Скачать 208.77 Kb.
|
Доклад члена Общественной палаты Республики Татарстан С.Н. Дружкова по противодействию экстремизму Проблема, которая вынесена сегодня на обсуждение, к большому сожалению, уже давно не носит локальный характер. И за время, которое ушло на подготовку данного мероприятия мы имели возможность наблюдать, к чему может привести неверная оценка тяжести и последствий данного вопроса. Речь пойдет об экстремизме, как о многогранном и очень не простом явлении, о причинах его возникновения на территории РФ, об угрозе национальной безопасности, которую он несет, и о возможных мерах его профилактики. Свой доклад мы условно поделим на два аспекта – теоретический и практический. Необходимость теоретической составляющей обуславливается тем, что подход к толкованию экстремизма, несмотря на наличие нормативной базы, остается в определенной степени открытым, а само понятие экстремизм трактуется законодателем неоднозначно. То есть теория нам нужна для того, чтобы мы говорили об одном и на одном языке. Итак, экстремизм, от лат. еxtremus – крайний. По версии Парламентской Ассамблеи Европы (ПАСЕ)
В толковом словаре Ушакова экстремизм – это «склонность, приверженность к крайним взглядам и мерам, преимущественно в политике». Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года, дает следующее определение экстремизму – «экстремизм» - какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства , а равно насильственно посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством сторон. В ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002г. №114-ФЗ (в дальнейшем закон об экстремизме) понятие «экстремизм» трактуется значительно шире, а именно: Экстремистская деятельность (экстремизм)-
24.07.2007г. - Президентом РФ был утвержден Федеральный Закон о №211 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму», который в частности расширяет понятие экстремистской деятельности (экстремизма), а именно, вносит в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №30, ст.3031; 2006, №31, ст. 3447, 3452; 2007, №21, ст. 2457) следующие изменения:
«1. Экстремистская деятельность (экстремизм):
Для более полного анализа мы рассмотрели как понятие «экстремизм» трактуется в Законе Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» (от 18.02.2005 №31) и Законе Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» (от 07.01.2007 203-3) и сделали ряд обобщающих выводов: Во-первых – отсутствует четкое определения экстремизма, позволяющее трактовать его однозначно. В контексте рассмотрения проблемы в межгосударственном масштабе такая ситуация недопустима. Во-вторых – в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В его новой редакции признаки многих деяний представлены весьма расплывчато. Например, что понимается под возбуждением социальной, религиозной розни? В-третьих – исходя из внесенных поправок в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», можно сделать вывод о незаконченности данного документа, так как нет никаких гарантий, что в понятие «экстремизм» не попадут новые квалифицирующие признаки. Все это требует более четкой проработки , как на уровне внутренних нормативно-правовых актов, так и в международном аспекте. Подведя итог теоретической части, мы плавно перешли к части практической. В конце 2008г. в МВД РФ появилось новая организационная структура – Департамент по противодействию экстремизму. Создана она была на основе подразделений по борьбе с терроризмом, Департамента по борьбе с организованной преступностью расформированного на тот момент. С чем это было связанно? Согласно анализу статистических данных ГИАИ, МВД России за период 2004- 2008 гг. наблюдался спад террористической деятельности на территории РФ и рост проявлений экстремизма (так по ст. 205 УК РФ (терроризм) сократилось в 26 раз (с 265 до 10) и одновременно в 3,5 раза (со 130 до 460) выросло число зарегистрированных преступлений экстремистской направленности. То есть проблемы противодействия экстремизму вышли на передний край. Республика Татарстан, естественно не осталась в стороне и 1 декабря 2008 года в МВД Татарстана был образован центр по противодействию экстремизму. А в декабре 2009 года по инициативе МВД и Кабинета Министров РТ была утверждена целевая программа по профилактике терроризма и экстремизма в РТ на 2009-2011 г. (постановление №956). Мы сделали запрос в ряд министерств и ведомств о ходе выполнения заложенных в программе мероприятий, в части их непосредственной компетенции. Следует отметить, что наиболее оперативно и развернуто отреагировали Министерство образования и науки РТ и Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям. Так же были получены ответы от Академии наук РТ и Управления Президента РТ по взаимодействию с религиозными объединениями. К сожалению, мы не можем констатировать полную удовлетворенность от полученных ответов, в виду декларативности некоторых из них. Тем не менее, несмотря на общую напряженность в целом, ситуация по Республике Татарстан в вопросах связанных с проявлениями экстремизма выглядит удовлетворительно. Более того, как заявил председатель ПАСЕ Мевлют Чувушоглу. «Мирное сосуществование религий, которое я увидел в Казанском Кремле, - это то, что мы должны видеть повсюду». Хотим подчеркнуть, что речь не идет о статистических данных, но в первую очередь о ситуации которую можно оценить с гражданской точки зрения. А это не менее важно, нежели статистика, ибо не статистика выводит обывателя на улицу, а социальная напряженность и ее видимые проявления. Основными факторами, способствующими росту социальной напряженности, в последние годы является нарастание кризисных проявлений, снижение реальных доходов граждан страны при сохраняющемся росте тарифов ЖКХ, цен на продукты питания, лекарства, транспортные услуги. На этом фоне закономерно наблюдается усиление протестных настроений в обществе и рост числа экстремистских проявлений. Протестные акции обретают более организованный характер, возрастает количество их участников, активно вовлекаются в протестную деятельность социально незащищенные слои населения. Мы полагаем, что в ближайшее время следует ожидать увеличения числа несанкционированных общественных мероприятий вследствие повышения налоговой бремени и обсуждения ряда ФЗ (в частности закон «Об образовании»). Безусловно, протестные движения попытаются взять под свой контроль лидеры организаций правового толка и спрогнозировать вероятность перехода протестных акций в деструктивные мы не беремся. Тем более, что нас в большей мере интересует не количественная составляющая, а качественная. Достаточно вспомнить события на Манежной площади, чтобы понять, что одна такая ситуация по своей разрушительной силе может быть сопоставима с десятком маршей несогласных. Мы не случайно упомянули декабрьские события в Москве. Прошло время и уже можно сделать некоторые выводы, основываясь на обработанной информации. Ксенофобия добралась до чистых офисов, аудиторий престижнейших вузов страны и средних школ. Но, что самое страшное – на улицу вышли молодежь и подростки. Ниже будут приведены интервью с участниками событий на Манежной площади, которые были опубликованы в журнале «Русский Репортер». Респонденты молодые люди, неискушенные в политических интригах и не строящие себе карьеру на почве национализма. Интервью №1
Да, я очень часто размышляю и высказываю свою точку зрения людям. Да, я также готов взять в руки нож и применить его, если ко мне пристанут. Я воин, потому что я готов за свою родину поднять руку и оружие. Интервью№2
Безусловно, нет никаких оснований считать, что эти высказывания отражают взгляды всей рассматриваемой возрастной категории, но то количество молодежи, которое принимало участие в деструктивных акциях в одном конкретном городе, (а это, между прочим, не просто город, но и столица нашей страны) позволяет сделать очень тревожное заключение – на данном этапе развития Нашего гражданского общества, в Нашем правовом (как закреплено в Конституции РФ) государстве, есть целое поколение, готовое к экстремистским действиям того или иного вида. И причины этой ситуации очевидны – разрушение социалистической идеологии привело к утрате жизненных ориентиров. Вместо тоталитарного идеологического воспитания государство не предложило молодежи ничего взамен. Информационный поток, захлестнувший Россию в последние годы, открыл для молодых людей другой образ жизни и образ мыслей, более свободный от запретов, но без определенных морально - нравственных ценностей, и наконец, как говорит директор центра социально-психологической адаптации и развития подростков, Вячеслав Мокичев: «Это мы, взрослые, сами создали для подростков эту самую нишу национализма. Мы сами позвали их сыграть в эту игру. Мы сами произнесли это слово – национализм. Старушки у подъезда, акции «России молодой», криминальная хроника, сайты всяких патриотических организаций – это не где-то шепотом говорится. Это детям в уши льется каждый день». Сложившаяся ситуация позволяет говорить о существовании молодежного экстремизма как явления присущего современному российскому обществу. Как выходить из этой ситуации сейчас сказать очень сложно. Безусловно, здесь требуется серьезнейшая деятельность правоохранительных органов по работе с группой риска и теми объединениями и лицами, кто уже стоит на учете. Профилактическая работа со стороны образовательных учреждений, работа в семье. Но самое главное на наш взгляд, должна быть сформирована адекватная государственная молодежная политика, базирующаяся не на утопических идеях, но на реалиях и истинных человеческих ценностях. Понятие Родины и патриотизма необходимо привести в их истинное соответствие, без лукавства и заигрываний. Говоря об основных направлениях государственной политики касательно обсуждаемой проблемы, мы подошли к вопросу о межнациональной стратегии, реализуемой в нашей стране. Принято считать, что человечеству известно две основные стратегии решения национального вопроса – стратегия мультикультурного общества и стратегия смешения. В первом случае речь идет о сожительстве национальных культур в рамках одного государства, в достаточной степени изоляции друг от друга. Во втором случае – о некоем симбиозе, взаимопроникновении кровей и культур. В чистом виде, мы вряд ли найдем реализацию одной из этих стратегий – максимально приближенно, пожалуй, можно назвать США с пресловутой американской мечтой, как пример симбиоза, и Канаду, как пример мирного сожительства. Россия всегда представляла собой, довольно таки, удачное сочетание обеих стратегий. Достаточно вспомнить СССР, чтобы убедиться в этом – при развитии всех национальных культур, тем не менее, присутствовало безоговорочное вовлечение в одну общую идею, наличие единых базовых ценностей. На данном этапе мы наблюдаем кризис национальной политики в России и отсутствие какого-либо приемлемого ответа на поставленный вопрос. Более того, нет единого органа, который бы координировал национальную политику. Формально вопрос находится в ведении межрегиона, но на деле так или иначе этим занимаются 15 министров и ведомств. В этой ситуации мы полностью согласны с позицией главы межрегиона Виктором Басаргиным, который говорит о создании такого межведомственного координационного органа на уровне правительственной комиссии. Одна из проблем профилактики националистического экстремизма – это возможность интеграции в общероссийскую идентичность, то есть гипотетически, возможность существует всегда, но привлекательность ее в глазах этнических групп и диаспор выглядит сомнительно. Дабы не быть голословным, приведем высказывание, прозвучавшие от одного из членов Российского конгресса Народов Кавказа – «Вот вы хотите, чтобы мы интегрировались, а мы приезжаем и не видим, куда интегрироваться. Русские теряют свою традиционную культуру – рэп, хип-хоп, девочки с пивом и сигаретами. Русский народ был скелетом, сейчас его пытаются удалить». Для справки – РКНК считается самой влиятельной кавказской организацией в России, призванной способствовать интеграции выходцев с Кавказа. Может быть, в этом и есть сермяжная правда? Ведь собственно, если провести параллель с выступлениями русских националистов, то можно обнаружить одну очень важную общую деталь – все это заставляет задуматься и задуматься серьезно. Безусловно, мы имеем проблему, которую государству необходимо решать в кротчайшие сроки, но начинать нужно с каждого из нас и неважно какой мы национальности – важно, хотим мы что-то изменить или нет, в себе, в обществе, в мире. Есть право и мораль, и там, где не справляется право, должна работать мораль. Пока же между строк прочитывается идея – нужно становиться сильными – становитесь сильными, и тогда вас все будут уважать. Но следуя такой логике, общество обречено на поражение – государству, для его успешного функционирования, предпочтительней иметь сильную нацию, но не сильные этнические группы. Об этом на выездном заседании, в Республике Башкортостан четко дал понять глава государства Дмитрий Медведев – «Наша задача заключается в том, чтобы создать полноценную российскую нацию при сохранении идентичности всех народов населяющих нашу страну». Экстремизм, как мы уже отметили выше, понятие очень многогранное, и рассмотреть его в рамках одного доклада практически невозможно, для этого нужен, как минимум, цикл лекций. Сегодня разговоры не о теоретических глубинах, а о том, что лежит на поверхности, с чем мы, так или иначе, сталкиваемся каждый день – и одно из этих проявлений – так называемый религиозный экстремизм. В России на протяжении четырех поколений преследовались любые религиозные проявления. В результате большинство народа оказалось религиозно неграмотным. У многих накопилась естественная жажда духовности и потребность религиозной жизни. Когда же были сняты запреты на религиозное воспитание, традиционные религии не располагали подготовленными миссионерами и религиозной литературой. Все это позволило практически беспрепятственно «овладеть» душами россиян, специально подготовленными представителями нетрадиционных новых религиозных движений. Большинство этих движений целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну традиционным религиям, веками, существовавшими в нашей стране. Подобные религиозные движения выделяются в понятие - деструктивное религиозное объединение (ДРО). ДРО – это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности, а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом. Как синоним термина ДРО часто используют термин тоталитарная секта. В научной и религиозной среде также используются термины «псевдорелигиозные секты», «псевдорелигиозные организации». Для понимания различий между тоталитарными сектами и обычными церквями можно обраться к работе М. Вебера – «Хозяйство и общество». Различия между церковью и сектой, по М. Веберу
Как мы видим с теорией вроде бы все в порядке, есть и определенные нормативная база позволяющая установить деструктивность той или иной организации и признать материалы, распространяемые ими экстремистскими, и мы намеренно не акцентируем на этом внимание – оставим это специалистам. Но уже и без специальных данных четко видна тенденция укрепления деструктивных религиозных движений. Особенно остро это проявляется на Кавказе. Речь идет, прежде всего о направлениях салафитского толка, не смотря на принятый более 10 лет назад в Республике Дагестан закон «О запрете Ваххабитской и другой экстремистской деятельности». Но и на остальной территории РФ эти проявления тоже заметны. На территории РТ подобные проявления, к сожалению, имеют место, но многовековая традиция добрососедских межконфессиональных отношений и оперативная работа правоохранительных органов, позволяет нам чувствовать себя в достаточной степени спокойно. Но, еще раз подчеркнем, опасность усугубления экстремизма религиозной направленности достаточно высока. И дело даже не в том, какие движения принимают участие в этом процессе – христианского, мусульманского или иного толка, а в том, на кого, прежде всего, направлена их агитационная работа. И снова фокус группой является молодежь. Неокрепшие умы, отсутствие должной теоретической и духовной подготовки, да и просто высокая подверженность влиянию, позволяет достаточно легко, эмиссарам, набирать себе все большее число последователей. Есть определенные основания полагать, что в этом вопросе, ужесточение санкций в виде лишений свободы, независимо от сроков, вряд ли будет искомой панацеей. То есть это не значит, что нужно прекратить уголовное преследование деструктивных элементов. Дело в другом – необходимо четко понимать степень идеологизации того или иного лица привлекаемого к ответственности. Если на только что примкнувшего, но еще сомневающегося адепта, угроза лишения свободы может подействовать отрезвляюще, то на лицо в чьей голове уже достаточно плотно и навязчиво засели идеологические аспекты религиозной направленности, такая угроза не будет барьером, а как раз напротив, мало того, что он приобретает статус мученика, так еще и в качестве «бонуса» получает заведомо девиантную «паству» среди сокамерников. Эта ситуация напоминает миф о зубах дракона, посеяв которые, из одного вырастают пять. Неслучайно УДР при КМ РТ совместно с УФСИН РФ по РТ разработан комплекс мер регламентирующих порядок работы представителей религиозных конфессий в исправительных учреждениях, находящихся на территории Татарстана. «Основанием для активизации работы в данном направлении послужили поступающие в УДР при КМ РТ материалы, свидетельствующие о том, что в настоящее время в исправительных учреждениях УФСИН РФ по РТ находится достаточно большое количество осужденных исповедующих ислам. Среди данной категории лиц находятся осужденные за совершение преступлений террористического и экстремистского характера, в том числе имеющие опыт боевых действий в составе незаконных вооруженных формирований. Нередко указанные лица ведут среди осужденных пропаганду радикальных форм ислама, создавая тем самым условия для образования внутри исправительных учреждений экстремистских религиозных ячеек т.н. «джамаатов». В последнее время широкое распространение среди осужденных получили идеи нетрадиционного для России ислама – салафизма. В ряде случаев этому во многом способствует сами мусульманские проповедники, осуществляющие миссионерскую работу в исправительных учреждениях Татарстана». Следовательно, основное направление профилактической работы должно быть направлено на сферу идеологического воздействия, на корректную и очень тонкую работу в первую очередь в образовательных учреждениях. И главную роль в этой работе должны взять на себя с одной стороны представители традиционных конфессий, обладающие безупречными знаниями в своей области и навыками убеждения в тандеме с психологами и средства массовой информации с правоохранительными органами с другой. В этой связи вполне уместно поставить вопрос о специальной подготовки психологов в областях сопряженных с проявлениями экстремизма и создании специализированных центров оказания психологической помощи антиэкстремистской направленности в молодежной сфере. Информационные технологии и их доступность в современном мире, это еще одно «поле боя» в борьбе с экстремизмом. Социальные сети, сайты, чаты и форумы, к сожалению, практически не поддаются адекватному анализу в плане уяснения степени опасности. Экстремисты очень активно используют вышеупомянутые ресурсы, вовлекая в свои ряды все большее количество молодежи. Недооценивать интернет ресурсы в противодействия экстремизму, просто преступная недальновидность! Необходимо исправлять этот «пробел» как можно быстрее. За рубежом уже есть опыт осуждения интернет - экстремистов. Так в 2007 году в Великобритании знаковым событием стало осуждение на многолетние тюремное заключение лиц распространявших экстремистские взгляды посредством электронной почты и на радикальных сайтах. Отрадно отметить, что Республика Татарстан в этом плане снова выглядит достойно. В рамках реализации пункта 7 Программы с целью пропаганды веротерпимости, уважительного отношения к различным конфессиям, действующим на территории Татарстана, традиционным, культурным и духовным ценностям УДР при КМ РТ совместно с Министерством информатизации и связи РТ участвовало в создании на базе Российского исламского университета интернет - портала ( islam-portal.ru). данный интернет – ресурс по ряду основных параметров является первым в интернет – сообществе России. Сайт ориентирован преимущественно на освещение вопросов мусульманского богословия в традиционном для республики направлении т.е. в русле ханафитского мазхаба. Таким образом, были серьезно усилены пропагандитские возможности на территории всего русскоязычного сегмента всемирной сети Интернет. Отдельно нужно остановиться на СМИ. Российские СМИ в последнее время все чаще используют «язык вражды» провоцируя в частности «антимигранский» экстремизм. На уже упомянутом заседании в Уфе это отметил и глава Государства Дмитрий Медведев. С незавидной регулярностью стали появляться сообщения уголовной хроники, в которых делается акцент на не русской национальности преступников. Речь не идет о том, что нужно замалчивать подобные эпизоды, но правильно расставлять акценты, а не идти на поводу у «погони за сенсациями». Ответственность лежащая на СМИ колоссальная и все мы прекрасно понимаем, как казалось бы, безобидная, на первый взгляд, информация, поданная под специфическим соусом, может привести к катастрофическим последствиям. Наши дети практически ничего не знают о культуре соседей, но о террористических актах, крушениях национальных конфликтах и всем том, о чем с утра до вечера их кормит телевидение, они порой осведомлены лучше, чем мы с вами. Необходимо менять этот подход, менять имидж страны и общества , давать людям надежду и веру в завтрашний день теми ресурсами, какими СМИ обладают, или хотя бы переставить акценты. Нет сомнения, что в настоящее время экстремизм является одной из глобальных проблем, которые стоят не только перед Россией, но и перед всем человечеством. Поэтому России подписала Декларацию принципов толерантности, принятую 16 ноября 1995 года в Париже странами – членами ЮНЕСКО (в России данный нормативный акт носит название «Декларация принципов терпимости»). Данный акт декларирует, что воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключается их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. А наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание веротерпимости и миролюбия. Несомненно государство должно решать рассматриваемую нами сегодня проблему, принимать соответствующие политические, идеологические и нравственные меры, а также применять силу государственного принуждения в виде установления различного ряда санкций против экстремизма. Однако полагаться только на государственные меры недопустимо, ибо задача эта является комплексной, требующей скоординированных усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и общества, частью которого мы с вами и являемся! Член Общественной палаты РТ С.Н. Дружков При подготовке доклада были использованы:
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» №211 – ФЗ от 24.07.2007г.
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вопросы борьбы с наркоманией выходят сегодня на первый план. Проблема наркомании в России давно приняла характер эпидемии. Многие... | Пояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня... Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» даёт возможность системного изучения региональной литературы в школе | ||
Колачикова Ирина Владимировна Учитель географии моу сош №50 Использование Огромную роль в развитии школьников играет проектное обучение, которое носит преимущественно исследовательский характер | Сценарий мероприятия Каникулы, каникулы… о них мечтают дети, о них нередко и всерьез размышляют взрослые, детство которых уже ушло. И не менее эта тема... | ||
Имя царя, жившего так давно, что в это уже никто не верит? Животное, в которое была заколдована Кащеем Бессмертным прекрасная девушка(Лягушка) | Аслаханов А. А. Эволюция мирового терроризма / А. Проблема противодействия экстремизму и терроризму, формирование адекватного поведения человека сегодня, умение вести себя в экстремальных... | ||
Отчет о проделанной работе по комплексу мероприятий противодействию... Человек, чья фамилия подчеркнута, отвечает за полученное задание и координирует работу группы | Что делать, когда в школе продолжительное время нет Интернета? Интернета? Ведь в наше время уже невозможно жить без тех возможностей, которые нам дает Интернет. Сегодня надо чтобы каждый ребёнок... | ||
Оно Зигмунд Фрейд я и Оно «По ту сторону». Оно носит скорее характер синтеза, чем спекуляции, и ставит, как кажется, перед собою высокую цель. Но я знаю, что... | План работы моу «Средняя общеобразовательная школа №9» по противодействию... Контролирование посещаемости учащимися из проблемных семей спортивных секций, кружков | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Когда мы становимся взрослыми, то для нас начинается самый продолжительный урок длиною в жизнь. Мы вспоминаем эту перемену как самое... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная дополнительная программа «Художественная и декоративная отделка столярных изделий» художественно эстетического направления... | ||
Носит скорее философский характер, нежели чисто практический. Ответить... Для одних шахматы это просто игра, время препровождение, для других это спорт, соревнование, возможность проявить свой характер и... | II. Интернационализм и гуманизм русской литературы. 3- К сожалению, в наше непростое время кому-то выгодно разжигать национальную вражду, ссорить и сталкивать друг с другом целые народы.... | ||
Рецензия на проектную работу по экологии ученицы 11 класса ноу «Ломоносовская... Краткая характеристика работы: в данной работе представлен обзор вопросов, связанных с проблемами чистой питьевой воды. Раскрыта... | История возникновения и развития балалайки Народ чтит старинные обычаи и обряды, поет песни. И только, к большому сожалению, игра на инструментах все дальше и дальше уходит... |