Скачать 177.03 Kb.
|
Пояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня востребовано самой жизнью, и внедрение данного кружка носит актуальный и современный характер. Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» даёт возможность системного изучения региональной литературы в школе. Целью кружка: знакомство со спецификой литературного процесса в Прикамье, с богатством его художественных традиций. Предметом изучения в данном кружке стали произведения талантливых пермских прозаиков и поэтов прошлого и настоящего: А. Кирпищиковой, Ф. Решётникова, М. Осоргина, В. Капильди, Н. Горлановой, В. Киршина, А. Иванова и др. хронологический принцип подхода к материалу позволит сформировать у школьников целостное впечатление о развитии региональной литературы, об особенностях в литературной и культурной жизни Прикамья. Важным разделом кружка является тот, в котором предполагается знакомство со страницами творчества известных русских писателей, судьбы которых оказались связанными с пермским краем. Школьники узнают о «пермском» периоде в судьбе и творчестве А. Радищева, Ф. Достоевского, А. Чехова, Б. Пастернака, В. Шаламова, В. Астафьева и др., что позволит им установить связь между явлениями в «большой» общероссийской и региональной литературе. Изучение произведений этих авторов даст основание для формирования серьёзных представлений об особенностях изображения Урала этими писателями, которые преломили их индивидуальное восприятие природы, истории, уклада края. Программа кружка включает в себя и национальный региональный компонент (знакомство с коми-пермяцким фольклором и литературой). Это позволит сформировать у учащихся представление о Прикамье как о своеобразном и неповторимом социокультурном регионе. Кружок «Литературное краеведение» имеет своей целью совершенствование гуманитарного образования школьников. Кружок будет способствовать повышению их общей и филологической культуры, расширению их знаний о развитии культуры региона в ХIХ, ХХ, ХХI вв. многоаспектное изучение литературы Прикамья сформирует и укрепит у учащихся живой интерес к культурным событиям Пермского края, к его литературе и искусству. Возраст детей: 15-16 лет. Срок реализации: 1 год Формы работы: лекции, беседы, просмотры фильмов, презентации, проектная деятельность. Ожидаемый результат: составление проектов, презентаций, рефератов. Подведение итогов: творческий отчет. Учебно-тематический план
СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение. (Лекц.-2 ч., практ.-2 ч.) литературное и культурное краеведение – что это такое? Из истории Перми. Пермь как место, как земля и город. Из истории изучения культуры региона. Научная и исследовательская деятельность П. Богословского, М. Генкель, М. Ожеговой, И. Зырянова, В. Абашеева, И. Подюкова и др. деятельность фондов по изучению культурыи истории региона (фонд «Юрятин»; общество «Мемориал» и др.). экология культуры Прикамья: история и культура края в фильме Б. Зиф «Усолье Строгановское». 2. Пермь в путевых очерках русских писателей ХVIII, ХIХ вв. (Лекц. – 1 ч., практ. – 1 ч.) «Дневник путешествия в Сибирь» и «Записки путешествия из Сибири» А. Радищева: социологические наблюдения, «телеграфичность» стиля. «Записки» Ф. Вигеля: публицистическое и художественное начало в произведении. Урал и Кама в «Поездках к переселенцам» Г. Успенского. «Дорожные записки» П. Мельникова-Печёрского. Письма А. Чехова о пребывании в Перми. 3. Пермь в судьбе и творчестве русских поэтов и писателей ХIХ-ХХ вв. (Лекц. – 2ч., практ. – 2 ч.) «Пермские» фрагменты в биографии писателей ХIХ века: В. Жуковский в Перми; А, Пушкини Урал;Ф, Достоевский о Перми и Урале; пермские адресаты Л, Толстого; А, Чехова о Перми. Пермь и трагические судьби писателей ХХ века (В, Шаламов, О, Мендельштам и др.). «Пермские страницы в творчестве Ю, Тынянова («Господин Очёр»). Пермь в судьбе и творчестве Б. Пастернака. Пермь-Юрятин, Юрятин-Пермь: образ Перми в романе Б.Пастернака «Доктор «Живаго». В. Астафьев и Урал. 4.Пермские писатели ХIХ века. (Лекц.-3ч., практ.– 3 ч.) А. А. Кирпищикова как представительница демократической литературы 1860-х гг. Тема горнозаводского Урала в творчестве писательницы. К. А. Соловцова и её время. Проблемы женской эмансипации в публицистике и художественных произведениях Е. А. Соловцовой-Камской. Ф. М. Решётников. Творческая биография писателя. Этнографический очерк «Подлиповцы»: пейзаж и города Прикамья. 5. Пермская литература начала ХХ века. (Лекц.-3ч., практ.-3ч.) Пермь начала ХХ века в стихотворных и прозаических фельетонах С. Ильина («Песня о ныробском узнике»). Кама в поэтическом мире В. Каменского. Повесть В. Каменского «Землянка»: звучание мотива земли в произведении. «Пермский европеец. Вехи судьбы М. Осоргина. Пермь в судьбе и творчестве М. Осоргина. Думы об Урале в эмиграции (1922-1942 год). «Времена вершинная книга в мемуарной литературе русского зарубежья. Кама в художественном мире М. Осоргина: мифопоэтические истоки образа. Уральская провинция в мемуарной прозе писателя (рассказы «Кама», «Егошиха», «Поэт», «В юности», очерк «Земля» и др.). 6. Пермская «поэтосфера». (Лекц.-5 ч., практ.-3ч.) Пермская «поэтосфера» поэты-«шестидесятники» (В. Болотов, А. Гребнёв, В. Радкевич и др.); поколение 1980-х (В. Капильди, В. Дрожащих, В. Лаврентьев); молодая поэзия Перми (А. Колобянин, Д. Данской, П. Чечёткин и др.). 1. Лирика Алексея Решетова: основные мотивы, особенности лирического «я». В. Болотов: общечеловеческое звучание лирики. В. Радкевич: история и природа Урала в творчестве поэта. 2. Образ Перми в творчестве В. Капильди, В. Лаврентьева, В. Дрожащих, Ю. Беликова. Поэзия тридцатилетних: А. Колобнин, Д. Данской и др. Павел Чечеткин: особенности поэтической самоидентификации в сборнике «Небесный заяц». «Возвращение» Бориса Гашева – выход в свет посмертного сборника «Невидимка». Роль и место сборников «Современная уральская поэзия. Антология» (выпуски I,II) в истории литературы Прикамья. 3. «Женская» лирика Прикамья: сборник «Княженика»; творчество Б.Зиф, К.Гашевой. «Тайны мастерства».(Н.Горланова, В.Киршин, А.Иванов, П.Чечеткин и др.) Литературный портрет Н.Горлановой. Автобиографичность прозы Н.Горлановой: «Роман воспитания», роман-монолог «Нельзя. Можно. Нельзя». Бытовое и бытийное в сборниках рассказов Н.Горлановой «Вся Пермь», «Дом со всеми неудобствами». Нравственная проблематика произведений Т.Соколовой в сборнике «Другой трамвай». Рассказы В.Киршина: тематические особенности, своеобразие поэтики. Роман А.Иванова «Чердынь – княгиня гор»: взгляд на историю Прикамья. «Пермское» в романе А.Иванова «Географ глобус пропил». 7. Фольклор и литература народов Прикамья. (Лекц.-2 ч., практ.-2 ч.) коми-пермяцкие легенды и мифы о Кудым-Оше и Пере-богатыре. Фольклор коми-пермяков и его обработка в творчестве современных пермских писателей и поэтов («Сказания о Кудым-Оше» А. Домина; «Сердце Пармы» А. Иванова). Коми-пермяцкие были и небылицы, записанные и лбработанные Василием Климовым в книге «Дерево с оконцем» (Кудымкар, 2003). Коми-пермяцкая поэзия сегодня. Своеобразие тем и мотивов в сборнике В. В. Климова «С осенью под руку» (Кудымкар, 2003). «Литературное Прикамье» в выставочном зале Пермского краеведческоо музея. Литература. Источники художественных текстов Радищев А.Н. Записки путешествия в Сибирь. Дневник путешествия из Сибири // Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. Т.З.М., 1965. Вигель Ф.Ф. Записки // Родное Прикамье. Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 7-9 классов. Автор-составитель Д.А. Красноперов. Пермь, 2003. Мельников-Печерский П. Дорожные записки // Родное Прикамье. Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 7-9 классов. Автор-составитель Д.А. Красноперов. Пермь, 2003. Успенский Г. Поездки к переселенцам // Успенский Г. Собрание сочинений. -М., 1957. Т.8. Чехов А.П. Собрание сочинений в 12 томах. Т.11 и 12. Письма. М., 1956. Пастернак Б. Стихотворения об Урале // В лампаде камских вод звезда. Пермь, 2002. Пастернак Б. Доктор Живаго. Пермь, 1998. Шаламов В. Вишера. М., 1998. Мандельштам О. Кама // Зона. Пермь, 1998. Тынянов Ю. Господин Очер // Родное Прикамье. Учебная хрестоматия по литературному краеведению для классов. Автор-составитель Д.А. Красноперов. Пермь, 1997. Астафьев В. Веселый солдат // Новый мир. 1998. № 5,6. Русские писатели в стихах поэтов Прикамья. Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2004. Кирпищикова А.А. Как жили в Куморе. Пермь,1987. Словцова-Камская Е.А. Любовь или дружба? Пермь, 1990. Решетников Ф.М. Подлиповцы. – М., 1987. Каменский В. Стихи. Пермь, 1986. Осоргин М. Мемуарная проза. Пермь, 1992. Решетов Л. Иная речь. Пермь, 1996. Решетов А. Овен. Екатеринбург, 2003. Болотов В. В 20 веке в сентябре. Пермь, 1989. Кальпиди В. Запахи стыда. Пермь, 1999. Горланова Н. Дом со всеми неудобствами. М., 1998. Дерево с оконцем. Кудымкар, 2003. Современная уральская проза. Антология. Челябинск, 1997. Юзефович Л. Казароза. 1920-1975. М.: Зебра Е; ЭКСМО; Деконт +, 2002. Королев П. Быть Босхом // Знамя. 2004. № 2. Учебная литература Литература по проблемам курса Абашеев В.В. Пермь как текст. Пермь, 1999. Литература Урала. Екатеринбург, 1998. Татаринцев А. Пермские знакомства // Татаринцев А. Радищев в Сибири. М., 1977. Никитин А. Пушкин и Урал. Пермь, 1984. Красноперов Д. Достоевский в Перми // Вечерняя Пермь, 1981. 17 февраля. Стерн Я. Из ясной поляны в Чердынь // Молодая гвардия. 1977. 2 марта. Михайлюк В. М. Пермский лексион. Пермь, 2001. Верхоланцев В. С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь, 1994. Комментарии в сб. «В лампаде камских вод звезда» (Пермь, 2002). Дергачёв И. А. писательница старого Прикамья // Кирпищикова А. как жили в Куморе. Пермь, 1987. Проскурнина М. // Словцова-Камская Е. А. Любовь или дружба? Пермь, 1990. Власова Е. С. А. Ильин // Там же. С. 206-207. Гинц С. М. Василий Каменский. Пермь, 1984. Абашева М. Нина Горланова // Горланова Н. Вся Пермь. Пермь, 1996. Долгих Т. Основные мотивы романа А. Иванова «Географ глобус пропил» // Филолог. 2004.N 4. Ребель Г. «Пермское колдовство», или роман о Парме Алексея Иванова // Филолог. 2004. N 4. Чёрных А. В. Основные этапы этнической истории Прикамья в ХVII-начале ХХI вв. // Этнический мир Прикамья. Библиографический указатель. Пермь, 2003. Русские писатели в стихах поэтов Прикамья: дидактические материалык урокам литературы. Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2004. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы. 1. Написать реферат на одну из предложенных тем ♦Семантическое пространство пермского фольклора. ♦Пермь:реальность и мифы ♦Пермские писатели о детях и для детей. ♦Юрий Верховский – поэт, философ, просветитель. ♦Особенности прикамского русского фольклора. ♦Стратегии поведения писателей: из Перми в Москву (А, Королёв, Л. Юзефович); из Перми в Пермь (Н. Горланова). 2. Составьте литературную карту Перми и/или Пермского края, Суксуна или Суксунского района 3. Предложите свой проект литературного музея Перми или Суксуна 4. Сделайте обзор одного из номеров альманаха «Литературная Пермь». 5. Подготовьте и проведите презентацию книги одного из современнвых пермских писателей или поэтов. 6. Приготовьте вопросы для интервью с одним из современных пермских писателей или поэтов. 7. Составьте сборник «Антология уральской литературы». 8. Назовите «знаковых», как вам кажется, современных пермских писателей. Аргументируйте свой ответ. 9. Ответьте на следующие вопросы: ♦Строгановы, Демидовы,Лазаревы – кто они? Какую роль можно отвести этим семейным кланам в экономическом и культурном развитии прикамского региона? ♦Кто из больших русских писателей и поэтов ХIХ в. Прославил пермский край? ♦Почему Б. Пастернак называет Пермь в своём романе «Доктор Живаго» Юрятиным? ♦Проинтерпретируйте понравившиеся и запомнившиеся строки поэтов Урала о Каме. Что в них кажется вам наиболее художественно значимым? ♦ «Пермская поэтосфера» - что это такое, с вашей точки зрения? ♦Кого из современных прозаиков Перми вы порекомендовали бы для чтения своему сверстнику, живущему в другом регионе России? Уровень реализации программы Лист индивидуального развития
|
С. Н. Дружкова по противодействию экстремизму Проблема, которая вынесена... Проблема, которая вынесена сегодня на обсуждение, к большому сожалению, уже давно не носит локальный характер. И за время, которое... | Семинара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента... Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,... | ||
Пояснительная записка Программа элективного курса «Химия и медицина» предназначена для учащихся 9 классов и носит межпредметный характер | Пояснительная записка важная роль в процессе обучения и воспитания... Изучение курса «Краеведение» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы... | ||
Пояснительная записка к курсу «краеведение» Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального... | Пояснительная записка Витамины круглый год предназначена для учащихся 9-х классов и носит межпредметный характер. Содержание курса расширяет кругозор учащихся... | ||
Структура программы пояснительная записка содержание и структура... Изучение курса базируется на научных положениях современной общей и частной методике обучения математике в средней общеобразовательной... | Пояснительная записка Приказом Департамента образования, науки и... «Географическое краеведение», содержащий сведения о рельефе местности, почве, геологическом строении, водных путях, флоре, фауне,... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент... География наука, изучающая закономерности процесса освоения пространства. Участие в нем – основное направление эволюции географии... | Пояснительная записка Современный период общественного развития характеризуется... Икт. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета... | ||
Пояснительная записка Современный период общественного развития характеризуется... Икт. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета... | Пояснительная записка рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего... | ||
Пояснительная записка Программа кружка направлена на познание окружающей... Формирование активной экологической позиции на основе использования краеведческих знаний | Пояснительная записка Перечень тем для подготовки выпускниками экзаменационных... Роль и значение предпринимательской деятельности в жизни общества. Развитие института малого бизнеса в России и в регионе | ||
Пояснительная записка Перечень тем для подготовки выпускниками экзаменационных... Возможности текстового процессора Microsoft Word для оформления результатов работы с информацией | Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках... Современные уроки отличаются яркой интегративностью, инновационностью используемых методов обучения при опоре на стандартные. Сущность... |