Пояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня востребовано самой жизнью, и внедрение данного кружка носит актуальный и современный характер. Содержание и структура куружка «Литературное краеведение»





Скачать 177.03 Kb.
НазваниеПояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня востребовано самой жизнью, и внедрение данного кружка носит актуальный и современный характер. Содержание и структура куружка «Литературное краеведение»
Дата публикации20.05.2015
Размер177.03 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка






Пояснительная записка

Изучение литературного краеведения сегодня востребовано самой жизнью, и внедрение данного кружка носит актуальный и современный характер.

Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» даёт возможность системного изучения региональной литературы в школе.

Целью кружка: знакомство со спецификой литературного процесса в Прикамье, с богатством его художественных традиций.

Предметом изучения в данном кружке стали произведения талантливых пермских прозаиков и поэтов прошлого и настоящего: А. Кирпищиковой, Ф. Решётникова, М. Осоргина, В. Капильди, Н. Горлановой, В. Киршина, А. Иванова и др. хронологический принцип подхода к материалу позволит сформировать у школьников целостное впечатление о развитии региональной литературы, об особенностях в литературной и культурной жизни Прикамья.

Важным разделом кружка является тот, в котором предполагается знакомство со страницами творчества известных русских писателей, судьбы которых оказались связанными с пермским краем. Школьники узнают о «пермском» периоде в судьбе и творчестве А. Радищева, Ф. Достоевского, А. Чехова, Б. Пастернака, В. Шаламова, В. Астафьева и др., что позволит им установить связь между явлениями в «большой» общероссийской и региональной литературе. Изучение произведений этих авторов даст основание для формирования серьёзных представлений об особенностях изображения Урала этими писателями, которые преломили их индивидуальное восприятие природы, истории, уклада края.

Программа кружка включает в себя и национальный региональный компонент (знакомство с коми-пермяцким фольклором и литературой). Это позволит сформировать у учащихся представление о Прикамье как о своеобразном и неповторимом социокультурном регионе.

Кружок «Литературное краеведение» имеет своей целью совершенствование гуманитарного образования школьников. Кружок будет способствовать повышению их общей и филологической культуры, расширению их знаний о развитии культуры региона в ХIХ, ХХ, ХХI вв. многоаспектное изучение литературы Прикамья сформирует и укрепит у учащихся живой интерес к культурным событиям Пермского края, к его литературе и искусству.

Возраст детей: 15-16 лет.

Срок реализации: 1 год

Формы работы: лекции, беседы, просмотры фильмов, презентации, проектная деятельность.

Ожидаемый результат: составление проектов, презентаций, рефератов.

Подведение итогов: творческий отчет.

Учебно-тематический план


N

п/п

Название раздела

(блока, модуля)

Всего

часов


Лекц.


Практ.




Введение. Из истории Перми. Пермь как место, как земля и как город. Культурные традиции Прикамья.

4

2

2




Экология культуры Прикамья: история и культура края в фильме Б. Зиф «Усолье Строгановское».

4

2

2




Пермь в путевых очерках писателей ХVIII, ХIХ вв.

2

1

1




Пермь и Кунгур в изображении А. Радищева и Ф. Вигеля.

2

1

1




Пермь в судьбе и творчестве русских поэтов и писателей ХIХ-ХХ вв.

4

2

2




История ХХв. И «пермские» страницы судеб Б. Пастернака, В. Шаламова, Ю. Тынянова, В. Астафьева, О. Мендельштама и др.

4

2

2




Места пребывания русских писателей и поэтов ХIХ, ХХ вв. в Прикамье.

3

2

1




Пермские писатели ХIХ в.

6

3

3




Пермская литература начала ХХв.

6

3

3




«Пермский» европеец. Образ уральской провинции в мемуаристике М. Осоргина.

4

2

2




Пермская «поэтосфера».

4

2

2




Поэтический мир А.Решетова. Обсуждение литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству А. Решетова, в постановке студентов ПГИИК.

2

1

1




«Женская» лирика Прикамья

2

1

1




Современная проза Перми.

2

1

1




Презентация книги А. Иванова «Чердынь – княгиня гор» (или «Географ глобус пропил»)

2

1

1




«Тайны мастерства» (Н. Горланова, В. Киршин, А. Иванов и др.)

2

1

1




Фольклор и литература народов Прикамья.

4

2

2




«Литературное Прикамье» в выставочном зале Пермского краеведческого музея.

4

2

2




Всего:

61

31

30


СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение. (Лекц.-2 ч., практ.-2 ч.)

литературное и культурное краеведение – что это такое? Из истории Перми. Пермь как место, как земля и город. Из истории изучения культуры региона. Научная и исследовательская деятельность П. Богословского, М. Генкель, М. Ожеговой, И. Зырянова, В. Абашеева, И. Подюкова и др. деятельность фондов по изучению культурыи истории региона (фонд «Юрятин»; общество «Мемориал» и др.). экология культуры Прикамья: история и культура края в фильме Б. Зиф «Усолье Строгановское».
2. Пермь в путевых очерках русских писателей ХVIII, ХIХ вв. (Лекц. – 1 ч., практ. – 1 ч.)

«Дневник путешествия в Сибирь» и «Записки путешествия из Сибири» А. Радищева: социологические наблюдения, «телеграфичность» стиля. «Записки» Ф. Вигеля: публицистическое и художественное начало в произведении. Урал и Кама в «Поездках к переселенцам» Г. Успенского. «Дорожные записки» П. Мельникова-Печёрского. Письма А. Чехова о пребывании в Перми.
3. Пермь в судьбе и творчестве русских поэтов и писателей ХIХ-ХХ вв. (Лекц. – 2ч., практ. – 2 ч.)

«Пермские» фрагменты в биографии писателей ХIХ века: В. Жуковский в Перми; А, Пушкини Урал;Ф, Достоевский о Перми и Урале; пермские адресаты Л, Толстого; А, Чехова о Перми. Пермь и трагические судьби писателей ХХ века (В, Шаламов, О, Мендельштам и др.). «Пермские страницы в творчестве Ю, Тынянова («Господин Очёр»). Пермь в судьбе и творчестве Б. Пастернака. Пермь-Юрятин, Юрятин-Пермь: образ Перми в романе Б.Пастернака «Доктор «Живаго». В. Астафьев и Урал.
4.Пермские писатели ХIХ века. (Лекц.-3ч., практ.– 3 ч.)

А. А. Кирпищикова как представительница демократической литературы 1860-х гг. Тема горнозаводского Урала в творчестве писательницы.

К. А. Соловцова и её время. Проблемы женской эмансипации в публицистике и художественных произведениях Е. А. Соловцовой-Камской.

Ф. М. Решётников. Творческая биография писателя. Этнографический очерк «Подлиповцы»: пейзаж и города Прикамья.

5. Пермская литература начала ХХ века. (Лекц.-3ч., практ.-3ч.)

Пермь начала ХХ века в стихотворных и прозаических фельетонах С. Ильина («Песня о ныробском узнике»).

Кама в поэтическом мире В. Каменского. Повесть В. Каменского «Землянка»: звучание мотива земли в произведении.

«Пермский европеец. Вехи судьбы М. Осоргина. Пермь в судьбе и творчестве М. Осоргина. Думы об Урале в эмиграции (1922-1942 год). «Времена вершинная книга в мемуарной литературе русского зарубежья. Кама в художественном мире М. Осоргина: мифопоэтические истоки образа. Уральская провинция в мемуарной прозе писателя (рассказы «Кама», «Егошиха», «Поэт», «В юности», очерк «Земля» и др.).
6. Пермская «поэтосфера». (Лекц.-5 ч., практ.-3ч.)

Пермская «поэтосфера» поэты-«шестидесятники» (В. Болотов, А. Гребнёв, В. Радкевич и др.); поколение 1980-х (В. Капильди, В. Дрожащих, В. Лаврентьев); молодая поэзия Перми (А. Колобянин, Д. Данской, П. Чечёткин и др.).

1. Лирика Алексея Решетова: основные мотивы, особенности лирического «я». В. Болотов: общечеловеческое звучание лирики. В. Радкевич: история и природа Урала в творчестве поэта.

2. Образ Перми в творчестве В. Капильди, В. Лаврентьева, В. Дрожащих, Ю. Беликова. Поэзия тридцатилетних: А. Колобнин, Д. Данской и др. Павел Чечеткин: особенности поэтической самоидентификации в сборнике «Небесный заяц». «Возвращение» Бориса Гашева – выход в свет посмертного сборника «Невидимка». Роль и место сборников «Современная уральская поэзия. Антология» (выпуски I,II) в истории литературы Прикамья.

3. «Женская» лирика Прикамья: сборник «Княженика»; творчество Б.Зиф, К.Гашевой. «Тайны мастерства».(Н.Горланова, В.Киршин, А.Иванов, П.Чечеткин и др.)

Литературный портрет Н.Горлановой. Автобиографичность прозы Н.Горлановой: «Роман воспитания», роман-монолог «Нельзя. Можно. Нельзя». Бытовое и бытийное в сборниках рассказов Н.Горлановой «Вся Пермь», «Дом со всеми неудобствами». Нравственная проблематика произведений Т.Соколовой в сборнике «Другой трамвай». Рассказы В.Киршина: тематические особенности, своеобразие поэтики. Роман А.Иванова «Чердынь – княгиня гор»: взгляд на историю Прикамья. «Пермское» в романе А.Иванова «Географ глобус пропил».

7. Фольклор и литература народов Прикамья. (Лекц.-2 ч., практ.-2 ч.)

коми-пермяцкие легенды и мифы о Кудым-Оше и Пере-богатыре. Фольклор коми-пермяков и его обработка в творчестве современных пермских писателей и поэтов («Сказания о Кудым-Оше» А. Домина; «Сердце Пармы» А. Иванова).

Коми-пермяцкие были и небылицы, записанные и лбработанные Василием Климовым в книге «Дерево с оконцем» (Кудымкар, 2003).

Коми-пермяцкая поэзия сегодня. Своеобразие тем и мотивов в сборнике В. В. Климова «С осенью под руку» (Кудымкар, 2003).

«Литературное Прикамье» в выставочном зале Пермского краеведческоо музея.

Литература.
Источники художественных текстов

Радищев А.Н. Записки путешествия в Сибирь. Дневник путешествия из Сибири // Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. Т.З.М., 1965.

Вигель Ф.Ф. Записки // Родное Прикамье. Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 7-9 классов. Автор-составитель Д.А. Красноперов. Пермь, 2003.

Мельников-Печерский П. Дорожные записки // Родное Прикамье. Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 7-9 классов. Автор-составитель Д.А. Красноперов. Пермь, 2003.

Успенский Г. Поездки к переселенцам // Успенский Г. Собрание сочинений. -М., 1957. Т.8.

Чехов А.П. Собрание сочинений в 12 томах. Т.11 и 12. Письма. М., 1956.

Пастернак Б. Стихотворения об Урале // В лампаде камских вод звезда. Пермь, 2002.

Пастернак Б. Доктор Живаго. Пермь, 1998.

Шаламов В. Вишера. М., 1998.

Мандельштам О. Кама // Зона. Пермь, 1998.

Тынянов Ю. Господин Очер // Родное Прикамье. Учебная хрестоматия по литературному краеведению для классов. Автор-составитель Д.А. Красноперов. Пермь, 1997.

Астафьев В. Веселый солдат // Новый мир. 1998. № 5,6.

Русские писатели в стихах поэтов Прикамья. Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2004.

Кирпищикова А.А. Как жили в Куморе. Пермь,1987.

Словцова-Камская Е.А. Любовь или дружба? Пермь, 1990.

Решетников Ф.М. Подлиповцы. – М., 1987.

Каменский В. Стихи. Пермь, 1986.

Осоргин М. Мемуарная проза. Пермь, 1992.

Решетов Л. Иная речь. Пермь, 1996.

Решетов А. Овен. Екатеринбург, 2003.

Болотов В. В 20 веке в сентябре. Пермь, 1989.

Кальпиди В. Запахи стыда. Пермь, 1999.

Горланова Н. Дом со всеми неудобствами. М., 1998.

Дерево с оконцем. Кудымкар, 2003.

Современная уральская проза. Антология. Челябинск, 1997.

Юзефович Л. Казароза. 1920-1975. М.: Зебра Е; ЭКСМО; Деконт +, 2002.

Королев П. Быть Босхом // Знамя. 2004. № 2.


Учебная литература
Литература по проблемам курса

Абашеев В.В. Пермь как текст. Пермь, 1999.

Литература Урала. Екатеринбург, 1998.

Татаринцев А. Пермские знакомства // Татаринцев А. Радищев в Сибири. М., 1977.

Никитин А. Пушкин и Урал. Пермь, 1984.

Красноперов Д. Достоевский в Перми // Вечерняя Пермь, 1981. 17 февраля.

Стерн Я. Из ясной поляны в Чердынь // Молодая гвардия. 1977. 2 марта.

Михайлюк В. М. Пермский лексион. Пермь, 2001.

Верхоланцев В. С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь, 1994.

Комментарии в сб. «В лампаде камских вод звезда» (Пермь, 2002).

Дергачёв И. А. писательница старого Прикамья // Кирпищикова А. как жили в Куморе. Пермь, 1987.

Проскурнина М. // Словцова-Камская Е. А. Любовь или дружба? Пермь, 1990.

Власова Е. С. А. Ильин // Там же. С. 206-207.

Гинц С. М. Василий Каменский. Пермь, 1984.

Абашева М. Нина Горланова // Горланова Н. Вся Пермь. Пермь, 1996.

Долгих Т. Основные мотивы романа А. Иванова «Географ глобус пропил» // Филолог. 2004.N 4.

Ребель Г. «Пермское колдовство», или роман о Парме Алексея Иванова // Филолог. 2004. N 4.

Чёрных А. В. Основные этапы этнической истории Прикамья в ХVII-начале ХХI вв. // Этнический мир Прикамья. Библиографический указатель. Пермь, 2003.

Русские писатели в стихах поэтов Прикамья: дидактические материалык урокам литературы. Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2004.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы.
1. Написать реферат на одну из предложенных тем

♦Семантическое пространство пермского фольклора.

♦Пермь:реальность и мифы

♦Пермские писатели о детях и для детей.

♦Юрий Верховский – поэт, философ, просветитель.

♦Особенности прикамского русского фольклора.

♦Стратегии поведения писателей: из Перми в Москву (А, Королёв, Л. Юзефович); из Перми в Пермь (Н. Горланова).

2. Составьте литературную карту Перми и/или Пермского края, Суксуна или Суксунского района

3. Предложите свой проект литературного музея Перми или Суксуна

4. Сделайте обзор одного из номеров альманаха «Литературная Пермь».

5. Подготовьте и проведите презентацию книги одного из современнвых пермских писателей или поэтов.

6. Приготовьте вопросы для интервью с одним из современных пермских писателей или поэтов.

7. Составьте сборник «Антология уральской литературы».

8. Назовите «знаковых», как вам кажется, современных пермских писателей. Аргументируйте свой ответ.

9. Ответьте на следующие вопросы:

♦Строгановы, Демидовы,Лазаревы – кто они? Какую роль можно отвести этим семейным кланам в экономическом и культурном развитии прикамского региона?

♦Кто из больших русских писателей и поэтов ХIХ в. Прославил пермский край?

♦Почему Б. Пастернак называет Пермь в своём романе «Доктор Живаго» Юрятиным?

♦Проинтерпретируйте понравившиеся и запомнившиеся строки поэтов Урала о Каме. Что в них кажется вам наиболее художественно значимым?

♦ «Пермская поэтосфера» - что это такое, с вашей точки зрения?

♦Кого из современных прозаиков Перми вы порекомендовали бы для чтения своему сверстнику, живущему в другом регионе России?

Уровень реализации программы
Лист индивидуального развития

Ф.И

Вид контроля

Результат

1.Абрарова Евгения

Презентация

низкий




Тест







Реферат







Проект




2.Вилисова Кристина

Презентация

средний




Тест







Реферат







Проект




3Гусева Ангелина

Презентация

средний




Тест







Реферат







Проект




4 Долгих Илья

Презентация

средний




Тест







Реферат







Проект




5.Дзадзамия Яна

Презентация

средний




Тест







Реферат







Проект




6Елыкова Ирина

Презентация

средний




Тест







Реферат







Проект




7.Коклемин Алекс

Презентация

высокий




Тест







Реферат







Проект




8.Коряков Александр

Презентация

высокий




Тест







Реферат







Проект




9.Константинов И

Презентация

средний




Тест







Реферат







Проект




10.Петухов Серг.

Презентация

высокий




Тест







Реферат







Проект




11.Серебренникова П

Презентация

низкий




Тест







Реферат







Проект




12.Хахилева Дарья

Презентация

высокий




Тест







Реферат







Проект




13. Чебыкина Дарья

Презентация

средний




Тест







Реферат







Проект




14. Митракова Любовь

Презентация

средний




Тест







Реферат







Проект




15. Мерзляков Егор

Презентация

средний




Тест







Реферат







Проект






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня востребовано самой жизнью, и внедрение данного кружка носит актуальный и современный характер. Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» iconС. Н. Дружкова по противодействию экстремизму Проблема, которая вынесена...
Проблема, которая вынесена сегодня на обсуждение, к большому сожалению, уже давно не носит локальный характер. И за время, которое...
Пояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня востребовано самой жизнью, и внедрение данного кружка носит актуальный и современный характер. Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» iconСеминара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента...
Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,...
Пояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня востребовано самой жизнью, и внедрение данного кружка носит актуальный и современный характер. Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» iconПояснительная записка
Программа элективного курса «Химия и медицина» предназначена для учащихся 9 классов и носит межпредметный характер
Пояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня востребовано самой жизнью, и внедрение данного кружка носит актуальный и современный характер. Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» iconПояснительная записка важная роль в процессе обучения и воспитания...
Изучение курса «Краеведение» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы...
Пояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня востребовано самой жизнью, и внедрение данного кружка носит актуальный и современный характер. Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» iconПояснительная записка к курсу «краеведение»
Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального...
Пояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня востребовано самой жизнью, и внедрение данного кружка носит актуальный и современный характер. Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» iconПояснительная записка
Витамины круглый год предназначена для учащихся 9-х классов и носит межпредметный характер. Содержание курса расширяет кругозор учащихся...
Пояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня востребовано самой жизнью, и внедрение данного кружка носит актуальный и современный характер. Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» iconСтруктура программы пояснительная записка содержание и структура...
Изучение курса базируется на научных положениях современной общей и частной методике обучения математике в средней общеобразовательной...
Пояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня востребовано самой жизнью, и внедрение данного кружка носит актуальный и современный характер. Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» iconПояснительная записка Приказом Департамента образования, науки и...
«Географическое краеведение», содержащий сведения о рельефе местности, почве, геологическом строении, водных путях, флоре, фауне,...
Пояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня востребовано самой жизнью, и внедрение данного кружка носит актуальный и современный характер. Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент...
География наука, изучающая закономерности процесса освоения пространства. Участие в нем – основное направление эволюции географии...
Пояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня востребовано самой жизнью, и внедрение данного кружка носит актуальный и современный характер. Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» iconПояснительная записка Современный период общественного развития характеризуется...
Икт. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета...
Пояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня востребовано самой жизнью, и внедрение данного кружка носит актуальный и современный характер. Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» iconПояснительная записка Современный период общественного развития характеризуется...
Икт. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета...
Пояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня востребовано самой жизнью, и внедрение данного кружка носит актуальный и современный характер. Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» iconПояснительная записка рабочая программа по окружающему миру составлена на основе
Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего...
Пояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня востребовано самой жизнью, и внедрение данного кружка носит актуальный и современный характер. Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» iconПояснительная записка Программа кружка направлена на познание окружающей...
Формирование активной экологической позиции на основе использования краеведческих знаний
Пояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня востребовано самой жизнью, и внедрение данного кружка носит актуальный и современный характер. Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» iconПояснительная записка Перечень тем для подготовки выпускниками экзаменационных...
Роль и значение предпринимательской деятельности в жизни общества. Развитие института малого бизнеса в России и в регионе
Пояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня востребовано самой жизнью, и внедрение данного кружка носит актуальный и современный характер. Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» iconПояснительная записка Перечень тем для подготовки выпускниками экзаменационных...
Возможности текстового процессора Microsoft Word для оформления результатов работы с информацией
Пояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня востребовано самой жизнью, и внедрение данного кружка носит актуальный и современный характер. Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» iconАктивизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках...
Современные уроки отличаются яркой интегративностью, инновационностью используемых методов обучения при опоре на стандартные. Сущность...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск