Скачать 149.86 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт филологии и журналистики Кафедра общего языкознания Гаврикова Э.О. ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001.65 Филология. Форма обучения – заочная Тюменский государственный университет 2013 Гаврикова Э.О. Лингвистическое краеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001.65 Филология. Форма обучения – заочная. Тюмень: издательство Тюменского государственного университета, 2013, 10 стр. УМК соответствует требованиям ГОС ВПО и включает учебную программу дисциплины с вопросами к зачету и списками основной и дополнительной литературы, задания для самостоятельной работы. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Лингвистическое краеведение [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой общего языкознания. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Лабунец Н.В., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой общего языкознания © Тюменский государственный университет, 2013. © Гаврикова Э.О.
Требования ГОС ВПО к содержанию курсаДисциплина «Лингвистическое краеведение» относится к циклу дисциплин ОПД.Р.Данная учебная дисциплина преподается с учетом требований ГОС ВПО (ОПД.Р - национально-региональный (вузовский) компонент), ОПД.Р.02. – Лингвистическое краеведение). Цель и задачи курса Тюменская область сегодня представляет собой полиэтнический регион, где проживает 120 компактно или дисперсно проживающих этносов. В условиях многоязычия изучение языковых систем народов, проживающих на территории Тюменской области, и процесса их этноязыкового контактирования представляется актуальным. Дисциплина «Лингвистическое краеведение» дает возможность не только расширить теоретические сведения о проблемах «язык и этнос», «язык и общество», «классификация языков», становлении и развитии языков различных этнических групп, вопросов лингвистической контактологии, регионалистики, но и конкретизировать эти проблемы на базе сибирских языков и диалектов, которые в отечественном языкознании последнего времени рассматриваются как ценный источник построения концептуальной теории, отражающей взаимосвязь языка и мышления, языка и культуры в их региональном преломлении. Курс «Лингвистическое краеведение» ориентирован не только на теоретическое осмысление поставленных проблем, но и на практику «повседневного языкового существования», поэтому имеет прагматическую направленность. Изучение лингвистического краеведения необходимо студенту-филологу, профессиональная деятельность которого в дальнейшем будет осуществляться в поликультурном регионе, где исторически складывается сложная этноязыковая ситуация, а проблемы межэтнической коммуникации приобретают особую актуальность. Научное познание контактирующих в регионе языков как раз и станет базой, обеспечивающей успешность вербальной коммуникации в практике «многоязычной повседневности». Это, в свою очередь, будет способствовать выстраиванию адекватных моделей вербального поведения, формированию толерантных отношений в ситуации языкового пограничья. Цель изучения дисциплины – содействовать становлению филологической компетенции студента путем изучения сведений о региональных языках и диалектах в их историко-контактологической обусловленности. Формирование у студента научного знания о языках и диалектах коренного населения, функционирующих на территории Тюменской области в прошлом и настоящем, обеспечивается реализацией следующих задач: - дать целостное представление об этнолингвистическом пространстве тюменского региона; - показать специфику языков и диалектов коренного населения Тюменской области; - охарактеризовать особенности этноязыкового контактирования в тюменском регионе; - представить этнолингвистическую ситуацию тюменского региона в аспекте языковой политики России. После изучения теоретического раздела курса слушатель должен иметь представление – об этнолингвистической ситуации тюменского региона; – о связи языка и этнической культуры, языка и мышления, - механизмах языкового контактирования; знать – специфику языков и диалектов коренного населения Тюменской области; - законодательные инициативы о сохранении языков малых языков РФ; уметь - охарактеризовать особенности этноязыкового контактирования в тюменском регионе; - анализировать этнолингвистические процессы в прошлом и настоящем тюменского региона. Программа и содержание курса построены на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения. Учебная дисциплина входит в раздел «ОПД.Р». Изучаемая дисциплина представляет собой интегративный курс, вбирающий в себя не только материал различных отраслей языкознания (индоевропеистика, алтаистика, уралистика, теория языковых контактов, диалектология, ареальная лингвистика, этнолингвистика, социолингвистика и др.), но и данные других наук (географии, истории, этнографии, социологии, фольклористики и др.). Знания, полученные студентами в ходе изучения дисциплины, являются основой понимания языка как знаковой коммуникативной системы, дают представление о региональном лингвистическом пространстве, истории развития языков коренных народов и их классификации, обогащают представление об активных процессах, происходящих в современном русском языке, роли русского языка как государственного, задачах русского языка в свете геополитики Российской Федерации. Целью самостоятельной работы студентов является закрепление пройденного материала, развитие навыков анализа. Самостоятельная работа студентов предполагает изучение и реферирование пособий, статей, сопоставление различных точек зрения по той или иной проблеме, разработку отдельных тем курса. Программой предусматривается написание рефератов, эссе, составление таблиц, логических схем, подготовка презентаций, выполнение индивидуальных заданий, способствующих организации контроля над усвоением знаний и формированием умений и навыков у студентов. Формы контроля за усвоением материала - написание рефератов, эссе, составление таблиц, логических схем, подготовка презентаций, выполнение индивидуальных заданий. В рамках проведения дисциплины предусмотрен контрольный тест.
Таблица 1.
Таблица 2.
Тема №1. Этноязыковое, историко-культурное и физико-географическое своеобразие тюменского региона. Языки (диалекты) коренных народов Тюменской области: этнолингвистическая характеристика Понятие «этнолингвистический регион». Границы региона, физико-географическая характеристика. Историко-культурная специфика тюменского региона. Этноязыковое и этнокультурное пограничье. Этноисторические условия заселения тюменского региона. Понятия «коренные народы» и «старожильческое население». Языки (диалекты) коренных народов и старожильческого населения тюменского региона: индоевропейская группа (русские старожильческие говоры), алтайская группа (язык западносибирских татар), уральская группа (селькупский, ненецкий, хантыйский, мансийский языки). Тема №2. Русский язык в Сибири. Русские старожильческие говоры Тюменского региона История русского заселения Сибири. Основные периоды формирования русских окающих и акающих говоров тюменского региона. Складывание окающих старожильческих говоров севернорусского типа (конец XVI – XVII вв.). Общая характеристика старожильческих говоров. Взаимодействие окающих говоров старожилов и акающих говоров «новоприходцев», отражение этого процесса в лексике и топонимии тюменского региона. Тема №3. Тюркские языки. Язык западносибирских татар История тюркского заселения тюменского региона. Диалектные группы и подгруппы языка западносибирских татар, ареальная характеристика. Понятие «агглютинативный тип языка». Своеобразие татарских говоров и татарской топонимии региона. Тема №4. Обско-угорские языки. Хантыйский и мансийский языки Обско-угорская группа уральских языков. Ареальное распределение хантыйского и мансийского языков. Диалектное членение хантыйского языка. Своеобразие хантыйских говоров и хантыйской топонимии региона. Диалектное членение мансийского языка. Своеобразие мансийских говоров и мансийской топонимии региона. Тема №5. Самодийские языки. Ненецкий и селькупский языки Самодийская группа уральских языков. Ареальное распределение ненецкого и селькупского языков. Диалектное членение ненецкого языка. Своеобразие ненецких говоров и ненецкой топонимии региона. Диалектное членение селькупского языка. Своеобразие селькупских говоров и селькупской топонимии региона. Тема №6. Взаимодействие языков на территории современной Тюменской области Тюменский регион как этноязыковое пограничье. Этноязыковые взаимодействия. Формирование двуязычия и возникновение адстрата в говорах и топонимии. Тюркские, обско-угорские и самодийские адстратные вхождения в русскую топонимию тюменских старожилов. Русские адстратные включения в топонимию коренных народов тюменского региона.
Тема №1. Этноязыковое, историко-культурное и физико-географическое своеобразие тюменского региона. Языки (диалекты) коренных народов Тюменской области: этнолингвистическая характеристика Написание эссе на тему «Полиэтнолингвистичность – черта цивилизованного государства» Составление логической схемы «Классификация языков коренных народов Тюменской области» Тема №2. Русский язык в Сибири. Русские старожильческие говоры Тюменского региона Составление таблицы «Историко-культурные этапы формирования тюменского региона» Подготовка презентации на тему «Этнолингвистическая характеристика коренных народов Тюменской области» Тема №3. Тюркские языки. Язык западносибирских татар Выполнение индивидуальных заданий: решение комплексных ситуационных задач по топонимии Тюменской области Подготовка презентации на тему «Этнолингвистическая характеристика коренных народов Тюменской области» Тема №4. Обско-угорские языки. Хантыйский и мансийский языки Выполнение индивидуальных заданий: решение комплексных ситуационных задач по топонимии Тюменской области Подготовка презентации на тему «Этнолингвистическая характеристика коренных народов Тюменской области» Тема №5. Самодийские языки. Ненецкий и селькупский языки Выполнение индивидуальных заданий: решение комплексных ситуационных задач по топонимии Тюменской области Подготовка презентации на тему «Этнолингвистическая характеристика коренных народов Тюменской области» Тема №6. Взаимодействие языков на территории современной Тюменской области Написание реферата. Подготовка к тесту «Этнолингвистическая характеристика коренных народов Тюменской области»
1. Этноязыковое и историко-культурное своеобразие тюменского региона. 2. Современная этнолингвистическая ситуация в Тюменской области . 3. Обско-угорские языки. Мансийский язык. 4. Самодийские языки. Ненецкий язык. 5. История этнического имени «русский». 6. История этнического имени «татары». 7. История этнического имени «ханты». 8. История этнического имени «манси». 9. История этнического имени «ненцы». 10. История этнического имени «селькупы». 11. Вопрос об уральской прародине. 12. Вопрос об алтайской прародине. 13. Вопрос об индоевропейской прародине и ностратическая проблема. 14. История создания письменности ханты. 15. История создания письменности манси. 16. История создания письменности ненцев. 17. История создания письменности селькупов. 18. История создания письменности западносибирских татар. 19. Взаимодействие языков и формирование двуязычия на территории Тюменской области. 20. Адстратная топонимия Тюменской области. 21. Субстратная гидронимия Тюменской области. 22. Макро- и микротопонимы Тюменской области. 23. Региональные аспекты современной этнолингвистической политики: экология языков (диалектов) коренных народов Тюменской области. 25. Региональные аспекты современной этнолингвистической политики: топонимия города. 26. Региональные аспекты современной этнолингвистической политики: языковая толерантность. 27. Региональные аспекты современной этнолингвистической политики: экология языка.
Основная литература 1. Фролов Н.К. Введение в тюменскую региональную этнолингвистику: Учебное пособие. – Тюмень: Вектор бук, 2005. – 192 с. 2. Березович Е Л. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте: пространство и человек / ред. А. К. Матвеев. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Либроком, 2009. - 328 с. Дополнительная литература 1. Барандеев А. В. История географических названий: русская топонимия в терминах: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по напр. 541000 "Естественнонаучное образование", 540300 "Филологическое образование" - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Либроком, 2010. - 320 с. 2. Барсов Н. П. Историко-географический словарь Русской земли: IX-XIV вв. - 2-е изд. – М.: Либроком, 2011. - 232 с. 3. Многоязычие в России: региональные аспекты / сост. Е. И. Кузьмин [и др.]; ред. Т. А. Мурована. – М.: МЦБС, 2008. - 136 с. 4. Финно-угорские языки: фрагменты грамматического описания: формальный и функциональный подходы: сборник статей / отв. ред. А. И. Кузнецова. - М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. - 880 с. Обеспечение видео и электронными ресурсами http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?5+444+1 http://www.lingvotech.com/fyodorov-98 http://www.sbras.ru/HBC/article.phtml?nid=283&id=9 http://www.philosophy.nsc.ru/journals/humscience/4_97/16_OSIP.htm http://lingsib.unesco.ru/ru/bibliography/mansi.shtml.htm http://lingsib.unesco.ru/ru/bibliography/selkup.shtml.htm http://planetadisser.com/see/dis_142151.html http://www.sati.archaeology.nsc.ru/Home/pub/Data/tob1/?html=ishaka.htm&id=1575 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5687c42a-5ec6-4713-176a-a9d662112b86/1008214A.htm СОДЕРЖАНИЕ
|
Рабочая программа дисциплины «Лингвистическое краеведение» Рабочая программа дисциплины «Лингвистическое краеведение» составная частьооп впо по направлению 032700. 62 «Филология» (квалификация... | Пояснительная записка к курсу «краеведение» Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального... | ||
Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» Программа «Историческое краеведение» по изучению истории Санкт-Петербурга является модифицированной интегрированной дополнительной... | Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение» Преподавание учебного предмета «краеведение» в соответствии с фк гос осуществляется с учетом следующего нормативно-правового и инструктивно-методического... | ||
Пояснительная записка Курс «Историческое краеведение» Курс «Историческое краеведение» в 9 классе обобщает учебный материал, который изучался в 6 8 классе в курсе «История России» на повторительно... | Пояснительная записка Программа курса «Биологическое краеведение» Программа курса «Биологическое краеведение» предназначена для работы с учащимися 6-х классов | ||
Ономастическое направление в школьном лингвокраеведении ... | Пояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня... Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» даёт возможность системного изучения региональной литературы в школе | ||
Пояснительная записка важная роль в процессе обучения и воспитания... Изучение курса «Краеведение» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Лингвистическое обеспечение абис Это обусловлено тем, что лингвистическое обеспечение является одной из важнейших обеспечивающих подсистем автоматизированных библиотечно-информационных... | ||
Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | Пояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу... Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709... | ||
Пояснительная записка краеведение «провинции», когда появляется интерес молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям, проблемам развития и возрождения... | Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» «Художественное краеведение» для студентов 2 курса (озо, одо) специальности 030800 «Изобразительное искусство») | Пояснительная записка Приказом Департамента образования, науки и... «Географическое краеведение», содержащий сведения о рельефе местности, почве, геологическом строении, водных путях, флоре, фауне,... |