Носит скорее философский характер, нежели чисто практический. Ответить на вопрос «Что такое шахматы» пытались многие известные люди: философы, артисты, ученые.





Скачать 103.41 Kb.
НазваниеНосит скорее философский характер, нежели чисто практический. Ответить на вопрос «Что такое шахматы» пытались многие известные люди: философы, артисты, ученые.
Дата публикации26.09.2014
Размер103.41 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Урок 1. Знакомство с шахматной игрой. Шахматная доска.

Наша первая тема носит скорее философский характер, нежели чисто практический. Ответить на вопрос «Что такое шахматы» пытались многие известные люди: философы, артисты, ученые. Для одних шахматы это просто игра, время препровождение, для других это спорт, соревнование, возможность проявить свой характер и испытать свое мышление. Для третьих – это искусство, позволяющее творить за доской необычайно красивые этюды.

Итак, шахматы – это настольная интеллектуальная игра, в которой соревнуются две стороны с имитацией военных действий и практически неисчерпаемым количеством вариантов.

Шахматная доска – это место, где проводится шахматная партия, то есть своеобразный полигон для ведения военных действий. Как сказали бы любители компьютерных стратегий «карта»

Доска выглядит так:

                                       

О шахматной доске можно сказать следующее:

  1. Всего на доске 64 клетки, из которых 32 «белые» и 32 «черные». Пишу в кавычках, так как на некоторых досках «белые» и «черные» клетки имеют совсем иные оттенки.

  2. Соответственно шахматная доска это квадрат 8 на 8 клеток.

  3. На шахматной доске НЕ работает одно из ключевых правил геометрии, заключающееся в том, что гипотенуза всегда длиннее катета. В шахматах они равны. Действительно с первой до последней линии всего 8 клеток , не важно считать по вертикали или по диагонали.  

  4. Обязательное условие расположения доски: первая клетка слева от играющего должна быть черной.

Теперь Вы знаете, что собой представляют в целом шахматы и как выглядит шахматная доска.
Урок 2. Шахматные фигуры. Расположение фигур на доске.

В шахматной партии принимает участие 6 видов фигур. Это:

1Король 
2.Ферзь 
3.Ладья 
4.Слон 
5.Конь 
6.  Пешка
В каждой армии соответственно по одному королю и ферзю, по две ладьи, два слона, два коня и по восемь пешек.

Получается у каждой стороны по 16 фигур в начале игры.

Всего на доске, соответственно 32 фигуры, то есть в начале партии занято ровно 50% всей доски.

Начальная позиция выглядит так:



Запомнить расположение фигур в начальной позиции достаточно просто – фигуры стоят симметрично. Путаница обычно происходит только в расположении короля и ферзя (их часто путают местами). Здесь важно запомнить только 1 правило: в начальной позиции ферзь стоит на поле своего цвета.

То есть белый ферзь в начальной позиции стоит на белой клетке, а черный ферзь соответственно на черной.

Очень важно запомнить, что когда одна фигура сбивает другую, она становится на клетку сбитой фигуры.

Потренируйтесь пару раз ставить на доске начальную позицию, научитесь различать фигуры по названию. Пока все логически просто, сложностей возникнуть не должно.

Теперь нужно научиться ходить этими фигурами и сбивать фигуры соперника. 
Урок 3. Как ходят фигуры? Пешка, конь.

Итак, начинается самое интересно – надо определить, как же можно совершать ходы фигурами.
В данном уроке мы рассмотрим две первые фигуры: пешку и коня.

Пешка


Ходят пешки только вперед. Это единственная фигура, которая НЕ может ходить и наносить удар назад или по горизонтали. Когда пешка находится в начальной позиции (2-я горизонталь для белых, 7-я для черных) своим первым ходом она может по желанию играющего пойти на одно или на два поля вперед.



После своего первого хода пешка передвигается только на одну клетку вперед за один ход.

Бить фигуры соперника пешка может на одну клетку вперед по диагонали вправо и влево



Таким образом, пешка ходит вперед, а бьет по диагонали на одну клетку. Это единственная фигура в шахматах которая ходит по одному правилу, а наносит удар по другому. У остальных фигур траектория хода и удара совпадает.  Ниже приведены две позиции. В позиции «A» белая пешка имеет целых четыре варианта хода: может пойти на одно или на два поля вперед, а также может ударить одну из черных фигур. В позиции «B» пешка не имеет ни одного возможного хода – впереди стоит пешка соперника, и нет фигур, которые можно ударить



A

B





С пешкой связано одно из самых интересных правил в шахматах – правила превращения. Заключается оно в следующем. Если пешка доходит до последней горизонтали (8-я для белых пешек и 1-я для черных), она превращается в любую другую фигуру (кроме короля). Наглядно это видно в позициях ниже.






Перед ходом

После хода

Пешка своим ходом шагнула на последнюю вертикаль и превратилась в ферзя.

Конь


Конь – самая «вертлявая» фигура на шахматной доске. Он ходит по необычной траектории по сравнению с другими. и является единственной фигурой, которая может перепрыгивать через другие фигуры.  Номинальная ценность коня – 3 очка.

«Сделать ход конем» - в реальной жизни, как известно, так называют какой-то необычный или особо  хитрый шаг.

Конь ходит буквой «Г».  Траектория его хода указана ниже на диаграмме:



То есть конь своим ходом передвигается на 2 клетки вперед и одну клетку в сторону, образуя букву «Г». Таким вот образом конь может передвигаться и наносить удары в любую сторону. Находясь в центре доски он имеет восемь возможных ходов, а в самом углу только два.



  

В общем и целом это все, что можно сказать о пешках и конях.

Ниже указаны два небольших задания для того, чтобы Вы запомнили принципы ходов пешки и коня. Если вы прочитали урок полностью проблем возникнуть не должно.





Сколько ходов необходимо белому коню, чтобы сбить черную пешку? 

Чёрный конь напал на белую пешку. Каким образом её можно защитить?   


Урок 4. Как ходят фигуры? Слон. Ладья.

Продолжаем изучать, как ходят шахматные фигуры.

Слон.


Слон – это сильная, дальнобойная фигура. Слон примерно равноценен коню. Его номинальная ценность составляет также 3 очка. Однако их тяжело сравнивать. Считается, что слон чуть сильнее коня. Но здесь многое зависит от характера играющего и от требований позиции на доске.

Конь и слон считаются в шахматах «легкими фигурами». Слон ходит и наносит удары только по диагонали во все стороны и на любое расстояние как показано на рисунке.



Слон не может перепрыгивать через фигуры. Таким образом, если на пути слона стоят другие фигуры, его действие ограничено. На диаграмме ниже наглядно видно, как свои же фигуры с трех сторон ограничили слона. С четвертой стороны на пути слона стоит черный конь. Перепрыгивать через него также нельзя, но его можно хотя бы ударить. Свои фигуры, понятное дело, бить нельзя.


Ладья.


Ладья наравне с ферзем, считается тяжелой фигурой. Её номинальная стоимость 5 очков. Ладья считается сильной, но при этом прямолинейной и не очень маневренной фигурой.

«Эту фигуру в войне можно сравнить с пушкой. Стреляет сильно и далеко. Ввиду её высокой номинально стоимости лучше её беречь и держать немного оттянуто, не пуская в гущу событий», такое лирическое отступление о ладье приводит один из итальянских шахматных преподавателей.

Итак, ладья ходит и бьет по прямой на любые расстояния и во все стороны (вперед, назад, вправо и влево). Не может перепрыгивать через другие фигуры. Все, что было сказано про ограничение слона, касается и ладьи.



Таким образом, для того чтобы ладья приносила максимальную пользу её желательно ставить на открытые вертикали.

Ниже указаны легкие задачи для того, чтобы запомнить, как ходят ладья и слон.





Ход белых 
Каким ходом белый слон может, одновременно напасть на черную ладью и коня?                 

Ход черных
Ладья может ударить белого слона. Выгоден ли такой удар черным? Обоснуйте свой ответ



Урок 5. Как ходят фигуры? Ферзь, король.

Ферзь.


Ферзь – самая сильная шахматная фигура. Номинальная стоимость 10 очков.

Как сказал кардинал Ришелье, играя в шахматы с Дартаньяном: «Это королева, она ходит как угодно…». Кардинал сказал по существу верно, за исключением того, что «королева» - не самое правильное название. Эта фигура называется «Ферзь». Но того требовал ход сюжета…

Ферзь ходит во все стороны по вертикали и диагонали на любые расстояния. То есть, он обладает возможностями ладьи и слона одновременно. Не может перепрыгивать через фигуры. Схематично указано на диаграмме ниже. 



Важность ферзя сложно переоценить. Он очень эффективен и в защите и в нападении, очень мобильный и сильный. Единственный минус, который связан с ферзем, это то, что его надо оберегать от нападений. Например, в позиции на следующей диаграмме ферзь белых может ударить одну из нескольких фигур черных: коня, слона и пешку. Однако все эти фигуры находятся под защитой черного ферзя. Если белый ферзь решит ударить кого-либо из них, следующим своим ходом черный ферзь ударит белого.  И любой такой размен белым будет невыгоден, ведь они лишатся своей самой сильной фигуры, а заберут за неё фигуру меньшего достоинства.



Поменять ферзя, скажем на коня или слона практически всегда не выгодно. Равноценно ферзя можно поменять лишь на ферзя соперника, либо сразу на несколько фигур. Хотя бывают случаи, когда шахматисты специально отдают ферзя для достижения какой-либо задачи. Но об этом позже. Пока вам необходимо осознать, что ферзя стоит беречь и использовать рационально как самое сильное ваше оружие.

Король.


Король – самая главная фигура. Он не имеет номинальной стоимости. Его нельзя разменивать, держать под боем фигур соперника. Он требует постоянной защиты. Но это не потому, что король слишком уж слабый как фигура, а потому, что если он погибает, то партия для играющего проиграна.

С другой стороны, король также может передвигаться и бить фигуры соперника. В конце игры, когда фигур на доске на порядок меньше, и прямых угроз королю не так много, его сила оценивается примерно как сила легкой фигуры (коня или слона).

Король, как и ферзь, ходит и наносит удары во все стороны по вертикали и диагонали, но только на одну клетку.



То есть, находясь в середине доски король пробивает 8 полей.

Теперь Вы знаете, как ходят и наносят удары шахматные фигуры. Чтобы запомнить каждую  необходимо попрактиковаться. Для того, чтобы эта практика прошла быстро и весело и при этом эффективно, предлагаю поиграть в так называемый "Шахматный лабиринт":



Сценарий следующий: белый король, это вы. Пешки, это стены вашего дома. Их двигать нельзя. Чёрный конь это гость, которого нужно встретить. Другими словами, надо королем дойти до коня. Как ходит король, думаю, вы помните.

В сущности все просто, король по одной клетке доходит до коня, но не совсем. У вас дома куча мебели, которая мешает добраться до гостя. Например, вот так:



Мебель необходимо отодвигать, чтобы расчистить себе дорогу. Благодаря этой игре, вы сможете быстро запомнить, как передвигается каждая единица этой «мебели»:)

Усложняйте себе задачу до тех пор, пока в вашем доме останется очень мало пространства. Например, вот так:



1-2 часа в день, примерно 1-2 дня в зависимости от ваших личных особенностей. Уверен, после этого как ходят фигуры вы не забудете.
Урок 6. Сравнительная сила фигур. Цель игры.

Итак, мы с вами научились ходить и бить всеми шахматными фигурами.

Теперь встают другие вопросы, какова их стоимость, их ценность? Какова цель игры?

Оценить силу каждой фигуры чрезвычайно сложно. Номинальная стоимость описана в предыдущих уроках, но реальная сила фигуры зависит от массы факторов, среди которых централизация, рабочий простор, перспектива… Если быть точнее, сила фигуры зависит от конкретной шахматной позиции. А этих позиций может быть бесчисленное множество.

Но есть примерная, номинально стоимость, от которой можно отталкиваться:

Пешка–1очко
Конь,слон–3очка
Ладья–5очков
Ферзь–10очков.
Король – бесценен…

Некоторые теории стоимости шахматных фигур утверждают, что слон чуть сильнее коня, а две ладьи чуть сильнее ферзя. Но повторю ещё раз, очень многое зависит от конкретной позиции. Бывает, что и конь сильнее ферзя, правда редко.

Для чего нам нужно знать сравнительную силу фигур? Во-первых, она определяет общую полезность фигуры. То есть ладья, обычно приносит больше пользы на доске, чем скажем слон. Во-вторых, ценность фигуры нужно осознавать при разменах.

Например, если конь соперника нападает на вашего слона. А ваша ладья слона защищает, то в общем, бояться нечего – если конь следующим ходом ударит слона, то ваша ладья ударит коня. Получится размен три на три.



А вот если за место слона будет стоять ваш ферзь, то стоит немедленно позаботиться о его спасении – увести на безопасную позицию, иначе черные ударят ферзя, вы следующим ходом ударите коня черных. Получится крайне невыгодный для белых размен – отдали 10 взяли 3.



Но повторю ещё раз (кажется уже третий) многое зависит от конкретной позиции. Бывает, что более сильная фигура отдается за более слабую (или вообще бесплатно) специально, для достижения более высокой цели. Это называется жертва.

Теперь давайте, определим четкую конечную цель шахматной партии. Цель – победа. Чтобы её достичь, необходимо поставить королю соперника мат. Мат в шахматах – это нападение на короля, от которого нет защиты.

Ниже указаны для примера две позиции, где черному и белому королю объявлен мат. Соответственно в первой позиции победили белые, во второй – чёрные.

       

В первой позиции белая ладья напала на черного короля. При этом королю мешают собственные пешки убежать на 7-й ряд. Во второй позиции черная ладья напала на белого короля. При этом вторая ладья не позволяет королю пойти на 2-ю горизонталь. Такой мат принято называть "линейным". 

Таким образом, фигуры являются инструментом достижения конечной цели. Чем больше и сильнее фигуры у вас и чем меньше и слабее фигуры у соперника, тем проще будет поставить мат королю соперника.

Но съесть больше фигур соперника не является первостепенной задачей. Даже если фигур у вас мало, но вы поставили королю соперника мат – вы победили.

Ниже даны две задачи. В обеих ход белых и надо поставить мат за 1 ход черному королю.

Если вы четко помните, как ходят шахматные фигуры и знаете, что такое мат, проблем быть не должно.

          

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Носит скорее философский характер, нежели чисто практический. Ответить на вопрос «Что такое шахматы» пытались многие известные люди: философы, артисты, ученые. iconЧто такое будущее?
Люди всегда пытались предугадать и предсказать свое будущее. Иногда их предсказания сбывались, иногда нет, но всегда казалось, что...
Носит скорее философский характер, нежели чисто практический. Ответить на вопрос «Что такое шахматы» пытались многие известные люди: философы, артисты, ученые. iconФевраль 2005 г №4 (6)
О ней можно говорить вечно. Однако, порой бывает очень трудно сказать что-нибудь о ней. Это удивительное чувство, ключ к которому...
Носит скорее философский характер, нежели чисто практический. Ответить на вопрос «Что такое шахматы» пытались многие известные люди: философы, артисты, ученые. iconУчебные способности детей, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности
Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа....
Носит скорее философский характер, нежели чисто практический. Ответить на вопрос «Что такое шахматы» пытались многие известные люди: философы, артисты, ученые. iconСогласно историческим источникам, дошедших до настоящего времени,...
То ждет его в будущем, можно ли избежать грядущих событий, а если можно, то как. Как это сделать – заключить договор с дьяволом,...
Носит скорее философский характер, нежели чисто практический. Ответить на вопрос «Что такое шахматы» пытались многие известные люди: философы, артисты, ученые. iconКонспект урока по развитию речи «Что такое тип речи». Цель: дать...
...
Носит скорее философский характер, нежели чисто практический. Ответить на вопрос «Что такое шахматы» пытались многие известные люди: философы, артисты, ученые. iconОно Зигмунд Фрейд я и Оно
«По ту сторону». Оно носит скорее характер синтеза, чем спекуляции, и ставит, как кажется, перед собою высокую цель. Но я знаю, что...
Носит скорее философский характер, нежели чисто практический. Ответить на вопрос «Что такое шахматы» пытались многие известные люди: философы, артисты, ученые. iconДоклад выполнен
Скорее всего, очень многие слышали про то, что где-то, в каких-то таинственных химических лабораториях, люди искусственно создают...
Носит скорее философский характер, нежели чисто практический. Ответить на вопрос «Что такое шахматы» пытались многие известные люди: философы, артисты, ученые. iconДоклад выполнен
Скорее всего, очень многие слышали про то, что где-то, в каких-то таинственных химических лабораториях, люди искусственно создают...
Носит скорее философский характер, нежели чисто практический. Ответить на вопрос «Что такое шахматы» пытались многие известные люди: философы, артисты, ученые. icon«Что такое воспитание?», пытаясь ответить на этот вопрос вспомним,...
Воспитание – это педагогически рациональное управление процессом развития личности ребенка (Закон РФ «Об образовании»)
Носит скорее философский характер, нежели чисто практический. Ответить на вопрос «Что такое шахматы» пытались многие известные люди: философы, артисты, ученые. iconРабочая программа элективного курса
...
Носит скорее философский характер, нежели чисто практический. Ответить на вопрос «Что такое шахматы» пытались многие известные люди: философы, артисты, ученые. iconЧеловечество всегда стремилось к прогрессу и с древних времён искало...
Люди пытались излечивать болезни разными способами если в XX веке умели решать проблемы на клеточном уровне, то в наше время уже...
Носит скорее философский характер, нежели чисто практический. Ответить на вопрос «Что такое шахматы» пытались многие известные люди: философы, артисты, ученые. iconУрока: обучающая: рассмотреть с учащимися причины изменения скорости тел
«Механическое движение», потом попробуем ответить на вопрос «Что такое инерция, где она встречается в нашей жизни?». Затем потренируем...
Носит скорее философский характер, нежели чисто практический. Ответить на вопрос «Что такое шахматы» пытались многие известные люди: философы, артисты, ученые. iconЗлатоусте Кафедра «Социально-правовые и гуманитарные науки»
Предмет имеет скорее просветительский, чем практический характер. Он знакомит студентов с развитием костюма в его исторической последовательности,...
Носит скорее философский характер, нежели чисто практический. Ответить на вопрос «Что такое шахматы» пытались многие известные люди: философы, артисты, ученые. iconШкола выживания, или 56 способов защитить ребенка от преступления. Ольга Богачева, Юрий Дубягин
Ну, что нового?… Задав вопрос, мы тут же о нем забываем и уже не слышим, что нам говорит ребенок. А он, пусть даже еще маленький,...
Носит скорее философский характер, нежели чисто практический. Ответить на вопрос «Что такое шахматы» пытались многие известные люди: философы, артисты, ученые. iconАномалии личности
Этому же служит подчеркивание в предисловиях того, что исследование носит «предва­рительный характер», что «необходимы дальнейшие,...
Носит скорее философский характер, нежели чисто практический. Ответить на вопрос «Что такое шахматы» пытались многие известные люди: философы, артисты, ученые. iconЗимние виды спорта, что это такое?
Многие люди заинтересованы ими, и я в том числе. Об этих видах есть много литературы. Мои основные задачи показать, что эти зимние...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск