные купеческие фамилии. Облик Сарапула как купеческого города. Эклектика и модерн купеческих особняков.

История создания музея Сарапульского земства (1909 г.). Организация фондов и библиотеки музея. Современные экспозиции музея истории и культуры Среденего Прикамья: фауна Прикамья, Сарапул в XIX в., Дары и дарители, сарапульцы – участники Великой Отечественой войны и др. Коллекция живописи из фондов музея – одна из старейших, богатейших и наиболее интересных собраний в Удмуртии – в залах бывшей загородной дачи городского головы купца П.А. Башенина.

Тема 13. Из истории поселений Воткинского района. (с.Перевозное). Экскурсия в с. Перевозное.

Старообрядцы на Урале, старообрядческие слободы. Расселение раскольников на берегах Камы. Старообрядческие поселения Воткинского района.

История с. Перевозное. Происхождение названия поселения. Строительство Воткинского завода и приписка к ним населения. История села в XIX в.: волостное село Сарапульского уезда Вятской губернии. История старообрядческой и православной церкви в селе.

Краеведческий музей с. Перевозное – история его создания. Документы и предметы прошлого, отражающие хозяйственную деятельность села (в XIX в. выращивали лен, ткали холсты), историю школы (с 1828 г.), быта (домашняя утварь), участие жителей села в Великой Отечественной войне (списки погибших, письма с фронта) и т.д.

Вознесенская церковь – памятник архитектуры и истории. «Старые иконы» как пример феномена пермской деревянной скульптуры.

Тема 14. Развитие Воткинска в ХХ в.

Урал в XX веке. Гражданская война. «Красный» и «белый» террор. Ижевско-воткинское восстание. Изменение состава населения и духовной культуры Воткинска. Консервация Воткинского завода.

Административно-территориальные реформы. Первые университеты Урала.

Выход из кризиса Воткинского завода. Освоение новой продукции. Присвоение Воткинску статуса города, вхождение Воткинска в состав Удмуртии.

Великая Отечественная война, ее влияние на культуру Воткинска. Эвакуация как основной двигатель развития культуры в этот период, диалог культур. Воткинский завод – фронту. Расширение городского строительства.

Послевоенное развитие Воткинска. Потребность в инженерных и научных кадрах. Открытие филиала Ижевского механического института. Начало развития музыкальной культуры города как родины П.И. Чайковского.

Расцвет Воткинска в 1960-е – 1980-е гг.: расширение жилищной, социальной, культурной инфраструктуры. Деятельность В.Г. Садовникова как директора Воткинского машиностроительного завода. Оборонный заказ и его последствия.

Кризисные 1990-е годы и пути выхода из них Воткинска. Современный Воткинск и перспективы развития.

Раздел III. Аспекты региональной культуры

Тема 16. Типологические виды застройки городов-заводов. Архитектурный облик Воткинска.

Градостроительная основа Воткинска как города-завода. Особенности регулярной планировки. Первый план завода и поселка. Производственные здания и сооружения.

Архитектура общественных зданий: правления и службы, культовые сооружения. История церковного строительства в Воткинске. Архитектурные доминанты.

Жилые дома. Дом горного начальника. Дома мастеровых, рабочих и служащих завода. Основные типы постройки. Материалы строительства и украшения домов (своеобразие воткинского деревянного зодчества: оформление наличников, светелок, ворот, подзоров, карнизов).

Каменное строительство. Воткинские купеческие особняки и общественные здания.

Программа практических (семинарских) занятий

Первое практическое занятие проходят в форме дискуссии, в ходе которой обсуждаются вынесенные на занятие вопросы. На втором практическом занятии студенты предъявляют результаты своей исследовательской работы, после чего они обсуждаются и подводятся итоги.
Тема 15. Урал в творчестве уральских писателей

План занятия:

  1. Д.Н. Мамин-Сибиряк: жизнь и творчество. Урал в произведениях писателя.

  2. П.П. Бажов – основные этапы жизненного пути. Уральские темы и фольклор в творчестве писателя.

  3. Жизнь и творчество писателей: Е.А. Пермяка и К.В. Рождественской.

  4. Воткинские темы в творчестве К.В. Рождественской и Е. А. Пермяка.


Цель занятия: Составить представление о жизненном и творческом пути уральских писателей Х1Х-ХХ вв., проанализировать уральскую тематику их произведений.

Задачи:

1)ознакомиться с биографией уральских писателей;

2)проанализировать основные произведения уральских писателей;

3)сравнить писательские особенности в отражении уральских тем.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Краеведение» предназначен для студентов специальностей «Финансы и кредит» и«Филология. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы» для специальностей 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет, анализ...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Краеведение» предназначен для студентов специальностей «Финансы и кредит» и«Филология. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы» разработан для студентов, обучающихся на очной и заочной формах обучения направления...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Краеведение» предназначен для студентов специальностей «Финансы и кредит» и«Филология. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы» разработан для студентов, обучающихся на очной и заочной формах обучения направления...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Краеведение» предназначен для студентов специальностей «Финансы и кредит» и«Филология. icon«Страхование» Методические рекомендации по проведению семинарских...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очного отделения экономического факультета специальности 080105. 65 «Финансы...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Краеведение» предназначен для студентов специальностей «Финансы и кредит» и«Филология. iconИсторическое краеведение Учебно-методический комплекс для студентов
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей и студентов, исторических и педагогических специальностей
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Краеведение» предназначен для студентов специальностей «Финансы и кредит» и«Филология. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Инвестиции»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Инвестиции» для специальностей 060400 «Финансы и кредит», 351400 «Прикладная информатика...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Краеведение» предназначен для студентов специальностей «Финансы и кредит» и«Филология. iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 080102 Мировая экономика...
Данный учебно-методический комплекс построен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Краеведение» предназначен для студентов специальностей «Финансы и кредит» и«Филология. iconУчебно-методический комплекс по курсу «Страхование» составлен в соответствии...
«Экономика» и специальностей «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика и управление на предприятии» очной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Краеведение» предназначен для студентов специальностей «Финансы и кредит» и«Филология. iconУчебно-методический комплекс дисциплины (СД. Ф 02) Деньги, кредит, банки Для специальностей
Для специальностей: (080105) «Финансы и кредит»,(080102) Мировая экономика, (080109) Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Краеведение» предназначен для студентов специальностей «Финансы и кредит» и«Филология. iconПояснительная записка к дисциплине «Лингвистическое краеведение»
Гаврикова Э. О. Лингвистическое краеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001....
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Краеведение» предназначен для студентов специальностей «Финансы и кредит» и«Филология. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы организаций (предприятий)»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы организаций (предприятий)» разработан для студенто вочной и заочной форм обучения,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Краеведение» предназначен для студентов специальностей «Финансы и кредит» и«Филология. iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 080105 «Финансы...
Учебно-методический комплекс по «Рынку ценных бумаг» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Краеведение» предназначен для студентов специальностей «Финансы и кредит» и«Филология. iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 080301 «Коммерция...
Учебно-методический комплекс «Финансы, денежное обращение и кредит» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Краеведение» предназначен для студентов специальностей «Финансы и кредит» и«Филология. iconУчебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине...
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Краеведение» предназначен для студентов специальностей «Финансы и кредит» и«Филология. iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов специальностей «Физика»
Учебно-методический комплекс предназначен для первого и второго курса обучения английскому языку для студентов физических специальностей....
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Краеведение» предназначен для студентов специальностей «Финансы и кредит» и«Филология. iconУчебно-методического комплекса дисциплины «Основы культуры речи»...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск